Бюллетень Оценка профессиональных рисков и управление ими выпуск 5 Сыктывкар 2011



Скачать 498.63 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2016
Размер498.63 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Управление труда


ОХРАНА И УСЛОВИЯ ТРУДА
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Информационно-аналитический

бюллетень
Оценка профессиональных рисков и управление ими

ВЫПУСК 5

Сыктывкар

2011

Содержание




Оценка профессиональных рисков и управление ими

Стр.


Оценка профессиональных рисков и управление ими, как метод максимального устранения вредных и опасных условий труда

2

Определение понятий «риск», «оценка риска


3

Система управления профессиональными рисками


6

Шаги (этапы) оценки рисков


7

Пример создания в организации Классификатора рисков. Приложение 1

15

Пример создания в организации Карты оценки рисков. Приложение 2

18

Пример создания в организации Алгоритма оценки рисков. Приложение 3

20

Пример создания в организации Шкалы оценки риска Приложение 4

21

Список использованной литературы

22

Оценка профессиональных рисков и управление ими

как метод максимального устранения

вредных и опасных условий труда


Основной задачей модернизации системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи постфактум к управлению рисками повреждения здоровья работников – от существующей «компенсационной» системы, при которой работодатель компенсирует работнику тем или иным способом (в виде денежных или натуральных выплат) вредные условия труда, к системе максимального устранения таких условий, снижению воздействия вредных факторов на здоровье работника, к профилактическим мерам.

Как показывает международная и отечественная практика, уровень опасности в производственной среде не только не уменьшается, но из года в год растет. Разрыв в несоблюдении требований безопасности на рабочих местах остается значительным, и это явно отражается в производственных травмах, смертельных несчастных случаях на производстве, профзаболеваниях, обусловленных неудовлетворительными условиями труда.

Развитие международной практики в области охраны туда идет по пути предупредительных мер в этой сфере, оценки профессиональных рисков и создания эффективной системы управления ими.

Международной организацией труда разработано Руководство по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001 (далее — МОТ-СУОТ 2001).

В основе МОТ-СУОТ 2001 лежит механизм, обеспечивающий беспрерывный цикл улучшения условий труда за счет оценки рисков, планирования и контроля мероприятий по их устранению или снижению. Одной из ключевых задач, определенных в руководстве, является проведение исходного анализа, который должен послужить основой для создания системы управления охраной труда в организации.

В соответствии с МОТ-СУОТ 2001 исходный анализ проводится компетентными лицами с учетом консультаций с работниками и должен:

·  идентифицировать, предусмотреть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;

·  определить, являются ли планируемые или действующие меры защиты адекватными для устранения опасностей или ограничения рисков;

·  проанализировать данные наблюдения за состоянием здоровья работников;

·  результат исходного анализа должен быть задокументирован.

Схожие принципы идентификации опасностей и оценки рисков заложены в OHSAS 18001:2007 «Порядок оценки профессиональной безопасности и здоровья» (Occupational Health and Safety Assessment Series).

Инструменты для оценки риска минимальными усилиями предложены в руководстве «Пять шагов к оценке рисков» Исполнительного Комитета по здоровью и безопасности Великобритании (HSE) в общей оценке рисков для сектора малого и среднего бизнеса Голландии (Королевская Ассоциация MKB Голландии), а также во многих специальных отраслевых оценках рисков.

Сложность решения задач по оценке профессионального риска для нашей страны обусловлена тем, что у нас ранее не практиковалось использование самого термина «риск». Тем не менее за последние годы в России активно внедряется система оценки рисков и управления ими. Методика оценки степени риска ущерба для здоровья работников от действия вредных и опасных факторов рабочей среды и трудовой нагрузки по вероятности нарушений здоровья с учетом их тяжести дана в «Руководстве по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Гигиена труда 2.2.1766-03», утвержденного Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко от 24 июня 2003 год, в ГОСТ Р 12.0.010 – 2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Методика оценки степени риска, анализа опасностей и риска аварий на опасных производственных объектах дана в «Методических указаниях по проведению анализа риска опасных производственных объектов. N РД 03-418-01», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10 июля 2001 г. N 30.

Методика анализа экологических рисков дана в «Методических рекомендациях по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения», утвержденных Руководителем Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России С.И.Ивановым от 27 февраля 2001 г. N 11-3/61-09
Определение понятия «риск», «оценка риска»
Что такое риск?

Согласно ГОСТ Р 12.0.010 – 2009 «Риск – сочетание (произведение) вероятности (или частоты) нанесения ущерба и тяжести этого ущерба».

Определения риска, данные в различных нормативных (как отечественных, так и зарубежных) документах, можно привести к единому знаменателю: риск - это сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба. Что же такого инновационного в переходе к управлению рисками? Внедрение оценки и управления профессиональными рисками направлено на необходимость изменения психологии, как работодателя, так и работника. Прежде всего, это признание того, что и работодатель, и работник должны быть одинаково заинтересованы и нести солидарную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда. А также того, что оценка рисков и управления ими - процесс постоянный, а не единовременная акция вроде аттестации рабочих мест.

Оценка рисков является важным шагом, направленным на защиту работников и бизнеса работодателей, а также на соответствие требованиям законодательства. Она помогает работодателю и работникам сосредоточить свое внимание на тех рисках, которые действительно могут возникнуть на рабочем месте - на тех, которые потенциально могут причинить реальный вред. Большинство примеров показывают, что при помощи непосредственных мер можно полностью контролировать риски. Например, своевременно вытирать пролитое масло, чтобы никто не поскользнулся или задвигать ящик стенного шкафа, чтобы никто не споткнулся. В большинстве своем это простые, дешевые и эффективные меры, обеспечивающие защиту наиболее ценного актива - рабочей силы.


Что такое оценка рисков?

Как уже было сказано выше, оценка рисков - это простое, но тщательное исследование того, что может нанести вред людям в рабочей среде, проводимое таким образом, чтобы работодатель мог взвесить, достаточно ли мер предосторожности уже предпринято, и что именно должно быть сделано с тем, чтобы предотвратить возможные вредные последствия. Работники и другие лица имеют право на защиту от вреда, нанесенного в результате несчастного случая, право на принятие разумных мер контроля.


Для чего оцениваются профессиональные риски?

Несчастные случаи и нарушения здоровья работников могут привести к их гибели и оказать негативное влияние на бизнес в случае сокращения выпуска, повреждения оборудования, роста страховых расходов, привлечения работодателя к суду. Работодателю необходимо проводить оценку рисков на рабочем месте с тем, чтобы он смог на месте применить план контроля над рисками и, таким образом, улучшить условия в сфере здоровья и безопасности работников. 

На уровне отраслей экономики:


  1. для установления класса профессионального риска для отрасли (экономической деятельности) и назначение соответствующего страхового тарифа;

  2. для разработки приоритетных государственных программ по снижению уровня производственного травматизма и профзаболеваний.

На уровне организаций:

  1. для выявления приоритетных направлений улучшения условий труда, обеспечивающих наивысшую результативность при наименьших затратах;

  2. для обоснования компенсаций за потенциальный вред здоровью работников, занятых во вредных условиях труда, если устранение вредных производственных факторов невыполнимо при организации условий труда на современном уровне;

На уровне отдельного рабочего места:

  1. для выявления наиболее существенных рисков и планирование по их устранению;

  2. для снижения остаточных рисков и обеспечения непрерывного совершенствования в области производственной безопасности и здоровья;

  3. для снижения всех видов ущербов от несчастных случаев и профзаболеваний на данном рабочем месте для работников данной профессии;

На уровне организации – работодатель, руководитель организации может задать вопрос «А зачем мне это надо?», если у коммерческих организаций основная цель – извлечение выгоды. Ответ у каждого свой, но при анализе ответов вырисовывается следующая картина, изображенная на рис.1, где напрямую прослеживается получение выгоды из организации работ по охране труда, в том числе из оценки профессиональных рисков. Так или иначе, оценка риска проводится в целях минимизации юридических, финансовых, материальных потерь.

Рис.1


Мезеин С.А. «Оценка профессиональных рисков (задачи, этапы, подходы, возможные решения»

Согласно ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить информирование об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья работников.

Согласно ст. 229.2 Трудового Кодекса Российской Федерации при расследовании несчастного случая комиссия вправе потребовать от работодателя обеспечение выполнения технических расчетов, проведение лабораторных исследований, других работ…

Система управления профессиональными рисками позволяет заблаговременно провести оценку риска, опережая, минимизируя или устраняя развитие негативных ситуаций, а также обеспечить информирование об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья работников.

Следует учитывать, что чем более тяжелый несчастный случай, тем больше разница между числом незначительных инцидентов и смертельного травматизма, т.е. вырисовывается пирамида, изображенная на рис 2.
Рис.2


Система управления профессиональными рисками
Система управления профессиональными рисками позволит работодателю обеспечивать наивысшую результативность при наименьших затратах.

Система управления профессиональными рисками включает:



  • планирование работ по идентификации опасностей и оценке рисков;

  • оценку условий труда на каждом рабочем месте;

  • оценку состояния здоровья работников;

  • мероприятия по снижению риска;

  • контроль выполнения мероприятий по снижению риска.

Управление рисками - процесс постоянный, предполагающий непрерывное совершенствование в области безопасности труда, профессионального здоровья и окружающей среды (экологические риски).

Управляя числом/частотой опасных состояний, инцидентов мы управляем числом/частотой нежелательных событий, каким бы образом мы их не учитывали. Число «опасных состояний», связанных с человеком, по результатам расследования несчастных случаев, колеблется от 60% до 90% (по данным различных источников).

Целью данного документа является попытка проанализировать имеющийся опыт в Российской Федерации по управлению рисками травмирования работников в процессе трудовой деятельности в организациях и выработки плана действий работодателя (руководителя работ по оценке рисков) по выявлению рисков травмирования и составления плана мероприятий по снижению или устранению данного риска.

На основе определения степени серьезности рисков можно расставить приоритеты для устранения и/или снижения уровня рисков на рабочем месте.

В первую очередь необходимо определиться с критериями вероятности рисков, возможной степенью тяжести вреда.

Во многих организациях риски хорошо известны, и необходимые меры контроля легко применимы. Работодатель, вероятно, уже знает, например, о том, что его работники переносят тяжелые грузы, что может причинить вред их спине, или информированы о том, где люди могут наиболее вероятно поскользнуться или споткнуться и упасть. Если это так, то работодатель может проверить, достаточно ли разумных мер предосторожности он предпринял с тем, чтобы избежать травм. В малой организации, если работодатель уверен в том, что он понимает, о чем идет речь, он может проводить оценку рисков сам. Он не обязан быть специалистом по вопросам здоровья и безопасности. Если у него более крупная организация, то он может попросить специалиста по вопросам здоровья и безопасности помочь ему (нанять специалиста). И если он не уверен, он может получать поддержку от тех, кто компетентен в данных вопросах (нанять аудитора). В любом случае он должен убедиться, что он задействовал свой персонал или его представителей в этом процессе. Представители персонала обладают полезной информацией о том, как выполняется работа, что сделает оценку рисков более основательной и эффективной. Однако необходимо помнить, что работодатель отвечает за то, чтобы оценка рисков проводилась надлежащим образом. 


Шаги (этапы) оценки риска
Оценка рисков обычно производится посредством пяти шагов.
Шаг 1. Выявление опасностей:

Сначала необходимо выяснить то, как именно могут пострадать люди.

Существуют несколько источников получения информации о возможных рисках:


  • нормативные правовые акты, справочная литература, отраслевые и межотраслевые правила и др;

  • результаты проверок органов надзора;

  • результаты производственного контроля;

  • результаты аттестация рабочих мест;

  • ведение реестра химических веществ, используемых на производстве;

  • определение свойств, которыми должны обладать СИЗ;

  • наличие инструкции на каждое рабочее место;

  • наличие руководства по эксплуатации оборудования;

  • наблюдение за рабочей средой;

  • анкетирование (использование опросных листов);

  • опыт практической деятельности руководителя работ по оценке рисков.

Работая на определенном рабочем месте каждый день, легко предвидеть некоторые опасности. Поэтому ниже приведен ряд советов работодателю с тем, чтобы помочь ему определить те опасности, которые являются существенными:

- Совершите обход рабочего места и посмотрите, от чего может исходить вероятная опасность, способная причинить вред.

- Спросите у работников или их представителей о том, что они думают. Они могут заметить те вещи, которые могут не сразу привлечь ваше внимание.
- Составьте список опасностей, существующих на предприятии.

Не всегда требуется измерять уровень шума или степень подверженности работников воздействию вредных веществ. Разговаривая с кем-либо на расстоянии одного метра и повышая при этом голос, можно легко предположить, что уровень шума превышает 80 dB(A), а посему является вредным фактором. Если ощутим запах гари в сварочном цехе, то вероятнее всего разрешенный порог допустимой величины загазованности при сварочных работах превышен.


Шаг 2. Определение того, кто может пострадать и как:

Для каждого вредного фактора необходимо выяснить, кому именно может быть причинен вред. Это поможет определить наилучший способ управления риском. Это не означает составление списка конкретных людей с указанием фамилий, здесь речь идет скорее о группах людей (например, «работники склада» или «операторы»).

В каждом случае необходимо определить, какой именно вред может быть нанесен людям, т.е. какая травма или какое нарушение здоровья может быть получено. Например, «укладчики на складе могут получить травму спины от частого поднятия коробок».

Необходимо помнить, что труд некоторых категорий работников связан с повышенными требованиями. Это касается, например, новичков и молодых работников, беременных женщин и кормящих матерей, людей с инвалидностью, т.е. категорий, которые могут быть особенно подвержены рискам.

Некоторым лицам необходимо уделить особое внимание:
- уборщикам, подрядчикам, специалистам по обслуживанию, которые не всегда находятся на определенном рабочем месте;

- посторонним посетителям, которым может быть нанесен вред в результате выполняемой работы;

- в случае, когда данное место работы делится с другой компанией, работодателю необходимо подумать о том, как работа его персонала влияет на работников другой организации, а также о том, как работа других влияет на его персонал;

- поговорить с работниками и поинтересоваться у них, нет ли среди них того, кто мог бы допустить сбой в работе.


Шаг 3. Оценка рисков и определение мер предосторожности:

Отметив опасности, необходимо решить, что с ними делать. Работодатель должен делать все «разумно осуществимое» с тем, чтобы защитить людей от вреда. Работодатель может разработать необходимые меры сам, но самый легкий способ - это сравнить то, чем он занимается, с передовым опытом в данной области. 

Итак, во-первых, он проверит, что он уже делает, подумает над тем, какие меры контроля у него применяются, и как организована работа. Затем он сопоставит ситуацию в своей компании с передовым опытом и увидит, не следует ли сделать больше для того, чтобы соответствовать требованиям отобранных добровольных стандартов передового опыта. Задаваясь этим вопросом, он должен подумать о том, сможет ли он избавиться от вредного фактора вообще и, если нет, как контролировать риски таким образом, чтобы снизить вероятность проявления вреда? 

При осуществлении контроля над рисками необходимо применять приведенные ниже принципы по возможности в следующем порядке:

- стараться применять менее рискованный вариант (например, переключаться на применение менее опасных химических веществ);

- предотвращать доступ к вредным факторам (например, путем охраны);
- организовать работу таким образом, чтобы снизить степень подверженности воздействию вредного фактора (например, путем установления барьеров между пешеходными дорожками и движением транспорта);

- применять средства индивидуальной защиты (например, спецодежду, спецобувь, очки и т.д.);

- обеспечить наличие бытовых объектов (например, пунктов первой помощи, душевых, моек для удаления загрязнений).

Улучшение ситуации в сфере здоровья и безопасности не требует больших затрат. Например, размещение зеркала на опасном слепом углу здания с тем, чтобы предотвратить дорожно-транспортный травматизм - это низко-затратная мера предосторожности, позволяющая снизить риск. Невыполнение таких элементарных мер предосторожности может стоить гораздо дороже, если произойдет несчастный случай.

Привлекая персонал, работодатель может убедиться в том, что то, что он предлагает сделать, будет работать на практике и не приведет к каким-либо новым угрозам.

Не всегда возможно сопоставить вредные факторы с существующим передовым опытом. В этом случае необходимо оценить вероятность или возможность нанесения вреда и степень тяжести его последствий. Ряд методов был разработан в этих целях.

Например, проводить оценку профессиональных рисков посредством пятиступенчатой шкалы оценки, приведенной в Таблице 1:

Таблица 1




Вероятность

Степень тяжести вреда

Умеренная

Средняя

Крайняя

Крайне невероятен

Очень легкий

1


Небольшой

2


Средний

3


Вероятен

Небольшой

2


Средний

3


Высокий

4


Высоко вероятен

Средний

3


Высокий

4


Крайне высокий

5

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница