Бюллетень ansipra arctic Network for the Support of the Indigenous Peoples of the Russian Arctic



страница1/5
Дата25.04.2016
Размер1.25 Mb.
  1   2   3   4   5

БЮЛЛЕТЕНЬ ANSIPRA

Arctic Network for the Support of the Indigenous Peoples of the Russian Arctic

Сеть Арктических Организаций в Поддержку Коренных Народов Российского Севера

11, июль 2004 г. - издание на русском языке



АNSIPRA - информационная сеть, объединяющая ассоциации коренных народов российского Севера с международными учреждениями и организациями, обеспокоенными будущим этих народов. Главной целью Сети является распространение информации, установление контактов и содействие координации проектов.


Секретариат: Norwegian Polar Institute, Polar Environmental Centre

N-9296 Tromsø, Norway

Норвежский Полярный Институт, Центр Поляр ной Окружающей Среды, 9296 Тромсё, Норвегия

Телефон: +47 - 77 75 05 00

Факс: +47 - 77 75 05 01

Эл.почта: ANSIPRA@npolar.no

Интернет: http://npolar.no/ansipra/
Координатор и ред.: Даллманн Винфрид К. (Winfried K. Dallmann)

Зам. координатора: Дьячкова Галина (Galina Diachkova)

Зам. редактора: Голдман Хелле В. (Helle V. Goldman)
Бюллетень ANSIPRA является информационным изданием Сети Арктических организаций в поддержку коренных народов российского Севера. Бюллетень выходит два раза в год. Возможен дополнительный выпуск бюллетеня при наличии достаточной информации. Бюллетень издается на английском и русском языках и рассылается всем зарегистрированным участникам Сети, а также в государственные органы и финансовые учреждения. Рассылка бесплатная. Принимается информация.




СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА:
Информация от Секретариата. Винфрид Даллманн 3

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ:

Коренное население США. Предисловие. Винфрид Даллманн 3

Американские индейцы: земля, природные ресурсы и самоопределение. Джек Аттер 4

Последняя надежда поверженного народа. Маттиас Фойгт 8

Бюро по делам индейцев – обман с размахом. Ренате Домник 9

Веб-сайты коренных народов США в Интернете. 11



Правительство РФ:

Выступление Президента РФ В.В. Путина на собрании представителей северных территорий россии 12



Внеочередное заседание Президиума Государственного Совета РФ ... Галина Дьячкова 13

ПРОЕКТЫ:

Мониторинг нефтяных разработок … Винфрид Даллманн и Владислав Песков 14



Хранители национального прикладного искусства. Людмила Игнатенко 16

Новосибирский государственный университет расширяет рамки Проекта по КНМС. Виктория Чурикова 16

ОБЩЕСТВО:

Социально-экономические проблемы коренных народов Магаданской области ... Винфрид Даллманн 17



«Нелтэнкэ» -кочевой лагерь. Юрий Слепцов 19

ОРГАНИЗАЦИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ:

Представители ООН из арктических стран посетят глобальный форум … Мэри Лидс Стэйплтон 20

Общественная организация «Союз оленеводов Республики Саха (Якутия)». Юрий Слепцов 21

ПРИМЕЧАНИЯ 22

НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 23

ВСТРЕЧИ И КОНФЕРЕНЦИИ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ:

IPS UPDATE, том 3, выпуски 1 и 2. Секретариат Арктического совета

Информация от Секретариата




Только что вышел выпуск бюлле­теня ANSIPRA № 11 на русском языке. В этом выпуске возможно­сти редактирования текстов умень­шились из-за того отсутствия одного из членов нашего секрета­риата. Тем не менее, английская версия статей, имеющихся в этом выпуске, будет представлена в Ин­тернете после их перевода. Одно­временно с выпуском бюллетеня ANSIPRA № 12 в конце года пла­нируется выпуск англоязычного выпуска № 11/12, который также будет содержать статьи, имеющие отношение к настоящему выпуску.


Cвяжитесь с нами:
Секретариат:

Norwegian Polar Institute, Polar Environmental Centre,

N-9296 Tromsø, Norway

Норвежский Полярный Институт, Центр Полярной Окружающей Среды,

9296 Тромсё, Норвегия

Телефон: +47 - 77 75 05 00

Факс: +47 - 77 75 05 01

Эл. адрес: ANSIPRA@npolar.no

Интернет: http://npolar.no/ansipra/
Члены секретариата:

Винфрид Даллманн

Координатор и редактор

Эл. адрес: dallmann@npolar.no

тел.: (+47)-77750648 / 77750500

факс: (+47)-77750501



Галина Дьячкова

Зам. координатора

Эл. адрес: vaegi.gala.mayn@list.ru



Хелле Голдман

Зам. редактора

Эл. адрес: goldman@npolar.no

тел: (+47)-77750618 / 77750500

факс: (+47)-77750501





КОРЕННЫЕ НАРОДЫ:

Коренное население США
Предисловие

Винфрид Даллманн


В последнем выпуске бюллетеня ANSIPRA мы опубликовали первую статью из серии, посвященной проблемам коренных народов других стран. Мы имеем в виду страны, которые в этом отношении можно сравнить с народами Севера, Си­бири и Дальнего Востока Российской Федерации, и которые были колонизированы европейцами в прошлых столетиях. Задача этой серии – предоставить материал для сравнения с ситуацией в России, особенно читателям из отдаленных регионов России, где такая информация малодоступна.

В статье последнего выпуска описывалась политическая ситуация коренных жителей Австралии. Мы запланировали собрать соответствующую информацию, по крайней мере, о США, Аляске, Канаде и странах северно-западной Европы. Для этого выпуска были переведены на русский язык некото­рые статьи о США (за исключением Аляски), которые были опубликованы в течение последних лет в выпусках журнала “bedrohte Völker” (Геттинген, Германия). Положение индей­цев в США, так же как и коренных народов в России, неодно­значное и сложное.

Вместо поиска автора, который написал бы для AN­SIPRA актуальную обзорную статью, мы перевели уже су­ществующие статьи, которые могут рассказать о ситуа­ции индейцев. Во введении объясняются некоторые основные понятия, которые относятся к таким темам, как право на землю и самоопределение (отрывки из книги “American Indi­ans – answers to today’s questions”, Jack Utter, 1994).

Статья Маттиаса Фойгта повествует о конфликте в Вундед Ни в 1973 году и открывает его закулисную сторону. Хотя это событие и произошло уже 30 лет назад, и в юридических вопросах с тех пор многое изменилось, оно показывает уко­ренившееся американское отношение к индейцам, которое на протяжении целого поколения постановления судов не изме­нят. Даже сегодня уровень жизни индейцев в резервациях в США находится гораздо ниже всех остальных групп населе­ния, включая афро-американцев.

В 1973 году Вундед Ни было выбрано активистами, по­тому что оно было местом самого большого кровавого столкновения во времена индейских войн XIX века. Отчаяние из-за потери земли и безнадежности ситуации привели к тому, что среди индейцев Северной Америки возникло рели­гиозное движение «Пляска Духа», которое предвещало конец власти белокожих и возвращение стадов буйволов. Амери­канские власти увидели в этом движении подстрекатель­ство. Предводители движения были арестованы и убиты. Некоторым группам индейцев удалось бежать в холодном декабре 1890 года от новых нападений из предназначенных им резерваций, среди бежавших и группа, насчитывающая примерно 350 членов племени Минниконью-лакота. Практи­чески невооруженные, они были захвачены кавалерией и сда­лись. При разоружении на реке Канкпе Оки (Wounded Knee, Вундед Ни = Раненое колено) прозвучал нечаянный выстрел, после чего охваченные паникой солдаты вырезали около 300 индейцев, среди них - 200 женщин и детей.

Американские индейцы: земля, природные ресурсы и самоопределение
Выдержки из книги Джека Аттера, 1994: «Американские индейцы – ответы на вопросы сегодняшнего дня»



Что такое «индейская резервация»?

Резервация – это территория, отведенная для проживания и использования родственной группой индейцев, деревней или племенем (племенами). Право индейцев на владение землей резерваций сохраняется в Соединенных Штатах для блага вышеупомянутых индейцев. Название «резервация» взято из ранней практики, в соответствии с которой власти принуж­дали, переманивали или каким-либо иным способом угова­ривали индейские племена отказываться или «уступать» большую часть населяемых ими земель, заключая договор с федеральным правительством; при этом в их пользовании сохранялась часть их исконных земель.

Однако не все резервации были образованы посредством за­ключения договора, и не все были созданы на исконных зем­лях племен. … Переселение племен с земель их предков в резервации, создаваемые за пределами этих земель, было также широко распространено. Эта практика началась уже в начале 1820-х гг. Наиболее известный пример – это многие бывшие резервации Оклахомы, в которые в течение XIX в. были переселены около 40 племен из разных районов США.



В зависимости от федеральной политики по отношению к каждой конкретной резервации, в настоящее время некото­рые земли или даже большая их часть может принадлежать не племени, а отдельным представителям индейского насе­ления, или даже не-индейцам. Земли, которые принадлежат не-индейцам, в настоящее время больше не являются собст­венностью США. Они перестали быть собственностью ин­дейцев в результате действия системы распределения земель, учрежденной Конгрессом в 1887 г., и продолжавшей сущест­вовать вплоть до ее отмены Актом реорганизации индейцев в 1934 г.
В чем значение «аборигенного права»?

«Аборигенное право», «исконное право индейцев», или про­сто «право индейцев» - три термина, относящиеся к концеп­ции собственности на землю, которая применялась к корен­ному населению западного полушария евро-американскими правительствами.

С самого начала европейцы хотели определить, какие именно права на исконные земли должны быть законно при­знанными. В ходе обсуждения этого вопроса возникли две противоположные точки зрения. Многочисленные сторон­ники одной из них считали, что после «открытия Америки» индейцы не имеют никаких прав. Согласно этой точке зре­ния, они рассматривались как язычники, стоявшие на пути у намного более развитой цивилизации, которые должны были быть стерты с лица земли. Кроме всего прочего, у них не было никаких документов с нотариальными печатями и лен­тами, удостоверявших владение землей, какие использова­лись европейцами.

Выдающийся испанский теолог Франсиско де Витория предложил иную, вполне либеральную точку зрения на эту проблему уже в 1532 г. Он отклонял священную доктрину «открытия», заявляя, что она применима только к тем зем­лям, которые до этого не принадлежали другим народам. Бо­лее того, согласно его выводам, индейцы «являлись настоя­щими владельцами земель, как с общественной, так и с част­ной точек зрения». Аргументы, приводимые де Витория были столь весомыми, что Папа Павел III включил их в Дек­ларацию 1537 г., в которой он обращался к теме прав собст­венности индейцев и освобождения от рабства. В результате в течение нескольких веков политика колониальных прави­тельств колебалась между наставлением де Витория и пози­цией «никаких прав». Естественно, что мнения индейцев ни­кто никогда не спрашивал.

Для Соединенных Штатов этот вопрос был решен Верхов­ным Судом в … 1823 г. Верховный судья Маршалл в своем письме к суду избрал компромиссную позицию. Он принимал европейскую доктрину «прáва по открытию», при этом заявляя, что она не уничтожает полностью все права индейцев. За правительством закреплялось верховное право на землю, но индейцы сохраняли право населять и использо­вать эту землю, как они делали до тех пор, пока их право не было уничтожено в результате захвата этих земель или по­купки их федеральным правительством. Поэтому «абориген­ное право» - это эксклюзивное право населять и использо­вать данную землю. Оно является высшим по отношению к любому утвержденному праву штата или отдельного лица, однако оно не предполагает полную собственность на землю, на которую не распространяются интересы государства.

Когда индейцы уступали свои территории правительству – это делалось для того, чтобы земля могла перейти в закон­ную собственность государства или кого-либо еще - право индейцев на землю считалось «уничтоженным». Затем эти земли стали частью общественного владения, т.е. они могли быть проданы или переданы в чье-либо распоряжение в со­ответствии с федеральными земельными законами. Кроме того, только федеральное правительство могло уничтожить аборигенное право, и это было сделано в отношении к при­близительно 6 500 000 км2 земли. Для этого были заключены сотни договоров и соглашений, затрачены миллионы долла­ров на выплату компенсаций, которые зачастую были ниже рыночной цены. …


Что такое трастовая земля индейцев?

Начнем с простого определения: трастовая земля - это земля, которой владеют индейцы, право собственности на которую сохраняется за Соединенными Штатами. По существу это означает, что «собственность» разделена между федераль­ным правительством, обладающим «безусловным законным правом», и племенем (или отдельным представителем индей­ского населения), которое обладает полным правом справед­ливости (Национальный Конгресс Американских Индейцев 1976 г.)

Большая часть трастовых земель это земли резерваций, но не вся земля резерваций является трастовой. Это резуль­тат ныне не существующей политики распределения земель резерваций, которая активно проводилась с 1887 по 1934 гг. Следствием этой политики стали огромные объемы продаж земель резерваций представителям не-индейского населения. Однако это коснулось не всех резерваций. Правительство США, помимо обладания правом на трастовую землю, вы­полняет также важные функции по надзору за использова­нием и управлением этими землями. В течение XIX в. феде­ральное правительство, на котором лежала большая часть ответственности за трастовую землю индейских племен по сравнению с местными властями, должно было сохранять эту землю за собой. Целью этого было помешать «нечестному» бизнесу и правительственным интересам в незаконном при­обретении индейских земель. Трастовая земля определялась пятью различными способами: (1) договорами с правитель­ством США, (2) законодательными соглашениями, заклю­ченными с племенами, (3) специальными законодательными предписаниями, (4) приказами Президента, и (5) администра­тивным «изъятием» земель резерваций из общественного владения, производимым министром внутренних дел.

Как уже говорилось, существуют два типа трастовой земли: земля, которой владеют отдельные лица, и земля, ко­торой владеет племя. Согласно имеющимся в настоящее время данным, общая площадь земель, принадлежащих отдельным лицам, составляет около 40 000 км2. Племенам принадлежит около 185 000 км2 из 225 000 км2 трастовых земель. В целом, ни правительство, ни индеец-собственник не могут прода­вать или передавать трастовую землю в чье-либо распоряже­ние без обоюдного согласия. Основным исключением из этого правила является то, что Конгресс в одностороннем порядке может изымать земли индейцев под строительство дамб, ирригационные проекты, автострады федерального на­значения и другие «общественные цели», пользуясь своей спорной «неограниченной» или практически абсолютной властью в делах индейцев.


Какими из важнейших природных ресурсов владеют племена коренных жителей Америки?

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница