Булгакова Мария Ивановна



Скачать 159.59 Kb.
Дата11.06.2016
Размер159.59 Kb.
j:\титул.бирюкова с.в\фотография (8).jpgПрограмма учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 51.02.02  «Социально-культурная деятельность».

Организация-разработчик: ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры»

Разработчик: Булгакова Мария Ивановна, преподаватель специальных дисциплин.

Рекомендована предметно-цикловой комиссией театральных дисциплин

ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры»

Заключение ПЦК №____________ от «____»__________20__ г.




2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины 6

3. Условия реализации учебной дисциплины 14



1. Паспорт программы учебной дисциплины

Методика работы с творческим коллективом

    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 51.02.01. «Народное художественное творчество»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной деятельности, мастер-классах, кружковой работе, повышения квалификации.



1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Данная программа входит в вариативную часть циклов ОПОП. Организационно-творческая деятельность.



1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:



  • реализовывать основные цели и задачи данной программы;

  • организовывать и планировать детский театральный коллектив;

  • использовать передовые методики уроков, занятий и репетиций;

  • формировать коллектив;

  • обладать творческими, педагогическими и организационными данными для создания театрализованного представления, спектакля, сказки.

знать:

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины.

максимальной учебной нагрузки обучающегося 93 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часа;

самостоятельной работы обучающегося 31 час.


2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

93

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

62

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

31

Итоговая аттестация в форме: тестирования


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Методика работы с творческим коллективом

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Вводная тема

Цели и задачи курса. Направленность курса на подготовку специалиста, освоившего систему базовых знаний по методике работы с любительскими коллективами разной направленности, а также об источниках и каналах научной информации о данном объекте исследования.

Роль и место курса в системе подготовки студентов по специальности 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество». Структура курса. Название и основное содержание разделов  и тем программы.

Сущность междисциплинарного подхода к изучению вопросов методики. Взаимосвязь курса с другими общепрофессиональными и специальными учебными дисциплинами.

Методы изучения курса. Формы промежуточного и итогового контроля знаний студентов.



Самостоятельная работа: Найти определение терминов и заполнить мини-словарь руководителя творческого коллектива. Термины: методика, метод, творчество, самодеятельность, художественная деятельность, группа, коллектив, клуб по интересам, кружок, студия, ансамбль, педагог, педагогический такт, педагогическое мастерство, урок, цель, репертуар, репетиция, концерт, смотр, конкурс, фестиваль.


62

2


1

Раздел1. Организационные основы работы самодеятельных коллективов.

Требования к знаниям и умениям:

Студент должен знать:

Понятийный и терминологический аппарат предмета «Методика работы с творческим коллективом».

Нормативно-правовые документы по организации любительских коллективов.

Методику работы с творческим коллективом.

Методы диагностики мотивов и ожиданий участников любительских коллективов.

Требования к профессиограмме современного руководителя творческого коллектива.

Студент должен уметь:

Объяснить сущность основных понятий предмета «Методика работы с творческим коллективом».

Самостоятельно создать и организовать деятельность любительского коллектива.

Использовать методы диагностики участников творческого коллектива.





Тема 1.1.

Особенности и тенденции современного развития самодеятельного художественного творчества.

Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику современного любительского творчества: общественно-политическая ситуация; развитие телекоммуникационной сети; рост уровня благосостояния людей; повышение образовательного уровня субъектов; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров культуры и искусства.

Особенности функционирования любительских коллективов в современной социокультурной ситуации: возрастание социальной роли и общественной значимости любительского творчества; усиление влияния на сферу духовного и практического освоения мира человеком; повышение воспитательной социально-педагогической роли любительского творчества на формирование личности участника; тенденции к образованию новых форм организации самодеятельного творчества.

Правовые и нормативные основы организации художественно-творческой деятельности.

Сущность и основные этапы организаторской деятельности руководителя в процессе создания коллектива: сбор и анализ исходной информации, организационно-педагогическое проектирование, реализация проекта, оценка эффективности работы коллектива. Учет в процессе организации коллектива национально-культурных и культурно-исторических традиций региона, реальных художественных интересов и потребностей различных групп населения.

Взаимосвязь процессов организации и самоорганизации, управления и самоуправления в любительском коллективе.

Проблемные вопросы для самостоятельной подготовки студентов:

Нужна ли сегодня «самодеятельность»?

Должен ли современный творческий коллектив выполнять идейно-художественные и социально-просветительные задачи, или занятия в любительских коллективах нужны в основном как форма творческого самовыражения участника?

Правомерно ли добиваться от участников элементарной сценической, музыкальной, хореографической грамотности если они пришли в коллектив отдыхать?

Что важнее в творческих коллективах: процесс занятий или результат?

Как Вы понимаете выражение «Искусство принадлежит народу». Кто автор этого тезиса?



8




1,2

Тема 1.2.

Понятие «коллектив», особенности любительских художественных коллективов.

Понятие «коллектив», его соотношение с понятием «группа людей». Признаки коллективов самодеятельного творчества: добровольность деятельности субъекта; духовная мотивация; изменение субъекта в сторону большей всесторонности его интересов, потребностей, способностей; собственная активность и инициативность состава; совместная деятельность.

Подходы к классификации любительских художественных коллективов: исполнительские коллективы (кружки, студии, ансамбли всех видов и жанров); авторские коллективы (студии); любительские объединения.

Типы художественно-творческих организаций: учебные, творческие, коммуникативные, комплексные.

Формы творческих организаций: кружки, студии, ансамбли, любительские объединения и др.

Базы создания любительских коллективов: клубные учреждения; школы; центры детского и юношеского творчества; вузы и т.д.



Самостоятельная работа:

ЗАДАНИЕ:


Составить «паспорт» одного из любительских художественных коллективов.

Заполнить таблицу: особенности функционирования коллективов с образовательным компонентом и клубов по интересам.



6




1,2

Тема 1.3.

Руководитель коллектива. Требования к профессиограмме.

Профессиограмма руководителя творческого коллектива. Характеристика блока качеств: профессиональное мастерство, социально-психологические требования, художественно-творческие функции руководителя, организаторские способности.

Педагогический такт, педагогическое мастерство.

Самостоятельная работа:

Составить «творческий портрет» одного из успешных руководителей художественного коллектива.

«Оценить» по пятибалльной шкале соответствие требований к навыкам и умениям выпускника специализации колледжа культуры на данном этапе профессиональной подготовки.

Составить кроссворд по теме: «Требования к профессиограмме руководителя творческого коллектива». Термины: педагогический такт, компетентность, методика, мастерство, педагог, личность.



6




1,2,3

Тема 1.4.

Личность участника коллектива. Методы диагностики

Учет личностных особенностей участников коллектива как основа эффективности педагогической деятельности руководителя. Методы диагностики художественных интересов, потребностей, вкусов, ценностных ориентаций участников. Выявление мотивации участия в коллективе.



Самостоятельная работа:

Разработать анкету по выявлению мотивации участия в одном из художественных коллективов. Обработка и анализ полученных эмпирических результатов.

Подобрать тест. Обосновать выбор данного теста как метода диагностики качеств участника коллектива.


6

2,3

Раздел 2. Руководство педагогическим процессом в творческом коллективе.

Требования к знаниям и умениям:

Студент должен знать:

Принципы организации и методы работы с творческим коллективом.

Технологию разработки образовательных программ.

Методику организации учебного занятия

Психолого-педагогические требования к репертуару.

Студент должен уметь:

разрабатывать образовательную программы для творческого коллектива (соответственно своей специализации).

Разрабатывать поурочный план занятия.

Организовывать репетиционную работу.

Составлять программу творческого отчета, концертного выступления коллектива.

Заполнять учетно-отчетную документацию.






Тема 2.1.

Сущность и структура педагогического процесса в любительском коллективе.

Понятие о цели педагогического процесса и целеполагании. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры участников в любительском художественном коллективе как важнейшая педагогическая задача.

Содержание педагогического процесса и принципы его отбора в любительском художественном коллективе.


6

1,2




Тема 2.2.

Технология разработки педагогических программ для творческих коллективов.

План учебно-творческой деятельности коллектива: реквизиты титульного листа, цели и задачи коллектива, разделы плана. Педагогические программы в сфере дополнительного образования:

титульный лист;

пояснительная записка;

тематический план;

содержание программы;

этапы педагогического контроля, оценка результатов;

условия реализации программы: материально-техническая база, кадровый состав, санитарные и противопожарные условия, финансовое обеспечение;

список литературы:

а) для педагога

б) для обучающихся.

Библиографические требования к описанию источников.



Самостоятельная работа:

Составить рецензию на образовательную программу (по рекомендации преподавателей)



10

1,2,3




Тема 2.3.

Форма работы в творческом коллективе. Методы обучения. Методы художественного обучения:

показ, демонстрация;

повторение, упражнение;

самостоятельная работа;

объяснение и описание.

Методы воспитания. Методы активизации художественно-познавательной деятельности участников коллектива: проблемные вопросы; творческие задания; ролевые игры и др. Система форм работы коллектива (урок, репетиции, концерты, беседы, творческие встречи, вечера отдыха и др.), урок. Компоненты урока. Психолого-педагогическое руководство межличностным общением в художественных коллективах. Методика подготовки и проведения репетиций. Использование современных средств и технологий в художественно-образовательной деятельности.



Самостоятельная работа:

Написать анализ урока по дисциплинам специализации (по схеме)



6




1,2

Тема 2.4.

Руководство художественно-творческой деятельностью.

Понятие: «творческая деятельность»; «художественная деятельность».

Основные виды художественной деятельности: создание, исполнение, восприятие произведений искусства.

Понятие «творчество» и «сотворчество». Творчество создателя, исполнителя, зрителя.

Психолого-педагогические требования к выбору репертуара.

Самостоятельная работа:

Анализ педагогической направленности репертуара одного из любительских художественных коллективов.

Подобрать 2-3 произведения (согласно своей специализации), обосновать выбор данного репертуара.


6

1,2

Тема 2.5.

Организация выступлений творческих коллективов.

Виды сценических выступлений: творческие отчеты, смотры, концерты, фестивали, конкурсы.

Особенности организации гастрольных выступлений.

Самостоятельная работа:

Разработать «Памятку руководителю творческого коллектива при организации гастрольных выступлений»



6

Всего:

Самостоятельная работа

62

31



3. Условия реализации учебной дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- учительский стул, стол;

- двухместные столы;

- стулья ученические;

- доска;

- карнизы;

- шторы.

Технические средства обучения:

- ноутбук;

- CD-диски;

- флеш-носители.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы



Основные источники:

  1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства. Учеб. Пособие. [Текст] / И.П. Андриади. - Издательский центр «Академия», 1999.

  2. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности [Текст] / Т.И. Бакланова. - М., 1992.

  3. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности [Текст] / Т.И.Бакланова. - М., 1992.

  4. В помощь составителям программ любительских творческих коллективов: Информационно-методическое пособие [Текст]. – Сыктывкар, 2004.

  5. Дополнительное образование детей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. О.Е.Лебедева. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.

  6. Кочева, Е.Ю. Стандарт ресурсного обеспечения культурно-досуговых мероприятий [Текст] / Е.Ю. Кочева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. - №11. – С.6-18.

Дополнительные источники:

  1. На Параскеву пятницу [Текст] // Народное творчество. – 2009. – №6. – С.39-41.

  2. Неволина, Г. Классный театр [Текст] / Г.Неволина // Клуб. – 2009. – №12. – С.10.

  3. Неволина, Г. Сергей Пичурин: Театр – это работа [Текст] / Г.Неволина // Клуб. – 2009. – №11. – С.20.

  4. Непешова, А. Мохнатки и перстанницы [Текст] / А.Непешова // Клуб. – 2009. - №12. – С.24.

  5. Никитина, Г.Я. Экспертиза учебных изданий – гарантия качества учебно-методической литературы [Текст] / Г.Я.Никитина // Культура: право, экономика, управление. – 2009. - №1. – С.18.

  6. Приказ Министерства культуры РВ №643 «Об утверждении Положения о звании «Заслуженный коллектив народного творчества» [Текст] // Культура: право, экономика, управление. – 2009. - №4. – С.38.

  7. Примерное Положение о Доме (Дворце, Центре) культуры, Доме (Центре) народного творчества, доме ремесел, доме фольклора, национально-культурном центре [Текст] // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. - №12. – С.76-84.

  8. Резанов, Л. «Зарни-кияс» в столице Коми [Текст] / Л.Резанов // Народное творчество. – 2009. - №6. – С.5.

  9. Страхование концертов [Текст] // Праздник. – 2009. - №10. – С.35.

  10. Стрельникова, И. Свят, Свят, Святки! Театр русских святочных обрядов [Текст] / И.Стрельникова // Клуб. – 2009. - №12. – С.18.

  11. Федорова, В.В. День охотника и оленевода [Текст] / В.В.Федорова // Клуб. – 2009. - №12. – С.26.

  12. Чижиков, В.М. Народная культура – основа формирования мировоззрения человека [Текст] / В.М.Чижиков // Культура: право, экономика, управление. – 2008. - №4. – С.4.4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины



Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

реализовывать основные цели и задачи данной программы; - организовывать и планировать детский театральный коллектив; - использовать передовые методики уроков, занятий и репетиций; - формировать коллектив; - обладать творческими, педагогическими и организационными данными для создания театрализованного представления, спектакля, сказки.

знать: - принципы организации творческого коллектива; - методику работы с творческим коллективом; - психолого-педагогические особенности детей младшего и среднего возраста; - методику организации; творческих занятий, уроков актерского мастерства, словесного действия и сценической практики.


Текущий (ежемесячный) контроль. Планы творческих занятий по специальным дисциплинам.

Итоговый- зачет V семестр.




Вопросы к зачету

(промежуточный контроль)

Методика работы с творческим коллективом. Основные понятия объекта исследования.

Особенности и тенденции современного развития самодеятельного художественного творчества.

Методы диагностики личности участника коллектива.

Технология разработки педагогических программ для творческих коллективов.

Организация выступлений творческих коллективов.

Понятие «коллектив». Классификация любительских коллективов.

Особенности функционирования любительских художественных коллективов (на основе Положения).

Руководитель коллектива. Требования к профессиограмме.

Психолого-педагогические требования к выбору репертуара в любительских коллективах.

Формы работы в творческом коллективе.

Педагогический процесс в творческом коллективе.

Методика организации и проведения репетиций в самодеятельных творческих коллективах.

Сущность и структура педагогического процесса в любительском коллективе.

Менеджмент в деятельности любительских творческих коллективов.

Урок – как основная форма организации образовательного процесса.

Второй вопрос билета: Защита практической работы: рецензия на образовательную программу.

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

(итоговый контроль)

РАЗДЕЛ 1. Организационные основы работы самодеятельных коллективов.

Понятие «коллектив». Особенности функционирования любительских художественных коллективов.

Руководитель коллектива. Требования к профессиограмме.

Методы диагностики личности участника творческого коллектива.

РАЗДЕЛ 2. Руководство педагогическим процессом в творческом коллективе.

Технология разработки образовательных программ для творческих коллективов.

Организация педагогического процесса в творческом коллективе.

Менеджмент в деятельности любительских творческих коллективов.



Методологические и обобщающие публикации.

Разработчик: Булгакова Мария Ивановна, преподаватель специальных дисциплин ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры»



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница