Bologna Follow-up Group (bfug) Наблюдательная группа по Болонскому процессу (bfug)



Скачать 304.89 Kb.
Дата14.02.2016
Размер304.89 Kb.


Bologna Follow-up Group (BFUG)
Наблюдательная группа по Болонскому процессу (BFUG)
На Конференции в Берлине (2003г.) осуществление всех вопросов Берлинского коммюнике, общее руководство Болонским процессом (БП) и подготовка очередной встречи министров образования стран Европы было поручено Наблюдательной группе по Болонскому процессу (BFUG),которая была сформирована в октябре 2003г. Группа является ключевым элементом и исполнительным органом БП.
В настоящее время в составе группы работают представители всех стран-участниц БП, а также представители ряда международных организаций как консультативные члены. Группа проводит свои заседания, как минимум, два раза в год. Возглавляет группу Президент из Европейской Комиссии, вице-президентом является представитель страны, принимающей очередную конференцию министров образования стран Европы. Между заседаниями Наблюдательной группы ее работой руководит Комитет BFUG, возглавляемый председателем — представителем страны, президентствующей в Европейской Комиссии, и вице-председателем — представителем страны, обеспечивающей очередную встречу министров образования.
В целом, наблюдательную работу группы обеспечивает Секретариат, в состав которого входят представители страны, в которой будет проводиться следующая конференция министров.
В странах-участницах БП существуют свои национальные рабочие группы по развитию БП.
В Российской Федерации (РФ) эту функцию исполняет Группа по осуществлению Болонских принципов в России, которая сформированна Министерством образования и науки РФ в 2004 г. В состав Группы входят более 20 человек, которые функционально распределены по нескольким подгруппам, осуществляющих свою деятельность по конкретным проблемам БП. Основными задачами Группы являются:
- анализ хода реализации Болонских принципов в развитии высшего профессионального образования в РФ;
- выработка рекомендаций по осуществлению Болонских принципов в РФ и Европе;
- координация деятельности федеральных органов управления высшим профессиональным образованием РФ по развитию Болонского процесса в России.
Мониторинговые исследования о ходе Болонских преобразований и координацию всех работ в этой области проводит Национальный фонд подготовки кадров (НФПК).
(В.Чистохвалов)

Bologna Process
Болонский процесс
«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), основные цели которого должны быть достигнуты к 2010 г. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Основные идеи Болонской декларации исходят из Великой хартии университетов — Magna Charta Universitatum (Болонья, 1988 г.) и Сорбоннской декларации (Париж, 1998 г.).
В настоящее время (2006 г.) Болонский процесс (БП) объединяет 45 стран. Российская Федерация (РФ) присоединилась к БП в 2003 г. на Берлинской Конференции министров образования стран Европы.
В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать ЕПВО. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (циклы обучения), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц/кредитов (система зачетных единиц/система кредитов) и отражение учебной программы в Приложении к диплому, образец которого разработан Европейской Комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО-СЕПЕС, повышение мобильности студентов, преподавателей, научных работников и административно-управленческого персонала, обеспечение необходимого качества высшего образования (система обеспечения качества), взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. В настоящее время принято говорить о 10-ти позициях БП (action lines): к ранее сформулированным, добавляются введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (обучение в течение жизни»). Кроме того, в настоящее время становится все более принятым говорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве(Европейское пространство научных исследований).
(В.Чистохвалов)

Course unit

Блоки дисциплин/блоки курсов
Блоки дисциплин/блоки курсов — это предметы, которые преподаются в рамках образовательных программ для получения определенной степени. Отдельные блоки дисциплин могут быть объеденены в модули.
В высшем образовании существуют различные по формату курсы. Например:
- лекционный курс, когда преподаватель читает лекции и его общение со студентами минимально;
- семинар, когда студенты готовят и представляют свои письменные работы для обсуждения и критики;
- курс практических занятий, когда небольшая группа студентов работает над темой и регулярно встречается с преподавателем для обсуждения и руководства;
- лабораторный курс, когда большая часть работы проходит в лаборатории.
Понятие «блоки дисциплин» находит в Российской Федерации (РФ) лишь очень ограниченное применение в пределах отдельных высших учебных заведений. Общепринятыми являются понятия «учебный курс», «предмет», «дисциплина». Каждая дисциплина представлена различными видами/формами учебных занятий. В европейском контексте уделяется большое внимание разработке модулей, курсов и учебных планов с европейским содержанием, ориентацией или организацией.
Термины «Блоки дисциплин/блоки курсов» и «модуль» часто используются как синонимы.
(В.Чистохвалов)

Credit system
Система зачетных единиц/система кредитов
Система зачетных единиц представляет собой формализованный способ описания образовательных программ путем присвоения зачетных единиц ее компонентам (дисциплинам, курсам и так далее). Применительно к системе высшего образования определение кредита базируется на различных параметрах, таких как общая трудоемкость учебной работы студента, время контакта с преподавателем при освоении дисциплины учебного плана, результаты его обучения.
В настоящее время в европейских университетах в качестве системы зачетных единиц вводится Европейская система переводных зачетных единиц — ECTS, которая основана на общей трудоемкости работы студента, требуемой для освоения образовательной программы, цели которой обозначены в терминах полученных результатов обучения, знаний, умений и навыков (компетенций). Считается, что при введении ECTS облегчается вопрос академического признания дипломов и квалификаций, делаются прозрачными образовательные программы и учебные планы. Система ECTS должна сделать европейское высшее образование более привлекательным для студентов из разных стран.
В мировой системе высшего образования, наряду с системой ECTS, широко используются и другие кредитные системы, такие как: USCS — американская система кредитов, CATS — британская система кредитов накопления и перевода, UCTS — система передачи университетских кредитов в странах Азии и бассейна Тихого океана.
Практическое внедрение системы предусматривает введение должностей координаторов и консультантов (тьютеров) по ECTS в вузе и на факультете, а также выдачу студентам Приложений к диплому.
Применение данной системы в вузах Российской Федерации (РФ) в настоящее время весьма ограничено и связано с целым рядом проблем, вызванным, прежде всего, несоответствием традиционной российской и европейской систем оценки. Отмечается также расхождение в объеме общей трудоемкости в европейских и российских вузах, 30 и 54 часа в неделю соответственно.
Проектом плана мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ предусмотрена разработка методики формирования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, построенной на основе системы зачетных единиц, а также формирование методических основ накопительной системы зачетных единиц в непрерывном профессиональном образовании РФ.
(В.Чистохвалов)

Cycles

Циклы обучения

В рамках Болонского процесса (БП) в настоящее время различают три цикла или ступени/уровня обучения в системе высшего образования. Наряду с первоначально обозначенными циклами обучения по программам «бакалавр» и «магистр» на конференции в Берлине (2003г.) министры образования стран Европы включили также докторский уровень (Doctoral studies, аспирантура) как третью ступень БП в дополнение к двум основным ступеням высшего образования. На Конференции в Бергене (2005г.) было отмечено, с одной стороны, широкое внедрение двухуровневой системы обучения студентов в большинстве стран, с другой стороны, сохранение необходимости расширения диалога между правительствами и учреждениями высшего образования в этом вопросе. В Бергене вновь был сделан акцент на научно-исследовательской подготовке студентов как предпосылке повышения качества и усиления конкурентоспособности Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). В этой связи в качестве приоритетной ставится задача полного присоединения докторского уровня к общим квалификационным рамкам ЕПВО (общая структура квалификаций/общая структура степеней). Ключевым компонентом третьего цикла является продвижение знаний через самостоятельную научно-исследовательскую работу. Подчеркивается важность исследовательской деятельности в процессе обучения и значение мобильности на докторском и постдокторском уровне.


В Российской Федерации (РФ) происходит частичный переход вузов на систему подготовки студентов по программам «бакалавр» и «магистр» с сохранением и традиционной модели «специалист». Третьему уровню высшего образования в РФ соответствует подготовка соискателей ученой степени в аспирантуре.
Каждый из трех циклов ЕПВО призван подготовить студента/аспиранта к рынку труда, дальнейшему развитию компетенции и активной гражданской позиции.
(В.Чистохвалов)

Diploma Supplement Приложение к диплому

Цель Болонского процесса — расширение доступа к европейскому образованию, в том числе, посредством введения сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения Европейской системы переводных зачетных единиц — ECTS, выдачи выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому на основе зачетных единиц. Это позволит обеспечить трудоустройство выпускников, поскольку все академические степени и другие квалификации будут ориентированы на европейский рынок труда.


Для реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации (РФ) Министерство образования и науки РФ утвердило план мероприятий на 2005-2010 годы. Одним из важнейших мероприятий данного плана является введение в российских вузах Приложения к диплому о высшем профессиональном образовании (ВПО), совместимого с общеевропейским Приложением к диплому о высшем образовании. В 2006г. предусмотрено завершение работы над образцом этого документа, который включает в себя:
- разработку единой системы классификации образовательных программ профессионального образования РФ;
- перевод на английский язык дисциплин федеральных компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и их публикацию;
- разработку методических рекомендаций по заполнению Приложения к диплому о высшем профессиональном образовании;
- создание и обеспечение функционирования веб-сайта с информацией о введении Приложения к диплому о высшем профессиональном образовании для Интернет-портала по Болонской декларации.
(В.Чистохвалов)

ECTS (European Credit Transfer and Accumulating System) –
европейская переводная и накопительная система кредитов
Европейская переводная и накопительная система кредитов (ECTS) – созданная для удобства учащихся система, базирующаяся на оценке трудоемкости учебной работы студента, необходимой для достижения целей обучения по данной программе. Эти цели должны быть описаны в терминах установленных итогов обучения и компетенций. ECTS базируется на принципе соответствия 60 кредитов трудоемкости одному академическому году учебной работы студента очной формы обучения. Трудоемкость учебной работы студента в течение одного академического года в Европе измеряется в пределах 1200 – 1800 учебных часов, что соответствует 25 – 30 часовому содержанию одного кредита. Система ECTS служит для повышения прозрачности систем образования и способствует мобильности студентов в Европе посредством накопления и перевода кредитов. Перевод кредитов гарантируется соглашением, подписанным учреждением, откуда переходит студент, университетом, куда он переходит и самим студентом.
(В.Чистохвалов)

ECTS Information Package/Course Catalogue
Информационный пакет/каталог курсов (ECTS)
Информационный пакет является одним из основных документов Европейской системы переводных зачетных единиц — ECTS. В каждом вузе, где используется ECTS, регулярно издается информационный пакет/каталог курсов на национальном и английском языках (или только на английском языке для программ, преподаваемых на английском языке). Информационный пакет размещают либо на веб-сайте вуза, или/и на бумажном носителе в виде одного или более буклетов. Информационный пакет/каталог курсов содержит три раздела: информация о вузе, информация о программах обучения, общая информация для студента. Каждый университет самостоятельно выбирает формат пакета и принимает решение относительно того, издавать ли его отдельным буклетом или же по частям.
Информация о вузе включает фактический адрес, академический календарь, руководство вуза, список предлагаемых программ обучения, правила приема, процедуры регистрации, наиболее важные правила внутреннего распорядка, а также координатора ECTS в вузе.
Информация о программах обучения включает общее описание (присваиваемые квалификации, требования при зачислении на курс, итоговая аттестация, система оценок знаний студентов, координатор ECTS на факультете), а также описание каждого курса в отдельности (шифр курса, срок обучения, число присваиваемых кредитов, программы учебных дисциплин, рекомендуемая литература, методические материалы, программы практик, список факультативных дисциплин и дисциплин по выбору, график учебного процесса, расположение учебных зданий и маршруты движения к ним, расписание занятий по семестрам, сведения о профессорско-преподавательском составе, тематика рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ, язык обучения).
Общая информация для студента включает: стоимость обучения, условия проживания, медицинская служба, вопросы страхования и финансовой поддержки, международные программы и языковые курсы, а также практическая информация для зарубежных студентов, обучающихся в рамках академической мобильности.
(В.Чистохвалов)

ECTS Learning Agreement
Договор на обучение (ECTS)
Договор на обучение является одним из основных документов Европейской системы переводных зачетных единиц — ECTS и составляется для студентов, обучающихся в рамках академической мобильности в течение определенного периода в вузе другой страны, например, по программе ERASMUS.
В договоре содержится список курсов или модулей курса, которые студент планирует изучить. Для каждого курса/модуля указывается название, кодовый номер и количество переводных зачетных единиц. Соглашение должно быть подписано тремя сторонами: студентом, официальным лицом посылающего на обучение студента вуза, и официальным лицом принимающего учебного заведения. Этот документ дает гарантию того, что прибывающий в другой вуз студент имеет возможность изучить запланированные курсы/модули курса и получает кредиты за прослушанные курсы, успешно сданные студентом. По возвращении студента в родной вуз компетентные органы или лица осуществляют процедуру признания результатов обучения. Договор и официально заверенные результаты обучения гарантируют полное признание прослушанных студентом курсов в другом вузе. В случае изменения условий обучения договор сразу же обновляется.
(В.Чистохвалов)

ECTS Transcript of Records
Копия документов (ECTS)
Копия документов является одним из основных элементов Европейской системы переводных зачетных единиц — ECTS.
Результаты учебы студентов за определенный период документируются и сохраняются копией в ECTS. В документы вносятся список пройденных курсов и модулей, число полученных национальных или местных кредитов (зачетных единиц), оценки, выставленные в данном учебном заведении, и, желательно, соответствующие им оценки ECTS. Документы отражают как количество выполненной работы, так и качество достигнутых результатов.
В случае передачи кредитов все выезжающие на учебу студенты получают копии документов дважды.
Сначала они выдаются в основном учебном заведении и отсылаются в учебное заведение страны пребывания студента. Документы содержат информацию о пройденных курсах, модулях и полученных результатах.
В конце обучения принимающий вуз другой страны выдает и посылает документы в отправившее студента учебное заведение. В документации в установленной форме отражается вся учебная деятельность студента.
Документ является основным инструментом академического признания.
(В.Чистохвалов)

ENQA — European Association for Quality Assurance in Higher Education
Европейскаяассоциация по обеспечению качества высшего образования — ENQA
Европейская сеть по обеспечению качества высшего образования — ENQA была основана в 2000 г. для развития общеевропейского сотрудничества в области обеспечения качества образования (система обеспечения качества).
В ноябре 2004 г. Генеральная Ассамблея преобразовала Европейскую сеть в Европейскую ассоциацию по обеспечению качества высшего образования— ENQA. Сама идея Ассоциации зародилась в рамках осуществления Европейского пилотного проекта по оценке качества высшего образования (1994-95 гг.), который показал полезность обмена опытом в области обеспечения качества высшего образования. Как следствие, идея была поддержана Рекомендациями Совета Европы (98/561/EC от 24.9.1998 г.) по европейскому сотрудничеству в области обеспечения качества образования, а также рекомендациями Болонской декларации (1999 г.).
В своих отчетах ENQA разработала Стандарты и рекомендации по обеспечению качества высшего образования. Министры образования стран Европы приняли эти разработки на Конференции в Бергене (2005 г.) и будут следить за прогрессом в реализации Стандартов и рекомендации. ENQA является членом Наблюдательной группы по Болонскому процессу (BFUG) с правом совещательного голоса.
23 мая 2006 г. Совет ENQA принял решение о присвоении Национальному аккредитационному агентству в сфере образования Российской Федерации (г. Йошкар-Ола) статуса кандидата в члены ENQA.
(В. Касевич, В. Чистохвалов)

ESIB — The National Unions of Students in Europe
Национальные союзы студентов в Европе — ESIB
Национальные союзы студентов в Европе — ESIB является организацией, объединяющей 50 национальных союзов студентов из 37 стран. Первоначально организация возникла в 1982 г. на базе 7 национальных союзов студентов и получила название WESIB — Западно-Европейское студенческое информационное бюро. В 1992 г., потеряв букву «W», организация превратилась просто в ESIB, и, наконец, с 1998 г. по настоящее время носит название «Национальные союзы студентов в Европе», при этом оставляя прежнюю аббревиатуру ESIB.
Национальные союзы студентов открыты для всех студентов страны, независимо от их политических убеждений, религиозной, этнической или культурной принадлежности, сексуальной ориентации, социального положения. Союзы автономны и независимы в принятии решений и являются репрезентативными органами.
Задача ESIB — представлять и продвигать социальные, экономические и культурные интересы студентов на европейском уровне во всех имеющих к этому отношение органах, особенно в Европейском Союзе, Совете Европы и ЮНЕСКО. В составе ESIB представлены 10 миллионов студентов Европы.
С 2001 г. ESIB является консультативным членом Наблюдательной группы по Болонскому процессу (BFUG) и входит в состав ее Комитета, который руководит работой между ее заседаниями.
Значительный прогресс на пути к реализации целей Болонского процесса отмечен в докладе ESIB«Bologna with student eyes»(«Болонский процесс глазами студентов»).
ESIB сотрудничает с Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования — ENQA, Европейской ассоциацией университетов — EUA и Европейской ассоциации учреждений высшего образования — EURASHE в области обеспечения качества образования (система обеспечения качества).
(В.Чистохвалов)

EUA — European University Association
Европейская ассоциация университетов — EUA
Европейская ассоциация университетов — EUA (ЕАУ) представляет интересы европейских университетов и конференций ректоров и является одним из ключевых элементов образовательного сообщества в Европе. Ассоциация образована в марте 2001 г. в результате объединения Ассоциации европейских университетов (CRE) и Конференций ректоров Европейского Союза. Штаб-квартира Ассоциации располагается в Брюсселе, адрес веб-сайта: http://www.eua.be.
Задачей ЕАУ является разработка единой системы образования и научных исследований в Европе путем предоставления поддержки и рекомендаций своим членам, как автономным организациям, для повышения качества преподавания, обучения и научных исследований.
С 2001 г. Ассоциация является консультативным членом Наблюдательной группы по Болонскому процессу (BFUG) и ее Комитета, который руководит работой между ее заседаниями. ЕАУ подготовила два доклада «Основные направления изменений» — «Trends III» (2003 г.) и «Trends IV » (2005 г.), о достигнутых результатах в реализации целей Болонского процесса, которые были в числе официальных документов на Конференциях министров образования. ЕАУ сотрудничаетc Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования — ENQA, Национальными союзами студентов в Европе — ESIB, и Европейской ассоциации учреждений высшего образования — EURASHE в области обеспечения качества образования (система обеспечения качества).
В качестве коллективных членов в состав ЕАУ в настоящее время входят 17 вузов Российской Федерации.
(В.Чистохвалов)


EURASHE — European Association of Institutions in Higher Education
Европейская ассоциация учреждений высшего образования — EURASHE
Европейская ассоциация учреждений высшего образования — EURASHE была образована в Греции в 1990г. и является неправительственной международной организацией. Членами Ассоциации являются национальные и профессиональные ассоциации колледжей, политехнических институтов и отдельные организации. Как правило, в состав EURASHE входят вузы, представляющие высшее профессиональное образование. Хотя институт может быть индивидуальным членом Ассоциации, все же большинство ее членов являются представителями национальных/профессиональных ассоциаций и обществ. Штаб-квартира Ассоциации располагается в Брюсселе, адрес веб-сайта: http://www.eurashe.be.
С 2001 г. EURASHE является консультативным членом Наблюдательной группы по Болонскому процессу (BFUG) и ее Комитета, координирующего работу между ее заседаниями. Ассоциация сотрудничает с Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования — ENQA, Национальными союзами студентов в Европе — ESIB и Европейской ассоциацией университетов — EUA в области обеспечения качества образования (система обеспечения качества).
В качестве коллективного члена от Российской Федерации (РФ) в состав EURASHE входит Ассоциация неправительственных учреждений высшего образования РФ.
(В.Чистохвалов)


European Higher Education Area (EHEA)
Европейское пространство высшего образования (ЕПВО)
Главной целью Болонского процесса является построение к 2010г. Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Создание ЕПВО предполагает:
- введение трехуровневой системы высшего профессионального образования (циклы обучения);
- введение в практику Приложений к диплому о высшем образовании, аналогичных европейскому Приложению к диплому;
- развитие академической мобильности студентов и преподавателей;
- введение стратегии интернационализации высшего образования посредством реализации профессиональных образовательных программ, предлагаемых на разных языках;
- улучшение обслуживания студентов в период их адаптации в другом вузе;
- специализацию деятельности вузовских международных служб с учетом положений Болонской декларации;
- проведение маркетинговых исследований в области высшего образования.
Кроме того, создание общеевропейского образовательного пространства предусматривает:
- организацию рынка образовательных услуг;
- признание квалификаций выпускников;
- сопоставимость требований европейской системы обеспечения качества образовательных учреждений, а также образовательных программ вузов;
- развитие внутривузовских систем контроля качества образования;
- привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.
Построение ЕПВО также означает, что каждый из трех циклов обучения имеет функцию подготовки студента к рынку труда (профессиональная подготовленность к рынку труда).
(В.Чистохвалов)


Mobility
Мобильность
Одной из основных задач Болонского процесса является содействие мобильности студентов, преподавателей, ученых и административно-управленческого персонала. Мобильность является неотъемлемым условием существования и развития Европейского пространства высшего образования (ЕВПО).
Поощряется также виртуальная мобильность как замена физической мобильности. Мобильность студентов предполагает возможность частичного обучения в европейских вузах-партнеров с последующим признанием как времени обучения в зарубежном вузе, так и полученных там переводных зачетных единиц (Европейская система переводных зачетных единиц —ECTS). Мобильность студентов предполагает также доступ к сопутствующим услугам в принимающем вузе. Инструментами осуществления мобильности являются, в частности, ECTS, Приложение к диплому, сети ENIC Network/NARIC Network.
Для преподавателей, ученых и административно-управленческого персонала мобильность означает возможность проведения научных исследований и осуществления преподавательской деятельности, а также стажировки и обмен профессиональным опытом в разных странах-участницах Болонского процесса с соблюдением их прав в установленном законом порядке.


Важным составляющим компонентом мобильности является социальный аспект (социальная направленность). При этом следует отметить, что программы мобильности являются важной составляющей Болонского процесса, однако не носят обязательного характера и осуществляются рамках подготовленных вузами проектов.

(Т. Юдина)

Modules
Модули
Термины «модули» и «блоки дисциплин/блоки курсов» часто используются как синонимы.
В отличие от Европейской системы переводных зачетных единиц — ECTS и Приложения к диплому, для концепции «модуляризации» не существует ни одного документа (например, стандарта, справочника пользователя, основных характеристик и так далее), поясняющего толкование этого термина в европейской системе высшего образования. Поэтому можно обнаружить огромное разнообразие интерпретаций этой концепции, начиная от определения отдельного элемента (лекция, семинар и так далее) как модуля и заканчивая очень сложными модульными системами, содержащими междисциплинарные элементы. Вследствие этого, представляемая вузами информация значительно отличается и затрудняет проводить сравнение.
Одно из множества толкований следующее: модуль — это отдельный или последовательный блок дисциплин/блок курсов, чаще всего в течение одного семестра. Или же — это часть модульной программы обучения, в которой учебный план разделяется на ряд примерно одинаковых по размеру сегментов.
Хотя большое число вузов из 15 европейских стран заявили, что их образовательные программы уже модуляризованы или находятся в процессе модуляризации, все же анализ, проведенный Европейской ассоциацией университетов — EUA, показал, что модуляризация учебных планов, особенно на уровне бакалавриата (бакалавр), встречает затруднения. В этом случае учебные планы имеют тенденцию к более жесткой структуризации по сравнению с традиционной одноцикловой системой и требуют большого числа обязательных дисциплин и контактных часов с преподавателем. Общая проблема в рамках отдельного вуза или факультета — это достигнуть внутреннего согласия о том, что такое модуляризация и как должен выглядеть модуль.
(В.Чистохвалов)


Promoting the European Higher Education Area (EHEA)
Формирование Европейского пространства высшего образования (ЕПВО)
В Пражском Коммюнике (2001г.) «[…] Министры согласились с важностью повышения привлекательности европейского высшего образования для учащихся из Европы и всего мира. Понятность и сопоставимость европейских степеней высшего образования во всем мире должны быть расширены развитием общей системы квалификаций, а также согласованными действиями по обеспечению качества, разработке механизмов аккредитации/сертификации и повышению информативности. Министры особо подчеркнули, что качество высшего образования и научных исследований является и должно быть определяющим фактором привлекательности и конкурентоспособности Европы во всем мире».
В Бергенском Коммюнике (2005 г.) говорится «[…] Мы хотели быть видеть Европейское пространство высшего образования (ЕПВО)
отношениях партнерства с системами высшего образования в других регионах мира, для чего необходимо содействовать сбалансированному обмену студентами и работниками высшей школы, а также сотрудничеству между институтами высшего образования».
Процесс интеграции систем образования государств-участников Болонской декларации является одним из важных элементов формируемого ЕПВО.
Создание ЕПВО означает, в том числе и для Российской Федерации (РФ), переход на Болонские стандарты, которые предусматривают:
- организацию рынка образовательных услуг;
- признание квалификаций выпускников;
- сопоставимость требований европейской системы обеспечения качества образовательных учреждений, а также образовательных программ вузов;
- развитие внутривузовских систем контроля качества образования;
- привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.
Кроме того, создание ЕПВО предполагает:
- введение в практику Приложений к диплому о высшем образовании, аналогичных европейскому Приложению к диплому;
- развитие академической мобильности студентов и преподавателей;
- введение трехуровневой системы высшего профессионального образования;
- введение стратегии интернационализации высшего образования посредством реализации профессиональных образовательных программ, предлагаемых на разных языках;
- улучшение обслуживания студентов в период их адаптации в другом вузе;
- специализацию деятельности вузовских международных служб с учетом положений Болонской декларации;
- проведение маркетинговых исследований в области высшего образования.
Построение ЕПВО означает также, что каждый из трех циклов обучения имеет функцию подготовки студента к рынку труда (профессиональная подготовленность к рынку труда), к дальнейшему развитию компетенций (компетентностный подход) и активной гражданственности.
(В.Чистохвалов)


Social dimension
Социальная направленность
В Болонской декларации (1999г.) нет упоминания о социальной направленности, и только в Пражском Коммюнике (2001г.) было подчеркнута несколько раз социальная сторона Болонского процесса (БП). Социальная значимость состоит в понимании того, что высшее образование является «общественным благом» и «общественной ответственностью».
Повышение конкурентоспособности должно быть сбалансировано улучшением социальных характеристик Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), укреплением социального единства, сокращением неравенства между различными социальными группами, между мужчинами и женщинами на национальном и европейском уровнях. Социальная значимость БП является составной частью ЕПВО и необходимым условием его привлекательности и конкурентоспособности.
Качественное высшее образование должно быть одинаково доступным и свободным для всех. Одинаковая доступность при приеме означает, что каждый, кто имеет возможность, должен иметь доступ к высшему образованию. Свобода при приеме означает, что высшее образование должно быть по-возможности бесплатным, имея тенденцию к символической оплате за обучение. Равный и свободный доступ должен быть предоставлен не только традиционным студентам, но и взрослым и/или занятым на производстве людям. Для этой группы людей необходимым является разработка гибких траекторий обучения и использование Европейской системы переводных зачетных единиц — ECTS, совместимой с накопительной системой зачетных единиц/системой кредитов.
Должны быть созданы условия для того, чтобы студенты могли беспрепятственно закончить учебу независимо от своего социального и экономического положения.
Социальная значимость подразумевает правительственные меры по оказанию финансовой и экономической помощи студентам, особенно из числа нуждающихся, по предоставлению им услуг для расширения их возможностей в получении доступного образования, включая вопросы приемлемого медицинского обеспечения, проживания, социальной защищенности, устройства на работу и обеспечения карьеры и так далее.
(В.Чистохвалов)


Social partners
Социальные партнеры
Активное становление социального партнерства в рамках Болонского процесса (БП) рассматривается в контексте общей социальной интеграции стран-участниц.
Подробный анализ существующих моделей социального партнерства в сфере высшего профессионального образования и обучения приведен в документе Европейского центра развития профессионального образования — CEDEFOP «Роль социальных партнеров в профессиональном образовании и обучении, включая непрерывное образование и обучение».
Существуют три основные межпроизводственные организации, участвующие в европейском социальном диалоге (на межпрофессиональном уровне):
- Европейский центр предприятий с участием общественности и предприятий с общим экономическими интересом — CEEP;
-Союз Конфедераций промышленников и работодателей Европы/Европейский союз ремесленных, малых и средних предприятий — UNICE/UEAPME;
-Европейская конфедерация профсоюзов — ETUC.
Основные проблемы, которые требуют своего решения:
- укрепление сотрудничества с социальными партнерами в работе по осуществлению целей БП;
- необходимо развивать диалог с участием правительств, вузов и социальных партнеров.
В Российской Федерации (РФ) в сфере труда социальное партнерство определяется как особый тип социально-трудовых отношений, присущих рыночной экономике и обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.
К основным целям социального партнерства в сфере профессионального образования относится:
- реализация государственной политики в области профессионального образования и подготовки кадров;
- обеспечение развивающегося рынка труда необходимыми специалистами требуемых профилей и квалификаций с учетом основных тенденций стратегического развития экономики;
- быстрая адаптация подготовки, обучения и переподготовки кадров к изменениям на рынке труда;
- обеспечение рабочими местами безработного и незанятого населения;
- повышение кадрового потенциала, профессиональной мобильности и конкурентоспособности наемных работников.
Для реализации этих целей представляется целесообразным участие социальных партнеров в:
- определении квалификационных требований;
- разработке стандартов профессионального образования и признании квалификаций;
- управлении учебными заведениями (участие в Попечительских советах);
- организации производственного обучения и стажировок, профориентационной работе;
- разработке новых инструментов и методик анализа рынка труда;
- совершенствовании нормативно-правовой базы профессионального образования и обучения;
- разработке новых механизмов финансирования.
Основной формой реализации социального партнерства являются заключаемые в организации коллективные договора, а также соглашения на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации, городов и районов и иные соглашения.
Основным органом системы социального партнерства на всех уровнях являются двусторонние и трехсторонние комиссии.
Основным способом осуществления социального партнерства является социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения консенсуса по вопросам, представляющим взаимный интерес.
В РФ создан постоянно действующий орган социального партнерства — Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В промежутках между заседаниями работу Комиссии обеспечивает Координационный совет, которым руководит координатор Комиссии, назначаемый Указом Президента РФ.
Основными субъектами социального партнерства в сфере профессионального образования являются Министерство образования и науки РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и их органы на местах, службы по вопросам занятости, работодатели (объединения работодателей, отраслевые министерства и ведомства), органы исполнительной власти и профсоюзы.
Основные направления развития социального диалога по вопросам профессионального образования в РФ:
- Разработка механизмов и методик прогностического анализа рынка труда по отраслям и регионам (вертикальная и горизонтальная составляющие) для совместного принятия решений относительно профилей и объемов требуемых специалистов и обеспечения оптимизации ресурсов для реализации принятых решений.
- Разработка и осуществление на постоянной основе мониторинга рынка труда, демографической структуры и моделей занятости для сокращения разрыва между потребностью и реально возможной профессиональной подготовкой будущих работников.
- Внесение в Генеральное Соглашение, региональные и отраслевые соглашения вопросов профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров, с одной стороны, и, с другой - введение вопросов профессионального образования и обучения в практику коллективных переговоров и коллективных договоров на уровне предприятий.
- Участие в определении квалификационных требований, разработке стандартов профессионального образования и признании квалификаций.
- Развитие законодательной и нормативной базы для внутрипроизводственного (внутрифирменного)профессионального обучения, возрождение такого обучения на большинстве предприятий РФ.
- Разработка механизмов финансирования профессиональной подготовки кадров в соответствии с нуждами предприятия. Создание фондов профессионального обучения, профессионального образования, и участие в управлении ими.
- Повышение активности участия работодателей и профессиональных союзов в профессиональной ориентации и профориентационных программах для школьных учреждений, предусматривающих прямой диалог со школьниками.
- Восстановление связи между предприятиями и учреждениями профессионального образования в рамках сотрудничества типа «профессиональное училище — предприятие».
(В.Чистохвалов)


Stocktaking
Критический анализ
На Конференции в Берлине (2003г.) министры образования стран Европы приняли решение провести критический анализ и установить уровень достигнутых результатов в осуществлении реформ в Европейском пространстве высшего образования (ЕВПО). Критический анализ проводился по трем приоритетным направлениям Болонского процесса (БП): обеспечение качества обучения (система обеспечения качества), система двух циклов обучения, признание квалификаций и сроков обучения.
Для выполнения этой задачи Наблюдательная группа по Болонскому процессу (BFUG) на своем заседании 9.03.2004 г. в Дублине создала рабочую группу по критическому анализу (Stocktaking Group). В состав группы вошли представители 6 стран из BFUG, включая представителя Российской Федерации (РФ), а также Европейской Комиссии. В работе группы также приняли участие представители Секретариата BFUG, Информационной сети по образованию в Европе — Eurydice и Министерства образования и науки Норвегии.
Для проведения анализа использовалась информация, содержащаяся в Национальных докладах и представленная на официальном сайте, в вопроснике, разработанном Eurydice, и в официальном докладе этой организации «Взгляд на структуру высшего образования в Европе» («Focus on the Structure of Higher Education in Europe»), а также в консультации с Европейской асcоциацией университетов — ЕUA, Национальными союзами студентов в Европе — ESIB и Советом Европы.
В РФ критический анализ проводит Группа по осуществлению Болонских принципов в РФ, которая сформирована Министерством образования и науки в 2004г.
(В.Чистохвалов)


Transfer and accumulation of credits
Перезачет и накопление зачетных единиц / перезачет и накопление кредитов
Европейская система переводных зачетных единиц — ECTS была введена в 1989 г. в рамках программы ERASMUS/SOCRATES и является единственной системой зачетных единиц/кредитов, которая успешно прошла испытания в европейских университетах.
Первоначально ECTS являлась системой перезачета кредитов, она касалась студентов, обучающихся частично в вузах других стран, и связывалась, в основном, с признанием курсов и сроков обучения за границей при их возвращении домой. При этом признание кредитов должно быть гарантированным. В рамках одного вуза эти гарантии должны быть автоматическими. Между различными вузами автоматическое гарантирование признания кредитов должно быть обеспечено для студентов, обучающихся в рамках программы мобильности.
В настоящее время ECTS становится общеевропейской системой накопления переводных зачетных единиц и их перезачета. Накопление кредитов означает, что студент получит искомую степень (бакалавр, магистр) только в том случае, если он набрал определенное количество кредитов. Кредит представляет собой результат обучения и включает в себя набор компетенций (компетентностный подход). Поэтому необходимо, чтобы компетенции и квалификации, которые уже освоены студентом ранее, принимались во внимание, когда они встроены в новую программу обучения.
Подавляющее число вузов европейских стран приняли
ECTS на законодательном уровне как систему перевода и накопления.
(В.Чистохвалов)


Trends reports
Основные направления изменений
В преддверии каждой Конференции министров образования стран Европы Европейской ассоциацией университетов — EUA была опубликована серия докладов под названием «Trends» («Основные направления изменений»). Это
:
«
Trends I: Trends in Learning Structures in Higher Education» («Перспективы обучающих структур в высшем образовании», 1999г.)
«
Trends II: Towards the European higher education area — survey of main reforms from Bologna to Prague» («Навстречу Европейскому пространству высшего образованияобзор основных реформ от Болоньи до Праги, 2001г.)
«
Trends III: Progress towards the European Higher Education Area» («Навстречу Европейскому пространству высшего образования, 2003 г.)
«
Trends IV: European Universities Implementing Bologna» («Осуществление Болонского процесса в университетах Европы, 2005 г.)
Основным источником информации при составлении докладов служили посещения университетов различных стран группой международных экспертов, хорошо разбирающихся в вопросах образовательной политики и внутривузовской деятельности. Во время посещений вузов экспертами распространялся вопросник для различных категорий работников данного учреждения высшего образования (ректор, проректоры, деканы, преподаватели, аспиранты, студенты и административные работники). Еще один вопросник предназначался для национальных конференций ректоров. При подготовке последнего доклада «Trends IV» группы международных экспертов посетили 62 университета в 29 европейских странах.
Доклады «Trends IV», также как и «Bologna Process Stocktaking» («Критический анализ Болонского процесса», подготовлен рабочей группой по критическому анализу Наблюдательной группы по Болонскому процессу — BFUG), «Focus on the Structure of Higher Education in Europe» («Взгляд на структуру высшего образования в Европе», подготовлен Информационной сети по образованию в Европе — Eurydice), являются официальными документами Конференции министров образования стран Европы.
(В.Чистохвалов)


Tuning project
Проект «Тюнинг»
В 2000г. по инициативе европейских университетов Деусто (Испания) и Гронинген (Нидерланды) был заявлен пилотный проект «Тюнинг», в котором задействовано уже свыше 150 вузов. Целью данного проекта было определение точек референтной совместимости в ряде образовательных программ, для чего первоначально изучалось содержание обучения в таких предметных областях как: деловое администрирование, химия, педагогические науки, европеистика, геология, история, математика, физика. Однако, проект не ставит задачи унифицирования национальных систем в рамках Болонского процесса. Приоритетом исследования является обеспечение прозрачности содержания образования и тем самым достижение взаимного понимания между государствами-участниками Болонского процесса посредством согласования и установления соответствия инвариантных предметной области, а также специальных компетенций выпускников и других результатов обучения.
Министры образования стран-участниц Болонской декларации выражают сомнение в возможности реализации жесткой модели реформ для Европы. В тоже время они не исключают достижения консенсуса по ряду позиций в этой области.
Наличие в ряде стран бинарной системы, предусматривающей введение бакалавриата (бакалавр) и магистратуры (магистр) в дополнение к уже существующим системам (в Российской Федерации (РФ) — диплом специалиста, предполагающий пяти-шестилетний срок обучения), ведет к увеличению количества уровней обучения. Это входит в некоторое противоречие с усилиями по гармонизации образовательных структур. С учетом этого можно прогнозировать некоторые сложности с разработкой сопоставимой системы зачетных единиц и их накоплением в процессе освоения образовательных программ, начиная с трехлетнего обучения до послевузовского уровня, и которые реализуются не в каждой стране-участнице Болонского процесса. Проблема сочетаемости и сопоставимости образовательных систем демонстрирует важность сотрудничества и взаимодействия как на национальном, так и европейском уровнях.
Источником возможных перспектив, учитывающих существующее разнообразие образовательных структур, является создание Европейского пространства высшего образования (ЕВПО). Этот процесс вызывает необходимость приложения дальнейших усилий по устранению барьеров, обновлению методов преподавания и обучения, что должно способствовать развитию мобильности и тесного сотрудничества в этой области.
РФ официально пока не участвует в данном проекте, однако в рамках развития двусторонних связей между российскими и европейскими университетами происходит согласование содержания отдельных дисциплин, блоков дисциплин (модулей). Проблематика организации взаимодействия европейских образовательных систем вызывает живой интерес у вузовской общественности РФ, что нашло свое отражение в плане мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ. В частности компетентностный подход заложен в методологию создания государственных образовательных стандартов нового поколения, которые должны быть введены в действие в 2007-2008 гг.
(И.Халеева, И. Краева)


Workload
Трудоемкость
В системах высшего образования понятие кредитов/зачетных единиц основывается на различных параметрах, включая трудоемкость освоения студентом образовательной программы для получения соответствующих компетенций (компетентностный подход) и результатов обучения. Так как кредиты количественно отражают работу студента для освоения каждого блока дисциплин относительно общей трудоемкости, необходимой для освоения программы в течение академического года в вузе, то под трудоемкостью понимается количественное измерение всех видов учебной деятельности, которые необходимы для получения знаний. К ним можно отнести время контакта с преподавателями при проведении лекций, семинаров и практических занятий, но и также самостоятельную работу студента в библиотеке или дома, подготовку к сдаче экзаменов, поиск информации, проведение научных исследований.
(В.Чистохвалов)

Перечень источников

Lisbon: Convention on the Recognition of Qualification concerning Higher Education in the European Region, Lisbon, 11.IV.1997.
Council of Europe, European Treaty Series - No. 165.
URL: http://conventions.coe.int/Treaty/en/Treaties/Html/165.htm (3.5.2006);
URL: http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/02-CoE/970411Lisbon_con_165.pdf (3.5.2006)


Bologna: The European Higher Education Area. The Bologna Declaration of 19 June 1999. Joint declaration of the European Ministers of Education.
URL: http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/990719BOLOGNA_DECLARATION.PDF (3.5.2006)


Prague: Towards the European Higher Education Area. Communiqué of the meeting of European Ministers in charge of Higher Education in Prague on May 19th 2001.
URL: http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/010519PRAGUE_COMMUNIQUE.PDF (3.5.2006)


Berlin: "Realising the European Higher Education Area". Communiqué of the Conference of Ministers responsible for Higher Education in Berlin on 19 September 2003.
URL: http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/030919Berlin_Communique.PDF (3.5.2006)


Bergen: The European Higher Education Area - Achieving the Goals. Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Bergen, 19-20 May 2005.
URL: http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/050520_Bergen_Communique.pdf (3.5.2006)


Standards: The European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area, Helsinki, 2005.
URL: http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/050221_ENQA_report.pdf (3.5.2006)


Qualifications: Bologna Working Group on Qualifications Frameworks: A Framework for Qualifications of the European Higher Education Area, published by the Ministry of Science, Technology and Innovation, Copenhagen, February 2005.
URL: http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/050218_QF_EHEA.pdf (3.5.2006)


Quality Assurance and Accreditation: A Glossary of Basic Terms and Definitions. UNESCO-SEPES, Bucharest, 2004

Авторы терминов и перевода


Вадим Касевич - доктор филологических наук, профессор, директор Центра Санкт - Петербургского государственного университета, член рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса в РФ, член европейской Наблюдательной группы по Болонскому процессу. Контакт: umo@vk1017.spb.edu


Ирина Краева – кандидат филологических наук, профессор Московского государственного лингвистического университета. Контакт: Irina-Kraeva@mail.ru

Ирина Халеева – доктор филологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, ректор Московского государственного лингвистического университета. Контакт: khaleeva@linguanet.ru

Виктор Чистохвалов – кандидат химических наук, доцент, начальник учебно-методического управления и директор Центра сравнительного и международного образования Российского университета дружбы народов, член рабочей группа по изучению аспектов Болонского процесса в РФ, член европейской Наблюдательной группы по Болонскому процессу. Контакт: chvn@pfu.edu.ru

Татьяна Юдина – доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Контакт: twyudina@rambler.ru



Каталог: attachments
attachments -> Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях
attachments -> Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов по профилактике дезадаптации детей и подростков
attachments -> Педагогическое мастерство и педагогический опыт: теория, практика, технология
attachments -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии
attachments -> Методические рекомендации по информированию родителей
attachments -> Адреса распространения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница