Большие социальные группы. Общая характеристика. Основные положения лекции



Скачать 40.27 Kb.
Дата27.04.2016
Размер40.27 Kb.
Большие социальные группы. Общая характеристика.
Основные положения лекции.

1. Классификация больших социальных групп.

2. Этапы развития больших социальных групп.

3. Сферы психологии больших социальных групп.

4. Массовые явления в больших социальных группах (слухи) и их профилактика.
Классификация больших социальных групп.

В социальной психологии принято классифицировать большие социальные группы :

По длительности существования выделяют:

• более долговременные (социальные слои, этнические образования);

• менее долговременные (праздничные шествия, люди, присутствующие на митингах и демонстрациях, толпа) группы.

По характеру организованности группы делятся:

• на стихийно возникающие (толпа);

• сознательно, целенаправленно организованные (ассоциации, общественные движения).



половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся: демонстрации, митинги и собрания.

Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми.


Этапы развития больших социальных групп.

В своем развитии социальные группы проходят рад этапов.

первый уровень — типологический. Он характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение

в регуляции их индивидуального поведения, но не становятся основанием для создания психологической общности.

второй уровень характеризуется тем, что члены социальной группы осознают свою принадлежность к данной общности, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации.

третий уровень предполагает, что члены группы осознают общность своих интересов и готовы к совместным действиям во имя коллективных целей. По Г.Г. Дилигенскому, это уровень солидарности.


Сферы психологии больших социальных групп.

Мотиваиионно-потребностная сфера характеризуется групповыми:

• мотивацией;

• потребностями;

• интересами;

• ценностями;

• целями;

• установками;

• идеалами.



В мотивационной сфере значимое место занимают жизненные ориентации — система предпочтений, проявляющихся в избирательном поведении, выборе и принятии решения в альтернативных условиях.

Аффективная сфера психологии больших социальных групп включает чувства, эмоции и настроения. Специфическими для больших социальных групп являются социальные чувства. В них отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, событиям социальной действительности.

Феномен общественных настроений — один из важнейших в психологии больших групп, в яркой форме отражающий отношения и оценки людьми состояния объективных процессов, господствующих в обществе в разные периоды развития. Диапазон положительных и отрицательных общественных настроений очень велик. На одном его полюсе могут находиться настроения воодушевления, энтузиазма, оптимизма, на другом - упадка,

растерянности, пессимизма.

Регулятивно-волевую (или деятельностную) сферу психологии больших групп составляют:

• коллективная деятельность;

• групповое поведение.

В деятельности больших социальных групп выделяют: цели, структуру субъектов, формы деятельности.

По своему социальному назначению существенно различаются:

• профессиональная деятельность;

• общественная деятельность.


Массовые явления в больших социальных группах (слухи) и их профилактика.

Слухи распространенное массовое явление в больших группах.

Социально-психологические закономерности их возникновения и распространения являются общими:

• слухи возникают в связи с важными для людей событиями или значимыми для них социальными объектами.

• слухи возникают в условиях неопределенности, когда информация совсем отсутствует, или явно недостаточна, или противоречива и тем самым порождает неопределенность;

• благоприятным фактором порождения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни,какой-то сенсации или чуда и т. п.

2. Слухи выполняют некоторые важные функции:

• слухи, с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потребность;

• слухи в значительной степени снимают неопределенность, в которой человек не может пребывать длительное время,

Стратегия профилактики слухов заключается в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникновению и распространению. Исходя из этого, для предотвращения

слухов необходимо следующее:

стремиться к высокой степени информированности больших групп о наиболее важных событиях. Информация должна быть доступной для понимания и непротиворечивой, что позволит снять

неопределенность. В экстремальных условиях необходимо организовать регулярную работу специальных источников информации;

• в тех случаях, когда слухи уже возникли, важно выяснить их действительные причины и только после этого проводить разъяснительную работу, сделать эти причины достоянием людей,

которые легче поймут и объяснят для себя складывающуюся социальную ситуацию и будут к ней относиться менее эмоционально;

Задача управления слухами становится наиболее важной в любых условиях, опасных для нормального проживания людей, а именно: предвоенная и военная обстановка, различные стихийные бедствия, техногенные катастрофы, крупные аварии, места большого скопления людей.
Д/З Обязательное

Пересказ лекции



Д/з Дополнительное

Подготовить сообщение на тему: «Паника и толпа как разновидность больших групп»


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница