Боковая Марина Валерьевна



Скачать 71,68 Kb.
Дата14.02.2016
Размер71,68 Kb.
#1820
Авторы:

Боковая Марина Валерьевна, заместитель директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Ярославского городского Центра внешкольной работы

по научно-методической деятельности,



Попова Лидия Витальевна, директор муниципального

образовательного учреждения дополнительного образования детей Ярославского городского Центра внешкольной работы


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ЯРОСЛАВСКОГО ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
В особой среде дополнительного образования детей, свободной от классно-урочной системы и образовательных стандартов, дети на основе свободного выбора каждым образовательной программы, детского объединения, педагога, режима работы, области знаний, выходящих за рамки обязательного образования, имеют возможность обогащать свой субъектный опыт как опыт пережитого и переживаемого поведения; осваивать опыт организации жизни через широкий спектр предметной и общественно-полезной деятельности, участие в детском самоуправлении; учатся ответственно работать.

Вместе с тем анализ проблемы педагогического сопровождения развития субъектности ребёнка показывает, что ещё не достигнута полнота научного знания в этой области именно в системе дополнительного образования; имеющиеся исследования не сведены в целостную педагогическую концепцию. В связи с недостаточной разработанностью в педагогике дополнительного образования теоретических основ и педагогических технологий развития субъектности обучающихся, внедрение в практику результатов исследований не носит системного характера.

В этой связи изучение педагогического сопровождения развития субъектности ребёнка в системе дополнительного образования на экспериментальной площадке федерального уровня на базе нашего Ярославского городского Центра внешкольной работы вносит вклад в целостное представление о педагогической деятельности, направленной на создание условий для развития субъектности обучающихся.

Согласно договору о сотрудничестве от «19» марта 2009 г. об организации и сопровождении деятельности экспериментальной площадки Учреждения Российской академии образования «Институт семьи и воспитания» на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Ярославский городской Центр внешкольной работы (далее – Центр) в 2009 году начался эксперимент по теме: «Социально-педагогическое сопровождение развития субъектности ребёнка в дополнительном образовании». Идея проекта состояла в гипотетическом предположении о том, что педагогическая деятельность способствует эффективному развитию субъектности обучающихся старшего школьного возраста в системе дополнительного образования детей.

В ходе эксперимента нами исследовалась проблема: каковы должны быть условия и методические средства (технология, методы, формы, приёмы), обуславливающие эффективность развития субъектности ребёнка в системе дополнительного образования. В процессе опытно-экспериментальной работы была разработана модель педагогического сопровождения развития субъектности ребёнка в дополнительном образовании детей, а в ней прописана технология социально-педагогического сопровождения развития субъектности ребёнка в данной подсистеме образования. Мы не просто разработали модель, но и апрбировали идеи и процессы, заложенные в ней.

Модель педагогической деятельности, направленной на создание условий для развития субъектности обучающихся старшего школьного возраста в системе дополнительного образования детей, отличается вариативностью; персонифицированностью целей, содержания, организационных форм и педагогических условий; преобладанием  динамических характеристик над статическими. Технологический компонент модели обеспечивает развитие активности и рефлексивности старшеклассников, осознанность ими ценностных ориентаций и обусловлен последовательным движением субъекта-старшеклассника по ступеням: осознание проблемы (трудности, обиды, противоречия) – поиск вариантов решения проблемы – выбор варианта – реализация/проба – рефлексия/анализ – преобразование – коррекция.

Основными педагогическими средствами технологии педагогического сопровождения развития субъектности обучающихся старшего школьного возраста в системе дополнительного образования детей определены: индивидуальная программа развития субъектности старшеклассника, общественно-полезная деятельность, портфолио «Развитие социальной активности старшеклассника», методы рефлексии и анализа, тренинговые формы работы, «социальные пробы», кейс-метод, коучинг, проблемное обучение, работа с информационными источниками.

Модель предполагает комплексное рассмотрение развития субъектности старшеклассников как рефлексивного процесса, связанного с осознанием молодыми людьми своей субъектности, и как средового педагогического процесса, ориентированного на диалог субъектов педагогического взаимодействия в образовательной среде. В модели представлено новое содержание рассматриваемой педагогической деятельности по направлениям – аналитико-проектирующее, которое предполагает совместные со старшеклассником обсуждение и анализ проблемного поля и возможной работы по развитию субъектности; консультирующее и координирующее – в формате педагогического сопровождения реализации старшеклассником индивидуальной программы развития его субъектности; организующее и конструирующее – по созданию ситуаций событий и значимой повседневности, организации «социальных проб», процессов самооценки старшеклассников, взаимодействия старшеклассников и педагогов.

Модель отражает гибкость содержания и отсутствие стандартов в системе дополнительного образования детей; вариативность как возможность выбора программ, видов деятельности, педагога, режима занятий, форм общения; профильность; диалоговое взаимодействие внутри разновозрастного детского объединения; насыщенность среды событиями; возможность перевода ситуаций повседневности в ситуации событийности и др.

В модели представлены функции педагогической деятельности, направленной на создание условий для развития субъектности старшеклассников. Аналитико-рефлексивная педагогическая функция предполагает организацию мониторинга индивидуального развития субъектности каждого ребёнка, диагностику сущности возникшей проблемы, анализ информации о её сути и путях решения; развитие рефлексивных способностей обучающихся в выбранных видах деятельности и общении; организацию и стимулирование процессов рефлексии. Прогностико-проектировочная педагогическая функция включает в себя совместное с обучающимися выстраивание и сопровождение их индивидуальных программ развития субъектности, создание проекта взаимодействия с ребёнком, выбор протяжённости, формы, глубины общения со старшеклассником; обоснование прогноза изменений у конкретных детей в социуме. Организационно-коррекционная педагогическая функция включает в себя создание ситуаций осуществления «социальных проб», ситуаций разрешения противоречий на основе выбора; использование организуемых педагогом ситуаций, событий для разрешения проблем.

В модели мы рассматриваем технологию педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассников. Цель данной технологии – создать условия для введения молодого человека в режим развития субъектности, поддержать его, снабдить старшеклассника инструментарием развития субъектности.

Содержание разработанной технологии отражает три аспекта: рефлексивный – связан с осмыслением юношами и девушками своих субъектных характеристик, готовности к развитию субъектности; интегративный – направлен на проявление старшеклассниками субъектности как интегративного качества в образовательной среде, где осуществляются процессы интеграции общего и дополнительного образования детей; идентификационный – предполагает, что сопровождающий и старшеклассник осознают и принимают свои субъектные позиции. Технология обеспечивает субъектную включённость обучающихся в педагогическое сопровождение.

Системообразующее основание данной технологии – разработка старшеклассником и дальнейшая реализация им индивидуальной программы развития субъектности, что предполагает последовательность самостоятельных действий обучающегося через его включённость в выбранные виды деятельности и общение. В процессе сопровождения такой программы педагог помогает старшекласснику из области переживания выйти в область сознания; от констатации и переживания нежелательных фактов перейти к пониманию порождающих их причин; перейти из состояния управляемого – в самоуправляемое.

В модели представлен набор и конкретизировано содержание основных педагогических средств технологии педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассников в системе дополнительного образования детей: общественно-полезная деятельность старшеклассников, проектный метод (разработка и реализация индивидуальной программы развития субъектности старшеклассника, портфолио «Развитие социальной активности старшеклассника», социальное проектирование, социальное творчество); тренинговые формы работы, в основе которых заложено рассмотрение жизненной проблемы с опорой на субъектный опыт участников; «социальные пробы»; кейс-метод; коучинг; проблемное обучение, в т.ч. числе – проблемные, проектные и аналитические обучающие семинары по заявленным образовательным интересам старшеклассников; организация дискурсов и дискуссий; технологии интеграции общего и дополнительного образования детей; исследовательская работа, работа с информационными источниками; студии; педагогическая мастерская «Workshop»; методы рефлексии и анализа и др.



Мы конструировали в ходе экспериментальной деятельности и проверяли на эффективность педагогические условия педагогического сопровождения развития субъектности обучающихся старшего школьного возраста в системе дополнительного образования детей. Надеемся, что акцент на этих условиях – наличие субъектной позиции у обучающихся и педагогов; центрирование на развитии субъектности старшеклассников; обеспечение перехода от управляемого педагогом к сознательно управляемому самим старшеклассником процессу развития собственной субъектности; осуществление процессов развития субъектности старшеклассников с учётом их ценностных ориентаций; приоритет педагогических средств, стимулирующих процессы рефлексии; целостность компонентов модели, в основе которой субъектно-субъектное взаимодействие обучающихся старшего школьного возраста – поможет педагогическим работникам оптимизировать процессы развития субъектности обучающихся в образовательных организациях дополнительного образования.

Скачать 71,68 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница