Боголюбова Л. Н. Городецкой Н. И., Ивановой Л. Ф. «Обществознание» 5-9 кл



Скачать 306.87 Kb.
Дата08.06.2016
Размер306.87 Kb.
ТипРабочая программа курса
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕобществознание 8 класс.jpg

Г. МОСКВЫ

ГИМНАЗИЯ №1532

«Рассмотрено»

на заседании МО

Председатель МО

___________

Протокол № ___ от

«____»____________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР______ Бобылева О.И.

«____»____________2013г.


«Утверждаю»

Директор ГБОУ гимназии №1532 .

__________ Бутырская М.А.

Приказ № __ от «__»____2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

8 класс


(базовый уровень)

Учебный год: 2013-2014

Составитель: учитель истории и обществознания

Шашерина О.А.

г. Москва

2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа курса обществознание 8 класса разработана на основе:



  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004,№ 1089

(в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69);

  • Примерной программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классов;

  • Авторской программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова для 8-9 классов общеобразовательных учреждений Л.Н. Боголюбова ( под редакцией Боголюбова Л.Н. Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф. « Обществознание» 5-9 кл. – М.: «Просвещение», 2010 г.)

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).



  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/2014учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва в редакции от 10 июля 2013 г. Приказ N 544 г.)

  • Учебного плана гимназии №1532

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)

Цели курса:

  • Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  •  Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

  • Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

  • формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова для 8-9 классов общеобразовательных учреждений Л.Н. Боголюбова ( под редакцией Боголюбова Л.Н. Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф. « Обществознание» 5-9 кл. – М.: «Просвещение», 2010 г.), а также примерной программе по обществознанию 5-9 классы. - М.: «Просвещение», 2010.

В программы были внесены изменения:

1. Добавлен вводный урок.

5. Резерв – распределен на контрольные и повторительно-обобщающие уроки.

Изменения внесены за счет резервных часов.



Общая характеристика учебного предмета.

 «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс.  Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.  Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

В 8 классе курс включает четыре темы. Первая — «Что такое человек» — дает представление о отличии человека от других живых существ, раскрываются сущностные признаки, отличающие человека от других живых организмов, а также идет изучение возможностей, потребностей, способностей и интересов человека, позволяет приобщить учащихся к вопросам самопознания, самоопределения.

Следующая тема курса — «Человек и природа» — дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости социализации личности. Тема вводит ученика в круг проблем современного общества и общественных отношений.

Тема «Человек среди людей» вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии.

Тема «Человек в обществе» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Обществознание» c 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения 175 часов. Общая недельная нагрузка 1 час.

  • Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)

Программа рассчитана на использование учебника для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией  Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. ("Просвещение"2009 год)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т.е. интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.

Существенен вклад школьного обществоведческого образования в гражданское становление личности, в развитие ее социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как  научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции РФ; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Все это позволяет формировать компетентность гражданина.

Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.

Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для ее обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и для реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ УРОКОВ:



Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

  • содержания;

  • обучающих средств;

  • методов обучения.

Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

 Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, стартовый контроль, итоговый контроль которые позволяют:



  • Определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.


1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, тесты, зачеты в рамках урока.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года.

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании триместра на основе результатов текущего контроля.

3. Итоговый контроль

Промежуточная аттестация обучающихся 8-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля в форме устного зачета и тестирования.



4. Нетрадиционные формы уроков: урок – игра; диспут, урок – практикум; интегрированный урок

Использование современных образовательных технологий:

Активные и интерактивные методы обучения;

Технология развития критического мышления через чтение и письмо;

Технология уровневой дифференциации;

Информационно-коммуникационные технологии;

Игровые технологии;

Самостоятельная работа учащихся



Контролируемый раздел, тема

Форма контроля

Дата

1

Способности человека. Талант и гениальность. Характер и самовоспитание.

Тест

(Стартовый контроль)



19.10

2

Урок обобщения по теме. Что такое человек?

Тест

(текущий контроль)



30.11

3

Урок обобщения по теме: Место человека в мире природы.

Тест

(промежуточный контроль)



25.01

4

Урок обобщения по теме: Человек среди людей

Тест

22.03

5

Гражданин и государство.

Практическая работа

10.05

6

Современный мир.

Практическая работа

24.05

7

Уроки обобщающего повторения.

Тест

(итоговый контроль)




28.05

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

п/п



Тема.

Кол-во часов



1

Введение.

1 час

2

Что такое человек.

10 часов

3

Человек и природа

5 часов

4

Человек среди людей

8 часов

5

Человек в обществе

11 часов



ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО
35 часов
Введение (1 час)
Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.
Тема 1. Что такое человек (10 час.)
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.
Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет — условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.
Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность — степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание.
Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека.
Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре — необходимое условие человеческого существования- духовность и без духовность.
Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.
Тема 2. Человек и природа (5 час.)
Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.
Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды?
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современного экологического кризиса. Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса. Природа — источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.
Тема 3. Человек среди людей (8 час.)
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения
деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции.
Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм,
конформизм. Свобода личности и коллектив.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь — сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт,
приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность — пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Тема 4. Человек в обществе (11 час.)
Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.
Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы.
Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия.
Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Рыночная экономика. деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибыль. Издержки производства. Предприятие.
Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика
переходного периода в России.
Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе.
Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений? детство — особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.
Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая деятельность: основные условия успеха.
Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы. Политические режимы. Государство, в котором мы живем. Национально- государственное устройство. Местное самоуправление.
Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусства в жизни человека.
Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития общества.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать

-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

-сущность общества как формы совместной деятельности людей;

-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

-первичного анализа и использования социальной информации;

-сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Приложение 1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА с использованием

кодификаторов элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений ГИА 2013г.




Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Для учителя:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2011 – 352с.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 6-9 классы Просвещение. 2011 – 44с (Стандарты второго поколения)

  3. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение. 2011 – 48с (Стандарты второго поколения)

  4. Обществознание. 8 класс: учебник для образовательных учреждений / под ред Боголюбова Л.Н. - М: Просвещение, 2011

  5. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание», 8 – 9 класс / под ред Боголюбова Л.Н. - М: Просвещенние2010

  6. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание», 8 – 9 класс / под ред Боголюбова Л.Н. - М: Просвещение, 2010

Для учащихся:

1.Обществознание. 8 класс: учебник для образовательных учреждений / под ред Боголюбова Л.Н. - М: Просвещение, 2009

2. Обществознание Право в жизни человека, общества, государства. 8 класс. :учебник под редакцией Соболевой О.Б, Бордовского Г.А.Вентана-граф,2013

3. Рабочая тетрадь по курсу «обществознание:8 класс, М.:2011г.




Интернет – ресурсы:

Сайты для учителя:

1.http://www.kremlin.ru - Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

2.http://www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html- Библиотека думающего о России

3.http://old.russ.ru/ist_sovr/express- «Век в зеркале прессы»: ретроспектива газет от «Биржевых новостей» и «Правды» до «Независимой газеты» и «Завтра» по каждому десятилетию ХХ века

4.http://www.idf.ru/almanah.shtml- электронный альманах «Россия. ХХ век».

5.http://www.wciom.ru - Всероссийский Центр изучения общественного мнения

6.http://www.levada.ru - Левада – Центр

7.http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

8.http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» http://www.internet-school.ru – Интернет-школа издательства «Просвещение»: «Обществознание»

9.http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание обществознания в школе»

10.http://it-n.ru- российская версия международного проекта Сеть творческих учителей и др.

Техническое обеспечение образовательного процесса

Материальное обеспечение кабинетов:

Мультимедийный компьютер;

Проектор;

Экран;


Интернет;

Программное обеспечение

Операционная система Windows 98/Me(2000/XP)



Текстовый редактор MS Word
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница