Бизнес-образование как фактор повышения мотивации обучения в вузе



Скачать 87,56 Kb.
Дата24.04.2016
Размер87,56 Kb.


БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В.Ф. Чепель, Л.Г. Казанцева

ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

г. Барнаул


Эффективность и качество учебного процесса напрямую связаны с мотивацией студентов. Какие мотивы в современное время побуждают выпускников школ поступать в вузы, а потом учиться в них? Их множество, но самый основной – это желание получить диплом о высшем образовании, чтобы в перспективе найти интересную, престижную, хорошо оплачиваемую работу. При этом в России не хватает людей, способных открывать фирмы и создавать рабочие места. В результате всё более острой становится ситуация, когда многие выпускники вообще не могут найти работу, не говоря уже о работе по специальности. А вузы страны, в том числе вузы Алтайского региона и г. Барнаула, каждый год выпускают большое количество специалистов, продолжая наполнять рынок труда неуспешными обладателями дипломов. Повышение успешности и эффективности выпускников вузов - это серьёзная социальная проблема. И она, и проблема подъёма экономики России вообще, могут быть решены дополнением профессионального образования обучением знаниям и навыкам предпринимательской деятельности. Это главный вызов современной системе образования, который нашим обществом пока даже не сформулирован. В данном случае мы касаемся только вопроса связи бизнес-образования с мотивацией обучения в вузе.

Сегодня у абитуриента изначально заложен менталитет наёмного работника, который в вузе только укрепляется. Этот менталитет прежде всего характеризуется неготовностью, боязнью брать ответственность на себя. В учебной деятельности это проявляется в пониженной мотивации к обучению, у некоторых она понижена до нуля.

Наш главный тезис состоит в том, что дополнение профессионального образования обучением основам предпринимательской деятельности, изменяет менталитет человека в сторону повышения личной ответственности и тем самым повышает мотивацию к обучению вообще и специальных дисциплин в частности.

До сих пор система высшего образования направлена на подготовку наемных работников. Основные особенности такого обучения заключаются в том, что студентов ориентируют на усвоение «правильных» ответов, в них воспитывают дисциплинированность как исполнительность, подчинение чужому мнению. Функцию контроля за учебной деятельностью студентов осуществляют преподаватели, кафедры, деканаты, а также родители. В таких условиях возникают большие проблемы с внутренней мотивацией студентов к учебе. Студенты изучают предметы не для того, чтобы использовать знания в дальнейшем, а для того, чтобы сдать зачет или экзамен.

Менталитет собственника бизнеса совершенно другой. Предприниматель всегда находится в состоянии самообучения и самообразования, ему необходимы морально-волевые качества лидера, самодисциплина, способности самостоятельно мыслить и решать любые проблемы. Предприниматель внутренне мотивирован на самореализацию своих способностей, на самоконтроль, на защиту своих интересов, на ответственность, на риск и т.д.

Мы считаем, что проблема повышения мотивации может быть решена только в том случае, если студенты уже на студенческой скамье будут нацелены не только на поиск престижных рабочих мест, но и на их создание, если они задумаются о том, как найти и реализовать свою предпринимательскую идею, как научиться защищать свои экономические интересы. Для этого в вузе должна быть создана разноуровневая и дифференцированная система формирования знаний и представлений в области предпринимательской деятельности. В АлтГТУ уже есть многолетний опыт преподавания дисциплины «Основы предпринимательства», разработанной на кафедре предпринимательства и инновационных технологий [1, 2]. Расширение возможностей знакомства с предпринимательством как с успешным видом деятельности позволит студенту выйти на новый уровень личности, мотивированной на самореализацию своих способностей.

В нашей действительности смена менталитета чаще происходит под жестким давлением внешних обстоятельств. При изучении дисциплины «Основы предпринимательства» речь идет о возможности другого пути становления предпринимателя – в результате внутреннего личностного роста и развития. И здесь система высшего образования дает большие возможности, однако их можно использовать только при самостоятельном формировании своей собственной внутренней системы мотивации к учебе. При этом важно, чтобы этот путь в предприниматели стал массовым.

В современных условиях, когда информация является основным экономическим, производственным и предпринимательским ресурсом, все знания, которые студенты получают в вузе при изучении разных дисциплин, являются необходимыми. Однако эти знания не будут «работать» сами по себе автоматически! Необходимо запустить в работу предпринимательские способности, которые из разрозненных мертвых знаний создадут живую действующую систему, создающую востребованный в обществе продукт, товар, услугу и т.д. Кроме того, необходимо постоянное обновление этих знаний. В таких условиях главным органом труда у человека становится его мозг (а не рабочие руки, как это было у большинства в предыдущие эпохи), который требует постоянной тренировки для поддержания работоспособности.

Еще в конце 19 века Джон Бейтс Кларк первым предложил рассматривать предпринимательские способности в качестве одного из основных экономических ресурсов. Предприниматель, используя свои предпринимательские способности, всегда придумывает что-то новое, комбинирует природные, трудовые, финансовые, имущественные, информационные и другие ресурсы, внедряет какую-то инновацию или новшество, в результате чего на рынке появляется новый товар или услуга, а предприниматель получает прибыль. Предпринимательская инициатива сводится к творческому поиску новых возможностей. Эффективность оперирования ресурсами обеспечивается инновационным типом поведения предпринимателя, то есть, его умением увидеть и реализовать новую комбинацию ресурсов, постоянно ее совершенствовать, внося что-то новое.

Для этого необходимо системное мышление, в основе которого лежит теоретическая база, включающая комплекс естественнонаучных, социально-экономических и технических знаний. Необходимо понимать, что весь окружающий мир, включая самого человека, представляет собой иерархически организованную систему систем. Предприниматель, активно преобразуя окружающий мир, встраивает в него свою систему бизнеса, успешность работы которой определяется тем, насколько при ее организации учтены объективные законы природы и общества.

Предметная система в средней школе и в вузе формирует представление о мире в виде разрозненных, не связанных между собой фрагментов. В реальной жизни для того, чтобы правильно ориентироваться и решать возникающие проблемы, необходимо целостное мировоззрение. Учеба для студента будет интересной, эффективной и легкой, если он научится самостоятельно связывать информацию в единую систему и использовать знания и навыки, полученные на одних предметах при изучении других. Каждая учебная дисциплина имеет свой объект и предмет изучения. А соединить их можно только при активном отношении обучаемого ко всему. Уметь находить связи между явлениями на первый взгляд далекими друг от друга – важная функция предпринимателя.

Широко распространено мнение, что способности человеческого интеллекта в современном обществе используются всего на 10-15 %. Также известно, что когда у человека возникает сильная мотивация к деятельности, то запускаются в работу потенциальные ресурсы его психики, что приводит к невиданным результатам. Мотивов заниматься предпринимательской деятельностью много. Главными в условиях современного кризиса являются экономические: иметь средства для достойной жизни и получать прибыль на развитие своего дела. Не менее важными являются мотивы быть лидером, быть успешным в своей деятельности, получать удовольствие от творческой работы, всесторонне развиваться и т.д. Все мотивы вместе или каждый в отдельности могут побудить у студентов желание развивать свои способности, интерес к изучению основ предпринимательства и других дисциплин, жизненную активность и т.д. Смена жизненных ценностей, мотивов и целей означает, что человек становится другой личностью – более самостоятельной, более инициативной, более ответственной.

Мотивация начинается с целей. В первую очередь студенты уже на первом курсе должны скорректировать свои цели, с которыми они пришли в вуз, так как получить диплом о высшем профессиональном образовании – это необходимая, но совсем не достаточная цель в современном обществе, ради которой студенты поступают в вуз, далеко не всегда имея представление о своей специальности. И в этом им помогает дисциплина «Основы предпринимательства», основными целями которой являются:

– подготовить студентов в моральном отношении, показать им, что предпринимательство – это достойный вид человеческой деятельности, необходимое и достаточное условие успешности как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Предпринимательством можно заниматься, имея образование по любой специальности;

– мотивировать студентов к поиску своих предпринимательских идей, в которых так нуждается экономика современного общества;

– дать возможность «примерить на себя» этот непростой вид деятельности каждому студенту, то есть определиться в отношении себя – каковы его обстоятельства, что он хочет добиться в жизни, в чем его призвание;

– дать конкретные представления о способах, условиях и этапах начала и ведения предпринимательской деятельности.

Ни для кого не секрет, что учеба как в средней, так и в высшей школе воспринимается учащимися и студентами как принудиловка и наказание, поэтому возникает сильное сопротивление обучению, на преодоление которого уходит время, тратятся физические силы, здоровье, нервы, финансовые ресурсы и так далее. Поэтому мотивация обучения является наиболее важной составляющей частью учебного процесса, в значительной степени повышающей его эффективность. Студенты должны понимать, что в современных условиях, когда информация становится основным ресурсом, любая возможность получить знания является благом, и что необходимо развивать свои способности к постоянному обучению.

Для преодоления сопротивления студентов к обучению и развития интуиции в процессе преподавания дисциплины «Основы предпринимательства» используются элементы тренинга. Тренинг – это активное обучение, при котором студентам предоставляется возможность самим поднимать интересующие их или даже наболевшие проблемы и самим находить пути их решения, и, что самое главное, получать от этого удовлетворение. При этом необходимо помнить, что в предпринимательстве, как и в целом в жизни, нет готовых ответов, зато есть постоянный творческий поиск, постоянная работа над новой предпринимательской идеей.

С помощью тренингов можно смоделировать разные ситуации, можно взглянуть на себя со стороны и получить объективную оценку своих способностей и действий, можно разобраться в своих чувствах. Но самое главное, на что должен быть направлен тренинг – это ясное понимание своих целей и задач на данный момент времени и их развитие на перспективу. Причем каждый студент должен уметь это определять сам для себя, исходя из той ситуации, в которой он находится, и никто другой за него это не сделает. В таких тренировках соединяются возможности сознания и подсознания, логического и образного мышления, формируется целостное мировоззрение и миропонимание, реализуется главная потребность человека – познавать самого себя и окружающий мир и находить свое место в этом мире для самореализации своих способностей.

Конечно, далеко не все студенты имеют желание или готовность стать предпринимателями, однако в процессе изучения данной дисциплины у них часто возникает желание развивать себя в направлении поиска своей предпринимательской идеи. Кроме того, предприимчивость в современном мире необходима абсолютно всем, а студентам в первую очередь.

Необходимо понимать, что в современном информационном обществе происходит изменение содержания понятия «наемный работник». Наемный работник индустриального общества держится за свое рабочее место, готов полностью исполнять волю начальника, боится совершить ошибку и, самое главное, постоянно нуждается во внешнем контроле. Наемный работник в новом информационном пространстве должен уметь представлять себя работодателю (иногда говорят: «выгодно продать»), решать нестандартные производственные проблемы, принимать на себя ответственность, рисковать, контролировать себя сам и постоянно заниматься самообразованием. То есть наемному работнику в современное время тоже необходимы качества предпринимателя, а значит и система знаний и представлений в области предпринимательской деятельности.



Дисциплина «Основы предпринимательства» является дополнением к высшему профессиональному образованию по любой специальности, ее изучение позволяет самостоятельно формировать и развивать собственную систему внутренней мотивации, которая обеспечивает целостность мировоззрения студентов, повышает эффективность их обучения в вузе и помогает решить проблемы трудоустройства по окончании вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Чепель В.Ф. Бизнес-образование как форма интеграции обучения, науки и производства / В.Ф. Чепель, Л.Г. Казанцева // Механизмы гарантии качества образования: системы, технологии, инновации: Материалы Международной научно-практической конференции. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. – С. 84-87.

  2. Чепель В.Ф. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ф. Чепель, Н.А. Чертов, Е.В. Чепель. – Барнаул, 2008. – 99 с.


Каталог: media
media -> Департамент образования и молодежной политики
media -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
media -> Маргарита Валерьевна Донцова
media -> Вестник Моск ун-та. Сер. 14. Психология. №2006. с. 82-89
media -> Вестник Московского университета. Серия 14 — Психология, №4, 2004, с. 61-69
media -> Образовательный стандарт высшего образования Алтгту система воспитания студентов
media -> Технологии организации образовательной деятельности в инновационном вузе [Текст] / С. Ф. Жилкин [и др.]; авт ред. А. В. Князева; Тольяттинский гос ун-т. Тольятти, 2007. 375 с. 100 экз
media -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»
media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница