Битюков Константин Олегович, к и. н., доцент кафедры социального образования спбаапо



страница1/11
Дата11.02.2016
Размер1.99 Mb.
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Проект

Программы развития

образовательной системы

Адмиралтейского района

2011-2015

Санкт-Петербург, 20112811

Авторы и разработчики Программы

РОО Адмиралтейского района

  • Куликов Павел Александрович, начальник РОО

  • Орлова Вера Петровна, специалист РОО

  • Москаленко Лидия Алекссеевна, специалист РОО

  • Теплякова Лариса Евгеньевна, специалист РОО

  • Туманова Марина Анатольевна, специалист РОО

НМЦ Адмиралтейского района

  • Петрова Симона Игоревна, к.п.н., директор НМЦ Адмиралтейского района (раздел «Качество образования и управление школой»)

  • Цейтлина Елена Юрьевна, к.п.н., заместитель директора НМЦ Адмиралтейского района (раздел «Качество образования и управление школой»)

  • Битюков Константин Олегович, к.и.н., доцент кафедры социального образования СПбААПО, преподаватель НМЦ Адмиралтейского района (общее руководство написанием раздела «Воспитание и дополнительное образование»; проект «Личность. Гражданин. Патриот», «Одаренные и талантливые дети»)

  • Крамарь Наталья Сергеевна, методист по воспитательной работе НМЦ Адмиралтейского района (организационная работа по написанию раздела «Воспитание и дополнительное образование»; проект «Личность. Гражданин. Патриот»)

  • Лебедева Екатерина Викторовна, методист НМЦ (техническая поддержка, оформление Программы)

ДДЮТ «У Вознесенского моста»

  • Боброва Марина Зигфридовна, заместитель директора ДДТ «У Вознесенского моста» (проект «Дополнительное образование детей»)

  • Смирнова Наталья Викторовна, к.п.н., методист по опытно-экспериментальной работе (проект «Дополнительное образование детей»)

  • Шапкина Елена Григорьевна, методист по пропаганде ПДД (проект «Самоуправление и детские общественные объединения»)

  • Анисимова Марина Николаевна, методист по работе со старшими вожатымии руководителями детских общественных объединений (проект «Самоуправление и детские общественные объединения»)

ДДТ «Измайловский»

  • Прасолова Светлана Владимировна, заместитель директора по массовой и методической работе (проекты «Музей и школа», «От толерантности к поликультурности»)

  • Редекопп Евгения Дмитриевна, методист Центра школьного музееведения и исторического краеведения (проект «Музей и школа»)

  • Пискорская Татьяна Юльевна (проект «От толерантности к поликультурности»)

ЦППРК

  • Зайченко Тамара Геннадьевна, заведующая научно-методическим отделом (проекты «Мой стиль – здоровый выбор» и «Эффективность программ духовно-нравственного развития и воспитания»)

  • Павленко Юлия Александровна, педагог-психолог (проект «Ответственное родительство»).

  • Антонова Татьяна Ивановна. директор ГОУ ЦППРК (проект «Мой стиль – здоровый выбор»)

  • Ефимова Галина Александровна, заведующая отделом профилактики зависимого поведения (проект «Мой стиль – здоровый выбор»)

  • Павленко Юлия Александровна педагог-психолог (проект «Ответственное родительство»)

  • Ажимова Ирина Федоровна методист научно-методического отдела (проект «Эффективность программ духовно-нравственного развития и воспитания»)

Рецензент Программы

  • Писарева Светлана Анатольевна, д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики РГПУ им. А.И.Герцена



СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

1. Правовые основы, образовательный запрос и потенциал района как основы разработки Программы развития

2. Цель, ценности и принципы Программы развития

II. Раздел «Качество образования и управление школой»

Паспорт Раздела

1. Цель и основные задачи развития качества образования и управления школой в Адмиралтейском районе на 2011-2015 гг.

2. Инновационное содержание Раздела

3. Основные проекты Раздела

4. Ожидаемые конечные результаты реализации задач Раздела Программы развития

5. Разработчики Раздела Программы РОС

6. Этапы реализации программы РОС в области управления качеством образования и управления школой

7. Организация контроля за реализацией проектов Раздела



Проекты по совершенствованию образовательного пространства Адмиралтейского района

  1. Проект «Доступность качества образования»

  2. Проект «Равные и разные»

  3. Проект «Дошкольник»

  4. Проект «Кадровый капитал»

  5. Проект «Эффективная и открытая школа»

  1. Раздел «Воспитание и дополнительное образование детей»

Паспорт Раздела

1. Цель, задачи, и инновационное содержание развития воспитания и дополнительного образования в Адмиралтейском районе на 2011-2015 гг.

2. Основные проекты Раздела

3. Ожидаемые конечные результаты реализации Раздела Программы развития

4. Разработчики Раздела Программы РОС

5. Этапы реализации программы РОС в области управления качеством образования и управления школой

6. Механизм внедрения проектов по развитию воспитания и дополнительного образования Адмиралтейского района

7. Организация контроля за реализацией проектов Раздела



Проекты по развитию системы воспитания и дополнительного образования детей Адмиралтейского района

1. Проект «Личность. Гражданин. Патриот»

2. Проект «Музей и школа»

3. Проект «От толерантности к поликультурности»

4. Проект «Самоуправление и детские общественные организации»

5. Проект «Эффективность программ духовно-нравственного воспитания и развития»

6. Проект «Мой стиль – здоровый выбор»

7. Проект «Ответственное родительство»

8. Проект «Одаренные и талантливые дети»

9. Проект «Дополнительное образование детей»



IV. Ограничения и риски

V. Глоссарий понятий и терминов, упоминаемых в Программе развития

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Правовые основы, образовательный запрос и потенциал района как основы разработки Программы развития
Разработчики Программы развития районной образовательной системы Адмиралтейского района исходят из официальных документов, запросов педагогического, родительского и ученического сообщества, а также из возможностей районной системы образования.

Правовые основы Программы

Ценности, идеи, цели и принципы Программы развития определяются следующими федеральными и региональными документами:



  • Конституцией Российской Федерации;

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией проекта нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Указом Президента Российской Федерации «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» от 12.05.2009 №536;

  • Указом Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12.05.2009 №537;

  • Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271, и Планом мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011–2015 гг. национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.10 № 750;

  • Приоритетными национальными проектами «Образование» и «Здоровье», утвержденными на заседании Совета по национальным проектам и демографической политике при Президенте Российской Федерации 24 декабря 2008 г. на период 2009-2012 гг.;

  • Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации (до 2016 г.), принятй распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р;

  • Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

  • Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1622-р;

  • Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р;

  • Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», принятой постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795. и Планом мероприятий по патриотическому воспитанию в Санкт-Петербурге на 2011-2015 гг., принятой постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.09.2010 №1193;

  • Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 №61;

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373;

  • Направлениями «Модели для инновационной экономики: российское образование — 2020» и Государственной программой «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»;

  • Концепцией социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 г., утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 № 884;

  • Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга» от 10.09.2007 №1253-р;

  • Программой развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2010–2014 гг., утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.02.2010 №91 (с изм. на 15.10.2010);

  • Планом мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Санкт-Петербурге на 2010–2012 гг., утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2010 № 932;

  • Региональной программой развития инфраструктуры государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 2010–2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.07.2010 №1021;

  • Проектом «Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011-2020 гг.».

В настоящее время российская система образования проходит своеобразную «перезагрузку», когда разрабатываются основополагающие документы, выводящие систему образования на новый этап развития. Так, в процессе обсуждения находятся новый федеральный закон «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, принята «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», начинают работать новые программы в области воспитания, в частности, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и Программа «Толерантность» в Санкт-Петербурге на тот же период.

В Программе развития районной образовательной системы Адмиралтейского района использованы идеи и требования основных федеральных и региональных документов, действующих в данный период.



«Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»1 и План мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011–2015 гг. национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге2 формируют образ обновленной школы как центра взаимодействия с родителями и местным сообществом, с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Особое внимание эти документы уделяют развитию системы поддержки талантливых детей и сохранению и укреплению здоровья школьников. Этим направлениям посвящены отдельные проекты Программы РОС.

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года»3 рассматривает модернизацию образования как необходимое условие для формирования инновационной экономики. На основе опыта Приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье»4, Концепция требует положить в основу развития системы образования такие принципы проектной деятельности как открытость к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Эти принципы являются основополагающими механизмами реализации задач Программы РОС.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации является базовым идейным документом для разработки федеральных образовательных стандартов второго поколения и основ систем воспитательной работы. Идеи Концепции использованы при формулировке целей, задач, ценностей и субъектов деятельности Программы РОС. Содержание проекта самих Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в области воспитательной работы и создания среды для развития личности также учитывается при разработке данной Программы.

Формулировки целей и задач уточняются и конкретизируются исходя из Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011-2020 гг. Многие заложенные в Стратегию проекты определяются как межведомственные. Эти требования формируют юридическую базу для создания районного Совета по воспитанию, объединяющего деятельность различных отделов Администрации Адмиралтейского района как одного из механизмов реализации целей Программы РОС.

Целая серия федеральных и региональных документов определяет работу отдельных проектов Программы РОС.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»5 и План мероприятий по патриотическому воспитанию в Санкт-Петербурге на 2011-2015 гг.6 формируют рамки для проекта «Личность. Гражданин. Патриот».

Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (Программа «Толерантность»)7 вместе с другими документами определяет стратегию проекта «От толерантности к поликультурности».

Проект Концепции развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге способствуют уточнению параметров проекта «Самоуправление и детские общественные объединения».



Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (до 2016 г.)8 и Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» формируют поле идей и принципов проекта «Одаренные и талантливые дети».

Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы»9, Программа развития физической культуры и спорта в Санкт- Петербурге на 2010–2014 гг.10, а также Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга»11 в части развития системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, обеспечивающей здоровьесберегающие условия организации образовательной деятельности учащихся, определяют содержательные и организационные рамки проекта «Мой стиль – здоровый выбор».

Образовательный запрос к системе образования Адмиралтейского района

Запрос к системе образования района изучался в ходе подготовки к разработке Программы развития на проектировочных семинарах и в процессе обобщения имеющейся у школ информации о запросах родителей, учащихся, социума. Разработке Программы предшествовал сбор информации о намерениях школ участвовать в предполагаемых проектах Программы, что позволило сформировать рабочие группы:



  • представители РОО, НМЦ, директора школ (проекты «Кадровый капитал» и «Эффективная и открытая школа»);

  • специалисты НМЦ, завучи школ (проект «Доступность качества»);

  • методисты НМЦ, руководители ДОУ (проект «Дошкольник»);

  • специалисты НМЦ, руководители ОУ (проект «Равные и разные»);

  • руководители и методисты НМЦ, ДДТ, ОУ (проекты Раздела «Воспитание и дополнительное образование»).

Компетентность участников созданных групп, их осведомленность в вопросах по каждому из направлений позволили в ходе разработки проектов Программы учитывать запросы, предъявляемые к образовательной системе района.

В апреле 2010 г. в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга было проведено исследование по видению проблем воспитательной работы12.

Среди областей, в которых школам была бы полезна поддержка районных методических служб, были названы: юридические и психолого-педагогические консультации по вопросам воспитательной работы. В то же время, по-прежнему востребованы курсы по повышению квалификации и семинары по обобщению опыта.

Детские конкурсы востребованы больше среди классных руководителей, а потребность в педагогических конкурсах есть только у классных руководителей начальной школы.

Объединение усилий образовательных учреждений с другими организациями для решения проблем в воспитательной деятельности требует работа с детьми с отклоняющимся поведением, будь то одаренные дети или профилактика преступности и наркомании. Гораздо меньшую потребность в таком взаимодействии вызывают остальные области, в т.ч. гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, налаживание социального партнерства, музейная педагогика.

Выводы по данному исследованию отражают современную ситуацию в области воспитания в целом. Работники образовательных учреждений, имея значительные проблемы в работе с родителями, ищут выход в юридической формализации этих отношений (корреляция ответов на первый и второй вопросы). Кроме того, внешней помощи они ищут, прежде всего, в вопросах позитивного и негативного отклоняющегося поведения: поддержка одаренных детей, профилактика наркомании и преступности. В решении же вопросов духовно-нравственного воспитания, которые ставятся во главу угла воспитательной работы стандартами второго поколения, учителя пока полагаются преимущественно на собственные силы.


Образовательный потенциал районной образовательной системы

Образовательная система района состоит из органа управления (Отдела образования), образовательной сети организаций обязательного и дополнительного образования детей (ДДЮТ «У Вознесенского моста» и ДДТ «Измайловский»), а также образовательной инфраструктуры района (НМЦ и ЦППРК).



Отдел образования осуществляет управление (планирование, руководство, координацию и контроль) функционированием и развитием воспитательной работы района.

Образовательная сеть района состоит из 36 государственных образовательных организаций начального, общего и среднего (полного) образования:

  • 2 начальных образовательных школ (№615 и 624);

  • 18 средних образовательных школ (№ 225, № 229, № 232, № 234, № 241, № 243, № 245, № 256, № 259, № 260, № 267, № 280, № 286, № 287, № 288, № 307, № 317, № 564);

  • 6 средних образовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов (№ 235, № 238, № 255, № 263, № 266, № 306);

  • 1 лицея (№281);

  • 3 гимназий (Вторая санкт-петербургская гимназия, № 272, № 278);

  • 1 вечерней (сменной) общеобразовательной школы (№ 195);

  • 5 специализированных (коррекционных) общеобразовательных школ (в т.ч. 1 школы-интерната) (№ 2, № 5, № 231, № 522, № 616);

В районе также работает 1 детский дом (№ 26).

Все образовательные ГОУ имеют свои планы воспитательной работы и находятся под управлением Отдела образования.

В районе функционируют и 5 негосударственных образовательных учреждений (№224, «Дипломат», «Логос», Герценовская международная школа, «Санкт-Петербургская школа «ТТИШБ»), имеющих свои программы и планы воспитательной работы, соответствующие стандартам образования.

В своей работе по развитию образовательного пространства район опирается на инновационный опыт школ района.

В районе проводятся традиционные конференции «Лабиринты науки», являющиеся главным районным событием каждого учебного года по выявлению талантов школьников.

В систему дополнительного образования детей района входят ДДЮТ «У Вознесенского моста», ДДТ «Измайловский» и 11 отделений дополнительного образования детей на базе образовательных учреждений района.



Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста» является победителем III Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей в номинации «Дворец», имеет богатые традиции в области работы с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления, ведет проект «Адмиралтейская инициатива». Дворец осуществляет деятельность по повышению компетенции педагогов УДОД и ОДОД образовательных учреждений района и является районным научно-методическим центром развития воспитания и дополнительного образования детей.

Дом детского творчества «Измайловский» обладает большим потенциалом координации воспитательной деятельности образовательных организаций района. В частности, ведется работа в области патриотического воспитания, активно функционирует методическое объединение руководителей школьных музеев, которые являются центрами гражданско-патриотического воспитания в своих школах. Значительный опыт накоплен по координации программы «Толерантность», сложилась система работы, направленная на решение задач по формированию у учащихся образовательных учреждений Адмиралтейского района позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей.

В районе также действуют ГУ «Центр «Адмиралтейский» по работе с подростками и молодежью», ГУ «Подростковый клуб «Прометей», Дом молодёжи «Рекорд», Клуб юных моряков «Адмиралтеец».



Инфраструктура образовательной системы района представлена НМЦ и ЦППРК

Научно-методический центр Адмиралтейского района активно занимается обучением педагогов района, является городской экспериментальной площадкой и лауреатом Всероссийского конкурса методических служб.

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции осуществляет психологические консультации (в т.ч. по профориентации), реализует комплекс образовательных программ, направленных на освоение учащимися универсальных учебных действий, формирование системы базовых ценностей, социальных компетентностей, культуры здорового образа жизни. ЦППРК ведет профилактику школьной дезадаптации, зависимостей и правонарушений, осуществляет сопровождение детей группы риска, активно занимается методической работой со специалистами службы сопровождения района.

Каталог: incl
incl -> Система психологического сопровождения детей группы риска
incl -> Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании
incl -> Учебная программа «психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в доу»
incl -> Учебная программа «психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в начальной школе»
incl -> Глоссарий для преподавателей угуэс по инклюзивному образованию
incl -> Инклюзивное образование в вузе (часть1)
incl -> Методические рекомендации по организации дистанционного образования детей-инвалидов
incl -> Аннотация к рабочей программе дисциплины


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница