Биографическая справка и научно-педагогическая деятельность



Скачать 232.78 Kb.
Дата21.04.2016
Размер232.78 Kb.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Н.Ю. СТАРКОВОЙ
Надежда Юрьевна Старкова (род. 4 марта 1961 г. в г. Ижевске) поступила на исторический факультет Удмуртского государственного университета в 1978 г. после окончания средней общеобразовательной школы № 20 в г. Набережные Челны и посвятила родному факультету без малого 40 лет жизни. За это время история стала для Надежды Юрьевны не только сферой профессиональной деятельности и самореализации, но, прежде всего, любимым делом, призванием и судьбой. Именно здесь, на четвертом этаже второго корпуса, пройден непростой, но интересный путь от начинающего преподавателя-ассистента до опытного руководителя – директора Института истории и социологии.

Набережные Челны в конце 1970-х гг. представляли одну из всесоюзных комсомольских строек – знаменитый на всю страну и весь мир завод по производству большегрузных автомобилей «КАМАЗ», первую очередь которого запустили в 1976 г. Параллельно возводился и новый город автомобилестроителей. Его инфраструктура не всегда успевала за масштабами преобразований, особенно в сфере культуры и образования. На момент окончания Н.Ю. Старковой школы в городе было единственное высшее образовательное учреждение – филиал Казанского строительного института. Большинство одноклассников готовилось «штурмовать» столичные технические вузы, ведь почти все хотели тогда вернуться и работать на КАМАЗе. На нетипичный выбор Н.Ю. Старковой повлияла директор школы Юна Николаевна Крякушина, сама историк по образованию и выпускница Удмуртского педагогического института 1953 г. Она всегда увлеченно рассказывала о своих студенческих годах, хвалила преподавателей, с теплотой говорила об Ижевске. Особенно запомнилась история про государственный экзамен в июне 1953 г., когда за неделю до него у всех выпускников забрали конспекты, а из вопросов вдруг исчезло имя И.В. Сталина. Кроме того, дополнительную привлекательность Ижевску придавало и наличие близких родственный связей – здесь жила бабушка.

Тогда, в конце 1970-х – начале 1980-х гг., на историческом факультете уже был сильный состав педагогов и очень высокий уровень преподавания (А.А. Александров, В.Е. Владыкин, Р.Д. Голдина, В.Е. Майер, М.М. Мартынова, Б.Г. Плющевский, Н.И. Санников, А.А. Тронин). Не удивительно, что именно из выпускников тех лет вышло немало ныне активно работающих профессиональных историков с учеными степенями и званиями. Тогда на курсе вместе с Н.Ю. Старковой обучались доктор исторических наук О.М. Мельникова, кандидаты исторических наук В.В. Иванов, Е.Г. Ренев, В.В. Вагин и другие.

Но, возможно, наибольшее впечатление на молодую студентку Н.Ю. Старкову оказали занятия, которые проводил уже известный в советской науке той поры медиевист-«аграрник», доктор исторических наук, профессор Василий Евгеньевич Майер. В 1979 г. для студентов второго курса он преподавал предмет «История средних веков». Внимание студентов обращали на себя безукоризненное владение фактическим материалом, четкость построения лекций, умение организовать работу студентов, способность сопереживать героям своих исторических повествований. Под влиянием лекций профессора В.Е. Майера с третьего курса, когда необходимо было определяться с дальнейшей специализацией для последующей подготовки дипломных проектов, Н.Ю. Старкова без особых сомнений выбрала «всеобщую историю», которая, как тогда казалось, была более свободна от идеологических клише. Кроме того, весьма заинтересовало то, что в структуре специальных курсов были широко представлены вопросы истории культуры и искусства разных эпох и стран. Наконец, присутствовал культ изучения иностранных языков, примером чему служил лично профессор В.Е. Майер, и его подопечные, в том числе Н.Ю. Старкова, делали большие успехи в немецком языке, регулярно участвуя и побеждая в различных студенческих конкурсах и олимпиадах.

По признанию самой Н.Ю. Старковой, именно знаменитый на факультете спецкурс В.Е. Майера об особенностях западноевропейского искусства, который учил вживаться в эпоху и не бояться собственных оригинальных трактовок сложнейших произведений мировых классиков, стал во многом определяющим, если не сказать судьбоносным. Уже на пятом курсе студенты получали задание подготовить и провести полноценную полуторачасовую академическую лекцию для аудитории своих однокурсников по творчеству выдающихся мастеров живописи ХХ века. Героем предварительного исследования и итоговой лекции Н.Ю. Старковой стал неординарная личность голландского мастера Винсента Ван Гога, где она постаралась показать драму Человека, отраженную в его картинах. Очевидно, этот первый по-настоящему серьезный научно-педагогический опыт – «проверка боем», оказался успешным, т.к. после лекции В.Е. Майер предложил Н.Ю. Старковой подумать над тем, чтобы по окончании университета остаться на кафедре всеобщей истории в качестве преподавателя. И впоследствии как заведующий кафедрой сделал все возможное, чтобы его предложение в действительности осуществилось.

В 1983 г. период обучения в университете был завершен, приглашение В.Е. Майера обдумано и принято. Необходимо было определяться не только с предметами для преподавания (тут как раз особых проблем не было, т.к. нагрузка и соответствующие учебные курсы назначались кафедрой), но, прежде всего, с научными интересами и дальнейшим направлением исследовательской работы. На решение этой важнейшей для будущего ученого задачи ушло несколько первых лет самостоятельной деятельности, и, как нередко бывает, в чем-то помогло и стечение некоторых обстоятельств.

По принятым в то время правилам, преподавательскую карьеру молодые специалисты начинали не сразу после университета, а уже после окончания аспирантуры, так что между студенческой скамьей и кафедрой в аудитории лежал некоторый промежуток времени, необходимый для успешной профессиональной адаптации и даже просто для создания авторитета преподавателя. Но такому варианту не суждено было сбыться – полноценные трудовые будни начались уже с сентября 1983 г. Настоящей «школой молодого бойца» под руководством В.Е. Майера стала разработка и чтение курса лекций по истории античности, так как профессор был убежден, что без наличия основного курса преподаватель будет чувствовать себя неуверенно, во временном статусе. Также кафедра доверила Н.Ю. Старковой проводить семинарские занятия по ряду предметов и руководить некоторыми курсовыми проектами. Коллеги-преподаватели на кафедре были всегда дружелюбными: В.Е. Майер как заботливый учитель и наставник нередко посещал занятия, В.Е. Владыкин, со студенческой скамьи прививавший стремление к изучению иностранных языков, давал необходимые и всегда ценные рекомендации, Н.Г. Шишкина передала свои конспекты лекций по истории древней Греции и Рима и позволила пользоваться литературой из личной библиотеки, по части ораторского искусства хотелось равняться на Н.И. Санникова.

В это же время кафедра направила Н.Ю. Старкову на первое повышение квалификации – в вечерний университет марксизма-ленинизма по специальности «научный атеизм». Два года пролетели как один миг, особенно запомнились лекции по истории философии, которые виртуозно читала Л.Н. Ляхова, с которой в итоге завязалась искренняя дружба, Людмила Николаевна даже передала часть своей богатой коллекции книг по античной истории.

1985 г. Зима … Как рано не стало Василия Евгеньевича! Наверное, первая большая жизненная утрата, как это казалось и до сих пор кажется несправедливым! Н.Ю. Старкова убеждена, что именно тогда наступил период настоящего профессионального взросления.

После безвременного ухода В.Е. Майера во главе кафедры встал В.Е. Владыкин. Будучи выпускником исторической школы МГУ, он высокопрофессионально продолжил и во многом развил основные направления работы. В 1987 г. логическим завершением процесса развития стало разделение на специализированные направления – кафедру историю древнего мира и средних веков и кафедру новой и новейшей истории. Ядро первой составили ученики профессора В.Е. Майера – Н.Г. Шишкина, Л.В. Котова, В.А. Чиркин, В.В. Иванов, Л.В. Мерзлякова и Н.Ю. Старкова.

Весной 1987 г. по действовавшей в советское время системе распределения исторический факультет УдГУ получил место в заочную аспирантуру по всеобщей истории на историческом факультете Горьковского (с 1990 г. – Нижний Новгород) государственного педагогического института. По решению кафедры туда была направлена Н.Ю. Старкова как молодой специалист «с прицелом» на возможное глубокое изучение новейшего периода под руководством профессора О.А. Колобова. Поездка в Горьковский университет с целью ознакомления сразу же оказалась судьбоносной: среди местных специалистов, кандидатов и докторов наук, посчастливилось познакомится с крупным антиковедом – Владимиром Михайловичем Строгецким, человеком настолько увлеченным своим делом, что в эти интеллектуальные сети попалась и гостья из Ижевска. Причем до этого момента Н.Ю. Старкова никогда всерьез не задумывалась об антиковедении, поскольку, как отмечалось выше, на кафедре всеобщей истории в УдГУ сильны были традиции изучения именно истории средних веков и нового времени, заложенные профессором В.Е. Майером.

Интересно, что до этой встречи В.М. Строгецкий аспирантами еще не руководил, даже своими местными, не говоря уже об иногородних. Наверное, решение для него было нелегкое… Что было в багаже у Н.Ю. Старковой к этому моменту – «красный» диплом об окончании университета с отличием, целых четыре (!) года преподавания на кафедре и неплохое знание немецкого языка. «Отягощающими» факторами могли стать статус хоть и родного, но провинциального вуза, территориальная оторванность Ижевска от центральных библиотек и восьмимесячная дочка. В.М. Строгецкий согласился на сотрудничество не сразу, но в чем-то, видимо, он смотрел дальше, и через неделю после возвращения Н.Ю. Старкова получила письмо на трех листах с изложением достаточно жестких условий его научного руководства.

Прежде всего, была определена общая широкая тема – история Спарты. Первая конкретная задача, поставленная в этом направлении, была историографическая – рассмотреть историю «Мессенских войн» (три войны между Мессенией и Спартой на полуострове Пелопоннес, проходившие в VIII, VII и V веках до н.э.) в интерпретациях немецких историков, к этому добавлены подробнейшие инструкции как работать в московских библиотеках, что и где искать. Этим казалось бы техническим моментам уделялось много времени и терпения, и в этом тоже заключалось ученичество у мастера.

Через полгода состоялось первое «боевое крещение» – на осенней научной конференции 1987 г. в Горьком в присутствии известных специалистов по античности – Г.С. Самохиной, А.В. Подосинова и самого Э.Д. Фролова. Выступление и ответы на вопросы старших коллег прошли в целом успешно, и после этого появилась новая задача – перенести акцент в изучении Мессенских войн с историографии на оригинальные источники, то есть выполнить уже собственно конкретно-историческое исследование. Но для работы с источниками требовался сущий пустяк – знание… древнегреческого языка с последующей сдачей кандидатского минимума! Методики заочного обучения не существовало, решиться на такое было психологически трудно. Но В.М. Строгецкий заряжал своей нацеленностью на успех, любовью к классическому наследию и классическим языкам. Договорились работать по учебнику А.Ч. Козаржевского, так как учебник С.И. Соболевского в Ижевске найти было невозможно.

С самого начала освоения курса Н.Ю. Старкова придерживалась строгих правил – два задания в месяц: выполняла уроки, отправляла письмом в Горький, руководитель проверял и обратным письмом на многих страницах разъяснял трудные моменты. Не раз у молодой аспирантки опускались руки... В какой-то из таких моментов Владимир Михайлович процитировал старую анатолийскую пословицу в письме: «Терпение приносит розы». Эти слова учителя постепенно помогали Н.Ю. Старковой справиться с сомнениями и колебаниями не только при изучении древнегреческого и стали со временем своего рода жизненным девизом.

Продолжались поездки в Москву и Горький для сбор всех доступных материалов о Мессенских войнах. Если показать современному студенту арсенал технических средств советского аспиранта рубежа 80–90-х гг. прошлого века, то может показаться, что он очутился в музее древностей: бесконечные километры микрофильмированных монографий и статей из иностранной периодики, которые дома читались на белой двери при помощи диапроектора; запись в «Ленинку» по талону на ксерокопирование в 7 часов утра, лимит на число страниц копий. Все это и многое другое Н.Ю. Старкова вспоминает сегодня с доброй улыбкой и ностальгией наряду с очевидными успехами – появлением первых научных публикаций – тезисов и статей, удачными выступлениями на конференциях в Москве, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Ижевске, обсуждением разделов будущей диссертации.

В 1992 г. состоялась первая зарубежная поездка в Институт доистории и ранней истории Венского университета (Австрия) по приглашению австрийских коллег – археолога Фалько Дайма и историка Вальтера Поля (которые ранее впервые побывали в Удмуртском университете с циклом лекций для преподавателей и студентов). Венский университет – один из первых в Европе, основанный в 1365 г., подарил уникальную возможность познакомится с богатейшей библиотекой, погрузиться в известную, но до того недоступную монографию А. Деманда, послушать несколько спецкурсов по проблемам афинского остракизма, особенностям римской фортификации, увидеть археологический парк римских легионеров, принять на себя непривычные методики преподавания и внутриуниверситетской коммуникации и многое другое. Абсолютным открытием, например, стала мысль о том, что в 476 г. не было кризиса античной общества, а протекала длительная трансформация со второго по седьмой век нашей эры включительно. С этого времени у Н.Ю. Старковой зародился стойкий профессиональный интерес к поздней античности и эпохе Великого переселения народов, который материализовался позднее в ряде дипломных проектов студентов и даже двух диссертациях. Из общих впечатлений от Вены поразило то, что перед входом в городскую ратушу – статуи богини мудрости Афины, Геродота, Фукидида и других знаменитых античных историков, вероятно, венские чиновники должны чувствовать их высокое покровительство.

Знакомство с профессором Петером Зивертом – ведущим европейским специалистом в области древнегреческой эпиграфики, на лекциях по истории Афин в эллинистическую эпоху привело к следующей стажировке в Венском университете в 1994 г., на этот раз в Институте древней истории, папирологии и эпиграфики. В своих выступлениях профессор упоминал освобождение Мессении от власти Спарты и основание независимого государства в 70-х гг. IV в до н.э. С небольшого разговора в перерыве лекции завязалось длительное сотрудничество, в том числе участие в знаменитых теоретических семинарах профессора П. Зиверта по антиковедению, например, о раскопках Трои или необходимости и соразмерности справочного аппарата в научных публикациях. Дискуссии по последней проблеме оказались особенно полезными для почти готовой диссертации Н.Ю. Старковой.

Поездки в Вену, собранная там информация и полученные консультации позволили успешно завершить работу над текстом исследования. И, конечно, во всех этих событиях неоценима была помощь В.М. Строгецкого. Итак, диссертация была готова к концу 1994 г., но серьезной проблемой было отсутствие специализированного совета по защитам диссертаций в самом Нижнем Новгороде, поэтому выбор встал между Москвой и Санкт-Петербургом. Учитывая географическую отдаленность Ижевска от северной столицы, решили обратиться в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова к заведующему кафедрой истории древнего мира, доктору исторических наук, профессору В.И. Кузищину. После успешного преодоления кандидатских экзаменов 13 декабря 1994 г. в МГУ состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Мессенские войны и их роль в становлении и развитии спартанского полиса».

Научная новизна диссертации заключалась в том, что в антиковедении оставались нерешенными как общая проблема формирования спартанского государства, так и соотнесение отдельных характеристик по сравнению с другими греческими полисами, выявление типичности и уникальности в его развитии. В общей концепции истории Спарты наиболее дискуссионным являлся архаический период и, в частности, история Мессенских войн, которая в отечественной (советской и российской) науке была представлена крайне слабо. В рамках диссертационной работы Н.Ю. Старкова впервые предприняла попытку соединить информацию письменных источников с материалами археологии. Задачи исследования заключались в комплексном анализе преданий о войнах, уточнении хронологии, а также выяснении последствий войн на последующую историю Спарты и всего Пелопоннеса. Для решения этих задач потребовалось не только доскональное знание всей мировой историографии по спартановедению, но и приобретение навыков работы со сложнейшими типами и видами источников, к которым помимо традиционных и более известных исторических сочинений древних авторов относятся также литературные памятники в других жанрах, например, поэтические, и данные эпиграфики, нумизматики.

В результате диссертация Н.Ю. Старковой стала действительно новым взглядом на ряд вопросов и заметным вкладом не только в российское спартановедение, но и антиковедение в целом. Не удивительно, что научные публикации Н.Ю. Старковой во второй половине 1990-х – 2000-е гг. были высоко оценены коллегами. На основе общих интересов возникли и укреплялись связи с авторитетными специалистами по указанным проблемам, среди них кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков Уральского федерального университета А.В. Зайков (Екатеринбург); кандидат исторических наук, доцент Астраханского государственного университета М.А. Курилов (Астрахань); доктор исторических наук, профессор кафедры истории древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного университета Л.Г. Печатнова (Санкт-Петербург) и другие. Взаимодействие с коллегами проходит в форме обмена публикациями, совместных участиях в конференциях и т.д.

В успешной защите диссертации Н.Ю. Старкова всегда осознавала большую роль своего любимого научного руководителя – В.М. Строгецкого, о котором позднее напишет в воспоминаниях такие слова: «Есть люди, от природы щедро наделенные талантами и способностями. Умение привлекать к себе людей, делиться с ними нажитым и пережитым – это редкий талант человеческого общения. Теперь, оглядываясь на пройденный путь и прошедшие бок о бок с ним годы, понимаю – как повезло мне в жизни встретить такого Профессионала и Человека. Обаяние его личности не только не ослабевает с годами, а напротив – усиливается по мере взросления обучаемых. Владимир Михайлович Строгецкий, безусловно – харизматическая личность. Окружающие тянутся к нему, потому что он излучает духовную энергию. У таких, как профессор В.М. Строгецкий, могут быть только близкие по духу друзья… Для студентов он кумир, преподаватель первой величины, для аспирантов, докторантов – умный, требовательный, широко мыслящий наставник и пример для подражания. Весь творческий путь Владимира Михайловича – это яркий пример того, что может Личность в науке, если эта Личность – космического масштаба. Космосом древние называли в том числе и спартанский миропорядок…»

Сегодня доктор исторических наук, профессор Владимир Михайлович Строгецкий – заведующий кафедрой культурологии, истории и древних языков Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, руководитель Славяно-греко-латинского кабинета Приволжского федерального округа, созданного на базе данного вуза.

Завершение работы над кандидатской диссертацией, обретение соответствующей ученой степени, а несколько позднее и ученого звания доцента повысили научно-педагогический статус и позволили Н.Ю. Старковой с новыми идеями и силами погрузиться в любимое дело, расширить формы профессиональной деятельности. С 1997 г. по 2014 г. кафедрой истории древнего мира и средних веков руководила кандидат исторических наук, доцент Н.Г. Шишкина. По инициативе кафедры исторического факультета в связи с изменениями образовательных стандартов в 1998 г. были разработаны новые курсы, в том числе «Источниковедение и историография античной истории», с 1999 г. открыта новая специализация «История культуры», и во всех этих начинаниях Н.Ю. Старкова играла самую активную роль. В этот период были созданы необходимые условия для преподавания и совершенствования «родных» дисциплин и спецкурсов: «История древней Греции и Рима», «Афины и Спарта: общее и особенное», «Античные и средневековые коллекции в европейских музеях», «Античные государства Северного Причерноморья», «Античные и византийские авторы о восточных славянах», «Древнегреческий язык» (факультатив). За разработанный курс лекций «Пелопоннесский союз в источниках и историографии» Н.Ю. Старкова в 2012 г. удостоена диплома победителя конкурса учебно-методических изданий УдГУ в номинации «Научность, фундаментальность содержания учебного издания». Важное место в педагогическом багаже занимают также предметы культурологического цикла – «История западноевропейской культуры», «Мировая художественная культура». Кроме того, за годы работы на историческом факультете Н.Ю. Старкова приобрела опыт разработки и преподавания таких курсов как «История первобытного общества», «История древнего Востока», «Источниковедение древнего Востока», «История средних веков», «Основы этнографии», «Методологические проблемы устной истории», «Введение в профессию».

Важной формой университетского преподавателя является консультирование выпускников и руководство дипломными работами. Эта ответственная задача впервые была доверена молодому специалисту после окончания аспирантуры в 1991 г. За прошедшие годы более 130 работ имеют на титульном листе имя научного руководителя: кандидат исторических наук, доцент Н.Ю. Старкова. Они выполнены студентами дневной, заочной, сокращенной форм обучения в Ижевске, а также в различных филиалах и представительствах УдГУ. Учитывая научные интересы руководителя, тематика дипломных проектов чаще всего была связана с такими сюжетами как роль исторических личностей (героями исследований становились, например, Агесилай, Александр Македонский, Алкивиад, Клеопатра, Лисандр, Митридат VI Евпатор, Перикл, Траян, Феодора, Филипп II Македонский, Юлий Цезарь и мн. др.); политическая история древности через изучение феноменов античного полиса, тирании, диктатуры, императорской власти, демократии, эволюция права и т.п.; особенности историописания в древнем мире на примере творчества Гомера, Геродота, Фукидида, Павсания, и др.; историографический опыт изучения древних цивилизаций в зарубежной и отечественной науке, в том числе, с самостоятельными переводами оригинальных текстов научных трудов ведущих специалистов (П. Вейне, К. Вельвая, Ф. Дайма, П. Зиверта, П. Картледжа, В. Поля, С. Ходкинсона и др.) на русский язык для последующего анализа и интерпретации, при этом фонд специальной литературы пополняется благодаря персональным научным связям Н.Ю. Старковой с университетами Вены (Австрия) и Манчестера (Великобритания); проблема диалога культур, древних форм искусства, религиозно-мифологического наследия древних обществ и их роль для современной цивилизации. Несколько студенческих проектов позднее «переросли» уровень выпускной квалификационной работы и послужили основой дальнейшей научной работы и даже состоявшихся диссертационных исследований (С.Г. Лукина, Д.А. Черниенко).

Кроме того, после защиты диссертации появились возможности реализовать себя не только на научно-исследовательском поприще, но и приобрести административный и управленческий опыт. Начало было положено в 1994–1995 гг., когда Н.Ю. Старкова являлась секретарем ученого совета исторического факультета УдГУ. В 1997 г. состоялись выборы декана исторического факультета, которые в конкурентной борьбе выиграл кандидат исторических наук, доцент М.Ю. Малышев, и Н.Ю. Старкова стала частью его «команды», в течение 10 лет исполняя обязанности заместителя декана по учебной работе. В этот период на факультете были открыты новые специализации – «История культуры», «Государствоведение», «Политология». В это же время интенсивно развивались международные контакты: благодаря инициативе и руководству М.Ю. Малышева и кандидата исторических наук, доцента В.Р. Золотых в 2002–2004 г. факультет совместно с Манчестерским и Хельсинским университетами реализовывал проект TEMPUS по созданию в УдГУ Центра социальной политики, также были подписаны договоры о сотрудничестве с университетом Сиены (Италия). По признанию Н.Ю. Старковой, в условиях напряженной работы она научилась от более опытных в административных делах коллег ответственности, выдержке, сдержанности, вдумчивому подходу к решению сложных проблемы, умению «держать удар», уважению разных точек зрения. В конце 2007 г. М.Ю. Малышев пошел на повышение в ректорат УдГУ – был назначен проректором по стратегическому планированию и развитию территориальных подразделений, и Н.Ю. Старкова в январе 2008 г. была избрана деканом исторического факультета. Наконец, с сентября 2015 г. по настоящее время – директор созданного в результате объединения Исторического факультета и Факультета социологии и философии Института истории и социологии (ИИиС) УдГУ, а также заведующая кафедрой истории Удмуртии, археологии и этнологии.

Управленческие навыки совершенствовались не только в процессе непосредственной работы, так сказать путем проб и ошибок, но и через систему повышения квалификации. Как руководитель большого структурного подразделения Н.Ю. Старкова постоянно принимает участие в различных образовательных программах и курсах: «Развитие профессиональных управленческих компетенций» (УдГУ, 2010), «Историческая наука и образование в условиях современных вызовов» (КФУ, Казань, 2012), «Основы делового развития ВУЗа» (УдГУ, 2013), «Менеджмент в системе высшего профессионального образования» (УдГУ, 2014), «Управление персоналом образовательной организации» (УдГУ, 2016). Кроме того, как декан исторического факультета Н.Ю. Старкова неоднократно являлась участником всероссийских научно-методических совещаний деканов и заведующих кафедрами классических университетов и педагогических вузов (2009, 2012, 2013 гг.), а также членом и постоянным участником заседаний Учебно-методического объединения по истории и искусствознанию при историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова (ежегодно с 2007 г.).

Вместе с тем, активная педагогическая и управленческая деятельность не помешали Н.Ю. Старковой сохранить тягу к исследовательской работе. Постепенно оформился круг приоритетных научных интересов: история становления и развития спартанского полиса и его особенности, внешнеполитическая, деятельность Спарты как руководителя Пелопоннесского союза, вопросы источниковедения и историографии истории древней Греции, культурологические и цивилизационные особенности древних обществ. В период после защиты кандидатской диссертации Н.Ю. Старкова подготовила около 40 научных статей, учебное пособие и монографию по спартановедению и антиковедению, которые были изданы в Ижевске, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Йошкар-Оле.

Важной задачей университетского ученого является социальная презентация полученных знаний, своего рода историческое просвещение, ценность и значимость которого Н.Ю. Старкова понимает в полной мере. Поэтому нередко ее статьи появляются в научно-популярных изданиях, городских СМИ, на электронных ресурсах, в газетах «Удмуртский университет» «Удмуртская правда», журнале «Регион 18», где сложнейшие вопросы древней и современной истории подаются живым, интересным языком. Кроме того, как один из хранителей истории факультета Н.Ю. Старкова выступает составителем и редактором различных сборников, посвященных известным людям и памятным датам в истории университета. Солидный цикл публикаций Н.Ю. Старковой посвящен таким сюжетам как региональная история, история факультета, методические и управленческие проблемы современного высшего образования, качество университетского исторического образования, мобильность студентов и преподавателей, мемуаристика, культурология, архивоведение.

Серьезный научный задел, сделанный в 1990-е – 2000-е гг. позволил задуматься о необходимости продолжения активных исследований и выходе на новые рубежи. В настоящее время Н.Ю. Старкова работает над завершением докторской диссертации по теме «Пелопоннесский союз в системе межполисных отношений классической Греции», которая будет посвящена целостной реконструкции истории формирования и развития Пелопоннесского союза в архаический и классический периоды истории древней Греции (VI–IV вв. до н.э.). В современном антиковедении эта тема актуальна, поскольку в мировой науке все еще существует тенденция к недооценке его военно-политического значения, а в российской историографии до сих пор отсутствуют обобщающие труды. Отправной пункт исследования – знаменитая Пелопоннесская война 431–404 гг. до н.э., которая справедливо считается переломным событием в греческой истории, когда произошло самое крупное межэллинское вооруженное столкновение и были заложены новые тенденции общественно-политического развития.

Основным предметом исследования Н.Ю. Старковой является внешнеполитический аспект деятельности спартанского полиса, нашедший свое воплощение в Пелопоннесском союзе. Спарта победительницей закончила Пелопоннесскую войну и стала доминировать в системе межполисных отношений. В свою очередь потеря ею статуса ведущей державы в начале IV в. до н.э. принципиально изменила сложившуюся систему взаимоотношений между союзами и полисами того времени. В кризисе конца V – начала IV вв. до н.э. рушились устои классического греческого полиса как такового, уходил в прошлое и созданный в то время тип межгосударственных отношений, начинался переходный период от классики к эллинизму. Методологическая основа была апробирована в предшествующих работах – сравнительный анализ письменных источников в сочетании с данными археологии и эпиграфики, историко-критический подход к источникам, историко-филологический анализ разножанровых литературных текстов.

Научная новизна исследования Н.Ю. Старковой заключается в том, что, во-первых, аргументированно показана роль Пелопоннесского союза в истории и внешней политики Греции в VI–IV вв. до н.э.; во-вторых, выделены три основных этапа в развитии союза; доказано, что союз являлся инструментом осуществления великодержавной внешней политики спартанского полиса в форме «гегемониальной симмахии». В таком виде Спарта продемонстрировала удивительную устойчивость и на протяжении почти двухсот лет являлась одним из главных действующих лиц на арене межполисных отношений в древней Греции. Сделаны выводы о том, возникновение Пелопоннесского союза было результатом усилившейся внешнеполитической активности Спарты, а его конец означал практически полное уничтожение независимости греческих государств. Невозможно недооценивать роль, которую сыграл Пелопоннесский союз в истории классической Греции, он помог Спарте быть лидером среди греков на протяжении достаточно длительного времени.

Серьезно занимаясь всеобщей древней историей, все глубже проникая в особенности национальных научных школ в антиковедении, открывая для себя новые пласты в разнообразных источниках, Н.Ю. Старкова старалась не упускать возможность познакомиться с передовым зарубежным опытом. Первые поездки в Австрию в первой половине 1990-х гг. показали важность и плодотворность таких контактов. Среди ведущих научно-образовательных учреждений, с библиотеками, музеями и архивами которых удалось познакомиться – Манчестерский университет (Великобритания, 2003 г.), Хельсинский университет (Финляндия, 2004 г.), Центр политических изменений университета Сиены (Италия, 2012, 2014 гг.), университет имени Иоганна Гуттенберга в Майнце (Германия, 2012 г.), Институт исторических исследований Берлинского университета им. Гумбольдтов (Германия, 2015 г.), университет Альфреда-Людвига во Фрайбурге (Германия, 2015 г.). Эти поездки позволили не только получить новые впечатления и знания, но и установить полезные партнерские связи с сотрудниками и преподавателями указанных университетов, которые сами неоднократно приезжали в Удмуртский университет для проведения лекций, семинаров, выполнения исследовательских проектов, участия в конференциях. Например, руководитель Центра политических изменений университета Сиены профессор Маурицио Котта по представлению исторического факультета получил звание «Почетный профессор УдГУ». Все это, безусловно, повышало уровень подготовки и международный статус исторического факультета.

После почти 30 лет изучения и преподавания античной истории, ряда поездок в ведущие научные центры Европы Н.Ю. Старковой в 2013 г. наконец-то удалось осуществить и, возможно, самую главную задачу – воочию познакомиться с уникальными культурно-историческими памятниками своей научной страсти – Греции. Конечно, при выборе места посещения никакой альтернативы Пелопоннес в принципе иметь не мог, но… На месте древней Спарты сегодня почти ничего нет – ни остатков древнего города, ни современного населенного пункта – просто чистое поле, возможно, с оливковой рощей. Другие варианты – современный четырехмиллионный мегаполис Афины со всемирно известным акрополем с Парфеноном, Эрехтейоном, театром Диониса, а также греческие острова (Крит, Санторин, Закинф) имели свои плюсы и минусы. В итоге сложный выбор был сделан в пользу Северной Греции – родины Филиппа II и Александра Великого из Македонской династии Аргеадов. Тем более, что на протяжении всех лет преподавания античной истории лекция об Александре Македонском и его Восточном походе была, наверное, самой любимой. Особенно манила возможность увидеть знаменитую, овеянную мифами и легендами гору Олимп и святую гору Афон! Итогом увлекательной поездки стало посещение «северной столицы» Греции – Салоник и их окрестностей, знакомство с памятными местами этого чрезвычайно интересного и важного с исторической точки зрения города и целого региона Балкан, где переплетаются греческая, славянская и тюркская культуры. Здесь до сих пор активно ведутся археологические исследования, связанные, прежде всего, с изучением гробниц правителей Македонской династии, артефакты из которых хранятся в городском историческом музее. Познавательная и очень полезная с профессиональной точки зрения поездка в Грецию дала возможность почувствовать, что связь времен… действительно существует!

Научно-педагогическая, управленческая и просветительская деятельность Н.Ю. Старковой в настоящее время не ограничивается лишь стенами факультета (института) и университета. Руководитель профильного структурного подразделения обречен на активную общественную позицию и востребованность в различных структурах и организациях. С 2007 г. Н.Ю. Старкова является членом коллегии Комитета по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики; членом правления Удмуртского регионального отделения Российского общества историков-архивистов (объединяет специалистов в разных областях знания, деятельность которых связана с сохранением историко-культурного наследия народов страны, развитием архивного дела и исторической науки); с 1992 г. членом Российской ассоциации антиковедов (действует на базе Института всеобщей истории (ИВИ) РАН в г. Москве для координации научно-образовательных инициатив ведущих ученых из разных регионов и исследовательских центров, в 2014 г. на генеральной ассамблее в Бордо ассоциация стала коллективным членом Международной федерации классических исследований); с 2004 г. г. член Ижевского отделения Российского общества интеллектуальной истории (действует на базе ИВИ РАН в Москве для содействия междисциплинарным исследованиям в области истории всех видов творческой деятельности, мыслительного инструментария, институтов интеллектуального общения и продуктов человеческого интеллекта).

За многолетний добросовестный труд Н.Ю. Старкова имеет почетные звания «Заслуженный работник народного образования Удмуртской республики» (2011), награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2006), Почетной грамотой Министерства образования и науки Удмуртской Республики (2008), Почетной грамотой Российского общества историков-архивистов (2013), Почетной грамотой Администрации г. Ижевска (2001), Почетной грамотой Удмуртского государственного университета (1996), имеет Благодарности Министерства образования и науки Удмуртской Республики (2012, 2015), Благодарности Удмуртского государственного университета (1988, 2007, 2011).

Кроме научной страсти – Древней Греции и Спарты, у Н.Ю. Старковой есть еще одна любимая тема – это цветы и особенно сирень. Цветы благоухающей майской сирени могут быть радостными и яркими, ароматными и нежными, романтическими и загадочными. Не случайно знающие люди говорят, что сирень – растение, наделенное особой душой. И совсем не удивительно, что среди сотен сортов сирени есть и «Надежда».

Н.Ю. Старкова в одним из своих эссе написала: «Цветение сирени в разных культурах мирах всегда воспринималось как символ весны, обновления природы, начала нового жизненного цикла. Никакая, даже мастерски выполненная картина или фотография, не заменит прогулки по сиреневому саду с его бесподобными ароматами! Это не просто декоративные кусты, они учат нас истории и любви к Родине (как известно, сирень стала народным символом Великой Победы 1945 г.), несут добро и красоту. Расцветая, сирень говорит нам, что в жизни всегда есть место Вере, Любви и Мечте…».


Д.А. Черниенко,

доцент кафедры истории Удмуртии,



археологии и этнологии,

кандидат исторических наук
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница