Билет №10 Личность подростка Ответы на поставленные билеты: Билет №1



Скачать 421.23 Kb.
страница1/3
Дата21.04.2016
Размер421.23 Kb.
  1   2   3
Образовательный минимум для учащихся 7 классов по Обществознанию

Образовательный минимум проходит в форме устного экзамена по билетам.

Билет №1

Переходный возраст

Билет №2

Задачи и трудности подросткового возраста

Билет №3

Переход во взрослую жизнь

Билет №4

Физические изменения у подростков

Билет №5

Темперамент и характер

Билет №6

Интеллект, эмоции, чувства

Билет №7

Самооценка подростка

Билет №8

Выдающаяся личность

Билет №9

Лидер и его качества

Билет №10

Личность подростка



Ответы на поставленные билеты:

Билет №1


Переходный возраст

Возраст человека — это не только число прожитых лет, ре гулярно отмечаемых в семейном кругу по поводу дня рожде ния, но и определенное положение в обществе. Оно связано с новыми нравами, обязанностями, ответственностью.

В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст от 11 (12) до 15лет, что соответ ствует среднему школьному возрасту учащихся 5—8 классов. Этот период называют переходным от детства к взрослой жиз ни (юности). От подростков окружающие ожидают более зре лых поступков, на них возлагают больше надежд, с ними чаще советуются, доверяют, с них больше требуют. В детстве пове дение ребенка контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. Приходится пере сматривать свое отношение к миру, принимать и самостоя тельно вырабатывать ценности, мировоззрение, идеалы.

Наряду со словом подросток применяется сравнительно но вое слово тинейджер. Оно произошло от двух английских слов: Сеепз - период от 13 до 19 лет, а#е — возраст. В США и Англии подростков нередко называют просто «тинами».

В этом возрасте происходят важные физиологические изме нения (одно из них — наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические изменения: по являются влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую без причины, проявляются склонность к необдуманно му риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркну тое стремление к независимости и самостоятельности.

Особенности подросткового возраста

Ученые убеждены, что «правильный» возраст, когда ребе нок во всем слушается взрослых, продолжается до 10—11 лет. В 7—10 лет маленький человек во всем подражает старшим наставникам. Совсем иное дело — старший подросток, всту пивший в период от 13 до 15 лет.

Старший подростковый период называют еще «трудным воз растом» или «переломным периодом». Именно в это время «пра вильное» поведение сменяется «неправильным». Взрослеющий человек пытается поступать вопреки тому, что предписывают правила или предлагают взрослые. Непокорность — это своеоб разная проба пера. Подросток занят важной работой — воспита- нием в себе самостоятельности, независимости. Естествсшто, что подобная работа не проходит без осложнений и ошибок.

На этом этапе родители не узнают своего ребенка — на столько сильно он меняется. От почти полного послушания, свойственного малым детям, подростки часто переходят вна чале к сдержанному непослушанию, а затем и к скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи ребенком, он смотрел на мир глазами своих родителей, то теперь у подрост ка выстраивается параллельная система ценностей и взглядов па мир. Она частично пересекается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверстников.

Уже в младшем подростковом возрасте заметно стремление ребенка к самоутверждению. Особенно интенсивным оно ста новится в возрасте 12—13 лет. Тинейджер стремится к самоут верждению в учебе, физическом и психическом совершенство вании, старается добиться успеха в любом виде деятельности.

По отношению к подросткам могут применять еще одно сло во — юный, хотя юность — это период развития, следующий за подростковым. Однако в связи с удлинением подросткового пе риода специалисты часто употребляют слова подростковый и юный как синонимы. И не только специалисты. Наверное, вам приятно, когда пожилая женщина обращается к вам со словами: «Молодой человек (другой вариант: юноша, девушка), помогите мне, пожалуйста!» Быть юношей или девушкой, т. е. выглядеть не по годам взрослым, не только приятно, но и очень ответствен но. Ведь от вас ждут настоящих, взрослых поступков.

Зрелость — период в жизни человека, когда он становится взрослым физически, социально и духовно.

Взрослая жизнь — это не только возрастной период, но и участие в труде, и выполнение семейных обязанностей. Однако без надлежащей подготовки к взрослой жизни, в том числе и к семейной, период юности может стать временем ут раченных возможностей.

Строгое разграничение людей но возрастам произошло не давно. Детство, как возрастной период, появилось лишь 150 лет назад. В 10—12 лет крестьянский сын считался верным помощ ником в иоле, он выполнял множество хозяйственных работ, о которых не имеет представления большинство нынешних го рожан. Известны случаи, когда в Гражданскую войну в России командирами полков были подростки, например, 16-летний Ар кадий Гайдар. В годы Великой Отечественной войны 15-летние подростки нередко сбегали на фронт, сражались с врагом в ря дах партизан. В истории многих государств ребенок королев ских кровей мог выполнять взрослые роли — был королем и правил государством. Правда, чаще всего это происходило под пристальным вниманием многочисленных советников. Ученые заметили такую закономерность: чем меньше продолжительность жизни и чем менее развитым является общество, тем быстрее дети переходят в ряды взрослых. В обществе, где ожидаемая продолжительность жизни (среднее число лет, которые человек надеялся прожить) ко роче, человек становится пожилым в 40—45 лет. Сегодня люди живут до 75—80 лет. Такого запаса хватает на продол жительное детство, полноценную молодость и остается на интересную старость.

В Средневековье понятие «детство» отражало не столько возраст, сколько социальную зависимость. А поскольку зави симым человек мог оставаться всю свою жизнь, то соответст венно и детство растягивалось надолго. Люди низкого соци ального положения воспринимались как дети и считались таковыми, независимо от возраста. Для русского помещика все крестьяне являлись «чадами», а он вел себя по отноше нию к ним как отец. Они так и обращались к нему: «батюшка наш». От слова «чадо» произошло известное всем «домочад- 

Советуем запомнить

Возраст - 1) в хронологическом плане - период времени от момента рождения до настоящего или до другого определенно го момента времени; 2) в физическом и психологическом - оп ределенный этап в развитии человека: детство, отрочество, юность...; 3) в социальном плане - изменения социального ста туса: дошкольник, учащийся, работник, пенсионер. Подростковый возраст - период развития детей от 11 -1 2 до 1 5 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, воз расту учащихся 5-8 классов. Подростковый возраст называют иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от периода детства к юности, от незрелости к зрелости.

Возрастная периодизация - выделение периодов жизни че ловека по анатомо-физиологическим и социально-психологи ческим признакам. Принято выделять: младенчество - от мо мента рождения до 1 года; преддошкольный возраст - от 1 года до 3 лет; дошкольный - от 3 до б лет; младший школьный — от б до 10 лет; подростковый - от 11 до 15 лет; юношеский - от 15 до 21 года; зрелый - от 21 года до 60 лет; пожилой - от 60 до 75 лет; старческий - от 75 до 90 лет; долгожители - свыше 90 лет.

цы». Когда говорят «великовозрастное чадо», то подразуме вают переростка. В «Толковом словаре живого великорус ского языка» В. Даля указывается, что старинное слово «чадь» служило собирательным названием челяди, дружины, ополчения, воинов.

И сегодня понятие «детство» таит в себе идею подчинения и зависимости, но она никак не связана с классовым положе нием людей. Понятие «отрочество» появилось не сразу. В Рос сии XVII—XIX веков отрочество наступало в возрасте 14— 16 лет, а до того ребенка именовали «дитятей».

Понятие подросткового возраста и юности впервые сфор мулировано в XVIII веке педагогами эпохи Просвещения.

Важную роль в этом сыграл ЖЖ. Руссо (1712—1778) — вели кий французский писатель и философ-просветитель. Он идеа лизировал детство и юность, считая их непорочным периодом жизни человека со светлыми помыслами и романтическими устремлениями. По мнению Руссо, общество портит человека, поэтому детство и юность следует защищать от его пагубного влияния.

Таким образом, подростковый период — это отрезок жизни между детством и зрелостью. В эпохи Античности и Средневековья он был довольно коротким, а в современ ном обществе под воздействием научно-технического про гресса и удлинения сроков обучения (после школы сразу в вуз) он постоянно растягивается. Эту промежуточ ную ступень между детством и взрослой жизнью люди проходят по-разному и за разное время. Подростковый пе риод можно представить в виде моста, переброшенного от одной поры жизни к другой: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся. У природы человека свои непреложные зако ны. Хотя многим подросткам хочется быстрее стать взрос лым.

Подростковый период — испытание, данное каждому че ловеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! А сколько еще пройдут?

Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожа лению, каждый подросток начинает свой путь снова. Юно шеские ошибки миллиардов людей, тоже когда-то прохо дивших тем же путем, не всех учат. Вы можете совершать те же ошибки, мучиться над решением тех же вечных вопро сов. Даже если вам дадут тысячу готовых рецептов мудрос ти, чаще всего вы, повинуясь голосу природы, будете упор но искать собственные ответы на вопросы жизни.

Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жиз ненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор, сможете избежать многих ошибок.

Билет №2

Задачи и трудности подросткового возраста

Подростковый возраст считают переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частич но к группе взрослых. В одних случаях к подросткам отно сятся как к детям, а в других как к взрослым. Некоторые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но незнакомы ему. Подростки еще не могут пользоваться теми привилегиями, которые есть у взрослых, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве.

Подросток находится в состоянии перемещения, перехо дя из одной возрастной группы в другую. Он стремится по-

скорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он еще не умеет. Л сколько проблем возникает в повседневной жизни подро стка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за партой. Его не пригласили на коллективное мероприятие, которое проводи лось его школьными друзьями. Над ним посмеялись знако мые ребята. Утром, проснувшись, он обнаружил у себя на ли це новые прыщи.

Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Кроме обычных школьных, существуют и другие зада чи, которые приходится решать каждому из нас. Они так и называются — жизненные задачи. Их выявил американский психолог Р. Хэвигхерст. В своей книге «Задачи развития и об разование» он выделил задачи развития в юности, которые по считал обязательными:

1. Принятие своей внешности и умение аффективно вла деть телом.

2. Формирование новых, более зрелых отношений со свер-стниками обоего пола.

3. Принятие мужской или женской роли.

4. Достижение эмоциональной независимости от родите лей и других взрослых.

5. Подготовка к трудовой деятельности.

6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

7. Появление желания нести ответственность за себя и об щество.

8. Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

От решения этих задач никуда не уйти, с их решением нельзя опоздать, отложить напоследок. Не выполнил эти зада чи, считай, что не успел на поезд с названием «Взрослая жизнь». Какой же ты взрослый, если не умеешь устанавливать со сверстниками серьезных отношений. Все задачи жизни на до решать в свое время. Таково неписаное правило обществен ной жизни. Продвигаться к решению более сложной задачи можно только после решения более легкой. Задачи иодростко- вой и юношеской жизни образуют строгую последователь ность. Навыки, которыми ты овладел при решении предыду щей задачи, понадобятся для решения последующей.

Как известно, после юности следует наступление возрас та зрелости. Если кому-то не удалось справиться с задачами, которые надо решать будучи подростком и юношей, он бу дет испытывать постоянную тревогу и осложнения в отно шениях с другими людьми в зрелом возрасте. В чем же за ключается выполнение этих задач? Рассмотрим их в предложенной последовательности.

Подготовка к выполнению жизненных задач

1. Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом. В подростковом возрасте человеку свойст венно чрезмерно беспокоиться по поводу своих физических данных: то рост слишком мал, то веснушек очень много. Подростку необходимо принять свой физический облик и изменения, происходящие в организме, а также научиться заботиться о своем теле и эффективно владеть им в таких видах деятельности, как физкультура и спорт, отдых и раз влечения, учеба и повседневные дела.

2. Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего иола. Детские интересы и дружба меж ду сверстниками одного пола у подростков, юношей и деву шек должны дополняться разнополой дружбой. Вы все еще толкаете девчонок, дергаете их за волосы, вместо того чтобы подать им пальто, угостить мороженым или пригласить в ки но? Значит, вы еще не повзрослели. Чтобы стать взрослым, не обходимо научиться искусству общения с представителями другого пола.

3. Принятие мужской или женской роли. Что означает быть мужчиной? Что означает быть женщиной? Как должен выглядеть мужчина, а как — женщина? Как они должны се бя вести? Кем должны стать в жизни? Недостаточно маль чикам играть в войну, а девочкам — в куклы. Надо учиться более взрослым отношениям между мужчиной и женщиной. Подумать, например, о том, что такое роль мужчины как кормильца семьи и роль женщины в создании домашнего уюта и в воспитании детей. Посоветуйтесь с родителями. Они вам помогут разобраться, кто есть кто и что есть что в мире взрослых.

4. Достижение эмоциональной независимости от роди телей и других взрослых. Подросток должен установить от ношения, основанные на взаимопонимании, привязанности и уважении, но свободные от эмоциональной зависимости. Подростки, восстающие против родителей и других взрос лых и вступающие с ними в конфликт, должны научиться по нимать самих себя и старших, уметь разбираться в причинах конфликта.

5. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость. Одной из первейших задач юности считается выбор профессии, подго товка к профессиональной деятельности и достижение эконо мической независимости, когда юноша или девушка способны самостоятельно обеспечивать себя. Первая часть этой задачи заключается в том, чтобы выяснить, чего вы хотите от жизни. Вторая часть — выбор профессии, обучение и начало профес сиональной деятельности.

6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Большинство юношей и девушек стремятся создать счастли вую семыо. Уже на школьной скамье должны постепенно вы рабатываться навыки дружелюбного общения с представите лями противоположного пола, умение не только ухаживать, но и строить долговременные и прочные межличностные от ношения. Девушкам рекомендуется присмотреться к жизнен ному опыту матерей, навыкам решения конфликтов в семье, уходу за детьми и велению домашнего хозяйства, а юношам

к жизненному и социальному опыту отцов, умению зарабаты вать деньги, содержать семыо, брать на себя всю ответствен ность за принимаемые решения, быть сострадательным и ве ликодушным.

Проблемы подросткового возраста

Решение задач, стоящих перед подростком, требует преодоления немалых трудностей. Важно выработать пра вильную стратегию. Такая стратегия необходима при столкновении с новыми требованиями, с которыми нельзя справиться при помощи ранее усвоенных и привычных форм поведения. Все это предполагает наличие соответст вующих способностей.

Процесс преодоления трудностей протекает следующим образом:

— сначала происходит «первичная оценка» ситуации; затем оцениваются собственные возможности, вклю чая предполагаемую поддержку со стороны окружающих;

наконец, на основе неудач или новой информации можно прийти к оценке проблемы, включающей новую по становку задачи и новые варианты поведения.

Одним из примеров стратегии преодоления проблем яв ляется ведение дневника. Юноши ведут дневник главным образом в ранний период взросления. Они начинают вести его в среднем на два года раньше, чем девочки, и скорее по внешним причинам. Для них важнее заключенная в днев нике фактическая информация. В нем в основном описыва ются события прошедшего дня. Девушки позже начинают вести дневник, но не расстаются с ним дольше. Они находят в нем «верного друга в решении своих повседневных про-блем». Содержание дневников у юношей чаще касается их самих или тех, с кем они связаны совместными занятиями и соперничеством. Девушек больше занимают эмоциональ ные проблемы и духовная близость. Они чаще используют прямую речь и стремятся сохранить дневник в тайне.

Дневниковые записи имеют большое значение для реше ния проблем в период взросления, служат важной формой осознания самого себя.

Обладая меньшими возможностями, подростки стал киваются с мировоззренческими и нравственными про блемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недо статок жизненного опыта вынуждает их совершать гораз до больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или ста-рики. Но главное состоит не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, упо требление наркотиков, алкоголизм, половая распущен ность, насилие над личностью. Некоторые подростки бро-сают школу, в результате чего нарушается естественный процесс вхождения в общественную жизнь. Недополуче ние знаний сразу же сказывается на экономическом поло жении, такие подростки впоследствии оказываются в худ шей ситуации, когда начинают искать работу, по сравнению со своими сверстниками, получившими полное образование. В развитых странах уровень безработицы среди лиц, не достигших 18 лет, в три раза выше, чем у взрослых.

Ученые полагают, что сексуальная распущенность, зло употребление алкоголем и лихачество — не что иное, как по пытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Но стоит заду маться о том, что за подобные ошибки, возможно, придется расплачиваться своей последующей жизнью.

Драматизм подросткового периода состоит не только в изменениях организма. Не меньшее значение имеют те проблемы, которые приходится преодолевать. Но это необ ходимый период в жизни, без которого не происходит взросления.

Билет №3

Переход во взрослую жизнь

Подростковый период жизни можно назвать периодом взросления. Оно приходит к человеку — юноше и девушке — с первыми признаками половой зрелости. Подростки растут очень быстро, особенно в середине подросткового периода. Пропорции их тела приобретают взрослые очертания, боль шие перемены происходят и в психологии. Все изменения от-ражаются на поведении подростков, их отношении к окружа-ющему, к родителям, к сверстникам.

Поскольку подростки хотят быстрее стать взрослыми, у них появляется стремление поскорее занять свое место в их сообществе, частично приняв их идеи, идеалы и способ само-выражения. Постепенно они начинают считать себя равны

взрослым и судят их той же меркой, что и своих друзей. Они начинают вести «взрослые разговоры», прежде всего на за претные темы, судить о правильности супружеских отноше ний, подразумевая родителей. Мальчики соревнуются в физи ческой силе с отцами, стараясь побороть их.

Внимание детей легко переключается с предмета на пред мет. В то же время они могут сидеть часами, сосредоточив шись на том, что им действительно интересно. Подростки ино гда кажутся бесчувственными и невнимательными к окружающим, но могут проявить добрые чувства и любовь к близким людям, готовность помочь. Они сосредоточены и не-последовательны, осторожны и непредусмотрительны одно временно, противоречивы и непредсказуемы. И в этой непред сказуемости выражается суть подросткового возраста.

Это возраст контрастов, перемен, экспериментирования и роста. Их искания помогают выбрать собственный путь в жиз ни, приблизившись к миру взрослых. А подобный выбор, быть может, и есть самая важная задача на данном этапе жизни.

В подростковом возрасте человек начинает выбирать об раз взрослого себя. Пора безоблачного детства прошла, и са мое время всерьез заняться решением нравственных и про фессиональных проблем.

Юноши и девушки, только еще освоившие азы нравствен ных норм и не постигшие их глубины, пытаются выносить мо ральные оценки не только отдельным взрослым, но и всему обществу в целом. Эти оценки имеют две особенности. Во- первых, они очень категоричны и резки. Во-вторых, они про водятся с позиций желаемого или идеального. Они еще не зна ют, насколько сложно устроено общество Подростки отталкиваются от некоего идеала, созданного воображением или позаимствованного из книг и фильмов. Эта способность подростков сравнивать то, что есть, с тем, что мог ло бы быть, часто превращает их в бунтарей-идеалистов. Срав-нивая возможное с реальным, они осознают, что действитель ность далека от идеалов, и часто становятся в позу критиков. Способность сочувствовать чужим страданиям появляется у подростков именно потому, что внутри их постоянно происхо дит осмысление жизни. Из-за психологической незащищенно сти в трудной жизненной ситуации подростки могут отожде ствлять себя со слабыми, бедными жертвами жестокого общества. Их восприятие несправедливости отражает личные внутренние переживания. Они начинают критически отно ситься не только к себе, но и к окружающим взрослым людям. Только позднее, уже в юности, молодые люди начинают связы вать свои идеалы с конкретными действиями, соизмерять воз можности, перестают «парить в облаках». Они становятся бо лее понимающими, терпимыми. Юноша взрослеет, когда он поступает на настоящую работу. Именно тогда он превращает ся в человека, стремящегося к реальным достижениям.

Подростковый возраст, возможно, самый противоречивый, это испытание, данное каждому человеку. Пройти его в оди ночку очень сложно, рядом должен быть мудрый наставник- взрослый. Только взрослый, обладающий более широким кру гозором, лучшим знанием жизни, знающий, как сложны отношения между людьми, владеющий профессией и мастер ством, способен передать подростку накопленный капитал знаний о жизни.

Билет №4

Физические изменения у подростков

Подростковый возраст — период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет про цесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым вре менным расстройствам кровообращения, повышению кровя ного давления, напряжению сердечной деятельности у подро стков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, го ловокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно дей ствующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.

Одним и.ч первых и наиболее заметных телесных измене ний является резкое ускорение роста.

Статистика разных лег указывает, что дети в настоящее время выше ростом, чем их предки. Скорее всего, это проис ходит благодаря хорошему питанию, медицинскому обслу живанию, физическим упражнениям, отдыху и возможности восстанавливать свои силы. Сегодня человек становится зре лым в половом отношении намного раньше, чем в прежнее время.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница