Билет № Целостный педагогический процесс. Его сущность и структура



Скачать 28.71 Kb.
Дата15.02.2016
Размер28.71 Kb.
Билет № 8. Целостный педагогический процесс. Его сущность и структура.
Представления о целостном педагогическом процессе имеются в работах П.Ф. Каптерева, Бабанского и др.

Целостный педагогический процесс включает всю дидактику, всю педагогику, все вопросы воспитания, образования, обучения. Понятие педагогический процесс было введено Каптеревым. По Каптереву обучение, образование, приучение, воспитание, развитие, наставление, увещевание, взыскание и др. многочисленные слова обозначают различные свойства, средства и моменты одного большого целостного пед. процесса.

В разных учебных пособиях даются разные определения целостного педагогического процесса.

Подласый определил пед.пр. как процесс, в котором социальный опыт переплетается в качество личности.

Ю.К. Бабанский характеризовал процесс как систему типа школы, вуза, внешкольных учреждений и т.д. в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, субъект и объект воспитания, т.е. пед.системы.

Процесс реализующий цели образования и воспитания в условиях таких систем, называется пед.процессом.

Мы под пед.процессом понимаем направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования, воспитания, обучения в условиях пед.системы.

В структуру педагогического процесса входят:



  • Целевой компонент: 1)становление самос-й,своб-й,культ-й и нравст-й личн-ти; 2)ориентация на самоценность чел-й лич-ти;3) полноценное развитие личности, тех способ-й к-ые нужны ей и обществу, включение лич-ти в социально-ценную активность, в результатек-й происходит процесс социализации воспитания; 4) воспитание в духе общечеловеческих ценностей;

  • Содержательный компонент: 1) образование и содержание обр-я; 2) требования к содерж.обр-я; 3) уровни -\\-; 4) теории -\\- (форм,матер, прагматич.); 5) современные концепции общего среднего образования, непрерывного образования, основные реформы;

  • Операционно-деятельностный: 1) методы. Формы орг-ции процесса; 2) традиц-ые техн./методы, средства обучения и их оценка с т.з. развития личности; 3) программированное/проблемное обучение; 4) инновационные технологии, формы организации учеб.процесса, урок как основная форма, вспом. Формы- семинары.

  • Оценочно-результативная: оценка и проверка знаний.

  • Педагогическое общение, функции, стили.

Структура пед.процесса – совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам пед.системы.

Компоненты пед.системы таковы:

  • Целевой (определение целей воспитания, обучения)

  • Содержательный (разработка содержания образования)

  • Операционно-деятельностный ( процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса)

  • Оценочно-результативный ( проверка и оценка знаний, результатов обучения, воспитания)

Цель-научное понятие- это осознанное представление конечного результата определенной деятельности.

Пед. цели могут быть разного маштаба и составляют ступеньчатую систему.

Высшая ступень- государственные цели(обществ. заказ, стандарт образования. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и др. документах.

Цели отдельных образовательных систем и эталонов образования: например, цели обучения в средней школе и на его отдельных уровнях.

Закономерности: каждая наука открывает закономерности. З. дают знания о том, как протекают процессы.

Закономерности пед.процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед.процесса.



Общие закономерности пед.процесса:

  • Связь воспитания и социальной системы ( характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями);

  • Связь между обучением и воспитанием ( обозначает взаимосвязь этих процессов, их разностороннее взаимодействие);

  • Связь воспитания и деятельности ( один из основных законов педагогики гласит: воспитать- значит включить ребенка в различные виды деятельности);

  • Связь воспитания и активности личности (воспитание успешно, если объект его-ребенок- является одновременно субъектом, т.е. обнаруживает активность поведения, самостоятельность, потребность к деятельности);

  • Связь воспитания и общения ( воспитание всегда протекает во взаимодействии людей(учителей - учеников), ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница