Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением



страница1/5
Дата10.08.2022
Размер1,33 Mb.
#188166
  1   2   3   4   5
Связанные:
uprazhnenia dlya razvitia orfograficheskoy zorkost (1)
Tom-Dom-Kom igra na razvitie slukhovogo vnimania

Безударные гласные в корне слова,
проверяемые ударением

1. Соедини слова с картинками таким образом, чтобы звук, с которого начинается название картинки, был на месте безударной гласной. Запиши эту гласную на месте пропуска.



К __ лосок
Ст __ рушка
С __ довый
Гл __ зной
Тр __ вяной
Тр __ пинка
В __ дяной
З __ частить
Под __ рить
Пос __ дить
Ст __ рожить
С __ лёный
Др __ жащий
Ж __ леть
П __ левой





Оч __ ровательный



Подбери проверочные слова таким образом, чтобы вставленный по картинке звук был в этих словах под ударением ( – колос).


________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

2. Соедини словосочетания с буквами, которые ты запишешь в корне. Обрати внимание на значение слов. Запиши полученные словосочетания, выдели корень.





________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

3. Прочитай слова. Поставь ударение. Подчеркни ударный слог в родственных словах. Сколько безударных слогов в каждом слове?


Коза – 1 безуд. сл.
Козочка – ___ безуд. сл.
Козлик – ___ безуд. сл.
Козлята – ___ безуд. сл.
Козлятушки – ___ безуд. сл.

4. Поставь в словах знак ударения, подчеркни слова с ударными е и и.


Лисица, море, реки, грибной, читать, перо, ворона, свеча, леса, девочка, поле.

5. Соедини слова с правильно выделенными корнями.





П..тачок
Подл..вать
Тр..вяной
Отл..тел
Сн..говой
Подр..мала
Задр..жали



6. Подчеркни из данных ниже слов лишь те, которые можно использовать для проверки выделенных слов в начале строки. Обозначь в словах корень, ударение, поставь точку под проверяемой гласной.


Лесник – леса, лес, лесной, перелесок, лесостепь.
Снежок – снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник.
Синеет – синька, синица, синеватый, синий, посинел.

7. Подчеркни проверочное слово. Вставь пропущенную букву.


Уд__вительно (диво, дева), м__нять (мина, замена), л__пить (липко, лепка), расч__щать (честь, чисто), л__нивый (лень, линька), скр__пучий (скрепка, скрип), м__стерить (мастер, мост).

8. Прочитай предложения. Выпиши из них слова парами. Сначала слово, где гласную в корне нужно проверить, затем проверочное. Выдели корень в этих словах, подчеркни проверяемые гласные.


С..довник осмотрел посадки.
Ч..сы в доме показывали час ночи.
На паруснике подняли п..руса.
Коровы пасутся ст..дами, пастух гонит стадо на луг.
Трус задр..жал мелкой дрожью.
Из всех хв..стов, которые я видел, самый красивый хвост у павлина.

9. Расставь ударение в словах и объясни правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.


допоздна (__________), дряхлеть (_____________),
заколоть (_____________), закалить (_____________),
запевала (___________), истрепать (______________),
изломать (______________), наварить (_____________),
заливать (___________), смягчение(_____________),
ободрённый (_____________), уплотнить (_____________).

10. Спиши однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной. Например: Цвет – цветник, цветной, цветут. Обозначь орфограмму.


Ледник, лед, ледниковый, ледяной.
________________________________________________________
Белить, беляк, побелка, белила, белизна.
________________________________________________________
Светлячок, свет, светить, светофор.
________________________________________________________
Зимовье, зимний, зимовать, зима.
________________________________________________________

11. Вставь пропущенные гласные. Запиши слова в два столбика.


Ст..ловый, д..ры, сл..новый, р..са, с..ды, стр..на, ст..га, тр..ва, в..лна, м..ря, к..льцо, вр..ги, др..зды, м..сты, п..ля, ст..рик.



О
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________

А
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________

12. Найди и подчеркни четвертое лишнее слово в каждой строчке, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне:


пл..тил, пр..шу, гл..тал, к..зел;
пос..дил, л..шадка, ск..зал, под..рил;
пл..сал, прин..сти, зав..зал, тр..сет;
выр..зал, заст..гнуть, пост..лить, подт..нуть.

13. Прочитай. Спиши, вставляя буквы. В скобках запиши проверочные слова, которые отвечают на заданный вопрос.


И (что сделал? – потёк) сосульки, затр..щал (что?) лёд, расп..лзлись (что делал?) сн..га (что?). Вот-вот заз..л..неет (что? какой?) лес, зас..неют (что?) воды, задымятся пашни. Гр..чи (кто?) прил..тели (что?) – в..сну (что?) принесли.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

14. Соедини слова из левого столбика со словами в правом так, чтобы проверялись обе безударные гласные. Вставь пропущенные гласные.





Л__п__тали
П__л__са
З__л__нели
Г__л__са
Г__л__дали
Ст__р__на
В__л__сок
В__ч__реет
Г__в__рят
Б__р__да
Тр__п__тали



дерево
зелёный
волосы
бородка
разговор
вечер
лепечет
трепет
полоска
бороды
волосья
полосы
зелень
говор
деревья
голос
вечерний
голосок
трепещет
голод
сторонка
стороны
лепет
голодный

Д__р__вянный



15. Спиши, выбирая нужную букву.


Т(я/и/е)желые, сл(и/е)дить, з(и/е)мляника, д(е/и)ревянный, тр(о/а)вяной, ш(е/и)лковистый, св(я/и/е)тлячок.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

16. Соедини слова с буквами, которые пишутся в этих словах.





Сколько букв осталось неиспользованными? Придумай и запиши с ними слова так, чтобы эти буквы были в корне.


________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

17. Спиши, вставив пропущенные гласные. В скобках запиши проверочные слова, отвечающие на данный вопрос. Обозначь орфограмму.


К..рмил (что делает? _______________) к..тенка (кто?)
_______________).
В..рили (что делают? _______________) в..ренье (что?
_______________).
Цв..тут (что делал? _______________) ландыш.
П..ют (что делай? _______________) ч..жи (кто? _______________).

18. Прочитай пословицы. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, отвечающее на заданный вопрос. Устно объясни значение пословиц.


Июнь с к..сой (что? _______________) по лугам прошел, а июль с с..рпом (что? _______________) по хл..бам (что? _______________) поб..жал (что? _______________).
З..мля (что? _______________) з..мой (какой? _______________) отдыхает, а в..сной (что? _______________) расцв..тает (что делал?
_______________).

19. Вставь пропущенные гласные. Обрати внимание на значение слов. Запиши в скобках проверочные слова.


Пропол__скать бельё (_______________), задр__жала от холода
(_______________), скр__пучая дверь (_______________), страшное прив____дение (_______________), раздр__жает своим поведением
(_______________), скр__плять детали (_______________), посв__тить фонариком (_______________), пол__скать ребёнка (______________), прив__дет к началу (_______________), св__той человек
(_______________).

20. Придумай с данными корнями слова, запиши их.


Мор-, мост-, мяс-, нос-, пис-, пил-, рыб-, ряд-, спеш-, свет-, син-, слеп-, сол-, сор-, стар-, стекл-, темк-, толст-, ход-, цвет-, цен-, час-, числ-, шум-, шут-.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

21. Мышонок написал письмо Деду Морозу, но допустил в нем много ошибок. Помоги Деду Морозу их исправить.






Выпиши слова, в которых ты исправил ошибки, подбери к ним проверочные слова, обозначь орфограмму.


________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

22. Разбери слова по составу, подбери проверочное слово (устно), поставь ударение, безударную гласную подчеркни.


Пренебрегать, распределение, оценить, объяснение, одаренный, наводнение, посторониться, управляет, распорядился.

23. Выбери из предложенных букв ту, которая должна быть в корне. Проверь безударную гласную, подобрав как можно больше однокоренных слов.





Изнем..жение





Неизъ..снимый



_____________________
_____________________

Изв..нение



_____________________
_____________________

Узн..вать



_____________________
_____________________

Огл..нулся



_____________________
_____________________

Пож..леть



_____________________
_____________________

Прот..жение



_____________________
_____________________

24. Прочитай текст. Исправь ошибки в написании безударных гласных в корне слова. Выдели корень в тех словах, в которых исправил ошибки.


Вите подорили залотых рыбок. Они плавали в большой банке с вадой. Солнечный луч загленул в банку и крошечным солнышком разлёгся на залотом песочке. А рыбки? Каждая их чешуёка перелевалась.

25. Прочитай предложения. Подчеркни в словах только безударные гласные в корне слова. Выдели корень.


наводила на меня тяжёлое чувство тоски и страха. Редко доносится треск деревьев. Солнце село, но в лесу ещё светло. Птицы торопливо лепечут. Алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев. Молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.

26. Соедини слова с нужной буквой.





Л..нейка
Р..чной
П..тно
Р..ды
Ст..на
Зм..я
С..дой

о
е
и
я
а

др..зды
тр..ва
п..ла
гр..чи
в..дяной
м..чи
пр..мой

27. Внимательно прочитай слова. Запиши их, исправляя ошибки. Выдели те части слова, в которых ты исправил ошибки.


Рка, квёр, рбина, лнейка, врхушка, почтальон, повр, стрла, грчата, наржать, замрзать, сквречник.
________________________________________________________
________________________________________________________

28. Впиши предложенные слова в нужный столбик. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.


Зимний, садик, звон, варка, варит, сад, зимушка, звонит.
Образец:

пов..р
варка
варит

з..ма

зв..нок

с..довый

29. Подчеркни из данных слов лишь те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки. Запиши их, выдели корень.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница