Безопасность мультфильмов для детей дошкольного возраста



Скачать 80,39 Kb.
Дата22.04.2016
Размер80,39 Kb.
Безопасность мультфильмов для детей дошкольного возраста
В современном мире мультфильмы – это неотъемлемый атрибут жизни каждой семьи, в которой есть дети. Без мультфильмов ни один современный человек не представляет своего детства и детства своего любимого чада.
В современном мире мультфильмы – это неотъемлемый атрибут жизни каждой семьи, в которой есть дети. Без мультфильмов ни один современный человек не представляет своего детства и детства своего любимого чада.
Эмоции, возникающие во время просмотра мультфильмов, оказывают благотворное влияние на развитие у ребенка сочувствия к героям, восприимчивость к чувствам других. А некоторое эмоциональное подъём после хорошего конца улучшает самочувствие самого ребёнка.
Всему своё время
Стоит определить цель, с которой ребенку предлагается для просмотра тот или иной мультфильм. Не только для того, чтобы ребёнок не мешал выполнять нам какие-то дела по дому, хотя и такой мотив не исключается. Очень важна культура просмотра. Ведь мультфильм – это художественное произведение, которое целесообразно показывать в определённом возрасте, и родители должны понимать, зачем они знакомят с ним ребенка. И зачем показывать мультфильм, который никакого морально-этического, познавательного смысла в себе не несёт?
Как и книги, свои мультфильмы есть для каждого возраста.
В 3 года деткам в основном читают сказки о животных – «Три медведя», «Теремок», «Курочка Ряба», соответственно, и мультфильмы малыш смотрит на эти же сюжеты. Для этого возраста хороши мультфильмы по произведениям Чуковского, Сутеева. Ребенок в этом возрасте только начинает познавать окружающий мир, поэтому лучше для него смотреть мультфильмы с развернутыми описаниями природы, а не внутреннего мира, ребенок этого возраста лучше понимает образы одушевленных животных, чем сверстников или взрослых.
В 4 года ребенок уже начинает понимать, что такое отношения и чувства – любовь, дружба, помощь в беде, борьба добра со злом. Можно продолжать смотреть мультфильмы по мотивам русских народных сказок, добавив к ним классику про Винни-Пуха, Кота Леопольда, Чебурашку, Маугли, сказки Андерсена (например, «Дюймовочка»).
В 5 лет малыш готов смотреть полнометражные мультфильмы – «Конек-Горбунок», «Аленький цветочек», «Белоснежка и семь гномов», «Бемби», «Король Лев». Это, как правило, мультфильмы со сложным сюжетом и глубоким смыслом.
Конечно, и двухлетний малыш с удовольствием посмотрит и «Колобка», и, например, «Двенадцать месяцев», но понять сможет только сюжет «Колобка», а остальное, скорее всего, пройдет мимо. Учитывая, что время пребывания перед голубым экраном обычно довольно ограничено, лучше использовать его на то, чтобы малыш смотрел соответствующие своему возрасту мультфильмы, проживал вместе с их героями все повороты сюжета, запоминал новые слова и песенки. Кроме того, что мультфильмы обогащают словарный запас ребенка, с их помощью развивается детская фантазия, воображение.

Какой в них смысл?
И, правда, зачем же нужны мультфильмы в жизни ребенка? За что же они их так любят? Психологи утверждают, что причин такой любви несколько.
Во-первых, герои сказок и мультиков разговаривают на одном языке с детьми. Никто и ничто не сможет так быстро и надежно донести до ребенка информацию, как это делают мультфильмы.
Во-вторых, дети просто обожают все яркое и красочное, и мультики удовлетворяют эту их потребность сполна.
В-третьих, не стоит забывать о том, что дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку, они как бы попадают внутрь и переживают все события вместе с героями. Для них это своего рода приключение, интересное путешествие, а не просто времяпрепровождение.
Мультфильмы рождают в голове малышей образы, оставляют в душе место для фантазий и домыслов. И очень сильно действуют на подсознание малышей. Так что помните, что включив мультфильм малышу, вы тем самым, несете ответственность за то, чем пропитается его подсознание, какие образы поселятся в его голове.
Мультфильм – это информация. Будьте осторожны с тем, что вы предлагаете для усвоения ребенку, чем будет наполнена его картина мира: поучительными историями со скрытой моралью или бессмысленными конфликтами и жестокостью.
Мультфильмы всегда оставляют свой след в мировоззрении и эмоциях малыша. Если просмотр вызывает улыбку и смех – значит, его переполняют положительные эмоции и впечатления, а если он сидит, вжавшись в кресло, с перепуганным личиком – бейте тревогу.
Будет лучше, если мультфильмы ребенок будет смотреть вместе со взрослыми. После просмотра родитель сможет лучше понять внутренний мир ребенка, который в раннем возрасте на очень большую часть состоит из информации, почерпнутой именно из мультфильмов.
Значение мультфильмов:

1) Становление этических инстанций: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

2) Сопереживание герою

3) Расширение у ребенка представления о мире, обогащение опыта.

4) Герой как образец для идентификации, или подражания.

5) Сюжет для игр.


Сколько нужно для счастья? (Сколько вешать в граммах?)
При всем положительном эффекте мультфильмов их просмотр не должен становиться основным видом деятельности ребенка. Родители должны регулировать не только качество, но и объем видеоинформации, которую получает ребенок. Для этого разработаны специальные нормы, в том числе нормативы просмотра телевидения и мультфильмов по требованиям Всемирной организации здоровья:
¾ До 3х лет не рекомендуется допускать детей к просмотру любой видеопродукции. «Оптимальный возраст для того, что бы познакомить ребёнка с видеопродукцией – 3 года. Раньше делать это – опасно» - Е.О.Смирнова (доктор психологических наук, профессор кафедры "Дошкольная педагогика и психология" факультета "Психология образования" МГППУ)

¾ Детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) рекомендуется не более 30 минут в день. ¾ Младшие школьники (от 7 до 10 лет) – 30-50 минут в день.

¾ Старшие школьники (от 10 до 18 лет) – от 1 часа до 3 часов в день.
Внутренний мир ребенка еще только складывается, и роль в его формировании играет все, что он получает от взрослого: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и мультфильмы. Это не только времяпрепровождение, но и средство воспитания. Чтобы успеть переделать всю домашнюю работу или немного отдохнуть, родители часто включают мультфильмы своим малышам. Пока ребенок с наслаждением смотрит очередной мультик, взрослые не задумываются о том, что таким образом дети привыкают к подобному времяпровождению и в дальнейшем, возможно, все свободное время будут посвящать телевизору. Мультфильмы заменяют детям книги, общение со сверстниками и родителями, прогулки, подвижные игры.
Что такое хорошо и что такое плохо?
Итак, из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что мультфильмы детям смотреть можно и нужно, но вопрос «какие?». Есть много прекрасных развивающих и воспитывающих мультфильмов и фильмов для детей, а есть, наоборот, вредящие.
Мы можем выделить маркеры для родителей, по которым можно определить, что этот мультфильм детям смотреть не следует:

1) Герои мультфильмов агрессивные и жестокие.

2) Герои мультфильма нереалистичны и демонстрируют физическую неуязвимость.

3) Герои мультфильмов не занимаются никакой созидательной и полезной деятельностью.

4) В содержании не заложен морально-нравственный аспект
Если вы заметили один или несколько признаков в видеопродукте, то лучше не показывать это своему ребенку.
Психологи разработали свои критерии оценки мультфильмов для детей:


  1. Произведение должно нести нравственные и моральные принципы. В этом критерии важны правильно поставленные приоритеты.

  2. Эстетические. Произведение должно прививать вкус к прекрасному.

  3. Содержательный аспект. Образ героя должен соответствовать детскому возрасту, либо включать в себя черты ребёнка - необходимое условие для идентификации (отождествления) себя с героем. Понятность характера, поведения, речи. Сам сюжет должен состоять из завязки, кульминации и развязки. Взаимодействие между героями должно быть развёрнутым и полным. Обязательно должно быть ключевое переживание – что несет после себя мультфильм (сочувствие, грусть, радость и т.д.)

  4. Формальные характеристики:

- медленный темп, паузы для осмысления.

- умеренная динамика и неяркие цвета.

- степень условности изображения – не сильно оторван от реальности (можно перенести сюжет в жизнь и в игру)

- по продолжительности (соответственно возрасту), не более часа. Примерно 15-20 минут.



- характеристика звукового сопровождения: речь понятная, детская, простая и не многословная. Музыка должна нести в себе настроение.
Следует помнить, что нельзя усаживать ребенка перед телевизором в раннем возрасте до трех лет, в этом возрасте у детей еще не сформированы основные функции движения. Он не умеет одновременно держать предметы, двигаться, смотреть, слышать. Поэтому при включении телевизора они погружаются в просмотр мультфильмов и не отвлекаются на посторонние шумы, не двигаются. В последующем у таких детей появляются проблемы с движением, с речью, со зрением и с лишним весом. Развитие детей может сильно затормозиться.
Как оторвать ребёнка от телевизора?
Цитата Е.О. Смирновой из форума сайта «Центр Игры и игрушки» (http://www.psytoys.ru/index.php?option=com_simplestforum&view=postlist&forumId=7&parentId=96&topic=true&Itemid=29&visget=visible): «Прежде всего, необходимо осознать необходимость изменения и принять свое родительское твердое решение об изменении взаимодействия с телевизором в семье. Найти увлекательную альтернативу просмотру теле- и видеопрограмм. Изменить характер взаимодействия с ребенком в сторону приоритета более активных и творческих совместных видов деятельности. Отдавайте предпочтение более коротким видеопрограммам, не серийным мультфильмам; возможно проведение «разгрузочных» от телевизора дней с последующим поощрением ребенка….
Для того, чтобы желаемые изменения действительно произошли, необходимо создать сочный, красочный образ. Представьте хорошенько. КАК вы теперь будете жить, как действовать? ЧЕМ наполнится ваша совместная жизнь? Несомненно, привычка притягивает, как детей, так и взрослых. Но стоит Вам настроиться на инициативность и последовательность, как успех не заставит себя ждать. Вы почувствуете преодоление барьера уже спустя три-четыре дня. Но в том, что результат действительно достигнут, можно быть уверенным только спустя полтора месяца Ваших действий».
Мультипликационные фильмы оказывают влияние на развитие детей. С одной стороны, это яркая, зрелищная, образная, простая, ненавязчивая, доступная детям форма искусства. А с другой, они формируют первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать ребенка: повышать его (если детей, то «их», а если «его» - то «ребенка») осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение. Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания ребенка. С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской «фабрики грёз» не безвредна. Необходимо регулировать частоту просмотра дошкольниками различных западных и отечественных мультфильмов. Однако, мультфильм не заменит живого общения ребенка со взрослым, в котором он так нуждается. Родители обязаны понять, что ни один мультфильм, даже самый поучительный, не может заменить ребенку общение со взрослыми и сверстниками.





Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница