Бессознательное как социально-философский феномен



Скачать 74.96 Kb.
Дата14.02.2016
Размер74.96 Kb.

К.филос.н. А.А. Краузе


Пермский государственный

педагогический университет



Бессознательное как

социально-философский феномен

Феномен «бессознательное» может иметь не только психологическую, но и социальную природу. Специфические особенности социальной природы бессоз­нательного мы должны искать в субъектно-деятельностной сущности человека. Она раскрывается через позна­вательные, аксиологические, производственные, коммуникативные, культур­ные, личностные отношения, что в свою очередь является критерием содер­жательного момента в бессознательном. Эти отношения имеют объективную и субъективную сторону. Субъективная сторона имеет два уровня отражения: сознательный и бессознательный. Субъективно-бессознательной стороной этого отражения выступает: стихийная включенность человека в социальные структуры общества, слабая степень интериоризованности исторических условий и социальной активности в действиях субъектов.

Субъектно-деятельностная сущность человека детерминирована историче­скими условиями, соответственно определяется и содержательная сущность фе­номена «бессознательное». Мы представляем себе основные вехи, в которых отражена социально-философская рефлексия сущностного начала в человеке. В древнегреческом мироощущении абсолютизировалась разумная сущность, в христианско-средневековом - духовная, в эпоху антропоцентризма понимание сущности человека вышло на универсальный уровень.

Рационализировав сущностную природу человека, космоцентризм низвел феномен «бессознательное» до отождествления его с животным состоянием че­ловека, свидетельствующим об отсутствии способности понимать и действовать с пониманием. Сущность человека сводится к душе, которая есть мыслящая активность. Отсутствие данного рода активности низводит человека до уровня стихийной и необузданной природы. Быть разумным для эллина - это и эстетический идеал - цель, и идентификационный процесс, направленный на поиск смыслового значения человека.

Средневековое христианство отодвигает притязания разума на второй план, выдвигая на первый сущность эмоционально-волевого порядка. Пред­ставления о «высшем» и «низшем» мире в религиозном контексте раздвигают структурно-содержательные рамки бессознательного. В «низшем мире» бессознательное по-прежнему аффект, инстинкт, незавершенность человеческой природы - то, к чему человек стремится в нарушение законов бо­га, отсутствие божественного.

Тогда как в «высший мир» обращены истинные чувства, таящие в себе наряду с сознательным бессознательное стремление к богу.

Бессознательное выступает здесь как трансцендентное чувство, в кото­ром человек отражает свои нереализованные личностные, субъектно-сущностные состояния, которые он теперь переносит на бога. Сущность и сущностные силы человека малозначимы без такого прибавления.

В естественнонаучную эпоху начинает преобладать социобиологизаторский подход, где природа рассматривается как первопричина и первосущность человека. Содержательная сторона бессознательного сужается до психологических рамок. Для Фрейда и его сторонников бессознательное состоит из первичных (индивидных) потребностей, инстинктов и влече­ний, ставших в теории психоанализа всеобщим психическим свойством (как коллективным, так и индивидуальным), входящим в социальную структуру личности. Бессознательное отождествляется с первичными потребностями человека.

Наиболее значимым для понимания современной социальной действи­тельности становится раскрытие универсальной сущности человека, пред­принятое К.Марксом. В марксистской теории человек представлен как ре­альный, конкретный, родовой, целостный индивид. Он - часть природы, связанный с ней физически и духовно, и вместе с тем он, по замыслу Маркса, есть универсальное существо, превращающее природу в свое неорганическое тело (1). Это «богатый человек», и в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необхо­димость, как нужда (2). Маркс показывает мир «экономизма», где человек, находясь в отчужденном состоянии, «не развивает свободно свою физиче­скую природу, разрушает свои духовные силы» (3), в то же время он обра­щает внимание на возможный мир человеческих отношений, носителем цен­ностей которого выступает «богатый человек» с богатой человеческой по­требностью. Ориентация субъектов на ту или иную историческую целост­ность позволяет существенно раздвинуть функциональные рамки сознатель­ного и бессознательного. Феномен бессознательного выходит за пределы мотивированного поведения и переносится в сферу субъекта социального действия.

Среди западных психологов в понимании субъектной сущности человека шаг вперед сделал А.Маслоу. Он рассматривает ее с точки зрения присут­ствия в индивиде уровня человечности. Его присутствие может быть полным, что соответствует психическому здоровью человека, и сниженным, что соответствует невротическому состоянию индивида. Следовательно, меняется и содержательный характер бессознательного. Если это самоэволюционирующий, просветленный, самоактуализирующийся человек - у него здоровые первичные процессы (бессознательное выступает как здоровые фантазии), а как следствие - и вторичные процессы - как здоровая ра­циональность . Слившись, они достигают подлинной интеграции личности ( 4 ) . Человеку, по А.Маслоу, предоставляется возможность осмыслить то, чем являют­ся его первичные процессы: уровнем психического, где интериоризируются желания, запросы и идеалы отца, матери, каковыми бы они ни были (фрей­дизм), или средством улучшения здоровья человека, где бессознательное становится восприятием собственной природы, судьбы, способностей (5).

У Т.Московичи (6) бессознательное перестает быть тотальным. Тут, как у Маслоу, выбор за субъектом, который выбирает судьбу разделенного или неразделенного существования. Бессознательное имеет аффективное, сти­хийное начало, но человек разделяет и противопоставляет сознание и аф­фекты, либо этого не делает вследствие того, что у него доминирует ли­бидо, когда любовь других и страх ее потерять становится главным.

Индийский философ Р.Бхаскар социальную природу бессознательного рассматривает как неосознаваемое воспроизводство и преобразование общества. Реальностью выступают люди, которые будучи сознательными в своей обычной деятельности, по большей части бессознательно воспроизводят (и попутно преобразуют) структуры, направляющие их самостоятельные производства. «Так люди вступают в брак, - отмечает Бхаскар, - не для того, чтобы воспроизвести нуклеарную семью, и работают не для того, чтобы поддержать жизнь капиталистического хозяйства. И, тем не менее, семья и хозяйство оказываются ненамеренным последствием (и неизбежным результатом), равно как и необходимым условием их деятельности» (7) . Ненамеренное воспроизводство и преобразование, рассматриваемое им как «бессознательное в норме», «тем не менее, является неким достижением, результатом искусного исполнения активными субъектами, а не механическим следствием предшествующих условий» (8). Изложенная концепция, как нам кажется, применима ко времени локально складывающихся и развивающихся конкретных исторических целостностей. Исторический тип действия по объективным причинам ограничивался рамками эмоционально-поведенческой активности. Современная социально-историческая, культурная обстановка служит расширению субъектных возможностей индивида. Человек искусственно восполняет недостающие природные свойства более технологично, чем это делали пред­ки, следовательно, более сложными становятся его формы поведения, а так же более существенными оказываются результаты деятельности, в условиях, когда стержневым принципом общественного развития становится всеобщая сопричастность и интеграция. Современный способ жизнедеятельности пред­полагает целерациональную включенность индивидов во все сферы социаль­ных связей и отношений.

Из всего сказанного вытекает, что бессознательное может быть однов­ременно детерминировано как психологической, так и социальной сущнос­тями. Однако характер того или иного уровня бессознательного раскрыва­ется в определенных ситуациях. Диалектико-материалистический подход позволяет преодолеть рамки психологического подхода, где бессознатель­ное рассматривается в пределах мотивированного поведения, и обратиться к деятельностным предпосылкам формирования бессознательного, к понима­нию его сущности, функций и его актуализации.

В исторических условиях, когда индивид находится под властью обще­ства, природы и религиозной догмы, он слабоволен и пассивен, социаль­но-субъектная сущность переносится на трансцендентный уровень. Он включается и созидает на том уровне социальной действительности, в ко­торой видит возможности для себя, с ориентацией на то, чтобы выжить в отчужденных условиях. Масштабы вне его индивидного мира запредельны и недоступны, слабоосознаваемы.

Здесь бессознательное как социальный феномен локализовано в рамках мотивированного поведения в условиях тотального господства норм и та­бу. Когда «ананке» догмы, природы и общества поколеблены, как правило, это происходит в техногенном обществе, где появляются универсальные условия жизнедеятельности, открываются новые социально-субъектные реа­лии.

Постиндустриальный характер общественного процесса глобализирует пределы бессознательного. По своему характеру бессознательное стано­вится зависимым от субъектно-деятельностной сущности индивида, его субъективного выбора. Совершенно очевидным становится то, что при ана­лизе современных социальных процессов мы должны учитывать социальную сущность бессознательного.

Нам представляется, что социальная природа бессознательного имеет два основания: гносеологическое и аксиологическое, являясь при этом критерием социальной зрелости субъекта.

Первый (гносеологический) уровень бессознательного раскрывается в структуре «здоровой» личности, где бессознательное выступает как твор­ческая интуиция, необъяснимая способность человека, вне зависимости от характера и форм деятельности, индивидуально что-либо отразить, представить, понять, воспроизвести и т.д. В данном случае бессознательное детерминировано творческим настроем самоактуализирующейся личности, ко­гда человек раскрепощает свои сущностные силы. Составляющее основу человека как социально интегрального образования, бессознательное выходит на слабоосознаваемые интуитивные конструктивно-креативные рубежи. По­скольку творческий эффект бессознательного отражается в производствен­ной деятельности, оно может быть отнесено к социальной структуре сущностных сил человека.

Вместе с тем существует и другой уровень, выступающий как социаль­но-деструктивное бессознательное, в котором отражается субъектная не­зрелость индивида. В зависимости от социальной зрелости индивида, его отношений с какой-либо исторической целостностью, бессознательное при­обретает жизнеобеспечивающий характер. В совокупности оно предстает как социальная пассивность, неосознание и несопротивление социальному напряжению и тревоге, отчужденным формам жизни, отсутствие собственной субъектной позиции, что в современном мире имеет глубинные негативные последствия. Современная субъектность ориентирована на социально твор­ческое отношение человека к миру.

______________________________

1. См.: Маркс К. Экономически-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энегельс Ф. Соч. Т. 42. С. 93.

2. Там же. С. 125.

3. Там же. С. 90.

4. См.: Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.

5. См.: там же. С. 30.

6. См.: Московичи Т. Век толп. М., 1998. С. 125.

7. Бхаскар Р. Общество и сфера смысла общества. М., 1991. С. 228.

8. Там же. С. 229.



© А.А. Краузе, 2001

Каталог: psu -> files -> 1634
1634 -> Научный анализ феномена «массовое сознание»
1634 -> Научная деятельность: социально-коммуникационный подход
files -> Суицидальное поведение молодежи в возрасте 18-25 лет в отечественной социологии к. О. Сомхишвили
files -> Современная российская семья: проблемы и перспективы
files -> Социальные противоречия в гуманизации образования
1634 -> Научная социальная философия – основа интеллектуального потенциала общества
1634 -> Праксеология на пороге XXI века
1634 -> Д. филос н., проф. В. Д. Комаров Государственная морская академия Санкт-Петербург Философия: мышление разум наука


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница