Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – Спб.: Прайм – еврознак, 2001. – 512 с



Скачать 78,38 Kb.
Дата24.04.2016
Размер78,38 Kb.
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБ АВТОРЕ 13

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА 15

ПРЕДИСЛОВИЕ 17

Глава 1

ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ 21



ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ? 24

Слишком много значений 24

Следуя значениям обыденной речи 24

Определение агрессии без учета мотивационных предпосылок 25

Агрессия как неправильное поведение 26

Цели агрессии 28

Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба 29

Разнообразие агрессивных целей 31

Желание причинить ущерб 31

Определение, принятое в данной книге 32

Всегда ли причинение ущерба является первичной целью? 32

Другие классификации 37

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ГНЕВА, ВРАЖДЕБНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ 42

Гнев отличается от агрессии 43

Враждебность 44

Агрессивность 44

РЕЗЮМЕ 44

Часть 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ? 48

Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия 49

Другие возможные агрессивные цели 49

Они могут также хотеть причинить вред 50

Глава 2

СЛЕДСТВИЯ ФРУСТРАЦИЙ 53



ГИПОТЕЗА «ФРУСТРАЦИЯ - АГРЕССИЯ», 1939 53

Определение и основные положения 54

Применение концепции «фрустрация— агрессия» 57

Все ли виды фрустрации порождают агрессию? 58

Только произвольные (незаконные) фрустрации 59

Фрустрации, приписываемые намеренно плохому поведению другого лица 62

Почему атрибуции могут влиять на агрессивные реакции 63

Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии 65

Наблюдения в естественных условиях 65

Экспериментальные данные 67

Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций

на фрустрацию 69

ПЕРЕСМОТР КОНЦЕПЦИИ «ФРУСТРАЦИЯ – АГРЕССИЯ» 70

Влияние атрибуции на интенсивность недовольства 70

Сравнимы ли фрустрации и оскорбления 71

РЕЗЮМЕ 71

Глава 3

МЫ СТАНОВИМСЯ ЗЛЫМИ, КОГДА НАМ ПЛОХО 73



НЕГАТИВНЫЙ АФФЕКТ КАК ИСТОЧНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АГРЕССИИ 74

Исследования обусловленной болевым воздействием агрессии у животных 74

Тенденции к борьбе и бегству могут действовать одновременно 75

Является ли целью агрессии, которая стимулирована болью, только лишь

прекращение болевого воздействия? 76

Аверсивные события как источник человеческой агрессии 77

Огромное разнообразие негативных условий, способных провоцировать агрессию 77

Агрессия направлена не только на устранение аверсивного события 80

НЕГАТИВНЫЕ АФФЕКТЫ, АГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ГНЕВ 82

Негативный аффект, но не стресс 82

Краткое резюме представленной теоретической модели 83

Гнев часто сопровождает другие негативные эмоции 87

Гнев часто сосуществует с другими негативными эмоциями 87

Некоторые ограничения 93

Все ли негативные чувства подобны друг другу? 99

ИМПУЛЬСИВНАЯ АГРЕССИЯ: РОЛЬ АГРЕССИВНЫХ КЛЮЧЕВЫХ

СИГНАЛОВ 99

Реакции на внешние ключевые сигналы 100

«Эффект оружия» как пример реакций на агрессивные ключевые стимулы 100

Ключевые стимулы (сигналы), ассоциированные с аверсивными событиями 106

Связь доступной мишени с неудовольствием 107

РЕЗЮМЕ 110

Глава 4

МЫШЛЕНИЕ, И НЕ ТОЛЬКО 113



ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ 114

Чем определяется эмоциональное состояние? 114

Когнитивные концепции эмоции 114

Какие интерпретации продуцируют гнев? 114

Экспериментальное подтверждение роли атрибуций в детерминировании эмоций 118

Двухфакторная теория эмоций Шехтера — Зингера 119

Эксперименты с ложной атрибуцией 122

Атрибуции при переносе возбуждения 123

Атрибуции и влияние информации о смягчающих обстоятельствах 126

Атрибутивные аффекты с точки зрения концепции ассоциативной сети 128

СВИДЕТЕЛЬСТВА О НЕКОГНИТИВНЫХ ВЛИЯНИЯХ НА ЭМОЦИИ 129

Следствия экспрессивных реакций 129

Теория эмоций Джеймса—Ланге 130

Следствия выражений лица и других мышечных реакций 131

Телесные реакции и когниции: модель ассоциативной сети 134

Проявление признаков гнева 134

Настроения могут влиять на мысли 135

Враждебные мысли могут порождаться неприятными чувствами 137

ЗНАЧЕНИЕ МЫСЛЕЙ 138

Сохранение враждебности: негативные влияния «пережевывания» в мыслях того,

что произошло 138

Заострение и усиление негативной концепции 139

Мысли могут стимулировать чувство гнева и агрессивные побуждения 139

Понятие «прайминга» (priming) 140

Мысли влияют на сдерживание агрессии 142

Анонимность, риск быть пойманным и самоконтроль 142

Почему люди могут придерживаться неагрессивных стандартов поведения и

все же быть агрессивными 148

Вне зоны осознания 148

Игнорирование несовместимостей 149

РЕЗЮМЕ 156

Часть 2. АГРЕССИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Глава 5

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ 161



ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ИМЕЮТ УСТОЙЧИВУЮ СКЛОННОСТЬ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ? 161

Противоречия в вопросе о существовании черт агрессивности 161

Два вида последовательности 162

Примеры различных форм одновременной последовательности 163

Последовательность в лабораторных опытах и в «реальной жизни» 164

Последовательность в формах агрессии (генерализация реакции) в повседневной

жизни 165

Последовательность в различных ситуациях: сочетание генерализации стимула и реакции 165

Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет: длительная последовательность 169

Обзор исследований длительной стабильности агрессии Ольвеуса 169

Два заслуживающих внимания исследования 170

КАК ДЕЙСТВУЮТ АГРЕССИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ 177

Разные типы агрессивных людей 177

Эмоционально-реактивный и инструментальный тип постоянного агрессора 178

Некоторые примеры агрессоров с инструментальной направленностью 178

Эмоционально-реактивные агрессоры 185

Личность А-типа — реактивно-агрессивная 191

РЕЗЮМЕ 195

Глава 6

РАЗВИТИЕ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ 198



ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТСТВА 200

Семья может влиять на развитие антисоциальных диспозиций 200

Какие способы воспитания детей способствуют развитию антисоциальных наклонностей? 201

ПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОСТИ 203

Вознаграждение за агрессию 203

Вознаграждения, получаемые не от жертвы, а от других людей 204

Вознаграждения, исходящие от жертвы 209

Неблагоприятные условия, создаваемые родителями 212

Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей? 217

Интеграция: анализ социального научения Паттерсона 224

НЕПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ 227

Конфликт в семье 228

Распавшиеся семьи порождают делинквентность? 228

Влияние моделирования 231

«Делай, как я»: предоставление детям примеров для подражания 231

РЕЗЮМЕ 234

Часть 3. НАСИЛИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Глава 7


НАСИЛИЕ В МАСС-МЕДИА 238

НАСИЛИЕ НА ЭКРАНАХ И ПЕЧАТНЫХ СТРАНИЦАХ: НЕМЕДЛЕННЫЙ

ЭФФЕКТ 241

Преступления-имитации: заразность насилия 241

«Эпидемия преступлений распространяется по линиям телеграфа» 241

Статистические данные о заразности насилия 242

Исследования Д. Филипса о заразности насилия 243

Экспериментальные исследования кратковременного воздействия сцен насилия

в масс-медиа 246

Увеличивает ли насилие в средствах массовой информации вероятность

проявления агрессии? 246

Насилие в средствах массовой информации под микроскопом: когда и почему «агрессивные» фильмы влияют на агрессивность 250

Растормаживание и десенсибилизация эффектов от наблюдаемой агрессии 266

НАСИЛИЕ В СМИ: ДЛИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ ПОВТОРЯЮЩЕМСЯ ВОЗДЕЙСТВИИ 268

Формирование представлений об обществе у детей 269

Тезис о культивировании 269

Приобретение агрессивных наклонностей 270

Понять «почему?»: формирование социальных сценариев 274

«Сценарная» концепция эффектов от просмотра телепередач со сценами насилия 274

Ослабление вредного влияния насилия, показанного по телевидению 276

РЕЗЮМЕ 278

Глава 8


НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ 281

ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИН ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ 285

Взгляды на проблему насилия в семье 285

Факторы, толкающие к применению насилия в семье 286

Ссылки на результаты исследований 288

Социальные нормы и общественные ценности 288

Нормы не являются достаточными предпосылками насилия 295

Предыстория семьи и личная предрасположенность 300

Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия

в семье 311

Особенности конфликта, способные стать катализаторами насилия 315

РЕЗЮМЕ 317

Глава 9

УБИЙСТВА 320



ВВЕДЕНИЕ 321

Закон, убийство, предумышленное убийство 322

Какие типы убийств чаще всего совершаются в Соединенных Штатах Америки 322

Различные случаи провоцирования убийств 325

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СОВЕРШАЮТСЯ УБИЙСТВА 331

Личная предрасположенность 332

Склонны ли убийцы к насилию? 332

Можно ли разделить убийц на категории? 333

Некоторые размышления по поводу предсказания опасности 336

Социальное влияние 338

Социально-экономические факторы, вызывающие стресс 339

Социальная дезорганизация 342

Влияние субкультуры, общих норм и ценностей 344

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ НАСИЛИЯ 352

Различные типы взаимодействия при совершении насилия 352

Убийство незнакомого человека: инструментальная агрессия 355

Убийство при конфликте: эмоциональная агрессия 356

РЕЗЮМЕ 358

Часть 4. КОНТРОЛЬ НАД АГРЕССИЕЙ

Различные рекомендации 361

Глава 10

НАКАЗАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 365

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ 365

Наказание: «за» и «против» 365

Аргументы против наказания как сдерживающего средства 365

Наказание может быть сдерживающим средством — иногда 367

Удерживает ли наказание от применения насилия? 369

Пример: аресты, удерживающие от применения физического насилия в семье 369

Строгость и неизбежность наказания 373

Удерживает ли смертная казнь от убийства? 375

СНИЖАЕТ ЛИ КОНТРОЛЬ НАД ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ КОЛИЧЕСТВО ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАСИЛИЕМ? 379

Некоторые возражения против контроля над приобретением оружия 381

Некоторые ответы на возражения 382

РЕЗЮМЕ 389

Глава 11

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛИРОВАНИЯ АГРЕССИИ 391

КАТАРСИС; ОСЛАБЛЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЙ К НАСИЛИЮ ПУТЕМ АГРЕССИВНЫХ ВЫПЛЕСКОВ 391

Вентилирующие чувства 392

Что следует понимать под проявлением чувств? 393

Гипотеза катарсиса 395

Катарсис через воображаемую агрессию 395

Снижает ли воображаемая агрессия склонность к проявлению реальной агрессии? 397

Эффект последействия реальной агрессии 403

Некоторые факторы, способствующие повышению агрессивности 403

Доказательство снижения агрессивности после совершения нападения 407

Долгосрочные опасности удовлетворения агрессивных чувств 413

Может оказаться полезным поговорить с кем-нибудь о своих проблемах 414

Самосознание и самоконтроль 418

РАЗРАБОТКА НОВЫХ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ 420

Выгоды сотрудничества: совершенствование родительского контроля над проблемными детьми 421

Снижение эмоциональной реактивности 425

Исследование методов контроля раздражительности, выполненное под

руководством Новако 426

Некоторые рекомендации по применению 429

Что может повлиять на правонарушителей, оказавшихся в заключении? 431

Сомнения 431

Есть ли надежда? 433

РЕЗЮМЕ 434

Часть 5. НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Глава 12


БИОЛОГИЯ И АГРЕССИЯ 438

ЖАЖДА НЕНАВИСТИ И РАЗРУШЕНИЯ 438

ОДЕРЖИМЫ ЛИ ЛЮДИ ИНСТИНКТОМ НАСИЛИЯ? 440

Что такое инстинкт? 440

Дарвиновская концепция 441

Понятие Фрейда: «инстинкт смерти» 442

Концепция агрессивного инстинкта Лоренца 443

КРИТИКА ТРАДИЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНСТИНКТА 446

Неадекватная эмпирическая база 447

Сомнительное понятие спонтанно генерируемых инстинктивных драйвов 447

Различные виды агрессии 448

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ГОРМОНЫ 451

«Рожденный пробудить ад»? Влияние наследственности на агрессию 451

Первые генетические концепции: теория Ломброзо 451

Современное обоснование влияния наследственности 452

Датские исследования генетических факторов 453

Половые различия в агрессии 457

Некоторые результаты исследований 458

Влияние гормонов 462

Воздействие мужских гормонов 462

Заключение 467

АЛКОГОЛЬ И АГРЕССИЯ 467

Проблемы воздействия алкоголя 468

РЕЗЮМЕ 473

Глава 13

ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В ЛАБОРАТОРИИ 475

СТАНДАРТНАЯ ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА 475

Машина агрессии Басса 475

Модификации и варианты 477

НЕКОТОРЫЕ ДОВОДЫ В ПОДДЕРЖКУ ЛАБОРАТОРНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ 480

Проблема валидности 480

О «нерепрезентативности» субъектов экспериментов и лабораторных условий 484

О возможных экспериментальных артефактах 486

РЕЗЮМЕ 492

Глава 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕКОТОРЫЕ ПОЛУЧЕННЫЕ УРОКИ 494

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ АГРЕССИИ: ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ И

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ 494

НЕИЗБЕЖНО ЛИ НАСИЛИЕ? 497

ФАКТОРЫ РИСКА 499



КОНТРОЛЬ НАСИЛИЯ 500

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 504
Каталог: catal -> sociology
sociology -> Личность в системе современного научного знания 8
sociology -> Контрольные вопросы 36 Рекомендуемая литература 37 Глава Психология в структуре современных наук 38
sociology -> Содержание часть I. Психология
sociology -> Немов Р. С. Психология. Учеб. Кн Психология образования. – М.: Просвещение, 1995. – 496 с
sociology -> Практическая работа 38 Глава Виды чувств 60 Чувственный тон 61 Настроение 65 Эмоции 69 Аффект 76 Стресс 79 Фрустрация 85
sociology -> Изард К. Э. Психология эмоций: Пер с англ. – Спб.: Питер, 1999. – 464 с
sociology -> Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 271 с


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница