Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский



Скачать 102.72 Kb.
Дата15.02.2016
Размер102.72 Kb.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский


Консультация для педагогов


Познавательное развитие дошкольников

в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила:

Курбачева О.В.


г. Белоярский

2015

м

Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Многие авторы отмечают, что отношение к учебным предметам дифференцируется к моменту перехода детей в школу или в первые годы учебы. Практика школ и психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что одна из главных причин негативного отношения учащихся начальных классов к учению и низкой успеваемости – слабое развитие познавательных интересов или их отсутствие. Экспериментальные данные Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Н.Г. Морозовой свидетельствуют, что наличие устойчивых познавательных интересов – один из показателей готовности ребенка к школьному обучению.



ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников. Такое понимание сущности данной образовательной области предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса и развитие познавательной активности. Дадим характеристику каждой из них.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена внешними, неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На этой ступени ребенок довольствуется только занимательностью материала, у него наблюдается стремление к познанию внешнего, того, что он непосредственно воспринимает. Например, в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности. Тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии обнаруживаются сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности как активного видения мира.

Познавательный интерес характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению в сущность отношений, связей, закономерностей освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

К высокому уровню познавательного развития относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое,

выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений

действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними

связи и отношения. Главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.



Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой,

он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом

развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная

потребность использовать разные способы действия для накопления,

расширения знаний и кругозора. Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребенок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и

качественных изменений, происходящих в познавательных психических

процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного

опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие

умственных способностей. А способности, в свою очередь,

рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения

деятельности. Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование. В сюжетно-ролевой игре, в рисунках, в конструировании – они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.

Следует запомнить, что Федеральный государственный стандарт

считает формирование познавательных интересов и познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов

дошкольного образования (ФГОС пункт 1.4.7.). А в задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности (ФГОС пункт 1.6.6.).

Во втором разделе ФГОС (требования к структуре образовательной программы и ее объему) определяется, в числе других

образовательных областей, содержание познавательного развития:


  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной

  • мотивации.

  • Формирование познавательных действий, становление сознания.

  • Развитие воображения и творческой активности.

  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

  • Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов

  • окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

  • Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

  • Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов

деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра. Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребенка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие игры с правилами в том числе, удовлетворяют постоянную потребность в познании окружающего.

Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать свое мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьезные вопросы, настаивать на чем-то.

Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы ее решения,

фиксировать результат, анализировать полученные данные.

Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героями книги, отождествлять себя с героями книги.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.

Конструирование, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художественно-эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.

В рамках Двигательной деятельности, при всей специфичности этой

образовательной области, мы знакомим детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем

представления о здоровом образе жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

В четвертом разделе ФГОС «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» определены целевые ориентиры, которыми должны обладать дети раннего возраста и дошкольники.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики развития ребёнка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования:

К началу дошкольного возраста (к 3 годам)

• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;



• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

  • владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

  • стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

  • ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

  • у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

К завершению дошкольного образования (к 7-8 годам):

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты;

  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В заключение процитирую слова А.Г. Асмолова, руководителя рабочей группы по разработке ФГОС: «Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране. Нельзя рассматривать дошкольное детство исключительно, как его рассматривали раньше, то есть как подготовку к школе»

Курбачева Оксана Викторовна МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Страница



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница