Бебкевич ольга николаевна



Скачать 132.36 Kb.
Дата22.02.2016
Размер132.36 Kb.


БЕБКЕВИЧ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Воспитатель

МБДОУ детский сад «Солнышко общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития» г.Губкинский ЯНАО

* * *

«Использование театрализованных игр для развития речи детей дошкольного возраста»
Любой из нас пришёл на свет на этот творить добро,

надеяться, любить, смеяться, плакать,

но при всём при этом должны мы научиться
ГОВОРИТЬ

Актуальность опыта

Перемены, происходящие в системе народного образования, касаются и дошкольного образования, так как это первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Школьные проблемы, цели и задачи постепенно переместились в детский сад, потому что именно здесь закладываются и формируются качества успешного ученика, способного справляться с требованиями образовательных стандартов и вызовами времени.

Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сенситивно к усвоению речи. Своевременное овладение правильной речью, активное использование ее - является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Поэтому проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста.

Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

Существует и другая важная проблема, волнующая меня как педагога: современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляя равнодушие и черствость. Их интересы ограничены и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Размышляя над затронувшими меня проблемами, поняла, что не всегда можно добиться высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Поэтому считаю: самый короткий путь решения этих проблем – это путь через театрализованную игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества – театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь.



Технология опыта

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой  в процессе воспитания  и всестороннего развития детей,  является театрализованная деятельность.

Проанализировав социо-игровую методику (автор А.П.Ершова и В. М. Букатов), адаптировала и использую в своей работе с детьми. Основные принципы используемой технологии «Обучаемся, играя и делая». Поэтому для повышения уровня развития речи детей я решила вовлечь их в театрализованную деятельность с помощью игр. Эти игры оказывают сильное воздействие на детей дошкольного возраста, способствуя их всестороннему развитию, привлекая детей динамикой  действия, яркостью художественных образов, ожившими куклами и непродолжительностью действия. Театрализованные игры являются частью воспитательно-образовательной работы, не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных играх, ребенок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка, а умело поставленные вопросы,  побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованные игры ввела составной частью в занятия не только по развитию речи, но с успехом использовала на занятиях по художественной литературе, познавательного цикла и др.  Формы проведения занятий различны: это и спектакль, сказки, путешествия и т.д. При организации занятий продумываю сюжет, персонажей, атрибутику. Театрализация   занятий привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Схема построения занятий зависит от цели занятия: введение в тему, создание эмоционального настроя; театрализованные игры, упражнения, этюды на развитие словаря, звуковой культуры речи, овладение связной речью по теме занятия, в конце занятий всегда эмоционально-занимательные театрализованные игры, которые обеспечивают успешность любой деятельности.

Так, в первой младшей группе  на занятиях я широко использовала настольный театр игрушек, картинок, театр на фланелеграфе.   Начала  свою работу с составления плана. Определила основные  направления развития речи  детей, используя театрализованные игры.



Решала  следующие задачи:

- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

- обогащать и  активизировать словарь детей;

- воспитывать правильное звукопроизношение;

-  учить детей диалогу;

- стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация).

  В  первой младшей группе темы театрализованных игр имеют непосредственное отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье: «Кукла Маша обедает», «Катя собирается на прогулку», «Девочка чумазая», «Веселый праздник»; сказочная тематика: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят»  и т.д. Сказки приходили к детям с театром Петрушки, куклами бибабо, настольным театром, в которых роль сказочного персонажа исполняла я сама. У малышей появлялось желание подпевать, повторять, изображать какие-то движения в такт музыки.

Одной из важнейших особенностей  данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями.  Дети принимали занятия  с удовольствием, активно участвовали в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами  в лесу  и все мы медведи – ищем мед!» или «Мы – хитрые лисоньки». Моментально группа наполнялась ожившими персонажами сказки. Пассивных не было – все дети изображали злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. Я сопереживала вместе с детьми, повторяла  движения и голоса героев сказки, а дети, в свою очередь, подражая мне, закрепляли звуки, запоминали определенные слова, учились отвечать на вопросы. А принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты  к сказке делали игру эмоциональней и искренней.

Использование  на  занятиях  театрализованных игр  как основной формы развития  речевых  умений у детей  младшего дошкольного возраста доказало эффективность использованных методических приемов. Поэтому, я продолжила эту работу и во 2 младшей группе. Продолжая знакомить детей с различными видами театра (пальчиковый театр, настольный кукольный театр, вязаный театр, театр мягкой игрушки), решала следующие задачи:

- учить понимать эмоциональное состояние героя и изображать его; - развивать речь детей, добиваясь правильного и четкого произношения слов; - поощрять участие детей в театрализованной деятельности; - учить навыкам вождения настольных кукол

Для успешного решения этих задач я создала в группе театральную зону, куда входят разные виды театра. Они дают ребенку свободу выбора на любимое занятие. Именно со второй младшей группы начала обучать простейшим приемам управления куклами настольного театра. Я предлагала им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывала только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь, конечно, также важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеяно. И какими бы примитивными ни были истории, сочиненные малышами, я радовалась, вместе с ними любому проявлению творчества, стремилась, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.

Продолжала работать над развитием речи детей. Так, показывая детям сказку «Курочка ряба», просила детей со мной успокоить деда и бабу, повторяя слова: «Не плачь дед, не плачь баба», или, разыгрывая с детьми сказку «Репка», говорили все вместе: «Тянут, потянут - вытянуть не могут».

На занятиях я старалась создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Следующий этап — это работа над этюдами, которые развивают ребенка, дают ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле. Только разбудив фантазию детей, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Участие в нем всегда праздник для ребенка.

Дети второй младшей группы разыгрывали с настольными куклами хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Я старалась не заучивать с детьми текст, предлагала им самим придумать диалоги.

При обучении детей средствам речевой выразительности, использовала знакомые и любимые сказки, стихи, которые позволяли детям пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, жесты). Например, в инсценировке стихотворения С. Маршака «Перчатки» дети не только проговаривают слова, но и передают настроение – радость, грусть. Таким образом, я старалась активизировать словарь ребенка, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй.

Так, к концу года почти все дети второй младшей группы овладели техникой управления настольными куклами, умели до конца спектакля концентрировать внимание на кукле, научились внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, пытались сочинять небольшие сказки, в которых сопровождали движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на заданный текст, улучшилась речь.

Пятый год жизни особо значим в становлении речи детей. Это период, когда ярко проявляется способность к игровому и речевому взаимодействию со сверстниками. Поэтому в средней группе продолжала использовать на занятиях театрализованные игры как основное средство развития речи. Но в основу своего подхода к построению занятий, я использовала новый метод театральной педагогики. Это социо - игровая методика (автор А.П.Ершова и В. М. Букатов), которая предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и между детьми. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием превращения дает ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством. Они развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.

Используя на занятиях нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включала театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса. Театрализованные игры входят составной частью в занятия познавательного цикла: широко использовала при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, математике, грамоте, ориентировке в пространстве. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Театральную зону предметно-развивающей среды средней группы пополнила новым видом кукол на гапите, ширмой.

При организации занятия с помощью куклы создаю игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, даю от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия чаще провожу как показ кукольного спектакля, когда персонажи рассказывают сами. С помощью куклы (игрушки) я корректирую реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываю «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым. Из опыта работы выявила, что маленькая кукла вызывает меньше страха и опасений, с ней ребенок быстрее идет на контакт, нежели со взрослым. Поэтому, я считают куклу помощником в решении многих педагогических задач. Для проведения большинства игр мне не нужны специальные оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что нас окружает, - мебель, посуда, камешки, и листики – может превратиться в какие угодно сказочные элементы.

И если во 2 младшей группе я учила разыгрывать сказки, используя настольный театр, учила детей играть с театрализованными куклами, показывала выразительные движения для создания образа персонажей участвующих в диалоге, учила изображать их с помощью мимики, жеста, движения, то в средней группе, дети пробуют самостоятельно разыгрывать сказки. Расширение игрового опыта детей происходит за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 5 лет дети осваивают разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр.



Итак, проведенная работа подтвердила целесообразность использования театрализованных игр для развития речи:

  • Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения);

  • Речь стала связной, выразительной, расширился словарный запас;

  • Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других ;

  • Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;

  • У детей появился интерес к театру



Результативность

Используя театрализованные игры в совместной деятельности на протяжении нескольких лет, я ощутила заметные сдвиги не только в общении друг с другом, но и в развитии речи. Проведенная диагностика во 2 младшей и в средней группах подтвердила эффективность влияния театрализованных игр на развитие речи.



Уровень развития

Словарный состав

Звуковая культура речи

Овладение связной речью

Выразительность речи

Вторая младшая группа

Высокий уровень

10дет.-28%

9дет.-25%

8дет.-22%

12дет.-34%

Средний уровень

16дет.-44%

17дет.-47%

16дет.-44%

16дет.-44%

Низкий уровень

10дет.-28%

10дет.-28%

12дет.-34%

8дет.-22%

15дет.-42%'>Средняя группа

Высокий уровень

18дет.-50%

15дет.-42%

14дет.-39%

16дет.-44%

Средний уровень

15дет.-42%

15дет.-42%

18дет.-50%

17дет.-48%

Низкий уровень

3реб.-8%

6дет.-16%

4реб.-11%

3реб.-8%

По итогам результатов диагностики можно сделать следующие выводы: происходит уменьшение количества детей с низким уровнем и увеличение количества детей с высоким уровнем развития речи ( словарный запас, звуковая культура речи, связная речь, выразительность речи). Кроме этого были получены и дополнительные результаты:

- повышение активности, как в творческой, так и в речевой деятельности;

- улучшение психологического климата в коллективе детей;

- уменьшение числа агрессивных детей;

- проявление взаимопомощи и взаимовыручки;

- раскрепощение детей, снятие зажатости.


Целенаправленная работа по выявлению эффективности влияния театрализованных игр на развитие речи обеспечило не только интенсивное речевое общение (обогатило словарный запас, звуковую культуру речи, связную речь, выразительность речи), но и внесла разнообразие в жизнь каждого ребенка, повысила их самооценку, проявила активность детей. А положительно-эмоциональный настрой, который я стараюсь создавать, способствует быстрому и легкому усвоению знаний детьми и переносить их в свободную самостоятельную деятельность.

Итак, специально организованные театрализованные игры позволяют развивать речь детей, что является одной из основных проблем воспитания детей дошкольного возраста.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница