Ббк 56. 14 В. 75 Я. Н. Воробейчик, М. Я. Минкович



Скачать 420.28 Kb.
страница1/15
Дата14.02.2016
Размер420.28 Kb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
ББК 56.14

В.75
Я.Н. Воробейчик, М.Я. Минкович
«Самоучитель по психотерапевтической помощи (как помочь себе,детям и близким)».

Одесса,2006- 224с.

ISBN966-8752-03-1

Впервые издан самоучитель по психотерапевтической самопомощи, позволяющий (в отличие от других книг по самопсихотерапии) овладеть не только психотерапевтическими приемами, но и умением самостоятельно составлять «индивидуальный психотерапевтический комплекс» для себя, детей и близких.

В систематизированной форме, удобной для самообучения, изложена техника использования свыше 135 приёмов, рекомендуемых психотерапевтами для преодоления стресса, улучшения настроения и коррекции поведения (в их состав входят и народно-житейские приемы, признанные как обоснованные).

Целесообразность их применения подтверждена многолетним опытом авторов книги по обучению пациентов и практически здоровых психотерапевтическим приёмам - для самопрофилактики стресса и поддержания результатов лечения (Я.Н. Воробейчик) и с целью повышения эффективности медикаментозной терапии при ургентной помощи и самопомощи в экстремальной ситуации (М.Я. Минкович).

Книга представляет практический интерес для широкого круга читателей, в том числе для врачей-психотерапевтовтов,клинических психологов и педагогов, обучающих умению применять приемы психотерапевтической самопомощи – «базисной аутопсихотерапии».

Оглавление
Предисловие 3

Глава I. ПОКАЗАНИЯ К САМОПСИХОТЕРАПИИ 8

1.1. Показания к применению профилактической самопсихотерапии 8

1.2. Показания к применению лечебно-поддерживающей самопсихотерапии 21

Глава 2. ПРИЕМЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ САМОПОМОЩИ 38

А..Приемы саморегуляции когнитивной (мыслительной) сферы личности

2.1. Логико-корректирующие приемы 40

2.1.1. Приемы самоубеждения 40

2.1.2. Приемы сравнения 46

2.1.3. Приемы индукции 49

2.1.4. Приемы дедукции 54

2.1.5. Приемы, основанные на самоанализе 56

2.2. Установочно-корректирующие приемы 59

2.2.1. Установочно-информационные приемы 61

2.2.2. Установочно-волевые приемы 62

2.2.3. Установочно-рациональные (проблемо-разрешающие) приемы 65

2.3. Личностно-активизирующие (реализующие) приемы 67

2.3.1. Приемы, повышающие самоуважение, собственное достоинство 67

2.3.2. Приемы, способствующие творческому самовыражению 69

2.3.3. Приемы, стимулирующие реализациюсмысла жизни 73

Б. Приемы саморегуляции поведенческой сферы личности 80

2.4. Приемы условно - рефлекторного (реактивного) научения 80

2.4.1. Десенситивные приемы (приемы «функциональной тренировки») 81

2.4.2. Десенсибилизирующие приемы 83

2.4.3. Парадоксально-интенционные приемы 85

2.5. Приемы оператного научения 87

2.5.1. Приемы позитивного подкрепления 88

2.5.2. Приемы негативного подкрепления 90

2.6. Приемы социально-психологического научения (самомоделирования желаемого поведения) 91

2.6.1. Обменно-ролевые приемы 91

2.6.2. Имаго-ролевые приемы 95

2.6.3. Имитационные приемы 101



В. Приемы саморегуляции эмоциональной сферы личности 110

2.7. Психоэмоциональные приемы 110

2.7.1. Имажинативные приемы 111

2.7.1-1. Имаго-вербальные приемы (приемы самовнушения) 112

2.7.1-2. Имаго-зрительные приемы 115

2.7.2. Аттенционные приемы 118

2.7.3. Мемориционные приемы 123

2.8. Мышечно-эмоциональные приемы 126

2.8.1. Приемы саморегуляции тонуса поперечно-полосных мышц (лица и туловища) 127

2.8.2. Приемы саморегуляции тонуса гладких мышц 133

2.9. Легочно-эмоциональные приемы 136

2.9.1. Легочно-релаксационные приемы 137

2.9.2. Легочно-тонизирующие приемы 138

2.10. Сенсорно-эмоциональные приемы 139

2.10.1. Аромопрофилактический прием 139

2.10.2. Цветопрофилактический прием 140

2.10.3. Светопрофилактический прием 141

2.10.4. Звукопрофилактический прием 142

2.10.5. Сенсорно-комбинированный прием 142

2.11. Межэмоциональные приемы 143

2.11.1. Эустрессовые приемы 143

2.11.1-а. Духовно-терапевтические (профилактические) приемы 144

2.11.1-б. Хоббитерапевтические приемы 151

2.11.2. Дистрессо-позитивные приемы 153

2.12. Психоэнергорегулирующие приемы (приемы, оптимизирующие уровень эмоциональной напряженности) 154

2.12.1. Эмоционально-разрядочные приемы 156

2.12.2. Эмоционально-подзарядочные приемы 164

Глава 3.Индивидуальный психотерапевтический комплекс (ИПК) 169

3.1.Особенности и техника подготовки 169

3.2. Варианты ИПК (примеры):

№1 - склонность к проявлению гнева, вспыльчивости. 173

№2.- депрессивный настрой стрессогенного происхождения 174

№3-. предрасположенность к чрезмерной стрессовой реакции 176

№4.- низкий уровень саногенной активности 177

№5.-плохая стрессоустойчивость 179

№6.- острый и затяжной стресс 183

№7.-вредные привычки (склонность к перееданию и гиподинамии) 186

№8.-психогенные боли (мигрень,неврастения) 190

№9.-высокотревожный характер с тенденцией к преувеличению вины и обиды 191

№10-застенчивость с предрасположенностью к развитию» комплекса неполноценности» 194

Приложения 196

№1- Особенности психотерапевтической помощи тем, кто проявляет зависимость

от спиртного или склонность к употреблению наркотиков...................................-205

№2. Профилактическая музыко - вокальная самопсихотерапия...........................213



Рекомендуемая литература........................................................................... 215


Предисловие

В последние десятилетия произошёл небывалый быстрый рост издания научно-популярных книг по психотерапевтической самопомощи (самопсихотерапии), написанные известными специалистами по проблемам психического здоровья. Тем не менее, как показывают специальные исследования, продолжает возрастать потребность населения в литературе с обоснованными медико-психологическими рекомендациями «как стать психотерапевтом для самого себя».

Какие же причины и факты (аргументы и авторитетные мнения) подтверждают представление об исключительной актуальности проблемы повышения психотерапевтической грамотности населения и доказывают необходимость массового издания научно – популярных книг по психотерапевтической самопомощи (ПС)?

1. С каждым годом в индустриально развитых странах мира увеличивается контингент людей, страдающих заболеваниями и психоэмоциональными нарушениями, эффективность профилактики и лечения которых в значительной степени зависит от умения применять средства психотерапевтической самопомощи.

Факты.

*По данным Всемирной Организации Здравоохранения от 38 до 42% пациентов, обращающихся к врачам общей практики, нуждаются в психотерапевтической помощи(1999г.), количество которых значительно возрастет к 2020 году.

2. Темпы увеличения числа специалистов по психотерапии намного отстают от быстро возрастающей потребности населения мира в их помощи, особенно сильно в тех промышленных странах, где ограничены экономические возможности для улучшения системы их подготовки.

Факты. * «О колоссальной потребности населения России в психотерапев-тической помощи свидетельствует тот факт, что, по данным Минюста, за последние годы зарегистрировано около 500 тыс. целителей экстрасенсов, колдунов и прочих «специалистов», которые берут на себя психотерапевтические функции» (академик РАН, Т. Дмитриева, директор института социальной и судебной психиатрии им.Сербского, 2001г.). В США клинических психологов 120тыс, тогда как в России их 1,5тыс. (проф. В.Краснов, директор Московского НИИ психиатрии, 2001г.) Сходное мнение о высокой нуждаемости населения в квалифицированной психотерапевтической помощи, осуществляемой врачами и психологами, имеющими психотерапевтическое образование, высказывают проф. Б. Михай-лов (главный психотерапевт МЗ Украины) и проф. С. Игумнов(председатель ассоциации психотерапевтов Беларусь).

3. В настоящее время, согласно данным ВОЗ, в высокоразвитых странах отживает старая система отношений между врачом и пациентом, основанная на принципе: больному нет необходимости знать о своем заболевании - его дело выполнять то, что велит доктор. На смену ей приходит «партнерская модель» - пациент принимает активное участие в лечебном процессе благодаря её кардинальному отличию, выраженному в девизе «Хорошо (правильно) информированный больной – лучший помощник врача».

Факты.

В фундаментальном труде «Психотерапевтическая энциклопедия», изданном под редакцией Б.Д. Карвасарского, подчеркивается, что «для актуализации роли больных в лечебном процессе необходимо их обучать умению поддерживать результаты терапии, так как цель лечения не в предоставлении пациенту механических или психических «протезов», а в обеспечении его к моменту окончания психотерапии средствами для самостоятельной борьбы с трудностями, реализации своих жизненных целей».

Известный американский психотерапевт Д. Рейнуортер в предисловии к своей книге «Это в ваших руках (как стать собственным психотерапевтом)» дает обоснованный совет тем, кто лечится у психотерапевта: «... я считаю, что психотерапия может быть успешна только при условии, если пациент обучится самопсихотерапии. Посудите сами: из 100 часов бодрствования в неделю пациент может провести с психотерапевтом лишь несколько часов. И, если он хочет добиться каких-либо результатов, то после коротких встреч с психотерапевтом должен помогать сам себе».

Д. Бирс, видный американский психиатр-психотерапевт считает, что «Успехи психотерапии в значительной мере зависят от степени активности пациента в психотерапии... Каждая психотерапия, в конечном счете, является самопсихотерапией»



4. Всевозрастающее издание научно-популярных книг по самопсихотерапии обусловлено и особенностями нашего времени – исследователи, изучающие его отличительные черты, оценивают 21 век не только как «стрессогенный», но и как «образовательно-информационный». Основанием для такой характеристики служат данные об открывшихся больших возможностях для самообразования в результате развития единой глобальной информационной связи. Благодаря Интернету стал возможен доступ к справочникам, энциклопедическим изданиям, учебникам и многим книгам, в том числе и психотерапевтического содержания.

Факты.

Проведенный опрос ведущих американских психотерапевтов об их представлении будущего психотерапии показал, что, по их мнению «психотерапия станет более психообразовательной...» (1999). В связи с этим имеются основания предполагать, что значительно возрастет роль лечебно-поддерживающей и профилактической аутопсихотерапии.

«Заметный положительный эффект от психотерапии достижим лишь при хорошей осведомленности пациента...В последние годы, ведущие психотерапевты развитых западных стран, стали активно публиковать научно-популярные изложения современных методов психотерапии, которые можно использовать для самопомощи» (профессор В. Абабков, один из ведущих психотерапевтов России,2004г.).

Повышение психотерапевтической грамотности населения – одна из актуальных задач современного этапа развития психотерапии (Всемирный конгресс по психотерапии - Вена,2002г.).



5. Стимулирующее влияние на издания научно-популярных книг по психотерапевтической самопомощи оказывает, к сожалению, и негативный социально-культурный фактор – многие люди, чаще всего из-за повышенной внушаемости и/или низкого уровня культуры, верят в наивно утопические советы, зачастую рекламоспекулятивные, содержащиеся в псевдопсихотерапевтической и парапсихологической литературе.

Факты

А.Курпатов,известный психотерапевт России,автор серии научно –полулярных книг»Карманный психотерапевт», заявляетневозможно больше смотреть на то, что читают мои дорогие сограждане....»

К примеру, в 2004г. издан 30тыс. тиражом - самоучитель по применению заговоров от болезней... (автор Н.Степанова, согласно аннотации »носитель тайн магии и колдовства»).

Способствуют повышенюю интереса к популярной литературе, содержащей достоверную информацию о психотерапевтической самопомощи , и высокая стоимость во многих странах услуг квалифицированного психотерапевта, в помощи которого нередко нуждаются и практически здоровые люди, испытывающие стресс из-за особенностей труда (программисты, бизнесмены...),напряженных межличностных отношений, трудноразрешимых жизненных проблем.

Описанные выше причины, приведшие к быстрому росту публикаций научно-популярных книг по ПС, подтверждают обоснованность представления- тенденция к значительному повышению роли аутопсихотерапевтического направления в современной психотерапии является одной из характерных ее особенностей, доказывающих справедливость мнения «Каждому времени необходима своя психотерапия», В. Франкл.

Закономерно у авторов книги возникает потребность (как это принято в предисловии) ответить на кардинальный вопрос: чем отличается наша книга от других, рекомендованных читателям в перечне литературы, где преобладают книги известных психотерапевтов-врачей и психологов России, Украины и Беларуси?

Главная особенность нашей книги заключается в том, что информация, содержащаяся в ней, создает возможность индивидуализировать психотерапевтическую самопомощь - составлять для себя, родных или близких свой рецепт из приемов ПС. В основе её лежит общепризнанное мнение психотерапевтов: не могут быть рекомендации по психотерапевтической самопомощи универсальными для всех, т.к. каждый человек уникален, неповторим по своему генотипу,душевному складу, особенностям нервной системы и жизненному пути.

Определенным ее преимуществом является и то, что в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебным пособиям типа самоучитель, осуществлена систематизация и классификация материала, что значительно облегчает восприятие и его запоминание - самообучение первой ступени психотерапевтической самопомощи, являющейся базисной (вторая - включает упражнения, а третья - методы аутопсихотерапии).

Информация, содержащаяся в книге, имеет 3 раздела.

Первый - содержит характеристику основных показаний для использования психотерапевтических приемов с профилактической и лечебно - поддерживающей целью.

Второй - сведения о приемах (свыше 135, без их вариантов), разделенных на 12 групп, исходя из разных механизмов их психотерапевтического воздействия. , Для лучшего представления о технике их применения приводятся примеры - из нашей врачебной практики, клинических и житейских наблюдений, из художественных книг и других литературных источников.

В третьем разделе книги рассмотрена методика самоподготовки индивидуального психотерапевтического комплекса (Я.Н. Воробейчик). Описаны и его варианты из работ слушателей курсов «Самопрофилактика стресса и психогенных заболеваний» и «Домашний психотерапевт - задачи и функции» и ряда наших пациентов.

Считаем своим приятным долгом выразить благодарность своим коллегам, содействовавшим изданию книги –кандидату психологических наук доценту Татьяне Михайловне Козиной, врачу – психотерапевту доценту Евгению Антоновичу Поклитару и педагогу Ирине Борисовне Пономаревой.

Особая признательность редактору издания Маргарите Алексеевне Раскиной.



Глава 1

ПОКАЗАНИЯ К САМОПСИХОТЕРАПИИ

Приемы аутопсихотерапии используются как самостоятельно, так и в составе упражнений и методов. Основным критерием для разграничения трех групп средств психотерапевтической самопомощи является уровень сложности их структуры,определяющий трудность овладения ими. Образно говоря, психо-терапевтические приемы-это кирпичи, используемые для изготовления блоков (упражнений) и строительства зданий (методов) по двум проектам --- с помощью блоков и путем применения лишь кирпичей. Различие между ними схематически можно представить и следующим образом: приемы - электроны, упражнения - атомы, а метод – молекула. Аутопсихотерапиия,как научно обоснованное направление психотерапии, имеет более широкий круг показаний по сравнению с гетеропсихотерапией, применяемой психотерапевтами. . Это определяется тем, что её средства (приемы, упражнения и методы) используются не только с лечебной, но и превентивной целью. Показания к применению средств психотерапевтической самопомощи, среди которых доминирующее место занимают психотерапевтические приемы, разделяются на две группы: лечебно-поддерживающие и профилактические.

Разграничение их носит условный характер, так как многие средства, входящие в состав профилактически-ориентированной аутопсихотерапии, применяются и с лечебной целью для повышения результатов гетеропсихотерапии и предупреждения рецидивов психогенных болезней после проведенного лечения.


1.1. ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ САМОПСИХОТЕРАПИИ

Овладение приемами АП, используемыми для профилактики психогенных расстройств и дистрессовых состояний, необходимо всем людям, взрослым и детям, здоровым и больным. И это понятно, так как никто не гарантирован от того, что ему не предстоит перенести тяжелые психотравмирующие ситуации. Ведь человек не может жить под стеклянным колпаком, ограждающим его от вредоносных последствий стресса. Поэтому практически каждый индивидуум нуждается в улучшении нервно-психического здоровья и повышении антистрессовых резервов организма.

Но особенно велика потребность в овладении умением применять приемы профилактической аутопсихотерапии у лиц, входящих в группу повышенного риска: предрасположенных к развитию психогенных нарушений из-за психотравмирующих условий жизни и труда, низкой стрессоустойчивости и вредных привычек, отрицательно влияющих на деятельность центральной нервной системы.

К основным факторам, способствующим развитию психогенных болезней, функциональных нарушений деятельности организма и снижению трудоспособности относятся:.



1. Черты характера, способствующие возникновению психогенных болезней.

Характер представляет собой совокупность устойчивых черт личности человека, определяющих его поведение - отношение к окружающим, к себе, к труду и к своему здоровью.

Основу характера составляет темперамент, но решающую роль в его формировании играют не врожденные, а приобретенные (под влиянием среды, воспитания и самовоспитания) психологические особенности личности.

Свойства характера развиваются и воспитываются на протяжении всей жизни человека. При совершенно одинаковых обстоятельствах, например при наступлении инвалидности вследствие тяжелого заболевания, у разных людей наблюдаются разнонаправленные изменения характера. Одни, озлобляясь, замыкаются, опускаются на более низкий моральный уровень, другие - наоборот, становятся отзывчивее, мягче, у них повышается уровень активности и расширяется диапазон интересов. Это различие зависит от того, какой выход находит человек, оказавшийся в сложной ситуации и от сформировавшейся у него жизненной установки на будущее, зависящей в немалой степени от родных, близких, воспитателей и педагогов.

Ярким примером, подтверждающим возможность изменения черт характера благодаря самовоспитанию, является биография А.П. Чехова. Своей жене, известной актрисе О.Л. Книппер - Чеховой, он писал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр. и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает...»

Нередко улучшение эмоциональных черт характера оказывает облагораживающее влияние на внешность, облик. Интересен психологический анализ личности А.П. Чехова по двум фотографиям, снятым с временным промежутком в 10 лет, проделанный скульптором С.Т. Коненковым.

Он писал: «Я поразился тому, как не похож Чехов-студент на Чехова-врача и начинающего писателя, и насколько лицо молодого Чехова грубее возвышенно-прекрасного облика Антона Павловича в период творческой зрелости». И далее: «За десять лет грубоватое бурсацкое лицо Антоши Чехова превратилось в нечто настолько прекрасное, что любой взыскательный художник долго будет раздумывать, прежде чем решится в живописном или скульптурном портрете поведать людям об этом умнейшем и добрейшем человеке».

В специальной литературе описано свыше 300 черт характера. Особенно большая заслуга в изучении особенностей характеров, их описании и классификации принадлежит Э. Кречмеру, К. Юнгу, К.Леонгарду; П.Б.Ганнушкину ,М.Е.Бурно, А.Е.Личко.

Современная наука о характере (характерология) считает, что нет абсолютно плохих или идеальных характеров. Каждый из характеров имеет свои преимущества в плане реализации профессиональных, социальных, творческих и других интересов, если избранный путь для их осуществления соответствует реальным возможностям человека, обусловленных его индивидуальными особенностями.

У человека есть лишь некоторые черты характера, требующие самокоррекции для предотвращения их отрицательного влияния на межличностные отношения и состояние здоровья. Исходя из задач привентивной психотерапии (психогигиены и психопрофилактики), к ним относятся черты характера, предрасполагающие к возникновению психогенных болезней. Они нередко наблюдаются у больных неврозом и лиц, страдающих психопатией - аномалией характера, сформировавшейся не только в результате дефектов воспитания, но и неполноценности нервной системы.

Для самодиагностики особенностей характера применяются разнообразные тесты, дающие ориентировочное представление об индивидуальной особенности человека.

При оценке результатов тестирования необходимо учитывать следующее положение. Неблагоприятные черты характера приводят к развитию психогенно-обусловленных заболеваний в основном у тех, кто неправильно или нерационально использует положительные особенности своего характера.

Так, агрессивному типу людей свойственен повышенный уровень биоэнергии, стимулирующий активность человека. Индивиды, реализующие свое энергетическое преимущество для достижения профессиональных, творческих или спортивных успехов (вызывающих чувство удовлетворенности, радости), одновременно добиваются и снижения риска возникновения у себя психогенных болезней.

И, наоборот, агрессивные люди, использующие свой повышенный энергетический потенциал для подавления и унижения достоинства окружающих, что неизбежно приводит к конфликтным ситуациям, повышают и свой шанс стать жертвой психогенных болезней.

Высокотревожным личностям свойственно тонкое восприятие окружающего мира и психологических особенностей людей. Среди них много выдающихся имен писателей, художников, ученых, к примеру, Ч.Дарвин, А.Чехов, П.Чайковский, Б.Пастернак, Г.Маркес, К.Моне, С.Рахманинов.

Вместе с тем, «чрезмерно выраженная тревожность нередко является благодатной почвой для произрастания психогенных расстройств» (М.Бурно).

Чаще всего их развитие наблюдается у тех, кто проявляет дефензивность (психотравмирующие переживания из-за особенностей своего характера). Опыт клинических психотерапевтов подтверждает представления, что высокотревожные люди, осознающие, что они нисколько не хуже других, значительно реже, чем дефензивные личности страдают неврозами и другими психогенными заболеваниями.

К чертам характера, предрасполагающим к возникновению психогенных болезней, относятся:

1.1. Высокотревожные черты характера. Наибольшему риску развития психогенных болезней подвержены три категории личностей:

а) -тревожно-депрессивные. Для их поведения характерны повышенная тревожность, обусловленная установкой на неблагоприятное развитие событий, легкая ранимость и значительное падение жизненного тонуса при возникновении психотравмирующих ситуаций и проблем. В основе их поведения, чаще всего, лежит заниженный уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям и высокие, нередко чрезмерные моральные требования к себе и окружающим. В связи с этим, с одной стороны, им присуще чувство повышенной ответственности, долга, соблюдения дисциплины, благодаря чему их высоко ценят на работе. С другой стороны, тревожно-депрессивным личностям свойственно драматизировать события, переоценивать их значимость и последствия. Снижению их стрессоустойчивости также способствуют и склонность к пессимистичному взгляду на окружающий мир, болезненному восприятию критики, чрезмерной обидчивости, необоснованным переживаниям.

б) -тревожно-застенчивые. Доминирующая черта характера - испытывание больших трудностей в общении, особенно с ранее незнакомыми людьми, вследствие боязни возникновения неприятной для них ситуации, вызывающей чувство смущения и вегетативные расстройства (покраснение лица, потение ладоней и другие дискомфортные явления). Предрасполагают к неадекватной реакции при межличностных контактах и их повышенная озабоченность, робость, беспокойство по поводу отношения к ним окружающих, возможность осуждения их поведения.

Чрезмерная стеснительность и стыдливость способствуют развитию замкнутого образа жизни, формированию чувства одиночества, что усложняет реализацию проблем, связанных с личной жизнью и трудоустройством. В слабо выраженной форме застенчивость свойственна большинству практически здоровых людей, испытавших в определенный период жизни робость, стеснительность.

Застенчивость у детей, особенно до 5-7 лет, встречается весьма часто. Еще в первой половине ХХ века, многие родители относили себя к счастливым, если ребенок, образно говоря, был виден, но не слышен.

Специально проведенные педагого - психологические исследования показали, что застенчивость может сохраняться на всю жизнь и влиять на формирование личностных особенностей.

В системе коррекции тревожно-застенчивых черт характера ведущее место занимают педагого - психотерапевтические средства, ориентированные на повышение уровня коммуникабельности, самоуважения и самореализации возможностей ребенка.

в)- тревожно-ипохондрические. Характерное свойство - необоснованно повышенное внимание к своему здоровью и чрезмерная озабоченность по поводу его даже самых незначительных нарушений. Такие личности склонны приписывать себе различные заболевания или преувеличивать тяжесть симптомов существующего у них недуга, не представляющего угрозы для жизни и трудоспособности. Поскольку они убеждены, что страдают серьезным недугом, то часто посещают врачей с целью подтверждения наличия у них заболевания, а нередко требуют «особого лечения».

1.2. Агрессивно-конфликтные черты характера. Отличительной особенностью людей, обладающими этими чертами характера, является агрессивно-наступательный стиль поведения, предрасполагающий к конфликтным ситуациям. Способствует формированию их неадекватному поведению - эгоцентризм, переоценка своих личностных качеств, необоснованно-завышенное мнение о своих способностях и достоинствах, порождающие неуважительное отношение к людям.

Питательной средой для развития агрессивно-конфликтных черт характера является их тенденция, обусловленная в основном дефектами воспитания и\или самовоспитания - вспыльчивость по незначительному поводу, придирчивость к родным и окружающим, и нетерпимость к критическим замечаниям. Им свойственно «Замечать соринку в чужом глазу, не видя в своем щепки».

Нередко в основе проявления ими агрессивности лежит прием психологической защиты «перенос», применяемый для компенсации своих недостатков - доказать свое превосходство путем унижения достоинства человека, который служит невыгодным ориентиром для сравнения.

У этой группы людей зачастую наблюдаются психосоматические болезни внутренних органов и кожи. Способствуют их развитию повышенная раздражительность, склонность выплескивать злобу по пустякам и неудовлетворенность жизненными успехами в связи со сложными проблемами в общении с людьми, в семье и на работе. Их поведение напоминает скорпиона, который, ужалив других - жалит и себя.

У детей агрессивность может проявляться в разных формах в зависимости от возраста и особенностей нервной системы. Чаще всего она носит временный характер, является естественной, но может быть одним из симптомов невроза. Родителям следует помнить, что за выраженной агрессивностью зачастую скрывается отчаяние ребенка, ищущего понимания и любви или негативный пример для подражания поведению индивида (чаще одного из членов семьи), проявляющему агрессивную конфликтность.

Повышенная настороженность родителей необходима в тех случаях, когда ребенок радуется, издеваясь над детьми - малолетками, или получает удовольствие от проявления жестокости к домашним животным.

1.3. Перфекционно-негативные черты характера. Ведущей линией поведения людей, проявляющих перфекционизм, является повышенное стремление достичь больших жизненных успехов, престижного положения в обществе благодаря чрезмерно интенсивной трудовой деятельности.

Среди перфекционистов большой удельный вес составляют лица, входящие в группу повышенного риска. К ним, прежде всего, относится крайний тип трудоголиков, для которых работа является главным, подчас единственным источником радости. Они предпочитают труд отдыху, во время отпуска тоскуют по работе. Если они осознают, что продвижение по службе или их зарплата не соответствуют затраченным усилиям, они переживают сильнейший стресс, чаще всего с депрессивными проявлениями. Эта группа «трудоголиков» постоянно испытывают состояние тревоги и умственного напряжения, способствующие возникновению невротических и психосоматических расстройств (болезней).

Перфекционно-негативные черты характера наблюдаются у большинства людей типа «А», склонных всегда спешить, проявлять нетерпеливость и заниматься одновременно многими делами. Выделение их в отдельную группу обусловлено тем, что они предрасположены к сердечным заболеваниям психогенного происхождения (стенокардия, инфаркт, гипертоническая болезнь и др.).

По данным работ американских ученых Фридмана и Роземана, посвященных поведению людей типа «А», основная причина возникновения у них сердечных болезней - склонность к переоценке своих реальных возможностей, психофизиологических резервов организма и уровня стрессоустойчивости, что приводит к пренебрежительному отношению к правилам соблюдения рационального режима труда и к рекомендациям по аутопсихотерапии.



2. Психологический дистресс - деструктивный стресс (вредоносный, патогенный), развивающийся вследствие чрезмерных переживаний, источником которых являются значимые для человека психотравмирующие проблемы - события, ситуации, конфликты.

При развитии дистресса происходят не только физиолого-биохимические изменения, но и функциональные, обратимые нарушения деятельности центральной нервной системы. Клиническими проявлениями их являются жалобы на ухудшение эмоционального состояния, функции внутренних органов и поведенческих реакций.

Признаки, свидетельствующие о стрессовом состоянии, могут быть кратковременными или длительными, умеренно выраженными или интенсивными, единичными или комплексными, возникать в периоды ожидания психотравмирующего события, его развития или завершения.

При стрессе чаще всего наблюдаются следующие симптомы:


а)психоэмоциональные—ухудшение настроения, тревожность, раздражительность, нарушение сна, внимания и памяти, снижение уровня активности и умственной работоспособности;

б) психосоматические - нарушение функций сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, дыхательного аппарата и других внутренних органов;

в) поведенческие - склонность к межличностным конфликтам, агрессивность, вспыльчивость, обидчивость, нетерпимость, потеря чувства юмора, а нередко - злоупотребление алкоголем и курением, резкое изменение аппетита (повышение или ухудшение).

Стресс порождают психотравмирующие переживания, возникающие в период ожидания стрессовых событий, их развития и после их окончания.

Для самодиагностики стресса разработаны тесты, дающие ориентировочное представление о его тяжести. Одной из распространенных методик оценки уровня развития стрессового состояния является тестирование, предложенное американскими психологами Холмсом и Рэйем (на основе 5000 обследованных). Психотравмирующие события, в соответствии со степенью их отрицательного влияния на психоэмоциональное состояние, оцениваются по шкале от 0 до 100 баллов в ранжированном порядке.

События, пережитые в течение последних 12 месяцев:

Смерть партнера (мужа, жены) 100

Развод 73

Разлад в супружеской жизни (разрыв) 65

Тюремное заключение 63

Смерть близкого члена семьи. 63

Серьезная травма или заболевание 53

Брак 50

Потеря работы 47



Примирение и другие перемены в семейной жизни 45

Выход на пенсию 45

Изменение в состоянии члена семьи 44

Беременность 40

Сексуальные проблемы 39

Появление нового члена семьи 39

Перемена места работы 39

Смерть близкого друга 37

Изменение в финансовом состоянии 37

Перевод на другую работу 36

Серьезные разногласия с партнером 35

Крупный долг 31

Приближение срока уплаты долга 30

Перемена в ответственности по месту работы 29

Уход сына или дочери из родного дома 29

Конфликты с тестем (свекром), тещей (свекровью) 29

Исключительный личный поступок или достижение 27

Поступление в школу или ее окончание 26

Перемена в условиях жизни 25

Смена привычек 24

Проблемы и конфликты с начальством 23

Изменение рабочего времени и условий работы 20

Смена жилья 20

Перемена школы 20

Смена отдыха 19

Перемена в общественной деятельности 18

Мелкий долг 17

Перемены, связанные со сном и режимом дня 16

Перемены в семье 15

Перемены в привычном образе питания 15

Отпуск 13

Праздник 12

Проступок (штраф за проезд без билета и т.п.) 11

Общий показатель степени тяжести суммируется.

По данным разработчиков теста, человек, набравший более 300 баллов в течение одного года, оказывается перед опасностью довольно серьезной реакции, то есть депрессии, психосоматических заболеваний (инфаркт, астма, аллергия и т.д.).

Тесту, который предложили Холмс и Рэй, присущ серьезный недостаток, как и другим, ориентированным на оценку стрессового состояния по уровню стрессовых нагрузок.

Вывод о тяжести стресса лишь на основе воздействия стресс-факторов противоречит клиническим и житейским наблюдениям и, также, основополагающему положению концепции стресса Г.Селье о зависимости его развития от способности человека противодействовать вредоносному влиянию психологических стрессоров (факторов вызывающих стресс).

В связи с этим закономерно стремление многих авторов, изучающих проблему диагностики степени тяжести стресса, разрабатывать тесты, определяющие уровень стрессоустойчивости (СУ).

В Америке, как и в ряде других стран, весьма популярен тест, созданный С. Коухеном при участии Г. Виллиансона. Его основные преимущества: удачно подобраны вопросы по содержанию и доступности ответа на них, оценка результатов проводится по пятибалльной системе и имеется нормативная таблица «среднего уровня подверженности стрессу разных возрастных групп».

Для самодиагностики уровня стрессоустойчивости требуется дать ответы на вопросы теста о «самоощущениях, которые относятся к последнему месяцу».



I..Насколько частонеожиданные неприятности выводят Вас из равновесия?

Никогда – 0. Почти никогда – 1. Иногда – 2. Довольно часто – 3. Очень часто - 4.



II. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?

Никогда – 0. Почти никогда – 1. Иногда – 2. Довольно часто – 3. Очень часто - 4.



III. Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?

Никогда – 0. Почти никогда – 1. Иногда – 2. Довольно часто – 3. Очень часто - 4.



IV. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?

Никогда - 4. Почти никогда-3. Иногда-2. Довольно часто-1. Очень часто - 0.



V. Насколько часто вам кажется, что все идет так, как вы хотите?

Никогда - 4. Почти никогда-3. Иногда-2. Довольно часто-1. Очень часто - 0.



VI. Как часто вы в силах контролировать раздражение?

Никогда - 4. Почти никогда-3. Иногда-2. Довольно часто-1. Очень часто - 0.



VII. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

Никогда - 0. Почти никогда -1. Иногда -2. Довольно часто -3. Очень часто - 4.



VIII. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

Никогда - 4. Почти никогда -3.Иногда-2. Довольно часто -1. Очень часто - 0.



IX. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?

Никогда - 0. Почти никогда - 1.Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.



Х. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

Самооценка уровня стрессоустойчивости проводится путем суммирования результатов тестирования и сравнения их с данными, которые имеются в шкале, содержащей нормативные показания «средней» (удовлетворительной) СУ разных возрастных групп:

14,2 (от 18 до 29 лет);

13,0 (от 30 до 44 лет);

12,6 (от 45 до 54 лет).

11,9 (от 55 до 64 лет)

Описанный тест, несмотря на явные преимущества по сравнению с другими тестами по определению СУ, к сожалению, не позволяет корректировать «общий показатель тяжести стресса», если стрессоустойчивость высокая, очень высокая или, наоборот, низкая и очень низкая. В связи с чем мы попытались (в исследованиях принимал участие А.Н. Берг) выявить средние возрастные показатели стрессоустойчивости и при других оценочных вариантах пятибалльной системы:



Оценка стрессоустойчивости

Возраст




от 18 до 29

от 30 до 44

от 45 до 54

от 55 до 64

Отлично

0,5

2,0

1,8

1,3

Хорошо

6,8

6,0

5,7

5,2

Удовлетворительно

(по Коухену)



14,2

13,0

12,6

11,9

Плохо

24,2

23,3

22,6

21,9

Очень плохо

34,2

33,0

32,3

31,8

При оценке результатов исследования с учетом возрастных показателей СУ следует учитывать, что указанные данные являются предварительными - не могут рассматриваться как статистически достоверные из-за малого количества проведенных исследований.

Тем не менее, мы сочли возможным включить их в описание техники определения тяжести стресса вследствие того, что ориентация на них позволяет приблизительно оценить ее не только тогда, когда уровень СУ удовлетворительный, средний (по Коухену), но и в других случаях. Одним из вариантов корректирования данных о тяжести стресса с учетом уровня стрессоустойчивости может быть способ, используемый при количественной оценке различия между показателями, определяемыми по пятибалльной системе: оценивается \\разница между отлично-хорошо- удовлетворительно - плохо - очень плохо в 20 %.

Для лучшего представления о технике расчетов приведем следующий пример. У двоих обследованных оказался высокий уровень риска подверженности к развитию стрессообусловленных болезней - 280 баллов. При этом у А. был низкий (плохой) уровень стрессоустойчивости, а у Б. - высокий (хороший). В соответствии с описанной выше техникой расчетов, проводимых для коррекции показателя тяжести стресса с учетом данных о стрессоустойчивости: у А. фактический уровень тяжести стрессового состояния был оценен в количестве 335 баллов, а у Б.- 225 баллов.

Следует отметить, что нередко возникает необходимость в информации, характеризующей разный уровень тяжести стресса (по степени риска возникновения стрессогенных болезней). Возможно, в этих случаях оценивать тяжесть стресса следующим образом:

300 баллов - очень высокий риск развития стрессогенных болезней;

250 баллов - высокий риск;

200 баллов - повышенный риск;

150 баллов - низкий уровень риска.

3. Низкий уровень удовлетворенности условиями жизни (труда, быта, отдыха, межличностных отношений). Эмоционально-негативные переживания, обусловленные неудовлетворенностью жизнью в течение продолжительного времени, являются весьма частым источником возникновения хронического стресса и его отрицательных последствий.

Причины, приводящие к состоянию неудовлетворенности, могут быть как объективными, обусловленными неблагоприятными социально-экономическими условиями жизни, так и субъективными - из-за неадекватной самооценки в связи с высоким уровнем притязаний или пессимистической установкой к проблемам жизни.

В основе неудовлетворенности жизнью лежит невозможность или трудность в реализации значимых для индивида потребностей, побуждающих его к активности. Диапазон потребностей человека в значительной степени предопределяется его социальным положением, уровнем культуры, воспитанием и самовоспитанием.

Различают материальные потребности (в средствах существования - пище, одежде, жилище и др.) и нематериальные - духовные, психические, зависящие от их целевого назначения.

Наиболее приемлемо разделение потребностей (исходя из задач аутопсихотерапии) на 3 группы - эмоциональные, социальные, и когнитивные. Их разграничение носит условный характер вследствие тесной связи между тремя сферами личности:


Каталог: book -> psychotherapy -> psy care
psychotherapy -> Сергей Владимирович петрушин мастерская психологического консультирования
psychotherapy -> Психотерапия в особых состояниях сознания
psychotherapy -> Практикум по когнитивной терапии w. W. Norton New York Санкт-Петербург Речь 2001 ббк 84. 5 М15
psychotherapy -> Книга предназначена для психологов, педагогов, воспитателей, дефектологов, социальных работников, организаторов детского и семейного досуга, родителей. Л. М. Костина, 2001 Издательство
psychotherapy -> Учебное пособие «Психотерапия»
psychotherapy -> Виханский С, Голиченков А. К., Гусев М. В
psychotherapy -> Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери. Когнитивная терапия депрессии
psychotherapy -> Т. К. Кругловой Библиотека психологии и психотерапии Выпуск 6 Москва Независимая фирма "Класс" Мэй Р. Искусство психологического консультирования/Пер с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма "Класс" Фактически эта книга


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница