Базовые ценности населения южно-африканской республики в условиях глобальных трансформаций



страница1/17
Дата11.02.2016
Размер2.46 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
На правах рукописи
Тищенко Светлана Михайловна

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Специальность 22.00.04 – социальная структура,

социальные институты и процессы


ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

научный руководитель

д.полит.н., профессор

Каримова Алла Бекмухамедовна

Москва 2014

Оглавление




Москва 2014 2

Оглавление 3

Введение 6

Традиционные и синкретические религии Африки. М.: Наука, 1986. 16

New era as South Africa joins BRICS// Информационный портал southafrica.info. 11 April 2011. URL: http://www.southafrica.info/global/brics/brics-080411.htm (дата обращения 27.03.2012). Также автор работы принял участие во встрече делегации Дж.Зумы, в рамках форума Россия-ЮАР 6 августа 2010 г. в Москве, прошедшей в рамках официального турне посвященного вступлению ЮАР в группу БРИК. 19

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения трансформации базовых ценностей под влиянием глобализации 26

1.1.Контекстуальные смыслы глобализационных процессов 26

1.2. Типология ценностей и ее методологические вариации 33

Глава 2. Эволюция базовых ценностей населения Южно-Африканской Республики 41

2.1. Типология процессов трансформации ценностей в динамике развития южноафриканского общества 41

South Africa. Country Profile: Human Development Indicators // International Human Development Indicators. UNDP. URL: http://hdrstats.undp.org/en/countries/profiles/ZAF.html (дата обращения: 14.07.2012). 46

Education in South Africa // SAinfo. URL: http://www.southafrica.info/about/education/education.htm#.UHrc8lLixkg (дата обращения: 14.07.2012). 46

Address by Deputy President Kgalema Motlanthe on the occassion of the Department of Basic Education’s breakfast with business. 29.10.2010 // Information government portal «The Presidency» URL: http://www.thepresidency.gov.za/pebble.asp?relid=2770 (дата обращения 14.10.2012). 46

Winther T. The Impact of Electricity: Development, Desires and Dilemmas (Hardcover). Berghahn Books, 2008. 49

2.2. Идентификация ценностей современного населения Южно-Африканской Республики: цивилизационный подход 52

Глава 3. Особенности базовых ценностей населения Южно-Африканской Республики 66

3.1. Семейные ценности южноафриканского общества: традиции и современность 66

Umonwabisi K., Appolis C. From Fragmentation to Wholeness: The Black South African Family Under Seige. University Press of America, 1996. P. 123-126. URL: http://books.google.ru/books?id=cUgnjHSl2CMC&dq=family+in+south+africa&hl=ru&source=gbs_navlinks_s (дата обращения: 15.10.2012). 68

Christy P. The Traditions of Zulu Men / http://www.ehow.com/about_6306263_traditions-zulu-men.html (дата обращения: 10.08.2012). 69

You won’t pay for JZ’s new wife / Iol news. 16.04.2012. URL: http://www.iol.co.za/news/special-features/the-zuma-era/you-won-t-pay-for-jz-s-new-wife-1.1276537 (дата обращения: 16.07.2012). 69

3.2. Влияние религиозных ценностей на социальные нормы современного населения ЮАР 96

South Africa // Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. July-December, 2010 International Religious Freedom Report. September 13, 2011. URL: http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2010_5/168431.htm (дата обращения: 07.07.2012). 99

Phaliso S. Judgement day looms for accused ‘witch’ killers // Western Cape News. 05.12.2010. URL: http://westcapenews.com/?p=2538 (дата обращения: 07.07.2012 г.). 101

3.3. Труд и работа в представлениях современных южноафриканцев 104

World Bank Report Highlights African Youth Employment Issues. Johannesburg, December 4, 2008 // World Bank. URL: http://go.worldbank.org/81M46OMSA0 (дата обращения: 10.02.2009). 110

См.: Приложение №2. 126

3.4. Формирование ценности образования как результат стремления современных южноафриканцев быть конкурентоспособными 127

Заключение 142

Urban /rural division of countries for the year 2010. South Africa / Global Population Statistic. URL: http://www.geohive.com/earth/pop_urban.aspx (Дата обращения 10.07.2013). 143

Список литературы 153

Приложения 181

Приложение №1. Список иллюстраций 181

Приложение №2. Список таблиц 181

Приложение № 3. Анкета авторского социологического исследования «Мнение о базовых ценностях населения ЮАР» 183

Приложение № 4. Выдержки из расшифрованных и переведенных интервью авторского социологического исследования «Мнение о базовых ценностях населения ЮАР» 185




Введение


Постановка проблемы и актуальность исследования

Происходящие глобальные трансформации оказывают разнонаправленное воздействие на социальные отношения, в первую очередь меняются социальные, культурологические и психологические характеристики населения многих стран мира, в том числе в Южно-Африканской Республике (ЮАР).

Распространение новых технологий, интенсивное развитие инфраструктуры, расширение сферы телекоммуникаций, внедрение передовой техники, реформа современного образования меняют характеристики базовых ценностей граждан Южно-Африканской Республики. Однако в целом южноафриканские сообщества сохраняют некоторые черты традиционного общества: это и почитание старших, и предков, и высокая рождаемость, и высокий процент деревенского населения, занимающегося сельским хозяйством, и сохранность уникального культурного многообразия.

По социокультурным характеристикам население страны является частью цивилизации Африки к югу от Сахары. Однако по уровню экономического развития и темпам модернизационных процессов страна уже многие годы занимает первое место среди стран африканского континента, а в 2011 г. ЮАР вошла в интеграционную группу пяти наиболее быстро развивающихся стран – БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-ЮАР).



Россия рассматривает ЮАР как важного партнера и непрерывно развивает сотрудничество в рамках двусторонних договоренностей, сочетая с взаимодействием в многосторонних организациях и интеграционных структурах. В условиях глобализации расширяющийся формат отношений требует научных знаний о социокультурных особенностях среды, актуализируя изучение процесса трансформаций ценностей населения ЮАР для эффективного их использования в ситуации, когда пространственно удаленные акторы вступают в интеграционные взаимоотношения.
Степень научной разработанности проблемы

Ценностный подход в теории социологии был разработан в трудах Г. Риккерта1, М. Вебера2. Германский социолог М. Вебер отвергал материалистическую концепцию истории и придавал классовым конфликтам второстепенное значение. Его объект – культурное наследие, формирующее преобладающие в обществе убеждения и мотивации. С точки зрения М. Вебера, для социальных изменений идеи и ценности имеют не меньшее значение, чем качество экономических условий3. Для него ценность самовыражения – главный показатель изменений. Поэтому в его интерпретации модернизация выглядит как процесс человеческого развития, формирующий общество гуманистическое типа, – в центре которого находится человек4.

Представители русской философии В.С. Соловьёв5, Н.О. Лосский6 пытались раскрыть в общечеловеческих ценностях их духовное содержание как внутреннюю основу человеческого всеединства.

Проблема ценностей поднималась уже в классической социологии (Дж.Дьюи, У.Томас, Ф.Знанецкий, Т.Парсонс). П.Сорокин, выявляя конструкцию социокультурной динамики, пришел к выводу, что именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры7. Разработанный им социокультурный подход получил развитие в работах современных исследователей (П Блау, Ш. Шварц, М. Рокич, Р. Инглхарт, К. Клакхон, Ю. Хабермас, Н. Элиас, А. Этциони, А. Здравомыслов, В. Ядов, Т. Любимова, И. Сурина, В. Спиридонова, В. Бакиров, А. Ручка, Е. Подольская, Ж. Тощенко и др.).

В начале нового тысячелетия социокультурные процессы стали центральной характеристикой глобальных трансформаций. Средства коммуникации разнообразили палитру человеческих контактов, способствовали масштабным перемещениям и модификации стилей поведения.

Феномен глобализации, понимаемый в глобалистике как процесс становления единого взаимозависимого мира, обуславливающий сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения, в настоящее время мало кем оспаривается. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны создает условия, в которых международные культурные модели могут вытеснить национальные или превратить их в интернациональные. Часто это расценивается, как утрата национальных культурных ценностей8.

Существенный вклад в определение понятия глобализация внесли работы Т. Левитта9, Р. Робертсона10, И. Валлерстайна11, Э. Гидденса12, М. Кастельса, У. Бека, А. Уткина и др., понятия модернизации и трансформации рассматривают М. Вебер13, Ш. Эйзенштадт14, Ф.Э. Кардозо, Э. Дюркгейм, Н. Элиас, которые подчеркивали нелинейность и многомерность общественного развития. Российские авторы уделяют внимание социальным аспектам феномена глобализации Ю.В. Яковец15, М. Делягин16, В.Г. Федотова17, А.Б. Каримова18.

Термин глобализация принадлежит американскому журналисту Т. Левитту, и означает феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями19.

Подход И. Валлерстайна, социолога и африканиста, автора мир-системной теории основывается на глобалистском представлении о современном обществе, структурированном взаимосвязанными человеческими отношениями. Он считает, что уже к концу XIX века практически каждый уголок земли был включен в международные экономические отношения20.

Британский социолог Э. Гидденс определяет глобализацию, как распространяющиеся на весь мир социальные отношения, которые связывают удаленные места таким образом, что на локальные события влияют сильно отдаленные сторонние события (в других странах), и наоборот21. В этой схеме изменения ценностей зависят от перемены мировоззрений и нововведений в познавательной ориентации, так как ценности существуют в виде того, что приемлемо или неприемлемо в каждой конкретной культуре или группе людей22.

По мнению другого британского социолога Р. Робертсона, глобализация – это процесс возрастающего воздействия на социальную действительность в отдельных странах всевозможных факторов международного значения, таких как экономические и политические связи, культурный и информационный обмен23.

Цели диссертационного исследования потребовали привлечения опыта изучения ценностей в африканских сообществах антропологов и культурологов. В социальной антропологии изучение ценностей ведется с помощью кросс-культурного теоретического подхода, который отчетливо виден в работах Ф. Боаса, Ф. Клакхона, Ф. Стродберка, Р. Бенедикта, М. Мидт и др.24 В этнопсихологии одним из первых ценности рассматривали А. Кардинер25, Р. Линтон26, К. ДюБуа27. Метод кросс-культурного изучения личности и социокультурных систем применил Ф. Хсю28.

В ряде работ ценности представлены как сложные, иерархически структурированные элементы культуры каждого общества, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления. К примеру, английский философ-аксиолог Б. Остерман специально подчеркивает необходимость социологического изучения ценностей, поскольку они «включают стандарты оценки качества; моральные ценности и ценности самоориентации»29. В свою очередь, российский исследователь Н.С. Розов указывает, что в новую историческую эпоху ведущей формой мировоззрения становится не религиозное, не идеологическое, а ценностное сознание30.

Социальный антрополог Р. Линтон выдвинул теорию «основной структуры личности», назвав её в последующем модальной личностью (изучается статистическими методами, преимущественно тестовыми), которая показывает наиболее распространенный тип личности в культуре и состоит из часто встречающихся элементов в мыслях, действиях и чувствах членов специфической общности31. Этнопсихолог А. Кардинер в рамках «основной личностной структуры» доказывал, что ценности являются идеальными представлениями, результатом получения навыков или вытекают из социальной системы32.

Культурный антрополог К. ДюБуа в концепции «модальной структуры личности» привлек внимание к отдельным изменениям в культуре, т.к. каждая культура способствует развитию определенного типа или типов личности, которые будут чаще встречаться в рамках определенной культуры33.

Представитель школы социальной психологии Ф. Хсю анализировал поведение человека, исходя из условий среды обитания34.

Динамика ценностно-мотивационных ориентаций населения исследуется в концепциях социальных психологов А. Маслоу, М. Рокича, Ш. Шварца, У. Билски35.

Проблема ценностей африканских сообществ начала возникать в научной литературе в 70-е годы XX века. В это время С.Ф. Хантигтон описал субсахарскую Африку как самостоятельную цивилизацию, определив для ЮАР роль стержневого государства36.

Ряд российских африканистов – И.В. Следзевский37, Д.М. Бондаренко38, Б.С. Ерасова39, Э.С. Львова40 объединяют страны, народы, культуры Африки южнее Сахары в единую цивилизацию, в том числе, на основании близости ценностей и установок африканских обществ. Э.С. Львова выделяет географические условия, где значительная однородность рельефа, климата, окружающей среды, возможность контактов через открытые пространства саванн обусловили значительное сходство элементов культуры народов континента. В колониальный период экологическое единство среды обитания было нарушено в пользу стереотипизированного поведения, требовавшего отречения от принадлежности к автохтонному этносу41.

В зарубежной африканистике данными вопросами занимались теоретики аккультурации народов Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц42 Так, М.Д. Херсковиц в работе «Человеческий фактор в меняющейся Африке» подчеркивал уже сходства, а не различия между африканскими субкультурами, отмечая при этом, что у каждой культуры есть свои универсалии (черты общечеловеческой культуры, которые могут различно проявляться у разных народов). Одним из первых он выявил конфликт между инновациями и традициями у народов Африки, отмечая, что африканцы, несмотря на процесс взаимодействия культур, сохранили традиционные ценности, такие как формы родства и социальной поддержки43.

Этнограф М.Д. Херсковиц пришел к выводу, что традиционные ценности африканцев начали меняться в колониальный период под влиянием европейской системы образования, которая внедрила критический анализ мышления. После развала колониализма на ценности африканских сообществ оказала воздействие социалистическая модель СССР/России. Экспансия товаров китайского производства способствовала проникновению ценностей китайской культуры. При этом, по мнению М.Д. Херсковица, прежние ценностные ориентации сохранили преобладающий характер. Во многом этому способствовала укоренившаяся модель передачи подрастающему поколению накопленных знаний об окружающей среде в целях эффективного ведения хозяйства44.

Израильский социолог Ш.Н. Эйзенштадт ввел термин «множественных современностей» (multiple modernities), таким образом, перейдя от представлений об универсальной цивилизации к типологизации разнообразия самобытных цивилизаций45.

Американские социологи А. Инкелес и Д. Смит раскрыли содержание происходящих изменений через повышение роли самостоятельного планирования своей жизни, увеличение ответственности за выбор при решении важных вопросов, отсутствие жесткой регламентация образа жизни и поведения, объединив их в концепт «интернализация локуса контроля»46.

В трудах зарубежных ученых трансформационные процессы отражены в книгах П.Д. Хонтонджи, А.А. Мазруи, С.О. Имбо, Д. Масоло, посвященных философии Африки, в которых рассматриваются изменения культуры на примере религиозных предписаний, этнокультурных традиций, влияния видных политических деятелей (К. Нкрума, Дж. Ньерере и пр.), структур коммунализма и общинных связей, реформы языков и системы образования и их влияния на базовые ценности47. В 80-х годах XX века появляются исследования о влиянии исламской цивилизации на ценности жителей африканских стран48.

Эмпирические исследования ценностей начали проводиться только в XX веке. К основным и самым известным исследователям-эмпирикам относится американский психолог М. Рокич49, применивший метод ранжирования. Позже А.Эдвардс50 использовал метод парных сравнений. С. Морис51 апробировал метод оценки высказываний. Г. Олпорт52 разработал метод, позволяющий сравнить и представить ценностные модели разных странах. Ш. Шварц реализовал методику кросс-культурного исследования ценностей53.

В 90-х годах прошлого столетия Р. Инглхарт обновил некоторые положения классические подходы к изучению ценностей. Исследователь интерпретировал собранные эмпирические данные о процессе трансформации ценностей в мировом масштабе как сдвиг от авторитета религии к авторитету государства, отрицание Запада как модели и коллапс социалистической альтернативы, уменьшение престижа науки, технологии и рациональности. По мнению Р. Инглхарта, наиболее активно эти изменения происходят в экономически развитых странах54.

В России изменения в структуре ценностей этнической идентичности и межэтнических установок под влиянием глобализации исследуют Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко, М.А. Козлова. Они пришли к выводу, что социокультурная трансформация, с одной стороны, повышает неопределенность этнической идентичности у представителей традиционных культур, с другой – способствует психологическому комфорту и ориентации на здоровый образ жизни55.

Процессы трансформации культуры во время и после колониализма в обществах Африки к югу от Сахары в деталях исследованы в трудах российских африканистов. Д.М. Бондаренко выявил признаки адаптации африканской цивилизации южнее Сахары к глобальным культурным установкам56. А.С. Балезин описал изменения, произошедшие под влиянием европейских миссионеров, колониального управления и экономики, светского образования, медицинского обслуживания, политической борьбы57. А.Д. Саватеев проанализировал влияние арабо-мусульманской цивилизации, которая начала проникать вглубь континента с VII в., обусловив появление афро-исламской культуры в X века.58 А.Н. Мосейко изучил влияние новых форм капиталистических отношений на африканское общество с середины XX века (идеология, власть, трайбализм, социальные и духовные изменения)59. Б.С. Ерасова показала влияние традиционных факторов на характер социальных отношений, массовое сознание, религиозную жизнь в освободившихся от колониализма странах Африки60. Э.С. Львова проанализировала изменение стереотипов поведения народов Африки южнее Сахары под влиянием урбанизации, опираясь на последние исторические, этнографические и антропологические источники61. В.В. Бочаров проследил трансформацию политической культуры в странах Тропической Африки от свержения колониального режима до начала 80-х гг. XX в., не игнорируя тенденцию сохранения традиционных обычаев и мистических представлений не только среди масс населения, но и в политической и интеллектуальной элитах.62

Российские африканисты внесли заметный вклад в изучение особенностей африканской семьи и гендерных отношений в странах континента.63 И.Г. Рыбалкина64, Н.В. Гришина65 выделили аспекты социальной жизни, связанные с детьми в странах Африки (демография, здравоохранение, образование, воспитание, материнство и детство). И.Е. Синицына показала внутрисемейные и межполовые взаимоотношения в ряде африканских стран в том числе с точки зрения обычного права и современных законодательных актов66.

Религиозные ценности в обществах Африки южнее Сахары подробно представлены в трудах Ю.М. Кобищанова, оценившего влияние арабо-мусульманской и суахилийской цивилизаций на культуры народов Африки67. Большое внимание он уделяет распространению ислама, переплетение которого с местными традиционными верованиями и культами изменило брачно-семейные отношения и обычаи жизненного цикла68. А.Д. Саватеев исследует распространение исламской религии и культуры в Африке южнее Сахары с момента появления на континенте первых групп мусульман с VII века н.э. до наших дней. Он утверждает, что ислам превратился в важнейший элемент социально-культурного наследия, что выразилось в стремительном усилении его влияния в политике, культуре, образовании, просвещении69. В.И. Комар пришел к выводу, что в странах Африки к югу от Сахары ислам активно воздействует на социально-культурную и политическую структуру мусульманских обществ, а исламизм выступает как идеологическая и мировоззренческая альтернатива разочарованных в семейных ценностях70.

И.А. Ерасова рассматривает проблемы африканской христианской теологии в постколониальный период. По ее мнению, христианство начало подчеркивать свою солидарность с бедными и угнетенными, ставя во главу угла традиционные ценности африканского коммунализма71. С.А. Токарев, А.А. Кара-Мурза сравнивают процессы распространения ислама и христианства в странах Африки, способствующих процессам трансформации древних форм религии, распаду старых родовых связей, становлению нуклеарной семьи72.

Африканский теолог Й.С. Мбити посвятил свои труды исследованию влияния традиционных африканских религий на христианство в Африке, трансформации религиозных установок73. Он проследил характер изменения христианства74 и ислама75, а также сохранение традиционных религий76 в Африке к югу от Сахары.

Особенности представлений о трудовой деятельности в ЮАР затронуты в трудах И.Б. Маценко, выделившего взаимосвязи темпов роста и миграций населения с уровнем индустриализации и аграризации77. Г.О. Витухина и И.В. Черкасова, сравнивая жизненные стратегии населений стран Того, Мали и Южно-Африканской Республики, выделили примеры применения международных норм в национальном трудовом, аграрном, производственном законодательствах, тем самым эмпирически подтвердив стремление Южно-Африканской Республики включиться в процессы глобализации примерами78.

Зарубежные ученые также уделяют большое внимание трудовым представлениям африканцев. С.М. Хансен показывает аспекты ценностно-ориентационных взглядов работников и работодателей, связанные с возрастной и половой дифференциацией, использованием детского труда, фактором дистанцированности от дома79. Ф.К. Киньянджи анализирует жизненные условия работников сельского хозяйства, проблемы детской занятости, которые на протяжении всего периода второй половины XX века практически не трансформировались в связи с постоянно-увеличивающейся плотностью населения и дешевизной рабочей силы.80

Отношение к научному прогрессу в африканском обществе и трансформации жизни населения субсахарского региона описано в различных сборниках трудов81 и монографиях. И.О. Абрамова, Д.В. Поликанов указывают интернетизацию африканского континента как фактор, способствующий взаимопроникновению культур и бизнеса82. Д.А. Халтурина и А.В. Коротаев проанализировали особенности протекания модернизационных процессов в странах Африки южнее Сахары83. Г. Геммилл и Ц.К. Ичер, оценивая отношение к техническим новинкам жителей сельской местности, отмечали, что во многих случаях механизация совмещалась с древними методами ведения сельского хозяйства84. Т. Винтер проанализировала трансформацию потребностей, привычек и ценностей местного населения после электрификации их поселений85.

В отечественной социологической литературе обращения к южноафриканской проблематике носят эпизодический характер. Не удалось найти ни одного исследования, содержащего измерение социокультурных процессов в контексте трансформации ценностей южноафриканского общества. В то же время в некоторых исследованиях стран Африки к югу от Сахары подчеркивается, что по экономическому уровню развития ЮАР многократно опережает всех региональных соседей, что, по-видимому, определило ее интеграционный выбор и обусловило поддержку международных акторов, включая Россию. Отмеченное повлияло на формулирование темы, цели, задач, объекта и предмета диссертационного исследования86.

Объектом исследования стали современное население Южно-Африканской Республики.
Предметом исследования является трансформация базовых ценностей населения Южно-Африканской Республики.
Цель исследования состоит в выявлении базовых ценностей современного населения Южно-Африканской Республики с учетом динамики глобальных трансформаций.
Исследовательские задачи сформулированы в соответствии с целью и спецификой исследования:

1) проанализировать теоретические подходы к изучению феномена ценностей в контексте глобализации;

2) выявить базовые ценности населения ЮАР и определить их иерархию, применив методологическую матрицу ценностей Ш. Шварца;

3) сравнить базовые ценности южноафриканцев с ценностями населения стран Африки южнее Сахары и других стран мира;

4) рассмотреть особенности базовых ценностей в представлениях о семье в контексте сравнения традиционных и современных ценностей в ЮАР;

5) проанализировать влияние религиозных и духовно-нравственных ценностей на современное население ЮАР;

6) изучить изменения базовых ценностей по отношению к труду у населения ЮАР под влиянием происходящих глобальных трансформаций;

7) раскрыть влияние образования как фактора трансформации базовых ценностей населения ЮАР.


Теоретико-методологическое основание исследования является сочетание социологического понимания феномена ценности как измерения социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин) и кросс-культурного подхода (Г.П. Мёрдок, Е.Б. Тэйлор, Д. Левинсон, М. Мэлон, К.Р. Эмбер, М. Эмбер).

Для обоснования теоретической базы исследования применены подходы Р. Инглхарта, К. Вельзеля, И.В. Следзевского, Б.С. Ерасова, А.Л. Кребера, Т. Знанецкого и др., позволивших использовать понятие базовых ценностей для выделения конечных, целевых (и потому более обобщенных, абстрактных) ценностей, на основе которых формируется все множество ценностей, в большей степени определяющих конкретное содержание активности человека.

Для раскрытия проблемы использовано сочетание сравнительного социологического анализа и кросс-культурного подхода. Сравнительный анализ позволил выявить наиболее значимые изменения базовых ценностей населения ЮАР, а также вскрыть причины происходящих трансформаций. Кросс-культурный подход дал возможность применить совокупность методов статистического анализа (частотный, корреляционный и дискриминантный) в контексте социально-культурных особенностей выделенных социальных групп. Разработан и применен инструментарий анализа ценностей в локальном, глобальном и кросс-культурном контекстах.

В исследовании критически применены положения теории изменения ценностей американского социального психолога Ш. Шварца, постулирующего тезис о трансформациях ценностно-мотивационной структуры традиционных культур, возникающих под воздействием трансформации в эпоху глобализации87, а также теоретические выводы антропологической школы «культура и личность», касающиеся ценностных установок.



Эмпирическая база исследования:

  1. Вторичный анализ результатов исследований ценностей:

а) Международный проект опросов населения World Values («Мировые ценности»)88:

- волна 1999–2001 гг. – 80 стран мира, в т.ч. страны Африки южнее Сахары: Уганда, Нигерия, Зимбабве, Танзания, ЮАР89;

- волна 2005–2008 гг. – 80 стран мира, в т.ч. страны Африки южнее Сахары: Замбия, Руанда, Эфиопия, Мали, Буркина-Фасо, ЮАР90.

При анализе данных проекта «Мировые ценности» использовались методы статистического анализа: частотный анализ, корреляционный анализ и дискриминантный анализ.

в) Международный проект Voice of the People: Religiosity Around the World («Голос народа: религиозность в мире»), проведенный Институтом Гэллапа в 2002–2005 гг., исследование проведено по репрезентативной выборке в 21 наиболее экономически развитых странах91.

г) данные службы государственной статистики ЮАР (2000–2013 гг.) и данные Министерства экономического развития ЮАР (2000–2012 гг.) об основных социально-экономических индикаторах уровня жизни населения;

д) данные отчетов и статистики ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ по социально-демографическим тенденциям в ЮАР (1997–2012 гг.);

е) данные социально-демографической статистики Мирового банка (2005-2012 гг.);



ж) различные этнографические источники и материалы полевых исследований, начиная с начала 60-х годов XX в. до 2012 г. XXI в.

  1. Авторские социологические исследования ценностей:

  • Авторское социологическое исследование «Мнение о базовых ценностях населения ЮАР». Метод – полуструктурированные интервью. Число интервью – 65. Проведено в ЮАР, октябрь 2010 г. 92;

  • Авторское социологическое исследование «Мнение участников встречи визита Президента ЮАР Дж.Зумы в Россию об особенностях российского бизнеса в ЮАР». Метод – неформализованное глубинное интервью. Число интервью – 9. Проведено в Москве, июнь 2010 г.

  • Авторское социологическое исследование «Мнение российских ученых и предпринимателей, проживавших в странах Африки, о базовых ценностях африканцев». Метод – неформализованное глубинное интервью. Число интервью – 5. Проведено в России.


Научная новизна диссертационного исследования и положения, выносимые на защиту:

  1. Выявлены различия между южноафриканскими ценностями и ценностями населения других групп стран мира, способствующие конкретизации содержания ценностного контекста трансформаций в условиях глобализации. В частности, определено срединное положение ценностей населения ЮАР, расположившихся между ценностью выживания, присущую традиционной культуре, и ценностью самовыражения, соответствующую критерию современности.

  2. Установлено: южноафриканское общество сохраняет многие уникальные черты традиционной культуры. Среди них – почитание старших и предков, высокая рождаемость, достаточно низкая урбанизированность.

  3. Показана специфика сохранения и передачи опыта конкретного общества и введения атрибутов индустриального общества, позволившая выявить особенности ценностных ориентаций населения ЮАР с учетом рациональных и неосознаваемых ценностно-мотивационных характеристик поведения личности.

  4. Сочетание сравнительного анализа, кросс-культурного подхода и применение совокупности методов статистического анализа (частотный, корреляционный и дискриминантный) в контексте социально-культурных особенностей исследуемых социальных групп позволило зафиксировать наиболее значимые изменения базовых ценностей населения ЮАР, а также вскрыть причины происходящих трансформаций.

  5. Разработан и применен инструментарий анализа ценностей в локальном, глобальном и кросс-культурном контекстах, что важно с точки зрения социокультурного взаимодействия между Россией и ЮАР как на двустороннем уровне, так и в рамках проектов БРИКС.

  6. Определены базовые ценности южноафриканского населения и их иерархия: семья, религия, труд и образование.


Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы могут быть использованы для углубления российско-южноафриканских отношений, а также в социокультурных проектах – важного направления в структуре деятельности БРИКС. Полученные выводы могут быть полезны преподавателям политической социологии, социологии международных отношений, социальной антропологии, они могут быть применены в социальных и маркетинговых проектах, которые российские специалисты реализуют или намерены осуществлять в ЮАР и странах Африки к югу от Сахары, а также в страновых экспертных оценках.
Апробация результатов работы. Основные выводы диссертационного исследования были изложены в публикациях автора (тринадцать публикаций общим объемом 4,3 а.л., три из которых опубликованы в журналах, входящих в список ВАК), а также в научных докладах на Шестой Всероссийской школе молодых африканистов, Ярославль, 24-25 октября 2007 г.; Двадцать четвертой Международной научной конференции «Источниковедение и историография стран Азии и Африки», Санкт-Петербург, 10-12 апреля 2007; Девятой конференции африканистов «Развитие Африки: возможности и препятствия», Москва, 22-24 мая 2008 г.; Девятой Школе молодых африканистов России «Динамика африканских обществ: закономерности, тенденции, перспективы», Москва, 23-24 ноября 2010 г.; трех докладах на семинарах центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН. В том числе часть результатов работы была представлена в виде публикаций и отчетов по грантам РФФИ (проект № 07–06–00314а, 2009 г.) «Системный мониторинг глобальных и стратегических рисков», РГНФ (проект № 10-03-03210, 2010 г.), «Образ России как социального государства в странах Африки в контексте взаимодействия деловых культур в системе международного бизнеса (международных деловых коммуникаций)».
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, в котором дается обоснование темы исследования, трех глав, в которых решаются основные исследовательские задачи, Заключения и Приложений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница