Базовая часть Аннотация к рабочей программе дисциплины



страница1/13
Дата15.02.2016
Размер2,47 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Аннотации к программам дисциплин (модулей)

Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Базовая часть
Аннотация к рабочей программе дисциплины «История»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «История» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины, относятся знания, умения и виды деятельности, полученные в средней школе при изучении истории России и всеобщей истории.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в даль­нейшем при изучении следующих дисциплин: «Философия», «Социология», «Политология», «Культурология».


2. Цель изучения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «История» является создание у обучающихся целостного представления о содержании, основных этапах и тенденциях мирового исторического процесса и места в нем России, форми­рование у обучающихся высокой духовности и гражданской зрелости, исто­рического сознания, выработка у них стремления к постоянному самосовер­шенствованию, а также развитие общекультурных и профессиональных ком­петенций.


3. Структура дисциплины

Методологические основы исторической науки. Народы и древнейшие государства на территории России. Этапы становления российской государственности. Общая характеристика экономического развития России в IX-XVIII вв. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века. Альтернативы российским "реформам сверху" в ХIХ в. Россия в начале ХХ века. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса 1914-1920 гг. Формирование и сущность советского строя (1921-1945 гг.) Советский Союз в 1946-1991 гг. Россия в 1990-е - начале 2000-х гг.


4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традицион­ные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные техноло­гии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции, семина­ры, консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работа, лек­ции с элементами проблемного изложения, тестирование, решение ситуаци­онных задач, дискуссии и др.


5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

- понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

- владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

- знать теоретические основы исторической науки, фундаментальные концепции и принципы, на которых они построены; движущие силы и закономерности исторического процесса; главные события, явления и проблемы истории Отечества; основные этапы, тенденции и особенности развития России в контексте мирового исторического процесса; хронологию, основные понятия, определения, термины и ведущие мировоззренческие идеи курса; основные труды крупнейших отечественных и зарубежных историков, современные концепции в историографии;

- уметь выявлять и обосновывать значимость исторических знаний для анализа и объективной оценки фактов и явлений отечественной и мировой истории; определять связь исторических знаний со спецификой и основными сферами деятельности; извлекать уроки из истории и делать самостоятельные выводы по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;

- владеть навыками работы с исторической картой, научной литературой, написания рефератов, докладов, выполнения контрольных работ и тестовых заданий; аргументации, ведения дискуссии и полемики.
6. Общая трудоемкость дисциплины

3 зачетных единицы (108 академических часов)


7. Формы контроля

Промежуточная аттестация ­– экзамен.


8. Составитель

Чаплыгин Виктор Петрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества КГУ


Аннотация к рабочей программе дисциплины «Философия»


  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Философия», относятся знания, умения и виды деятельности, формируемые в процессе изучения дисциплины «История».

Дисциплина «Философия» является основой для изучения дисциплин «Социальная психология», «Социология», «Культурология».


  1. Цель изучения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Философия» является приобретение знаний и умений по осмыслению этапов развития философской мысли, ее системного характера, основных философских учений, содержания понятий онтологии, гносеологии, философской антропологии, аксиологии, социальной философии и других разделов; развитие способности дальнейшей проработки «вечных тем», самостоятельного анализа принципиальных мировоззренческих вопросов, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления социально-культурных задач в различных сферах жизни общества.


  1. Структура дисциплины

История философии: мыслители и школы. Ранняя философская мысль. Античная философия. Философская мысль средневековья. Философия Возрождения. Философия Нового времени и Просвещения. Классическая немецкая философия. Философия К. Маркса. Философия иррационального. Позитивизм. Философия прагматизма. Аналитическая философия XX века. Русская философия XIX-XX века.

Философия: основные понятия и проблемы. Бытие. Виды бытия. Материя и дух. Природа. Ее философское осмысление Диалектическое миропонимание. Общество. Культура. Философия истории. Знаки, символы, язык. Нормы, ценности, идеалы. Природа этического. Религия. Проблема духовности. Мир эстетики. Человек. Личность. Свобода и ответственность. Глобальные кризисы и проблемы.




  1. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции, практические занятия, консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работы, лекции с элементами проблемного изложения, разбор конкретных ситуаций (кейсы), деловые игры, тестирование, решение ситуационных задач, элементы тренинга, диспуты и т.д.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

- понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

- владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать основные этапы формирования и развития философской мысли, направления, учения выдающихся философов, назначение философии и ее роль в культуре;

- уметь объяснить основной круг проблем философского знания, логику общей эволюции философской мысли, содержание понятий социальной философии, онтологии, гносеологии, философской антропологии, аксиологии и других разделов философского знания;

- владеть знанием основных концепций философии, навыками аргументации, ведения дискуссии, пониманием многообразия онтологических, гносеологических, социально-философских, этических и эстетических идей, умением их использовать в анализе социально-культурных процессов, демонстрировать способность самостоятельного анализа принципиальных мировоззренческих вопросов.




  1. Общая трудоемкость дисциплины

3 зачетных единицы (108 академических часов)

  1. Формы контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.

  1. Составитель

Царева Елена Алексеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии КГУ.


Аннотация к рабочей программе дисциплины «Иностранный язык»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «Иностранный язык» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины, относятся знания, умения, навыки в разных видах речевой деятельности, сформированные в процессе изучения иностранного языка в школе.

Дисциплина является самостоятельным модулем.


2. Цель изучения дисциплины

Целью обучения является воспитание развитой, поликультурной личности, владеющей иностранным языком как средством межличностного, межкультурного и профессионального общения в различных сферах деятельности.


3. Структура дисциплины

Вводно-корректировочный курс английского языка. Основы научной и профессиональной коммуникации по специальности «Психология».


4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: практические занятия, консультации, самостоятельная работа, мультимедийные и компьютерные технологии, ситуативно-ролевое обучение, работа с сетевыми ресурсами и др.


5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Иностранный язык» направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

– способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

– способность и готовность к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач в оформлении научных статей, отчётов, заключений (ОК-9);

– способность и готовность к профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);

– способность и готовность к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);

способность и готовность к применению знаний психологии как науки (ПК-9);

– способность и готовность к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

- знать: лексико-грамматический минимум необходимый для успешного общения на данном иностранном языке, особенности межкультурной коммуникации и основы этикета; возможности практического применения сформированных умений и навыков в сфере учебной, научной и профессионально-деловой коммуникации;

- уметь: использовать усвоенные знания по дисциплине на практике в сфере научно-профессиональной деятельности; взаимодействовать в современном поликультурном мире на общечеловеческом уровне; применять сформированные морально-этические качества личности в коммуникативной практике;

- владеть: навыками чтения, восприятия на слух текстов на английском языке и перевода их, навыками повествования, описания, рассуждения в монологической и диалогической речи в различных ситуациях общения, навыками работы с аутентичными источниками в сети Интернет, поиска необходимой профессиональной информации в англоязычных ресурсах.


6. Общая трудоёмкость дисциплины

9 зачётных единиц (324 академических часа)


7. Формы контроля

Промежуточная аттестация – 1 зачёт, 1 экзамен.


8. Составитель

Нежура Елена Анатольевна, ассистент кафедры профессиональной коммуникации и иностранных языков КГУ.



Аннотация к рабочей программе дисциплины «Экономика»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ОПП

Дисциплина «Экономика» включена в базовую часть гуманитарного и социально-экономического цикла ООП.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины, относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения школьного курса «Обществознание», а также дисциплины «История».

Дисциплина «Экономика» формирует необходимые теоретические знания и практические навыки для прохождения производственной практики.


2. Цель изучения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Экономика» является формирование у обучающихся знаний базовых экономических категорий, умения выявлять устойчивые взаимосвязи и тенденции в разнообразных экономических явлениях на микро и макроуровне, развитие экономического мышления, воспитание экономической культуры и навыков поведения в условиях рыночной экономики.


3. Структура дисциплины

Введение в экономическую теорию. Анализ функционирования рынка. Рынки факторов производства и распределение доходов. Система национальных счетов. Макроэкономический анализ. Государственная экономическая политика. Открытая экономика.


4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традицион­ные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные техноло­гии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции, семинары, практические занятия, объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения, технология развития критического мышления, разбор конкретных ситуаций (кейсы), деловые игры, решение ситуационных задач, круглый стол, тренинги, диспуты и т.д.


5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации» совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

- способность и готовность к пониманию современных картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественны и общественных наук, культурологи (ОК-2);

- способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК -3);

- способность и готовность к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

- способность и готовность к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК -21).

В результате освоения содержания дисциплины «Экономика» обучающийся должен:

- знать: основные экономические категории, необходимые для анализа деятельности экономических агентов на микро и макроуровне, теоретические экономические модели; основные закономерности поведения агентов рынка, макроэкономические показатели системы национальных счетов, основы макроэкономической политики государства, место российской экономики в открытой экономике мира;

- уметь: самостоятельно анализировать экономическую действительность и процессы, протекающие в экономической системе общества, применять методы экономического анализа для решения экономических задач; принимать экономически обоснованные решения в конкретных ситуациях, умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс;

- владеть: навыками применения современного инструментария экономической науки для анализа рыночных отношений, методикой построения и применения экономических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов в современном обществе.
6. Общая трудоемкость дисциплины

3 зачетных единицы (108 академических часов)


7. Формы контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.


8. Составитель

Иванова Людмила Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики КГУ.




Аннотация к рабочей программе дисциплины «Социология»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Социология», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Философия», «История», «Экономика», «Культурология».

Дисциплина «Социология» является основой для изучения дисциплин «Политология», «Социальная психология», «Психология личности», «Психология труда, инженерная психология и эргономика», «Психология социальной работы», «Психология семьи».


2. Цель изучения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Социология» является приобретение знаний и умений по осмыслению социальных явлений и процессов, социальной структуры общества, методов социологического исследования; развитие способности к самостоятельному анализу и использованию социологических знаний в профессиональной деятельности и повседневной практике; формирование общекультурных и профессиональных компетенций.


3. Структура дисциплины

Теоретические основы и история социологии. Основные составляющие социальной жизни. Социальные структуры, взаимодействия и процессы. Эмпирическая и прикладная социология.


4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традицион­ные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные техноло­гии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции, практические занятия, индивидуальные занятия, контрольные работы, объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное, поисковое обучение, решение учебных задач, анализ учебной и научной литературы, деловые игры, взаимное обучение в форме подготовки и обсуждения докладов и др.


5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способностью и готовностью к:


  • пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

  • пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

  • владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

  • нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

  • пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

  • выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14);

  • просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20);

  • анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

- знать предметную область, категориальный аппарат, структуру, уровни и функции социологии как науки, содержание основных этапов развития зарубежной и отечественной социологической мысли, основные закономерности взаимодействия человека и общества, взаимосвязи подсистем и элементов общества как социальной системы, типологию обществ, содержание мирового сообщества и тенденции его развития, основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества, характеристики социальных структур общества и их видов (социальных общностей и групп, социальных институтов и организаций), характер и динамику социальной стратификации и мобильности в разных типах обществ, содержание и типологию социальных действий и взаимодействий, социального контроля и его механизмов, социальной коммуникации, сущность и виды социальных изменений, их факторы, роли культуры в общественном развитии, социологическое и субъектно-деятельностное понимание личности, содержание социализации и ее основных механизмов, сущность и виды социологического исследования, содержание его программы и выборки, методов;

- уметь анализировать современные социальные проблемы, в том числе глобального характера, состояние и динамику развития социальных структур, явлений и процессов, определять тип стратификационной системы и возможности и ограничения социальной мобильности, характеризовать различные социальные действия и взаимодействия, включая массовые, оценивать их социальные последствия, анализировать происходящие в стране и мире социальные изменения, роль в их осуществлении культуры, характеризовать ключевые аспекты социализации личности, оценивать теоретико-методологические основания и методику конкретных социологических исследований, грамотно и корректно интерпретировать их результаты, самостоятельно находить и оценивать качество социологической информации, применять социологические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности;

- владеть знанием базовых концепций и понятий социологической науки, пониманием состояния и динамики развития основных социальных структур, явлений и процессов в современном обществе, методологии, методики и техники конкретных социологических исследований, умением анализировать социальные ситуации и проблемы, навыком приобретения и использования социологических знаний в оценке конкретных ситуаций, возникающих в образовательной, профессиональной деятельности и повседневной жизни.


6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетных единицы (72 академических часа).


7. Формы контроля

Промежуточная аттестация – зачет.


8. Составитель

Пасовец Юлия Михайловна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и политологии КГУ.



Аннотация к рабочей программе дисциплины «Политология»


  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП), в модульной структуре ООП.

Дисциплина включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Политология», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «История», «Философия», «Экономика», «Правоведение», «Культурология».

Дисциплина «Политология» является основой для изучения дисциплин «Социальная психология», «Этнопсихология».


  1. Цель изучения дисциплины.

Программа учебного курса включает обязательный минимум знаний, изучение которых позволит овладеть основными положениями и категориями политической науки. Целью освоения учебной дисциплины «Политология» является усвоение студентами теоретико-методологических основ политической науки, и на этой основе формирование представлений о гражданских правах и свободах, формах и способах включения в сложный мир политических отношений, приобретение ими навыков ориентирования в современных политических процессах различного масштаба и сложности, соответствующих современному уровню развития российского общества.

  1. Структура дисциплины.

Программа учебной дисциплины «Политология» ориентирована на изучение следующих вопросов:

- объект и предмет политической науки, взаимосвязь теоретического и прикладного аспектов в исследовании современной политики;

- общая методология политической науки, основные концептуальные подходы к исследованию политического процесса;

- исторические модели политической организации общества и формы политических представлений;

- природа и типология субъектов политических отношений, ролевые функции участников политического процесса как объект исследования;

- институциональные и организационные, структурные и функциональные аспекты политического процесса;

- социокультурный подход к анализу политических явлений;

- своеобразие политического опыта стран и народов и его интерпретация в политологии;

- политическое развитие и политическая модернизация;

- технологические аспекты организации политической жизни;

- мировая политика и международные политические отношения.


  1. Основные образовательные технологии.

Лекции c применением объяснительно-иллюстративного метода с элементами проблемного изложения, практические занятия, активные и интерактивные методы, диспуты, индивидуальные занятия, рефераты, контрольные работы.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций – способностью и готовностью к:

  • пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

  • пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

  • владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

  • нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

  • пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10).

В результате изучения дисциплины «Политология» обучающийся должен:



знать основные понятия и категории политической науки (политика, власть, государство, политическая система, политическое представительство, политический режим, политическая культура и др.); основные теоретические перспективы и направления в изучении политики (марксизм, элитизм, плюрализм, корпоративизм и др.); важнейшие политические ценности (свобода, политические права, равенство, справедливость и др.); основные политические институты (государство, бюрократия, политические партии, партийные системы, группы давления, выборы и др.); возможности и условия участия граждан в политике; основные характеристики политического процесса в современной России и т.д.

уметь выражать и обосновывать свою позицию по основным событиям или явлениям политической жизни; сопоставлять политические системы различных государств; определять принадлежность конкретного государства к тому или иному типу политического режима, форме правления и государственно-территориального устройства; анализировать программы и избирательные платформы политических партий и кандидатов; самостоятельно анализировать тенденции современного политического развития общества; участвовать в дискуссиях по актуальным вопросам, проблемам и перспективам этого развития и т.п.

овладеть следующими ключевыми компетентностями: ориентирование в политической действительности, устное и письменное изложение своего собственного понимания протекания политических процессов; применение накопленного в учебном процессе опыта в самостоятельной библиографической и информационной работе с бумажными и электронными источниками политических знаний; анализ и сопоставление, оценка информации о политике полученной из различных источников; принятие рационально-обоснованных политических решений в конкретных жизненных ситуациях и пр.


  1. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетных единицы (72 академических часа).


  1. Формы контроля

Промежуточная аттестация – зачет



  1. Составитель

Зюков Владимир Николаевич, кандидат политических наук, доцент кафедры социологии и политологии КГУ

Вариативная часть
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык и культура речи»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина включена в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Русский язык и культура речи», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения школьного курса «Русский язык».

Дисциплина «Русский язык и культура речи» является основой для изучения следующих курсов: «Речевой этикет», «Риторика».


2. Цель изучения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является практическое овладение нормами литературного языка, коммуникативно-речевыми умениями и формулами речевого этикета, используемыми в различных ситуациях и сферах общения, а также формирование общеучебных умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.


3. Структура дисциплины

Русский язык как национальный, формы его существования. Основные аспекты культуры речи. Речевое общение. Особенности устной публичной речи. Официально-деловая письменная речь.


4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции с элементами диалогового и проблемного изложения, лекции-презентации, практические занятия, тестирование, решение ситуационных задач, элементы тренинга, мини-исследования, лингвистический эксперимент и др.


5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);

- владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

- знать современное состояние русского языка и культуры речи; основные разделы русского языка, его уровни; формы бытования языка, его жанровое и стилистическое расслоение; аспекты культуры речи; принципы речевой коммуникации;

- уметь определять виды норм и тип ошибок; отличать норму – вариант – отклонение от нормы; характеризовать тексты со стилистической точки зрения, комментировать особенности использования языковых средств в текстах различных стилей; редактировать текст; подготовить выступление, изложить материал доходчиво и убедительно; составлять и оформлять основные деловые документы;

- владеть основными нормами литературного языка, формулами речевого этикета, навыками отбора и реферирования научной литературы, быть в состоянии продемонстрировать их в профессиональной деятельности.


6. Общая трудоемкость дисциплины

4 зачетных единицы (144 академических часа)


7. Формы контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.


8. Составитель

Медведева Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, ассистент кафедры методики начального образования КГУ.


Аннотация к рабочей программе дисциплины «Культурология»


  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы , в модульной структуре ООП

Дисциплина включена в вариативную часть гуманитарного, социального, экономического цикла ООП.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Культурология», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «История», «Философия», «Социология».

Дисциплина «Культурология» является основой для изучения других гуманитарных дисциплин.


  1. Цель изучения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Культурология» является приобретение знаний и умений по осмыслению достижений человеческого общества; формирование культурных ориентаций и установок личности, способностей и потребностей в художественно-эстетических переживаниях и морально-эстетических рефлексиях; формирование общекультурных и профессиональных компетенций.


  1. Структура дисциплины

Основные понятия культурологии. Культура и природа. Культура и цивилизация. Методология исследования культуры. Типология культуры. Субъекты культуры. Социодинамика культуры. Культура как система. Современные тенденции развития культурологического знания.


  1. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции, практические занятия, консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работа, лекции с элементами проблемного изложения, тестирование, диспуты и т.д.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способность и готовность к:

- пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

- пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

- владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

- знать предмет и назначение культурологии; основные методологические подходы культурологического анализа, сущность проблемы культурогенеза, формы и типы культур, закономерности их функционирования и развития; основные вехи истории культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

- уметь объяснить феномен культуры и ее роль в человеческой жизнедеятельности; характеризовать, классифицировать и систематизировать культурологические представления с точки зрения их содержания, использовать полученные знания в изучении психологии, педагогики, профессиональной этики, специальных дисциплин и в профессиональной деятельности, выбирать изучаемые в курсе методы культурологического анализа для решения конкретных исследовательских и практических задач, оценивать культурное своеобразие России, представлять и описывать основные культурные характеристики современного общества с точки зрения тенденций современной цивилизации и процессов глобализации;



- владеть знанием базовых культурологических концепций, творчества выдающихся мыслителей, чьи идеи играли ключевую роль в истории культуры; принципами типологии и классификации культур, основных исторических типов культуры; пониманием специфики и закономерностей развития мировой и локальных культур, многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса; тенденций современного социокультурного развития; пониманием сущности основных проблем современной культурологии, необходимости сохранения и приумножения национального и мирового культурного наследия; навыками аргументации, ведения дискуссии и полемики, работы с научной литературой.


  1. Общая трудоемкость дисциплины

4 зачетных единицы (144 академических часа)


  1. Формы контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.


  1. Составитель

Звягинцева Марина Михайловна, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии КГУ.
Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Практический курс иностранного языка»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «Практический курс иностранного языка» включена в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины, относятся знания, умения и навыки в разных видах речевой деятельности, сформированные как в процессе изучения иностранного языка в школе, так и в рамках базового курса иностранного языка в вузе.
2. Цель изучения дисциплины

Целью обучения является профессионально-ориентированное совершенствование формируемых в рамках базового курса иностранного языка компетенций для овладения иностранным языком как средством научной и профессиональной коммуникации, что является стимулом для непрерывного самообразования и развития личности обучающегося.


3. Структура дисциплины

Корректировочный лексико-грамматический курс. Введение в научную и профессиональную коммуникацию на иностранном языке. Иностранный язык для психологов.


4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традицион­ные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные техноло­гии, активные и интерактивные формы проведения занятий: практические занятия, консультации, самостоятельная работа, мультимедийные и компьютерные технологии, ситуативно-ролевое обучение, работа с сетевыми ресурсами и др.


5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Практический курс иностранного языка» направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

– способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

– способность и готовность к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений (ОК-9);

– способность и готовность к профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);

– способность и готовность к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);

– способность и готовность к применению знаний психологии как науки (ПК-9);

– способность и готовность к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать: лексико-грамматический минимум необходимый для успешного общения на данном иностранном языке, особенности межкультурной коммуникации и основы этикета; возможности практического применения сформированных умений и навыков в сфере учебной, научной и профессионально-деловой коммуникации;

- уметь: использовать усвоенные знания по дисциплине на практике в сфере научно-профессиональной деятельности; взаимодействовать в современном поликультурном мире на общечеловеческом уровне; применять сформированные морально-этические качества личности в коммуникативной практике;

- владеть: навыками чтения, восприятия на слух текстов на английском языке и перевода их, навыками повествования, описания, рассуждения в монологической и диалогической речи в различных ситуациях общения, навыками работы с аутентичными источниками в сети Интернет, поиска необходимой профессиональной информации в англоязычных ресурсах.


6. Общая трудоёмкость дисциплины

4 зачётных единицы (144 академических часа)


7. Формы контроля

Промежуточная аттестация – 2 зачёта.


8. Составитель

Нежура Елена Анатольевна, ассистент кафедры профессиональной коммуникации и иностранных языков КГУ.


Аннотация к рабочей программе дисциплины «Речевой этикет»


  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Курс является дисциплиной по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Речевой этикет», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».

Дисциплина «Речевой этикет» является необходимой для изучения дисциплины «Поликультурное образование», «Психология профессиональной деятельности», «Возрастное психологическое консультирование».


  1. Цель изучения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Речевой этикет» является практическое обучение этикету общения, коммуникативно-речевым умениям, используемым в различных ситуациях и сферах общения, а также необходимых для осуществления профессиональной деятельности.


  1. Структура дисциплины

Этикет. Коммуникативная этика. Функции речевого этикета. Основные черты русского речевого этикета. Общие требования русского речевого этикета. Невербальный этикет общения. Коммуникативные императивы и табу. Этикетное слушание. Светское общение.


  1. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции с элементами диалогового и проблемного изложения, практические занятия, творческие задания, интерактивные методы, мини-исследования и др.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



    • способность понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствовать и развивать общество на принципах гуманизма, свободы, демократии (ОК-1);

    • владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

    • владение навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

    • восприятие личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

    • реализация стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

    • описание структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала)(ПК-3). В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

  • знать составляющие речевого этикета, его функции; национальные особенности русского речевого этикета, его основные требования; нормы и традиции речевого этикета, функциональные эквиваленты речевого этикета; правила и принципы поведения, общения;

  • уметь анализировать тип ситуации общения, устанавливать и поддерживать контакт, регулировать поведение людей в обществе, анализировать речевые и невербальные особенности личности, вести разные типы переписки;

  • владеть этикетными нормами письменного и устного общения, навыками исследования лингвистического, стилистического, паралингвистического и социолингвистического факторов речевого высказывания, культурой речевого общения.


6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетных единицы (72 академических часа)


7. Формы контроля

Промежуточная аттестация ­– зачет.


8. Составитель

Лукина Марина Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики начального образования КГУ.


Аннотация к рабочей программе дисциплины «Риторика»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Курс является дисциплиной по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Риторика» относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».

Дисциплина «Риторика» является необходимой для изучения дисциплины «Поликультурное образование», «Психология профессиональной деятельности», «Возрастное психологическое консультирование».


2. Цель изучения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Риторика» является практическое обучение активной речетворческой деятельности с целью формирования его личности и профессиональной компетентности.


3. Структура дисциплины

Искусство речи. Искусство мысли. Теория и практика совершествования речи. Речевое воспитание личности.


4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции с элементами диалогового и проблемного изложения, практические занятия, творческие задания, интерактивные методы, мини-исследования и р.



5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

- способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

- способность разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной специфики (ОК-6);

- способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

- умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

- умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:


  • знать задачи общей и частной риторики, способы обучения правильной и убедительной речи, виды речи, композицию речи, стили речи, нормы современного русского литературного языка;

  • уметь осуществлять речетворческую деятельность, оценивать эффективность и оптимальность речи конкретного человека, совершенствовать средствами языка личность и общество;

  • владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения, в период организации любого рода деятельности, в том числе профессиональной; разными видами и средствами словесности; навыками композиционного построения речи, использования ее эмоциональных возможностей; спецификой создания устных научных выступлений и научных текстов.



6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетных единицы (72 академических часа)


7. Формы контроля

Промежуточная аттестация – зачет.


8. Составитель

Лукина Марина Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики начального образования КГУ.



Аннотация к рабочей программе дисциплины «История культуры Курского края»


  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Курс является дисциплиной по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «История культуры Курского края», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения школьных курсов «География», « История», «Литература».

Дисциплина «История культуры Курского края» является основой для прохождения производственной практики.


  1. Цель изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины – способствовать общему гуманитарному образованию обучающихся с учётом гуманистических и демократических принципов, расширять их кругозор, приобщать к творческой деятельности, развивать познавательные интересы, формировать практические умения для становления профессионально значимых качеств бакалавра.


  1. Структура дисциплины

Введение. Природные предпосылки возникновения Курского края как объекта Российской Федерации. Главные исторические этапы в жизни Курского края и события культурной жизни, связанные с ними. Литература, искусство, архитектура Курского края. Современная культурная жизнь.


  1. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы проведения занятий: лекции с элементами диалогового и проблемного изложения, презентации, встреча с представителями общественных организаций и др.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способностью и готовностью к:

- пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

- пониманию современной картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-3);

- проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформления научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

- знать особенности исторического развития и культурное наследие родного края; значение вклада выдающихся земляков в мировую и отечественную культуру; рекомендованную литературу по краеведению;

- уметь проводить историко-культурное исследование своего района; составлять краеведческую библиографию; разрабатывать содержательные и методические аспекты экскурсий по городу, в историко-архитектурные памятные места;

- владеть навыками отбора и реферирования научной литературы, быть в состоянии продемонстрировать их в профессиональной деятельности.


  1. Общая трудоёмкость дисциплины

3 зачётных единицы (108 академических часов)



  1. Формы контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.
8. Составители

Зайковская Марина Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального образования КГУ;

Каменецкая Светлана Борисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики начального образования КГУ.

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Правоведение»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «Правоведение» входит в основную часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

Дисциплина «Правоведение» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с такими дисциплинами ООП, как «Философия», «Экономика», «Политология».

2. Цель изучения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Правоведение» является формирования активного, законопослушного гражданина, владеющего основными знаниями в области права, выработке позитивного отношения к государственно-правовым явлениям, в рассмотрении права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости.



3. Структура дисциплины

В структуру учебной дисциплины «Правоведение» входят следующие составные части: «Общая часть», «Особенная часть».



4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины «Правоведение» применяются как традиционные (объяснительно-иллюстративное, репродуктивно-воспроизводящее, предметно-ориентированное, профессионально-ориентированное обучение) и инновационные (ситуативно-ролевое и личностно-ориентированное обучение, технология коллективной мыслительной деятельности) технологии обучения.

Для достижения целей изучения дисциплины используются активные (лекции, семинары, коллоквиумы) и интерактивные (деловые игры, научные дискуссии, диспуты, решение ситуативных задач) формы проведения занятий.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Правоведение» направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций – способностью и готовностью к:



  • пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

  • нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

  • пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

  • использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14).

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:



Каталог: pdf -> oop2011 -> bakalavr
pdf -> Органическое единство уроков и внеурочной деятельности в географическом образовании учащихся
pdf -> Мысли правят миром
pdf -> Поликультурная компетентность как социально-педагогический феномен
pdf -> 10 Издание официальное СанПиН 4 10 Москва 2010
pdf -> Из опыта работы О. В. Карасева, учитель начальных классов второй квалификационной категории
pdf -> Методическая разработка Формирование представления о здоровом образе жизни среди студентов общежития
pdf -> Воспитание духовно – нравственных ценностей на основе православной культуры
bakalavr -> Программа дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Иностранный язык»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница