Бартош Н. Ю. История культуры Западной Европы (XX век)



Скачать 219.5 Kb.
Дата04.06.2016
Размер219.5 Kb.

Бартош Н.Ю.

История культуры Западной Европы (XX век).

Программа курса.


Пояснительная записка к курсу.

Особая общность истоков, судеб и наследия стран Западной Европы формирует единую культурно-историческую систему с общим генетическим кодом и целостной ментальностью. Основные этапы самоощущения и самосознания западной цивилизации (античность, средневековье, Ренессанс и т.д.) создают европейскую культурную традицию.

Специфика художественной культуры XX века в отличие от предшествующих периодов истории заключается в ее принципиальном переходном характере: формируется новое видение мира, новые подходы к языку и мышлению, а также новое самосознание человека в мире, его отношение к предметам искусства и реалиям бытия. Этот процесс характеризуется бурным поиском изобразительных приемов и экспериментальной попыткой создания нового стиля, который мог бы соответствовать новому мировоззрению. XX век стал переломным также и вследствие мощного скачка научно-технического прогресса.

Изучая историю культуры стран Европы XX в., мы представляем ее как самостоятельный этап развития западной цивилизации.

Таким образом, в качестве объекта изучения данного курса мы вправе представить европейскую культуру XX века.

Предметом изучения станут основные культурологические, философские литературные и художественные течения XX века. В рамках данных течений мы обратимся как к «классическим» (философия, литература, живопись), так и радикально новым, по сравнению с ними, типам философского и художественного самовыражения (фотоискусство, кино, телевидение, видео, различные виды электронных искусств, компьютерное искусство и их всевозможные взаимосоединения и комбинации, современные научные теории).

Задачи курса:


  1. Воссоздать целостную картину мира эпохи.

  2. Систематизировать и дать оценку художественным течениям и направлениям в культуре XX века.

  3. Показать генезис становления и взаимодействия традиционных и авангардистских методов освоения реальности.

  4. Проанализировать взаимодействие и взаимопереход элитарных культур в массовые и наоборот.

  5. Указать роль и значение культуры XX века в системе прошлых эпох.

Перешагнув календарный рубеж XXI века, мы обязаны представить целостную картину европейской культуры прошедшего столетия, систематизировать и каталогизировать основные художественные направления исторической эпохи.


Курс состоит из следующих частей

Вводно-теоретическая часть (2 часа):

Парадигмы европейской культуры XX века: основные этапы ее развития и формирования.

Внутренний раскол и социальная дифференциация культуры XX века: разделение современной культуры на массовую и элитарную.

Основные черты массовой культуры: апелляция к широким слоям населения; стремление к внедрению в сознание масс стандартных норм и программ личностной культуры; ориентация на достижения передовых технологий науки, использование мощного потенциала психологии, социологии менеджмента, политологии и др. общественных и антропологических дисциплин; искусство манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами масс – обращение к сфере подсознательной силы, связанное с эросом, желанием господства, инстинктами разрушения и агрессии). Повсеместное утверждение материалистическо-технологического мировоззрения и принципиально нового типа мышления.

Закрытость и духовный аристократизмом элитарной культуры. Основные черты: обращение к духовному меньшинству, ее творцам и адресатам; опора на механизм постоянного отталкивания ценностей и норм массовой культуры, разрушение сложившихся стереотипов и шаблонов – пародирование, осмеяние, опровержение и полемика; выработка механизмов саморегуляции «избранничества», демонстративный отказ от политических социальных институтов; создание новой нарочно усложненной культурной семантики, опирающейся на культурный метатекст предшествующих эпох.

Парадоксы диалектики взаимодействия и взаимоперехода элитарной и массовой культур.



Первый период (6 часов) Истоки возникновения культуры XX века.

Основные учения неклассической философии (пессимизм А. Шопенгауэра, Ф.Ницше и С.Кьеркегора, интуитивизм А. Бергсона).



Символизм: Зарождение творческо-стилевых исканий символизма в культуре западной Европы в 60-е годы XIX века; становление теории и практики символизма в философско-эстетистических идеях Шопенгауэра и Ницше; художественные основы символизма в теоретических работах и музыке Рихарда Вагнера; «Манифест символизма» Жана Мореаса (1887 г).

Поэзия символизма: Маларме, Рембо, Верлен, Валери, Рильке и др. Живопись: Г. Маро, Пюви де Шаван, Карьер, «Роза + Крест», О. Роден, А. Беклин. Драматургия: Ибсен, Метерлинк. Теория возрождения культурных кодов предшествующих эпох.

Генезис символизма в отдельных культурах: Франция, Бельгия, Германия, Австрия и Норвегия.



Постимпрессионизм:

Опыты создания рационального искусства в постимпрессионизме (Франция, 80-е г. XIX в. – нач. XXв.). Зарождение художественно-эстетических принципов постимпрессионизма в статьях Д.Сютте («Les Phenomenеs de la vision»). Теория «дополнительных цветов» Ж. Сёра и методика дивизинизма П.Синьяка (отказ от интуитивных находок и организация творческого поиска на основе рациональных знаний современной науки – психофизиологии восприятия цвета, научных теорий света и опытов в сфере оптики). Творчество П. Сезанна (1839-1906) , В. Ван Гога (1853-1890), П. Гогена (1848-1903).



Арт Нуво («модерн») Культ красоты в европейском искусстве 1880-90-х годов.

Влияние идей эстетизма (Рескин, прерафаэлиты, Пейтер) на декоративно-стилистические поиски искусства «модерн».

Синтез элитарных и массовых принципов в искусстве (мастерские Морриса, 1861, и «Выставочное общество искусств и ремёсел», 1888; «Объединённые художественно-ремесленные мастерские»,1897, и др.).

Утверждение единства стилеобразующих принципов окружения в Арт Нуво (от архитектуры жилища до деталей костюма); архитектура как основа синтеза искусств; постройки А. Гауди (Испания), В. Орта и Ван де Велде (Бельгия), И. Хофмана, Й. М. Ольбриха (Австрия), Ч. Р. Макинтоша, работы группы "Четверо" (Шотландия) и т.д.

Основные художественные принципы стиля модерн: динамичность и текучесть формы, отказ от разделения на конструктивные и декоративные элементы здания; декоративность, эстетическое осмысление формы, построение внутреннего пространства, отражающееся в ритмической и пластической организации внешних форм.

Зарождение декоративного искусства; живопись и скульптура «модерна»: Ван де Велде, группа «Наби», , Ф. Кнопф, Э. Мунк, Ж. Минне, Г. Обрист и др. Графика модерна, расцвет книжного дела и художественных журналов модерна ("Revue blanche", "The Studio", "The Yellow Book", "Jugend", "Ver sacrum" и др.). Создание синтетического искусства. Творчество Г. Климта (1862-1918).
Роль орнаментального начала: духовно-эмоциональный и символический смысл декора.
Художественная реализация иронии модерна в литературе (О. Уайльд) и живописи (Тулуз-Лотрек, О. Бердсли и др.)



Второй период (10 часов): 10-ые – 20-ые годы XX века. Становление важнейших принципов и подходов к искусству: авангард и модернизм. Общность культурно-исторических норм и основных характеристик, черты сходства и различия между подходами.

Авангард: стремление к коренному обновлению художественной практики, демонстративный разрыв с устоявшимися правилами и традициями, отказ от художественных приемов реализма, обращение к новым и необычным по содержанию средствам выражения форм произведений, поиск новых возможностей эстетического воздействия на реальную жизнь.

Течения авангарда:

Фовизм(1905— 1907): Парижский "Салон независимых" (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж Брак, К. ван Донген и др.). Основные принципы: тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов, непосредственная эмоциональная выразительность, интенсивность красочного пятна, декоративно-цветовые построения. Творчество А. Матисса. «Философия цвета».

Творчество Пикассо (1881-1973).

Кубизм: Ж. Брак, X. Грис, Г, Аполлинер. Г. Стайн и др. "Авиньонские девицы" (1907) П. Пикассо как манифест нового стиля. Группа «Батолавуар» (Париж 1908 г.) и "Сексьон д`ор"(1912): А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье, Ф. Леже, Р. Делоне, Ф. Купка.

Художественные принципы кубизма: аскетизм цвета, простота, весомость, осязаемость, "первичность" формы, элементарность мотивов, расчленение реального объёма на геометризированные тела, восприятие тела с разных точек зрения, конструирование объёмной формы на плоскости. Фазы истории кубизма: «сезанновская» (1907-09), «аналитическая» (1910-12) и «синтетическая» (1912-14).

Теоретические идеи кубизма в работах Глеза и Метценже «О кубизме» (1912) и Аполлинера «Живописцы кубисты. Эстетические медитации» (1913); Влияние кубизма на итальянских футуристов и немецких художников "Баухауза" (Л. Фейнингер, О. Шлеммер).

Футуризм (1910-х—начала 20-х гг.)

Роль и значение футуризма в художественных движениях авангарда.

Влияние идей Ф. Ницше и А. Бергсона на развитие теории футуризма.

Поэзия, живопись, скульптура и архитектура футуризма в Италии: (Ф.Т.Маринетти, У. Боччони, К. Карра, Дж. Балла, Дж. Северини, Л. Руссоло, А. Соффичи, Э. Прамполини, А. Сант-Элиа, М. Кьяттоне и др.).

Генезис теории футуризма в манифестах (1909-1943) Ф.Т. Маринетти; развитие тенденции «выхода» художника за пределы искусства и переустройства мира.

Новые эстетические ценности в футуризме: культ героя, расшатывающего "одряхлевший" мир, абсолютизация внешних признаков технической цивилизации, зарождение нового типа массового сознания, создание технических моделей грядущего мироустройства, апология техники и урбанизма, упоение социальными катаклизмами, отрицание нравственных и культурных традиций, передача динамики "современной" жизни с помощью комплекса психических и физиологических вибраций, разнонаправленных сил и движений, разнообразных оптических эффектов. Общность технических приемов в поэзии и живописи футуризма; влияние футуризма на развитие европейского театра и кино.

Дадаизм (1916—22 гг.)

Опыт интернациональности в творчестве дада: французы М. Дюшан, Ф. Пикабия, швейцарец Ж. Арп, немцы М. Эрнст, К. Швиттерс и др.

Литературно-художественные традиции авангарда в поэзии и живописи дадаизма: эстетика обыденного; программный иррационализм и демонстративный антиэстетизм дадаизма (заборные каракули, псевдотехнические чертежи, комбинации случайных предметов, наклейки на холст - коллажи) и т.п.; парадоксальность методов дадаизма. Новые приёмы: обращение к традициям уличного рисунка, комбинации "готовых" предметов (сатирическая графика Ж. Гроса) и монтаж (политические плакаты Дж. Хартфилда) и др. Отказ от традиционных эстетических ценностей в реди-мейд Дюшана.

Слияние во Франции дадаизма с сюрреализмом (20-х гг.), а в Германии — с экспрессионизмом. Переход немецких дадаистов на позиции революционного пролетарского искусства.

Опыты абстрактного формообразования. Дада как источник поп-арта XXв.

Модернизм: отказ от модификации мира в сфере прагматики, отречение от примата реальности над сознанием — создание собственной реальности; формирование нового искусства в сфере художественной формы, растворение реальности в аллюзиях, реминисценциях, зеркальных отражениях; понятие «текста», переход его в «интертекст» в модернизме, красота «редуцированного сознания» — основная тема и предмет модернизма, снятие традиционных конфликтов (герой и «толпа», «семейные» конфликты и т.п.), апокалиптичность модернистского мировосприятия.

Экспрессионизм (1-ая четв. 20 в.) Зарождение течения в культуре Германии и Австрии. Писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии. Художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии. Австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени. Объединение экспрессионистов идеей протеста против засилья вещей.

Возникновение ранних образцов абстрактного искусства в рамках экспрессионизма (В. В. Кандинский); антивоенная и антиимпериалистическая окраска немецкого экспрессионизма (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс).

Основные принципы: всеохватывающая субъективная интерпретация реальности, провозглашение субъективного духовного мира человека единственной реальностью в литературе и искусстве, отказ от миметических принципов и реалистических традиций в искусстве, стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженность эмоций, элементы анархического бунтарства, противопоставление хаосу современного бытия пафоса «первозданно» свободного восприятия мира, обращение к традициям мистических идеалов немецких романтиков и пр.

Художественные приемы: гротескная изломанность и иррациональность образов, создание динамичных квазиприродных форм, гротескная и гиперболизованная образная система, тяга к острым цветовым и пластическим контрастам, резкие пространственные смещения, предельная концентрация контрастов света и тени, нарушение принципов идентичности у героев и др.

Художественные объединения экспрессионизма: «Мост» (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф; Э. Нольде), «Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф. Марк и др.) и др.



Значение станковой и книжной графики экспрессионизма.
Третий период (6 ч.) 30-ые – начало 50 годов. Парадоксальное совмещение традиций «высокого авангарда» и «тоталитарных» культур.

Философские концепции «высокого авангарда»: утверждение смысловой многовалентности и текучести реального мира, отказ от антропной упорядоченности в философии Ж. Батая и М. Бахтина; идеи Зигмунда Фрейда и Карла Г. Юнга, развитие философии психоанализа; теория «языковых игр» Людвига Витгенштейна: «языковые ловушки».



Сюрреализм: Зарождение движения в 1924 году; творчество А. Бретона (1896-1966), Арагона, Бунюэля и др.; «манифесты сюрреализма» (1924, 1935); влияние оккультных наук и психоанализа на образный строй течения; провозглашение источником искусства сферы подсознательного; «понятие игры» и игровое начало в основе сюрреалистического творчества; влияние книги Хейзинги «Homo Ludens» (1938) на искусство сюрреалистов.

Поэзия сюрреализма: П. Элюар, Л. Арагон, Ж. Превер, Ф. Гарсиа Лорка, Ф. Супо и др. «Истинная» реальность сюрреалистического романа (А. Бретон «Надя», Л. Арагон, Ж. Грак). Живопись сюрреализма; система живописных приемов в творчестве П. Клее, Ж. Миро, Ф. Кало, В. Ланга и др.: понятие «автоматического письма», эстетика коллажа в сюрреализме; принципы «готового объекта» и «сюрреалистического объекта»; обращение к примитивному искусству (М. Лейрис, Б. Пере). Концепция черного юмора в сюрреализме.

Искусство фотомонтажа – «рейографа» в сюрреализме. Кинематограф сюрреализма: «Андалузский пес» Л. Бунюэля и Сальвадора Дали, «Антракт» Фр. Пикабиа; принцип «психологического автоматизма» в сюрреалистическом творчестве. Пародирование приемов и методов сюрреализма в «Орфее» Ж. Кокто.

Сальвадор Дали (1904-1989). Основные периоды творчества.


Философия и культура тоталитарных режимов. Создание идеологических мифологем и культурно-массовых ритуалов:триумф власти, единение народов вокруг вождей, наказание отступников и т.д. Космогонические и биоцентрические элементы в идеологии тоталитаризма. Оперирование с табуированным опытом (абсурд, безумие, жестокость), эффективное применение новейших орудий и средств цивилизационного типа (кино, ТВ, психологических и социологических технологий). Черты сходства тоталитарных культур с установками авангардного искусства и постклассического мышления демократических культур.

Четвертый период (6ч.) 2-ая половина 50-ых – начало 90-ых годов.

Кризис культуры 50-60 годов, декларация недоверия культу гениев и шедевров. Отказ от духовных канонов, девальвация традиционных ценностей в культуре. Процесс глобальной трансформации, смена «культуры» ПОСТ-культурой (понятие В.В.Бычкова) как ностальгически-ироническая реакция на «культуру».

Философские основы этого периода: структуралистские концепции (Фуко, Ж. Лакан, У. Эко и др.), семиотические концепции (А. Греймас, Леви-Стросс, Э. Бенвенист, Р. Барт, Ю. Кристева). Сосуществование принципа «знаковых систем» в искусстве второй половины XX века. Снятие интеллектуальной коннотации в культурной парадигме постмодерна, использование компонентов интеллектуальной массовой цивилизации в качестве амбивалентного игрового материала. Понятие артефакта.

Поп-арт (50-60-е гг.)

Теоретическая основа: положения эстетики прагматизма об утилитарной функции искусства. Художественный язык поп-арта: реалии и мифологемы общества потребления, технологическая и урбанистическая символика, новая фигуративность, гипер- и фотореалистическая фактурность. Коллажный принцип создания артефакта, введение в произведение «сырой реальности».

Нео-дадаисткая направленность (Р.Раушенберг, Р. Гамильтон, Э. Паолоцци и др.).

Устремленность к максимальному сближению искусства с жизнью, стирание граней между ними (банки сгущенки «Кэмпбелл» у Э.Уорнхолла).


Оп-арт ( 60-е гг.)

Выставка «Отзывчивый глаз» (Я. Эгем, Н.Шёффера, Х.-Р. Демарко и др.).

Создание теории оп-арта Исследовательской группой (Б. Мунари, У. Эко, Э. Мари). Теория партнерских отношений между художником и зрителем-актером. Оптический эффект: напряженное художественное восприятие, концентрация зрительского внимания, отказ от классической перспективы, обращение к многофокусному видению виртуального оптического пространства и др.

Поиск оптимальных отношений между цветом и другими материалами: зеркала, оптические стекла, металлические пластины.

Концептуализм (60-80-е гг.)

Манифесты С. Ле Витта и Дж. Кошута (1969).

Концептуализм как феномен культуры, синтезирующий в себе науку, философию и искусство в его «новом» понимании (арт-деятельность, артефакт). Идея словесной презентации. Принципиальная смена установки на восприятие искусства: возбуждение аналитико-интеллектуалистской деятельности сознания реципиента, косвенная связь с артефактом.

Отказ от традиционной образности, опора на логически продуманную и прописанную концепцию. Идея перфоманса. Иррационализм целостного концептуального пространства. Алогизм, парадоксальность, абсурдность.



Концептуализм как переход от авангарда к постмодернизму и первая фаза постмодерна.
ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ:
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Вводно-теоретическая часть: Художественные модели мироздания: XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. Книга вторая. М., 1999; Кукаркин А.В. Бурж. массовая культура. М., 1985; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. M., 1991; Шедевры искусства XX века. М., 1997.; Предшественники современного абстракционизма // О литературно-художественных течениях ХХ века: Сб. ст. Под ред. Л. Г. Андреева, А. Г. Соколова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. С. 61-98 [с. 72-81]

Первый период.

Символизм: Жирмунский В. М. Те­ория литературы. Поэтика. Стилистика. Избранные труды. Л., 1977; Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980; Дмитриев В. Поэтика (Этюды о символизме). СПб., 1993; Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994; Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистич. искусство. М., 1995; Русакова А. А. Символизм в русской живописи. М., 1995; Кристиан Дж. Символисты и декаданты. М., 2000; Роден О. Мысли об искусстве. Михайловский Б. Воспоминания современников. М., 2000.

Постимпрессионизм: Реваяд Дж. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. Л.-М., 1962; Барская А., Бессонова М. Импрессионисты и постимпресссионисты в Советских музеях. Ленинград, 1985; Николетти Дж. Гоген. М., 2000; ди Каньо Г. Тулуз-Лотрек. М., 2000.

Арт Нуво(«модерн»): Лосев А. Ф. Материалы для построения современной теории художественного стиля.— В кн.: Контекст— 1975; Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989; Турчин В. С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн.—. «Вестник Московского ун-та». Серия «История», 1977, № 6; Мидан Ж.-П. Модерн: Франция. М., 2000; Вагнер Р. Искусство и революция. М., 1918; Некрасова Е.А. Роман­изм в английском искусстве. Очерки. L, 1975; Литературная теория немецкого романтизма. Сборник под ред. Н. Вер ковского. Л., 1934, с. 76; Герчук Ю. Что такое орнамент?— «Декоративное искусство СССР», 1978, № 1, с. 29-31; Фар-Бекккер Г. Искусство модерна. Konemann, 2000.

Второй период.

Авангар: Зейле П. А. Модернизм и авангардизм. Рига, 1989; Гольдштейн А. Расставание с Нарциссом: Опыт поминальной риторики. [М.]: Новое литературное обозрение, 1997. 445 с.; К истории русского авангарда: Николай Харджиев: Поэзия и живопись; Казимир Малевич: Автобиография; Михаил Матюшин: Русские кубофутуристы / Послесл. Р. Якобсона. [Stockholm]: Гилея, 1976. 189 с; Очеретянский А., Янечек Дж., Крейд В. Забытый авангард: Россия: Первая треть ХХ столетия. Кн. 2: Новый сборник справочных и теоретических материалов. Нью-Йорк; Спб., 1993. 278 с.

Фовизм: Бродская Н. Фовисты. Санкт-Петербург, 1996.

Кубизм: Галлуцци Ф. Пикассо. Белый город, 1998; Кубизм. Орфизм. Пуризм. Альбом. Серия История живописи. XX век. М., 2001; Малевич К. От кубизма к супрематизму. М., 1916; Диль Г. Фернан Леже. «Корвина»., 1985.

Футуризм: Манифесты итал. футуризма. М., 1914; Адаскина Н. Художественная теория русского авангарда: (К проблеме языка искусства) // Вопросы искусствознания. 1993. № 1. С. 20-30; Кручёных А. Жизнь и смерть ЛЕФа: Сценарий-эскиз / Предисл., публ. и прим. Р. Янгирова // Искусство кино. 1994. № 7. С. 122-127; Шершеневич В. Футуризм без маски: Компилятивная интродукция. М.: К-во “Искусство”, 1914 [1913]. 105 с. Якобсон Р. Футуризм // Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы / Сост. и общ. ред. М. Л. Гаспарова. М.: Прогресс, 1987. С. 414-417

Дадаизм: Сануйе М. Дада в Париже. М., 1999; Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре / Под ред. Л. Магаротто, М. Марцадури, Д. Рицци. Bern; Berlin; Fr./M.; New York; Paris; Wien: Peter Lang, 1991. 448 с.;

Модернизм: Западноевропейское искусство XX век. М., 1987; Кандинский В. Избранные труды по теории искусства. В 2-х томах. М.: «Гилея», 2001; Модернизм: анализ и критика основных направлений. М., 1987; Мясников А. Проблемы раннего русского формализма // Контекст: 1974: Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1975. С. 78-134; Небольсин С. А. Литературно-эстетические концепции русского модернизма в оценках современного буржуазного литературоведения Запада // Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ – начала ХХ в. М.: Наука, 1975. С. 373-406;

Третий период

Сюрреализм: Андреев Л.Г. Сюрреализм. М., 1972; Антология франц. сюрреализма: 20 годы. М., 1994; Вирмо А., Вирмо О. Мэтры мирового сюрреализма. СПб., 1996; Дали С. Дневник одного гения. М., 2000; Дали С. 50 магических секретов мастерства. М., 2001. Рохар К. мифический и магический мир Сальвадора Дали. М., 1999.

Философия и культура тоталитарных режимов: Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Ер., 1962; Конрад Н.И. Диалог историков // Конрад Н.И. Избр. труды. М., 1974; Рашковский Е.Б. Востоковедная проблематика в культурно-истор. концепции А. Дж. Тойнби. М., 1976; Григорян Б.Т. Философия и философия истории // Философия и ценностные формы сознания. М., 1978; Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. М., 1980; Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991.

Четвертый период

Грецкий М.Н. Франц. структурализм. М., 1971; Автономова Н.С. Филос. проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977; Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994; Леви-Стросс К. Первобытное мышление: Миф и ритуал. М., 1994; Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994; Он же. S/Z. [Анализ рассказа «Сарразин» О. де Бальзака] М., 1994; Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995; Тевоз М. Ар-Брют. SKIRA, 1995. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб.: «Алетейя», 2000.



Концептуализм: Бобринская Е.А. Концептуализм. М., 1994
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Вводно-теоретическая часть: Разлогов К.Э. и др. Дар или проклятие? Проблемы массовой культуры. М., 1994; Giners S. Mass Society. L., 1976; Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980.

Первая часть

Символизм: Владимирова А.И. Проблема худож. познания во франц. лит-ре на рубеже двух веков (1890-1914). Л., 1976; Балашова Т.В. Франц. поэзия XX в. М., 1982; Сарабьянов Д.В. История рус. искусства конца Х1Х-начала XX в. М., 1993; Серебряный век в России: Избранные страницы. М., 1993; Поэзия франц. символизма. Лотреамон. «Песни Мальдорора». М., 1993; Корецкая И. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М., 1995; Holthusen I. Studien zur Asthetik und Poetik des Russishen Symbolismus. Gott., 1957; Balakian A. The Symbolist Movement. A Critical Appraisal. N.Y., 1967; Decadence and the 1890s. L, 1979; Johnson R.V. Aestheticism. L., 1969; Romani B. Dal simbolismo al futurismo. Firenze, 1969; Le mouvement symboliste en htterature. Bruxelles, 1974; Anderson D.L. Symbolism. A Bibliogr. of Symbolism as an Intern, and Multidisciplinary Movement. N.Y., 1975; Hinterhauser H. Fin de siecle: Gestalten und Mythen. Munch., 1977; Weinhold U. Kiinst-lichkeit und Kunst in der deutschsprachigen Dekadenz-Literatur. Fr./M., 1977.

Постимпрессионизм: Shone R. The Post-Impressionists. L., 1980; Жорж Сера. Поль Синьяк. Пись­ма. Дневники. Лит. наследие. Воспоминания современников. М., 1976.

Арт Нуво(«модерн»): Мурина Е. В. Проблема синтеза пространственных искусств. М., 1982, глава «Социально-эстетическая утопия Уильяма Морриса и теория синтеза искусств»; Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век. М., 1972, с. 84 ; Литературно-теоретические исследования. М., 1977; Sternberger D. Uber den Jugendstil und andere Essays. Ham burg, 1956; Sternberger D. Panorama dee Ju gendstils.—In: Ein Dokument Deutscher Kunst — Darmstadt. 1901—1976. Bd 1. Darmstadt, 1976; Бессонова М. А. Проблемы взаимодействия искусства с промышленностью во Франции в XIX в.— В кн.: ВНИИТЭ. Материалы по истории художественного конструирования. М., 1972; Монахова Л. П. Становление эстетического стереотипа предметных форм в период модерна // ВНИИТЭ. Материалы по истории художественного конструирования. М., 1980; Francastel P. Artet Technique au XIX et XX siecle. Geneve, 1964; Sternberger D. Panorama des Jugendstils. — Ein Dokument Deutscher Kunst — Darmstadt. 1901—1976, Bd 1, S. 6., Дягилев С. Современное искусство. — «Мир искусства», 1903, № 3, Хроника, с. 2; Mackintosh A. Simbolismus und ugendstil. Munchen/Zurich, 1976, Hojstatter H. H. Symbolismus und lie Kunst der Jahrhundertwende, Koln, 965; Pevsner N. Das Englische in der snglischen Kunst. Miinchen, 1974. (Kapi-el: „Blake und die flammende Lime”); Wallis M. Jugendstil. Dresden, 1982, Кириллов В. В. Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа. М., 1979. Бирюкова Н. Ю Прикладное искусство конца XIX — начала XX века. Каталог выставки Л., 1974; Sterner G. Jugendstil. Kunstformen zwischen Individualismus und Menschen-gesellschaft. Koln, 1977

Второй период.

Авангард: Арватов Б. Утопия или наука? // ЛЕФ: Журнал левого фронта искусств. 1924. № 4. Март. С. 16-21; Григорьев В. П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников. М.: Наука, 1983. 224с.; Русский авангард в кругу европейской культуры: Международная конференция. М., 1993; Крусанов А. В. Русский авангард: 1907-1932: (Исторический обзор): В трёх томах. Т. 1: Боевое десятилетие. СПб.: Новое литературное обозрение, 1996. 320 с.; Holthusen H.E. Avantgardismus und die Zukunft der modernen Kunst. Miinch., 1964; Kramer H. The Age of the Avant-garde. N.Y., 1973; Burger P. Theorie der Avantgarde. Fr./M., 1974; Butler Ch. After the Wake: An Essay on the Contemporary Avantgarde. Oxf., 1980; Hepp C. Avantgarde: Moderne Kunst, Kulturkritik und R'eformbewegungen nach der Jahrhundertwende. Munch., 1987; Kofler L. Avantgardismus als Entfremdung. Fr./M., 1987; JauB H.R. Studien zum Epochenwandel der asthetischen Moderne. Fr./M., 1989.

Кубизм: Бобринская Е. “Предметное умозрение”: (К вопросу о визуальном образе текста в кубофутуристической эстетике) // Вопросы искусствознания. 1993. № 1. С. 31-48Gleizes A., Metzinger J. Du 'Oubisme'. P., 1912; Apollinaire G. Les Peintres cubistes. Meditations esthe-tiques. P., 1913; Janneau G. L'Art cubiste. Theories et realisations. Etude critique. P., 1929; Gray Ch. Cubist Aesthetic Theories. Bait., 1953; Fry E. Der Kubismus. Koln, 1966; Daix P. Der Kubismus in Wort und Bild. Stuttg., 1982; The Essential Cubism: Braque, Picasso and their Friends: 1907-1920. L., 1983.

Футуризм: Брик О. М. Дренаж искусству // Искусство коммуны: Издание Отдела Изобразительных Искусств Комиссариата Народного Просвещения. 1918. 7 декабря. № 1; Бурлюк Д. Защитникам старого понимания искусства // Газета футуристов. 1919. Вып. первый [Апрель]; Бурлюк Д. Энтелехизм: Теория. Критика. Стихи. Картины: (1907-1930). Нью-Йорк: Издание Марии Никифоровны Бурлюк, 1930. 24 с.; В кого вгрызается ЛЕФ? // ЛЕФ: Журнал левого фронта искусств. 1923. № 1. Март. С. 8-9; Винокур Г. И. Футуристы – строители языка // ЛЕФ: Журнал левого фронта искусств. 1923. № 1. Март. С. 204-213;

Дадаизм: The Dada Painters and Poets: An Anthology. Ed. R.Mother-well. N.Y., 1951; Richter H. Dada: Art and Anti-Art.N.Y., 1965; Ades D. Dada and Surrealism Reviewed, fc, 1978; Foster S., Kuenzli R. Dada Spectrum: The Dialectics of Revolt.'Madison, Iowa, 1979.

Модерниз:: Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. М., 1995.; Сарычев В. А. Эстетика русского модернизма: проблема “жизнетворчества”. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. доктора филол. наук: 10.01.01 / Воронежский гос. ун-т. Воронеж, 1992. 34 с.;

Третий период

Сюрреализм: Nadeau М. Histoire du surrealisme. 2 v. P., 1945; Balakian j A. Surrealism: the Road of the Absolute. N.Y., 1959; N.Y, 1970; Kyrou A. Le Surrealisme au cinema. P., 1963; 1985; Passeron R. Histoire de la peinture surrealiste. P., 1968; Caws M.-A. The Poetry of Dada and Surrealism. Princeton, 1970; Bonnet M. Andre Breton. Naissance de1'aventure surrealiste. P., 1975; Biro A., Passeron R. Dictionnaire general du surrealisme et de ses environs. P., 1982; Che-nieux-Gendron J. Le Surrealisme et le roman, 1922-1950. Lausanne, 1983; Idem. Le Surrealisme. P., 1984.

Философия и культура тоталитарных режимов: Маркарян Э.С. О концепции локальных циви­лизаций. Ер., 1962; Конрад Н.И. Диалог историков // Конрад Н.И. Избр. труды. М., 1974; Рашковский Е.Б. Востоковедная проблематика в культурно-истор. кон­цепции А.Дж. Тойнби. М., 1976; Григорян Б.Т. Философия и философия истории // Философия и ценностные формы сознания. М., 1978; Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. М., 1980; Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991.

Четвертый период

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985; Levi-Strauss Cl. Mytho-logiques. V. 1-4. P., 1964-71; Derrida J. De la grammatolo-gie. P., 1967; Idem. The Deconstruction. N.Y., 1975; Clarke S. The Foundations of Structuralism: a Critique of Levi-Strauss and the Structuralist Movement. Brighton; N.Y., 1981; Structuralism and Sinse: from Levi-Strauss to Derrida. Oxf. etc., 1981; Deconstruction and Criticism. L.; Henley, 1979; Deconstruction and Theology. N.Y., 1982.



Поп-арт :Herzka D. Pop-Art One. N.Y., 1965; Lippard L Le Pop-Art. P., 1969; Compton M. Pop-Art. L.; N.Y, Sydney; Toronto, 1970; Alloway L. American Pop-Art N.Y., 1974; Pierre J. Le Pop-Art: dictionnaire de poche.P, 1975; Groupes, mouvements, tendances de Tart contempo raindepuis 1945. P., 1989.

Оп-арт: Seitz W. The Responsive Eye. N.Y., 1965 (Cat.); Parola R. Optical Art Theory and Practice. N.Y., 1969; Barrett C. Op Art. L., 1970; Groupes, mouvements, tendan­ces de 1'art contemporain depuis Р.,1989.

Концептуализм:: Le Witt S. Paragraphs on Conceptual Art // Artforum. 1967, June; Kosuth J. Art after Philosophy // Studio International. 1969. V. 178. N 915; Meyer U. Conceptual Art. N.Y., 1972; Battcock G. Idea Art. N.Y., 1973; The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984.





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница