Банниковой Татьяны Валерьевны, по проблеме Формирование мотивации учения через решение



страница1/3
Дата16.02.2016
Размер371 Kb.
ТипРешение
  1   2   3
Селезнева Л.А., методист

кафедры дидактики и частных

методик ИПК и ППРО ОГПУ
Информационно-педагогический модуль

(Обобщение опыта работы учителя математики высшей категории МБОУ «Комаровская СОШ ЗАТО Комаровская»

,Банниковой Татьяны Валерьевны,

по проблеме



«Формирование мотивации учения через решение прикладных задач по геометрии»


  1. Теоретическая база опыта


Теоретической основой  проблемно-исследовательского опыта учителя стали исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов А.С.Макаренко, Р.Оуэна ,С.Г.Шацкого, А.И.Анастасиева, К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, Л.Н.Толстого и др. о формировании положительной мотивации учения.

Кроме того, выдвинутые Ю.К.Бабанским в научных трудах в разделе «Концепция содержания методов и форм организации обучения в современной образовательной школе», идея усиления мотивации учения школьников и целе-направленное интенсивное развитие личности, еѐ творческого потенциала, теория развития познавательных интересов Г.И.Щукиной.



  1. Актуальность


Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки проблемы повышения мотивации учения и осуществление её практикой обучения. Необходимо готовить к творчеству каждого растущего человека, именно на это направлены усилия педагогов. Актуальность предпринятого исследования определяется социальным заказом общества на личность учащегося, выпускника школы, обладающего критическим мышлением, способного осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей учебной деятельности; необходимостью теоретико-эмпирического поиска, обоснования и создания психолого-педагогических условий и средств, способствующих положительной мотивации учения; необходимостью привития учащимся навыков решения практических задач по математике..

Пробуждая интерес к своему предмету, учителю необходимо укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих активность, самостоятельность, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.
III. Основополагающими принципами данного опыта являются:

  • научность;

  • системность;

  • эффективность;

  • учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;

  • перспективность,

  • технологичность.



IV.Условия возникновения и становления опыта
Обращение к проблеме формирования мотивации учения через решение прикладных задач обусловлено наличием явных противоречий: низким уровнем продуктивного мышления школьников и социальным заказом общества на творческую, критически мыслящую личность, способную адаптироваться в быстро растущем потоке информации; наличием в современном образовании предпосылок, резервов, возможностей, факторов, под воздействием которых формируется положительная мотивация учащихся, учебно-познавательный интерес, что является движущей силой в учебной деятельности, способствующие глубокому и сознательному усвоению знаний, формированию практических умений и навыков через решение прикладных задач по математике.

Работая долгое время над проблемой повышения у учащихся мотивации к учению Татьяна Валерьевна изучила более глубоко и детально методическую и психолого–педагогическую литературу по проблеме мотивации учения и развития интереса. «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишѐнное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдѐт» - слова, сказанные выдающимся русским педагогом К.Д.Ушинским, прекрасно подчѐркивают важность решения проблемы интереса в процессе преподавания вообще и, конечно же, в процессе преподавания математики с ориентацией на личность учащегося.

  1. Сущность опыта


Для формирования мотивации необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых стала разработанная в начале XX в. работа по интересу в обучении А.И. Анастасиева. В этом исследовании весь процесс обучения раскрывался через призму интереса.

Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. С.Т. Шацкий уделял самое серьёзное внимание проблеме интереса в обучении. он считал, интерес — важный фактор активного усвоения ребёнком социального опыта, с другой — роль интереса он видел в приспособлении ребёнка к окружающей среде.

А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, наталкивающих на вопросы, и т.д.

Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток. Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника: неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать интерес, который ещё очень хрупок: накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей (преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство сказок, задачи на сравнение и т.д.).

Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Основной задачей педагога является формулирование задач, постановка целей, подкрепление мотивов в ходе реализации этих целей, то есть создание таких условий, при которых у учащихся формируется наиболее сильная мотивация обучения.

При изучении математики значительную роль играет система познавательных мотивов, то есть совокупность всех побуждений к знаниям, любознательности, познавательной потребности, учебной деятельности, заинтересованности в научном познании и поиске истины. С целью формирования познавательных мотивов целесообразно применять такие приемы и методы как:

-создание ситуаций заинтересованности, положительных эмоционально-моральных переживаний;

-использование исторического материала, достижений отечественной науки;

- создание проблемной ситуации;

- использование математических софизмов, парадоксов, задач со скрытой ошибкой;

- использование аналогий, сравнений, противопоставлений;

- организация исследования, эксперимента, наблюдения;

- создание на уроке ситуации успеха;

- использование метода анализа жизненных ситуаций;

- организация познавательных игр ( ролевых, деловых);

-использования метода создания целесообразных задач и задач с практическим содержанием

На основании Концепции ФГОСов общего образования второго поколения основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний ученики должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Ведь современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями, умеет мыслить логично, научно, творчески. Размышления над этими проблемами побудили Банникову Т.В. обратиться к трудам великих дидактов. В результате сопоставления их взглядов с собственными проблемами и суждениями была выбрана тема ее работы: «Формирование мотивации учения через решение прикладных задач по геометрии».


  1. Новизна опыта предусматривает

Новизна работы заключается в создании системного подхода формировании мотивации учения на уроках геометрии путём решения задач практической направленности с использования технологии развития мотивации .


  1. Система работы учителя и ее результативность


В течение трех лет работы по данной теме Татьяна Валерьевна убедилась, что в ходе учебной деятельности необходимо систематическое использование приёмов технологии формирования мотивации учения, развитие познавательного интереса учащихся через решение прикладных задач по геометрии. Только в этом случае будет наблюдаться повышение успеваемости учащихся, результативности участия учеников в конкурсах и олимпиадах, положительные изменения учебной мотивации школьников, значительное увеличение скорости протекания мыслительных процессов.

В работе рассмотрены разные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. В совокупности, в комплексе все указанные пути достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников

Разработанные фрагменты и конспекты уроков с использованием элементов технологии формирования положительной мотивации учения могут использоваться в процессе преподавания математики в общеобразовательной школе. Описанный теоретический материал может быть использован учителями средней школы в рамках самообразования.

Теоретические основы формирования мотивации учения через решение прикладных задач на уроках геометрии.

Современный этап развития человеческой цивилизации требует качественно новых ориентаций в образовании. Изучение математики сегодня нацелено на развитие гармоничной личности готовой к контактам с представителями иной культуры, готовой к межкультурной коммуникации на высоком уровне.

На первый план выходит задача интеллектуального развития, и, прежде всего таких его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, то есть способность к усвоению новой информации, и интеллектуальная подвижность, критичность мышления, являющиеся в современном обществе существенным условием успешной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Не последнюю роль в развитии этих качеств личности играет математика.

Перед современной школой остро встала проблема формирования мотивации учения. Мотивы - это то, что побуждает и направляет деятельность человека, ради чего он ее совершает. «Современные психологи считают, что в роли мотивов может выступать ряд причин, вызывающих активность ученика: интерес, влечение, эмоции, привлекательная цель, долг, возможность общения и др.»[13] «Мотивация - это сложная совокупность различных мотивов, из которых какой-нибудь один обычно становится ведущим, доминирующим».[13]

Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.

В преподавании математики очень важна мотивационная сторона. «Математик- это то, посредством чего люди управляют природой и собой», - писал А.Н. Колмогоров. Действительно, математика проникает во все сферы человеческой деятельности. Трудно назвать хотя бы один раздел науки или какую-либо профессиональную область, где не присутствовала бы математика или ее методы. Образы математических объектов окружают нас и в повседневной жизни. Поэтому необходимость математического образования для успешного формирования личности не вызывает сомнений. Содержание современного школьного курса математики тесно связано не только с задачей получения фундаментального естественно - научного образования, но и с задачей формирования представлений о математике как о необходимой для каждого человека составляющей общих знаний о мире и понимании значимости этой науки для общественного прогресса.

Важной частью общей культуры является широкий набор знаний, которые человек активно использует в быту, в профессиональной деятельности на протяжении всей жизни. Умение применять полученные теоретические знания на практике может служить критерием оценки уровня культурного развития личности.

Формирование мотивации учения школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции в единстве всех аспектов обучения: развивающего, учебного, воспитательного, познавательного.

Развитие школьника будет эффективным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение (учебно-познавательная деятельность ученика) будет вызывать положительные эмоции, если педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет утверждать стиль доверия, усиливать роль эмоций и эмпатии. Поэтому так важно изучать и формировать мотивы учения.

Пути формирования положительной мотивации учения.

Для школьников14-16 лет преобладает наглядно-образное мышление; оно позволяет решать задачи на основе оперирования уже не реальными предметами, а образами восприятия и представлений, содержащимися в детском опыте. Связь мышления с практическими действиями хоть и сохраняется, но не является такой прямой, непосредственной, как раньше. чтобы решать задачи ребенок должен отчетливо воспринимать, наглядно представлять рисуемую в них ситуацию.

Главной « возрастной» мотивацией учебной деятельности подростков является мотивация достижения, т. е. стремления личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения и сохранения самоуважения, самооценки в деятельности. Мотив достижения тесно связан с самооценкой и уровнем притязаний личности, т.к. все эти психологические параметры меняются в зависимости от успехов и неудач человека в той или иной деятельности. Человек, имеющий мотивацию достижения, стремится к успеху и надеется на успех. Для учащихся с выраженным мотивом избегания неудач часто возникают защитные реакции, например, обезличивание учебной деятельности и отчуждение, отсутствие инициативы и т.д. Для формирования у учащихся мотивов достижения учитель должен:


  1. подбирать посильные учебные задания;

  2. постоянно показывать учащимся жесткую связь между результатом деятельности и затрачиваемыми усилиями;

  3. ориентироваться на индивидуальные нормы оценивания. Для этого сравнивать достижения учащегося с его собственными предшествующими достижениями, а не с достижениями других учеников в классе;

  4. обеспечить активно - положительную установку по отношению к каждому ученику. При ее наличии учитель доброжелателен со всеми, имеет позитивные ожидания по отношению ко всем учащимся.

Известно, что движущей силой в учебной деятельности школьника является учебно- познавательный интерес. Познавательный интерес является формой проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует глубокому и сознательному усвоению знаний, формированию умений и навыков и, как результат, успешному обучению.

Продуктивное обучение математике невозможно без создания таких условий, при которых учащийся направляет свою деятельность на эффективный процесс познания, проявляет личную заинтересованность, понимает, что и зачем он выполняет. Без этих мотивов обучения, без мотивационной учебной деятельности процесс познания не может принести ощутимых положительных результатов.



Мотивы, побуждающие учащихся к обучению, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы связаны с содержанием обучения, прямым продуктом учебной деятельности учащихся. Внешние мотивы лежат вне учебной деятельности школьников. В связи с этим, основным заданием педагога является формулирование задач, постановка целей, подкрепление мотивов в ходе реализации этих целей, то есть создание таких условий, при которых у учащихся формируется наиболее сильная мотивация обучения.

При изучении математики значительную роль играет система познавательных мотивов, то есть совокупность всех побуждений к знаниям, любознательности, познавательной потребности, учебной деятельности, заинтересованности в научном познании и поиске истины. С целью формирования познавательных мотивов целесообразно применять такие приемы и методы:

- создание ситуаций заинтересованности, положительных эмоционально-моральных переживаний;

-использование исторического материала, достижений отечественной науки;

-использования метода создания целесообразных задач и задач с практическим содержанием;

- создание проблемной ситуации;

- использование математических софизмов, парадоксов, задач со скрытой ошибкой;

- использование аналогий, сравнений, противопоставлений;

- организация исследования, эксперимента, наблюдения;

- создание на уроке ситуации успеха;

- использование метода анализа жизненных ситуаций;

- организация познавательных игр (ролевых, деловых).

Кроме познавательных мотивов целесообразно развивать у учащихся и мотивы ответственности. Это можно осуществлять на основе пояснения общественного и индивидуального значения обучения, похвалы за успешное и добросовестное выполнение обязанностей, с помощью специально подобранных упражнений, оперативного контроля и т.д.

Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса. Воспитание мотивации учения школьников чрезвычайно важно, потому что оно означает формирование активной социальной позиции молодого человека, его личности активного гражданина своего государства.

Работа педагога направляется на развитие эмоционального компонента мотивации, главной характеристикой которого являются эмоциональные переживания школьника в учебной деятельности. Учение охватывает эмоциональную сферу ученика, поэтому, влияя на нее, учитель стимулирует мотивацию или, наоборот, заглушает ее.

Основное содержание эмоциональной сферы можно кратко охарактеризовать так:



Виды эмоции в учении

Положительные Отрицательные

радость, уверенность, удовлетворение

любопытство, гордость, удивление



страх, обида, досада, скука, унижение, беспокойство.

Чтобы сформировать эмоциональный компонент, учителю следует поощрять эмоциональные проявления учащихся в естественных условиях учебно-воспитательного процесса, помогать учащимся их осознавать. Для этого использую следующие приемы:

-выбор трудного или легкого варианта контрольной работы, интересная проблема на уроке, оценка учеником своего ответа у доски;

-подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый радостный настрой, игривое состояние, позволят уйти от напряжения;

-демонстрация учителем разнообразия переживаемых на уроке эмоций, проговор их вслух для учеников (демонстрация собственной эмоциональной открытости);

-развитие в себе эмоциональной выразительности (как вербальными, так и невербальными средствами).

Назначение системы эмоционального воздействия в том, чтобы вызвать у обучаемого любопытство - причину познавательного интереса, который, в свою очередь, способен поддержать повседневную учебную работу, направлять восприятие познания, действия.



Несколько наиболее эффективных способов эмоциональной стимуляции учащихся:

-показать целостную значимость изучения математики (использование в преподавании широких абстрактных обобщений и конкретных частностей, применение учебного материала в повседневной жизни и т.п.);

-поощрять самостоятельность учащегося, оказывая лишь необходимую посильную помощь (посильные задания, своевременное усложнение заданий, подбор творческих заданий);

-обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого учащегося, удачный ответ, оригинальное решение задачи, использование дополнительного материала по изучаемой теме);

-каждое выполненное задание использовать в качестве новой ступеньки для постановки новых задач, для раскрытия новых учебных перспектив, развития новых увлечений и интересов;

-полно использовать на занятиях учебное время, постоянно чередуя виды деятельности преподавателя и учащегося, используя разнообразные приемы, формы работы;

-оценивать ответ ученика так, чтобы придать уверенность учащимся в своих силах, удовлетворять познавательные потребности, настраивать на новую познавательную активность;

-учителю следует строить с учащимися доброжелательные, открытые эмоционально-насыщенные отношения в процессе обучения.



Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом, направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся:

-привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;

-сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;

-поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;

-занимательность изложения учебного материала;

-умелое применение поощрения и наказания.

Одна и та же учебная деятельность может иметь для разных школьников различный смысл. Это, в общем виде, и определяет их мотивацию учения. Выявление мотивации учения и смыслы его для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер учебного и воспитательного воздействия.

Одно и то же поведение ученика в ходе учения может побуждаться разными мотивами и иметь разную значимость для школьника. Например: ученик, выполняя одно и то же учебное действие, в одном случае делает это, чтобы получить хорошую отметку, в другом - заслужить авторитет у сверстников в третьем случае его интересует содержание самого предмета, в четвертом он видит взаимосвязь изучаемого предмета со своей будущей профессией, а в пятом сочетание нескольких побуждений. Во всех этих случаях действие одно и то же, а мотивы разные. Отношение мотива и цели образует смысл учения для учащегося.

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию положительной мотивации учения у школьников: во-первых, максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития положительной мотивации учения и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Во-вторых, условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает развитие положительной мотивации учения на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.

В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.

При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать новые.

Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — третье важное условие. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика. Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям.

Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в своё время Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся — важнейшее условие формирования положительной мотивации учения и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на мотивацию. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.

На современном этапе работы школы, когда главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом учебной деятельности становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям. На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигается вопрос о преодолении негативного отношения к знаниям, умениям, навыкам. Основная задача учителя заключается в создании условий, побуждающих ученика к активной творческой деятельности и обеспечивающего его участие в ней. Для этого необходимо:

-грамотно выстраивать плодотворное педагогическое общение;

-ответить себе на вопрос: как наиболее успешно решить одну из основных задач математического образования формирование важнейших математических понятий;

-не только организовать нормальный учебный процесс по усвоению учащимися суммы знаний по математике, но и обеспечить при этом рост их общего интеллектуального уровня.



Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации.

Приемы эмоциональной стимуляции учащихся.


Ууровень интеллекта,успеваемости

высокий уровень интеллекта

средний уровень интеллекта

Низкий уровень интеллекта

Высокая успеваемость

-поощрять самостоятельность учащихся; посильность заданий, своевременное их усложнение. Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого учащегося, удачный ответ, правильный способ выполнения заданий.

Средняя успеваемость

Поощрять самостоятельность учащихся обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого ученика, удачный ответ, правильный способ выполнения заданий.

Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого, удачный ответ, правильный способ выполнения заданий. Оценку выполненной работы следует давать так, чтобы она придавала учащимся уверенность в своих силах.

Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого, удачный ответ, правильный способ выполнения заданий ,оценку выполненной работы следует давать так, чтобы она придавала учащимся уверенность в своих силах.

Низкая успеваемость

Оценку выполненной работы следует давать так, чтобы она придавала учащимся уверенность в своих силах

Оценку выполненной работы следует давать так, чтобы она придавала уверенность в своих силах.

Строить с учащимися доброжелательные открытые отношения в процессе обучения.



Приемы учебной мотивации школьников.

Уровень интеллекта успеваемости

Высокий уровень интеллекта

Средний уровень интеллекта

Низкий уровень интеллекта

Высокая успеваемость

неожиданный вызов к доске; выбор трудного или легкого варианта контрольной или самостоятельной работы; интересная проблема на уроке; оценка учеником своего ответа у доски; ослабленный контроль учителя за работой ученика у доски.

выбор трудного или легкого варианта контрольной или самостоятельной работы; интересная проблема на уроке; оценка учеником своего ответа у доски.




Средняя успеваемость

-выбор трудного или легкого варианта контрольной или самостоятельной работы; подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый радостный настрой.

-подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый радостный настрой.

-демонстрация учителем разнообразия переживаемых на уроке эмоций; демонстрация собственной эмоциональной открытости.

Низкая успеваемость.

-подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый радостный настрой.









Пути формирования положительной мотивации учебной деятельности на уроках математики

Уровень интеллекта/

Успеваемости.



Высокий уровень

интеллекта.



Средний уровень

интеллекта.



Низкий уровень

интеллекта.



Высокая успеваемость

умение общения; дискуссия; работа на будущие цели; внимание к содержанию; самостоятельное достижение результатов; создание проблемно-поисковой ситуации; анализ событий; самоанализ деятельности.

возбуждение внимания; удивление; умение общаться; создание ситуации, авансирующей успех; поощрение; эмоциональный настрой.




Средняя успеваемость

возбуждение внимания, удивление; любопытство; эмоции; поощрение; умение общаться; создание ситуации, авансирующей успех; поощрение; эмоциональный настрой.

возбуждение внимания; удивление; любопытство; эмоции; поощрение.

удивление;

любопытство;

похвала;

поощрение.



Низкая успеваемость

удивление; любопытство;

эмоции; поощрение.



любопытство.



Средства мотивации, возбуждения познавательного интереса достаточно широки. Одним из них являются обращения к приложениям математики, к решению практических и прикладных задач. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Развитие мотивации учения школьника без развития его познавательного интереса практически и невозможно. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.



Каталог: Text
Text -> Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края
Text -> Книги и статьи о педагогике, психологии. Труды известных педагогов. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения
Text -> Психология личности
Text -> Сборник научных и методических трудов Издательский центр «Наука» Саратов 2013 удк [37. 015. 3 + 376] (082)
Text -> Сборник научных статей иц «Наука» 2012 (082) ббк 74. 58 я43 П18
Text -> Гуманитарная основа федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
Text -> Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо материалы докладов
Text -> Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница