Баландина Ирина Ивановна Старший воспитатель мдоу детский сад №51



Скачать 383,96 Kb.
Дата22.02.2016
Размер383,96 Kb.
#10993
Баландина Ирина Ивановна

Старший воспитатель МДОУ детский сад № 51

общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому

направлению развития детей (тел.: 32-11-54)
Руководитель как основа регулирования взаимоотношений в коллективе

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом. Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива. ( Парыгин Б.Д.)

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

Коллектив и именно женский, соответственно со своими специфическими особенностями и проблемами – социальными, индивидуальными, психологическими. Социальные: низкий уровень оплаты труда и высокий уровень ответственности перед родителями, обществом. Все это накладывает отпечаток неудовлетворенности и беспомощности. Надо что-то менять… Но куда я денусь, куда идти? Проблемы психологические ведут к депрессиям, угнетенному настроению. Работник в среднем проводит в ДОУ 8 месяцев в году. В соответствии с этим возникают различные уровни взаимоотношений с коллективом взрослых, детей, родителей. Не всегда они складываются, многие требуют вмешательства руководства, непосредственной помощи. Вся работа в ДОУ построена на основе взаимодействия: воспитатель – няня - дети - родители; руководитель - педагоги- родители – дети - коллектив- вышестоящие инстанции. Почему подчиненные не всегда выполняют задания или выполняют их не на должном уровне? Почему мы не всегда довольны работой своих подчиненных? В чем причины конфликтов, отсутствия взаимопонимания? Нередко причина тому - неумение профессионально общаться.

Мною была поставлена цель - создать благоприятный психологический климат в коллективе. Выработать тактику поведения с подчинёнными.

В настоящее время актуален вопрос о дефиците кадров в дошкольных учреждениях, поэтому одна из первостепенных задач - сохранить и пополнить коллектив.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:


  1. Совершенствование методов и стиля руководства, создание в коллективе атмосферы доброжелательности, доверия и уважения к подчиненным, использование коллегиальных способов принятия решений, демократизация управления.

2. Создание оптимальных условий деятельности педагогов.

3. Подобрать оптимальные способы улучшения работы и мотивации людей.



1. Влияние социально-психологического климата коллектива на личность

Влияние эмоциональной атмосферы коллектива на личность может быть двоякое: стимулирующее или тормозящее, то есть подавляющее творческую инициативу, активность и энергию человека.

Анализ различных точек зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива (группы). Специфика его состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива. Сложившиеся в коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий трудового взаимодействия и общения, требует от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения. Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий.

На разных этапах развития трудового коллектива наблюдается динамика модальности эмоциональности отношений. На первом этапе становления коллектива эмоциональный фактор играет главную роль (идет интенсивный процесс психологической ориентации, установление связей и позитивных взаимоотношений). На этапе же коллективообразования все большее значение приобретают когнитивные процессы, и каждая личность выступает не только как объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств, социальных норм и установок.

Среди факторов, влияющих на социально-психологический климат трудового коллектива, выделяют такой социально-психологический феномен, как «климатическое возмущение». «Климатическое возмущение» возникает в результате изменения условий жизнедеятельности коллектива или условий взаимодействия людей и сказывается на самочувствии коллектива в целом или отдельных его представителей. В зависимости от настроения людей выделяют «стенические» или «астенические» «климатические возмущения». Содержание, форма, длительность, эмоциональный тон «климатических возмущений» служат характеристиками его социально-психологического климата, уровня морального развития членов коллектива, уровня стрессоустойчивости людей в совместной трудовой деятельности. Преобладающий в коллективе эмоциональный настрой не остается постоянным не только на протяжении рабочего дня, но и в течение более длительного периода. К внешним эмоциогенным факторам коллективной деятельности относятся социально- экономические и бытовые особенности деятельности, технологические и социально- демографические характеристики взаимодействующих субъектов. Внешние и внутренние (субъективные) факторы, вызывая «климатические возмущения», могут изменять социально-психологический климат в коллективе. ( Платонов Ю.П.)

Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Многое зависит от его стиля руководства. Выделяют несколько стилей руководства трудовым коллективом.

Социально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально- психологического климата в трудовом коллективе

2. Мотивация персонала

Мотивирующие факторы кроме заработной платы (внеэкономическое стимулирование)

Несмотря на большое значение заработной платы в разработке системы мотивации персонала, все же заблуждение думать, что заработная плата – единственный фактор мотивации персонала. Существуют еще немало факторов, влияющих на удовлетворенность работников и на уровень их профессиональной мотивации.

Очень важным мотивирующим фактором выступает социально-психологическая атмосфера в компании и возможность общения с коллегами. При этом важно, чтобы отсутствовали неформальные разговоры в течение слишком большого рабочего времени. Например, считается, что для удовлетворения потребности в общении, кроме обеденного перерыва, достаточно дополнительного 10 - 15-минутного перерыва, организованного два раза в день: до обеда и после него.

Мотивирующим фактором для работника выступает возможность получить и увидеть результат своего труда. И, наоборот, если в случае длительного периода интенсивной работы и усилий человек не видит результатов своего труда, он испытывает острую неудовлетворенность.

Серьезным мотивирующим фактором практически для всех людей выступает возможность иметь уважение на работе и чувствовать себя значимым и нужным работником.

Чрезвычайно важным фактором мотивации является возможность повышать свою профессиональную квалификацию.



Делегирование со стороны руководителя профессиональных задач, ответственности и полномочий нередко выступает мотивирующим фактором для амбициозных работников.

Мотивировать могут также приглашения руководства на неформальные встречи, спортивные праздники, поездки, на которые приглашается узкий круг приближенных (удовлетворение потребности в причастности).



3.Организация и методика работы.

Работа проводилась с 2010 года по настоящее время. Для того чтобы предотвратить рост текучести кадров, неудовлетворенность сотрудников в работе, снижение работоспособности, необходимо создать благоприятный психологический климат в коллективе. Для выявления социально- психологического климата в коллективе использовались следующие методики:



  1. Оценка мотивационной среды в коллективе

  2. Методика оценки уровня социально-психологического климата коллектива по полярным профилям

  3. Обследование предметно-развивающей среды

Правила ведения беседы

  • Требуется умелое открытие беседы, с юмором, с тем, чтобы заинтересовать собеседников. Любой собеседник запоминает начало беседы и ее окончание.

  • В ходе беседы следует смотреть на собеседнику на переносицу или выше, (а не только на свой галстук), поддерживать контакт глазами.

  • Придерживайтесь делового характера беседы.

  • В любой момент следует обсуждать только один вопрос.

  • Обязательно дайте собеседнику выговориться.

  • Выдерживайте правильную "дистанцию" с собеседником (без фамильярности, но и без лишней официальности).

  • При возникновении беспокойства или недопонимания нужно прибегать к иной формулировке вопроса.

  • Постарайтесь обязательно втянуть в беседу всех участников разговора.

  • Запомните имена собеседников и в ходе разговора чаще обращайтесь к ним по имени. Для каждого человека собственное имя лучшая музыка в мире.

  • Следите за своими жестами, не стоит играть пуговицей пиджака и т д.

  • В заключении беседы нужно обязательно призвать к действию или подвести резюме беседы.

  • Не следует задавать наводящих вопросов типа: "А вы вчера разве не сказали, что..." . Собеседник в таких случаях считает, по при помощи подобных вопросов вы хотите навязать ему свое мнение или "подставить" его, и реагирует соответственно.

  • Не следует задавать альтернативных вопросов типа: "Вы это сказали или нет?".

  • Альтернативные вопросы допускают только ответ: "Да" или "Нет".

  • В любом случае лучше задавать открытые вопросы с деловой направленностью, например:

  • "Как вы собираетесь обеспечивать, чтобы...";

  • "Как это регламентировано?";

- "Как у вас организовано решение того или иного вопроса?";

- "В чем причина появления этого распоряжения?";

- "Почему принято именно такое решение?".

- Вопросы должны быть целенаправленными и иметь деловую, предметную основу.

- Не следует во время беседы задавать каверзные, туманные вопросы. Вопросы должны быть четко сформулированы, и повторять их следует только с определенной целью.

- Если во время беседы вы допустили ошибку, то в этом надо признаться, а не пытаться подсунуть ошибку другому по схеме: "Но вы же это сказали...!". За допущенную ошибку можно извиниться, но при этом не следует сразу "вставать на колени".

- Надо уметь проявлять и гибкость. Часто в беседах бывают резкие повороты. Но прежде всего надо идти навстречу собеседникам.

Существуют пять основных групп вопросов.



1. Закрытые вопросы. Это вопросы, на которые ожидается ответ "да" или "нет". Они способствуют созданию напряженной атмо­сферы в беседе, поэтому такие вопросы нужно применять со строго определенной целью. При постановке подобных вопросов у собе­седника складывается впечатление, будто его допрашивают. Следо­вательно, закрытые вопросы нужно задавать не тогда, когда нам нуж­но получить информацию, а только в тех случаях, когда мы хотим быстрее получить согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности.

2. Открытые вопросы. Это вопросы, на которые нельзя ответить "да" или "нет", они требуют какого-то пояснения. Это так называе­мые вопросы "что?", "кто?", "как?", "сколько?", "почему?". В ка­ких случаях задают такие вопросы? Когда нам нужны дополнитель­ные сведения или когда мы хотим выяснить мотивы и позицию со­беседников. Основанием для таких вопросов является позитивная или нейтральная позиция собеседника по отношению к нам. В этой ситуации мы можем потерять инициативу, а также последователь­ность развития темы, так как беседа может повернуть в русло инте­ресов и проблем собеседника. Опасность состоит также в том, что можно вообще потерять контроль за ходом беседы.

3. Риторические вопросы. На эти вопросы не дается прямого отве­та, так как их цель — вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы. С какой целью задаются такие вопросы? Задавая ри­торический вопрос, говорящий надеется "включить" мышление со­беседника и направить его в нужное русло.

4. Переломные вопросы. Они удерживают беседу в строго уста­новленном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Подобные вопросы задаются в тех случаях, когда мы уже получили достаточно информации по одной проблеме и хотим "пере­ключиться" на другую. Опасность в этих ситуациях заключается в нарушении равновесия между нами и нашими собеседниками.

5. Вопросы для обдумывания. Они вынуждают собеседника раз­мышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Цель этих вопросов — создать атмосферу взаимопонима­ния

Существуют следующие виды замечаний:



Невысказанные замечания. Это такие замечания, которые собе­седник не успевает, не хочет или не смеет высказать, поэтому мы сами должны их выявить и нейтрализовать.

Предубеждения. Они относятся к причинам, вызывающим не­приятные замечания, особенно в тех случаях, когда точка зрения собеседника полностью ошибочна. Его позиция имеет под собой эмоциональную почву, и все логические аргументы здесь бесполез­ны. Мы видим, что собеседник пользуется агрессивной аргумента­цией, выдвигает особые требования и видит только негативные сто­роны беседы.

Причиной таких замечаний является, скорее всего, неверный под­ход с вашей стороны, антипатия к вам, неприятные впечатления. В подобной ситуации вам необходимо выяснить мотивы и точку зрения собеседника, подойти к взаимопониманию.



Ироничные (язвительные) замечания. Такие замечания являются следствием плохого настроения собеседника, а иногда и его желания проверить вашу выдержку и терпение. Вы заметите, что заме­чания не имеют тесной связи с ходом беседы, носят вызывающий и даже оскорбительный характер.

Как поступить в подобной ситуации? Следует проверить, сделано ли замечание всерьез или носит характер вызова. В любом случае нельзя идти на поводу у собеседника. Ваша реакция может быть либо остроумной, либо не следует реагировать на подобные замечания.



Замечания с целью получения информации. Такие замечания яв­ляются доказательством заинтересованности вашего собеседника и имеющихся недостатков в передаче информации.

Скорее всего, причина состоит в том, что вашу аргументацию нельзя назвать ясной. Собеседник хочет получить дополнительную информацию или же он прослушал какие-то детали. Вы должны дать спокойный и уверенный ответ.



Замечания с целью проявить себя. Эти замечания можно объяснить стремлением собеседника высказать собственное мнение. Он хочет показать, что не поддался вашему влиянию и что в данном вопросе он максимально беспристрастен.

Замечания такого рода могут быть вызваны слишком сильной аргументацией с вашей стороны и, возможно, вашим самоуверен­ным тоном. В такой ситуации необходимо, что­бы ваш собеседник нашел подтверждение своим идеям и мнениям.



Субъективные замечания. Такие замечания характерны для опре­деленной категории людей. Типичная формулировка таких собесед­ников: "Все это прекрасно, но мне это не подходит".

Причина таких замечаний в том, что информация мало­убедительна, вы уделяете недостаточно внимания личности собесед­ника. Он не доверяет вашей информации и поэтому не ценит и приводимые факты. Как поступить в подобной ситуации? Следует поставить себя на место собеседника, принять во внимание его проб­лемы.



Объективные замечания. Это замечания, которые собеседник высказывает для того, чтобы развеять свои сомнения. Эти замечания искренни, без всяких уловок. Собеседник хочет получить ответ, что­бы выработать собственное мнение.

Причина таких замечаний заключается в том, что ваш собесед­ник имеет другой вариант решения проблемы и не согласен с ва­шим. Как себя вести в подобной ситуации? Следует не противоре­чить собеседнику в открытую, а довести до его сведения, что вы учитываете его взгляды, а потом объяснить ему, какое преимущест­во дает ваш вариант решения проблемы.



Замечания с целью сопротивления. Эти замечания, как правило, возникают в начале беседы, поэтому они не являются и не могут быть конкретными.

Теперь рассмотрим, как лучше высказывать замечания собеседнику.



Локализация. Тон ответа доложен быть спокойным и дружеским, даже если замечания носят язвительный или иронический характер. Раздражительный тон существенно затруднит задачу по убеждению вашего собеседника. Нетрадиционный подход, доброжелательность, ясные и убедительные интонации особенно важны при нейтрализа­ции сложных замечаний и возражений.

Явное и грубое возражение. Никогда не следует возражать откры­то и грубо, даже если собеседник ведет себя некорректно. Если вы будете противоречить, то только заведете беседу в тупик. Не следует употреблять следующие выражения: "В данном случае вы совершенно не правы!"; "Это не имеет под собой никакой почвы!" и т.д.

Уважение. К позиции и мнению собеседника следует относиться с уважением, даже если они ошибочны и для вас неприемлемы. Ничто так не затрудняет беседу, как пренебрежительное и высокомерное отношение к собеседнику.

Признание правоты. Если вы заметили, что замечания и возраже­ния собеседника являются лишь стремлением подчеркнуть свой пре­стиж, то тактично почаще признавать правоту собеседника. Напри­мер: "Это интересный подход к проблеме, который я, честно гово­ря, упустил из виду. Конечно же, после принятия решения мы его учтем!" После молчаливого согласия собеседника беседу следует про­должить по намеченному плану.

Сдержанность в личных оценках. Следует избегать личных оце­нок, например, таких: "Будь я на вашем месте..." и т.д. В первую очередь это относится к тем случаям, когда подобной оценки не требуется или когда собеседник не считает вас своим советчиком или признанным специалистом.

Лаконичность ответа. Чем более сжато, по-деловому, вы ответите на замечания, тем это будет более убедительно. В пространных отве­тах всегда сквозит неуверенность. Чем более многословен ответ, тем больше опасность быть непонятым вашим собеседником.



Контролирование реакций. При нейтрализации замечаний собе­седника очень полезно проверить его реакцию. Легче всего это сде­лать с помощью промежуточных вопросов. Спокойно спросите со­беседника, доволен ли он ответом.

Недопущение превосходства. Если вы будете успешно парировать каждое замечание собеседника, то у него вскоре сложится впечатление, что он сидит перед умудренным опытом профессиона­лом, против которого нет никаких шансов бороться. Именно поэтому не следует парировать каждое замечание собеседника, нужно показать, что и вам не чужды человеческие слабости. Особенно следует избегать немедленного ответа на каждое замечание, потому что вы этим косвенно недооцениваете собеседника: то, над чем он думал в течение многих дней, вы решаете за несколько секунд.

Далее мы рассмотрим, когда следует отвечать на сделанные замечания?

Можно предложить следующие варианты:

до того, как сделано замечание;

сразу после того, как было сделано замечание;

позднее;


никогда.

Рассмотрим эти варианты подробнее.



До того, как сделано замечание. Если известно, что собеседник рано или поздно сделает замечание. То рекомендуется самим обра­тить на него внимание и заранее, не дожидаясь реакции собеседни­ка, ответить на него. В этом случае у вас появятся следующие пре­имущества:

отсутствие противоречий с собеседником и тем самым снижение степени риска поссориться в беседе;

возможность самому выбрать формулировку замечаний оппонента и тем самым снизить его смысловую нагрузку;

возможность выбрать наиболее подходящий момент для ответа и тем самым обеспечить себе время для его обдумывания;

укрепление доверия между вами и собеседником (так как он уви­дит, что вы не собираетесь обвести его вокруг пальца, а, наоборот, ясно излагаете все аргументы "за" и "против").

Сразу после того, как было сделано замечание. Это наиболее удач­ный вариант ответа и его следует использовать во всех нормальных ситуациях.

Позднее. Если нет желания прямо противоречить собеседнику, то ответ на его замечание лучше отложить до более удобного с так­тической и психологической точки зрения момента. Часто бывает, что за счет отсрочки может вообще исчезнуть необходимость отве­чать на замечание: ответ возникнет сам по себе после определенно­го времени.

Никогда. Враждебные замечания, а также замечания, которые представляют собой существенную помеху, следует по возможности полностью игнорировать. Отводы замечаний и возражений собесед­ника всегда чреваты различного рода конфликтами, поэтому в этих случаях нужна максимальная тактичность и деликатность. Сущест­вуют правила хорошего тона, которые применяются при отводе возражений и помогают с наименьшими психологическими затратами решать возникающие проблемы.

Рассмотрим эти правила.

Собеседник не всегда прав, но часто нам выгодно признать его правоту, особенно в мелочах.

Замечания и возражения — естественные явления в любой бесе­де, поэтому не следует чувствовать себя обвиняемым, который дол­жен защищаться.

В момент высказывания замечания собеседник редко остается спокойным. Ожидая вашу реакцию, он становится очень чувстви­тельным к любому знаку вашего недоверия или невнимания. В та­ких ситуациях вы должны полностью контролировать свое поведение.

Замечания, причиной которых является комплекс неполноцен­ности, переживаемый вашим собеседником, требуют особого вни­мания и большой осторожности, так как в случаях оскорбления его как личности дело может дойти до скандала.

Можно привести собеседника в хорошее расположение духа, идя на некоторые уступки, но нужно определять границы уступок, прежде чем на них решиться.

Любое несогласие с замечаниями нужно исчерпывающе разъяс­нить, так как корректное опровержение замечания может увеличить ваши шансы на успех,

При эмоциональной реакции собеседника следует знать, что с возбужденным и взволнованным человеком вряд ли можно разгова­ривать по-деловому.

Собеседник всегда должен чувствовать, что вы относитесь к его замечаниям серьезно и тщательно их рассмотрите, прежде чем дади­те окончательный ответ.

Следует помочь собеседнику высказать свои замечания и возра­жения, попытаться выяснить причины его невысказанного неудо­вольствия или волнения.

В данном разделе я рассмотрела основные виды замечаний и привела возмож­ные варианты того, какой может быть реакция на них. Естествен­но, предусмотреть все варианты невозможно, так как реальные об­стоятельства всегда вносят определенные коррективы.

С помощью этих приемов нельзя никого и ни в чем убедить и ничего никому доказать, а можно лишь расположить к себе собесед­ника. Много это или мало для повышения эффективности вашего делового общения — пусть каждый из вас решит сам.

Какие же это приемы?



Прием "имя собственное". Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разговаривае­те. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызыва­ет у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Д. Карнеги писал, что звучание собственного имени для человека — самая приятная мелодия. Каков же психологический прием возникнове­ния приятного ощущения, когда человек слышит обращенное к нему его собственное имя?

Вот его составляющие.

1. Имя, присвоенное данной личности, сопровождает его от пер­вых дней жизни и до последних. Имя и личность не разделимы.

2. Когда к человеку обращаются, не называя его по имени — это "обезличенное" обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как личность, а лишь как носитель определенных слу­жебных функций. Когда же к человеку обращаются и при этом про­износят его имя (а имя — символ личности), таким образом, вольно или невольно, показывают внимание к его личности.

3. Каждый человек претендует на то, что он личность. Когда же эти претензии не удовлетворены, когда кто-то ущемляет нас как личность, мы это чувствуем.

4. Если человек получает подтверждение, что он личность, то это не может не вызвать у него чувства удовлетворения.

5. Чувство удовлетворения всегда сопровождается положитель­ными эмоциями, которые необязательно осознаются человеком.

6. Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции.

7. Если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он не­вольно притягивает к себе, располагает, т.е. формирует аттракцию.

Попробуйте, например, встречаясь утром со своими коллегами или подчиненными и приветствуя их, прибавить к фразе "доброе утро" (психологически более приятной, чем слово "здравствуйте") имя-отчество каждого из них, и вы вызовете к себе пусть не ярко выраженные, не осознаваемые, но положительные эмоции. Беседуя с человеком, время от времени обращайтесь к нему по имени-отче­ству. Необходимо использовать этот-прием не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе собеседника заранее, а не тогда, когда вам от него что-то нужно.

Старайтесь сразу запомнить имя-отчество человека, с которым вы беседуете впервые. Это вызовет у вашего собеседника положи­тельные эмоции, которые вернутся к вам же. Некоторым трудно за­поминать имена других людей. Для того чтобы лучше запомнить имя, найдите повод, чтобы тотчас произнести его вслух. Быстро пере­берите в памяти имена знакомых (и великих людей) для установле­ния ассоциативных связей. Конечно, бывают ситуации, когда нуж­но запомнить большое количество имен. Тогда нужно специально выделить некоторое время и постараться сделать это. Затраченное время окупится сторицей.

Прием "зеркало отношения". Кому вы чаще по-доброму и прият­но улыбаетесь — своему другу или недоброжелателю? Конечно, дру­гу. А кто вам чаще по-доброму приветливо улыбается? Естественно, друг. Ваш личный опыт говорит о том, что доброе и приятное выра­жение лица, легкая улыбка невольно притягивают к вам людей.

Каков психологический механизм этого притяжения?

1. Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются своим друзьям, а не врагам.

2. Если при общении с нами у человека доброе и приятное выра­жение лица, мягкая приветливая улыбка, то, скорее всего это сигнал:

"Я — ваш друг".

3. Друг в прямом смысле этого слова — это единомышленник в каких-то значимых для нас вопросах.

4. Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, в защищенности. Именно друг повышает эту защи­щенность, т.е. удовлетворяет одну из наших важнейших потребностей.

5. Положительные эмоции вызывают у человека чувство удовлет­ворения.

6. Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции.

7. Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.

Следует заметить, что эффект указанного механизма не зависит от того, желает или не желает ваш партнер иметь эти положитель­ные эмоции. Важно то, кто будет использовать этот прием.

Умеете ли вы улыбаться тогда, когда это необходимо? Подобная необходимость возникает в том случае, когда у собеседника нужно вызвать положительные эмоции, расположить его к себе. Это необ­ходимо для того, чтобы он принял вашу позицию, чтобы выполнял ваше распоряжение или просьбу не под давлением, а добровольно. И все это необходимо... всегда. В нашем контексте легкая улыбка — это и приветственная улыбка, и сочувственная, и ободряющая, и сопереживательная. Если вам трудно улыбаться "по заказу", то можно для начала порекомендовать следующее: оставшись наедине с са­мим собой, улыбнитесь тому, кто смотрит на вас из зеркала.

В лексиконе руководителей слова, приятные для подчиненных, которые отмечают их достоинства (возможно, в несколько преуве­личенном виде), встречаются редко. Чем это объясняется?

Разумеется, каждому из нас приятно слышать комплименты в свой адрес. При этом мы осознаем, что сказанное — пусть и неболь­шое, но все же преувеличение. Так почему нам все же приятно слы­шать такие слова?

Именно поэтому лучше учиться делать компли­менты на мужчинах. Если человеку часто повторять: "Вы же умница" или "Вы же великолепно с этим справляетесь", хотя на самом деле это не совсем так, то через некоторое время он действи­тельно поверит в свои способности и будет стремиться реа­лизовать имеющийся потенциал.

В эффекте внушения происходит как бы заочное удовлетворение мечты, желания, потребности человека в совершенствовании какой-то своей черты. Фактически потребность при этом не будет полнос­тью удовлетворяться, но реальным будет ощущение ее удовлетворе­ния, появление на этой почве положительных эмоций.

Существуют правила применения "золотых слов". Не зная или нарушая их, можно против своего желания превратить "золотые сло­ва" в банальности (в лучшем случае).

Комплимент отличается от лести именно тем, что содержит не­большое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника.

В деловом общении преимущество принадлежит комплименту. Нельзя отождествлять комплимент и похвалу. Похвала — это поло­жительная оценка. Положительному восприятию комплимента спо­собствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедитель­ным и может свести высказывание до уровня банальной лести.

Если существуют сомнения, поймет ли собеседник, о каком фак­те идет речь, то лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уж обыграть его.

Недопустимо, если комплимент противоречит фактам. Например, сотрудница не спала ночь, мучаясь от зубной боли, а ей скажут, что она прекрасно выглядит. Эти слова будут восприняты как насмешка. Комплимент должен быть кратким, содержать одну-две мысли, не должен содержать поучений. Необходимо избегать двусмыслен­ных оборотов. Комплименты нужно говорить как можно чаще. Имен­но практикой достигается легкость и непринужденность в компли­менте, что делает его естественным и неотразимым. Комплимент начинается с желания его сказать. Найдите, что вам лично нравится в собеседнике, что бы вы хотели позаимствовать у него.

Люди принимают комплименты благосклонно, так как каждому приятно уже одно то, что ему хотят сказать что-то хорошее. Имен­но поэтому они легко прощают возможные промахи. Поскольку мужчины не избалованы комплиментами, они и менее требовательны к их качеству.

Когда комплимент понравился, лицо человека озаряется улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой передается собеседнику. Именно поэтому комплименты приносят пользу всем участникам общения.

Как же сделать комплимент комплиментом?

Существуют несколько правил.

1. "Один смысл". Комплимент должен отражать только позитив­ные качества человека. В комплименте следует избегать двойного смысла, когда, например, данное качество у человека можно счи­тать и позитивным, и негативным.

2. "Без гипербол". Отражаемое в комплименте позитивное каче­ство должно иметь небольшое преувеличение.

3. "Высокое мнение". Важным фактором в результативности этого приема является собственное мнение человека об, уровне отражен­ных в комплименте качеств. Предположим, человек твердо знает, что уровень этого качества у него значительно выше, чем сказано в комплименте.

4. "Без дидактики". Это правило заключается в том, что компли­мент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению.

Вот некоторые образцы таких "комплиментов ": "Тебе следует быть активнее!"; "Твердость убеждений украшает человека! Умей отстаивать свои позиции!". Здесь явно нару­шено правило, условно названное "без дидактики".



5. "Без претензий". Сотрудник вовсе не стремится к совершенст­вованию данного своего качества. Более того, считает, что было бы плохо, если бы оно — это позитивное качество — было выражено у него сильнее, чем сейчас.

6. "Без приправ". Последнее правило касается не самого содержания комплимента, а тех дополнений, которые нередко следуют за ним.

Конечно, сразу запомнить все эти правила трудно, но если вы используете ассоциативные связи, то сделать это будет значительно легче.



Прием "терпеливый слушатель". Все мы с детства помним привы­чные правила, что нельзя перебивать собеседника, необходимо дослушивать его до конца, быть внимательным к нему. Никто и не утверждает, что эти правила нужно игнорировать.

"Но" начинается тогда, когда за соблюдение этих правил приходится "платить", причем единицей расчета является время. Вот тогда и проявляется истинное отношение к данным ценностям.

Для того чтобы терпеливо и внимательно выслушивать собесед­ника, нужно немалое время, ибо не каждый умеет сжато и четко излагать свои мысли. Кроме того, нам приходится выслушивать высказывания, которые не относятся к делу. Если вы все-таки выслу­шаете подчиненного, то он удовлетворит свои потребности, получит положительные эмоции, связав это помимо своей воли с вами. По­скольку источником этих положительных эмоций явились именно вы, то они и будут вам "возвращены" в виде небольшого усиления симпатии к вам, т.е. в виде возникшей или усиливающейся аттракции.

Прием "личная жизнь". У каждого человека наряду со служебны­ми интересами имеются и личные интересы, увлечения и личная жизнь. В эмпирических наблюдениях было замечено, что если с че­ловеком повести разговор в русле его выраженного личного интере­са, то это вызовет у него повышенную вербальную активность, со­провождаемую положительными эмоциями.

Время от времени беседуйте со своими подчиненными по вопро­сам, значимым для них в их личной жизни, проявляйте интерес к их чувствам и переживаниям. К примеру, одна из сотрудниц увлечена выращиванием кактусов и часто говорит о них. Всем это уже поряд­ком наскучило. Наберитесь терпения, поговорите с ней о них хотя бы в течение нескольких минут.

Кто в этой ситуации проиграл? Несколько минут потерянного времени на выслушивание ненужной информации — это на одной чаше весов, а на другой — ваш единомышленник-подчиненный.

Заканчивая описание приемов, с помощью которых можно рас­положить к себе человека, следует сделать несколько общих реко­мендаций.

1. Использование этих приемов на практике можно сравнить с лотереей в том плане, что чем чаще вы их будете применять, тем больше шансов выиграть (достичь цели). Применяя их в процессе общения с партнерами, вы имеете шанс выиграть (вы можете и не выиграть). Однако проиграть, применяя эти приемы, вы не можете, ибо используя их, вы ничего не теряете.

2. Знакомясь с этими приемами, вы не раз ловили себя на мыс­ли, что раньше вы их иногда применяли. Но заметим следующее:

вы применяли эти правила в отношениях личного плана;

вы делали это интуитивно, не всегда осознавая, что используете

психологический прием формирования аттракции;

применяя эти приемы интуитивно, вы не подозревали, что воз­действуете на сферу бессознательного, а не на сознание человека, на его рациональную мыслительную деятельность;

многие делали это от случая к случаю, без определенной систе­мы.

Запрещенные приемы во время деловой беседы

Ни в коем случае не следует:

перебивать партнера;

негативно оценивать его личность;

подчеркивать разницу между собой и партнером;

резко убыстрять темп беседы;

избегать пространственной близости и не смотреть на партнера;

пытаться обсуждать вопрос рационально, не обращая внимания на то, что партнер возбужден;

не понимать или не желать понять его психологическое состояние.

Профессиональные контакты, личные деловые контакты - так часто называют деловые индивидуальные беседы, которые из года в год активизируются. В последние годы ученые многих стран стали уделять большое внимание разработке методик и технике проведения разнообразных деловых бесед. Это внимание закономерно, так как ежегодно увеличивается время, которое руководители тратят на разъяснение заданий, корректировку и контроль работы подчиненных, просто беседуют с ними, выясняя положение дел, взаимоотношения в коллективе. Сейчас общепризнанно, что умение вести деловую индивидуальную беседу не приходит экспромтом и даже личный опыт помогает не всегда. Умению вести индивидуальные беседы с людьми, знакомыми и незнакомыми, надо долго учиться, постоянно критически контролируя себя. Деловая индивидуальная беседа в отличие от бытовой, характеризующейся легкими переходами от одной темы к другой и достаточным бюджетом времени, всегда имеет конкретные цели, которые собеседники стремятся достигнуть с минимальными усилиями и затратами времени.

Любая деловая индивидуальная беседа состоит из трех этапов.

Первый этап - подготовительный, куда входит определение задач беседы и составление ее плана; установление времени и выбор места, где будет проходить беседа.

Второй этап - ознакомительный, в течение которого преодолевается "психологический барьер" и устанавливается "атмосфера доверия".

Третий этап - основной.

Приведем некоторые примеры ведения деловой беседы.

1. Перед началом беседы с незнакомым человеком РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ СОБЕСЕДНИКА О ВРЕМЕНИ, КОТОРЫМ ВЫ РАСПОЛАГАЕТЕ ДЛЯ БЕСЕДЫ.

Затем вы приступаете к основному этапу - беседе.

В каждой индивидуальной деловой беседе сложившуюся ситуацию рассматривают с разных точек зрения два человека, причем каждый из них считает, что его точка зрения самая правильная.

2. ПЕРВОЕ СЛОВО ЗА ВАШИМ СОБЕСЕДНИКОМ, ЗНАКОМ ОН ВАМ ИЛИ НЕ ЗНАКОМ.

3. ОТВЕЧАЯ, дайте вашему собеседнику самому ответить на собственные возражения и опровергнуть их, но для этого надо не противоречить открыто; выслушав замечание, попытаться отвергнуть его косвенно; условно согласиться с тем или иным возражением; иногда отвечать в "наступательном тоне"; стараться сразу выслушать несколько возражений, чтобы уловить главное, и сразу ответить; резкие возражения следует повторить спокойным тоном, смягчая формулировку, а затем ответить на них.

4. СВОЮ РЕАКЦИЮ НА СЛОВА СОБЕСЕДНИКА можно выражать кивком головы, "ожидающим взглядом", короткими периодическими замечаниями ("хорошо", понимаю", "интересно"), повторением последних слов, сказанных вашим собеседником, показывая, что вы поняли его мысль.

5. БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ТЕМП БЕСЕДЫ И ПАУЗЫ, которые помогают выделить главное, подчеркнуть последующее или предыдущее. речь беседующих должна быть отчетлива и предельно ясна. Не следует говорить слишком громко или слишком тихо, первое - бестактно, второе - может заставить собеседника многократно задавать один и тот же вопрос.

6. В беседе РЕШЕНИЕ ВСЕГДА ДОЛЖНО СЛЕДОВАТЬ ЗА ОБСУЖДЕНИЕМ, так как в ином случае ваш собеседник вместо изложения своих идей начнет критиковать вас или будет безучастно во всем соглашаться.

ЗНАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ ТИПОВ ХАРАКТЕРОВ ПОДЧИНЕННЫХ ЗАМЕТНО ОБЛЕГЧАЕТ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ С НИМИ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, МОЖНО СФОРМУЛИРОВАТЬ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ, которые позволят руководителю наиболее эффективно использовать свои возможности и добиться успеха в своей деятельности.

1. нельзя спешить с оценкой людей, пока вы не изучили их характеры, сделав при этом коррекцию на свой собственный характер;

2. глаза даны нам не для того, чтобы во время беседы глядеть в окно или в бумаги, а для того, чтобы подмечать малейшие нюансы реакции наших собеседников и коллег;

3. возможны разные стили руководства, но какой бы из них вы не выбрали для себя как наиболее лично вам подходящий, правила служебных отношений остаются одними и теми же, и главное из этих правил гласит: уважайте в собеседнике человека, не унижайте его, иначе он ожесточится против вас лично, а значит и против вашего дела;

4. работа руководителя в быстро меняющемся мире чревата огромными нервными перегрузками. Не усугубляйте их еще и конфликтами с подчиненными. Возьмите своих сотрудников в союзники - только общим фронтом вы справитесь со стрессами, ведь один в поле не воин, даже если это поле - сфера вашей повседневной деловой активности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведённой мною работы выяснилось, что одним из важнейших свойств коллектива является его сплоченность. Сплоченный коллектив способен легче справляться с трудностями, дружно работать, создавать наиболее благоприятные возможности для развития личности каждого, сохраняя как целое в различных, в том числе неблагоприятных условиях.

Благодаря целенаправленной работе психологический климат в коллективе улучшился на 47%

кардинально изменилось отношение коллектива к своему руководителю в положительном направлении на 48 %;

Благодаря подбору стиля руководства, методов работы, у руководителя повысился уровень развития администраторских способностей на 20 %

Пополнение и правильная организация развивающей среды повлияло на повышение уровня обученности воспитанников и повысило у сотрудников интерес к работе.



Уровень работоспособности у педагогов имеет положительную динамику, по сравнению с 2010 и 2012 годом, это наглядно видно при аттестации.

Уровень мотивации персонала повысился, благодаря благоприятному психологическому климату, возможности увидеть результат своего труда, повышению квалификации, возможности почувствовать себя значимым и нужным работником, несмотря на заработную плату.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 1980.

2.Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983

3. Гришина Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Лениздат, 1990

4. Донцов А.И., Психология коллектива. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984

5. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова.- Л.: Лениздат, 1987

6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991

7. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова.- Л., Изд-во « Наука».

8. Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1999. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2001.

10. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.

11. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой.- М.,: Изд-во Мос. ун-та, 1977.

12. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М., 1982.

13. Шепель В.М. Управленческая психология. - М., 1986.

14. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, т. 18, № 6, 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика оценки уровня социально- психологического климата коллектива по полярным профилям.

3-2-1-0-1-2-3



1. Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

1. Преобладает подавленное настроение

2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

2. Конфликтность в отношениях и антипатия

3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаиморасположение, понимание

3. Группировки конфликтуют между собой

4. Членам коллектива нравиться проводить время, участвовать в совместной деятельности

4. Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

5. Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива

5. Успехи и неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают радость, злорадство у других членов коллектива

6. Учителя с уважением относятся к мнению друг друга

6. Каждый считает свое мнение главным , нетерпимым к мнению товарищей

7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные

7. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива

8. В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного»

8. В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения

9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители у всех членов коллектива

9. К похвалам и поощрениям коллектива его члены относятся равнодушно

10. Коллектив активен, полон энергии

10. Коллектив инертен и пассивен

11. Все участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоится

11. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, слабых поддерживают, выступают в их защиту

13. Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «непривилегированных»; пренебрежительное отношение к слабым

Прочтите сначала предложения слева, затем справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине:

Оценки:

3- свойство проявляется в коллективе всегда;

2- свойство проявляется в большинстве случаев;

1- свойство проявляется нередко;

0- проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство

Оценка мотивационной среды в коллективе

Вам предложено 30 утверждений, характеризующих мотивационную среду. Вам следует оценить по 10 –бальной шкале Ваше согласие или несогласие с ними: от 9 – «полностью согласен» до 0 – «полностью не согласен».

Старайтесь долго не задумываться над оценкой.

Я считаю, что в нашем коллективе каждый педагог:

1. Четко знает, каких результатов в работе ждут от него 0123456789

2. Уверен в объективности оценки его работы 0123456789

3. Знает, по каким критериям оценивают его работу 0123456789

4. Уверен, что о его успехах обязательно будет известно

руководству 0123456789

5. Уверен, что о его неудачах обязательно будет известно

руководству 0123456789

6. Уверен, что за хорошей работой обязательно последует

поощрение 0123456789

7. Уверен, что о его успехах всегда станет известно коллегам 0123456789

8. Уверен, что реакция коллег на его успехи всегда будет

позитивной 0123456789

9. Свободен в выборе форм и методов воспитания 0123456789

10. Считает, что система материального поощрения

справедливая и действительная 0123456789

11. Считает свою работу интересной 0123456789

12. Знает, какие поощрения и за какие результаты приняты

в образовательном учреждении 0123456789

13. Считает, что результаты его труда зависят только

от него самого 0123456789

14. Считает, что существующие формы морального

поощрения достаточно разнообразны и привлекательны 0123456789



  1. Имеет нагрузку, не требующую от него сверхусилий

для достижения хороших результатов 0123456789

16. Считает, что оплата его труда зависит от результатов его работы 0123456789

17. Уверен, что руководство справедливо поощряет его работу 0123456789

18. Убежден, что успешная работа в ДОУ невозможна без

постоянного совершенствования методов своей работы 0123456789

19. Имеет четкие и конкретные цели совершенствования

своей работы 0123456789

20. Считает очень интересным искать и придумывать

педагогические новации 0123456789

21. Охотно делится с коллегами освоенными новшествами 0123456789

22. Чувствует одобрение и уважение коллег за нововведения

в свою работу 0123456789

23. Имеет достаточно времени для освоения или разработки

педагогических новаций 0123456789

24. Получает от коллектива поддержку и помощь

в совершенствовании своей работы 0123456789


25. Убежден, что для него лично освоение педагогических

новаций не требует сверхусилий 0123456789



  1. Уверен, что участие в инновационной работе обязательно

будет отмечено поощрением и признанием руководства 0123456789

  1. Уверен, что способен развивать и совершенствовать

свои методы работы 0123456789

28. Четко знает перспективы своего роста 0123456789

29. Имеет достаточно возможностей для

профессионального развития 0123456789

30.Имеет конкретную цель повышения своего профессионального

уровня на ближайшую перспективу 0123456789



Протокол обследования предметно - развивающей среды.

Вопросы на контроле

1-я мл. группа

2-я мл. группа

Средняя группа

Старшая группа

Правильное расположение мебели и игрового материала в группе.













Подбор мебели и соответствующая ее маркировка











Зона продуктивной деятельности











Театрализованная зона












Зона развития речи












Зона ФЭМП












Природная зона









Игровая зона












Зона отдыха












Уголок мальчиков












Уголок девочек














Зона познавательного развития












Каталог: upload
upload -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
upload -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
upload -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
upload -> Государственный образовательный
upload -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
upload -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
upload -> Название кафедры
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики

Скачать 383,96 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница