Б1.Б ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ.
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебной дисциплины
«История»
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины: изучить и понять особенности исторического развития Российского государства, сформировать способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды, овладеть историческим методом и уметь его применять в оценке социокультурных явлений, овладеть моральными нормами и основами нравственного поведения.
Задачи освоения дисциплины:
-
изучить основные исторические события, вехи истории России и её народов;
-
привить навык исторического анализа;
-
научить понимать самобытный характер исторического пути России;
-
сформировать умения использовать полученные знания, самостоятельно извлекать их из исторических источников, находить нужную информацию в разнообразном потоке историко-публицистической литературы;
-
воспитать гражданские качества: любовь к России, чувство долга, чести, гуманности, толерантности;
-
развить способности анализировать и оценивать факты, явления и события, умения раскрыть причинно-следственные связи между ними;
-
заложить основы для понимания будущего России;
-
уяснить свое место в историческом процессе и судьбе России.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «История» изучается студентами 1 курса по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки - Психология и Социальная педагогика.
Дисциплина «История» относится к обязательным дисциплинам базовой части учебного цикла Б1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл (Б1.Б.1) Курс «История» предшествует изучению философии и формирует у студента основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и формирует гражданскую позицию. Создает основу для дальнейшего углубленного понимания различных сторон развития общественной жизни: экономики, социальных отношений, права и др.
Базовые «входные» знания, которыми должен обладать студент после изучения школьного курса истории представляют собой знание основных событий и фактов истории России и мира. Эти входные данные являются базой для дальнейшего углубленного изучения истории, понимания закономерностей и причинно-следственных связей, выработки умения анализировать факты и прогнозировать развитие ситуации на будущее, что является составными элементами исторического сознания.
Таким образом, учебная дисциплина является опорой для общественных дисциплин базовой части программы: Б1.Б.2. «Философия», Б.1.Б.4 «Экономика», а также для дисциплин вариативной части Б1.В.ДВ.2.1 «Социальная политика», Б1.В.ДВ.2.2 «Социология», Б1.В.ОД.1 «История русской религиозной философии», Б1.В.ДВ.4.1 «Политология», Б1.В.ДВ.5.1 «История религии», Б1.В.ДВ.5.2 «Государство, народ и власть».
3.Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль Психология и социальная педагогика:
Коды компетенции
|
Наименование компетенции
|
Структурные элементы компетенции (знание, умение, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины)
|
ОК - 1
|
Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды
|
Знать: место человека в историческом процессе, политической организации общества; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь: логически мыслить, вести научные дискуссии систематизировать полученные знания; получать, обрабатывать и сохранять источники информации; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса.
Владеть: навыками работы по составлению тезисов выступлений, научного сообщения; умением участвовать в дискуссии, грамотно, логично, доказательно излагать свои мысли.
Приобрести опыт деятельности: в использовании исторических знаний для оценки и прогнозирования современной социально-экономической ситуации; в работе с учащимися, родителями в отношении формирования исторического сознания, гражданственности, патриотизма.
|
ОК - 2
|
Владеет историческим методом и умением его применять в оценке социокультурных явлений.
|
Знать: функции исторического знания, понятия, категории, основные направления, проблемы, теории и методы истории; основные этапы и ключевые события всемирной истории и истории России с древнейших времен до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории.
Уметь: анализировать исторические источники, осуществлять их поиск; устанавливать причинно-следственные связи, закономерности исторического развития; на примерах из различных эпох выявлять органическую взаимосвязь российской и мировой истории; определять место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.
Владеть: методами исторического анализа; представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма.
Приобрести опыт деятельности: в бережном отношении к историческому наследию России и мира.
|
ОК - 3
|
Владеет моральными нормами и основами нравственного поведения.
|
Знать: различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; движущие силы и закономерности исторического процесса.
Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
Владеть: навыком преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.
Приобрести опыт деятельности: в конкретной ситуации понять и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса; в бережном отношении к историческому наследию России и мира.
|
4. Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
5. Образовательные технологии
Дисциплина «История» в учебном плане предполагает подачу материала студентам в виде лекций семинаров.
В целях оптимизации процесса обучения наряду с чтением традиционных (информационно объяснительных лекций) используются такие образовательные технологии, как
-
проблемная лекция, начинающаяся с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Лекция строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. Обязателен диалог преподавателя и студентов;
-
лекция-визуализация, которая учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальной форме; используются схемы, рисунки, исторические карты и т.п.;
-
лекции с разбором конкретной ситуации, в процессе которой студенты совместно анализируют и обсуждают представленный материал.
Семинары нацелены на активизацию познавательной деятельности студентов. Уровень обучаемости (объем и качество знаний) оценивается с помощью контрольно-измерительных материалов (тестов), вопросов и заданий, которые заранее раздаются студентам с целью самоподготовки, собеседования по основным темам курса.
Студенты по данной дисциплине могут так же получить консультацию, как в индивидуальной, так и групповой форме.
Технологии коллективного совместного обучения (КСО): групповая работа (парная или микрогрупповая - 2-4 человека).
Интерактивные технологии:
-
«круглые столы», диспуты, дискуссии, диктанты по закреплению хронологии;
-
презентации;
-
информационно-коммуникативные технологии (использование ПК и мультимедийной техники как средств обучения).
Для самостоятельной работы студентов по каждой теме подготовлены вопросы для самоконтроля, к семинарскому занятию, которые предлагаются за 1-2 недели до проверки семинарского занятия, а также рекомендуется соответствующая литература.
Итоговое испытание - экзамен. Это не только проверка знаний, но и их углубление и систематизация. Оценка выставляется с учетом пройденного материала и средней оценки, полученной студентом в течение семестра.
6. Контроль успеваемости
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: тестирование, собеседование, хронологический диктант.
По данной дисциплине предусмотрена форма отчетности: экзаменационная ведомость, таблица успеваемости.
Промежуточная аттестация проводится в форме: экзамена.
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебной дисциплины
«Философия»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель курса философии бакалавриата - представить ее как особую форму духовного творчества в ее отношении к мифу, религии, науке, искусству; показать ее ведущую роль в социальной жизни и развитии личности, а также сформировать у студентов научное мировоззрение, развивать умение работать с философской литературой, прививать навыки самостоятельного осмысления актуальных проблем, содействовать развитию свободной личности, ее социализации.
Задачи освоения дисциплины:
-
раскрыть роль и сформулировать задачи философии в современном обществе;
-
рассмотреть особенности философского самопознания в различные культурные и исторические эпохи;
-
ознакомить студентов с философским категориальным аппаратом;
-
проанализировать структуру и функции философского знания;
-
познакомить с некоторыми основополагающими трудами философов и формировать навык самостоятельного анализа философских сочинений;
-
научить основным правилам философской дискуссии;
-
сформировать основные навыки самостоятельной рациональной ориентации в современном мире.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Философия относится к базовой части учебного цикла Б1.Б.2 - Гуманитарный, социальный и экономический цикл.
Данная дисциплина опирается на историю религии (Б1.В.ДВ.5) и выступает опорой для такой учебной дисциплины, как история русской религиозной философии (Б1.В.ОД.1).
В процессе изучения философии студент дожжен использовать уже имеющийся опыт логико-гносеологического освоения действительности через понятийный аппарат обществознания; через постановку смыслополагающих ценностей и мировоззренческих ориентиров.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» профиль Психология и социальная педагогика:
Коды компетенции
|
Наименование компетенции
|
Структурные элементы компетенции (знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины)
|
ОК-1
|
Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды.
|
Знать: о своеобразии философии, её месте в культуре, научных и религиозных картинах мироздания, о ее роли в формировании представлений о сущности, назначении и смысле жизни человека.
Уметь: использовать полученные знания в образовательной практике.
Владеть: методологической основой философской науки.
|
ОК-3
|
Владеет моральными нормами и основами нравственного поведения.
|
Знать: об особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни.
Уметь: анализировать проблемы взаимоотношений человека и природы, личности и общества, свободы и ответственности.
Владеть: навыками анализа различных философских теорий.
|
ОК-4
|
Готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
|
Знать: об условиях формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры.
Уметь: пользоваться приемами эмпирического и рационального
познания.
Владеть: структурой, формами и методами научного познания.
|
ОК-9
|
Способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания.
|
Знать: о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, об особенностях функционирования знания в современном обществе.
Уметь: анализировать и систематизировать научные источники, осуществлять их поиск; Владеть: разнообразными способами познавательной деятельности направленными на развитие гуманитарного мышления.
|
4. Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
5. Образовательные технологии
Изучение дисциплины строится на репродуктивно-алгоритмической технологии, ориентированной на уровень освоения основных алгоритмов деятельности: конспектирование и реферирование учебного материала, выступление с докладом на семинаре, и пр.
Необходимым условием изучения дисциплины является применение эвристических технологий, направленных на формирование у студентов опыта поисковой, исследовательской деятельности.
В процессе семинарских занятий, кроме перечисленных выше технологий, реализуется также технология групповой работы (групповая дискуссия, работа в микрогруппах), информационно-коммуникационные, интерактивные технологии, построенные на визуализации учебного материала, просмотре видеолекций ведущих специалистов российских образовательных учреждений. При организации самостоятельной работы студентов используются следующие формы:
-
подготовка доклада на семинаре (С).
-
написание реферата (Р).
-
самостоятельное изучение вопросов (СВ).
-
работа с тестами по курсу (Т).
С учетом приведенного описания многообразия форм внеаудиторной СРС, преподаватель на каждом ее этапе разъясняет цели работы, контролирует понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки цели и определения задач.
6. Контроль успеваемости
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный опрос на семинарском занятии, понятийный диктант, тестирование, самостоятельное изучение вопросов, контрольный срез.
По данной дисциплине предусмотрена промежуточная форма отчетности: зачет.
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебной дисциплины
«Иностранный язык (английский)»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины – обучить студентов навыкам восприятия и порождения дискурса, понимания иноязычной речи, аудирования, чтения и письма, ведения интеракции (диалогическое общение), перевода и интерпретации текста, способствующих эффективной коммуникации в сфере профессиональной деятельности.
Задачи освоения дисциплины:
- развить основные навыки речевой деятельности: умение диалогического общения, монологической речи, интерпретации текстов, сформировать, таким образом, высокий уровень коммуникативной компетенции, необходимой для квалифицированной информационной и творческой деятельности в различных сферах, современной производственной и научной работы;
- познакомить студентов со страноведческим материалом: традициями, обычаями стран изучаемого языка, изучить аспекты межкультурной коммуникации и внедрение лингвострановедческой информации для формирования у обучаемых новой картины мира, которая органично взаимодействует с представлениями, сформированными в родном языке;
- определить различные способы двустороннего перевода публицистических и художественных текстов;
- развить навыки самостоятельной работы студентов как в социокультурной, так и в профессионально-деловой сферах применения иностранного языка с помощью современных методик обучения;
- воспитать у студентов толерантное отношение к представителям других культур и народностей.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Иностранный язык» относится к базовой части учебного цикла - Б1.Б3. Гуманитарный, социальный и экономический цикл.
Для освоения дисциплины «Иностранный язык» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в общеобразовательной школе. Освоение дисциплины «Иностранный язык» является необходимой основой последующего изучения основной специальности с использованием литературы на иностранном языке.
Специфика коммуникативной направленности дисциплины состоит в сочетании профессиональной и социокультурной ориентации как двух взаимосвязанных составляющих межкультурной коммуникации студентов.
Социокультурная ориентация предполагает ознакомление студента с элементами конкретной культуры. Ознакомление с определенным объемом страноведческой информации (история, культура, география, политическое устройство страны изучаемого языка и т.д.) повышает уровень общей культуры студентов. Профессиональная ориентация предполагает приобщения будущего специалиста к мировым достижениям в конкретной области.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки: 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль Психология и социальная педагогика
Коды
компетенции
|
Наименование компетенции
|
Структурные элементы
компетенции (знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины)
|
ОК-1
|
Осознание культурных ценностей, понимание роли культуры в жизнедеятельности человека.
|
Знать: культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета, лингвострановедческие особенности (литературные произведения, исторические события, изобразительного искусства, музыки, народные традиции, являющиеся частью национального достояния).
Уметь: общаться на иностранном языке с представителями других стран, соблюдая правила речевого этикета, учитывая национальные, гендерные, возрастные и пр. особенности.
Владеть: речевыми клишированными выражениями, функционирующими в определенных сферах общения.
Приобрести опыт деятельности: в общении на иностранном языке на лингвострановедческие темы.
|
ОК-2
|
Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.
|
Знать: основные положения об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях и стиле художественной литературы и их лексико-грамматических особенностях.
Уметь: логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
Владеть: элементарными способами изложения мыслей на иностранном языке.
Приобрести опыт деятельности: в переводе, построении диалогов и монологов.
|
ОК-6
|
Способность использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов.
|
Знать: основные положения об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях и стиле художественной литературы и их лексико-грамматических особенностях.
Уметь: логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.
Владеть: особенностями построения предложений на иностранном языке.
Приобрести опыт деятельности: в построении диалогов и монологов в различных сферах общения (обиходная, деловая, научная).
|
4. Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.
5. Образовательные технологии
В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии:
- коммуникативного обучения, направленные на формирование коммуникативной компетентности студентов необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.
- разноуровневого (дифференцированного) обучения, предполагающие осуществление познавательной деятельности студентов с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов.
- тестирования, используемые для контроля уровня усвоения лексических, грамматических знаний на определённом этапе обучения.
- обучения в сотрудничестве, реализующая идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач.
- развития критического мышления, способствующие формированию разносторонней личности, способной критически относиться к информации, умению отбирать информацию для решения поставленной задачи.
Реализация компетентностного и личностно-деятельностного подхода с использованием перечисленных технологий предусматривает активные и интерактивные формы обучения, такие как деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность, дискуссии, работа над проектами научно-исследовательского характера и т. д. При этом занятия с использованием интерактивных форм составляют не менее 70% всех аудиторных занятий.
При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии:
- Интернет-технологии, предоставляющие широкие возможности для поиска информации, разработки международных научных проектов, ведения научных исследований.
- индивидуализации обучения, помогающие реализовывать личностно-ориентированный подход, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся.
- развития критического мышления, способствующие формированию разносторонней личности, способной критически относиться к информации, умению отбирать информацию для решения поставленной задачи.
Поделитесь с Вашими друзьями: |