Б. Г. Ананьев рассмотрел связи психологии с другими науками в контексте разработанной им концепции комплексного человекознания. Вслед за Ананьевым связи психологии с другими науками проанализировал Б. Ф. Ломов. Он в



страница1/6
Дата25.04.2016
Размер0.98 Mb.
  1   2   3   4   5   6
1. Психология труда как научная и практическая дисциплина.

Психология труда – это наука и практическая дисциплина, которая занимается изучением психологических закономерностей функционирования человека в процессе подготовки к профессиональной деятельности и в процессе реализации проф. деятельности.

В процессе исследований и эмпирических разработок возникают новые виды профессиональной деятельности, новое знание о человеке как субъекте труда - как научная дисциплина. Как практика – всегда базируется на научном исследовании и ставит вопросы, что можно сделать, какие направления развивать.

Место психологии труда в системе наук определяется положением психологии в системе наук, ее взаимосвязями с гуманитарными, техническими, общественными и естественными науками.

Психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека. Этим во многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Б.М. Кедров поместил психологию почти в центр «треугольника наук», сместив ее ближе к философии и подчеркнув «родовую связь» с теорией познания. Ж. Пиаже, полемизируя с Кедровым, поставил психологию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.

Б. Г. Ананьев рассмотрел связи психологии с другими науками в контексте разработанной им концепции комплексного человекознания. Вслед за Ананьевым связи психологии с другими науками проанализировал Б.Ф. Ломов. Он выделил систему связей психологии: 1) с общественными науками (через отрасль психологии — социальную психологию и связанные с ней дисциплины); 2) с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию); 3) с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию); 4) с педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию); 5) с техническими науками (через инженерную психологию).

Взаимосвязи психологии труда с другими науками имеют свою специфику, определяемую объектом и предметом ее изучения и их связью. Психология труда, социальная психология, социология труда, история и другие общественные науки имеют точки соприкосновения при решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления, развития и функционирования больших групп и т.д.

Связь психологии труда с естественными науками обусловлена тем, что человек, изучаемый в качестве субъекта труда, является естественным существом, подчиняющимся законам природного мира. При изучении функциональных состояний, динамики работоспособности и утомления, динамических особенностей субъекта труда, его сенсорно-перцептивных процессов в труде, психосоматики и т.п. психология труда использует знания медицины, физиологии, анатомии, физики и других естественных наук. Так же псих. труда активно использует математический аппарат и кибернетические схемы для обработки материала, построения моделей конкретной деятельности и оптимизации трудового процесса.

С техническими науками психология труда связана через инженерную психологию. Последняя изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек — машина». В инженерной психологии главный субъект труда — это оператор, человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Через проблемы профессионального обучения психология труда связана также с педагогическими науками. Педагогическая психология предоставляет психологии труда знания о функционировании и условиях развития профессиональной деятельности на разных этапах обучения, предлагает инновационные стратегии профессионального обучения и т.д.

Таким образом, психология труда имеет тесные связи со множеством наук. Тем не менее своеобразие предмета и задач психологии труда позволяет ей сохранять статус самостоятельной науки.

2. Предмет исследования и уровни исследования в психологии труда.

Предмет исследования- человек и его психические особенности. Как один, так и группа.

Предмет психологии труда – это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности. Субъект труда обычно рассматривается как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа),источник активности, направленный на объект.(Пряжников) Субъект труда - некоторый социум, осуществляющий данную трудовую деятельность в системе. В этом смысле единичный субъект труда может рассматривать в различных субъект-субъектных отношениях как частный случай социума.

Коллективный субъект и совместная трудовая деятельность — объект и предмет исследования, изучаемый не только психологией труда, но и социальной, организационной, другими разделами психологии. Не всякая группа является субъектом совместной деятельности, нельзя объявить любую общность людей субъектом. Условия:

1)наличие общих целей деятельности

2) процесс достижения этих целей опирается на совместные действия и без них невозможен;

3) полученный результат является базой для оценки действий всей группы.

4) может рассматриваться наличие общих мотивов деятельности.

Е.В. Маркова выделяет следующие основные характеристики коллективного субъекта деятельности: а) целенаправленность; б) мотивированность; в) согласованность (друг с другом) е) организованность или управляемость (подчиненность определенному порядку деятельности); ж) результативность.

Характеристика группы как целого не сводится к характеристике ее отдельных членов.

3. Методы психологии труда, классификация методов.

Помимо общепсихологических методов, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:

• для психологического анализа профессиональной деятельности;

• для проведения разнообразных прикладных исследований (профотбора, профессиональной консультации, рационализации труда и отдыха и т. д.);

• для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.

I. Неэкспериментальные методы (в естественных условиях):

a) метод наблюдения

b) метод опроса

II. Экспериментальные методы (целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности)

a) лабораторный эксперимент

b) естественный эксперимент

c) тестовый метод

НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ



Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде и т. п.

2 вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).

Внешнее, наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Наблюдению подвергаются способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. Длительное наблюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления.

Внутреннее наблюдение обычно проводится по определенному плану. Предполагается выделение из реальной деятельности отдельных элементов, которые затем и подвергаются наблюдению, составление четкой программы и плана наблюдения и фиксацию его результатов.

Важный принцип наблюдения - сравнительный подход, который предполагает исследование поведения людей разной степени успешности, с разным стажем работы, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это позволяет выяснить причины успеха в труде и овладении профессией, четко выявить психологическую структуру деятельности.

Минусы: недоступность некоторых очень важных элементов профессиональной деятельности непосредственному восприятию или их маскировка (тяжело выявить в ходе непосредственного наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции). Это повышает долю субъективизма при интерпретации психологом внешних проявлений профессионального поведения.

Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, которые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространенными среди них являются фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.



Фотография рабочего дня представляет собой временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т.п. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Результаты фотографии рабочего дня представляются в виде графиков, что дает отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношении основных и вспомогательных функций и удельном весе каждой из них в структуре деятельности.

Хронометраж — измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж проводится в рамках психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации производственного обучения.

Анализ продуктов трудовой деятельности - может быть существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников). Использование этого метода позволяет:

• определить некоторые требования, предъявляемые профессией к психическим качествам человека;

• понять специфику процесса формирования навыков у лиц с разной квалификацией;

• проанализировать динамику работоспособности путем прослеживания изменения качества продукции в течение рабочего дня.

Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий, что позволяет вскрыть психологические особенности профессий, предъявляющих повышенные требования к психологическим особенностям работника и специфику так называемых опасных профессий.

Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).

В первом случае психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. На начальных этапах такого самоотчета возникают трудности, связанные с необходимостью работника распределять свое внимание между проговариванием работы и ее выполнением. Такой способ позволяет самим работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимание не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее выполнения.

Во втором случае психолог сам начинает изучать профессию, совершенствуется в ней. Такое познание профессии изнутри позволяет психологу проследить процесс овладения профессиональной деятельностью и те трудности, которые встречаются на этом пути. Данный метод получил в психологии название трудового метода. Он предназначен для психологического анализа профессий. Трудовой метод был рассчитан только на профессии средней квалификации, обучиться которым психолог мог не более за 2—3 недели.

Основными достоинствами этого метода являются:

• получение путем самонаблюдения некоторой информации, недоступной внешнему наблюдению и разным опросным методам;

• рассмотрение самого процесса овладения профессиональной деятельностью;

• более обоснованный (с учетом личного опыта) подход к внесению предложений по оптимизации и рационализации деятельности.

Минусы:


1. применим только к несложным для овладения профессиям, не требующим больших затрат времени для обучения. При изучении других профессий можно говорить лишь об овладении некоторыми элементами деятельности в форме трудовых проб.

2. регистрация результатов метода сопряжена с определенными трудностями. Если после рабочего дня по памяти (в состоянии утомления), может отрицательно сказаться на результате. Регистрация данных в ходе выполнения деятельности нарушает естественный процесс ее протекания.



Опросные методы: традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование).

Беседа - один из широко распространенных в психологии труда методов. Она совершенно необходима при изучении индивидуальной структуры труда, при выявлении профессионально-важных качеств работника, выяснении особенностей мотивации работы по данной специальности и функциональных состояний, личных профессиональных планов учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых людей, при оценке рабочих мест. Беседа как научный метод должна отвечать ряду требований:

• строиться по определенному плану, заранее продуманному, но гибкому;

• носить естественный характер ( не допрос или устная анкета);

• вопросы не должны носить внушающий или подсказывающий характер;

• доверительный контакт;

Регистрация данных беседы может производиться как в ее процессе, так и после окончания ( хотя второй связан с потерей определенного количества информации, он более оправдан с этической точки зрения).



Анкетирование - получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы ( прямой контакт с работниками необязателен). Плюсы: данные от большого количества людей в короткие временные сроки. Анкеты используются для выяснения ценностных ориентации работников и их отношения к профессии и отдельным элементам работы; мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии; значимых аспектов профессиональной деятельности; профессионально-важных качеств. Имеет и негативные стороны: возможность заполнения анкеты другим лицом, отсутствие ответов на ряд вопросов, неполный возврат анкет.

Улучшение эффективности анкет:

• изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;

• правильную формулировку вопросов (однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника).

• анкета легко читается, напечатана без помарок и исправлений.

Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъектом является один человек, и групповой.

Разновидностью групповой оценки является метод обобщения независимых характеристик. Он используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Его сущность заключается в получении информации о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, подчиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специалиста.



Метод критических инцидентов - специфический метод экспертной оценки профессионала, применяемый в психологии труда. Работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности. Используется как основа для выявления требований к профессионально-важным качествам работника и критерием обоснованности подбора тестов при проведении профессионального отбора.

Метод анамнеза - сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности ( ретроспективный анализ ситуаций выбора профессий, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры)
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Сущность эксперимента, основного метода в психологии, заключается в том, что явление изучается в специально созданной или естественной обстановке. Его главное достоинство — возможность создания определенных условий и их корректировки, точная фиксация результатов исследования и их использование в конкретной ситуации. Традиционно выделяют два вида эксперимента с точки зрения условий его организации: лабораторный и естественный.



Лабораторный эксперимент представляет собой моделирование ситуаций профессиональной деятельности в условиях лаборатории. Основным недостатком лабораторного эксперимента является искусственность созданной ситуации. Трудность заключается в точном моделировании действительной ситуации, что практически невозможно, и в том, что испытуемые оказываются в новых условиях, что иногда оказывает отрицательное воздействие на результаты эксперимента.

Естественный эксперимент проводится в естественных для работника условиях труда, на его обычном рабочем месте (в кабине самолета, цехе, учебном классе). Экспериментальная ситуация может создаваться вне сознания самих работников. Положительным моментом такого эксперимента является полная естественность условий.

Минусы: 1. наличие неконтролируемых факторов, действие которых не установлено и не может быть количественно измерено, осуществление контроля за этими факторами вызывает значительные сложности. 2. необходимости получения информации в короткий срок во избежание нарушения производственного процесса.



Тестовый метод - в отличие других методов, используется только при изучении субъекта труда. 3 группы тестов: объективный, субъективный и проективный. Объективный подход предполагает диагностику особенностей личности на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их выполнения (тесты интеллекта, тесты способностей, достижений, с одной стороны, и некоторые личностные тесты — с другой. Субъективный подход предполагает диагностику свойств, основанную на самооценке и самоописании человеком своего поведения и личностных особенностей (личностные тесты — опросники, которые подразделяют на тесты, оценивающие личностные черты, и тесты, диагностирующие; интересы и установки людей).

Спецификой проективного подхода является проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества.

4. Анализ документов как метод психологии труда.

Анализ продуктов трудовой деятельности - может быть су­щественным дополнением к методу непосредственного наблю­дения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продук­ты промышленного и строительного производства, документы, тексты и т.д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (вербальная продукция работников в виде выступлений, докла­дов; а также поведенческие проявления активности работников).

Метод анамнеза. Он предполагает сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой дея­тельности и обычно используется в профессиональном консуль­тировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построе­ния прогнозов профессиональной карьеры личности. Психолог изучает биографию человека, особенности его психического и физического развития, условия жизни, особенности профессио­нального пути. Информационной основой данного метода явля­ются высказывания самого испытуемого (субъективный анам­нез), высказывания о нем других людей и характеризующие его документы (объективный анамнез). Документальными источни­ками анамнеза служат личное дело, аттестационные документы (дипломы об образовании, сертификаты о повышении квалифи­кации, удостоверения и справки), знаки отличия и награды за профессиональные успехи, фотографии, медицинская карта, личная переписка и дневники, результаты профессиональной дея­тельности и т.д. Данный метод применим к проблеме ретроспек­тивного анализа ситуаций выбора профессии, профессиональ­ной переориентации, типологии профессиональной карьеры.

Метод анализа биографий и автобиографий. Если предметом исследования психолога выступают профессиональные ценно­сти, мотивы, варианты профессиональной карьеры, динамика профессиональной идентичности человека по мере профессио­нализации, то полезным средством могут служить опублико­ванные биографии и автобиографии представителей изучаемых профессий. Кроме того, можно провести серию бесед с ныне работающими профессионалами или людьми преклонного воз­раста, уже оставившими профессиональную деятельность. Что­бы собранный материал позволил сделать репрезентативные обобщения, которые отражали бы не только уникальную про­фессиональную судьбу респондента, но и нечто типичное для профессионального сообщества, важно продумать способ фор­мирования выборки, программу беседы, способ фиксации ма­териала, пути его обработки и интерпретации.
5. Трудовой метод в психологии труда.

Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).

В первом случае психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. На начальных этапах такого самоотчета возникают трудности, связанные с необходимостью работника распределять свое внимание между проговариванием работы и ее выполнением. Такой способ позволяет самим работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимание не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее выполнения.

Трудовой метод - психолог сам начинает изучать профессию, совершенствуется в ней. Такое познание профессии изнутри позволяет психологу проследить процесс овладения профессиональной деятельностью и те трудности, которые встречаются на этом пути. Он предназначен для психологического анализа профессий ( начал разрабатываться профессорами И. Н. Шпильрейном и С. Г. Геллерштейном). Суть в том, что для психологического понимания профессии «сам психолог начинает осваивать данный вид труда, как бы соединяя в одном лице рабочего, знающего профессиональную работу, психолога, умеющего и желающего ее описать...». Процесс изучения: 1. общее ознакомление со структурой предприятия, цеха, участка, 2. выбор конкретного рабочего места; 3. психолог начинал работу как ученик под руководством заводского инструктора. Одновременно изучали несколько психотехников, которые не обменивались своими соображениями о профессии до конца обучения. Опыт работы показал сходство основных данных, полученных разными психотехниками. Трудовой метод был рассчитан только на профессии средней квалификации, обучиться которым психолог мог не более за 2—3 недели.

После каждого дня обучения «ученик» писал специальный протокол, включающий 5 основных пунктов:1. Описание рабочего дня (содержание работы, все случайные эпизоды и их переживания «учеником» в данный день). 2. Трудности (фиксация того, что сегодня являлось наиболее трудным в овладении профессией). 3.Упражнение (положительные сдвиги в профессиональной работе по сравнению с предыдущими днями, отмечались степень автоматизации двигательных актов, устранение лишних движений, увеличение количества и улучшение качества работы). Этот пункт: протокола позволил выявить сравнительную упражняемость отдельных психофизиологических компонентов профессиональной деятельности. 4.Утомление. Под этой рубрикой в протоколе фиксировалось чувство усталости в течение рабочего дня: нарушения автоматизации, появление ошибочных действий, а также объективные показатели снижения производительности и качества труда. 5. соображения о дефектах в организации и режиме труда о нерациональных элементах оборудования, а также о недостатках инструктажа. Все это позволяло строить предположения о совершенствовании самой работы, обстановки, в которой она протекает, и организации производственного обучения.

Основными достоинствами этого метода являются:

• получение путем самонаблюдения некоторой информации, недоступной внешнему наблюдению и разным опросным методам;

• рассмотрение самого процесса овладения профессиональной деятельностью;

• более обоснованный (с учетом личного опыта) подход к внесению предложений по оптимизации и рационализации деятельности.

Минусы:

1. применим только к несложным для овладения профессиям, не требующим больших затрат времени для обучения. При изучении других профессий можно говорить лишь об овладении некоторыми элементами деятельности в форме трудовых проб.



2. регистрация результатов метода сопряжена с определенными трудностями. Если запись результатов проводится по окончании рабочего дня по памяти (в состоянии утомления), это может отрицательно сказаться на ее качестве. Регистрация данных в ходе выполнения деятельности нарушает естественный процесс ее протекания.

Несмотря на указанные недостатки, трудовой метод может давать очень ценный материал, что было подтверждено отечественными исследованиями.

6. Требования к методам профессиональной психодиагностики.

Прикладные отрасли психологии, в том числе и психология труда не могут рассматривать человека вне условий его деятельности и жизни в целом. Проведение исследований в психологии предъявляет к исследователю определенные требования: 1)использование методов должно удовлетворять принципам марксистской философии. Это означает, что, изучение конкретного явления необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими явлениями, в развитии и единстве противоположностей, в возможном переходе количества в новое качество и т. п.; 2) каждый метод должен быть объективным методом, т. е. вскрывать реальные закономерности психической деятельности, на что указывал в своей статье «Об объективном методе в психологии» Б. М. Теплов; 3) для решения определенной задачи или проверки выдвинутой гипотезы исследователь должен выбирать конкретные методы или проектировать новые методические средства, т. е. методы должны быть адекватны задаче, а не наоборот. Это очевидное требование нередко нарушается, особенно в научно-практических исследованиях, когда без достаточных оснований берется ряд методических средств в расчете на то, что они, может быть, позволят решить поставленную задачу. В связи с этим трудно согласиться с теми, кто считает, что в практических исследованиях можно разрешать самостоятельно пользоваться психологическими методами лицам, не имеющим достаточной психологической подготовки.

Требования к методу НАБЛЮДЕНИЕ: Систематичность, Предварительная программа, Учет внешних и внутренних условий активности исследуемого. Фиксация полученных результатов. Важным принципом наблюдения является сравнительный подход, который предполагает исследование поведения людей разной степени успешности и с разным стажем работы, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это позволяет выяснить причины успеха в труде и овладении профессией, четко выявить психологическую структуру деятельности.2.объективность - К недостаткам метода наблюдения относится недоступность некоторых очень важных элементов профессиональной деятельности непосредственному восприятию или их маскировка. Например, достаточно тяжело выявить в ходе непосредственного наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции. Это повышает долю субъективизма при интерпретации психологом внешних проявлений профессионального поведения.

Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, которые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространенными среди них являются фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.



Требования к методу анализа продуктов деятельности:

1.Требование детализованной программы анализа, представляющая собой перечень возможных предметов рассмотрения (включая и процессуальные объекты, и явления). Пункты анализа продуктов деятельности могут интерпретироваться как критерии профессионального мастерства. Программа наиболее сложна, если речь идет о предметах нематериального производства (учитель, воспитатель, организатор, политик и др.)

2.Систематичность, всесторонность подбора фактов

3.Изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых.

4.Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности и др.)

Ряд требований к методу беседа:

1.строиться по определенному плану, заранее продуманному, но гибкому;

2. носить естественный характер. Беседа предполагает обоюдную активность как со стороны психолога, так и опрашиваемого; не должна превращаться в форму допроса или устной анкеты;

3.включать только те вопросы, которые не носят внушающего или подсказывающего характера, и допускать взаимопроверку ответов;

4.поддерживать доверительный контакт психолога с опрашиваемым;

Для получения достоверной информации с помощью метода анкетирования необходима правильная организация исследования. Она предполагает:

1.наличие вступительной статьи с изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;

2.правильную формулировку вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника.

3.анкета легко читается, напечатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов

7. Психологические классификациии профессий.

1. Первая классификация профессий издана в 1939 году – американский словарь названий профессий. Представляет собой систематизированное описание конкретных видов профессий,

2. Международная стандартная классификация профессий создана ООН, Юнеско и ВОЗ в 1957. Критерий классификации: характер работы, используемые орудия и средства производства, сырье, требуемое образование.

3. По отраслям народного хозяйства. По принадлежности к некоторой отрасли можно судить о характере продукта труда, типе используемых технологий, степени опасности (риск профессиональных заболеваний, травматизм).

4. По степени тяжести работ. Т.е. степень неблагоприятного влияния на здоровье и ФС всех факторов труда, условий труда и трудовой нагрузки.

5. Историческая классификация. Критерий: принадлежность к определенной исторической эпохе, с определенным уровнем развития технического прогресса и т.д.

6. На основе психофизиологического подхода. Критерий: требуемая степень развития психических и психофизиологических функций. Например, классификация Липмана:

-Низшие (неквалифицированный труд)

-Средние (индустриальные профессии с требованием к сенсомоторной сфере или к интеллекту в ограниченных пределах)

-Высшие (требования к организационнм функциям, общему интеллекту, принятию самостоятельных решений):

- гностические (ученый)

- технические (инженер)

- символизирующие (художник, поэт, музыкант)

7. По разновидностям неприятных сторон труда (физического, эстетического социального порядка).

8. Информационно-поисковая система «Профессиография. Была создана под руководством Е.А. Климова для систематизации информации о профессиях и создания технологии поиска. Было выделено 5 групп классификационных признаков:

1.Общие сведения о профессии (название, специальности, виды работ, распространенность, принадлежность к отрасли нар. хоз-ва и т.д.)

2.Подготовка кадров (тип учебного заведения, длительность обучения, уровень итоговой квалификации, перспективы профессионального роста)

3.Типовые производственные показатели работы (виды труда, предмет и цели работы, тип орудий, обязанности, трудности, аварии, ошибки, содержание деятельности, характер социальных связей)

4.Санитарно-гигиенические условия труда (вредности и противопоказания)

5.Психофизиологическая характеристика труда:

- сенсорные процессы и перцептивные действия

- психические процессы (наблюдение, память, мышление, речевые функции)

- моторные компоненты деятельности

- эмоциональный фон трудовой деятельности

- индивидуально-личностные качества

Система позволяла выяснить сведения о конкретной профессии, получить перечень профессий по заданному одному или нескольким признакам.



9. Классификации профессий с целью профориентации.

Здесь особенно важно соотнесение знаний о профессии с собственными предпочтениями, внутренними ресурсами и мотивационными ожиданиями



Классификация Климова, где профессии представлены как многопризнаковые объекты.

4 уровня признаков:



  1. типы профессий по предметному содержанию труда:

    • Социономические (человека)

    • Биономические (природа)

    • Технономические (техника, неживая природа)

    • Сигнономические (знак)

    • Артономические (художественный образ)

  2. по цели трудовых задач:

- преобразовательные

- гностические

- изыскательские

3) по орудию труда:



  • Ручной

  • Механизированный

  • Автоматизированный

  1. по условиям труда:

    • бытовые условия

    • на открытом воздухе

Более подробная классификация разработана Гусейновой-Пчелиновой:

10 критериев: 1) предмет труда 2) преобладающие цели 3) характер задач по интеллектуальной сложности 4) источники стресса 5) средства труда 6) индивидуальность – совместность труда 7) преобладание исполнительских или организаторских функций 8)тип профессионального общении 9) виды риска и ответственности 10) физические условия труда.



8. Общая характеристика профессий социономического, сигнономического, технономического типа.

Классификация Климова, где профессии представлены как многопризнаковые объекты:

типы профессий по предметному содержанию труда:

-Социономические (человека)

-Биономические (природа)

-Технономические (техника, неживая природа)

-Сигнономические (знак)

-Артономические (художественный образ)

В.Е. Гаврилов предложил разбить каждый тип профессий на подгруппы, учитывающие цели, орудия и условия труда. К пер­вому типу относятся так называемые социономические профес­сии: медицинское обслуживание; воспитание и обучение; быто­вое обслуживание; информационное обслуживание; защита общества и государства. Ко второму типу относятся технономические профессии: создание, монтаж, сборка технических уст­ройств; эксплуатация технических средств; ремонт технических устройств. Третий тип объединяет биономические профессии: изучение, исследование и анализ состояния и условий жизни растений и животных; уход за растениями и животными (их вы­ращивание, воспроизводство); профилактика заболеваний рас­тений и животных, борьба с вредителями и возбудителями болез­ней, лечение заболевших. Четвертый тип — сигнономические профессии, оперирующие с текстами на родном и иностранных языках; с цифрами, формулами и таблицами; с чертежами, кар­тами, схемами; звуковыми сигналами. В пятый тип объединены артономические профессии: создание, проектирование, модели­рование художественных произведений; воспроизведение, изго­товление различных изделий по эскизу, образцу в единственном экземпляре; воспроизведение, копирование, размножение худо­жественных произведений в массовом производстве.

Есть некоторые профессии, которые нельзя четко категоризировать к определенному типу: например, работник кадровой службы, т.к. он имеет дело и непосредственно с людьми, и с бумагами.
9. Понятие «субъект труда». Индивидуальный и коллективный субъект трудовой деятельности.

Предмет психологии труда – это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности. Субъект труда обычно рассматривается как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа),источник активности, направленный на объект.(Пряжников) Субъект труда - некоторый социум, осуществляющей данную трудовую деятельность в системе. В этом смысле единичный субъект труда может рассматривать в различных субъект-субъектных отношениях как частный случай социума.

I.Развитие человека как субъекта труда

1. Условно выделяют следующие этапы развития самосознания личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер):

-усвоение норм, опосредующих физическое развитие;

-формирование "социального слоя личности";

-формирование "духовного центра личности".

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым:

-стадия первая (от рождения до 3 лет): происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;

-стадия игры (от 3 до 6 — 8 лет): происходит овладение смыслом человеческой деятельности, знакомство с конкретными профессиями;

-стадия овладения учебной деятельностью (от 6 — 8 до 11 —12 лет): интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п.;

-стадия "оптации" (от 11 — 12 до 14 — 18 лет): происходит подготовка к жизни, к труду, сознательное и ответственное планирование и выбор профессионального пути; человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом;

-стадия адепта: профессиональная подготовка, которую проходят большинство выпускников школ;

-стадия адаптанта: вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающееся от нескольких месяцев до 2 — 3 лет;

-стадия интернала: вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне;

-стадия мастера: о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т. е. работник заметно выделяется на общем фоне;

-стадия авторитета: работник стал лучшим среди мастеров;

-стадия наставника — высший уровень работы любого специалиста: работник становится Учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своего профессионализма.

II. Коллективный субъект трудовой деятельности.

Коллективный субъект и совместная трудовая деятельность — объект и предмет исследования, изучаемый не только психологией труда, но и социальной, организационной, другими разделами психологии. Не всякая группа является субъектом совместной деятельности. Условия:

1)наличие общих целей деятельности

2) процесс достижения этих целей опирается на совместные действия и без них невозможен;

3) полученный результат является базой для оценки действий всей группы.

4)может рассматриваться наличие общих мотивов деятельности.

Е.В. Маркова выделяет следующие основные характеристики коллективного субъекта деятельности: а) целенаправленность (стремление к основной значимой цели); б) мотивированность (действенное отношение к совместной деятельности); в) интегрированность (взаимосвязанность и взаимозависимость членов коллектива); г) структурированность (четкость взаимного распределения функций и ответственности); д) согласованность (взаимная обусловленность действий взаимодействующих субъектов); е) организованность или управляемость (подчиненность определенному порядку деятельности); ж) результативность (способность достигать положительного результата).

Кроме перечисленных содержательных характеристик, есть еще одна, скорее формального характера — это пространственно-временные условия трудовой деятельности.

Характеристика группы как целого не сводится к характеристике ее отдельных членов.

С точки зрения психологии коллективный субъект деятельности имеет структуру, в которой выделяются две подструктуры: формальная (социальная, официальная, ролевая) и неформальная (психологическая, неофициальная, эмоциональная). Обе структуры взаимосвязаны, и степень их совпадения определяет уровень сплоченности коллектива



10. Психологические признаки сознания субъекта труда.

4 психологических признака сознания труда по Климову:

1. Человек должен точно знать, что он должен сделать, знать какой будет результат деятельности,

2. Ч. должен поставить перед собой цель добиться этого результата:

осознанное стремление для достижения этого результата - ходить на работу и выполнять свои обязанности.

3. Должен осознавать систему социально-коммуникативных связей (вертикальную и горизонтальную-с начальством и подчиненными или «равными» коллегами).



4. ч. Должен использовать орудия труда, если их нет, то он должен их изготовить. Пример- психотерапевт – очень мало точных определенных методик для каждого конкретного случая –» сам предварительно составляет, подгоняет под данную ситуацию.
11. Понятие интегральной индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности (ИСД)

Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина.

Опирался на идеи Ананьева. Собрал воедино данные об индивидуально-психологических различиях в рамках своей концепции.

Личность – некая неповторимая целостность, выполняющая роль высшего регулятора жизнедеятельности человека. Эта функция доступна благодаря наличию самосознания. (Асмолов).

Человек – целостное единство индивидуальных свойств разных уровней.



Индивидуальный стиль. Понятие «стиль» ввел Адлер  своеобразие жизненного пути личности. Стиль формируется вынужденно, он детерминируется объективными особенностями организма, социальными условиями жизни.

Когнитивный стиль – определяется организационными и структурными особенностями процессов переработки информации, формами контроля познавательных процессов, мотивацией и ценностными ориентациями.



Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) (Мерлин, Климов) – вся система отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленная его индивидуально-личностными особенностями. Проявляется на поведенческом уровне в форме повторяющихся приемов и способов деятельности.

Функция – приспособление человека к требованиям деятельности с учетом свойств его индивидуальности.



ИСД и эффективность труда.

Исследования Климова ткачих-многостаночниц, зависимость ИСД от свойств подвижности нервных процессов. Среди успешных ткачих были и инертные, и подвижные. Почему? У них разные стратегии, разный ИСД. Инертные долго готовятся, поэтому у них нет брака, и они не тратят время на его устранение. А подвижные – быстро устраняют возникающие неполадки. За счет разных стратегий достигается сходный результат.

Эффективный ИСД может быть сформирован в ситуации неопределенности, когда есть некоторая свобода выбора стратегий, приемов выполнения задач, нет жестких временных рамок.


Каталог: arch -> download
download -> 1. Психофизиология и её определение Цели и задачи психофизиологии
arch -> Модель организации проблемного обучения в процессе изучния педагогической антропологии
download -> Структура методологического знания
download -> Первые вопросы билетов Образы человека в науке и культуре
download -> 1. Предмет и задачи возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение. Предмет
download -> Строение теоретических понятий как отражение логики развития предмета (Г. В. Ф. Гегель, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.) История психологии как логика организации психологических понятий
download -> Становление конфликтологии
download -> Ответы на спецкурс Д. В. Ушакова Современные теории интеллекта Кафедра общей психологии
download -> 1 Предмет и задачи нейропси


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница