Автономная некоммерческая образовательная организация



Скачать 468,83 Kb.
Дата01.06.2016
Размер468,83 Kb.
ТипРабочая учебная программа
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ »

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономическая теория

СОГЛАСОВАНО:

Проректор по научно – методической

работе__________________М.В.Кузнецова

(подпись, расшифровка подписи)

«_29__»__августа___2015 г.


УТВЕРЖДАЮ:

На заседании кафедры бухгалтерского учета, налогообложения и финансов

Заведующий кафедрой бухгалтерского учета, налогообложения и финансов

__________________В.Н.Ефименко

(подпись, расшифровка подписи)

протокол №__1__от «_29_»августа 2015 г.




Специальности: 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Форма обучения Заочная

Курск – 2015

Рабочая учебная программа по дисциплине «Экономическая теория» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и ПрООП ВПО по направлению 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры бухгалтерского учета, налогообложения и финансов протокол № 1 от «29 » августа 2015 г.

Заведующий кафедрой бухгалтерского учета, налогообложения и финансов

_________________ В.Н.Ефименко



СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………

4

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………

7

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА……………………………..

22

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………………

24


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ПРЕПОДАВАТЕЛЮ……

25

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ………………………………………..

26
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ……………………………………………………………………………

28



1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цель преподавания дисциплины

Наше общество претерпевает коренные изменения. Происходит становление новой экономической системы, изменяются экономические отношения в обществе. Цель преподавания экономической теории – изучение теоретических основ экономики и анализ современных экономических процессов.

Необходимость изучения курса экономической теории продиктована важностью данной дисциплины, как фундамента экономических знаний, во многом определяющей ключевые понятия современной экономической системы.

В программе курса предусматривается чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение курсовых работ.



1.2. Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- сложную сферу экономических отношений людей

- совокупность экономических наук и дисциплин

- целостность изучения экономических систем

- методы для системного, теоретического и количественного анализа экономики

- Формы обобщения и анализа реальных процессов;

Должен уметь:

- всесторонне анализировать внутреннюю структуру, форму движения и функционирование экономической системы

- целостно излагать основные подходы в экономике

- выявлять принципы формирования экономических систем и реальной социально - экономической структуры общества

- пользоваться разными методами и принципами анализа экономики

- пользоваться иллюстративным материалом, статистическими обобщениями, анализом экономической политики, обобщением описания основных экономических форм, анализом противоречий существующей системы и т.д.

Курс «Экономической теории» завершает экзамен.

Обязательным условием допуска к экзамену) является выполнение студентом программы практических занятий, успешная сдача тестов и защита курсовой работы.

1.3. Перечень дисциплин и тем, усвоение которых студентами необходимо для изучения дисциплины

Курс экономической теории является базовым для экономического образования, с него начинается обучение студентов всех экономических специальностей. Этот курс – основа для изучения прикладных экономических дисциплин: финансов, бухгалтерского учета, налогообложения и других.



1.4. Нормы государственного стандарта 2000 г.

Введение в экономическую теорию. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации, полные и частичные, взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности.

Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения.

Понятие предприятия, классификация; внешняя и внутренняя среда; диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.



Макроэкономика. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; денежное обращение (М.Фридман), сеньораж, количественная теория денег, классическая дихотомия; государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги; закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика; технологические уклады и "длинные волны"; теории экономического роста и экономического цикла; "золотое правило накопления".

История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова - в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева - в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Наименование тем, их содержание

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.

Тема 1.1. Понятие экономической системы. Экономические агенты.

Экономическая стратегия и политика. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды.

Тема 1.2. Экономические блага и формирование спроса.

Равновесная цена. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины. Кругообороты благ и доходов.

Тема 1.3. Издержки производства и прибыль.



Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины. Внутренняя норма доходности. Валовые выручка и издержки. Переменные и постоянные издержки. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Общие, средние, предельные величины выручки и издержек, производства. Прибыль бухгалтерская и экономическая. Понятие эффекта и эффективности производства. Эффект масштаба. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная).

Тема 1.4. Экономические ограничения.



Экономические ограничения: граница производственных возможностей. Компромисс общества между эффективностью и равенством. Компромисс индивида между потреблением и досугом.

Тема 1.5. Внешние эффекты и экономические риски.



Экономические риски и неопределенность. Понятие внешних эффектов (экстерналии). Сравнительный анализ оценки прямой и внешней эффективности. Характер экономических рисков и неопределенности поведения экономических элементов. Теория Р.Коуза. Виды экономических рисков. Риски и страхование.

Тема 1.6. Краткосрочные и долгосрочные периоды экономического развития.



Общая характеристика долгосрочных и краткосрочных периодов в экономическом анализе. Характерные черты и особенности. Взаимосвязь основных показателей развития в зависимости от продолжительности периода. Применение метода сравнительной статики, показатели эластичности.

РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА.

Тема 2.1. Закон спроса. Закон предложения. Равновесная цена.

Закон предложения, закон спроса, рынок, равновесие, равновесная цена. Показатели эластичности замещения. Эластичность спроса. Эластичность предложения. Перекрестная эластичность. Абсолютная эластичность и неэластичность.

Тема 2.2. Теории поведения потребителя и производителя.



Теоретические основы поведения потребителя и производителя (предприятия), излишки потребителя и производителя. Кривые безразличия и бюджетное ограничение. Потребительский выбор. Паутинообразная модель равновесия. Закон убывающей предельной полезности. Эффект дохода. Эффект замещения.

Тема 2.3. Конкуренция и монополии.



Понятие монополии и конкуренции. Естественная монополия. Монополистическая конкуренция. Ценовая дискриминация. Олигополия. Доход монополиста. Влияние налогов на доход монополиста. Модель Курно.

Барьеры входа и выхода (в отрасли). Сравнительное преимущество. Проблемы регулирования естественной монополии. Антимонопольное регулирование.

Особенности подходов к формированию антимонопольного законодательства в различных странах.

Тема 2.4. Понятие товара, стоимости, цены.

Определение понятий товара, стоимости, цены. Особенности современной трактовки товара. Отличие товара от не товара. Формы обмена. Потребительная и меновая стоимость. Приведенная (дисконтированная) стоимость. Чистый денежный поток. Виды цен. Цены «пола» и «потолка».

Ценовая дискриминация. Факторы производства и их рынки. Рента, заработная плата. Рабочая сила. Физический капитал. Понятие дохода и ренты. Производственная функция.

Тема 2.5. Безработица и рынок труда.



Бюджетное ограничение. Кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения. Понятие рабочей силы и безработицы. Виды безработицы. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филипса. Современная структура занятости. Регулирование уровня безработицы.

Доходы и заработная плата. Совокупный личный доход. Кривая Лоренца. Закономерность Оукена. Проблемы трудовой мотивации и адаптации современных работников.



Понятие предприятия.

Классификация внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства. Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство. Валовые выручка и издержки. Прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности. Переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная). Неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.

РАЗДЕЛ 3. МАКРОЭКОНОМИКА.

Тема 3.1. Основные макроэкономические показатели (производство, распределение и потребление).

Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Национальное богатство, отраслевая и секторальная структура экономики, межотраслевой баланс. Влияние теневой экономики.

Валовый внутренний продукт (производство, распределение потребление), валовый национальный продукт, национальный доход, методы исчисления.

Личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые).

Тема 3.2. Равновесие совокупного спроса и предложения (модель AD-AS).

Понятие совокупного спроса и совокупного предложения. Факторы влияющие на совокупный спрос и предложение. Равновесие совокупного спроса и предложения. Равновесие долгосрочном и краткосрочном периоде. Эффекты Кейнса, Пигу и импортных закупок. Кейнсианская модель краткосрочного периода. Уравнение колебаний совокупного спроса. Горизонтальный, промежуточный и вертикальные участки краткосрочной кривой совокупного спроса. Мультипликатор автономных расходов. Адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис.

Тема 3.3. Деньги и денежное обращение.

Понятие денег, функции, их виды и агрегатные состояния. Количественная теория денег. Уравнение обмена денег (Уравнение Фишера). Денежное обращение (М.Фридман). Сеньораж. Классическая дихотомия. Денежные реформы. Банки и банковская система. Роль Центрального банка в регулировании денежного обращения в стране. Основы денежно- кредитной политики государства.

Тема 3.4. Налоги и налоговая система. Проблемы формирования государственного бюджета.

Понятие налогов. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Чистые налоги. Акцизы.

Пропорциональный налог. Кривая Лаффера. Налоговый кодекс и основные направления налоговой политики в РФ.

Понятие государственного бюджета. Доходная и расходная часть бюджета. Дефицит и профицит бюджета. Особенности современной бюджетной политики в РФ.

Тема 3.5. Инфляция. Валютные курсы и паритет покупательной способности.

Понятие инфляции, виды и типы инфляции. Инфляционное ожидание. Антиинфляционное регулирование. Импортируемая инфляция. Закрытая и открытая экономика. Фиксированный и плавающий курсы валют. Паритет покупательной способности. Проблемы регулирования валютных курсов и оценки паритета покупательной способности.

Тема 3.6. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM).

Понятие рынка благ и рынка денег. Сочетание процентной ставки и национального дохода на рынке благ и денег. Совместимое равновесие. Множество совместимых равновесий. Последствия колебаний экономической активности на рынке благ и денег. Инвестиционные и ликвидные ловушки. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства.

Тема 3.7. Цикличность экономического развития. Теория «Длинных волн».



Теория экономического цикла. Двух фазовая и четырех фазовая модель экономического цикла. Взаимосвязь теорий экономического роста и экономического цикла. Технологические уклады и «длинные волны». Волновая теория Н.Д.Кондратьева. Кейнсианская теория макроэкономического регулирования. Стабилизационная политика. «Золотое правило накопления». Роль государства в регулировании экономики.

Тема 3.8. Теории экономического роста.

Понятие экономического роста. Типы экономического роста. Факторы экономического роста. Факторы спроса, предложения, распределения. Темпы экономического роста. Теории экономического роста. Особенности современного подхода к определению темпов экономического роста в РФ.

Переходная экономика. Либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики, влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики.

РАЗДЕЛ 4. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.

Тема 4.1. Зарождение экономической мысли. Первые попытки систематизации.



Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам ссудному проценту). Общие экономические воззрения Конфуция, древнеиндийской экономической мысли (трактат «Артхашастра), Платона, Ксенофонта, Аристотеля. Понятие хрематистики и экономики. Экономические учения средневековья. Воззрения Фомы Аквинского и Ибн-Хальдуна.

Тема 4.2. Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантелизм, физиократы, классическая политэкономия).

Ранний и поздний меркантилиз. Отношение к торговле и созданию богатства. Взгляды А. Монкретьена. Введения понятия политической экономии. Воззрения Дж.Локка и Ж.Б. Кольбера. Характеристика школы физиократов. Основные взгляды Ф. Кене. Английская школа политической экономии и учение У.Петти. Зарождение и этапы развития классической школы политэкономии. Учение К.Маркса. Общая характеристика работы «Капитал». Теория стоимости. Теория прибавочной стоимости. Теория ренты. Теория денег и капитала. Теория воспроизводства. Теория цикличности экономического развития и возникновения кризисов. Учение А.Смита.

Тема 4.3. Эволюция современной экономической мысли (маржинализм, австрийская школа, неоклассическое направление).

Общая характеристика идей маржиналистов. Предшественники маржинализма(А.Курно).

Австрийская школа предельной полезности основные воззрения на примере работ О. Бен-Баверка.

Характеристика подходов неоклассической школы. Кембриджская школа (А.Маршалл). Американская школа (Дж. Кларк).
Тема 4.4. Учение Дж.Кейнса.

Кейнсианство. Общая характеристика работы «Общая теория занятости, процента и денег». Применение математических моделей. Роль предложения. Динамика национального дохода и уровня занятости.

Предельная эффективность капитала. Эффективный спрос. Мультипликатор инвестиций. Полная занятость и безработица. Роль государства. Бюджетная и кредитно-денежная политика. Принципы организации международной финансовой системы. Стокгольмская школа как самостоятельное направление в исследовании данной проблематики.

Тема 4.5. Институционализм.

Этапы становления учения. Понятие институтов. Общественная психология. Факторы развития экономики. Трактовка социально- экономических явлений. Исторический подход. Защита идей регулирования экономики со стороны государства. Основные идеи работ Т.Веблена.

Тема 4.6. Монетаризм.

Особенности данного направления в экономике. Денежная эмиссия. Количество денег в обращении. Подходы к денежной политики.

Равновесные цены и объем производства. Совершенная конкуренция. Рациональное поведение. Основные идеи работ М.Фридмена.

Тема 4.7. Вклад российских ученых в формирование экономической мысли.

Особенности развития экономической науки в России (работы И.Т. Посошкова, Шлейцера, Шторха, Н.С.Мордвинова, С.Ю.Витте и др.). Научный вклад в развитие теории циклов М.И. Туган-Бароновского, А.В. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Р.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики. Особенности воззрений советских экономистов (Ф.Э. Дзержинского, Н.А.Вознесенского, А.Н.Косыгина). Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К.Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).
Объем дисциплины и виды учебной работы.

Специальность 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

заочная форма обучения

1 курс

Организационные формы обучения и виды учебной работы

Всего часов

1 курс

2 курс

Общая трудоемкость дисциплины

92

46

46

Аудиторные занятия

30

15

15

Лекции

10

5

5

Практические занятия

20

10

10

Самостоятельная работа

62

31

31

Курсовая работа

+

+

+

Форма итогового контроля

Зачет/экзамен

Зачет

Экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

(заочная форма обучения )

тем


Наименование разделов и тем занятий

Количество часов

Всего

В том числе

Ауд.

Л

С, ПЗ

Лаб.


СРС

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ



Тема 1.1. Понятие экономической системы. Экономические агенты.

3,5

0,5

0,5




3



Тема 1.2. Экономические блага и формирование спроса.

5

4




4

1



Тема 1.3. Издержки производства и прибыль.

3,5

0,5

0,5




3



Тема 1.4. Экономические ограничения.

3,5

0,5

0,5




3



Тема 1.5. Внешние эффекты и экономические риски.

3,5

0,5

0,5




3



Тема 1.6. Краткосрочные и долгосрочные периоды экономического развития.


3,5

0,5

0,5




3

РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА



Тема 2.1. Закон спроса. Закон предложения. Равновесная цена.

3,5

0,5

0,5




3



Тема 2.2. Теории поведения потребителя и производителя.

5,5

2,5

0,5

2

3



Тема 2.3. Конкуренция и монополии.

5,5

2,5

0,5

2

3



Тема 2.4. Понятие товара, стоимости, цены.

5,5

2,5

0,5

2

3



Тема 2.5. Безработица и рынок труда.

3,5

0,5

0,5




3




Зачет

46

15

5

10

31

РАЗДЕЛ 3. МАКРОЭКОНОМИКА



Тема 3.1. Основные макроэкономические показатели (производство, распределение и потребление).

3,25

0,25

0,25




3



Тема 3.2. Равновесие совокупного спроса и предложения (модель AD-AS).

6

4




4

2



Тема 3.3. Деньги и денежное обращение.

2,25

0,25

0,25




2



Тема 3.4. Налоги и налоговая система. Проблемы формирования государственного бюджета.

2,25

0,25

0,25




2



Тема 3.5. Инфляция. Валютные курсы и паритет покупательной способности.

6

4




4

2



Тема 3.6. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM).

4

2




2

2



Тема 3.7. Цикличность экономического развития. Теория «Длинных волн».

2,25

0,25

0,25




2



Тема 3.8. Теории экономического роста.

2,5

0,5

0,5




2

РАЗДЕЛ 4. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ



Тема 4.1. Зарождение экономической мысли. Первые попытки систематизации.

2,5

0,5

0,5




2



Тема 4.2. Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантелизм, физиократы, классическая политэкономия).

2,5

0,5

0,5




2



Тема 4.3. Эволюция современной экономической мысли (маржинализм, австрийская школа, неоклассическое направление).

2,5

0,5

0,5




2



Тема 4.4. Учение Дж.Кейнса.

2,5

0,5

0,5




2



Тема 4.5. Институционализм.

2,5

0,5

0,5




2



Тема 4.6. Монетаризм.

2,5

0,5

0,5




2



Тема 4.7. Вклад российских ученых в формирование экономической мысли.

2,5

0,5

0,5




2







46

15

5

10

31




ВСЕГО

92

30

10

20

62


2.2. Наименование практических занятий.




Экономические блага и формирование спроса. Закон спроса. Закон предложения.



Теории поведения потребителя и производителя.



Понятие товара, стоимости, цены.



Конкуренция и монополии.



Основные макроэкономические показатели (производство, распределение и потребление).



Равновесие совокупного спроса и предложения (модель AD-AS).



Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка ( модель IS-LM).



Инфляция. Валютные курсы и паритет покупательной способности.


2.3. Вопросы к зачету/ экзамену.

Общая экономическая теория. Микроэкономика.

1. Категория «потребность».

2. Потребительский выбор.

3. Товар и его виды.

4. Что определяет категория «меновая стоимость»?

5. Понятие бухгалтерской прибыли.

6. Понятие совершенной конкуренции.

7. Безработица и ее виды.

8. Объем производства монополиста.

9. Понятие «экономической эффективности».

10. Закон спроса.

11. «Кривая безразличия».

12. Категория «стоимость» и ее виды.

13. Переменные издержки.

14. Понятие экономической прибыли.

15. Понятие монополии.

16. Модель А.Курно.

17. Кривая Филипса.

18. Понятие внешнего эффекта.

19. Закон предложения.

20. Бюджетная линия.

21. Понятие цены.

22. Предельные издержки: понятие и значение.

23. Приведенная (дисконтированная) стоимость.

24. Ценовое регулирование естественной монополии.

25. Понятие олигополии.

26. Закон Оукена.

27. Экономический риск: виды и проблемы оценки.

28. Понятие эластичности.

29. Понятие предельной полезности.

30. Потребительная стоимость.

31. Альтернативные издержки.

32. Внутренняя норма доходности (рентабельность).

33. Антимонопольное регулирование: понятие и современные проблемы.

34. Понятие естественной монополии.

35. Виды безработицы. Проблемы регулирования рынка занятости.

36. Понятие производства. Повышающаяся отдача от масштаба производства.

37. Экономические интересы. Проблемы выбора экономической стратегии и политики.

38. Понятие экономических благ. Факторы производства.

39. Теория Р.Коуза.

40. Понятие экономической безопасности.

41. Совокупный личный доход. Кривая Лоренца.

42. Краткосрочные и долгосрочные периоды экономического развития.

Макроэкономика. Переходная экономика.

1. Валовый национальный продукт (ВНП).

2. Экстенсивный тип экономического роста.

3. Совокупный спрос (AD).

4. Модель Кобба – Дугласа.

5. На что указывает линия IS модели IS-LM?

6. Понятие денег и денежного обращения.

7. Валютный курс.

8. Двухфазовая модель экономического цикла.

9. Понятие процесса приватизации.

10. Валовый внутренний продукт (ВВП).

11. Интенсивный тип экономического роста.

12. Эффекты Кейнса, Пигу и импортных закупок.

13. Модель Р.Солоу.

14. На что указывает линия LM в модели IS-LM?

15. Агрегатные состояния денег.

16. Паритет покупательной способности.

17. Четырехфазовая модель экономического цикла.

18. Понятие процесса либерализации цен.

19. Национальный доход (НД).

20. Факторы экономического роста.

21. Понятие совокупного предложения (AS).

22. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.

23. Понятие совместимого равновесия (модель IS-LM).

24. Уравнение обмена Фишера.

25. Понятие инфляции.

26. Теория длинных волн.

27. Налоги и их виды.

28. Темпы экономического роста. Проблемы их формирования в РФ.

29. Банки и банковская система.

30. Долгосрочные и краткосрочные периоды в макроэкономике.

31. Модель AD-AS.

32. Роль Центрального банка в регулировании банковской системы

33. Сеньораж.

34. Суть антиифляционной политики государства.

35. Теории экономического цикла.

36. Современные проблемы налогооблажения.

37. Золотое правило накопления.

38. Роль государства в регулировании экономики.

39. Денежные реформы как инструмент государственной политики.

40. Понятие государственного бюджета.

41. Кривая Лаффера.

42. Особенности развития экономики РФ на современном этапе.

История экономических учений.

1. Основные учения до рыночной экономики.

2. А.Смит и его экономическое наследие.

3. Понятие товарных отношений в работе А.Смита.

4. Основные теоретические идеи в работе К.Маркса «Капитал»

5. Понятие товара и стоимости в работе К.Маркса «Капитал»

6. Сравнительный анализ определений основных понятий в работах А.Смита и К.Маркса

7. Д. Кейнс и Стокгольмская школа: основные теоретические положения.

8. Вопросы государственного участия в экономике (на основе изученных теоретических произведений)

9. Понятие стоимости, товара, цены в произведениях А.Смита, К.Маркса, Дж.Кейнса.

10. Трудовая теория стоимости К.Маркса.

11. Основные работы классической школы политэкономии.

12. Понятие «невидимой руки» и «экономического человека».

13.Специфика подходов к оценке роли государства в России.

14. Теоретические работы советских и современных российских экономистов.

15. Неоклассическое направление в экономической теории.

16. Институционализм: работы Т.Веблена и Дж.Гэлбрейта.

17. Основные проблемы экономической теории в неоконсерватизме.

18. В.В.Леонтьев и теория межотраслевых балансов.

19. Экономикс: особая дисциплина в экономической теории.

20. Современные теории зарубежных экономических школ.

21. Формирование экономической мысли в Российской империи.

22. Российские реформаторы XIXв. - начала XX в.

23. Марксистское направление в Российской экономической школе.

24. Основные работы Советской экономической школы.

25. Специфика экономических взглядов средневековья.

26. Понятия товара и стоимости в работах А.Смита и К.Маркса.

27. Меркантилизм как направление экономической мысли.

28. Основные проблемы, рассматриваемые классической школой политэкономии.

29. Теория прибавочной стоимости К.Маркса и ее значение в анализе капитализма.

30. Роль денег в экономической системе (по изученным произведениям).

31. Теория экономического регулирования Дж.Кейнса.

32. Понятие прибыли и богатства. (по изученным произведениям)

33. Особенности взглядов физиократов.

34. Математическое направление в экономике (работы Л.Канторовича и др.)

35. Теория цикличности экономического развития (на основе изученных произведений).

36. Категория «стоимость» в работе А.Смита.

37. Понятие труда и его роли в экономическом процессе (на основе изученных произведений).

38. Понятие заработной платы в работах А.Смита, К.Маркса,Дж.Кейнса.

39. Роль государства в экономическом процессе: сравнительный анализ изученных экономических школ.

40. Кризис как экономическое явление в работах К.Маркса и Дж.Кейнса.



2.4. Курсовая работа, примерная тематика

1. Экономическая мысль Древнего мира.

2. Развитие экономических взглядов в период Средневековья.

3. Особенности развития экономической мысли феодальной России.

4. Концепция меркантилизма.

5. Экономическое учение физиократов.

6. Экономические взгляды Адама Смита и его роль в формировании

классической политэкономии.

7. Экономическая теория К. Маркса.

8. Экономические взгляды Д. Рикардо.

9. Экономическая теория Дж. М. Кейнса.

10. Особенности экономической мысли России 19 века.

11. Российские экономисты-реформаторы 20 века.

12. Экономические воззрения Туган-Барановского.

13. Экономические системы и их классификации.

14. Методология современной экономической теории.

15. Экономическое содержание собственности. Теория прав собственности.

16. Приватизация и разгосударствление. Особенности их осуществления в России.

17. Теория спроса, предложения и рыночного равновесия.

18. Теория эластичности спроса и предложения.

19. Теория поведения потребителя.

20. Теория производства и издержек в рыночной экономике.

21. Рынок труда.

22. Рынок капитала.

23. Экономические формы собственности.

24. Особенности рынков факторов производства.

25. Организационно-правовые формы фирм в современной экономике.

26. Типология современных рыночных структур.

27. Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное

регулирование.

28. Экономические потребности и ресурсы: сущность, виды, взаимосвязь.

29. Сущность и свойства товара.

30. Сущность и значение закона стоимости.

31. Воспроизводство и накопление капитала.

32. Субъекты современного рыночного хозяйства, их взаимодействие.

33. Сущность и роль конкуренции, ее виды.

34. Содержание и особенности современных экономических реформ

в России.

35. Монополизм в российской экономике: причины, темы и последствия.

36. Антимонопольная политика государства.

37. Инновация: сущность, типология и роль в экономическом развитии.

38. Сущность и функции предпринимательства.

39. НТП как основное условие развития производительных сил общества и его противоречия.

40. Рыночная инфраструктура и особенности ее формирования в

России.

41. Структурная перестройка экономики России.

42. Особенности конкурентной борьбы в современных условиях, ее

влияние на рыночные отношения.

43. Малое предпринимательство в современном рыночном хозяйстве: проблемы становления и перспективы развития.

44. Проблемы формирования человеческого капитала как основного

фактора производства.

45. Сущность, виды и роль денег в современной экономике.

46. Рынок денег.

47. Теория макроэкономического равновесия.

48. Теория экономических циклов.

49. Проблемы занятости и безработицы в современной экономике.

50. Теория инфляции.

51. Теории экономического роста.

52. Экономическая роль государства в смешанной экономике.

53. Бюджетно-финансовая политика государства.

54. Кредитно-денежная политика государства.

55. Теории международной торговли.

56. Торговая политика.

57. Бюджетный дефицит и управление государственным долгом.

58. Экономическая политика государства.

59. Модели национального воспроизводства. Система национальных счетов.

60. Структура и формы международных экономических связей России.

61. Внешнеэкономическая политика России.

62. Валютный рынок. Валютные курсы.

63. Банковская система.

64. Проблемы формирования банковской системы в России.

65. Глобальные экономические проблемы современного общества и

возможные пути их решения.

66. Социальные фонды: их роль в условиях рынка и проблема формирования в России.

67. Теории земельной ренты. Цена земли.

68. Формирование рынка труда в переходной экономике.

69. Рынок земельных ресурсов и земельная рента.

70. Особенности социальной политики в переходный период.

71. Инфляция в переходной экономике: особенности, возможности сдерживания.

72. Экономический рост и структурная перестройка в переходной экономике.

73. Перспективы развития российской экономики.

74. Система национального счетоводства и проблемы ее применения в России.

75. Цена, ее сущность и функции в рыночной экономике.

76. Налоговая политика и ее роль в регулировании экономики и рынка.

77. Особенности кредитных отношений в переходной экономике.

78. Становление и развитие экономической мысли России.

79. Теории образования прибыли в трудах экономистов.

80. Современные экономические направления в науке.

81. Государственная политика регулирования доходов и особенности

ее осуществления в России.

82. Государственный бюджет и его структура.

83. Теории экономического цикла и их эволюция.

84. Инвестиционная политика государства и ее особенности в России.

85. Формирование денежного и валютного рынков в переходный период.

86. Экономический рост.

87. Необходимость и сущность экономических реформ в России.

88. Внешнеэкономическая политика государства в переходный период.

89. Монополия и конкуренция в переходной экономике.

90. Фирма в переходный период.

3.УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная литература:

1. Экономическая теория: Учебник для бакалавров . Автор: под ред. А.А. Кочеткова
Издательство: Дашков и К, 2013 г.

2. Современная экономическая теория: учебное пособие. Автор: Харвей Дж.


Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.

3. Экономическая теория: Учебник. Издательство: Дашков и К, 2011 г.

4. Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник. Издательство: Дашков и К, 2011 г.

5. Современная экономическая наука: учебное пособие. Авторы: под ред. Н.Н. Думной, И.П. Николаевой. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.

6. Экономическая теория: Учебник. Автор: Николаева И.П. Издательство: Дашков и К, 2013 г.

Дополнительная литература:

8. Теория экономических информационных систем: учебник .Автор: Мишенин А.И.
Издательство: Финансы и статистика, 2008 г.

9. Экономика: учебник . Автор: Гребнев Л.С. Издательство: Логос, 2011 г.

10. Макроэкономика: учебное пособие. Автор: Кузнецов Б.Т. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.

11. Мировая экономика: учебное пособие. Автор: Шкваря Л.В. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.

12. Экономическая теория: учебник для вузов. В 2 т. Т. 1 .Авторы: Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Издательство: ВЛАДОС, 2010 г.

13. Экономическая теория: Учебник для бакалавров .Издательство: Дашков и К, 2012 г.

14. Экономическая теория: учебник для студентов вузов . Издательство: ВЛАДОС, 2010 г.

15. Экономическая теория: Учебник для бакалавров. Автор: Войтов А.Г. Издательство: Дашков и К, 2012 г.

16. Экономическая теория: учебник для вузов. В 2 т. Т. 2 .Авторы: Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Издательство: ВЛАДОС, 2010 г.

17. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие: Учебник .Издательство: Дашков и К, 2012 г.

18. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах: учебное пособие

Автор: Ефимова Е.Г. Издательство: Флинта; МПСИ, 2008 г.

19. Теория экономической организации: учебное пособие. Автор: Акулов В.Б.
Издательство: Флинта; НОУ ВПО «МПСИ», 2012 г.

20. Экономическая теория (Политэкономия): Учебник для вузов .Авторы: Вавилов В.В., Валовой Д.В. Издательство: АТиСО, 2008 г.

21. Экономическая теория: Макроэкономика. Часть 2: Учебное пособие .Автор: Коровяковский Д.З. Издательство: АТиСО, 2004 г.

22. Экономическая теория: Макроэкономика. Часть 3: Учебное пособие. Автор: Коровяковский Д.З. Издательство: АТиСО, 2004 г.

23. Экономическая теория. Макроэкономика. Часть 2: Учебное пособие .Автор: Гребенник В.В. Издательство: АТиСО, 2005 г.

24. Экономическая теория. Часть 1. Микроэкономика. Социально-рыночное хозяйство: Учебное пособие .Автор: Гребенник В.В. Издательство: АТиСО, 2004 г.



25. Экономическая теория: Макроэкономика. Часть 1: Учебное пособие. Автор: Коровяковский Д.З. Издательство: АТиСО, 2004 г.
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Студенты, обучающиеся менеджменту, должны не только получить информацию о концепциях и практике экономической теории, но и развить способности к самостоятельной разработке стратегий. Дисциплина «Экономическая теория» характеризуется новизной, в ней использованы методические материалы, характерные как для российской, так и для зарубежной практики управления. Это направлено на достижение понимания студентами, как общей картины экономической теории, так и отдельных практических моментов, связанных с повседневной деятельностью менеджера в организации.
Изучение дисциплины «Экономическая теория» предполагает овладение студентами принципами и инструментами экономического анализа, развития организаций в современных условиях. Концепции стратегического развития базируются на идеях рыночной экономики, конкурентоспособности и первичности нужд потребителей для всей деятельности организации. Результатом деятельности специалиста по стратегическому развитию является устойчивое функционирование организации на основе гармонизации интересов потребителей и организации. Изучение данных разделов и тем позволит студентам закрепить знания в области стратегического менеджмента и получить навыки по организации стратегической работы в организации. В изучении дисциплины значительное место отводится прикладным аспектам стратегического развития: большое внимание уделяется разбору практических ситуаций.
При изучении курса «Экономическая теория» используются следующие формы контроля:

  • текущий контроль (контроль посещаемости занятий, контроль активности на практических занятиях);

  • промежуточный контроль (контроль выполнения тестов и заданий для самоконтроля, контроль выполнения отдельных глав курсовой работы);

  • итоговый контроль (защита курсовой работы и сдача экзамена).

При определении оценки знаний студентов во время экзамена по «Экономической теории» преподаватель руководствуется следующими критериями:

  1. Оценка «отлично» выставляется студенту, систематизировано знающему учебный материал; освоившему основную литературу по программе; умеющему творчески выполнять задания, предусмотренные программой; усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины и умеющему применять их в решении практических задач; выполнившему в процессе изучения дисциплины все задания, предусмотренные текущим и промежуточным контролем.

  2. Оценку «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебного материала, предусмотренного программой; успешно выполнивший все задания, предусмотренные формами текущего и промежуточного контроля.

  3. Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала, предусмотренного программой, в объеме необходимом для дальнейшей учебы и работы по специальности, знающему основную литературу, рекомендованную программой; справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой; выполнившему все задания, предусмотренные формами текущего и промежуточного контроля, но допустившему погрешности в ответе на экзамене или при выполнении экзаменационных заданий и обладающему необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

  4. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; не выполнившему отдельные задания, предусмотренные формами текущего и промежуточного контроля.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Преподавание дисциплины «Экономическая теория» требует детальной проработки наиболее значимых вопрос обозначенных рабочей программой с учетом общетеоретической подготовки студентов. Отсюда необходимость сочетания традиционных форм представления материала, с проведением занятий основанных на инновационных подходах к обучению. Применения инновационных технологий обучения расширяет возможности интерактивного общения и позволяет использовать современные информационные технологии. В частности наличие свободного доступа к

Электронным библиотечным системам, существенно расширяет возможности применения в рамках практических занятий соответствующих их тематике информационных ресурсов. Эффективность освоения студентами дисциплины требует более детального изучения работ научных школ, исследовавших формирование и развитие рыночных отношений.

2. Особенности контроля качества усвоения материала.

Контроль качества усвоения материала по дисциплине, учитывая ее значимость в общей подготовке студента, требует более требовательного подхода со стороны преподавателя, с целью формирования у будущего специалиста знаний в области формирования экономической теории, основных теоретических и прикладных направлений их развития.

Студент должен уметь четко формулировать проблему, ее анализировать, логически грамотно обосновывать предлагаемое решение с учетом специфики формирования современных социально-экономических отношений, вне зависимости от форм организаций и предприятий, в которых ему предстоит реализовать свои знания на практике.

Поэтому важно в рамках изучаемого курса нацелить студента на формирование профессиональных знаний и умений, последовательности в достижение намеченных результатов, четкости и аргументированности изложения своей позиции как специалиста обладающего экономическим кругозором и объективным мировосприятием происходящих экономических преобразований.

6.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
1.Значение курса.

Курс «Экономическая теория» обеспечивает получение студентами общих знаний в области формирования современных экономических отношений, с учетом специфики реализации методологии сложившихся экономических школ и направлений исследований. Курс предполагает, в со-

ответствии с государственным образовательным стандартом, рассмотрение общих теоретических подходов, определяющих современный научный взгляд на основные этапы формирования рыночной системы на микро и макроуровне. Особое внимание уделяется объективности оценки

экономических явлений исходя из изучения работ классиков экономической теории.

В результате изучения курса студент овладевает комплексом приемов и знаний в области общеэкономических дисциплин, что безусловно влияет на формирование его как современного специалиста, обладающего соответствующей культурой мышления и мировосприятия.

2.Методы и подходы, применяемые при изучении курса.

Основными методами при изучении данного курса являются: экономического и математического анализа, социологические методы, метод сравнительной статики, аналогии, моделирования, обобщения и синтеза. Особое место уделяется применению метода функционально-стоимостного анализа. Ряд изучаемых вопросов требуют применения педагогических приемов, связанных с активизацией работы студентов, в том числе при определении конкретных ситуационных моделей поведения элементов рыночной системы.

3.Аудиторная работа студентов.

Аудиторная работа студентов строится на основе общих методических подходов, формирования качества знаний и закрепления полученного лекционного материала в форме подготовки студентами докладов по изучаемой тематике. Конкретизация наиболее важных проблем формирования нового уровня социально-экономических отношений, позволяет в форме коллективного обсуждения, определить как теоретические, так и поведенческие модели выработки решений, помочь студентам овладеть методами экономического анализа и научной дискуссии.

Самостоятельная работа студентов заключается в изучении литературы, согласно представленного списка, с включением любых других доступных для студента источников, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. Студенты в обязательном порядке готовят выступления по указанной тематике практических занятий, изучают необходимый объем литературы при выполнении контрольных работ, готовят доклады по темам определенных для самостоятельной подготовки. Доклады должны содержать материал, рас-

скрывающий сущность изучаемого явления, логичными по структуре и конструктивными по проблематике. Особое внимание следует уделить применению студентами инновационных технологий (на пример презентаций и аналоговых программ).

4. Зачет/Экзамен

В отличие от текущего контроля постановка вопросов на экзамене носит обобщенный, проблемный характер. Вопросы формулированы таким образом, чтобы ответы на них позволили выявить и оценить уровень, как теоретической подготовки, так и знания конкретных особенностей и проблем

функционирования экономики на микро и макро уровне.

В первом семестре может проводиться зачет по изученным темам раздела «Микроэкономика». Во втором семестре - экзамен по изученным темам раздела «Макроэкономика» и «История экономических учений» .

Вопросы для подготовки к экзамену формируются на основе Программы по учебной дисциплине «Экономическая теория». Студентов с примерным перечнем вопросов перед экзаменом знакомит преподаватель.


Экзаменационный билет состоит из теоретических вопросов, а так же может включать практические вопросы (например: задачи, тесты и т.д.).
7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

В банке данных электронной библиотеки Института размещены рабочая программа дисциплины, конспект лекций, терминологический словарь, тесты контроля качества усвоения материала.

Изучение дисциплины «Экономическая теория» следует начинать с

проработки настоящей рабочей программы, уделяя особое внимание ее целям, задачам и содержанию. Далее следует проработать конспект лекций

по теме. Затем необходимо обратиться к терминологическому словарю и

выучить определения основных понятий тем. Используя тесты контроля

качества усвоения материала, проверить свои знания.

Если материал конспекта лекций вызывает затруднения для понимания, то следует использовать литературу, указанную в п.3.



Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за помощью к преподавателю на ближайшей текущей учебной консультации.



Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница