Австрийская, кембриджская и математические школы Теоретики кембриджской школы видели в предельных издержках сумму доходов, достающихся владельцам определенных факторов производства. Сюда включили заработную плату, процент на денежный капитал и предпринимательский доход.
Идеи кембриджской школы господствовали в буржуазной экономической науке вплоть до начала 30-х годов. Последующие кризисные потрясения показали необоснованность расчеты А. Маршалла на высокую эффективность рыночного механизма и его способность обеспечить саморегулирование капиталистического хозяйства. Стало ясным, что противоречивое явление капиталистического воспроизводства нельзя объяснить только микроэкономически, с позиций изолированного рационального субъекта.
Возникновение и развитие кейнсианства, появление макроэкономического раздела в самой неоклассической политэкономии заметно ослабили влияние кембриджской школы. Тем не менее её положения образовали такой теоретический и методологический задел, без которого не сумели обойтись ни последователи А. Маршалла, ни его критики. Подвергнутые известной переоценке, идеи кембриджской школы удерживают прочные позиции в современной экономической теории.
Математическая школа Методология маржинализма дала жизнь еще одной школе политической экономии – математической ,возникшем в конце XIX в. в университете г.Лозанна /Швейцария/.Особенностью этой школы по сравнению с другими школами неоклассического направления является опора на математический метод изучения экономических процессов и явлений, как на микро-, так и на макроуровнях.
Математические концепции в политической экономии берут свое начало в трудах, упоминавшихся в первом вопросе данной темы Д.
Курно, И.Тюнена, Г. Госсена и некоторых других. Но в зрелом виде математическая теория экономического равновесия была представлена в работах основателя лозаннской школы Леона Вальраса /I834-I910/, основное произведение которого называется "Элементы чистой политической экономии".
Главная заслуга Вальраса состоит в создании экономической модели экономического равновесия. Целью этой модели являлось объяснение во взаимосвязи всех категорий капиталистического хозяйства на базе принципа субъективной полезности.
Всех агентов производства Вальрас разделил на две группы: владельцев факторов производства и предпринимателей. Первые являются продавцами производительных услуг и покупателями предметов потребления, а вторые – предприниматели, выступают покупателями производительных услуг и продавцами предметов потребления. Производство и потребления оказываются связными посредством двух взаимодействующих рынков. Равновесие в экономике Вальрас характеризовал как состояние при котором эффективный спрос и предложение производительных услуг равны, и при котором существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов и, наконец, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах. Два первых условия относятся к равновесию обмена, третье – к равновесию производства. Эти условия Вальрас выразил посредством четырех взаимосвязанных систем уравнений.
Первые две системы уравнений относятся к предложению факторов производства и к спросу на готовую продукцию. И то и другое рассматривается как функция цен. Последние две системы уравнений описывают равновесие между предложением и потреблением производственных услуг, между суммой цен на готовые продукты и суммой цен на производственные услуги.
В теории Вальраса равновесие, с одной стороны, рассматривается как явление чисто функциональное, с другой стороны, как проявление субъективного стремления индивидов к максимуму полезности в условиях конкуренции. Фактически он искал не условия равновесия, а стремился обосновать существование при капитализме свободной конкуренции устойчивого равновесия. Основу такого равновесия он видел в образовании равной прибыли на капитал как предпосылки максимизации полезности.
Теория Вальраса – это теория экономической статики, которая не учитывает факторов риска и неопределенности, циклических колебаний и т.п.
Рынок — это экономические отношения по типу купли-продажи, внутри которых возникают цена, спрос и предложение.
То, как продавцы и покупатели взаимодействуют друг с другом, чтобы назначить цену, качество и объем производства, а также распределение ресурсов на это, называют рыночным механизмом. Чтобы в экономике появился рынок, и этот механизм заработал, важно учесть 3 условия: