Аванпост Использование специализированных компьютерных программ в образовательном процессе сг дпвс



Скачать 42,85 Kb.
Дата21.04.2016
Размер42,85 Kb.
ТипРеферат


Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области
Государственное автономное учреждение

дополнительного образования Тюменской области

«Региональный центр допризывной подготовки и

патриотического воспитания «Аванпост»

Использование специализированных компьютерных программ

в образовательном процессе

СГ ДПВС

(учебное пособие)



Составила:

старший методист

направления дополнительного образования

Одышева Наталья Анатольевна

Тюмень 2015

Содержание

Введение...............................................................................................................................3

1. Преимущества использования ИКТ на занятиях в СГ ДПВС.....................................5

2. Подготовка печатных раздаточных материалов............................................................8

3. Мультимедийное сопровождение занятий в СГ ДПВС...............................................9

4. Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий в СГ ДПВС............12

5. Использование Интернета для подготовки к занятиям в СГ ДПВС.........................16

6. Концепция создания компьютерных программ и их использование в образовательном процессе СГ ДПВС..............................................................................19

Список литературы............................................................................................................23

Введение

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие обучающиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.

Давно доказано, что обучающиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее педагогам и преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, образовательные учреждения получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого обучающегося.

Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении, считается повышение мотивации обучения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.

Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской системы образования все большее внимание уделяется информатизации образования.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой дополнительного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый педагог дополнительного образования независимо от направления преподаваемого курса (физкультурно-спортивное, военно-патриотическое и т.д.) мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, в том числе специализированных компьютерных программ (СКП). Такое занятие наглядно, красочно, информативно, интерактивно и к тому же экономит время как обучающегося так и преподавателя. Использование ИКТ и СКП позволяет обучающемуся работать в своем темпе, а педагогу дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.



1. Преимущества использования ИКТ на занятиях в СГ ДПВС.

Целью программы СГ ДПВС является приобретение учащимися навыков по основам военной службы, развитие физических качеств, оздоровление и укрепление здоровья, формирование готовности к освоению военно-профессиональной деятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей, воспитание активной гражданской и патриотической позиции.

Ожидаемые результаты от использования ИКТ и СКП:

· улучшение качества обучения у обучающихся на основе использования новых информационных технологий;

· изменения в методах и организационных формах работы обучающихся;

· готовность и способность обучающихся эффективно работать в новой информационной среде;

· формирование у обучающихся умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни);

Чтобы идти в ногу со временем, педагог дополнительного образования должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, РоwerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью педагога, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров обучающимися, полученные на уроках информационных технологий.

Причин компьютеризации обучения можно назвать много. Человек, освоивший персональный компьютер (ПК), быстро убеждается, что с его помощью писать, рисовать, чертить и делать множество других дел можно более продуктивно, чем без него. Набрать на компьютере и распечатать на принтере задание значительно быстрее и удобнее, чем писать их вручную или печатать на пишущей машинке. Один раз введенные в память компьютера, они могут быть распечатаны, причем в случае необходимости содержание заданий легко откорректировать. Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь педагогу и обучающемуся в получении разнообразной и полезной дополнительной информации.

Компьютер универсален, он - гораздо лучшая "контролирующая машина", чем те, что разрабатывались ранее; при работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного обучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы, калькуляторы и многое другое.

На занятиях в ГАУ ДО ТО РЦДППВ «Аванпост» по направлению ДПВС реализуются программы, в содержание которых включены следующие основные дисциплины:

- военная история Отечества;

- строевая, физическая, тактическая и огневая подготовки;

- основы фехтования оружием;

- основы военного законодательства;

- порядок прохождения военной службы;

- военная топография;

- рукопашный бой;

- основы выживания в природной среде.

Компьютер выступает как часть исследовательской установки, позволяющей глубже понять изучаемые явления и процессы.

Проведение занятий с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у обучающихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

В настоящее время в системе обучения специализированных групп добровольной подготовки к военной службе РЦДППВ «Аванпост» разработаны следующие программы: «Ратное дело», «Призывник», «Гифон», «Кадет» и образовательные модули «Штурмовая подготовка», «Медицинская подготовка», «Самооборона». Не подменяя собой учебный план или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебному пособию, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания курса ДПВС. Кроме этого в обучении СГ ДПВС включены презентации, которые включают необходимые схемы, таблицы рисунки и видеоматериалы.

Кому-то кажется, что использование информационных коммуникационных технологий и специализированных компьютерных программ позволяет педагогу расслабиться на занятиях, ведь за него все делает компьютер с установленной программой. Однако разработка занятий и использованием информационных технологий требует большого количества личного времени.

Одной из главных составляющих ДПВС является военно-патриотическое воспитание обучающихся. Воспитание должно основываться на примерах. К сожалению, идеалами для многих обучающихся служат не космонавты или мыслители, а вымышленные герои компьютерных игр, боевиков, всевозможных развлекательных программ. Поэтому на занятиях в СГ ДПВС чаще используются видеоматериалы, записанные с телевидения.

Таким образом, использование ИКТ и СКП на занятиях – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд педагога, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность занятия.

Можно выделить следующие способы применения компьютерной техники на занятиях в СГ ДПВС:

· подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы);

· мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);

· контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;

· использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов.



2. Подготовка печатных раздаточных материалов.

Использование ИКТ позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению со стандартным «рисованием от руки» и последующим переписыванием (либо ксерокопированием). Созданные на компьютере документы легко редактировать и выводить на печать снова и снова. Можно вводить, редактировать и форматировать текст, вставлять в него рисунки, таблицы и диаграммы. Можно создавать различные документы, подготовить раздаточный материал для уроков, тексты контрольных работ, тесты. А также быстро и качественно изготовить необходимое число карточек по каждой теме.

Специфика ДПВС заставляет применять в качестве наглядного материала множество фотографий, рисунков, схем. Получить всё это в своё распоряжение можно следующим образом:

1. Фотографии сделать самому или использовать готовые из различных мультимедийных источников;

2. Рисунки и схемы изготовить с помощью графических редакторов или использовать их из книг, газет, журналов и мультимедийных источников.

Наиболее простой способ – сканирование изображения. Это несложный процесс и его хорошо знают дети уже после первого года изучения информатики.

При изучении таких тем как: «Основы военной службы», надо использовать множество наглядности для показа современной военной техники. Проблему решает мультимедийное пособие «Энциклопедия вооружений».

Занятия ДПВС часто требуют показа пояснительных рисунков и схем. Если раньше приходилось «монтировать» изображения в Word или Рaint, то теперь появились векторные редакторы Inkscape и Gimp, которые значительно облегчают изготовление рисунков. Векторные редакторы позволяют решать множество задач по изменению изображений, включая ретушь фотографий, объединение и создание изображений, создавать графические представления статических структур, диаграмм, различных схем. Преимущество программы перед другими графическими редакторами состоит в том, что она имеет большую библиотеку готовых элементов. Комбинируя эти элементы с обычным рисованием, можно получить довольно эффектные изображения для своих занятий.



3. Мультимедийное сопровождение занятий СГ ДПВС.

При изучении материала педагогу ДПВС необходимы иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность, а не только информативность.

Использование мультимедийной техники, с одной стороны - облегчает работу педагога, с другой - обязывает не только овладевать компьютером, но и тщательнее планировать занятия для более эффективного обучения.

На занятиях используются основные формы взаимодействия педагога и обучающегося.

Пассивный метод–взаимодействие обучающихся и педагога, в котором педагог является основным действующим лицом и управляет ходом урока, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения обучающимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным. При выборе данного метода презентация несет в основном иллюстративную нагрузку.

Активный метод–педагог и обучающийся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Где обучающиеся - не пассивные слушатели, а активные участники.

Интерактивный метод - в отличие от активных методов, ориентирован на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом, на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место педагога в интерактивном уроке - направление взаимодействия обучающихся друг с другом на достижение цели урока. Как показала практика, использование презентаций в любом случае повышает познавательную ценность занятия, его эффективность независимо от метода обучения.

Структура комбинированного занятия с применением мультимедийной техники имеет существенные преимущества. При помощи презентации каждый этап занятия можно сделать более плотным, наглядным и информационным. Однако, чрезмерное использование презентаций на уроке может привести не только к снижению его эффективности, но и снижению интереса обучающихся к теме занятия, как таковому. Поэтому при проектировании урока с использованием презентации необходимо учитывать возрастные особенности группы.

На начальном этапе занятия (организационная и содержательная установка или мотивация) призванном сконцентрировать внимание обучающихся на теме, заинтересовать их, показать необходимость и пользу изучения нового материала , считаю правильным - использование слайдов для создания проблемной ситуации с последующим выходом на формулирование темы самими обучающимися. Этому способствует количество слайдов, определенные анимационные эффекты, информативность изображения (рисунки, фотографии, графики, диаграммы). Стоит отметить, что применение на слайде статистических таблиц нецелесообразно, так как они трудно воспринимаются и анализируются детьми любого возраста.

При создании таких слайдов обычно применяются: речевое, музыкальное, визуальное (иллюстрации с подписями к ним) сопровождение в зависимости от темы занятия.

На следующем этапе занятия – проверка глубины понимания и прочности знаний обучающихся, применяются презентации для вывода в любой момент на экран той информации, которая является опорной для проверки знаний и их актуализации. Имеется возможность возврата к ранее пройденным темам, непосредственному восстановлению конспекта, хода предыдущего занятия, использованию визуальных подсказок, что способствует развитию долговременной памяти, укреплению внутрипредметных и межпредметных связей. Эту часть занятия чаще всего ставят перед перед этапом целеполагания, особенно если занятие является продолжением изучения нового или обобщения ранее пройденного материала.

На этапе изучения основного материала подбираются задания, при выполнении которых обеспечивается получение обучающимися новых знаний, навыков и умений.

Таким образом, при создании учебной презентации педагоги придерживаются основного требования - на слайде должна находиться только полезная информация, отражающая цели и задачи занятия. Особое внимание уделяется отбору информации и иллюстративного материала с указанием авторов, названий, событий, дат.

При работе в интерактивном режиме процесс получения новых знаний происходит во взаимодействии обучающихся между собой, а также педагогом. Работа с презентацией позволяет наглядно заполнять заранее приготовленные формы (конспект занятия). Презентации обладают определенным преимуществом по формированию практических навыков, когда при помощи смены слайдов или анимации последовательно демонстрирую каждый шаг действий. В этом случае происходит не только более яркая их иллюстрация, но и увеличивается время для индивидуальной работы с обучающимися.

Слайды могут нести и инструктивный характер в преддверии каких-либо действий, закрепления порядка их последовательности.

Во время закрепления изученного материала, диагностики прочности усвоения знаний, оценивания работы на уроке создаются презентации по принципу гибкости, наглядности, непредвзятости. При выборе такого подхода, каждому ученику предоставляется право самому оценить свои успехи, определить ошибки, скорректировать их. В этом случае достоинство презентации состоит в том, что она позволяет при правильной конструкции не только выдавать правильный ответ, но и иллюстрировать его фрагментом урока.

Использование презентации выигрышно при проведении рефлексии, инструктажа по выполнению домашнего задания, подведению итогов занятия, поскольку позволяет быстро восстановить весь ход занятия, акцентировать внимание на значимых для выполнения домашней работы частях. При этом, обучающиеся вынуждены становиться активными участниками, вспоминать ход собственных рассуждений и повторно формулировать главные мысли.

В заключительной части учебного занятия, презентация позволяет вернуться к его началу, построить диалог о достижении поставленных целей и задач. В результате такого окончания занятия, уже владею информацией об успешности изучения нового материала.

Кроме этого презентация применяется:

· как элемент здоровьесберегающей технологии - гимнастика для глаз (релаксационная, двигательная).

· для развития познавательных процессов;

· формирования культуры и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.

Применение мультимедийной техники на учебном занятии расширяет возможности творчества педагога и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как педагога, так и обучающегося.

4. Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий

Тесты в современном учебном процессе широко внедряются в практику изучения многих предметов.

К основным достоинствам метода тестового контроля знаний следует отнести простоту и демократичность самой процедуры, экспрессность, возможность его механизации на ПК и независимость от индивидуальных требований преподавателей. Недостатки тоже хорошо известны - высокая формализация процедуры и сравнительная простота заданий, позволяющая оценить в основном механическое воспроизведение изучаемого материала (репродуктивная оценка знаний).

Исходя из достоинств и недостатков метода тестирования целесообразно использовать этот метод на стадиях входного, текущего и рубежного контроля знаний. Возможно частичное использование (в сочетании с другими методами) и на стадии итогового контроля изучения дисциплин. Основную же роль при итоговом и частично рубежном контроле знаний должно выполнять непосредственное общение педагога с обучаемыми.

Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе педагог - обучающийся. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Этот тип уроков очень популярен на сегодняшний день в образовательных учреждениях. Для проведения такого типа занятий необходимо наличие кабинета компьютерных технологий, оснащённое компьютерами, так как каждый обучающийся СГ ДПВС должен работать на таком уроке только индивидуально. Наличие компьютерной программы, позволяющей самим создавать подобные тесты, значительно упрощает задачу

Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на занятиях СГ ДПВС используются различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых много сейчас в сети Интернет. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.

Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.

Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу обучающихся на занятии и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле обучающимся предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа обучающегося созданная презентация дает возможность обучающимся, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент учебного занятия, где есть необходимая информация для ответа.

К каждому обучающемуся необходим индивидуальный подход, в соответствии с уровнем его возможностей, а также уровнем подготовки по информатике. Тесты, составленные с помощью программы «MyTestXpro» и позволяют оценить уровень подготовки учащегося сразу после проведения тестирования. Вопросы и ответы в тесте при следующем тестировании постоянно меняются местами. Тестирование проводится быстро, и компьютер беспристрастно оценивает знания обучающихся. Тестирование с применением компьютера является одним из путей отхода от формализма в оценке результатов обучения. Потому что при тестировании учитывается, какие знания должны быть у ученика в конце обучения; есть инструмент для выявления результата обучения - компьютер; возможны его (теста) измерение и оценка, т. е. соотнесение с определенной шкалой.

При изучении различных тем, когда обучающийся после знакомства с теорией начинает разбирать тестовые задания. При необходимости он может проверить ответ, или прочитать теорию. Обучающийся работает в своем темпе, и только освоив одно задание, перейдёт к другому. Форма организации обучения представляет собой индивидуальную работу с варьируемой степенью самостоятельности. Обучающийся знакомый с технологией работы на компьютере может работать и без педагога.

В зависимости от цели обучения рассматриваются следующие виды учебной деятельности и применение различных видов тестирования.

I уровень обучения - воспроизведение знаний с подсказкой (осознал, запомнил, воспроизвел). Возможна совместная деятельность педагога и обучающегося, а можно применить для оценки уровня знаний в начале обучения установочный тест;

II уровень- воспроизведение знаний по образцу в знакомой ситуации, но без подсказки, самостоятельно, где проверяется усвоение знаний в течение обучения;

III уровень - применение знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения, где целью является определение трудностей обучения; речь идёт уже о применении диагностического теста,

IV уровень - действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения; итоговый тест в режиме экзамена.

Тесты состоят из двух видов, различающихся по форме и способу предъявления их учащимся.

В тестовых заданиях 1 вида требуется установить пропущенный текст – слова, которые заменены многоточием, при этом должно получиться истинное утверждение или правильная формулировка определения, правила.

В тестовых заданиях 2 вида – необходимо выбрать правильный ответ из числа предложенных. Второй вид предусматривает применение учебного материала для решения практических задач. Различия применяемых видов действий связаны с характером деятельности по выполнению заданий, отражающих важные проявления результатов обучения.

Тестирование обучающихся можно осуществлять с помощью таких программ, как конструктор тестов, генератор тестов, оn-line тестов. Эти программы для создания тестов, проведения тестирования для различных категорий обучаемых. Программы конструктор тестов и оn-line тестов дают возможность педагогу создавать и использовать раздаточный материал для каждого обучающегося на занятии, облегчая тем самым работу преподавателя. Программа генератор тестов позволяет педагогу создавать множество карточек для проведения уроков, затем выпустить готовый материал через принтер.

Очень много практических заданий на занятиях в СГ ДПВС выполняются совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. Все типы заданий, используемых на занятии можно условно разделить на 6 групп:

1. «Работа с рисунками»

2. «Кроссворд»

3. «Вставьте слово»

4. «Имена»

5. «Соотнесите»

6. «Отметьте».

На занятии дается задание из любой группы с просьбой выполнить его у доски, будь-то вставить пропущенное слово, разгадать кроссворд, соотнести даты и события и т.д. Обучающимся первого и второго года обучения - просто нравится работать с интерактивной доской, обучаться становится интересно и увлекательно. Задания готовятся заранее. Это может быть и отсканированный документ (текст, картинки), и созданный в любой программе (Word, Power Point и др.)

Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты обучающихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но чаще всего обучающиеся больше интересуются тем, что происходит на занятии. Они активно обсуждают новые темы, стремятся принять участие в работе, быстрее запоминают материал.



5. Использование интернета при подготовке к занятиям в СГ ДПВС.

Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике педагога. Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если педагог владеет Интернет-технологиями и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике.

Массовое внедрение Интернета в систему образования наблюдается в современной России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и ученики России.

Интернет - это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в занятия СГ ДПВС элемент новизны, повысить интерес обучающихся к приобретению знаний, облегчить педагогу и обучающемуся подготовку к занятиям. Использование Интернета в учебном процессе становится обыденной реальностью.

Что делать? Запрещать использовать Интернет при выполнении заданий? Наверняка, есть вариант лучше – попытаться посмотреть на глобальную сеть как на средство обучения.

На занятиях обучающемуся рекомендуется обращать внимание на следующие сайты:

- общественных организаций и движений;

- Интернет-проекты;

- тематические ресурсы;

- информационно-справочные системы;

- электронные периодические издания;

- форумы и конференции;

- образовательные сайты по тематике.

Подобные сайты могут содержать достоверную информацию, однако она отражает разные точки зрения на одни и те же вопросы. В таком случае можно задать два варианта выполнения задания: собрать все точки зрения по данной теме либо выбрать понравившуюся точку зрения и аргументировать свой выбор. Осуществляемый обучающимся отбор материала создаст условия для самостоятельного познания нового, будет способствовать формированию критического мышления ребенка и его жизненной позиции.

Когда основные понятия темы определены, особенности изучаемого раскрыты, интересные факты найдены, разные точки зрения по спорным вопросам приведены, необходимо найденный материал расположить в определенной последовательности (согласно плану), а затем связать их между собой. При этом текст, скорее всего, потребует правки и дописывания учеником того, чего не хватает для выполнения общего замысла работы. На этом этапе обучающийся развивает свои логические навыки: выделение главного, построение логических закономерностей, конструирование недостающих связок между частями.

Все это способствует более полному осмыслению учебного материала, развитию образного мышления, формированию творческого, а не формального, отношению к труду.

Все подготовленные материалы следует скомпоновать в единый документ. Здесь необходимо выполнить требования к оформлению работы. Для этого, возможно, потребуется переформатировать части текста, вставить оформительские элементы. Выполнение данного этапа работы над рефератом требует владения на достаточном уровне современными информационно-компьютерными технологиями.

Педагог дополнительного образования РЦДППВ «Аванпост» может использовать ресурсы Интернета следующим образом:

· Самообразование, самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в Сети, изучение опыта своих коллег;

· Получение нормативно-справочных документов с серверов Министерства образования, областных, городских и районных отделов образования;

· Получение информации о новейших педагогических технологиях;

·Использование на уроках и внеклассных мероприятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в Сети;

· Разработка собственных материалов и публикация их в Сети;

· Тестирование обучающихся на основе контрольно-измерительных материалов, хранящихся в Сети;

· Знакомство с новыми книгами, учебниками, методической литературой и приобретение их в Интернет-магазинах;

· Участие в заочных конференциях и конкурсах;

· Поиск единомышленников и коллег в других регионах, переписка с коллегами и друзьями.

Ориентироваться в информации, хранящейся во Всемирной Сети, помогают поисковые системы. Наиболее популярные поисковые системы:

· http: // www.yandex.ru – Яндекс;

· http: // www.rambler.ru – Rambler;

· http: // www.google.com – Google;

· http: // www.aport.ru – Апорт.

Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:

· http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;

· http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;

· http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;

· http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;

· http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;

· http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;

· http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;

· http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;

· http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;

· http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;

· http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;

· http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;

· http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;

· http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.

6. Концепция создания компьютерных программ и их использование в образовательном процессе СГ ДПВС.

Педагогическая концепция включает в себя:

- постановку дидактических задач;

- создание алгоритмов подготовки КП;

- разработку проблем, помогающих избегать ошибок, в первую очередь дидактических, при подготовке КП.

Постановка дидактических задач

На этапе постановки дидактической задачи для разработки КП определяются цели и содержание обучения, достигаемые посредством применения КП.

Необходимо расчленить цель обучения на подцели с определением их иерархии, характера взаимосвязи, осуществляя их контроль и корректировку. Направленность отдельных занятий, которые шаг за шагом ведут к конечной цели, реализуются через учебные процедуры: уяснение знаний, контроль знаний, отработка умений, контроль умений.

Алгоритмы создания КП

При создании КП необходимо кроме образовательной (обучающей) составляющей предусмотреть и социальные особенности той группы людей, для которой эта программа предназначается, и технические возможности для реализации задуманного.

Учитывая все это, педагог - системный аналитик - самостоятельно создает эскизный вариант КП по следующему алгоритму:

1) определяет необходимость создания КП по конкретному учебному материалу;

2) находит предполагаемое место для будущей программы в проводимом процессе обучения;

3) формулирует учебные цели, которые должны быть достигнуты при работе с этой программой, и предполагает возможный эффект ее использования в учебном процессе;

4) определяет начальный уровень обучающихся;

5) определяет структуру программы и содержание отдельных элементов;

6) учитывает оптимальную обратную связь (контроль, коррекцию) и общую оценку работы обучающегося с программой;

7) представляет сценарий (эскизный вариант) КП, доступный для реализации на соответствующем компьютере.

На следующем этапе в работу включаются программист, педагоги и методисты в качестве экспертов.

Проектирование сценария КП имеет большое значение в технологии его разработки и сводится к созданию макроструктуры диалога обучаемого с системой и микроструктуры экранов. На этом этапе разрабатываются тексты диалогов и конструируются экраны с использованием логического подхода.

Реализация сценария КП означает ввод в память компьютера разработанного сценария и его отладку.

Апробация КП в учебном процессе предполагает проведение его экспертизы и, если необходимо, коррекции с внедрением в учебный процесс.

Разработка проблем, способствующих недопущению ошибок, в первую очередь дидактических, при подготовке КП

Работая над созданием сложных КП, в первую очередь это относится к обучающим программам, необходимо помнить о решении некоторых специфических проблем, с которыми обучаемые могут столкнуться в процессе работы с программами. К таким проблемам относятся: потеря ориентации при работе в гипертекстовых программах, отсутствие учета общих закономерностей прогнозирования и нахождение технологических пределов.

Потеря ориентации. Для уменьшения возможности потери ориентации при работе в гипертекстовых программах используется ряд методов, таких, как:

- фильтрация материала;

- возможность установки индивидуального алгоритма перед началом или во время работы с программой;

- использование закладок, позволяющих вернуться в отмеченный узел при следующем обращении к программе;

- использование методов искусственного интеллекта.

Технологические пределы, прогнозирование Технологический предел является узловым разделом прогнозирования научных разработок, динамики состояний и т.п. Предельные состояния - неотъемлемая часть нашей и деловой, и личной жизни. Что бы мы ни делали или ни производили, мы упираемся в какой-то предел. И не можем его обойти, поэтому, приближаясь к пределу, необходимо изменить направление движения, и чем раньше, тем лучше, иначе - неадекватные траты, стагнация.

Способность распознать пределы имеет решающее значение при определении успеха или неудачи, ибо предел - самый надежный ключ к выявлению момента использования новой технологии.

Создание КП нового поколения с использованием систем искусственного интеллекта, экспертных систем может зайти в тупик, если при подготовке программ не будут учитываться общие закономерности прогнозирования и теория технологических пределов.

Концепция использования КП в образовательном процессе включает:

- классификацию КП;

- принципиальную схему перманентного процесса совершенствования учебного процесса с помощью ЭВМ;

- принципы использования ИКТ в образовательном процессе;

- комплексное использование информационных технологий.

Суть предлагаемой концепции обучения состоит в системном использовании КП в комплексе с остальными информационными технологиями, необходимыми для создания индивидуального алгоритма обучения человека. Компьютер непосредственно встраивается в информационную технологию обучения и становится столь желаемым элементом образовательной системы, что при его отсутствии возникает определенный дискомфорт как у обучаемого, так и у педагога.

Технология компьютерного обучения, опираясь на предоставляемые концепцией сведения, рассматривает обучение с учетом конечных результатов деятельности обучающихся, придавая ему характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания.

Список литературы:

1.Угринович Н. Информатика и информационные технологии 10-11: Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2012г.

2.Шафрин Ю. Информационные технологии: Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2013г.

3. Азевич А.И. Несколько компьютерных программ. - журнал «Математика в школе» №10/2002г., стр41

4. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Изображение пространственных фигур с помощью «Adobe illustrator» - журнал «Математика в школе» №10/2012г., стр. 46.

5. Гликман И. Педагогическая технология – это одно из средств педагогической методики // Директор школы.– 2014.– № 7.– с. 46–49

6. Кондаков А. О таком Интеренете, как в Аргентине, мы можем только мечтать // Первое сентября.– 2 апреля 2005 г.

7. Масленникова А. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация // Директор школы. – 2004. – № 7. – с. 50–56.

8. http://www.vevivi.ru/best/Kompyuternye-tekhnologii-v-fizicheskoi-kulture.

9. http://cf17.hc.ru/~area7ru/referat




Каталог: templates -> skin -> pontific -> actions -> ActionMetodichka -> docs
docs -> Монография Издательство Тюменского государственного университета 2009
templates -> Систематизация ассоциаций и организаций открытого, дистанционного, электронного образования
templates -> Руководство для желающих бросить колоться, в том числе по переписке. Бросить колоться по переписке невероятно, но это факт
docs -> Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение Тюменской области «Областной центр профилактики и реабилитации»
skin -> Анализ деятельности добровольческих объединений Тюменской области Сегод
docs -> Социализации в данном контексте остаются на современном этапе лишь учреждения (общего\дополнительного) образования
docs -> Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей тюменской области


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница