Аспекты болонского процесса на примере латвии, литвы и эстонии



Скачать 459.67 Kb.
страница1/3
Дата13.02.2016
Размер459.67 Kb.
  1   2   3
На правах рукописи


Никифоровc Никита Валерьевич

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ЛАТВИИ, ЛИТВЫ И ЭСТОНИИ

Специальность 23.00.04 – политические проблемы

международных отношений, глобального и регионального развития

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
МОСКВА, 2010

Работа выполнена на кафедре мировых политических процессов Московского


государственного института международных отношений (Университета) МИД России
Научный руководитель: доктор политических наук, профессор

Лебедева Марина Михайловна
Официальные оппоненты: доктор политических наук, профессор

Барабанов Олег Николаевич
доктор политических наук, профессор

Ларионова Марина Владимировна

Ведущая организация: Государственный Университет –Высшая Школа Экономики
Защита состоится « __ » ____________ 2010 г. в ____ часов на заседании Диссертационного совета Д 209.002.02 по политическим наукам при Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России по адресу: 119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки
Московского государственного института международных отношений
(Университета) МИД России, www.mgimo.ru
Автореферат разослан «___»_________2010 г.

Ученый секретарь кандидат политических наук

Диссертационного совета _________________Тимофеев Иван Николаевич
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Образование, будучи формой сохранения и развития духовного потенциала общества, всегда являлось объектом политики и потому политика в сфере образования имеет столь же продолжительную историю, как и процесс систематической передачи знаний. В силу того, что высшее образование с момента появления первых университетов неизменно выступало средством воспроизводства научной, технической, художественной и политической элит, политике в сфере высшего образования уделялось особое внимание.

Современное высшее образование1, являясь основой инновационного экономического формирования, все больше приобретает политикообразующую функцию2, во многом определяя и формируя пути дальнейшего развития общества. Более того, высшее образование как основное средство формирования мировоззренческих, идеологических, научных и технологических представлений наиболее активной части населения, становится приоритетным объектом политического внимания в периоды радикальных социально-экономических изменений, является их элементом и логическим продолжением. Именно такие изменения произошли в начале 1990-х гг. в странах Балтии.

Реформы высшего образования в странах Балтии начались еще до их вступления в Болонский процесс (1999 г.) и до провозглашения (1990 г.) и обретения ими независимости (1991 г.). Они в той или иной степени затронули большинство аспектов образовательного процесса и его среды, сформулированных в Болонской декларации. Применительно к Латвии достаточно подробный анализ реформ в высшем образовании до вступления страны в Болонское движение дан Генеральным секретарем Совета ректоров Латвии А. Раухваргерсом3.

Исследование политических мотивов вступления стран Балтии в Болонский процесс, анализ политических аспектов Болонских реформ высшего образования стран Балтии являются актуальными не только для более полного понимания социально-политических механизмов произошедших преобразований систем высшего образования Латвии, Литвы и Эстонии, но и прогнозирования направлений и степени политического влияния на их дальнейшее совершенствование.

Анализ политических аспектов Болонского процесса в странах Балтии также имеет большое значение для последовательного изучения широких системных изменений, происходящих в этих государствах, и одновременно -особенностей проявлений тенденций глобализации, интеграции и локализации в образовательной сфере, взаимного влияния политики и высшего образования в мирополитическом контексте.

Все более важным становится политическое измерение Болонского процесса, связанное с проблемами качества высшего образования в различных странах, управления образовательными процессами с участием государственных и негосударственных акторов, тенденциями международного сотрудничества в области образования, возрастанием роли ведущих университетов как особых интернационализирующихся центров учебной и научной деятельности, распространением идей академической автономии и академических свобод.



Степень научной разработанности темы. Разработка проблематики мирополитических аспектов Болонского процесса в странах Балтии определила необходимость обращения к широкому кругу научной литературы, как в области международных отношений и мировой политики, так и современных тенденций развития высшего образования в условиях глобализации, европейской интеграции и интернационализации. В связи с этим особый интерес представляли концептуальные и методологические проблемы мировой политики, разрабатываемые в трудах ведущих российских исследователей Т.А. Алексеевой, Э.Я. Баталова, В.Г. Барановского, А.Д. Богатурова, А.Д. Воскресенского, В.Л. Иноземцева, В.М. Кулагина, С.А. Караганова, М.М. Лебедевой, А.В. Торкунова, Д.М. Фельдмана, П.А. Цыганкова, в которых дается глубокий анализ глобальных политических и общественных трансформаций, происходящих на мировой арене в настоящее время. Среди американских и европейских исследователей следует прежде всего назвать работы Р.Кохэна, Р.Ная, П.Краценштейна, С.Краснера, Дж.Грума и др4., также следует выделить и авторов из Балтийских стран, которые изучают данные вопросы, в частности из Латвии, Ж. Озолиня, И.Островска, Н. Муйжниекс5.

Учитывая, что в фокусе внимания диссертационного исследования находилась европейская траектория образовательных процессов в странах Балтии, существенную роль в формировании авторской концепции сыграли труды российских, европейских международников, посвященные проблемам европейской интеграции и вхождению Латвии, Литвы и Эстонии в общеевропейские структуры6. При этом необходимо отметить, что, несмотря на широкий публичный резонанс, который неизменно получают события в Балтийском регионе, их научный анализ, как в российском, так и западном поле сравнительно ограничен. Исключением являются исследования, проводимые в Скандинавских странах, хотя и они не восполняют ощутимый недостаток в предметном рассмотрении различных аспектов переходного периода в Латвии, Литве и Эстонии, в частности, их членства в западноевропейских институтах. Национальные школы исследователей-международников стран Балтии находятся в стадии становления, что также является дополнительным ограничением в изучении мирополитических тенденций в Балтийском регионе.

Характер проводившегося исследования предопределил осмысление большого объема научных публикаций по образовательной проблематике, связанной с новыми явлениями в сфере высшего образования: расширением круга акторов, глобализацией и интернационализацией образовательных процессов, реформированием систем подготовки кадров высокой профессиональной квалификации, информатизацией обучения и управления образованием, ростом конкуренции на рынке образовательных услуг и рядом других проблем, нашедших непосредственное отражение в развитии Болонского процесса. Хотя крупные разработки академического плана на этом направлении представлены не слишком широко, разнообразие статей в научной периодике позволяет создать достаточно полную картину социально-политического влияния принципов Болонского процесса и их продвижения в различных странах.

Особый вклад в разработку болонской проблематики вносят труды такого автора, как В.И. Байденко7. Необходимо подчеркнуть, что мирополтические аспекты интернационализации высшего образования в целом и применительно к политической роли Болонского процесса освещены недостаточно. В этой связи особо следует отметить работы М.М. Лебедевой, а также большой вклад исследователей МГИМО(У) в разработку профильной проблематики8. В диссертационной работе автор активно использует результаты исследований преподавателей и сотрудников факультета политологии и Кафедры мировых политических процессов МГИМО (У)9.

Проблема международного сотрудничества в сфере высшего образования имеет большое число аспектов в разной степени проработанных в имеющейся научной литературе. Первоначально необходимо остановиться на нормативном обеспечении европейской интеграции в сфере образования, которая начала складываться в контексте Болонского процесса и ее основных направлений. Правовые истоки этой интеграции, конвенция о признании свидетельств об образовании и дополняющие документы, формирование Европейского пространства высшего образования, включая такие аспекты, как мобильность, занятость выпускников, качество образования, обучение в течение всей жизни рассмотрены в исследованиях под редакцией Г.А. Лукичева, а также под редакцией К. Пурсиайнена10.

Нормативным основам международного сотрудничества в сфере образования посвящено и монографическое исследование М. В. Ларионова, в котором особое внимание уделяется эффективности практических методов и инструментов сотрудничества: программам развития академической мобильности и межвузовского международного партнерства; проведению совместных научных исследований; обеспечению сопоставимости и качества программ обучения. В качестве инструментов сотрудничества рассмотрены такие программы как SOCRATES, ERASMUS, COMENIUS, GRUNDTVIG, LINGVA11.

Непосредственно вопросы нормативно-правового обеспечения включения стран Балтии в Болонский процесс обсуждаются в работах автора диссертации12.

Теоретико-методологический анализ роли глобализации в развитии современного высшего образования в научной литературе осуществляется по многим направлениям. Применительно к теме данного исследования, важно оценить степень разработанности влияния глобализации на такие аспекты высшего образования, как: 1) изменение политики в сфере образования; 2) Болонский процесс как форма глобализации и интеграции европейского высшего образования; 3) воздействие процессов глобализации и Болонского процесса на реформирование национальных систем высшего образования13.

Влияние глобализации на высшее образование, а значит и на проводимую по отношению к нему политику, трактуется, подчас, диаметрально противоположным образом. Крайние трактовки, как представляется, являются, в значительной степени, следствием различного понимания самого феномена глобализации. Так, наряду с позитивными оценками, ряд авторов, например, П. Скотт, утверждает, что «глобализация разрушает традиционные академические ценности»14. Определенные угрозы историческим достижениям системы высшего образования России со стороны Болонских реформ видит ректор МГУ им. М. В. Ломоносова В. А. Садовничий15. Резко отрицательное отношение к Болонским реформам высказывает С. Г. Кара–Мурза16. Следует отметить, что в Латвии, Литве и Эстонии отсутствуют публикации, содержащие столь критическое отношение к необходимости Болонских реформ. Даже эксперты Балтийского института стратегических исследований и инновации (БИСИ) – наиболее последовательные критики состояния высшего образования Латвии, признают необходимость реформ, хотя и возражают против того, как они проводятся17.

Имеющиеся публикации рассматривают Болонский процесс преимущественно как «европейскую производную» мировых процессов, как процесс европейского упорядочивания ее в сфере высшего образования18.

Воздействие процессов глобализации и Болонского процесса на реформирование национальных систем высшего образования европейских стран породило достаточно обширную литературу, в которой анализируется теоретическая и методическая состоятельность, адаптивность и эффективность внедрения основных Болонских регулятивов в национальные системы образования19.

Анализ Болонского процесса как основы интеграции европейских систем высшего образования в контексте глобальных тенденций является содержанием научных исследований, проводимых в различных странах. В одном из последних изданий, посвященных проблемам интеграции - монографии А. И. Гретченко и А. А. Гретченко20, рассматривается сближение европейского и российского многоуровнего высшего образования; приводятся требования, предъявляемые к качеству подготовки, технологии и оценочные средства аттестации студентов; анализируются основополагающие материалы, посвященные задачам Болонского процесса и их реализации.

Перечисленные, а также другие аспекты интеграции систем высшего образования в целом и на уровне отдельных вузов явились предметом достаточно многочисленных исследований21. Одновременно идет интенсивная научная разработка основных направлений Болонских реформ22.

Особый интерес для целей диссертационной работы представляют публикации известных специалистов в сфере высшего образования стран Балтии, посвященные анализу важнейших направлений Болонской реформы, среди которых: Байба Ривжа – многолетний Председатель Совета по высшему образованию Латвии23, Андрейс Раухваргерс – Генеральный секретарь Совета ректоров вузов Латвии24; Янис Ветра – Председатель Совета ректоров Латвийских вузов25; Казимир Лецескис – проф. Вильнюсского технического университета26; Хели Ару – ответственный член группы осуществления Болонского процесса в Эстонии27 и другие. В этих публикациях содержится анализ конкретных механизмов реализации Болонских принципов и решений, описание трудностей и успехов их внедрения.

Исследований, непосредственно посвященных анализу политических аспектов Болонского процесса в странах Балтии, до настоящего времени не проводилось. В этом плане предлагаемая диссертационная работа, как и публикации автора стали первыми в данной области. Правда, изучались отдельные политические аспекты образовательной деятельности в Латвии в период 1988 – 1992 гг.28. Кроме того, рассматривалась роль образования в современной Латвии29, а также возможное международное сотрудничество России и Латвии в сфере высшего образования30.

Объектом диссертационной работы выступает процесс внедрения Болонских принципов и решений в системы высшего образования стран Балтии в страновом и субрегиональном измерении, особенности его реализации на уровне ведущих образовательных учреждений, органов управления высшим образованием Латвии, Литвы и Эстонии.

Предметом диссертационной работы являются политические аспекты процесса внедрения Болонских принципов и решений в системы высшего образования стран Балтии, роль различных акторов и действующих регулятивов (законов и правил) в обеспечение интеграции Балтийских вузов в общеевропейское образовательное пространство.

Целью работы является выявление особенностей участия стран Балтии в Болонском процессе как элемента мирополитического взаимодействия в современных условиях.

Данная цель потребовала решения следующих научных задач:

1. Комплексного изучения концептуальных и организационных вопросов, определяющих роль современного высшего образования в мировой политике, влияния процессов глобализации и интеграции на изменения в сфере высшего образования и политической значимости этих изменений;

2. Систематизации характеристик международного сотрудничества в сфере образовательной деятельности и определения круга ведущих акторов развития трансграничного взаимодействия образовательных структур универсального, регионального и странового уровня;

3. Обобщения и анализа международных условий вхождения стран Балтии в Болонский процесс в интересах усиления европейского вектора их развития. Определения роли европейского сотрудничества в реформировании высшего образования в Латвии, Литве и Эстонии в постбиполярный период;

4. Оценки влияния Болонских решений на изменения правовой среды деятельности государственных и негосударственных акторов в сфере высшего образования стран Балтии;

5. Изучения реализации Болонских решений вузами Латвии, Литвы и Эстонии, сравнительного анализа практических шагов, предпринятых каждой из стран в целях участия в Болонском процессе. Оценки итогов внедрения Болонских принципов в системы высшего образования Латвии, Литвы и Эстонии, их роли в развитие универсального и регионального образовательного сотрудничества;

6. Характеристики латвийского опыта в деле развития сферы высшего образования как примера путей вхождения стран Балтии в общеевропейское образовательное пространство и определения круга проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса.

Автор диссертации при этом полагает, что результаты вхождения стран Балтии в Болонский процесс должны рассматриваться через призму достижений в сохранении и развитии интеллектуального потенциала Латвии, Литвы и Эстонии в первом десятилетии XXI века.

Политическая составляющая Болонского процесса в представленном диссертационном исследовании рассматривается на макро – и микро – уровнях.



Теоретико-методологические основы исследования. В работе применялся сравнительный анализ, а также использовался системный подход, что позволило выявить общие и специфические черты современных тенденций образовательного взаимодействия на международной арене и качественные характеристики, определяющие специфику стран Балтии. Кроме того, применялся дескриптивный подход, обеспечивающий аналитические обобщения фактологической информации по проблематике развития Болонского процесса на его различных этапах, как в общеевропейском масштабе, так и в рамках образовательных пространств Латвии, Литвы и Эстонии. В некоторых разделах работы применялись методы нормативного сравнения, качественный контент-анализ, статистический анализ, метод экспертных оценок. Наряду с перечисленными в отдельных случаях и в неявной форме использовались и такие методы, как типологизация, классификация, противопоставление.

Методологический инструментарий позволил провести комплексный анализ подходов различных участников к международному сотрудничеству в сфере высшего образования в условиях повышения значимости многосторонних механизмов его регулирования. В работе диссертант опирался на российский и зарубежный опыт фундаментальной и прикладной концептуализации проблем современного высшего образования, его интернационализации, международных аспектов регулирования и региональной интеграции в формате Болонского процесса.



Научная новизна работы. Впервые предметом научного анализа стали политические аспекты процесса внедрения Болонских принципов и решений в системы высшего образования Латвии, Литвы и Эстонии. В работе формулируется обоснование политической значимости государственного управления реформами высшего образования в странах Балтии с точки зрения его ориентации на сохранение и развитие интеллектуального потенциала общества.

Научно-практическая значимость. Полученные результаты вносят вклад в теоретическую разработку подхода к внедрению Болонских принципов и решений в национальные системы высшего образования стран-участниц и оценки достижений Болонских реформ на национальном и субрегиональном направлениях. Концептуализация представлений о путях сохранения и развитии интеллектуального потенциала общества в Балтийском субрегионе как об оптимизации регулирования в сфере высшего образования, направленного на повышения его качества и конкурентоспособности в общеевропейском масштабе является важным практическим выводом.

Выводы и рекомендации диссертационного исследования могут способствовать повышению эффективности работы органов государственного управления высшим образованием (например, департаментам высшего образования министерств образования и науки), неправительственных организаций (Советы по высшему образованию, Советы ректоров, Ассоциации негосударственных вузов), студенческих ассоциаций и союзов Балтийского региона, а также аналогичных структур за его пределами.

В силу того, что Болонское движение является одним из наиболее значимых политических проектов конца XX начала XXI веков, результаты диссертационного исследования используются в курсе «Мировая политика» МГИМО (У), а также в спецкурсе магистерской программы Балтийской Международной Академии “Европейские исследования”. Ряд содержательных положений диссертации также вошли в состав прочитанного автором в Балтийской Международной Академии (Латвия) курса лекций «Основы права» и в цикл лекций «Теория и методика научной работы».
Положения, выносимые на защиту.

1. Универсальные мировые политические процессы, такие как глобализация, регионализация, интеграция, локализация активно развиваются в сфере высшего образования. В конце ХХ - начале ХХI вв. стало развиваться интеграционное взаимодействие национальных образовательных систем, прежде всего в Европе. В то же время европейская практика показала, что задачи создания общеевропейского образовательного пространства достижимы только в случае сохранения многообразия национальных культурных традиций, роста академической автономии университетов, которые становятся самостоятельными участниками глобального рынка образовательных услуг.

2. Взаимодействие глобальных, региональных и локальных тенденций в сфере современного высшего образования ведет к усилению его влияния на мировую политику. При этом развитие международного сотрудничества в деятельности различных образовательных акторов сопровождается конкуренцией на рынке образовательных услуг, а конкурентоспособность национальных образовательных систем значительно влияет на мирополитический статус стран. На современном этапе возрастает роль многостороннего регулирования развития высшего образования. Болонский процесс как специализированный проект обеспечил основные условия европейской региональной интеграции на образовательном уровне, содействовал углублению социальных и культурных направлений сближения европейских стран, стал важным элементом сотрудничества между странами ЕС и государствами, не входящими в это объединение.

3. Государственная политика стран Балтии, нацеленная, начиная с конца 1980х гг., на вхождение в Европейский союз, выступила главной движущей силой реформ систем высшего образования. На современном этапе основные стимулы изменения государственной политике стран Балтии в сфере высшего образования исходят от международных институций (ЮНЕСКО, Совет Европы, Болонский процесс). Вузовская и научная общественность Латвии, Литвы и Эстонии, будучи толерантой к образовательным реформам, не являлась группой, форсировано ее лоббирующей.

4. Вхождение Латвии, Литвы и Эстонии в Болонский процесс стало политически важным и своевременным. Вместе с тем, процессы реформирования высшего образования обозначили многие сложные проблемы постсоветского периода развития, которыми стали сокращение бюджетного финансирования; неравенство доступа к высшему образованию в силу распространения его «коммерциализации», снижение удельного веса и качества фундаментальных учебных дисциплин в программах подготовки; доминирование государственных языков стран Балтии в качестве языков обучения; снижение качества довузовского образования.

5. Социально-политические и экономические изменения постсоветского периода привели к возникновению специфических региональных тенденций общественной эволюции в Латвии, Литве и Эстонии, которые определили преимущественно государственно-центричную модель реализации Болонского процесса. Тем не менее, роль таких акторов, как негосударственные вузы, международные образовательные программы и фонды в последние годы возрастает.

6. Наиболее значимыми результатами изменения образовательных систем стран Балтии, происшедших в контексте вступления в Болонский процесс, являются увеличение общей численности студентов, существенное расширение спектра учебных программ и специализаций, преимущественный выбор абитуриентами гуманитарных направлений подготовки, усиление акцента на обучение в течение всей жизни. В то же время, по различным обстоятельствам отмечаются негативные моменты, такие как снижение доли обучающихся по магистерским и докторским программам, рост безвозвратной академической мобильности за пределы национальных границ.

7. Возможности Болонского процесса в области совершенствования высшего образования оказались далеко не полностью использованными в странах Балтии. Особенно остро стоит проблема повышения квалификации кадров, обеспечивающих функционирование высшей школы. В силу политически мотивированных ограничений использования иностранных (в первую очередь – русского) языков произошло сокращение интеллектуального потенциала во всех сферах деятельности Латвии, Литвы и Эстонии, что болезненно сказалось на уровне вузов и научных учреждений.

8. Локальные тенденции в сфере высшего образования Латвийской Республики отражают как глобальные, так и региональные характеристики образовательных процессов. Наиболее существенные из них: стали резкое возрастание количества студентов, увеличение числа вузов, в том числе, негосударственных, изменения источников финансирования, снижение уровня требований к вузовской подготовке, со стороны студентов и общества. Преодоление этих вызовов предполагает качественное совершенствование законодательных и других общегосударственных регулятивов системы латвийского высшего образования с учетом опыта участия как самой Латвии, так и соседних государств, а также других европейских стран в Болонском процессе.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница