Артикуляционная гимнастика



страница1/4
Дата27.05.2016
Размер0.66 Mb.
  1   2   3   4
Артикуляционная гимнастика.

Тема «Осень».

1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью.

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.
* * *

Ветер северный подул: (Пошевелить пальцами и

«С-с-сс», все листья с липы сдул… подуть на них).

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу).

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистей рук вперед-назад

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу)

Е. Карельская
* * *

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.
2.Мимические упражнения.

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать какое у вас настроение в яркий, солнечный день и в дождливый, хмурый осенний день.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и открыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании—почти закрываются.

Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о, о-о-о!» Нашли червивый гриб и огорчились: «Ах-ах-ах!»

3. Упражнения для мышц шеи.

Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу? И. п.: сидя на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону-вдох носом. При возвращении в и.п.- выдох ртом.

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитирование жевания.

5. Упражнения для губ и щек.

Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.

6. Упражнения для языка.

Язычок в чащобе. Показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы зубов на языке- это тропинки в лесу.

Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык вправо и влево так. Чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и зубы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас почистим зубки. Почистить языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

7. Развитие физиологического дыхания.

Статическое упражнение. Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

8. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у-у». (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мы в лесу, закричали: «Ау!» (Сначала тихо, потом громко).

Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и».

9. Психогимнастика. Пластические этюды.

Образные перевоплощения.

Показать, как животные готовятся к зиме: ежик забирается в норку; медведь ищет место для своей берлоги, а затем укладывается спать; белочка складывает шишки в свою кладовую.


Солнце на работе-


Белочка в заботе.

На сучок-

Грибок,

Да еще грибок.



Сушит, старается-

Не подходи!

Едой запасается;

Зима впереди!



А. Чепуров

Изобразить осинку, дрожащую на ветру; могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву, которой жалко расставаться со своей листвой.

В лесу осиновом

Дрожат осинки,

Срывает ветер

С осин косынки.

Косынки сбросит-

В лесу осиновом

Наступит осень.

В. Степанов.

Действия с воображаемыми предметами.

Вспомнить и показать действия, которые можно наблюдать в осеннюю пору: вы собираете клюкву на болоте, срываете фрукты с деревьев, сгребаете граблями опавшую листву, убираете картофель.

За грибами. Мы по лесу шли-шли, подосиновик нашли, положили в кузовок, дальше пошли. Мы по лесу шли-шли, белый гриб нашли…



Тема «Овощи».

  1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью.

Поочередно загибать пальцы.
Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры


Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Раз, два, три, четыре. Пять-

Поможем урожай собрать.
* * *

Повторяй за мной зарядку.

В ней звук Т пришел на грядку.

Тыква- вот, а вот- томат.

Здесь- капуста, здесь- салат,

Тмин, картошка, артишок

И петрушки корешок.

Все, что вырастили мы,

Будем есть мы до весны.

Е. Карельская.


  1. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием.

Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз (выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в и.п., а затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в и.п. (выдох носом).

Что мы видим слева, а что- справа? Посмотреть направо- увидеть арбуз, посмотреть налево- увидеть дыню. Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом)- прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом)- прямо (выдох носом).3. 3. Мимические упражнения.

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.

Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.




  1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). Стручок лопнул- движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):

А) без нажима языком на нижнюю челюсть;

Б) с сильным нажимом- подталкиванием языком нижней челюсти вперед.


  1. Упражнения для щек и губ.

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот ( удерживать под счет до «пяти- шести»).

Толстячки- худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты- «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и др.- «худышки».



  1. Упражнение для языка.

Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть широким языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, язык опустить за нижние зубы.

Игра «Я- не я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т. д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!»

7. Развитие физиологического дыхания.

Игровое упражнение «Арбуз». Положить руки ниже ребер, сделать вдох, надуть живот, как арбуз (под счет до «трех»). Выдох- живот втянуть (похож на ямочку).


  1. Развитие речевого дыхание и голоса.

Разговор овощей. Произносить слоговые сочетания от имени помидора (хвастливо) и огурца (обиженно). Помидор хвастается перед огурцом тем, что он красный, красивый: «Па- пу, пы- по!» Огурец: «Пы- бы, по- бо». Кабачок говорит баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».

Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.



  1. Речевая зарядка.

«Ох! Ох! Ох!»- ворчит горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»

Огорченные овощи. Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»




  1. Психогимнастика. Пластические этюды.

Изобразить капусту на грядке; кабачок. Подставивший солнышку бочок; соленые огурцы в банке.

Сажаем огород. Выполнять действия в соответствии с содержанием текста.

Мы лопатки взяли, Семена рядами

Грядки раскопали. Дружно мы сажали,

Грабли в руки взяли, А потом водою

Грядки разровняли. Теплой поливали.


Уборка урожая. Показать: вы срезаете капусту, копаете картофель, выдергиваете морковь и свеклу, лущите фасоль и горох.
Образно-пластическое творчество детей.

Угадайте, что я делаю. Педагог показывает действия, например: мытье и чистку овощей, шинкование капусты и др. Затем действия придумывают и показывают дети.



Тема: «Фрукты».

  1. Развитие мелкой моторики.

Выполнять действия в соответствии с содержанием текста.

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть—

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

И. Лопухина.

* * *


Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик- самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик- господинчик

В землю косточки сажает.

* * *
Апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежат,

Эта долька - для ужат,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда.

Разбегайтесь кто куда!



  1. Мимические упражнения.

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую айву или хурму.

Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.

Яблоко свалилось вам на голову.



  1. Упражнения для мышц шеи. Развитие дыхания.

Вдох носом- повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука о-о-о. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом.

  1. Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц.

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

  1. Упражнение для губ и щек.

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые, как яблочки. Надуть обе щеки.

Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.



  1. Упражнения для языка.

Язычок пролезает через щель в заборе в сад. Широкий язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые- вот такие. Показать острый язык. По очереди высовывать то широкий, то узкий язык.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык колышком потом

Потянем тонким острием.

Язычок- листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.

Качели. В саду мы увидели качели.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Поднимаюсь, опускаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув изо рта.

Чашечка. Сделать из языка чашечку. «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину—яблочный, в Димину—Сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»



  1. Развитие речевого дыхания и голоса.

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.

Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. И. п.- стоять прямо. Поднять руки вверх - вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.

Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»

Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о!» вдруг откуда ни возьмись выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко).

Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пты-пто».

Яблоки падают на траву: «Бам-бом-бум!»



  1. Психогимнастика. Пластические этюды.

Изобразить действия садовника: как он копает ямки, сажает плодовые деревья, белит стволы деревьев, делает обрезку, опрыскивает деревья…

Уборка урожая. Имитация действий: как вы ставите лестницу, срываете яблоки, складываете в ящики, грузите ящики в машину, везете в магазин.



Образные перевоплощения.

Представьте себя фруктовым деревом со спелыми наливными яблоками: «Я самое спелое, сладкое, большое!»

Представьте себя земляникой на солнечной полянке: «Я самая вкусная, я самая сладкая ягода!»

Тема «Домашние животные».



  1. Развитие мелкой моторики.

Выполнение движений и действий пальчиков в соответствии со смыслом стихотворения и потешки.

Пять поросят гуляли на просторе,



(Быстро двигать пальчиками по столу)

Пять поросят пошли купаться к морю.



(медленно переставлять пальчики по столу).

Один из них устал.



(Загнуть большой палец.)

--Пойду домой,- сказал.

И вот вам результат:

Четыре поросенка гуляли на просторе,

Четыре поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал.



(Загнуть указательный палец).

--Пойду домой, - сказал.

И вот вам результат:

Три поросенка гуляли на просторе.

Три поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал.

--Пойду домой, сказал.



(Загнуть средний палец).

И вот вам результат:

Два поросенка гуляли на просторе,

Два поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал.

--Пойду домой, - сказал.

(Загнуть безымянный палец).

И вот вам результат:

Один поросенок резвился на просторе,

Один поросенок пошел купаться к морю,

Потом устал.

--Пойду домой, сказал.

(Загнуть мизинчик).

И вот вам результат:

Ноль поросят гуляют на просторе.

* * *



Образные перевоплощения.

Каталог: documents
documents -> Программы
documents -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
documents -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
documents -> Лингвосинергетическая трактовка учебно-педагогического дискурса
documents -> Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050202 Информатика
documents -> Социальная психология
documents -> 1. общая характеристика направления 220600 — инноватика


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница