Армавирская государственная педагогическая академия



страница1/4
Дата21.04.2016
Размер0.6 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

«УТВЕРЖДАЮ»:


____________________

____________________ 20 ___ год



УЧЕНБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Наименование ООП: Дошкольное образование

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения: (заочная)

Составитель:

Е.А.Тупичкина, докт.пед.наук, проф.

г. Армавир 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в педагогической науке идет становление новой системы образования, направленной на гуманизацию образовательного пространства. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в учебной деятельности.

Происходит смена образовательных парадигм, усиливаются процессы интеграции и дифференциации. В связи с чем, появилась потребность в переосмыслении содержания педагогического курса в свете системы ценностей и приоритетов в образовательной политике. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Программа по курсу составлена с учетом классических и новейших исследований в области педагогики, психологии и других смежных наук. Освоение педагогики направлено на формирование базовых профессиональных компетенций бакалавра. Это базовый курс, формирующий специфическую культуру педагогического мышления. Основная идея: формирование методологической культуры педагога посредством реализации концепции подготовки студентов к самоорганизуемой рефлексивной педагогической деятельности.

В УМК охватывает 4 модуля (раздела) курса «Педагогика»: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики с историей педагогики», «Теория обучения», «Теория воспитания».


  1. Цели освоения дисциплины:

- сформировать систематизированные знания об истории становления образовательной практики в мире, о закономерностях, содержании и современных технологиях образовательного процесса, представление о сущности педагогической профессии, современных требованиях к педагогу и особенностях педагогической деятельности в различных сферах социума; умения и навыки организации процессов обучения и воспитания в различных учреждениях системы образования и культуры; качества личности, отвечающие современным требованиям, предъявляемым к личности педагога; развивать педагогическое мышление, готовность будущего специалиста к инновационной педагогической деятельности в сфере образования и культуры;

- формировать направленность личности на теоретическое и практическое решение профессионально-педагогических задач в области образования, социальной сферы, культуры, формирование общекультурных и профессиональных компетенций важных для организации педагогической деятельности, развитие инновационного мышления будущих педагогов.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Педагогика» относится к профессиональному циклу и входит в состав базовой части ООП.

Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Педагогика», является образование, социальная сфера, культура.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

– обучение;

– воспитание;

– развитие;

– просвещение;

– образовательные системы.

Профильными для данной дисциплины является педагогическая / культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:



в области педагогической деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.



в области культурно-просветительской деятельности:

– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

– организация культурного пространства;

– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

– популяризация художественных знаний в широких слоях общества.

Для освоения дисциплины «Педагогика» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения «Философии», «Психологии», «Информационных технологий».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения «Методики воспитания и обучения по профилю», педагогических дисциплин вариативной части и курсов по выбору, прохождения производственной практики, подготовки к написанию выпускной квалификационной работы.
Курс читается в течение двух семестров (1-2), что обеспечивает последовательность изучения основных модулей курса и непрерывность, преемственность в преподавании педагогических и методических дисциплин.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

- организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

- решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).



В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • основные этапы развития педагогической теории и практики в исторической ретроспективе, особенности современного этапа развития образования;

  • особенности и тенденции развития всемирного историко-педагогического процесса, его движущие силы и закономерности;

  • основные педагогические категории;

  • предмет педагогики – целостный педагогический процесс в его главных составляющих – воспитание, обучение, социализация, а также единство и взаимосвязь этих процессов;

  • сущность и специфику профессиональной педагогической деятельности;

  • методы и логику педагогического исследования, особенности его организации;

  • сущность, закономерности, содержательные основы, методы, формы организации и технологии процессов воспитания и обучения;

  • педагогические объекты, явления, процессы на основе междисциплинарных подходов, вариативности трактовок, системного видения;

уметь:

  • использовать методы педагогической науки для решения различных учебных и профессиональных задач;

  • вычленять и анализировать педагогические явления, объяснять их и намечать возможные пути решения;

  • устанавливать причинно-следственные связи при изучении всемирного историко-педагогического процесса.

  • генерировать продуктивные педагогические идеи, направляющие и перестраивающие учебно-воспитательную деятельность самого педагога;

  • осуществлять поиск, отбор и проектирование содержания педагогического процесса, продуктивных методов и средств воспитания и обучения;

  • прогнозировать и проектировать педагогические ситуации;

  • осуществлять постановку и решение педагогических задач;

  • моделировать и конструировать педагогическую деятельность;

  • осуществлять рефлексию своей профессионально-педагогической деятельности;

владеть навыками:

  • совершенствования профессиональных знаний и умений с использованием разнообразных ресурсов;

  • ориентации в педагогических источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

  • анализа педагогической и историко-педагогической литературы, анализа педагогических ситуаций, решения педагогических задач;

  • различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;

  • ведения дискуссии на педагогические темы;

  • поддержания контакта, установления межличностного взаимодействия.


4. Структура и содержание дисциплины Педагогика (ОЗО)

№ п/п

Раздел

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля




Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




Лекции – 4 час;

семинарские -2 час;

СРС – 30 час.







1

Педагогическая профессия: история и современность.

Лекция – 1 час.
СРС – 6 час.


Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.



2

Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики

Лекция – 1 час
СРС – 6 час.



Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.



3

Педагогическая культура и ее компоненты: компетентностный подход

Лекция – 2 часа

СРС – 6 час.





Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.



4

Основы педагогического общения

Семинар – 1 час

СРС – 6 час.




Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.

Краткий конспект ответов на вопросы семинара.


5

Профессиональное самовоспитание и самосовершенствование педагога

Семинар – 1 час

Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.

Краткий конспект ответов на вопросы семинара.





Раздел II. Общие основы педагогики

Лекции - 6 ч; семинарские – 4; СРС - 60 час.



1

Педагогика как область гуманитарного знания, наука о воспитании и обучении человека.

Лекция – 1 час

СРС – 8 час



Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.



2

Социализация личности. Учет факторов, влияющих на процесс социализации.

Семинар – 1 час

СРС – 14 час



Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.

Краткий конспект ответов на вопросы семинара.


3

Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта.

Семинар – 1 час

СРС – 14 час



Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.

Краткий конспект ответов на вопросы семинара.


4

Характеристика целостного педагогического процесса

Лекция – 2 часа

СРС – 12 час




Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.



5.

Методологические основы педагогики. Научное исследование в педагогике

Лекция – 1 час

СРС – 12 час




Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.






История педагогики

Лекции- 2 часа; семинар – 2, СРС – 64 часа.



6

История зарубежной педагогики

Лекция – 1 час.

СРС – 21 час



Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.



7

История отечественной педагогики

Лекция – 1 час

СРС - 22 час.




Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.



8.

Педагогическая мысль в истории педагогики

Семинар-

2 часа


СРС - 21 час

Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.

Краткий конспект ответов на вопросы семинара.

Заполненная таблица по персоналиям.






Раздел Ш. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Лекции - 6; Семинар – 4; СРС – 98 час.






Теория и практика обучения.

1

Обучение как дидактическая система, как одна из подсистем целостного педагогического процесса.

Лекция- 1 час

СРС – 8 час.





Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.



2

Цели и содержание обучения как фундамент базовой культуры личности.

Лекция - 1 час

СРС -8 час.




Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.



3

Методы, средства и формы (технологии) обучения и воспитания

Лекция- 1 час

СРС -12 час.




Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.






Теория воспитания

4

Сущность и логика процесса воспитания. Воспитательные системы.

Лекция- 1 час

СРС -8 час.




Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.



5

Цели, задачи и содержание воспитания.

Лекция - 1 час

СРС -10 час.




Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.



6

Методы, средства и формы (технологии) воспитания

СРС -12 час.


Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.

Краткий конспект основных аспектов темы.


7

Коллектив как объект и субъект воспитания.

СРС -10 час.


Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.

Краткий конспект основных аспектов темы.


8

Инновационные образовательные процессы. Современные образовательные технологии.

Лекция- 1 час

СРС -10 час.




Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.



9

Цели, содержание обучения и воспитания

Семинар - 2 часа

СРС -10 час.




Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.

Краткий конспект ответов на вопросы семинара.


10

Методы, средства и формы обучения и воспитания

Семинар - 2 часа

СРС -10 час.




Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.

Краткий конспект ответов на вопросы семинара.



МОДУЛЬ

«ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Армавирский государственный педагогический университет

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики


Утверждено

на заседании кафедры педагогики

протокол № 2_ от __________2011 г


Зав. кафедрой _____________

Н.К.Андриенко, канд.пед.наук, доц.



УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины


«Введение в педагогическую деятельность
Направление подготовки

050100 – Педагогическое образование

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

заочная

Программа составлена:

Е.А.Тупичкина, докт.пед.наук, проф.



Армавир – 2013г.

Пояснительная записка
Курс "Введение в педагогическую деятельность" открывает цикл педагогических дисциплин, осваивае­мых студентами в вузе. По своей сути он является вводным в системе ву­зовских педагогических курсов. От того, насколько качественно будут ре­шены образовательные, развивающие и воспитательные задачи данного этапа обучения, во многом зависит успешность реализации задач профес­сионально-педагогической подготовки в целом.

Спецификой предлагаемой учебной программы является ее ориенти­рованность не только на формирование у студентов спектра базо­вых понятий в ходе аудиторных занятий, но и на организацию активного их включения в разнообразные виды самостоятельной учебно-познавательной деятельности, в результате которой будущие педагоги разработают индивидуализированные модели собственного профессионального облика и про­граммы личностного профессионального становления.

Такой подход позволяет конкретно реализовать идеи компетентностного и личностно-ориентированного подходов к педагогической подготовке специалистов. Содержательное своеобразие тем аудиторных занятий характеризуется междисциплинарным характером учебной информации, предъявляемой сту­дентам, что предполагает привлечение и адаптацию к задачам данного учебного курса значительного массива сведений из психологии, философии, этики, управления и права.

При формировании системы базовых понятий курса и содержания тем аудиторных занятий автор-составитель исходил из понимания стартового уровня осведомленности студентов с педагогической проблематикой и термино­логией. Кроме того, необходимо учитывать, что данный курс, имея пропедевтическую направленность, занимает сравнительно небольшой объём часов в учебном плане вуза, что в значи­тельной мере осложняет задачу преподавателя данной дисциплины. Один из путей реализации этой сложной задачи автор видит в комплексном под­ходе к структурированию педагогической учебной информации, исклю­чающем бессодержательные, бесструктурные рассуждения и дающем воз­можность извлечения из смежных наук о человеке, сведений, правомерно включаемых в систему педагогической информации.



Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» относится к базовой (обязательной) части ОПП бакалавриата, являясь первым, вводным модулем дисциплины «Педагогика», решая задачу подготовки студентов к дальнейшему освоению последующих модулей.

Спецификой модуля является его ориенти­рованность не только на формирование у студентов спектра базо­вых понятий в ходе аудиторных занятий, но и на организацию их активного включения в разнообразные виды самостоятельной учебно-познавательной деятельности, целеполагание которых разработка индивидуализированных моделей собственного профессионального облика и про­граммы личностного профессионального становления.

Такой подход позволяет реализовать идеи компетентностного и личностно-ориентированного подходов к педагогической подготовке специалистов.



Основные задачи:

1. Формирование у студентов комплексного представления педагогической профессии.

2. Приобщение студентов-первокурсников к наиболее актуальной проблематике современной педагогической науки и практики.

3. Формирование у студентов потребности, умений и начального опыта профессио­нально-педагогического самовоспитания и самообразования.

4. Формирование у первокурсников навыков вузовской познава­тельной деятельности.

5. Содействие формированию гуманистической направленности личности и гуманистического характера деятельности будущего учителя.

6. Формирование мотивации непрерывного профессионального са­моразвития и самосовершенствования.
Структура и содержание дисциплины «Введение в педагогическую деятельность»: общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 36 аудиторных часов, 36 часов самостоятельной работы, 36 часов для подготовки и проведения итоговой аттестации студентов. Итоговая форма аттестации- зачет.

В результате изучения обязательного минимума содержания дисциплины, студент должен:



знать:

  • особенности педагогическая профессии, ее возникновение и современное состояние;

  • сущность педагогической деятельности, ее ценностные характеристики;

  • сущность понятия «педагогическая культура» и ее компоненты;

  • характерные особенности педагогического общения.

  • Основные приемы профессионального самовоспитания и самосовершенствования педагога.

уметь:

  • применять теоретические знания при решении педагогических задач

  • осуществлять оценку эффективности педагогической деятельности;

  • владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач.

В результате изучения дисциплины у студентов должна быть сформирована позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе; интерес к внутреннему миру обучающихся.
Структура и содержание модуля «Введение в педагогическую деятельность»

№ п/п

Раздел

Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля




Лекции – 4 час;

семинарские -2 час;

СРС – 30 час.







1

Педагогическая профессия: история и современность.

Лекция – 1 час.
СРС – 6 час.


Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.



2

Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики

Лекция – 1 час
СРС – 6 час.



Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.



3

Педагогическая культура и ее компоненты: компетентностный подход

Лекция – 2 часа

СРС – 6 час.





Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.



4

Основы педагогического общения

Семинар – 1 час

СРС – 6 час.




Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.

Краткий конспект ответов на вопросы семинара.


5

Профессиональное самовоспитание и самосовершенствование педагога

Семинар – 1 час

Опорный конспект лекции.

Терминологический опрос.

Структурно-логическая схема содержания темы.

Выписанные основные педагогические понятия в словарь.

Краткий конспект ответов на вопросы семинара.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

«Введение в педагогическую деятельность»
Тема. Педагогическая профессия: история и современность.

Общее представление о профессии. Возникновение и становление педагогической профессии: допрофессиональный этап, условно профессиональный этап, собственно профессиональный этап, современный этап. Типология современных педагогических профессий. Особенности педагогической профессии. Особенности становления и развития педагогической профессии в России. Профессиональные функции педагога.

Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной России. Модернизация системы педагогического образования.
Тема. Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики.

Общая характеристика понятия «деятельность». Сущность и специфика педагогической деятельности. Мотивация, цель, содержание, виды и функции педагогической деятельности. Основные объекты цели педагогической деятельности. Общая характеристика основных видов педагогической деятельности: воспитательная работа, преподавание, научно-методическая, культурно-просветительская и управленческая деятельность.

Структура педагогической деятельности и ее компоненты: конструктивный, организаторский и коммуникативный (по Н.В.Кузьминой)

Стили педагогической деятельности.

Творческий характер педагогической деятельности.
Тема. Педагогическая культура и ее компоненты: компетентностный подход.

Общее понятие о педагогической культуре и ее составляющих компонентов. Характеристика направленности личности педагога: социально-нравственная направленность; профессионально-педагогическая направленность; познавательная направленность.

Общая характеристика профессионализма и профессиональной компетентности педагога. Научные подходы к трактовке понятий: «профессионализм», «компетентность», «компетенции».

Профессиональная компетентность как необходимая составляющая профессионализма человека. Природа компетентности. Профессиональная компетентность учителя как совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Виды профессиональной компетентности (по А.К.Марковой): специальная, или деятельностная профкомпетентность, социальная профкомпетентность, личностная профкомпетентность, индивидуальная профкомпетентность.

Компоненты профессиональной компетентности педагога: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.

Сущность компетентностного подхода. Основные черты компетентностного подхода к подготовке специалистов. Этапы формирования профессиональной компетентности.

Тема. Основы педагогического общения.

Общая характеристика понятия «общение». Специфика педагогического общения. Профессионально-педагогическое общение.

Стили педагогического общения. Позиция педагога как система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.

Социальная и профессиональная позиции педагога. Характеристика основных стилей руководства преподавателем учащихся: автократический (самовластный) стиль руководства, авторитарный (властный) стиль руководства, демократический стиль, игнорирующий стиль, попустительский, конформный стиль, непоследовательный, алогичный стиль (по Л.Д.Столяренко).

Диалог и монолог в педагогическом общении. Профессионально-важные качества педагогического общения.

Тема. Профессиональное самовоспитание и самосовершенствование педагога.

Роль самовоспитания в профессиональном становлении личности. Самовоспитание как деятельность, направленная на реализацию человеком себя как личности, на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Общая характеристика понятия «профессиональное самовоспитание и его роль в становлении педагога. Профессиональное самовоспитание и его составляющие. Самопознание и самоопределение как источники профессионального самовоспитания. Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания учителя.

Внутренние и внешние факторы, стимулирующие процесс самовоспитания. Приемы самовоспитания. Основные методы самовоспитания. Этапы профессионального самовоспитания: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие. Построение программы самовоспитания.


ТЕМА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ 1.

Педагогическое мастерство и профессиональный рост педагога

  1. Обсуждение темы.

Вопросы для обсуждения:

1.1. Общее понятие о педагогическом мастерстве и профессиональном росте педагога.

2.1. Мастерство педагогического общения (функции, стили, коммуникативные способности педагога).

3.1. Средства, методы, формы самообразования, самовоспитания, самосовершенствования.



4.1. Творчество в профессиональной деятельности педагога.

  1. Решение педагогических задач и кроссвордов.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)

  1. По каждой теме составить опорный конспект в форме структурно-логической схемы.

  2. В педагогический словарь выписать основные понятия темы и составить педагогический кроссворд из 10-15 терминов.

  3. К одной из тем подобрать научную статью и сделать к ней аннотацию (в соответствии с номером последней цифры зачетной книжки: №№1-2 –тема 1; №№ 3-4 –тема 2; №№ 5-6 –тема 3; №№ 7-8 –тема 4; №№ 9-0 –тема 5.)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы по модулю «Введение в педагогическую деятельность»
а) основная литература:

  1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М. – Ростов н/Д, 1999.

  2. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов н/Д, 2005.

  3. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую дея­тельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

  4. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2004.

  5. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. А.А. Орлова.- М. Изд. Центр «Академия», 2004.

  6. Педагогика / Под ред. Сластенина В.А.: изд.3-е – М.: Владос, 2011.

  7. Резниченко М.Г.Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов факультета начального образования. – Самара: Издательство СГПУ, 2003. – 132 с


б) дополнительная литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика: Курс творческого саморазвития. – М., 2002.

  2. Ардаширова Э. Т. Основы культуры и этики учителя. – М., 1997.

  3. Асадуллин Р.М., Хамитов Э.Ш., Хазиев В.С. Профессиональная педагогическая подготовка учителя в переломные периоды развития общества. – Уфа,2001.

  4. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти (техника профессионального поведения). – М., 1994.

  5. Вульфов Б. Учитель: профессиональная духовность //Педагогика. –1995.–№2.–С.48-52.

  6. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущих учителей. М., 1989.

  7. Захарченко Е.Ю. Становление педагогической культуры молодого учителя//Педагогика.– 2002.–№3.–С.45-50.

  8. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн.для учителя.–М., 1993.

  9. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М., 2002.

  10. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую дея­тельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

  11. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2004.

  12. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессиональной педагогической деятельности. – М., 2002.

  13. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.–М.,2004.

  14. Педагогика / Под ред. Сластенина В.А.: изд.3-е – М.: Владос, 2006.

  15. Раченко И.П. НОТ учителя. –М.: Просвещение, 1989.

  16. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера. - М.: ВЛАДОС, 2000.

  17. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения. – М.: Флинта, 1998.

  18. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М., 2001.

  19. Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их преду­преждения.- М., 1998.

  20. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: Учеб. Пособие.-М. Владос. 2008.


в) Интернет-ресурсы

  1. http://www.psychologi.biz/

  2. http://www.referatoria.ru/pedagogika/

  3. http://www.pedlib.ru/

  4. http://www.uni-vologda.ac.ru/faculties/nachf/umk/oop.htm

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  6. http://pedagogy.ru/

  7. http://www.gumfak.ru/pedagog.shtml

  8. http://waldorf-kiev.nm.ru/

  9. http://1001.vdv.ru/books/pdv/

  10. http://www.gala-d.ru/



Требование к зачету

Зачет выставляется на основе выполненных заданий СРС и проверочного теста по основным понятиям тем учебной дисциплины:



  1. Педагогическая профессия

  2. Педагогическая деятельность

  3. Профессиональная компетентность педагога

  4. Общение в педагогической деятельности

  5. Профессиональный рост педагога.


МОДУЛЬ

«ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

С ИСТОРИЕЙ ПЕДАГОГИКИ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики





Каталог: fakult -> FDiNO -> Kaf pedagog -> dok -> zadaniya OZO
zadaniya OZO -> Методические рекомендации для подготовки к занятию: Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов
zadaniya OZO -> Рабочая программа дисциплины «БЗ. Р» «Педагогическая конфликтология» Направление подготовки: 050100: Педагогическое образование
zadaniya OZO -> Программа дисциплины ««Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом»
dok -> История образования
zadaniya OZO -> Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б5» «Экономика образования»
dok -> Специальная педагогика под редакцией Н. М. Назаровой
zadaniya OZO -> Практико-ориентированные задания по дисциплине: «Профессиональный коучинг» Практико-ориентированное задание №1
zadaniya OZO -> Рабочая программа дисциплины курс по выбору «БЗ. Дв 9 и дв 10». «Педагогическая коррекция агрессивного поведения детей»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница