Антропный принцип в современной космологии



Скачать 53.97 Kb.
Дата21.04.2016
Размер53.97 Kb.
Антропный принцип в современной космологии
Антропный принцип – одно из базовых утверждений современной космологии, согласно которому имеет место удивительная приспособленность Вселенной к существованию в ней человека. Эта приспособленность выражается в наличии очень тонкой подгонки фундаментальных физических констант, при которой даже малые отклонения от их стандартных значений привели бы к такому изменению свойств Вселенной, при котором возникновение в ней человека было бы принципиально невозможно.

Космология – наука, изучающая Вселенную как единое целое, ее строение и эволюцию. Термин космология образован из греческих kosmos – мир, гармония logos – учение, слово. Теоретическим базисом космологии является физическая теория, а ее экспериментальные методы основаны на использовании астрономических наблюдений и специальных космических аппаратов.

Первой научной системой мира явилась геоцентрическая система, разработанная К.Птолемеем (2в.н.э.). В16 веке Н.Коперник проанализировал недостатки этой модели и обосновал необходимость перехода к гелиоцентрической системе. Открытие Коперника стимулировало развитие физической теории. Впервые использовав телескоп для наблюдения небесных явлений, Г.Галилей получил многочисленные экспериментальные свидетельства в пользу гелиоцентрической системы мира. И.Ньютон открыл закон всемирного тяготения и разработал классическую механику, с помощью которой удалось теоретически описать большинство небесных явлений.

Отечественный математик А.Фридман еще в первой трети 20 века разработал теорию эволюции Вселенной в целом, которая признавала качественное изменение характеристик Вселенной во времени. Теория эволюции вселенной привела к постановке вопросов о начале (рождении) и ее конце (смерти). Но рождение и смерть Вселенной как грандиозные космические процессы происходят без ″свидетелей″. В момент ее рождения (Вселенная рождается только один раз) человека – наблюдателя еще нет, а в момент ее смерти человека – наблюдателя уже нет. Следовательно, рождение и смерть Вселенной – принципиально ненаблюдаемые факты. Эволюционирующая Вселенная принципиально ненаблюдаема. Но принципиально ненаблюдаемое является по определению трансцендентным, относящимся к сфере метафизики, в которой главным способом познания является чистое умозрение, зрение умом, которое признавали античные философы начиная с Парменида.



Эти космологические теории способствовали появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов,аналогичных античной рациональности:

  1. понятие ″Вселенная в целом″ родственно античному понятию Космос (от греческого kosmos – Вселенная), правда, без прилагательного ″Божественный″;

  2. с появлением эволюционной теории Фридмана такие понятия классической науки, как теория, эксперимент (опыт), научное знание и др., начинают приобретать иной смысл: теория становится ″чистой″, неопосредованной экспериментом, который по отношению к Вселенной в целом в принципе невозможен. Научное знание приобретает черты метафизического знания, т.е. знания, полученного только с помощью ума, хотя в отличии от античности, ум в космологической науке является умом исключительно человеческим и не связан с космическим Логосом.

  3. критериями истинности космологической теории становятся, как правило, внутринаучные критерии, которые базируются на таких принципах разума, как целесообразность, соразмерность, гармония;

  4. в античной философии человек рассматривается как неотъемлемая часть Космоса. Платон писал: ″Космос – прекраснейшая из возникших вещей, а его демиург – наилучшая из причин″. Человеческое существо, созданное по принципу ″космической гармонии″, совершенно в силу совершенства Космоса. Аналогично в современной физике и космологии все чаще стали говорить об антропном принципе, согласно которому наша Галактика устроена таким образом, что допускает возможность появления человека. В этом смысле он космический феномен, органический элемент Космоса. Во Вселенной действует антропный принцип, согласно которому то, что ″мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. Хотя наше положение не обязательно является центральным, оно неизбежно в некотором смысле привилегированное″. Существуют ″слабые″ и ″сильные″ интерпритации этого принципа. ″Слабая″ интерпритация: наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием в качестве наблюдателей. ″Сильная″ интерпритация: Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей. Антропный принцип ставит в определенную зависимость человека и фундаментальные мировые константы, которые определяют действия законов тяготения, электромагнетизма, сильных и слабых взаимодействий элементарных частиц.

  5. Современная космология впервые со времен греческой натурфилософии сформулировала вопрос: ″Почему Вселенная устроена именно так, а не иначе?″ Например, почему пространство трехмерно, а время одномерно и т.д. В традиционной космологии вопрос формулировался иначе: ″как устроена Вселенная?″ Вопрос″почему?″ в отношении метафизических объектов, каковым является Вселенная в целом, есть вопрос о первоначалах и первопричинах, поставленных еще античным философом Аристотелем;

  6. Подобие античному типу рациональности обнаруживается и в том, что начинает размываться граница между теорией элементарных частиц и теорией Вселенной. Это ″размывание″ границ началось, когда обнаружили, что электрон ведет себя антиномично, т.е. подчиняется двум взаимоисключающим друг друга типам закономерностей: волновым и корпускулярным. Но можно сказать, что Кант уже знал, что когда мы рассматриваем мир как целое, то неизбежно приходим к антиномичным утверждениям: мир имеет начало во времени и пространстве – мир бесконечен в пространстве и времени; в мире существуют свободные причины – в мире царит необходимость и т.д. Электрон ведет себя также антиномично, как и невидимый нам ″мир как целое″. Но антиномии сформулированные Кантом в отношении мира как целого, относятся к сфере философии. Н.Бор одним из первых понял, что смысловая интерпритация антиномичности электрона возможна не в области физики, в области философии, что сущностные характеристики электрона столь же умозрительны и парадоксальны, как и характеристики мира в целом. Стало формироваться убеждение, что элементарная частица в каком – то отношении столь же тотальна, как и весь мир, что она и есть другой полюс Космоса. И когда космология связала возникновение мира с Большим взрывом, то сразу возникла проблема: с какой своей ″единицы″ начинается мир. Большой взрыв понимается как ″создание из ничего″ неопределенной бесформенной протоматерии, из которой начали формироваться элементарные частицы. Они – то и были теми ″единицами″, которые привели к структурированию всего мироздания. Теория элементарных частиц и космологическая теория столь тесно стали сопрягаться, что критерием истинности теории элементарных частиц стала выступать ее проверка на ″космологическую полноценность″. Возникло близкое античности понимание того, что все связано со всем, ″все во всем″.

Современная космология опирается на мощную экспериментальную базу: радиоастрономические, инфракрасные, рентгеновские и другие методы наблюдения. При исследовании планет и их спутников, астероидов и комет активно используются специализированные космические зонды, оснащенные богатой измерительной аппаратурой. Разработаны космические аппараты для наблюдений с околоземной орбиты, крупнейшим из которых является телескоп ″Хаббл″. В 1929 году Э.Хаббл открыл эффект красного смещения в спектрах излучения далеких галактик. Из открытий Фридмана и Хаббла следовало, что Вселенная расширяется, причем этот процесс начался 13,7 миллиардов лет назад в процессе так называемого Большого взрыва, когда Вселенная имела микроскопические размеры.



Открытия в области космологии имеют принципиальное значение для совершенствования современного миропредставления.

Итак, современная физика и космология внесли в постнеклассическую рациональность элементы. Аналогичные античной рацианальности. Они вступили в пространство своих научных построений вопросов, которые в классической и неклассической науке относились к философским: почему Вселенная устроена так , а не иначе; почему во Вселенной все связано со всем и т.д. Но философские вопросы нельзя изучать, опираясь на нормы и идеалы научного познания, сложившиеся в пределах классической, неклассической и даже постнеклассической рациональности.
Каталог: asp
asp -> Общая педагогика, история педагогики и образования од. А. 00 Обязательные дисциплины Аннотация рабочей программы дисциплины
asp -> Формирование гуманистического образа личности учителя в отечественной педагогике 1920-х гг. 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
asp -> Культурная социализация молодежи в условиях транзитивного общества
asp -> Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
asp -> Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
asp -> Рабочая программа дисциплины психология и педагогика высшей школы по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
asp -> Рабочей программы учебной дисциплины Педагогическая психология Цель учебной дисциплины: рассмотреть основные проблемы педагогической психологии как междисциплинарной отрасли научного знания
asp -> Рабочей программы учебной дисциплины Педагогическая психология Цель учебной дисциплины: рассмотреть основные проблемы педагогической психологии как междисциплинарной отрасли научного знания


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница