Программа профессиональной переподготовки Логопедия в здравоохранении. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций (620)_new
Дисциплина:Развитие речи в норме и недоразвитие речи
Практическое задание 3, Модуль 3. Недоразвитие речи
Выполнил: слушатель Дзюба Юлия Юрьевна Преподаватель: Лещенко Светлана Геннадьевна г. Москва – 2023 Задание 1. Охарактеризуйте основные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Приведите примеры из литературы и/или из собственных наблюдений за детьми.
Признаком фонематического недоразвития у детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Сюда чаще всего относятся свистящие, или шипящие звуки, звуки [р], [л], реже звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, взрывные и фрикативные.
При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей произношения звуков:
– недифференцированное произнесение пар или групп звуков, то есть один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков. Например, мягкий звук [ш] заменяет [с] и [ш]; ребёнок произносит ш'апка вместо шапка, ш'ани вместо сани. Например, вместо звуков с, ч, ш ребёнок произносит звук ть: сумка-тюмка, чашка-тяска, шапка-тяпка;
– нестойкое употребление в речи звуков. Одно и то же слово ребёнок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно, например, слово шука как ссюка, шука и чука.
– замены одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию. Так, например, вместо [р] произносится [л], вместо [ш] - [с], вместо [ш] - [ф]. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками [т], [т], [д], [д]. Ребёнок произносит тапка вместо шапка, тани вместо сани, дух вместо жук и т.д. Группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками т, д, р заменяется на л, ш заменяется на ф: собака-табака-фабака, рыба-лыба, шуба-фуба;
– смешение звуков в речи. В одних случаях ребёнок употребляет звуки правильно (например, кошка, сани), в других взаимозамещает их, например, говорит: «коска». Ребёнок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребёнок умеет правильно произносить звуки р, л, с изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку».
Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искажённым произнесением звуков.
У некоторой части детей с фонетико-фонематической недостаточностью отмечается бедность словарного запаса, аграмматизм, то есть элементы общего недоразвития речи. Для таких детей характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость; наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и чёткость речи.