АНО "НИИДПО"
Программа профессиональной переподготовки
Специальное (дефектологическое) образование профиль «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология» (620)
Дисциплина: Инклюзивное и интегрированное образование
Практическое задание 3, Модуль 3. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования
Выполнил:
слушатель Ненянг Альбина Семёновна
Преподаватель:
Марчук Елена Станиславовна
г. Москва – 2023
Задание № 1. Ознакомьтесь с содержанием лекций и Приложения 1. Заполните таблицу, кратко указав общие особенности развития детей для каждого из видов нарушений в развитии и рекомендации по организации занятий.
Нарушения в развитии
Общие особенности развития
Рекомендации по организации занятий
Дети с нарушением зрения
Внимание
Низкий темп переключения. Снижен объём и устойчивость
Восприятие и ощущения
Свойственна избирательность. Формируются обеднённые, деформированные и неустойчивые зрительные образы. Схематизм зрительного образа. Трудность выделения существенных качеств, отсутствие целостности образа, его фрагментарность и неполнота. Страдает восприятие пространства. Слух и осязание являются основными средствами восприятия. Важным компонентом является мышечно-двигательная чувствительность.
Память
Большой диапазон индивидуальных различий в объёме. Недостаточное осмысление запоминаемого материала. Для запоминания необходимы многочисленные повторения, логическая обработка материала, уточнение образов. Наблюдается реминисценция.
Мышление
Формирование мыслительных операций осуществляется в более поздние сроки и с большими трудностями.
Речь и общение
Изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм». Происходит накопление большого количества слов, не связанных с конкретным содержанием. Активное речевое общение становится обходным путём в развитии. Типично системное недоразвитие речи. Слабое использование неязыковых средств общения.
Личностная и эмоционально-волевая сферы
Большая точность в распознавании эмоциональных состояний собеседника. Отсутствует отражение переживаний в мимике, жестах, позе. Характерна высокая самооценка и низкий уровень притязаний. Большинство относится неадекватно к своему дефекту, игнорируя или вытесняя его.
Особенности деятельности
Замедленное формирование различных форм деятельности. Нуждаются в специальном направленном обучении. Замедленный темп формирования предметных действий, трудности переноса их в самостоятельную деятельность. Высокая чувствительность к оценке своих действий.
Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения школьника, испытывающего трудности в обучении. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывают чувство стеснения, не надевают их в окружении сверстников.
Рабочее место ребенка с нарушением зрения располагается в центре класса, на первой-второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением.
Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Школьному педагогу-психологу рекомендуются занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на обдумывание.
При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.
Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п.
Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного: возраста - 2-3 объекта, старшего дошкольного - 4-1 объектов, младшего школьного - 6-7 объектов.
Следует чаше использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), на занятиях по родному языку использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.
На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, а переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева.
Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, т: время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).
При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.
Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.
Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал.
Использование данных рекомендаций в образовательной деятельности поможет педагогам организовать эффективный процесс обучения слабовидящего ребенка.
Дети с нарушением слуха
Внимание
Основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Первоначально произвольное внимание ребенка опосредованно
общением со взрослыми. Указательный жест, затем речевая инструкция взрослого выделяют из окружающих предметов вещь, на которую направляется внимание ребенка.
Постепенно ребенок начинает управлять своим поведением на основе само инструкций.
Восприятие и ощущения
Аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим. Зрительное восприятие, как главный источник представлений об окружающем мире, имеет большое значение для развития возможностей глухих детей общаться с людьми. Компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятий. Асинхрония, которая проявляется в разной степени недоразвития одних систем восприятия (двигательная чувствительность, осязание) при более высоком уровне развития других (зрительное восприятие, вибрационная чувствительность).
Память
По характеру произвольного запоминания можно заключить, что в памяти глухих детей образы предметов в меньшей степени организованны, чем у слышащих. Глухие дети реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. Большие сложности со словесной памятью.
Мышление
У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально- этических представлений и понятий.
Речь и общение
Использование жестовый речи.
Личностная и эмоционально-волевая сферы
Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, что приводит к упрощению межличностных отношений. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению.
Особенности деятельности
Замедленная динамика образования необходимых навыков, но потенциально возможно могут освоить большое количество специальностей.
Всегда располагайтесь так, чтобы Ваше лицо было повернуто к источнику света и хорошо освещено.
Говорите в нормальном темпе (не очень быстро и не очень медленно).
Не кивайте головой при разговоре.
Не размахивайте руками, не закрывайте нижнюю часть лица.
Следите, чтобы ребенок понимал Вашу речь.
Будьте доброжелательны, не высказывайте раздражения и недовольства при затруднениях ученика.
Владейте способами помощи ребенку, если он затрудняется считывать с губ речевой материал:
напишите слово или фразу на доске, в тетради, палочкой на снегу, земле;
повторите всю фразу в более медленном темпе, но без выраженной артикуляции;
сделайте перестановку слов в предложении, сделав фразу более знакомой, общепринятой;
замените словосочетание или отдельное слово, не меняя смысла фразы;
напишите свою фразу с последующим одновременным проговариванием.
Дети с нарушением речи
Внимание
Характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Восприятие и ощущения
Нарушения фонематического восприятия. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
Память
Объем зрительной памяти практически не отличается от нормы.Заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания.Остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.
Мышление
Недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.
Речь и общение
Отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников.
Личностная и эмоционально-волевая сферы
Свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.
Особенности деятельности
Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Часто наблюдаются нарушения моторики, что указывает на недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений, являющихся организующим моментом любой деятельности.
Дети с УО
Внимание
Недостаточность внимания, особенно произвольного. Свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Характерна также неспособность распределения внимания между различными объектами.
Восприятие и ощущения
Зрительное восприятие: свойственна узость, недостаточная дифференцированность, снижение остроты, своеобразное узнавание, недостаточное приспосабливание, нарушение пространственной ориентировки. Осязательное восприятие: пассивность и недостаточная целенаправленность деятельности, асинхронность и несогласованность движений их рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и, соответственно, большое количество ошибок при распознавании объектов.
Память
Объем запоминания меньше, точность и прочность ниже, склонность к привнесениям, непреднамеренные запоминания продуктивность в активных заданиях выше, серьезные трудности при запоминании учебного материала.
Мышление
Формируется с большим трудом, наглядно-действенная форма, большие трудности со словесно-логическим мышлением, недостаточность всех уровней мыслительной деятельности
Речь и общение
Овладевают речью замедленно. Позднее начинают понимать обращённую к ним речь и пользоваться активно речью. Становление идёт своеобразно и с большим запозданием. Позднее и менее выражено вступает в эмоциональный контакт.
Первые малочисленные слова появляются в 2—3 года или даже в 5 лет. Более позднее и дефектное развитие фонематического слуха. Предпочитают пользоваться не речью, а указательными жестами, мимикой, передавая ими свое желание получить какой-то предмет, выражая положительное или отрицательное отношение к происходящему. Обладая весьма ограниченным словарным запасом и не владея фразой, они не могут ни спросить о том, что их интересует, ни вразумительно ответить на заданный вопрос.
Личностная и эмоционально-волевая сферы
Формируются замедленно и с большими отклонениями. Резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Самооценка подвержена контрастным изменениям.
Псевдокомпенсаторная переоценка своей личности.
Особенности деятельности
Качественное своеобразие целей, мотивов и средств деятельности. Нарушается целенаправленность деятельности, способы действия ученика не изменяются даже в тех случаях, когда они оказываются явно ошибочными, недостаточно критичны к результатам своей деятельности, снижение точности выполнения задания при усложнении его условий.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).
В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.
Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.
Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и
методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.
Дети с РДА
Внимание
Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. Негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. Сильнейшая психическая пресыщаемость.
Восприятие и ощущения
Повышенная сенсорная ранимость, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира. Стремление получить определенные активирующие впечатления.
Память
Хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Воображение этих детей если и не снижено, то причудливо, имеет характер патологического фантазирования.
Мышление
Развитие мышления у таких детей связано с преодолением огромных трудностей произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Интеллектуальная недостаточность не является обязательной.
Речь и общение
Своеобразное отношение к речевой действительности и одновременно своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи. Стремление избегать общения, особенно с использованием речи, негативно сказывается на перспективах речевого развития.
Личностная и эмоционально-волевая сферы
Резко отстаёт в формировании комплекс оживления. Постоянный страх. Феномен тождества. Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу.
Особенности деятельности
Привлекают сенсорно воспринимаемые свойства предметов (звук, цвет, движение), манипуляции с ними имеют стереотипно повторяющийся характер. Школьная деятельность вызывает большие затруднения, учителя отмечают пассивность и невнимательность на уроках. В школьном возрасте для этих детей характерно усиление стремления к «творчеству».
Нужен посредник между ребенком и окружающими, который сопровождает его в школьной жизни, находится в контакте с учителями и родителями.
Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком.
Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению аутичного ребенка.
Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы общаться на переменах с аутичным ребенком.
Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить "непонятливому" взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость.
Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.
Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.
Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.
10. Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.
11. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.
12. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).
Первичных нарушений на уровне органов чувств не обнаруживается. Характерны недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Страдает целостность восприятия. Наблюдается общая пассивность. Значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент, и операциональный, на уровне действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования. Часто наблюдаются затруднения в право и левоориентации, а также невыраженная или перекрестная латеральность. Грубо нарушена ориентировка в пространстве.
Память
Страдает непроизвольное запечатление информации. Лучше запоминается наглядный (неречевой) материал. Свойственно отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения. Мнестическая деятельность характеризуется не только сниженной активностью в поиске по приобретению различных мнемотехник, но и неумением применять потенциально имеющиеся у них приемы. Проблемы с механической памятью. Могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других.
Мышление
Отсутствует готовность к интеллектуальному усилию. Большинство детей хорошо владеют элементарными формами классификации. Уровень развития наглядно-действенного мышления у этих детей в большинстве своем такой же, как и в норме; исключение составляют дети с выраженной задержкой психического развития. Словесно- логическое мышление- развито плохо. Наблюдается отставание в развитии всех форм мышления.
Речь и общение
Отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития. Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточной дифференцированностью восприятия речевых звуков, оттенков речи. Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико- грамматического строя речи: наличие аграмматизмов, дефекты артикуляторного аппарата.
Дислексия и дисграфия .
Личностная и эмоционально-волевая сферы
Наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой. Преобладание трудного и промежуточного темпераментов. Имеются предпосылки для формирования эмоционального дисбаланса и возникновения трудностей в организации своего поведения и деятельности.
Особенности деятельности
Отстает от нормативных возрастных характеристик в среднем на 2—3 года. Формальное предпочтение сюжетно- ролевой игры.
1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.
2. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.
3. Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.
4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
5. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
6.Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
7. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
8. Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя – дефектолога и учителя – логопеда).
9. Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.
10. При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.
11. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).
12. Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия. памяти, Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.
13. Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.
14. В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.
15. Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов , достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.
16. В первые две – три недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом (логопедом), проводитобследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности.
17. Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.
18. Важным направлением в работе воспитателя является компенсация психических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.
19. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной , комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.
Дети с НОДА
Внимание
Внимание характеризуется рядом патологических особенностей. Обычно все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. У большинства детей отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность.
Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.
Восприятие и ощущения
Характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях. Своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Перцептивная активность затруднена. Нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом. У некоторых детей отмечается снижение слуха, что отрицательно влияет на становление и развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического. Недостаточность активного осязательного восприятия, в том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза). Наблюдается нарушение пространственного восприятия. Формирование пространственно-временных отношений затруднено.
Память
Наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов, вследствие недостатков в восприятии. Словесно-логическая память задерживается в своем становлении. Механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение. Двигательная память развивается с опозданием и весьма своеобразно. Образ памяти отличается фрагментарностью, нечеткостью, ребенку не удается оценить контуры предмета, его форму, детали, пропорции, его фактуру, другие особенности.
Мышление
Наглядно-действенное мышление формируется с большим опозданием и весьма своеобразно. Задержка в развитии словесно-логического мышления, в формировании обобщающих понятий и форм. Наглядно-образное мышление формируется позже нормативных сроков и имеет ряд специфических особенностей.
Преобладание чувственного обобщения над словесным. Задержка развития понятийного мышления.
Речь и общение
Речевое развитие характеризуется количественными и качественными особенностями, значительным своеобразием. Сроки речевого развития у детей, как правило, задержаны. У большинства отмечается дизартрия. Может наблюдаться недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи. Характерна недостаточная дифференциация и низкая актуализация временных и особенно всех пространственных связей, и отношений в активной речи. Недостаточность лексико-грамматического развития. Ограниченность пассивного и активного словаря. Нарушение мелодико-интонационной сторона речи.
Личностная и эмоционально-волевая сферы
Часто отмечаются неправильные взаимоотношения с коллективом сверстников, что неблагоприятно сказывается на дальнейшем развитии их личности. Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети беспокойны, суетливы, расторможены, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Для этих детей характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то вдруг становятся вялыми, раздражительными, плаксивыми. Более многочисленная группа детей, напротив, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Такие дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в быстро изменяющихся внешних условиях, с большим трудом налаживают взаимодействие с новыми людьми, боятся высоты, темноты, одиночества. Снижен уровень критического анализа своих действий и поступков. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении близких, болезненно реагируют на, казалось бы, нейтральные вопросы и предложения. Часто наблюдается расстройство сна.
Особенности деятельности
Повышенная утомляемость. Предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется со значительным опозданием. Предметные действия затруднены. У многих отмечается апраксия. Обнаруживается больший, чем при нормальном развитии, разброс уровней игры в одном возрастном диапазоне, неравномерная сформированность отдельных структурных компонентов игры внутри одного игрового уровня. Нуждаются в большей потребности в помощи взрослого. Недостаточность мотивации к игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в игре.
Педагоги и администрация школы должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима(организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности, проведения физкультурных пауз и т.д.), учитывающие возрастные изменения.
Важным условием также является организация работы по формированию навыков самообслуживания, гигиены, социально-бытовой ориентации у детей с двигательными нарушениями. При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.
Коррекционные занятия не должны дублировать ни содержание, ни форму урочных занятий. При их проведении необходимо использовать различные формы и виды работ, особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности детей. Коррекционные занятия следует проводить, начиная с первого по девятый классом.
Установление тесного контакта и сотрудничества педагога с родителями является обязательным условием успешной адаптации ребенка с церебральным параличом к массовой школе. Родители должны принимать участие в изготовлении дидактических материалов, наглядных пособий, специальных приспособлений, облегчающих овладение навыками письма и чтения.