Аннотированная библиография по вопросу изучения девиантного поведения подростков. Материал подготовлен А. А. Мухамедьяровой, зам директора по воспитательной работе Чистопольского детского дома Материал предоставлен Институтом развития образования



Скачать 69.53 Kb.
Дата10.02.2016
Размер69.53 Kb.
Аннотированная библиография по вопросу изучения девиантного поведения подростков.

Материал подготовлен А.А. Мухамедьяровой, зам. директора по воспитательной работе Чистопольского детского дома

Материал предоставлен Институтом развития образования РТ

 

1.Психология современного подростка. Под редакцией Л.А. Регуш.- СПб.: «Речь», 2005.



Книга знакомит читателя с современным подростком, период взросления которого совпал с социально-экономическим кризисом и расслоением нашего общества. Наибольшую тревогу и озабоченность у современного российского подростка вызывают неопределенность будущего и взаимоотношения с родителями. Сегодня в России процесс расслоения общества очевиден, и это отражается на условиях социализации различных групп подростков. Так, имея одинаковый паспортный возраст, будучи одноклассниками, дети и подростки проживают различные жизни. Поэтому необходимо знать, что характерно для подростков из благополучных и неблагополучных семей, из детского дома и стоящих на учете в милиции или уже осужденных.

В книге раскрываются пути оказания возможной помощи различным группам подростков: тем, которые обучаются в общеобразовательных школах, не имеют серьезных социальных проблем (живут с родителями, регулярно посещают школу, не страдают хроническими заболеваниями). Другая группа переживает подростковый кризис на фоне сложной семейной ситуации (неблагополучная семья, родители лишены родительских прав, дети проживают в детском доме). И третья группа подростков имеет проблемы социального плана, которые привели их в группы риска или места лишения свободы. Авторы рассматривают вопросы психологической реабилитации указанных категорий подростков, апробированные в работе с детьми группы риска, осужденными, имеющими высокую проблемную озабоченность.

Книга содержит большой практический материал и результаты исследований, предназначена для работы практикующим психологам и педагогам.

 

2.Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Под редакцией И.И. Соковни – М.: «Просвещение», 2005 .



Профилактика агрессивных склонностей подростков является одной из актуальных социальных проблем на современном этапе развития нашего общества. В книге даются развернутые определения основополагающих терминов – «агрессия», «терроризм», «аутоагрессивное поведение», анализируются эти явления и предлагаются конкретные советы по профилактике и коррекции названных форм нарушений поведения. В третьем разделе представлен практический материал: программа тренинга «Общение», разработки бесед на темы, связанные с профилактикой проявлений аутоагрессивного  и агрессивного характера; различные игровые профилактические методики, целью которых является формирование у подростков социально приемлемых механизмов поведения; методики экспресс-диагностики, а также дополнительные материалы о возрастных мотивациях подростков, различных видах зависимостей, о профилактике рискованного сексуального поведения.

Данное пособие полезно педагогам, психологам и родителям.

 

3.На пути к совершенству. Составители: Н.С. Криволап, О.П. Моргункова, О.А. Хаткевич. – Минск: ИООО «Красико-Принт», 2004.



Авторы книги на основе анализа и обобщенного практического опыта экспериментальной работы предлагают к рассмотрению и использованию прорамму воспитания и перевоспитания учащихся девиантного поведения, которая дает хорошие результаты в повышении культуры их поведения, качества знаний и профилактике правонарушений. В книге предлагается содержание социально психологического сопровождения работы с учащимися девиантного поведения, коррекционная программа для учащихся, стоящих на внутришкольном учете, учете в инспекции по делам несовершеннолетних, в группе риска.

Издание рекомендовано заместителям директоров по воспитательной работе, классным руководителям, психологам, социальным педагогам.

 

4. Самоучитель педагога-воспитателя. Составители: О.А. Хаткевич, Н.С. Криволап. – Минск: ИООО «Красико-Принт», 2004.



Целью данного издания является помочь педагогу творчески овладеть знаниями и умениями, необходимыми для успешной организации воспитательного процесса. Материалы книги помогут педагогам осуществить педагогическое руководство в процессе работы с учащимися группы социально риска. В разделе «Методические рекомендации. Работа с учащимися группы социального риска» рассматриваются психологические аспекты девиантного поведения, предлагается программа профилактики трудновоспитуемости, приводятся варианты составления паспорта класса, психолого-педагогические характеристики учащихся, психолого-педагогические карты класса, карта ориентировочного анализа причин и недостатков в поведении отдельных учеников подросткового возраста.

Материалы пособия помогут социальным педагогам, классным руководителям осуществлять педагогическое руководство в работе с девиантными детьми.

  

5.О развитии детей, оставшихся без родительского попечения. – М.: ТОО «СИМС», 1995.



Пособие предназначено для воспитателей, психологов, учителей и других специалистов детских домов. Авторы раскрывают проблемы развития воспитанников детских домов и школ-интернатов в психическом, интеллектуальном развитии, в эмоциональной сфере. Представленные материалы описывают этапы диагностики привязанностей ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома и дают характеристики детей различного эмоционального состояния: «избегающие дети», «цепляющиеся», «с недифференцированными привязанностями», «амбивалентные» дети (с конфликтной привязанностью к взрослым), «социально-тревожные» дети и «гармоничные» дети. Знание этих групп и правильно поставленная педагогическая работа позволит в дальнейшем  избежать развития различных девиаций у детей.

 

6.Возможности практической психологии в образовании. Под редакцией  Н.В. Пилипко. – М.: УЦ «Перспектива», 2003.



Статьи данного сборника содержат практические материалы по проведению развивающих и коррекционных занятий с подростками, оригинальные психологические методики, опыт индивидуальной и групповой психологической работы с учащимися, педагогами, родителями. Даны практические рекомендации по консультированию подростков с проблемами в отношениях с родителями, учителями и родителям, педагогам  с «трудными» детьми. Подробно, поэтапно раскрывается методика работы по развитию мотивационной сферы подростка через формирование временной перспективы.

Пособие предназначено психологам, воспитателям и родителям.

 

7.В.И. Чередниченко. Трудные дети и трудные взрослые. – М.: «Просвещение», 1991.



Автор на страницах книги рассказывает о работе в колонии для несовершеннолетних девушек, о той борьбе, которую сотрудники колонии ведет за казалось бы пропащих девушек. Это размышления о причинах, приведших их к преступлениям, направленные на то, чтобы обратить внимание родителей и учителей на процессы формирования трудных характеров. Книга будет полезна и педагогам, и родителям.

 

8. Воспитание трудного ребенка. Дети девиантного поведения. Под ред. М.И. Рожкова – М.: «Владос», 2003.



В пособии раскрываются содержание и основы организации психолого-педагогической помощи детям с девиантным поведением. Материал базируется на комплексном подходе и передовом опыте отечественных педагогов. Авторы делают попытку дать ответы на вопросы: что заставляет ребенка преступать границы социальных норм, в чем видят причины появления трудных детей педагоги, что такое воспитание трудного ребенка; на вопросы, связанные с организацией воспитательной работы, обосновать факторы, влияющие на появление, развитие и проявления различных форм отклоняющегося поведения; определить основные направления воспитательной работы с трудными детьми,; рассмотреть систему помощи трудным детям. Книга рассчитана на широкий круг читателей: педагогов общеобразовательных учреждений, специалистов, работающих с трудными детьми, может быть полезна родителям, имеющим трудного ребенка и рекомендована   студентам вузов.
9. В.В. Васильев. Психологические эффекты в практике педагога/ Учебно-методическое пособие -  М.: Изд-во «Аркти», 2004.

В пособии раскрываются возможности достижения психологических эффектов педагогами в образовательных учреждениях. Характеризуются эффекты, дающие учащимся возможность легче и прочнее усваивать изученный материал: эффект цепного метода, проб и ошибок, эффект метода «круги на воде» и т.д. Авторы раскрывают возможности эффектов, позволяющих благотворно влиять на процесс воспитания личности:  эффект третьего варианта, эффект Мальвины, эффект неожиданности, умолчания и другие. В представленном наборе психолого-педагогических эффектов педагог найдет для себя инструменты, с помощью которых он сможет решить важные задачи:

- найти правильный выход из трудной ситуации;

- ярче и с большей отдачей использовать методические приемы;

- разоблачить обман недобросовестного учащегося;

- влиять на развитие собственной личности.

Все предлагаемые воздействия психологических эффектов прошли проверку в школах и других образовательных учреждениях Воронежской области.

Пособие адресовано воспитателям, учителям, классным руководителям.

 

10. Г.Э. Бреслав. Психологическая коррекция детской и подростковой  агрессивности. -  СПб.: «Речь», 2004.



Пособие посвящено проблеме детской агрессивности. Подробно описаны механизмы формирования агрессивного поведения детей и подростков, варианты его проявления – по возрастному и половому различию. В данной книге в основном описываются практические методы психокоррекции агрессивного поведения. Это и индивидуальная работа, и семейная терапия, и групповая работа. В приложении предлагается практический материал: программа занятий групповой терапии, релаксационные техники, разминочные упражнения.

Книга предназначена учителям, психологам, родителям.



 

11.Р. А. Рассел, К.М. Бентон. Ваш непослушный ребенок. – СПб.: «Питер», 2004.



Данная книга  касается природы, причин различных нарушений у детей, особенно проблем, связанных с упрямством, агрессивностью, неповиновением, знакомит с необходимыми представлениями и рекомендациями о том, как изменить подобное поведения ребенка. В восьмиэтапной программе, представленной на страницах издания, основной акцент делается на последовательность требований взрослых и их сотрудничество с детьми. Благодаря этому через систему похвал, наград и мягких наказаний достигаются позитивные изменений. Снабженная практическими схемами, вопросниками и проверочными листами, книга поможет вернуть поведение ребенка в надлежащие рамки и снизить общий уровень напряженности в отношениях между ребенком и взрослыми. Книга предназначена родителям, а также всем, кто работает с детьми – воспитателям, учителям, психологам.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница