Аннотация дисциплины «социология семьи»



Скачать 62.58 Kb.
Дата23.05.2016
Размер62.58 Kb.
Аннотация дисциплины

«социология семьи»
направление подготовки 39.04.01. «Социология»

для профиля «Социальная теория и прикладное социальное знание»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Форма контроля: зачет.

Предполагаемый(е) семестр(ы): 3-4.
1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения курса по выбору «Социология семьи» является приобретение магистрами знаний в области построения спортивной карьеры, как части жизненного пути спортсмена, осмысления места и роли спорта в условиях развития современного общества и его влияния на формирование личности.



2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина занимает место в профессиональном цикле М2 в части дисциплин по выбору М2.В.ДВ.9.1

Учебная программа спецкурса «Социология семьи» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки «Социология» профилю «Социальная теория и прикладное социальное знание».

Учебный спецкурс «Социология семьи» использует материал предшествующих учебных дисциплин «Социология», «Психология», «Социальная психология», «Методы социологического исследования».

Магистрант должен иметь представления об основных понятиях социологии, социологии спортивной деятельности, психологии спорта, владеть основными знаниями и навыками проведения социологического исследования.

Данный спецкурс необходим для дальнейшего изучения таких дисциплин и видов деятельностей как воспитательная и образовательная деятельность, научно-исследовательская практика, научно-исследовательская работа, учебные социологические дисциплины в области физической культуры и спорта.

3. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:



  • способность накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста (ОК-1);

  • способность к сотрудничеству, к толерантности; способность к социальной адаптации (ОК-4);

  • способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии, и прежде всего применительно к сфере ФКиС, молодежной политики, рекреации и туризма, и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

  • способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных, а также иных наук, связанных с исследованием и обоснованием физкультурно-спортивной деятельности при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-5);

  • способность самостоятельно разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-7);

  • способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-8);

  • умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-9).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать предмет и понимать значение социологии семьи для специалистов в сфере физической культуры и спорта;

  2. Уметь применять полученные знания для осмысления и понимания роли семьи в отношении людей к физической культуре и спорту;

  3. Владеть правильным представлением о характере, содержании, особенностях и современном значении социологических проблем семьи, ориентироваться в основных подходах к их решению, а также уметь обосновать собственное их решение.


Краткое содержание дисциплины спецкурса «Социология семьи».

Лекционные занятия

Тема 1. Введение в Социологию семьи

Цели и задачи учебного курса по выбору «Социология семьи». Содержание курса.

Значение курса по выбору «Социология семьи» для специалистов в области физической культуры и спорта.

Организация и формы занятий. Требования к магистрантам.

Объект и предмет научного познания социологии семьи. Методология решения проблемы. Исходные положения и понятийный аппарат социологического анализа.

Основные задачи, направления, проблематика и уровни социологического исследования семьи. Анализ взаимовлияний общества и семьи.

Место социологии семьи в структуре социологии. Социология семьи как специальная прикладная социологическая теория. Семья как объект исследования социальных наук: истории, этнографии, семейного права, социальной психологии, социальной педагогики, демографии и т.д.

Определение сущности семьи. Понятие брака и его основные характеристики. Понятие любви. Понятие и сущность дружбы. Взаимосвязь семьи, брака, любви и дружбы.



Тема 2. Исторические изменения семьи

Семья как социальный институт возникает вместе с началом функционирования общества. Правовой характер семьи.

Типы семейных структур и выделение их в зависимости: от характера супружества на – моногамное и полигамное; от критерия власти – матриархальные и патриархальные семьи; от этнических особенностей – экзогамные браки и эндогамные браки; от критерия социального положения – гомогенные и интерогенные.

Понятия расширенной и нуклеарной семьи и их виды. Типы разделения семьи по детности.

Сравнение основных характеристик традиционной и современной моделей семьи.

Тема 3. Социальные функции семьи

Разграничение и взаимосвязь особенностей семьи как социального института, социальной группы и социальной организации. Семья как общественное явление; семья не противостоит обществу, она его подсистема, которая обеспечивает стабильность социума в целом.

Основные функции семьи. Специфические и неспецифические.

Тема 4. Брак и проблемы его стабилизации

Социальные, нравственные и юридические основы брака.

Анализ мотивов, по которым люди вступают в брак. Возрастная характеристика индивидов, вступающих в брак; определение среднего брачного возраста мужчин и женщин.

Подробный анализ причин разводов. Тенденция к увеличению числа разводов, которая, однако, взятая сама по себе, не внушает опасения до тех пор, пока большая часть разведенных заключает новые браки.


Семинарские занятия

Тема 5. Сексуальное и репродуктивное поведение в семье

Сексуальное поведение – система действий и отношений, которые способствуют удовлетворению полового влечения. Выявление основных целей сексуального поведения. Важнейшие понятия, которые раскрывают содержание сексуального поведения как социокультурного феномена: «половая роль», «половая культура», «сексуальный сценарий».

Репродуктивное поведение – система действий и отношений, предполагающих рождение определенного числа детей в семье (а также вне брака). Раскрытие терминов «плодовитость», «бесплодие», «стерильность». Схема репродуктивного поведения человека. Репродуктивные нормы, репродуктивные установки, репродуктивные мотивы.
Тема 6. Семья и сексуальность

Понятие сексуального поведения. Цели сексуального поведения. Типы сексуальной культуры. Основные тенденции и закономерности сексуального поведения в мире. Сексуальное поведение до брака и в браке. Сексуальное и репродуктивное поведение. Контрацепция и сексуальное поведение.



Тема 7. Социометрия супружеской совместимости и семейных отношений

Социологический подход к изучение взаимоотношений семьи. Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (СД). Тест измерения ролевой совместимости супругов (ТИРС). Принцип разработки компьютерных вариантов ТИРС.



Тема 8. Культура выбора спутника.

Характеристика уровней совместимости по А.А. Левшинову. Классификация типов мужей и жен по В.П. Шейнову. Тестирование на выявление мужской и женской сущности. Тестирование «ведущий или ведомой».



Тема 9. Психоаналитическая теория З. Фрейда

Теория Фрейда. Движущие силы поведения. Развитие личности.



Тема 10. Кризис современной семьи

Фундаментальные основы семьи. Доказательство ослабления связи супругов. Развод как проявление кризиса семьи.



Тема 11. Духовные основы православной русской семьи.

Структура семейных отношений. Древо рода – основа традиций семейной общности. Роль русского православия в усиление семьи


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница