Аннотации рабочих программ практик (Б5) по образовательной программе
«Физическое образование»
в рамках направления подготовки
050100.62 «Педагогическое образование»
1. УЧЕБНАЯ (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА
Учебная (психолого-педагогическая) практика нацелена на содействие становлению компетентности бакалавра в области исследования актуальных проблем образования как основы проектирования и реализации профессиональной педагогической деятельности.
Целями учебной практики является содействие становлению компетентности бакалавров в области решения профессиональных задач в условиях избранной профессиональной деятельности.
Задачи учебной практики:
-
углубить и закрепить теоретические знания по дисциплинам профессионального цикла;
-
познакомить с системой работы современной общеобразовательной школы;
-
развить исследовательские умения бакалавров образования в процессе изучения особенностей развития, воспитания и обучения учащихся в основной школе;
-
развить умения диагностировать уровень развития личностных и учебных достижений подростка, старшеклассника, уровень его взаимоотношений в классе, творческую и социальную активность, его учебную самостоятельность формировать умения профессионального общения со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, коллегами и родителями);
-
содействовать овладению студентами первичными профессиональными умениями решения профессиональных задач (видеть ученика в образовательном процессе, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование).
-
создать условия для формирования и развития адекватной самооценки и профессиональной рефлексии;
-
формировать ценностные и мотивационные ориентации успешной профессиональной деятельности будущего учителя.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики:
-
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
-
способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
-
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).
В результате прохождения учебной (психолого-педагогической) практики бакалавр должен:
знать:
-
закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;
-
способы психологического и педагогического изучения обучающихся;
-
способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;
-
ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
-
сущность и структуру образовательных процессов;
-
способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса.
уметь:
-
использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
-
учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
-
учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
-
использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
-
бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
-
организовывать внеучебную деятельность обучающихся.
владеть:
-
способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
-
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
-
способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;
-
способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;
-
способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
-
различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.
Учебная практика проводится на 2 курсе в 3 семестре в течение 1-й недели (1,5 зачетные единицы) в соответствии с графиком учебного процесса по направлению подготовки. Практика осуществляется с отрывом от аудиторных занятий.
2. летняя практика в детских оздоровительных учреждениях
Цель практики: расширение общепрофессиональных и культурно-просветительских компетенций и опыта самостоятельной организации жизни и деятельности детского и юношеского коллектива, вооружение будущих учителей методикой воспитательной работы в условиях летних каникул.
Для достижения поставленной цели летней практики студенты должны решить ряд педагогических и учебных задач:
-
Познакомиться с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями, предшествующим опытом оздоровительного учреждения, трудового объединения, школьного оздоровительного лагеря и др.;
-
Осуществлять психолого-педагогическое изучение детей и подростков;
-
Планировать воспитательную работу (перспективный план, план работы на каждый день) оздоровительного учреждения, трудового объединения, школьного оздоровительного лагеря и др.;
-
Обеспечить единство коллективных, групповых и индивидуальных форм работы: выборы и обучение актива, постановка коллективных перспектив и вовлечение учащихся в совместную деятельность, организация объединений по интересам, учет и развитие индивидуальных интересов и творческих способностей учащихся, создание условий для развития самодеятельности детей и подростков;
-
Участвовать в производственных совещаниях, педагогических советах, планёрках;
-
Изучать и анализировать опыт лучших вожатых, воспитателей, методистов;
-
Весть дневник студента-практиканта.
Место практики в структуре основной образовательной программы
Данный вид педагогической практики логически и содержательно-методически взаимосвязан с другими частями ООП: изучением дисциплины Б.3.Б.1.1. «Педагогика -1. Введение в педагогическую деятельность» (1 курс, 2 семестр), дисциплины Б.3.Б.1.2. «Педагогика-2. Общие основы педагогики. Теории и технологии обучения», дисциплины Б.3.Б.1.3. «Педагогика-3. История педагогики и образования» (2 курс, 4 семестр) и дисциплины Б.3.Б.1.4. «Педагогика-4. Теории и технологии воспитания. Основы управления образовательными системами», которая изучается студентами 2 курса в 4 семестре перед прохождением практики в оздоровительных учреждениях.
В ходе прохождения студенты-бакалавры использует знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения выше перечисленных разделов педагогики. Прохождение данного вида практики рекомендовано в 4 семестре в различного типа оздоровительных учреждениях.
Летняя педагогическая практика является подготовительным этапом для прохождения студентами производственной педагогической практики на 3 курсе и преддипломной практики на 4 курсе. Целесообразность летней педагогической практики определена необходимостью подготовки студентов к производственной практике в ОУ и подготовкой будущих специалистов к педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, социума и культуры.
Летняя практика в ДОУ проводится на 2 курсе в 4 семестре в течение 3-х недель (4,5 зачетные единицы) в соответствии с графиком учебного процесса по направлению подготовки. Практика осуществляется с отрывом от аудиторных занятий.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
Так, согласно ФГОС ВПО к выпускнику педагогического вуза предъявляются требования к практической подготовке выпускника вуза, т.е. выпускник в процессе летней педагогической (производственной) практики должен овладеть следующими компетенциями:
Общепрофессиональными (ОПК)
-
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
В области педагогической деятельности:
-
готов включиться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
-
способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
В области культурно-просветительской деятельности:
-
способен разрабатывать и реализовывать культурно- просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);
-
способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9).
3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА
Педагогическая практика - это неотъемлемый и важный компонент в системе профессиональной подготовки будущего учителя физики средней школы, гимназии, лицея и т.д. Она содействует решению двуединой задачи – закреплению и углублению теоретических знаний студентов, приобретённых в процессе академических занятий, и выработке основных профессиональных компетенций. В результате максимальной приближенности условий практики к реальной профессиональной деятельности создаётся возможность для дальнейшего развития, закрепления и совершенствования ранее приобретённых теоретических знаний и методических умений.
Педагогическая практика помогает студенту преодолеть разрыв между теорией и практикой школьной работы, осмыслить сущность педагогического процесса и своё место в нём.
Педагогическая практика занимает важное место в системе профессиональной подготовки студентов и выступает как средство превращения педагогической теории в инструмент педагогического воздействия.
Являясь составной частью программы высшего профессионального образования, педпрактика в институте прикладной информатики, математики и физики АГПА организуется как непрерывная с 3 по 7 семестр включительно.
Одним из основных видов практики студентов является производственная практика по информатике на 3 курсе (6 семестр) и 4 курсе (7 семестр), которая является логическим продолжением педпрактики студентов младших курсов. Студенты 3 курса проходят практику в 7-9 классах, а 4 курса – в 9-11 классах образовательных школ, гимназий, лицеев, ПУ, школ-интернатов, техникумов в условиях максимально приближенных к реальным условиям их будущей профессиональной деятельности.
Основная цель педпрактики студентов 3 и 4 курсов - становление базовой и специальной компетентности студентов в условиях изучения особенностей образовательного процесса на средней и старшей ступенях общеобразовательной школы; подготовка к комплексному выполнению функций учителя-предметника (учителя физики) и классного руководителя, овладение во взаимосвязи всеми основными направлениями деятельности школьного учителя и руководителя внеурочных форм работы по физике.
В период активной педагогической практики студенту необходимо углубить и закрепить полученные теоретические знания, научиться проводить учебно-воспитательную работу с детьми, подготовиться к проведению учебной и воспитательной работы, внеурочных мероприятий с применением методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся; научиться выполнять функции классного руководителя.
Будущие учителя физики должны обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, а также
-
средства обучения и их дидактические возможности;
-
знать требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов;
-
основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки.
Педагогическая практика призвана решать следующие задачи:
-
интеграция и обобщение ранее приобретённых профессионально-педагогических знаний;
-
воспитание устойчивого интереса к выбранной профессии;
-
развитие исследовательских умений бакалавров образования в процессе изучения особенностей обучения, воспитания и развития учащихся в основной школе;
-
углубление методических и психолого-педагогических знаний в ходе выполнения практической работы, расширение профессионального кругозора, составляющего основу интеллектуального компонента педагогической культуры;
-
закрепление у студентов методических умений и навыков, отработка способов и приёмов управления познавательной деятельностью школьников;
-
отработка умений диагностировать уровень развития личностных и учебных достижений школьника, уровень его взаимоотношений в классе, творческую и социальную активность, его учебную самостоятельность;
-
содействие овладению студентами первичными умениями решения профессиональных задач (видеть ученика в образовательном процессе, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, создавать образовательную среду класса и использовать ее возможности, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование);
-
овладение умениями и навыками организации воспитательной среды, создания условий, развивающих личность ребёнка;
-
развитие профессионально значимых свойств и качеств личности будущих педагогов, необходимых для последующей работы в школе;
-
приобщение студентов к изучению и творческому использованию в практической деятельности прогрессивных научных идей.
У выпускника с квалификацией (степенью) «бакалавр» в процессе учебных и производственных практик должны быть освоены следующие компетенции:
общепрофессиональные (ОПК):
-
владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
-
способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
-
владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);
-
способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).
в области педагогической деятельности:
-
способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
-
готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
-
способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
-
способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
-
готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
-
способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
-
готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья, обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
в области культурно-просветительской деятельности:
-
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);
-
способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
-
способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
-
способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).
Данные знания формируются в учебно - воспитательном процессе при изучении следующих дисциплин: теории и методики обучения физике, педагогики, истории, психологии, информатики, менеджмента, и т.п.
Поделитесь с Вашими друзьями: |