Анатомо-физиологическая и психолингвистическая характеристики речи



Скачать 267,54 Kb.
Дата08.08.2022
Размер267,54 Kb.
#188110
Связанные:
Анатомо -физиологическая и психолингвистическая характеристики речи


Анатомо – физиологические и психолингвистические механизмы речи.
Анатомо-физиологические механизмы речи.
Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т. е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и, в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия.
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.
Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.
Еще в начале XX в. была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И. П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».
В настоящее время благодаря исследованиям П. К- Анохина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.





Артикуляционный отдел сформирован органами артикуляции: языком, губами, челюстями, твердым и мягким небом, альвеолами


твердое небо

нижняя губа

нижние зубы

голосовые связки

мягкое небо

язычок

гортань

трахея

верхние зубы

верхняя губа

альвеолы

передняя часть языка

средняя часть языка

задняя часть языка

корень языка

Дыхательный отдел состоит из грудной клетки и легких

Голосовой аппарат включает гортань и голосовые складки


Психолингвистические механизмы речи
Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.
Любые нарушения речи обязательно предполагают их сравнение с нормой речевой деятельности и языка. Для описания проявлений неправильной речи используются лингвистические понятия и термины, которые характеризуют формы, категории, стороны, компоненты, части языка и речи (звук, слог, слово, морфема, темп, ритм и др, фонетика, лексика, грамматика, устная и письменная речь, экспрессивная и импрессивная речь).
Учение о системной организации языка (Виктор Васильевич Виноградов): язык – стройная иерархическая (порядок подчинения) система (высший уровень базируется на низшем). Овладение речевой деятельностью – овладение сложной языковой системой (при логопедическом воздействии – формирование всех уровней). Языковые уровни – совокупность однородных единиц: фонология (фонема - звук), морфология (морфема – минимальная значимая часть слова, напр. префикс), лексика (лексема), синтаксис (синтагма – сочетание 2 и более слов).
При изучении и устранении системных речевых нарушений широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания.
Восприятие и порождение речевого высказывания представляют собой многоуровневые процессы, имеющие сложную иерархически организованную структуру, включающую различные операции. Каждый уровень, каждая операция процесса порождения речевого высказывания имеет свой словарь, свой синтаксис объединения единиц. При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена.
В отечественной логопедии используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым, Т. В. Рябовой. Л. С. Выготский рассматривал отношение между мыслью и словом, как процесс движения от мысли к слову и обратно, он выделял следующие планы движения: мотив — мысль — внутренняя речь — внешняя речь, различая внешний (физический) и семантический (психологический) планы речи. Во внешней речи проявляется взаимодействие грамматической и семантической (психологической) структур. Переходной структурой от семантического плана к внешней речи является внутренняя речь. Л. С. Выготский дал глубокий анализ внутренней речи, раскрыл ее характерные особенности.
Психолингвистический подход при изучении, например, алалии позволяет глубже вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта, определить это нарушение как языковое расстройство. Изучение состояния различных операций восприятия и порождения речевого высказывания при афазии дает возможность определить специфику их нарушения при различных ее формах.
Скачать 267,54 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница