Анализ текущего состояния и перспектив развития оценочной деятельности



Скачать 186.35 Kb.
Дата30.03.2016
Размер186.35 Kb.


Проект от 18.12.2012 г.

АНАЛИЗ
ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность разработки Концепции развития оценочной деятельности в России обусловлена существующим глубоким кризисом в отрасли.

Очевидно, что концепция развития оценочной деятельности должна формироваться самим оценочным сообществом. «Готовый» документ, продвигаемый от лица одного из субъектов отрасли или навязанный сверху, является нежизнеспособным.

Настоящий материал представляет собой первый этап формирования концепции развития оценочной деятельности, ее целью является инициирование конструктивной дискуссии среди оценочного сообщества. В  документе представлена позиция


НП «СРОО «Экспертный совет» относительно текущей ситуации, сценариев и инструментов развития оценочной деятельности.

Мы рассчитываем на широкое обсуждение данной темы в оценочном сообществе, в результате должна появиться Концепция, сформированная на основе позиций всех заинтересованных сторон. По результатам обсуждения планируется подготовить дорожную карту, включающую позитивные и негативные сценарии, обозначающую интересы всех участников и поле (диапазон) решений, устраивающий большинство сторон.


Свои предложения к данному документу можно присылать на почту imo@srosovet.ru. Периодически материал будет актуализироваться с учетом поступивших предложений.

Первое открытое обсуждение проекта Концепции развития оценочной деятельности планируется 18.01.2013 г. на Общем собрании членов НП "СРОО "Экспертный совет".
I. Текущая ситуация

Для наглядной иллюстрации причинно-следственных связей между процессами-трендами и инструментами воздействия на них необходима адекватная характеристика текущей ситуации в оценочной деятельности.

1.1. Демпинг/сговор. Постоянная конкуренция по цене и по срокам выполнения работ, а не по качеству привела к ситуации, когда подавляющее большинство работ по оценке выполнить качественно невозможно. Низкая стоимость работ, предельно сжатые сроки выполнения приводят к низкому качеству отчетов об оценке или поиску других источников финансирования у сторон, заинтересованных в результатах оценки. Все это приводит к многочисленным сделкам с совестью и в итоге – к потере уважения ко всему оценочному сообществу со стороны заказчиков работ по оценке и общества в целом. Кроме того, специалистам не уважающим себя и свою профессию за работу много не платят – круг замкнулся.

1.2. Использование экспертизы отчетов об оценке в качестве инструмента передела рынка недобросовестными и непрофессиональными экспертами.

1.3. Резкое сокращение объема работ у региональных Оценщиков по причине перехода не только крупных, но и средних оценочных проектов к Оценщикам из Москвы. Одной из главных причин явилась высокая стоимость и сроки проведения экспертизы отчетов об оценке в Центральных аппаратах СРОО, что делает региональных коллег неконкурентоспособными.

1.4. Несовершенство законодательства в области оценочной деятельности и смежных отраслях:



  • фрагментарное покрытие федеральными стандартами оценки вопросов оценки, при этом отдельные непринципиальные вопросы регламентированы избыточно, что затрудняет применение ФСО для нетиповых объектов оценки;

  • возможность размещения заказа на оценку через проведение открытого аукциона, что создает условия для ценового демпинга и сговора;

  • возможность легкого «входа» в профессию – любая организация, не имеющая отношения к оценочной деятельности, может выполнить заказ на оценку, заключив трудовые договора с двумя Оценщиками. Руководство такой организации не понимает специфики оценочной деятельности, ответственности и рисков, связанных с выполнением оценочного проекта, а также не заинтересовано в позитивном развитии оценочной деятельности.

  • СРОО не имеют инструментов воздействия на большинство субъектов предпринимательской деятельности в связи с тем, что оценочные компании не несут ответственности за качество работы своих сотрудников-Оценщиков (отсутствуют способы наложения санкций на компанию за ценовой демпинг, низкое качество работ);

  • наличие ряда откровенно коррупционных положений (например, возможность экспертизы отчетов об оценке только в той СРОО, члены которой подписали данные отчеты; множественность видов экспертизы отчетов об оценке; формирование Экспертных советов СРОО только из аттестованных НСОД экспертов);

  • отсутствие дифференциации Оценщиков по уровню их квалификации. Вчерашний выпускник без опыта работы и профессионал с многолетним опытом работы имеют одинаковые возможности в глазах заказчиков оценочных услуг – каждый из них может подписать отчет об оценке объекта любой сложности (бизнес крупного холдинга, нематериальные активы и пр.);

  • недееспособность инструментов обеспечения ответственности Оценщиков – страхование ответственности и формирование компенсационного фонда являются не имеющим практической пользы ритуалом сбора денег с Оценщиков;

  • отсутствие системы контроля за деятельностью НСОД. Данная организация призвана устанавливать единые правила работы, решать проблемы всего оценочного сообщества, взаимодействовать с Государством, Обществом и потребителями оценочных услуг. Однако сейчас законодательно созданы все условия, чтобы НСОД мог быть использован как инструмент передела рынка, а также лоббирования личных и коммерческих интересов руководителей отдельных СРОО.

1.5. Деградация системы оценочного образования. Даже на фоне общего снижения качества отечественного образования образовательный процесс по дисциплинам оценочного пула в большинстве вузов представляет собой откровенную профанацию. Учебные программы базируются на методических наработках конца ХХ века, значительная часть преподавательского состава имеет достаточно смутное представление о реальной оценочной практике. Повышение квалификации почти повсеместно стало ритуалом «по обмену денег на корочку».

1.6. Недееспособность НСОД и ряда СРОО. Вместо перехода отрасли из государственного регулирования в управление самого профессионального сообщества оценщики получили ярмо в виде саморегулируемых организаций оценщиков. Основной задачей значительной части СРОО стали поборы с оценщиков (ежегодный объем только членских взносов во всех СРОО составляет порядка 200 млн.руб.) при этом взамен, по сути, предоставляется только «разрешение на работу».

1.7. Результирующим следствием описанных проблем являются:


  • беззащитность Оценщика перед СРОО, крупными потребителями оценочных услуг и Государством (включая правоохранительные органы, которые выступают за введение уголовной ответственности Оценщиков);

  • отсутствие уважения к Оценщикам со стороны Общества и Государства, а также самоуважения представителей оценочного сообщества;

  • полная апатия сообщества, выражающаяся в потере веры в саморегулирование, собственные силы, возможность изменения ситуации к лучшему, а также в дистанцировании от решения проблем отрасли.

II. Сценарии развития

Учитывая сложившуюся ситуацию, наиболее вероятными представляются три варианта развития отрасли (см. рисунок), только один из которых является позитивным.



group 26Рис. Ретроспективная и прогнозные траектории оценочной деятельности

Дадим необходимые пояснения. Де-факто, профессия «оценщик» появилась в России в начале 90-х годов вместе с формированием первых рыночных механизмов в экономике. До второй половины 1998 года оценочная деятельность переживает период бурного роста, обусловленного проведением обязательной переоценки основных фондов и началом приватизации государственного имущества. Завершение переоценки привело к уходу из отрасли значительной части коллег, а финансовый кризис 1998 года дополнительно усилил негативные тенденции. Последствия кризиса были преодолены только к 2001-2002 году, после чего последовал период плавного роста. С переходом на саморегулирование в начале 2008 года отрасль начала лавинообразно терять с трудом завоеванные позиции, отрицательная тенденция была подкреплена и очередным финансовым кризисом.

Следует констатировать, что к концу 2012 года, за пятилетний период саморегулирования, отрасль полностью утратила накопленный потенциал уважения и значимости профессии. Наряду с утратой имиджа только прямой ущерб, нанесенный рядовым Оценщикам, составил около 1,4 млрд.руб. (600 млн.руб. взносов в компенсационный фонд и 800 млн.руб. членских взносов за указанные годы).

Отрасль находится в менее выгодном состоянии, чем в момент своего зарождения: если тогда Оценщиков еще никто не знал, и Общество с Государством были готовы дать шанс новой профессии, то сейчас налицо устойчивое негативное отношение к Оценщикам.

Сценарий 1. Развитие системы саморегулирования в оценочной деятельности – осознание оценочным сообществом своей роли и ответственности за сохранение и динамичное развитие отрасли. Возможность позитивного варианта развития обусловлена тем, что оценочное сообщество включает большое число профессионалов высокого уровня, и имеет благоприятные перспективы стратегического роста в связи с законодательной обязательностью оценки в значительном числе ситуаций, в том числе, использовании оценочных инструментов при адаптации экономики России к условиям ВТО и МСФО.

Сценарий 2. Введение уголовной ответственности для Оценщиков как ответной и естественной защитной реакции Государства в лице правоохранительных органов на сложившуюся ситуацию. Это приведет к тому, что через относительно короткий промежуток времени Оценщики массово начнут выходить из профессии, так как на их коллег будет заведено множество уголовных дел за разницу в стоимости в различных отчетах об оценке, т.е. фактически за вероятностный характер рыночной стоимости. Большая часть ответственности будет лежать не на сторонах сделки, а на Оценщике.

Сценарий 3. Переход к государственной оценке – постепенный переход функций отрасли от независимых от государства субъектов к государственным оценщикам или приближенных к государству структурам.

Ряд источников обсуждает высокую вероятность перехода России к государственному капитализму, что означает определяющую роль государства в экономике с ее дальнейшим усилением (модель Китая, Белоруссии, Корейской народной демократической республики). При таком сценарии развития будет происходить атрофирование рыночных механизмов в экономике со снижением потребности во многих «рыночных профессиях», в том числе, и в Оценщиках. Глубинные причины данного сценария лежат в плоскости макроэкономических вызовов и государственной политики, влиять на которые оценочное сообщество может только косвенно. В данном анализе этот вариант развития событий не рассматривается.



При пассивной позиции оценочного сообщества в ближайшие 3-5 лет преобладает вероятность реализации одного из негативных сценариев. Понимание всей тяжести кризисной ситуации должно запустить в оценочном сообществе механизм «коллективного самосохранения» – пришло время консолидироваться для достижения общих целей.
III. Предлагаемое направление развития

3.1. Создание рынка конкурентного саморегулирования. Наиболее эффективным инструментом является отмена «крепостного права». Оценщики должны иметь возможность перехода между СРОО без дополнительных финансовых издержек – компенсационный фонд должен следовать за оценщиками или его следует отменить (вернуть Оценщикам). Это позволит значительно повысить эффективность функционирования системы саморегулирования за счет естественной миграции оценщиков между СРОО и связанной с этим активизацией здоровой конкуренции.

Конкуренция, в том числе, приведет к региональной децентрализации полномочий СРОО – региональным представительствам СРОО должны быть делегированы основные полномочия из центральных аппаратов (экспертиза отчетов об оценке региональных объектов, проведение плановых проверок, выдача выписок из реестра СРОО и других необходимых для работы документов).

3.2. Публичность деятельности институтов саморегулирования (СРОО и НСОД) – Оценщики должны иметь возможность отслеживать действия регуляторов отрасли, в т.ч. высказывать свое мнение по законодательным инициативам на их ранних стадиях.



3.3. Устранение законодательных «капканов», значительно осложняющих функционирование отрасли (отметим, что данные «капканы» появились только в конце 2010 года – были введены Федеральным законом от 28.12.2010 г. №431-ФЗ).

      1. Возращение института независимой экспертизы отчетов об оценке – заказчик экспертизы должен иметь возможность проведения экспертизы в любой СРОО. Это будет способствовать как повышению качества услуг по экспертизе отчетов об оценке, так и снижению их стоимости.

      2. Устранение множественности видов экспертизы отчетов об оценке. Законодательно должен быть установлен единый вид экспертизы на соответствие требованиям законодательства, при котором, в том числе, выявляются нарушения, оказывающие/способные оказать существенное влияние на итоговую величину стоимости.

      3. Отмена обязательного единого квалификационного экзамена для членов Экспертных советов СРОО.

3.4. Мягкое эволюционное развитие законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, примененное к условиям меняющегося рынка. Резкое изменение законодательства способно «добить» и так уже разбалансированную отрасль (необходимость немедленного устранения законодательных капканов, указанных в п. 3.3 под сомнение не ставится).

      1. Адаптация законодательства к вступлению в ВТО и переходу на МСФО, в том числе, введение определения «справедливая стоимость».

      2. Запуск системы обеспечения ответственности Оценщиков (страхование должно реально начать работать, компенсационные фонды должны начать выполнять свою функцию или быть упразднены – возвращены Оценщикам).

      3. Закрепление в законодательстве обязательства лица, уполномоченного подписывать отчет об оценке от имени руководства оценочной компании, быть оценщиком-членом СРОО. Это позволит СРОО бороться с ценовым демпингом.

      4. Закрепление в законодательстве требования к оценочным компаниям иметь в штате не менее двух оценщиков, для которых данное место работы является основным. Это затруднит вход на рынок оценочных услуг «случайных компаний», для которых данный вид деятельности не является основным и которых не интересует судьба отрасли.

      5. Закрепление новых методических наработок в форме методических рекомендаций, а не стандартов. По определению, стандарты могут быть только рамочными и описывать базовые вопросы оценки стандартных объектов. Повышенная детализация стандартов делает их трудновыполнимыми для большинства объектов оценки, а также совсем невыполнимыми для объектов, отличных от типовых. Наличие развитой системы методических рекомендаций позволит оценщику, как специалисту в своей области, самостоятельно принимать решение об использовании тех из них, которые наиболее адекватны конкретной оценочной ситуации.

3.5. Национальный совет по оценочной деятельности уже сейчас наделен значительным набором жизненно важных для профессионального сообщества функций и должен стать реальной площадкой для взаимовыгодного диалога различных субъектов отрасли, инструментом трансформации позиций сообщества в законодательные инициативы. Полезная для отрасли взаимная конкуренция СРОО, оценочных компаний и оценщиков не означает отсутствие единых корпоративных интересов, которые должны реализовываться на площадке НСОД.

3.6. Устранение условий для демпинга. Например, самым очевидным шагом борьбы с ценовым демпингом является внесение изменений в Федеральный закон «О государственных закупках» №94-ФЗ с целью отнесения оценочной деятельности к научно-исследовательской – это позволит уйти от аукционной схемы ценообразования к конкурсной с повышением веса критерия «качество» с нынешних 20% до 45%.

3.7. Корректировка образовательной деятельности вузов с учетом современного уровня развития теории и практики оценочной деятельности. Повышение квалификации следует сделать добровольным инструментом получения актуальных и востребованных для профессиональной деятельности знаний.

3.8. Развитие информационного обеспечения и автоматизации оценочной деятельности. Инициатива Росреестра по раскрытию данных о ценах и параметрах сделок с объектами недвижимости должна быть поддержана остальными субъектами оценочной деятельности и связанных с ними отраслей с целью ее расширения, в том числе, и на другие виды объектов оценки.

3.9. Консолидация Оценочного сообщества для отстаивания своих интересов, реализации планомерной программы «реабилитации» Оценщика в глазах Государства и Общества.
IV. Инструменты обеспечения устойчивого роста отрасли (по 1 сценарию развития)

4.1. Публичность – является самым эффективным инструментом выхода из кризисного состояния оценочной деятельности.

4.2. Персональная ответственность каждого. Оценщики должны перестать давать другим лицам доверенности на вершение истории от своего имени. Следует самостоятельно принимать решения о судьбе отрасли, своей судьбе. Недопустима ситуация, когда несколько руководителей СРОО принимают решения от имени (но против интересов) Оценщиков в угоду личным и коммерческим интересам.

4.3. Развитие рынка конкурентного саморегулирования. Оценщики должны быть партнерами, а не «источником членских взносов, мешающим покою «уважаемых» людей».



  • Отмена «крепостного права» запустит процесс естественной миграции Оценщиков, и заставит СРОО бороться за своих членов, конкурируя по качеству.

  • Делегирование полномочий СРОО в регионы (прежде всего, полномочия по экспертизе отчетов об оценке, проведению плановых проверок и выдаче выписок из реестров членов и других документов, необходимых для текущей работы).

  • Эффективная защита Оценщиков от незаконных и противоправных действий.

4.4. Образовательная деятельность – Оценщики должны получать за свои членские взносы адекватную методическую помощь и знания. Повышение профессионализма Оценщика непременно приведет к: повышению качества его работы  к снижению ценового демпинга  к улучшению имиджа отрасли в глазах Государства и Общества.

4.5. Поддержка профессиональных сообществ (региональных советов по оценочной деятельности, профессиональных интернет-площадок и образовательных объединений). Важную роль имеет горизонтальный диалог между профессионалами внутри конкретного территориального образования или профессионального сообщества, которые, как правило, лишены «политических проблем» и способны эффективно решать конкретные профессиональные задачи.

4.6. Диалог со всеми субъектами, заинтересованными в изменении ситуации к лучшему. Отметим, что обязательными условиями конструктивного диалога являются:


  • взаимное уважение друг друга;

  • доступ сторон к информации, необходимой для полноценного понимания и анализа ситуации, что дополнительно свидетельствует о главенстве такого инструмента как «публичность».

4.7. Консолидация всех конструктивных сил, заинтересованных в возрождении и развитии оценочной деятельности.

Мы уверены, что уважаемый и уважающий себя и свою профессию оценщик, уверенный в качестве своей работы и не думающий ежеминутно о том, как прокормить свою семью, сможет самостоятельно разобраться в предлагаемых направлениях развития оценочной деятельности и поддержать оптимальный для всех нас курс. Такой оценщик является составной частью гражданского общества, наличие которого является обязательным условием развития не только оценочной деятельности, но и России в целом.


Взаимосвязь «проблема/задача» - «инструмент решения» представлена в табл. 1.

Квинтэссенция концепции развития оценочной деятельности по позитивному сценарию развития представлена в табл. 2.


Таблица 1

Проблемы и инструменты решения

Проблема

Основные инструменты решения

Демпинг/сговор,

конкуренция по цене и срокам выполнения



1. Публичность – оценочное сообщество должно видеть, кто и что делает.

2. Внесение поправок в законодательство:



  • приравнивание оценочной деятельности к НИР; аукцион  конкурс, вес критерия «качество» 20%  45% (изменения в закон о государственных закупках);

  • лица, уполномоченные подписывать отчеты об оценки от имени руководства оценочной компании  оценщики-члены СРОО;

  • в оценочных компаниях должны числиться не менее двух Оценщиков, для которых данное место работы является основным;

  • запуск механизма обеспечения ответственности оценщика (страхование, компенсационный фонд).

3. Диалог, поддержка профессиональных сообществ и консолидация:

  • региональные советы по оценочной деятельности в тесном контакте с СРОО, Обкомами профсоюзов должны реагировать на факты ценового демпинга (сговора), принимая соответствующие меры.

  • использование экспертизы отчетов об оценке как инструмента повышения качества оценочных услуг, а также инструмента контроля качества.

4. Образовательная деятельность.

Использование экспертизы отчетов об оценке в качестве инструмента передела рынка

1. Публичность – оценочное сообщество должно видеть, кто и что делает.

2. Внесение поправок в законодательство:



  • возврат института независимой экспертизы (возможность проведения экспертизы в любой СРОО);

  • отмена множественности видов экспертизы отчетов об оценке (должен быть установлен единый вид экспертизы на соответствие требованиям законодательства, при котором, в том числе, выявляются нарушения, оказывающие/способные оказать существенное влияние на итоговую величину стоимости);

  • отмена обязательного экзамена для формирования экспертных советов СРОО из аттестованных НСОД (МЭР) экспертов.

3. Развитие рынка саморегулирования в оценочной деятельности – естественная миграция оценщиков заставит СРОО использовать экспертизу отчетов об оценке во благо отрасли.

Резкое сокращение объема работ у региональных Оценщиков

1. Развитие рынка саморегулирования в оценочной деятельности – делегирование полномочий из Центральных аппаратов СРОО в региональные отделения, прежде всего, в части экспертизы отчетов об оценке региональных объектов.

2. Внесение поправок в закон о государственных закупках (аукцион  конкурс, вес критерия «качество» 20%  45%). Это позволит региональным коллегам стать более конкурентоспособными, в том числе по срокам оказания услуг, поскольку они расположены ближе к региональным объектам оценки, чем Оценщики из Москвы.

3. Внесение изменений в законодательство в части расширения рынка оценочных услуг


Несовершенство законодательства в области оценочной деятельности и смежных отраслях

1. Публичность – оценочное сообщество должно видеть, кто и что делает в части совершенствования законодательства в области оценочной деятельности.

2. Консолидация – СРОО и НСОД должны отстаивать единые корпоративные интересы отрасли.

3. Внесение поправок в законодательство:


  • в закон о государственных закупках (аукцион  конкурс, вес критерия «качество» 20%  45%);

  • отмена «крепостного права» в оценочной деятельности;

  • лица, уполномоченные подписывать отчеты об оценки от имени руководства оценочной компании  оценщики-члены СРОО;

  • в оценочных компаниях должны числиться не менее двух Оценщиков, для которых данное место работы является основным;

  • возврат института независимой экспертизы (возможность проведения экспертизы в любой СРОО);

  • отмена множественности видов экспертизы отчетов об оценке (должен быть установлен единый вид экспертизы на соответствие требованиям законодательства, при котором, в том числе, выявляются нарушения, оказывающие/способные оказать существенное влияние на итоговую величину стоимости);

  • отмена единого квалификационного экзамена НСОД для членов Экспертных советов СРОО;

  • запуск механизма обеспечения ответственности оценщика (страхование, компенсационный фонд).

Деградация системы оценочного образования

1. Публичность – сообщество должно иметь возможность видеть, кто и что делает в части оценочного образования.

2. Консолидация – СРОО и НСОД должны формировать от лица оценочного сообщества профессиональный заказ на образовательные программы вузов, а также контролировать их качество.

3. Внесение поправок в законодательство:


  • отмена «крепостного права» в оценочной деятельности;

  • запуск механизма добровольной дифференциации Оценщиков по уровню профессионализма (сертификация или экзамен на уровне СРОО);

  • запуск механизма обеспечения ответственности оценщика (страхование, компенсационный фонд).

4. Развитие рынка конкурентного саморегулирования в оценочной деятельности – СРОО должны бороться за своих Оценщиков, в том числе, проводякачественные образовательные мероприятия.

Апатия оценочного сообщества

1. Публичность – сообщество должно иметь возможность видеть, кто и что делает, а также результаты совместных действий.

2. Развитие рынка конкурентного саморегулирования – преобразование СРОО в самодостаточных игроков, привлекательных для большинства Оценщиков и потребителей услуг по оценке.

3. Диалог и консолидация – Оценщики должны видеть, что к их мнению прислушиваются, они реально влияют на траекторию движения отрасли.


Основными системообразующими инструментами являются ПУБЛИЧНОСТЬ, ДИАЛОГ и КОНСОЛИДАЦИЯ – их комплексное использование способно дать ощутимый импульс к устойчивому развитию отрасли, а также подготовить благоприятную почву для использования остальных инструментов.

Таблица 2

Квинтэссенция концепции развития оценочной деятельности (первый сценарий развития, 3-5 лет)

Субъект

Характеристика

Инструменты трансформации

сейчас

в будущем (3-5 лет)

Оценщик

Доведенный до отчаяния специалист, не получающий удовлетворения от собственной низкокачественной работы, выполняемой за копейки; разочаровавшийся в механизме саморегулирования и дистанцирующийся от решения проблем оценочной деятельности.

Самодостаточный профессионал, уважаемый и уважающий себя и свою профессию, уверенный в качестве своей работы и не думающий ежеминутно о куске хлеба.

Ему не безразлична судьба профессии, он своими действиями участвует в выборе оптимального курса развития оценочной деятельности.



  • публичность;

  • персональная ответственность каждого;

  • развитие рынка саморегулирования;

  • образовательная деятельность;

  • поддержка профессиональных сообществ;

  • диалог со всеми заинтересованными сторонами;

  • консолидация сил.

СРОО

Искусственная надстройка над оценщиками, которая используется ее руководством как инструмент:

  • сбора податей с оценщиков в виде членских взносов и оплаты экспертизы отчетов об оценке;

  • передела рынка.

Организация, работающая в интересах своих членов и ориентированная на обеспечение синергетического эффекта за счет:

  • повышения квалификации своих членов;

  • объединения их методологического потенциала;

  • предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.

НСОД

Инструмент:

  • распределения финансовых потоков в интересах отдельных персоналий;

  • передела рынка.

Агрегатор конструктивных инициатив СРОО и всего оценочного сообщества.

Площадка для взаимовыгодного диалога оценочного сообщества с Государством и Обществом, инструмент трансформации позиций сообщества в законодательные инициативы.



Оценочная деятельность
в целом

Броуновское движение разрозненных профессионалов, не способных в одиночку решить общие проблемы.

Сообщество профессионалов, заинтересованных в развитии себя и отрасли на благо всей страны, и находящих точки соприкосновения для взаимовыгодного движения




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница