Анализ работы социального педагога за 2012-2013 учебный год



Скачать 121.48 Kb.
Дата22.04.2016
Размер121.48 Kb.
ТипАнализ
Анализ работы социального педагога

за 2012-2013 учебный год.

«Социальный педагог – соратник ребенка,


и его педагогическое искусство состоит в том,
чтобы не делать все за ребенка, а вовлечь
его в деятельность.
Социальный педагог помогает
воспитаннику понять окружающий мир…»
Ю.В. Василькова.

Современную отечественную систему образования и воспитания, как и состояние современной российской педагогики, характеризуют как кризисную. Это состояние неотделимо от кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в область культуры, образования и воспитания человека. Он заключается в том, что культура общественных отношений, базирующаяся на приоритете коллективных прав, постепенно сменяется культурой, свойственной демократическому обществу, основанному на признании личных (гражданских) прав и свобод. Общество в целом, различные социокультурные группы, и школа в частности, почти не имеют опыта взаимодействия на основе этих ценностей. Школа вынуждена решать непривычные для нее задачи: старшие и младшие (учителя, дети и родители) должны почти одновременно и совместно знакомиться с ценностями демократического правового государства и общества, осознавать эти ценности и накапливать опыт взаимодействия на их основе.

Российскому обществу предстоит обрести и накопить новый опыт взаимодействия в конфигурации «личность – общество – власть». Иными словами – обрести новую систему общественных ценностей. Оптимальным местом, где можно осваивать опыт взаимодействия, становится школа, если открывает возможности совместной деятельности детей и взрослых.

Образование является неотъемлемой частью культуры. Современная российская культурно-историческая ситуация характеризуется прежде всего прерванной социальной функцией образования, которая заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Именно с помощью образования старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше. С этой точки зрения, школа – один из активных и масштабных образовательных институтов. Джона Дьюи утверждает: «…Направляя деятельность юных, общество определяет собственное будущее. Со временем его будут определять именно те, кто сейчас молод, и характер будущего в значительной мере зависит от того, какое направление было придано занятиям детей в предшествующий период».

Необходимо отметить, что не общество с помощью образования транслирует молодому поколению новые традиции, а школа может предложить опыт социального взаимодействия. По мнению Л.С. Выготского, «образование ведет за собой развитие общества». Процесс укоренения в школе ценностей права и демократии начался с принятия закона «Об образовании», провозгласившего демократические ценности, предложившего подходы к правовому образованию в школе. Кроме этого, стратегические цели реформ в системе образования четко обозначены в правительственном документе «Модернизация образования. Стратегия российской реформы». «Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, - говорится в документе, - чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, не принимающего силовые методы разрешения политических и социальных конфликтов… Для решения этой задачи приоритетными ориентирами в образовании личности становятся: способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений; толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; правовая культура».

Решение социальных проблем вышло на государственный уровень. Назревшие проблемы общества требуют создание социально-педагогической службы по работе с детьми, семьей и молодежью по разным направлениям социальной защиты.

Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.

Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Социальный педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.

Работа социального педагога МБОУСОШ №3 ведется по плану работы школы на 2012-2013 учебный год. В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является:

социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:


  • Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

  • Контролирует движение учащихся и выполнение всеобуча;

  • Предупреждает отсев учащихся из школы;

  • Поддерживает тесные связи с родителями;

  • Изучает социальные проблемы учеников;

  • Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

  • Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормильца; неполных; военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий; малоимущих.

  • Осуществляет меры по трудоустройству обучающихся;

  • Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.

  • Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраний, педсоветах и совещаниях;

  • Осуществляет контроль за сохранением здоровья учащихся и формированию у них культуры здоровья.

На начало года был составлен социальный паспорт МБОУ СОШ №3 г. Мантурово:

  1. Всего учащихся - 417

  2. Всего семей – 345

  3. Обучающиеся дети – инвалиды – 7

  4. Опекаемые – 5

  5. Многодетные семьи –20;

В них детей –62;

Учатся в школе –29.

6.Семьи, в которых воспитанием занимаются не родители -0

7.Неполные семьи -115

В них детей – 164

Живут с папами – 2

8. Семьи соцриска – 12

В них детей – 20

Родители, отрицательно влияющие на своих детей- 2

(состоят на внутришкольном учёте)

9. Малообеспеченные семьи – 20

В них детей – 43

10. Родители – инвалиды – 7

В них детей – 12

11. Количество детей,

состоящих на внутришкольном учёте- 6

Особое внимание в школе уделяется семьям социального риска и семьям, где родители отрицательно влияют на своих детей. Всего в школе 12 семей социального риска . В них 20 детей. Все дети в основном школьного возраста. Родители в таких семьях чаще всего не работают. Или это неполные семьи, где отец не имеет должного влияния на своих детей. Во всех этих семьях слабый контроль со стороны родителей. (Приложение №1). 2 семьи состоят на внутришкольном учёте (Обориных Павла и Виталия, Казакова Николая). В течение всего года школа оказывает необходимую и педагогическую, психологическую поддержку этим семьям. В первом полугодии эти дети систематически посещали школу, ходили опрятные, все принадлежности для школы были приобретены вовремя. (Приложение №2)

В начале года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составлялись акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводились индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи таким семьям. Всего в школе 5 таких детей. В начале года этим детям была оказана помощь в приобретении школьных принадлежностей. Школа провела акцию «Семья помогает семье», многие дети активно приняли участие в данном мероприятии. Для Смирнова М 8кл и Попова А 8 кл были выделены путёвки в санаторий. Все дети получили подарки на Новый год. (Приложение №3)

В ходе операции «Всеобуч» в течение 2012-2013 учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями. В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель выходили по месту жительства обучающихся. С родителями проводится большая профилактическая работа: беседы, консультации, встречи с педагогами и инспекторами по делам несовершеннолетних, передача данных по посещаемости в администрацию.

С семьями Ельцова А 6а и Антакова А 5б была проведена огромная работа. С детьми проводились неоднократные индивидуальные консультации, консультации с психологом. Совместно с классными руководителями социальный педагог выходили неоднократно в семьи, беседовали с родителями. В результате проведённой работы дети вернулись в школу, за 2 четверть успевали.

Работа с учащимися и их родителями не всегда даёт положительный результат, и встаёт вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет. В 2012-2013 учебном году на внутришкольном учёте состоит 6 учащихся: (Ельцов А 6а,Смирнов М 8кл, Бойков Олег 9б, Шитова И 9б, Антаков А 5б, Тыричев Н 4б). В начале 2 четверти перешла в открытую сменную школу Шитова И 9б класс. (Приложение №4)

Основные причины постановки - пропуски уроков без уважительной причины, неуспеваемость, грубость, курение в школе. В течение всего первого полугодия эти учащиеся состояли на особом контроле. И со стороны администрации школы, и классного руководителя, и социального педагога, и психолога с ними велась профилактическая работа: проводились индивидуальные беседы, как с самими учащимися, так и с их родителями, где выявлялись причины нарушений и возможные способы их исправлений. На основании данных бесед заполнялись листы индивидуального контроля с учащимися и их родителями. Данные учащиеся неоднократно в течение учебного года обсуждались на профилактическом совете школы, который функционировал 1 раз в четверть.

На начало 2012-2013 учебного года в подразделении по делам несовершеннолетних состояло 2 человека (Тыричев Н 4б кл, Веселов В, 10 кл). В конце 2012 года Веселов Владислав 10 класс был снят с учёта. Причины, по которым данные учащиеся совершили правонарушения – недостаточный контроль со стороны родителей во внеурочное вечернее время.

Вызывает особую обеспокоенность проблема социального сиротства, когда дети по разным причинам оказываются лишёнными родительского попечения при живых родителях. Таких детей в школе на начало 2012-2013 учебного года было 4 человека. Это дети, которые воспитываются в приёмных семьях. К таким детям особое внимание, как со стороны педагогического персонала, так и со стороны социальных служб. (Приложение №5)

Также в школе проводится работа по повышению правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики правонарушений. В школе создан уголок правовых знаний, который призван решать следующие задачи: осуществлять правовое просвещение по злободневным, актуальным для детей, родителей и педагогов темам; отвечать на правовые вопросы, которые возникают у читателей; давать советы и рекомендации специалистов на каждый день; подсказывать выход из затруднительных, часто встречающихся ситуаций.

Информация, размещённая в уголке правовых знаний, предназначена для широкого круга читателей (школьники, их родители и родственники, педагоги учреждения образования и др.), но должна быть ориентирована на детей, подростков, молодёжь в возрасте от 7 до 18 лет, учитывать их интересы и потребности.

Ежегодно в школе проходит неделя правовых знаний, целью которой является повышение правовой культуры учащихся. Так в этом учебном году в 1-х классах проведена беседа о правилах поведения учащихся Витол О.Н, школьным библиотекарем. В 2-3х классах с беседой о правах и обязанностях учащихся во внеурочное время в общественных местах выступили специалисты центральной библиотеки. Для 4 -5-6-х классов были приглашены инспектора ГИБДД, которые выступили с беседой о правилах поведения на дороге. Наиболее сложным является возраст учащихся 7-8 классов, именно поэтому были приглашены инспектора ПДН, которые особое внимание в своей беседе уделили вопросу межличностных отношений учащихся, как во время учебного процесса, так и во внеурочное время. Для учащихся старшего звена были организованы встречи с представителями судебной структуры и прокуратуры.

В начале учебного года важным вопросом является привлечение детей различных категорий в кружки и секции по интересам. Особой популярностью у детей пользуются кружки декоративно-прикладного творчества, спортивные секции. (Так Ельцов А, Тыричев Н, Бойков О, Антаков А посещают футбольную секцию).

В 2012-2013 учебном году направлены на медико-педагогическую комиссию 3 учащихся. По решению медико-педагогической комиссии Чистяков Сергей 1а класс- коррекционная школа; Малетова Светлана 1а – повторный курс; Смирнова Наталья- повторный курс (индивидуальное обучение)

На конец учебного года составлены списки на летнее оздоровление детей. 20 детей (июнь) отдыхают в лагере от отдела социальной защиты. 4 детей(июль) в различные оздоровительные лагеря области; 5 детей (август) в различные оздоровительные лагеря области.

В школе организовано горячее питание. Одноразовым горячим питанием охвачено 100% обучающихся.

В школе ведётся работа с будущими первоклассниками. Составляются списки будущих первоклассников с перспективой на 3 года, проводятся родительские собрания с будущими первоклассниками, проводятся подготовительные занятия. В школе работает программа «Дорожка к школе»



Анализируя работу социального педагога за 2012-2013 год, можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:

  1. Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;

  2. Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка;

  3. Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;

  4. Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, развитием личности, самоопределением детей и подростков;

  5. Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе; это как правило, дети, имеющие криминальный контакт;

  6. Проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность и \ или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;

  7. Разрешение проблем психологического состояния ребенка при наличии многосторонних иерархических конфликтов между администрацией школы, родителями и учениками.

Ведущими критериями оценки работы социального педагога являются готовность специалиста к созданию условий:

  1. для становления личности как субъекта социальной жизни и создания педагогической целесообразной среды;

  2. для разрешения проблем социальной жизни ребенка, т.е. посредничество между ребенком и его социальным окружением;

  3. для соблюдения прав и обязанностей ребенка в социуме, т.е. к представлению его интересов в государственных и общественных структурах.

Цель деятельности социального педагога – социальная адаптация личности ребенка в обществе.

Задачи работы социального педагога на 2013-2014 учебный год:

  1. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда.

  2. Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.

  3. Социальная защита детей, находящихся под опекой.

  4. Формирование у старшеклассников мотивации и познавательных интересов к продолжению образования.

  5. Профилактика правонарушений среди подростков.

  6. Организация целевого досуга учащихся.

  7. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих заключение ПМПК.

Для реализации поставленных задач на 2013-2014 учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:

Профилактическая функция

  • Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;

  • Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, учащихся;

  • Учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги.

Защитно-охранная функция

  • Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;

  • Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;

  • Оформление и трудоустройство детей и подростков в ПТУ и вечернюю школу, помощь в прохождении медицинской комиссии, врачебного обследования.

  • Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта

Организационная функция

  • Организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспекторов КДН.

  • Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися.

  • Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.

  • Организация школьных мероприятий (бесплатное питание, льготные проездные билеты для учащихся п\л «Солнечный»)

  • Организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.

  • Связь со спонсорами, организация гуманитарной и материальной помощи.

Социальный педагог : Порфирьева Е.В
Каталог: Manturovo -> Sch3
Manturovo -> Конспект спортивного развлечения «В гостях у Светофорчика»
Manturovo -> Векшина Елена Ивановна, воспитатель по изобразительной деятельности первой квалификационной категории г. Мантурово 2014 год Содержание Целевой раздел 1
Manturovo -> «развитие эмоциональной сферы детей в процессе художественно-эстетического развития»»
Sch3 -> Тревожные дети. Что нужно знать родителям. Что такое тревожность?
Manturovo -> Составление загадок по методике триз
Manturovo -> Г. С. Альтштуллер и И. М. Верткин Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем управленческая деятельность. Управление коллективом называют искусством, успеха в котором достигают те, кто «от природы», прирожде
Sch3 -> Словарь профессий


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница