Анализ работы информационно-методического центра профориентации «Ориентир» Северо-Восточного окружного управления образования 2009-2010 учебный год



страница1/2
Дата20.04.2016
Размер355 Kb.
ТипАнализ
  1   2
Анализ работы информационно-методического центра профориентации «Ориентир» Северо-Восточного окружного управления образования 2009-2010 учебный год

Общая характеристика информационно-методического центра профориентации «Ориентир»

Информационно-методический центр профориентации «Ориентир» является структурным подразделением Центра детского творчества «Алексеевский» и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Законом об образовании, Городской целевой программой развития начального и среднего профессионального образования в г. Москвы «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы, Уставом образовательного учреждения.

Центр является некоммерческой организацией.

Цель деятельности:

формирование у учащихся способности выбора профессии, образовательной траектории, сферы профессиональной деятельности, профессионального маршрута, оптимально соответствующих как личностным особенностям, индивидуальным способностям, ценностям и интересам, так и законам, запросам рынка труда, оказание помощи в выборе профессии.

Стратегия развития центра профориентации определяется решением следующих задач:


  • создание в системе профессиональной ориентации условий для дифференциации психолого-педагогической поддержки в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей, построении индивидуального образовательного маршрута обучающегося для обеспечения осознанного адекватного выбора будущей профессиональной деятельности;

  • социализация и адаптация обучающихся с учетом реальных социально-экономических условий, потребностей рынка труда.

Для реализации целей и задач центр профориентации

- изучает ценностные ориентиры учащихся, способствует повышению общего уровня информированности подростков о мире профессий и профессиональных требованиях;

- способствует формированию активной гражданской позиции, способности адаптироваться в условиях рыночной экономики, развитию активности и самостоятельности учащихся в профессиональном самоопределении.

Информационная справка

Открытие информационно-методического центр профориентации «Ориентир» состоялось 17 сентября 2009 года.

Развитие центра в данный период предлагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося в профессиональной подготовке.

Особо значимой является проблема приобретения учащимися представления о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего профориентационного процесса центра.



Приоритетные направления деятельности Центра:

  • организация профориентационной и психологической поддержки учащимся школ;

  • внедрение эффективных методов и средств профессионального информирования, профконсультирования, психологической поддержки;

  • оказание услуг по профориентации и психологической поддержке молодежи по проблемам личностной адаптации в условиях рынка труда.

Центр работает в режиме 6 дневной рабочей недели, продолжительность работы с 10.00- 18.00. выходной день – воскресенье.

Педагогические кадры

Для организации успешной профориентационной деятельности в центре работает штат квалифицированных и опытных специалистов: заместители директора по учебно-воспитательной и методической работе, педагоги-профориентаторы, педагоги-психологи, методист. Сотрудники центра постоянно повышают профессиональное мастерство, совершенствуются через активное участие в научно-практических конференциях различного уровня, мастер-классах, семинарах, форумах, образовательных ярмарках.

Специалисты центра создают информационное поле для учащихся и их родителей, учителей по вопросам профориентации, разработав план совместной работы с образовательными учреждениями СВОУО.

Активная и целенаправленная деятельность по развитию собственного кадрового, организационного потенциала гарантирует эффективность работы Центра и ее востребованность системой образования. Самообразование, обмен опытом, наставничество внутри центра работают на саморазвитие учреждения. Специалисты придерживаются единых этических норм, регулярно общаются и обмениваются опытом с коллегами в рамках семинаров, конференций, форумов, тем самым обеспечивая соответствие возможностей центра потребностям системы образования округа.

Всего в Центре работает 18 сотрудник

из них имеют

- высшее образование – 11 человек;

- неоконченное высшее образованием – 6 человек;

- среднее специальное образование – 1 человек.

Стаж работы:

- до 3-х лет – 7 человек;

- от 3-х до 10 лет – 1 человек;

- от 10 до 20 лет – 5 человек;

- свыше 20 лет – 5 человек.

Из 18 сотрудников педстаж имеют 8 человек.

Педагогический коллектив состоит из 6 мужчин и 12 женщин.

Квалификация:

- высшая квалификационная категория – 2 человека;

- первая квалификационная категория – 2 человека;

- вторая квалификационная категория – 3 человека;

- 10 разряд – 1 человек;

- 9 разряд – 3 человека;

- 8 разряд – 6 человек;

- 6 разряд – 1 человек.

Молодые специалисты – администратор, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог.

Итого –7 человек (39%)

«Заслуженный учитель РФ» – 1 человек ( 5,5 %)

«Почетный работник общего образования РФ» – 2 человека (11 %)

«Отличник народного просвещения» – 2 человека;

Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования – 1 человек (5,5 %)



Победитель профессионального конкурса «Лучшие школы г. Москвы» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» – 1 человек (5,5 %).

Уровень квалификации кадров 2009-2010 учебный год



Квалификация кадров

Количество человек

% от общего числа сотрудников

1

Высшая категория

2

11 %

2

Первая категория

2

11 %

3

Вторая категория

3

17 %

4

10 разряд

1

5,5 %

5

9 разряд

3

17 %

6

8 разряд

6

33 %

7

6 разряд

1

5,5 %


Образование сотрудников



Образование

Количество сотрудников

% от общего числа сотрудников

1.

Высшее

11

61%

2.

Неоконченное высшее

6

33 %

3.

Среднее специальное

1

5,5 %

Стаж работы сотрудников

Стаж работы

Количест­во сотруд­ников

% от общего числа сотруд­ников

Из них педагоги­ческий стаж

Количест­во сотруд­ников

% от общего числа сотруд­ников

До 3-х лет

7

39 %

До 3-х лет

1

5,5 %

От 3-10 лет

1

5,5 %

От 3-10 лет

1

5,5 %

От 10-20 лет

5

28 %

От 10-20 лет

3

17 %

Свыше 20 лет

5

28 %

Свыше 20 лет

3

17 %


Аттестация сотрудников в 2010-2011 учебном году



Учебный год

Высшая категория

Первая категория

Вторая категория




2010-2011

1человек (психолог)

1 человек (методист)

-


Повышение квалификации и переподготовка в 2010-2011 учебном году

Учебный год

Количество сотрудников

% от общего числа сотрудников

2010-2011

10 человек

55,5 %

Структура центра профориентации

В структуру центра входят три отдела:



  • информационно-методический отдел осуществляет сбор и систематизирует информацию о рынке труда, проводит социологические исследования по проблемам профориентации и профессионального самоопределения молодежи, разрабатывает информационно-методические материалы.

  • профориентационный отдел оказывает помощь учащимся в выборе профессии, проводит индивидуальные и групповые профзанятия, разрабатывает рекомендации учащимся, родителям, учителям по вопросам профессионального самоопределения школьников.

  • отдел психологической поддержки учащихся оказывает психолого-профориентационную поддержку учащимся на этапе выбора профессии, проводит диагностические исследования по вопросам профессионального самоопределения школьников.

Центр профориентации распространяет свою деятельность

  • на детей в возрасте от 7 до 18 лет, нуждающихся в психолого-профориентационной и социальной помощи;

  • на детей с ограниченными возможностями здоровья (школа надомного обучения

  • № 410, № 265, школа-интернат для слабовидящих детей № 5);

  • на родителей этих детей, или лиц их заменяющих для проведения консультативной работы по вопросам профориентации;

  • на педагогических и иных специалистов, участвующих в профориентационном процессе;

  • на образовательные учреждения Северо-Восточного округа.

Квалифицированную помощь в формировании школьниками личных целей и планов собственной карьеры оказывали психологи – профориентаторы центра. Они рассказывали о структуре образования, об учебных заведениях, о требованиях, предъявляемых профессией к человеку, о противопоказаниях к профессиям. Выбор профессии требует учета трех групп факторов: профессиональных интересов, профессиональных способностей и возможностей и потребностей рынка труда.

На основе результатов объективного психолого-профориентационного обследования школьники узнают о собственных профессиональных интересах, психологических особенностях и возможностях. Практический анализ своих жизненных целей и ценностей позволяет учащимся осознать собственные мотивы выбора профессии, а также их адекватность сложившемуся рынку труда.

Следуя рекомендациям специалистов, школьники смогут разработать, уточнить и наделить личностным смыслом индивидуальные профессиональные планы, создать свой собственный профессиональный маршрут и спланировать в целом свой профессиональный жизненный путь.

Направления профессиональной ориентации:

профессиональная информация — ознакомление учащихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональная консультация — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

профессиональный подбор — предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической диагностики;

психологическая поддержка — использование методов, способствующих снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем. Эта работа проводится с использованием пакетов «Тест Люшера», «Опросник Йоваши», «Опросник профессиональной направленности», тест Дж. Голланда. а также некоторых видов активизирующих методик.

На сегодняшний день центр профориентации «Ориентир» отработал механизм взаимодействия с ОУ Северо-Восточного образовательного округа по вопросам:



  • профессиональная подготовка старшеклассников (договорная основа с ОУ);

  • профориентационная деятельность (совместный план работы с ОУ);

  • сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения.





В Центре создана методическая и материально – техническая база.

Мы располагаем:

базой данных по учреждениям профессионального образования всех уровней и профилей;

банком компьютерных психологических методик для определения профпригодности человека;

методической литературой по профориентации и профессиональной подготовке;

банком профессиограмм, разработанных специалистами кафедры психологии, социологии МГПУ.

Центр оснащён компьютерным диагностическим классом (рабочая зона – 14 персональных компьютеров), 28 ноутбуками, 7 персональными компьютерами, АРМы, 2 многофункциональными устройствами, 3 принтерами, 1 смарт-доской, 3 проекторами, 1 сканером, имеется локальная сеть и выделенная линия к сети Интернет.

В центре создан сайт о жизни учреждения для сети Интернет, сняты видеофильмы о деятельности Центра. О Центре неоднократно печатались статьи и заметки в городской прессе, видеоматериалы об интересных и значимых событиях из жизни учреждения.

Специалисты центра профориентации в 2009-2010 учебном году пополнили методическую базу новым профориентационным материалом для работы с учащимися, родителями и педагогами по разным направлениям профориентационной деятельности: профессиограмы, методические рекомендации для педагогов, программа семинарских занятий для психологов ОУ СВОУ, классные часы профориентационной направленности, программа профориентационных тренингов, направленных на формирование ответственности за собственный профессиональный выбор, программы блока ДО, буклеты для детей и родителей, методические рекомендации по проведению родительских собраний по вопросам профориентации, анкеты по профориентации, слайдовые презентации для мероприятий, закуплены методические пособия и компьютерные версии диагностик для работы по профориентации школьников.

В 2009-2010 учебном году работой по направлениям профориентации было охвачены следующие общеобразовательные учреждения СВОУО:

Северный

ГОУ СОШ №№ 1121, 709, 1378, 2044

Бутырский

ГОУ СОШ №№ 250, 968, 230, 963

Ю. Медведково

ГОУ СОШ №№ 233, 307, 289, 300, 956

Лосиноостровский

ГОУ СОШ № 1778, 298, 751, 763, 1381, 1444, 762, 188, 529, 1955

Ярославский

ГОУ СОШ №№ 752, 1374, 1137, 1099

Останкинский

ГОУ СОШ №№ 304, 1220

С. Медведково

ГОУ СОШ №№ 290, 283, 756, 1316, 967, 951, 1506, 276, 1380, 753

Бабушкинский

ГОУ СОШ №№ 299, 910, 1097, 757, 311, 203

Лианозово

ГОУ СОШ №№ 1122, 655, 166, 266, 1416, 1430, 1490, 1573, 1449

Бибирево

ГОУ СОШ №№ 964, 1413, 241, 255, 953, 970, 180, 195, 139, 966, 249, 961. 245, 332, 1682, 254, 388, 755, 1412

Отрадное

ГОУ СОШ №№ 606, 267, 264, 33, 966, 1491, 1486, 263, 950, 962, 952, 265

Алексеевский

ГОУ СОШ №№ 1470, 1464, 277, 293, 1539, 308, 279, «Потенциал»

Свиблово

ГОУ СОШ №№ 1098, 1138, 297

Марфино

ГОУ СОШ №№ 1494, 278

Ростокино

ГОУ СОШ №№ 352, 1499, 410, 5 интернат

Алтуфьево

ГОУ СОШ №№ 1370, 305, 302, 1446

Марьина Роща

ГОУ СОШ №№ 259, 242, 237, 259

Всего: 110 школ округа.

В 2009=2010 учебном году центр профориентации сотрудничал с учреждениями СПО, ВПО:

- московский областной медицинский колледж;

- политехнический колледж № 8 им. И.Ф. Павлова;

- колледж художественных ремесел № 59;

- ВПО высшая школа народных искусств;

- московский технологический колледж питания РГТЭК;

- полиграфический колледж № 56;

- ВПО московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой;

- железнодорожный колледж № 52;

- колледж метростроя № 53;

- строительный колледж № 12;

- технологический колледж № 14;

- педагогический колледж № 16;

- педагогический колледж № 14;

- колледж предпринимательства № 15;

- московский колледж градостроительства и предпринимательства.

Всего 15 учреждений СПО, ВПО



Общий охват учащихся составил – 3591 чел.,

родителей – 1364 чел.,

педагогов – 115 чел.

За 2009-2010 учебный год проведены в образовательных учреждениях округа тематические профориентационные классные часы, тренинговые занятия, информирование о потребностях рынка труда и учреждениях образования, компьютерная диагностика профессиональных предпочтений, консультирование по вопросу выбора профессии, мониторинги, консультации психологов-профориентаторов по результатам мониторинга, семинары для психологов ОУ, родительские собрания, мастер-классы.

Существенное влияние на профориентационную ситуацию оказывают впервые проводимые мониторинговые исследования профессиональных планов и намерений выпускников школ, которые впоследствии станут традиционными, в которых были задействованы более 500 учащихся.

Цель данных исследований – выявить уровень профессиональной компетентности старшеклассников, которая включала в себя умения:

- выбирать образовательный маршрут (путь получения дальнейшего образования);

- ставить и корректировать цели, соответствующие образовательному маршруту;

- получать знания, необходимые для реализации образовательного маршрута;

- принимать решения в зависимости от меняющихся внешних обстоятельств;

- запрашивать помощь специалистов (психологов, юристов, медиков и пр.)

По результатам анкетирования мы получили общий итог:

Только 45% учащихся определились с выбором будущей профессии. Из них 16% смогли назвать качества личности, необходимые для человека выбранной им профессии.

Основные факторы, которые учащиеся обозначили как главные при выборе профессии: заработная плата, престижность профессии, профессиональные способности, месторасположение работы, интерес к избранной профессии. Руководствуются ими 19% подростков.

24% респондентов ответили, что их родители оказывают им поддержку в их выборе профессии и 16% смогли ответить, в какое учебное заведение они планируют поступать после окончания школы.

41% считают, что нужно обладать определенной информацией, чтобы сделать правильный профессиональный выбор, 35% считают, что это необязательно и 24% ответили, что обладать данной информацией не нужно.

На вопрос «Что ты делаешь для того, чтобы лучше узнать интересующую тебя область труда, профессию, специальность»- были получены следующие ответы: спрашиваю у знакомых, у родителей, смотрю информацию о профессии в Интернете, общаюсь с представителями выбранной профессии, читаю специальную литературу (25% учащихся).



Среди самых распространенных ошибок при выборе профессии учащиеся выделили такие: несоответствие работы интересам и способностям, выбор профессии по указанию родителей или «за компанию» с другом, незнание своих возможностей (смогли назвать лишь 14%).

На вопрос «Востребована ли выбранная тобою профессия на рынке труда» знают лишь 20%, не знают – 80%.

Смогли различить понятия «способности» и «склонности» - 21%.

Свой тип темперамента знают 27% опрошенных. Что такое профессиональный план знают 3% учащихся. О том, что нужно продумать перед тем, как идти на собеседование проинформированы 10% респондентов.



Результаты исследований по профориентации

Изменяющаяся структура экономики, многочисленные преобразования, происходящие в обществе, влекут за собой изменение состава профессий, требований, предъявляемых профессией человеку. Современному обществу нужны люди, способные к саморазвитию, самоорганизации, саморегуляции, самореализации.

Данные исследований показывают недостаточную развитость этих качеств у молодых людей:

7% осуществляют свой профессиональный выбор под влиянием случайных факторов,

54% по совету родителей,

8% под воздействием рекламы,

17% выбрали сами профессию.

14% по совету друзей



По результатам проведенного опроса можно сделать вывод, что учащиеся имели очень низкий уровень профориентационной компетентности.

При этом у учащихся отмечаются необоснованно завышенные требования к уровню заработной платы.

Родители старшеклассников также не имеют адекватного представления о потребностях рынка труда в рабочих кадрах и специалистах, последующем трудоустройстве своих детей.

Причина происходящего явления:

1. существующая система профессиональной ориентации в общеобразовательной школе опирается на недостаточно развитую организационную модель;

2. отмечается неподготовленность учителей к работе по профессиональной ориентации учащихся;

3. большинство существующих программ по профессиональной ориентации ориентирует старшеклассников на поступление только в высшие учебные заведения;

4. в недостаточной степени осуществляется взаимосвязь между общеобразовательной школой, колледжами, вузами;

5. практически не осуществляется взаимодействие общеобразовательной школы с предприятиями и организациями;

6. у учащихся отсутствует опыт профессиональных проб на базе школ и учреждений профессионального образования.

Пути решения проблемы:

Объективно возникает потребность в разработке качественно новых образовательных моделей в образовании, включающих создание в средней школе комплексной системы профессиональной ориентации, охватывающей все ступени школы, в реализации в школе допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся, а также в активном сотрудничестве школы с учреждениями профессионального образования, предприятиями и организациями.

Таким образом, необходимо осуществить

• обеспечение оптимального профессионального выбора учащимися как важного условия их успешной социализации и профессионализации;

• формирование мотивации учащихся на выбор профессии, образовательной траектории и будущей профессиональной деятельности путем определения ключевых жизненных целей, ценностей и установок;

• предоставление учащимся возможностей в осуществлении первых профессиональных проб, а также допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся;

• разработка модели профессиональной ориентации учащихся, содержания профессиональной подготовки учащихся.

В целях оказания помощи учащейся молодежи в профессиональном самоопределении, повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда в 2009-2010учебном году в центре профориентации «Ориентир» прошли следующие профориентационные мероприятия: информирование учащихся школ о рынке труда города, о профессиях, востребованных в настоящее время экономикой, правилах выбора будущей профессиональной деятельности и учебного заведения для получения профессионального образования осуществлялось в форме мастер-классов, профконкурсов, интеллектуально-развлекательных игр, уроков занятости с использованием профориентационных игр, показом видеофильмов, слайдов, профориентационных занятий на темы: «Мир профессий», «Выбор профессии и современный рынок труда», «Я выбираю профессию», «Многообразие мира профессий», «Мир профессий и рынок труда», «Здоровье и выбор профессии» «Эскиз будущей жизни», «Трудом велик и славен человек», «Выбор на всю жизнь», «Дороги, которые мы выбираем».

Для более наглядного восприятия оформлены информационные стенды колледжей, подготовлены методические и раздаточный материал: памятки, брошюры, профессиограммы, буклеты с советами по выбору профессии, справочники об учебных заведениях города.

Каждый месяц проводились Дни открытых дверей для школьников. Здесь к их услугам  - полный объем информации: сборники профессиограмм, справочники сузов и вузов, методики профотбора. Выбирающему профессию предлагалось пройти тестирование, чтобы точнее определить, в какой области может человек ярче проявить отпущенные ему природой способности.

В центре «Ориентир» имеется опыт проведения мастер-классов, увлекательных путешествий в страну полиграфии и педагогики. Мастер-классы позволяют раскрыть креативные способности учащихся, наметить схему будущей профессии. Во время проведения мастер-классов дети могли научиться различным техникам и творческим навыкам, посмотреть и опробовать различные материалы, познакомиться со сверстниками, а у педагогов, психологов школ появился шанс узнать с неожиданной стороны своих детей и поддержать их интерес.

В содержание профориентационной работы с учащимися школ входили следующие занятия:

1. Профориентационные встречи с учащимися ОУ: «Давайте познакомимся», где происходило знакомство: с учащимися и проведение первичного анкетирования.

2. Карта самоконтроля готовности учащихся к профессиональному самоопределению, направленная на оценку степени готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Она помогает определить готовность школьника к профессиональному самоопределению и сформулировать направления для его дальнейшего профессионального развития.

3. Профориентационные занятия «Мир профессий». Целью данного занятия являлось расширение знаний у участников о мире профессионального труда, об актуальности позиции современного человека, знакомство с основными понятиями: профессия, специальность, квалификация, должность, вакансия, карьера, призвание.

4. Профориентационные занятия «Темперамент и выбор профессии». На этом занятии знакомили с понятием «темперамент», с краткой характеристикой каждого типа темперамента, выявили тип темперамента каждого участника и говорили о том, как тип темперамента влияет на выбор профессии.

5. Профориентационные занятия «Интересы и склонности в выборе профессии». Учащиеся знакомились с предъявляемыми требованиями к любой профессии. Определяли, что такое интерес и склонность.По методике «Карта интересов» каждый участник определился с выбором своей сферы деятельности.

6. На занятии «Профессиональная направленность» учащиеся познакомились с типами профессий по предмету труда и определяют свой тип деятельности.

7. Знакомство с профессиограммами, которые является необходимым источником ознакомления с профессией.

8. Профориентационные уроки «Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии».

С группами учащихся были проведены занятия на тему: «Профессиональное самоопределение, составление индивидуального резюме». Всего в занятиях приняли участие 194 человека. Пробное составление резюме усиливает самосознание субъекта в плане трудовой самореализации, заставляет задуматься над путями и способами достижения будущей карьерной цели. Так же в процессе разбора текста резюме совместно выяснили, какие дополнительные навыки, курсы и умения будут необходимы для успешного трудоустройства на выбранную специальность.

9. Профориентационные тренинги, в котором приняли участие 156 подростков. Тренинги были направлены на стабилизацию климата внутри группы, улучшение общей атмосферы межличностного взаимодействия, обучение установлению грамотных межличностных отношений и поддержанию взаимовыгодных контактов.

10. Анкетирование «на выходе», по итогам которого видны изменения, произошедшие в профессиональном мировоззрении школьников.



По результатам итогового анкетирования получены следующие данные:

- 56% сделали профессиональный выбор, соответствующий их интересам, способностям и склонностям.

- 100% смогли назвать качества личности, которыми должен обладать человек выбранной профессии;

- 78% определились с учебным заведением, куда планируют поступать;

- 95% опрошенных считают, что нужно обладать определенной информацией, чтобы сделать правильный профессиональный выбор;

- 78% учащихся выбрали профессии, востребованные на рынке труда;

- 56 % подростков поддерживают родители в выборе будущей профессии;

- свой тип темперамента узнали 93% опрошенных.

- научились составлять свой профессиональный план 56% учащихся.

Исходя из полученных результатов «на выходе» мы видим, что профзанятия прошли успешно для подростков. Об этом свидетельствуют изменившие результаты на выходе:

1. смогли сделать профессиональный выбор 56% ребят (что на 11% больше), причем 53% из них выбрали профессии, востребованные на рынке труда (вначале ребята ориентировались на престижные и высокооплачиваемые, но не на востребованные профессии);

2. научились выделять профессионально важные качества 100% (что на 84% больше);

3. 56 % подростков смогли обосновать свой выбор перед родителями и заручиться их поддержкой (в начале занятий таких детей было 32 % меньше);

4. смогли соотнести свои личностные особенности (тип темперамента, профессиональный тип и т.п.) с выбранной профессией 91% подростков (это на 72% больше, чем было до занятий);

5. научились ставить перед собой профессиональные цели и планировать свой профессиональный рост 56% учащихся (в начале занятий некоторые представления об этом имели лишь 3% подростков).

В среднем наблюдается позитивный сдвиг в профессиональной компетенции подростков на 50,8%.

Из этого видно, что полученный материал, помог подросткам выделить области своих интересов, наиболее значимых для них, выбрать будущую профессию в соответствии с личными способностями, качествами, интересами и склонностями, типом темперамента, а также обстановкой на рынке труда.

Наблюдается повышение уровня информированности подростков о мире профессий и в целом повышение профориентационной компетентности.

По результатам проведенных анкетирований, диагностик были даны рекомендации в виде индивидуальных аналитических справок учащимся, индивидуальных консультаций по результатам профдиагностики. Для школ рекомендовано было проведение профпропаганды и профагитации с целью нацеливания учащихся на востребованные профессии в городе.

Для привлечения внимания к профессиональному самоопределению подростков были объявлены профориентационные конкурсы творческих работ по номинациям: конкурс сочинений , конкурс рисунков и презентаций «Моя будущая профессия». В конкурсах приняли участие учащиеся 1-9 классов – 533 ребенка:

конкурс рисунков (1-4 классы) – 334 человека;

конкурс сочинений (5-7 классы) – 159 человек;

конкурс презентаций «Моя будущая профессия» ( 8-9 классы) – 40 человек.

Все участники творческих конкурсов, занявшие призовые места, были награждены грамотами и памятными подарками.

Куда пойти учиться? Какая профессия (специальность) будет востребованной в ближайшем будущем многим другим вопросам были посвящены встречи учащихся с представителями начального, среднего и высшего профессионального образования. (Они проводились в разных формах: информационные дни, «Дни открытых дверей», «Городская неделя профориентации», презентации учебных заведений, ярмарки учебных мест, выставка-презентация учебных заведений профессионального образования. Учащиеся школ были ознакомлены с условиями приема в учебные заведения, сроками и условиями подачи документов и вступительных испытаний, учебным процессом, факультетами и специальностями. Они также имели возможность индивидуально общаться с представителями учебных заведений, получить консультацию по всем интересующим вопросам. Во время экскурсий в колледжи ребята познакомились с учебной и материальной базой, преподавательским составом, посетили музеи, спортивные залы, спортплощадки. Всего во встречах со школьниками приняли участие 2307 учащихся округа. 10 учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Многие мероприятия проводились в информационном центре «Ориентир», где с учащимися школ профконсультанты проводили ежедневные индивидуальные профконсультации учащихся, тестирование и анкетирование, профориентационные занятия под названием «Время пришло выбирать маршруты успеха», профориентационные игры «Самая, самая».

Специалисты центра профориентации работали не только со школьниками выпускных классов, но и помогли сделать первые шаги в мире профессий первоклассникам и второклассникам ОУ округа. В профориентационной игре «Профессиональная дорожка» приняли участие ГОУ СОШ № 241, 302, 305, 1137.

В школах округа были проведены классные часы, групповые занятия и тренинги с подростками 7-11 классов, профориентационные занятия с учащимися 1-4 классов «В мире профессий», профориентационные упражнения для 10 классов, родительские собрания.

В течение года были организованы Дни профориентации для учащихся с ограниченными физическими возможностями. Специалисты центра профориентации беседовали с учащимися на тему: «Здоровье и выбор профессии», провели тестирование, индивидуальные консультации по выбору профессии, рассказали о профессиях и возможностях трудоустройства, организовали просмотр видеофильмов и знакомство с профессиограммами.

В Днях профориентации были задействованы 55 учащихся специализированных школ округа

В течение 2009-2010 учебного года специалистами Центра профессиональной ориентации проводилась работа по оказанию психолого-профориентационных услуг учащимся округа.

Профконсультации получили 2951 оптантов. Из них в групповых формах работы - 2424 учащихся, индивидуальных - 527 человек.

Психологическая служба

Цели психологической служба центра:


  • оказание психологической помощи подросткам в профессиональном самоопределении;

  • оказание социально-психологической поддержки учащимся и выпускникам школ в осознанном выборе жизненной и профессиональной позиции;

  • оказание профориентационной и психологической помощи учащимся и их родителям, оказавшимся в сложной социальной ситуации.

Направления работы с учащимися ОУ:

• выявление склонностей, интересов, способностей личности, профессиональной направленности учащихся, составление индивидуального профессионального маршрута;

• консультирование родителей, опекунов, педагогов, подростков по вопросам профориентации, предоставление информации о профессиях, специальностях, учебных заведениях и потребностях рынка труда;

• диагностика профессиональных способностей и склонностей учащихся.



Индивидуальные и групповые психолого-профориентационное консультирование.

• компьютерное тестирование по выявлению профессиональных интересов и склонностей по программе «Эффектон»;

• выявление причин затруднений в профессиональном самоопределении и развитии;

• построение индивидуальных профессиональных маршрутов;

• индивидуальные профконсультации «Мой профессиональный выбор».

Направления работы с родителями:


  • Проведение родительских собраний (общешкольных, классных).

  • Профориентационные лектории.

  • Индивидуальные консультации в выборе профессии и оказание помощи в проетировании профессионального маршрута ребенка.

  • Привлечение родителей к организации и проведении экскурсий на предприятия города с целью ознакомления и расширения кругозора о мире профессии..

  • Организация встреч учащихся с родителями-представителями различных профессий.

  • Предоставление справочной литературы по колледжам, Вузам города.

  • Привлечение родителей к участию в профориентационных мероприятиях.

Тренинг для родителей:

«Мой ребенок выбирает профессию» (ошибки при выборе профессии ребенком, адекватная позиция взрослого, содействующего профессиональному самоопределению подростка, развитие навыков эффективного детско-родительского общения по вопросам выбора профессии).



Итоги проведения родительских собраний в школах

Специалисты центра профориентации помогали учащимся и родителям определить свои профессиональные интересы и склонности, сориентироваться в своих профессиональных желаниях и возможностях, ознакомиться с содержанием выбираемых профессий, определить предпочтительную для себя сферу и тип профессиональной деятельности, расширить сферу поиска профессий, получить информацию о состоянии рынка труда и спросе на определенные профессии, составлять профессиональное резюме.



Профинформирование учащихся было направлено на обеспечение учащихся информацией, содействующей профессиональному самоопределению, становлению.

Учащимся и родителям предоставляется информация о профессиях и профессиональных качествах, необходимых для успешной работы, о состоянии рынка труда, его динамике, уровне спроса и предложений на определенные профессии.

Использовались следующие формы профинформирования:

Индивидуальные: консультации, беседы.

Массовые и групповые: "Дни открытых дверей", экскурсии на предприятия и в учебные заведения, профориентационные игры, круглые столы, практические конференции, конкурсы, участие в ярмарках профессий, беседы и лекции по профориентационной тематике.

В Центре можно получить информационно-справочную консультацию по выбору профессии, учебного заведения и поступления в него. По заявкам школ проводились лекции, беседы для старшеклассников, родителей, педагогов.

Большое внимание уделялось проведению профориентационных тренингов, которые помогали подростку лучше ориентироваться в мире профессий и найти себя в нем, осознать свои личностные особенности, способности и потребности, сильные и слабые стороны.

Для учащихся старших классов общеобразовательных школ проводились тренинги профессионального самоопределения и личностного развития: «Кем стать? Думаем вместе!» (активизация профессионального самоопределения; диагностика профессиональной направленности личности; ориентация в мире профессий; выбор учреждений профессионального образования города Москвы). «Трудовое законодательство для подростков» (основы трудового законодательства для подростков, особенности прохождения собеседования и трудоустройства подростков, приобретение навыков выхода из затруднительных ситуаций, связанных с использованием труда несовершеннолетних).

«Навыки поиска работы и трудоустройства» (определение своих профессиональных целей; навыки самопрезентации и делового общения; эффективные способы поиска работы; повышение уверенности в себе; адаптация к новому рабочему месту, коллективу).

Коммуникативный тренинг «Умеем ли мы общаться?» (выявление потенциала в сфере общения и навыки его применения, умение эффективно общаться, приобретение положительного опыта преодоления коммуникативный барьеров).

Психологи-профориентаторы принимали участие в тематических городских мероприятиях («Образование и карьера – XXI век», «Абитуриент»), на которых учащимся ОУ предоставлялась возможность пройти компьютерное экспресс-тестирование профессиональных интересов и склонностей, принять участие в тренинговых занятиях.

Профориентационные экскурсии

Одним из направлений профориентационной деятельности являлось организация и проведение профориентационных экскурсий для молодежи на предприятия города Москвы. Основные цели проведения профориентационных экскурсий: формирование у молодежи адекватных представлений о востребованных и перспективных профессиях в различных секторах экономики города; знакомство с содержанием и реальными условиями деятельности специалистов разных профессий; активизация профессионального самоопределения учащейся молодежи. В настоящее время многие промышленные предприятия испытывают острый дефицит квалифицированных рабочих кадров, и у молодежи есть возможность приобрести профессию, которая позволит в полной мере реализовать себя.

В работе центра профориентации большое внимание уделяется повышению престижности рабочих профессий. С С этой целью в дни школьных каникул в рамках городской недели профориентации (апрель 2010г.) были организованы профэкскурсии на фабрику «Русский мех». В беседах, проводимых с учащимися, особый акцент делался на престижность рабочих профессий на современном рынке труда, что связано с подъемом экономики и востребованностью высококвалифицированных рабочих кадров.

В центре профориентации «Ориентир» был создан блок дополнительного образования, который выполнял дополняющую функцию в профориентационной деятельности центра. Занятия в объединениях дополнительного образования позволяли детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства.

В 2009-2010году на базе центра «Ориентир» работали детские творческие объединения «Автоматика, электроника, робототехника» (7-11 классы), «Информатика и ИКТ» (7-11 классы), «Техническое обслуживание и ремонт ПК»(7-11 классы), «Математика. Подготовка к сдаче ГИА» ( 9 классы).

Охват детей дополнительным образованием составил 52 школьника.

В течение года для директоров, заместителей директоров по ВР, психологов и социальных педагогов, представителей заинтересованных ведомств и организаций были проведены коллегии, окружные семинары, посвященные вопросам профориентации школьников, дальнейшего сотрудничества.



Показателями успешности работы в 2009-2010 учебном году является участие в городских научно-практических конференциях, окружных семинарах, а именно:

  • 18.03.2010г. – окружная коллегия на базе ГОУ СОШ № 1464 «Профориентация детей «группы риска» ( выступление).

  • 16.03.2010г. – окружной семинар «Возможности и перспективы профориентационной работы и трудоустройства школьников и выпускников ОУ СВАО» (выступление).

  • 22-26.03.2010г. – участие в городской недели профориентации. Организация выставки детских творческих работ по профориентации на базе Департамента образования г. Москвы.

  • 26.03. 2010г. – городской научно-практический семинар «Проблемы и перспективы профориентационной работы на базе колледжей» выступление по теме «Роль ресурсных центров профориентации в системе «школа-центр профориентации- колледж»).

  • 15.04.2010г. – окружной семинар для психологов «Профориентация детей «группы риска» (выступление по теме «Психологическая поддержка детей «группы риска» при профессиональном самоопределении»).

  • 22.04.2010г. – научно-практическая конференция на базе ГОУ ВПО – МГПУ, факультет психологии, социологии и социальных отношений «Профориентационная работа. Теория и практика» ( выступление).

  • 23-24.04.2010г. – участие в проведении Дней научно-технического творчества и молодежных инициатив на базе международного выставочного центра Крокус-Экспо.

Публикации:

  • Сборник МГПУ- статья «Экономическая подготовка учащихся школ как фактор их социально-трудовой адаптации» - март 2010г.

  • Сборник Департамента образования г. Москвы – статья «Профориентация в начальной школе» - апрель 2010г.

  • Издание сборника № 1 творческих работ учащихся СВАО по итогам профконкурсов рисунков и сочинений «Моя будущая профессия»- май 2010г.

По итогам 2009-2010 учебного года самыми активными школами округа по профориентации молодежи стали следующие образовательные учреждения:

участие в мастер-классах, посещение дней открытых дверей колледжей округа в течение учебного года:

№ 910, 1097, 332, 1412, 266, 1416, 655, 1051, 529, 962, 1121, 1491, 304, 302, 263, 606, 761, 958, 952, 1499, 283, 2044, 756, 1374, 752;



участие и победители в профориентационных конкурсах «Моя будущая профессия» (конкурс рисунков, сочинений и презентаций):

№ 1412, 1956, 1378, 305, 304, 1098, 1374, 277, 352, 655. 709. 756, 956, 1098, 1099, 1137. 1412, 1414, 1490, 1491, 1499. 1956, 967. 1464. 1236. 1444, 266, 180, 307. 1430. 278. 950, 332, 1494, 962. 1138. 237, 283. 529, 910. 311. 255, 300;



выступление сотрудников центра профориентации «Ориентир» на родительских собраниях в школах:

№ 33. 259, 1374, 1470, 1099, 1956, 263, 1412, 242, 1486, 757, 1573, 266;



получили групповые профконсультации по компьютерной программе «Эффектон» учащиеся школ:

№14 59, 258, 1956, 1137, 302, 606, 756, 969, 958, 1051, 1464, 1682,

дет дом № 59, 1491, 1416, 289, 1506, 1412, 956, 33, 410, 246, 757, 240, 195, 950, 1490, дет дом 43, 1486, 655, 1494, 332, 263, 2044, инт №5, 305,. 265, 1121, 2010, 1573, 279, 967, 755, 753, 304, 300, 1220, 243, 962, 242, 241, 250, 1138, 278, 298, 952, 957, 953;

получили индивидуальные консультации по профессиональному самоопределению учащиеся школ:

№ 952, 761, 970, 755, 1503, 962, 529, 756, 292, 305, 2044, 606, 655, 1412, 1554, 958, 282, 1568, 1411, 230, 240, 1099, 267, 1470, 1122, 266, 951, 950, 970, 266, 951, 950, 970, 264, 33, 290, 969, 753, 258, 1577, 283, 1381, 302, 763, 285, 311, 263, 762, 1121, 1337, 968, 249, 219, 307, 1546, 241, 263, 1431, 1955, 1577, 281, 953, 1249, 265, 332, 410, 1956, 1506, 1518, 1413, 967, 438, 166, 1188, 195, 1415, 761, 1316, 1359, 1501, 1374, 751, 274, 1021, 388, 1095, 304, 1380.



Но несмотря на позитивы в профориентационной работе, некоторые школы не заключили договор о совместной работе с центром профориентации «Ориентир».

Наиболее острые проблемы в сфере профориентации молодежи:

  1. Низкий уровень вовлечения педколлективов образовательных учреждений в процесс профориентации молодежи.

  2. Неготовность педколлектива школ к изменениям в работе образовательного учреждения по профориентации выпускников.

  3. Отсутствие работы по профориентации школьников на рабочие профессии.

  4. Отсутствие связи между образовательными учреждениями с центрами профориентации, окружным методическим центром, службой занятости населения по вопросам профориентации.

  5. Низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда, которая обуславливается следующими факторами:

  • недостаток профессиональных знаний, умений;

  • совмещение работы с учебой;

  • инфантилизм молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага от государства и родителей.

  1. Невыстроенная система повышения квалификации педагогических работников по вопросам профориентации молодежи.

  2. Отсутствие подготовки специалистов по профориентации в системе высшего

образования.

Предложения, нацеленные на улучшение положения в системе профориентационной работы с молодежью

  1. Создание нормативно-правовой базы для организации и успешного функционирования структурных подразделений профориентационной направленности.

  2. Расширение форм и методов практического обучения сотрудников профориентационной направленности.

  3. Развитие взаимодействия образовательных учреждений с центром профориентации, окружным методическим центром по вопросам выбора профессии.

  4. Переподготовка педагогических кадров по вопросам профориентации молодежи, расширение охвата обучением социальных педагогов, психологов школ.

  5. Усиление ответственности руководителей образовательных учреждений за результаты профориентационной работы.

  6. Изменение организации и содержания работы по профориентации выпускников школ на приобретение рабочих профессий.

  7. Разработка профориентационной программы, повышающей престиж рабочих профессий.

  8. Вовлечение предприятий города к массовым профориентационным мероприятиям с целью знакомства с рабочими специальностями производства.

  9. Организация рекламного банка данных, который позволит получать и знакомиться с профессиями и специальностями.

  10. Данные предложения позволят осуществлять профориентационную работу на более качественном уровне и в большей степени создать условия воспитания уверенности у учащихся в своем будущем после окончания школы и убеждения в том, что их профессиональные знания, умения, навыки будут востребованы.

Пути решения проблем профориентации, связанной с поступлением учащихся школ в колледж

  • Структурная перестройка начальной и средней профессиональной школы, создание многоуровневых образовательных учреждений, объединяющих начальное и среднее профессиональное образование (создание гибких структур, позволяющих эффективно откликаться на требование времени).

  • Создание единой системы мониторинга профессиональных потребностей.

  • Формирование механизма управления кадровым потенциалом в вопросах профориентации.

  • Открытие курсов повышения квалификации работников профориентации.

  • Перевод инструктивно-практического подхода к взаимодействию школ, центров профориентации, колледжей, институтов в системно - методический поиск , научно-исследовательский подход на основе обобщения опыта взаимодействия образовательных учреждений города.

  • Изучение предмета «Технология» образовательных школ на базе колледжей.

  • Включение в стандарт образования области «Технология» тем, связанных с профориентационной направленности обучения.

  • Организация дополнительного профориентационного образования школ на базе колледжей (кружки, объединения).

  • Возобновление работ МУК, УПК при колледжах с прохождением производственной практики и последующей выдачей свидетельств о НПО.

  • Наладить взаимосвязь школ, колледжей с предприятиями города, округа с целью организации и проведения бесплатных профориентационных экскурсий, прохождения учебно-производственной практики студентами колледжей.

  • Сокращение внебюджетного ( платного) высшего образования.

Анализ методической работы информационно-методического центра профориентации «Ориентир» за  2009 - 2010  учебный  год .

В центре профориентации «Ориентир» в 2009-2010 году создан и функционирует методический отдел.

Методический отдел осуществляет подготовку методического материала по классификации профессий, организует изучение рынка труда и мира профессий, устанавливает их взаимосвязь и взаимовлияние, изучает профессиограммы. Методическая работа направлена  на совершенствование профориентационного процесса, разработку форм и методов деятельности по организации профессиональной ориентации, повышение мастерства сотрудников центра.

Нормативно-методический раздел для специалистов



  • диагностические методики, анкеты, тесты и их интерпретации для психологов, педагогов и специалистов, ответственных за профориентацию;

  • методические рекомендации для психологов, педагогов и специалистов, ответственных за профориентацию в ОУ;

  • формы отчетности и нормативные документы для психологов, педагогов и специалистов, ответственных за профориентацию в ОУ;

  • списки методической литературы для психологов, педагогов и специалистов, ответственных за профориентацию в ОУ;

  • основное содержание профориентационных курсов, программ в ОУ.

Методический отдел центра отвечает за методическое обеспечение работы по профориентации и психологической поддержке учащихся ОУ.

Отдел строит свою работу в соответствии с годовым планом работы центра, руководствуется Уставом центра, приказами и распоряжениями директора центра, методическими и нормативными материалами Министерства труда и социального развития РФ и др.

Деятельность отдела строится с учетом направлений работы других отделов Центра: информационного отдела, отдела профориентации и отдела психологической поддержки учащихся.

Отдел взаимодействует и сотрудничает с учреждениями образования, социальной защиты, комитетом по делам молодежи, психологическими и профориентационными службами, МГПУ, МГППУ, научно-методическими подразделениями округа и города.



Основные цели и задачи методической службы

Цель: расширение арсенала методических приемов и технологий, создание и апробация новых проектов и программ, направленных на повышение качества оказываемых психолого-профориентационных, консультационных услуг.

Задачи:      


  • Организация работы по оказанию методических образовательных услуг для профконсультантов, практических психологов, социальных педагогов и педагогов ОУ.

  • Организация и проведение методических семинаров, научно-практических конференций, форумов, профориентационных конкурсов.

  • Подготовка к выпуску методических изданий, пособий, статей, обобщающих методический опыт в области профориентации и психологической поддержки, а также содержащих новые методические разработки специалистов центра.

  • Организация и проведение социологических мониторинговых исследований, опросов, посвященных изучению и анализу рынка труда, профессий, профориентационной ситуации в округе.

  • Изучение и формирование спроса на услуги центра, создание условий для планомерной реализации и расширения спектра оказываемых услуг, повышения их качества.

Основные функции методической службы

  • Методический отдел участвует в разработке и реализации текущих планов и программ в области профориентации молодежи и психологической поддержки учащихся.

  • Инициирует и организует разработку и издание методических материалов по различным направлениям работы в области профориентации и психологической поддержки.

  • Проводит обобщение, анализ и систематизацию методического опыта и представляет эти материалы на обсуждение методического совета центра.

  • Формирует банк методических разработок и программ по профориентации и психологической поддержке.

  • Инициирует и проводит социологические исследования, опросы, вносит предложения по использованию результатов этих исследований.


Методическая тема центра на 2009-2010 учебный год «Оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личностными интересами учащихся и потребностями рынка труда через расширение и углубление знаний молодежи о возможностях выбора профессии и самих профессий».

В течение учебного года проводилось систематическое отслеживание  работы по накоплению и обобщению профориентационного опыта через систему научно – практических семинаров, мастер-классов, Недель по профориентации, Дней научно-технического творчества и молодежных инициатив.

В целях обеспечения выбора направлений методической работы было осуществлено прогнозирование потребностей сотрудников в методическом обеспечении профориентационного процесса.

Результаты опроса сотрудников выявили следующие проблемы в работе:



  1. Существующая система профессиональной ориентации в общеобразовательной школе опирается на недостаточно развитую организационную модель.

  2. Неподготовленность учителей к работе по профессиональной ориентации учащихся.

  3. Большинство существующих программ по профессиональной ориентации ориентирует старшеклассников на поступление только в высшие учебные заведения.

  4. В недостаточной степени осуществляется взаимосвязь между общеобразовательной школой, колледжами, вузами.

  5. Практически не осуществляется взаимодействие общеобразовательной школы с предприятиями и организациями.

  6. У учащихся отсутствует опыт профессиональных проб на базе школ и учреждений профессионального образования и др.

  7. Дети группы риска и профориентация. Формы и методы работы по профориентации с детьми «группы риска».

С учетом выявленных проблем планировалась тематика заседаний творческих групп, теоретических семинаров.

В целях совершенствования и координации деятельности сотрудников центра «Ориентир» по развитию системы профессиональной ориентации, обеспечению условий профессионального самоопределения, психологической поддержки и социальной защиты обучающихся был создан методический совет, куда вошли представители администрации и сотрудники, имеющий большой опыт профориентационной работы.

МС осуществляет свою деятельность на основе перспективного и годового планов работы.

В соответствии с планом работы в 2009-2010 учебном году состоялось 9 тематических заседаний методического совета.




Каталог: doc
doc -> В данной статье представлен опыт работы, демонстрирующий возможности программно-аппаратного комплекса afs и датчиков Vernier в формировании исследовательской компетенции учащихся, сборе и обработке информации, реализации основных дидактических принципов
doc -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
doc -> Органах местного самоуправления
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница