Анализ педагогической деятельности



Скачать 90.05 Kb.
Дата20.04.2016
Размер90.05 Kb.
ТипАнализ
Анализ педагогической деятельности

Демидович Л.Н. учитель русского языка и литературы

Проектная технология на уроке как вариант организации деятельностного подхода в обучении русского языка и литературы

Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности обучающихся. В соответствии с деятельностным подходом, из пассивного потребителя знаний, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

Поэтому в настоящее время актуальным является использование в обучении проектного метода, поскольку он учит школьника мобилизовать, обобщать, интегрировать свои знания и умения и использовать дополнительные источники получения информации.

 Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для данной деятельности. Мы учителя - словесники часто сталкиваемся с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. А интересная работа над проектом даёт ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы

Впервые с данной технологией я познакомилась в 2006 году, когда мы с учащимися школы готовили проект «Память». В это время как раз в практику школ района входила работа над социальными проектами. Мой первый опыт был довольно удачным, поскольку областной оргкомитет конкурса дал следующее заключение: «Среди многих участников областного этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России» ваш проект признан одним из лучших и удостоился чести Открытой защиты на Финале, потому что разработанный вами социальный проект подтверждает активную жизненную позицию гражданина, размышляющего о проблемах нашей Родины – России».

Проведённая работа по использованию метода проектов показала значительную эффективность данной методики, главным достоинством которой является активная, творческая, и в большей степени самостоятельная работа учащихся.

И я пришла к выводу, что проектная деятельность в доступной форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте.

Ведь сам алгоритм работы над проектом нацеливает на организацию поисково –исследовательской деятельности каждого участника данного проекта, а главное на получение конкретного результата.



Учитель

Ученик

Первый этап – «погружение» в проект

Постановка проблемы, целей и задач исследования

Выбор проблемы и вживание в ситуацию

Второй этап – организация деятельности

Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач

Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы

Третий этап – осуществление деятельности

Консультирование и контроль

Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации результатов)

Четвёртый этап – презентация проекта

Обобщение и резюмирование результатов

Демонстрация результатов исследования

Пятый этап – оценка работы

Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей

Взаимооценка

Проекты удобны еще тем, что они разнообразны по форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения.

Варианты результатов проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад, мультимедиапрезентация, творческий отчет, сценарий.





Тип проекта

Исследовательский

Информационный

Творческий

Практико-ориентированный

Игровой

Предметно-содержательная область

Межпредметная

Монопредметная

Продолжительность проекта

долгосрочный

Вид проекта по количеству участников

Личностный

Парный

Групповой

Форма представления проекта

печатная работа

статья

доклад

мультимедиапрезентация

творческий отчет

сценарий.


Я в своей педагогической деятельности стараюсь использовать разные типы проектов, потому что каждый из них имеет определённую цель и значимость.

Например, творческий проект – его основное значение - это развитие творческой деятельности учащихся. И он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов - это могут быть альманах, тетрализованное представления, видеофильмы.

При прохождении темы: «Историческая основа поэмы Некрасова «Русские женщины», я предложила ребятам составить сценарий литературного вечера, который будет содержать информацию о судьбах жён декабристов, последовавших за осужденными мужьями на каторгу.

В ходе работы над данным проектом, ребята собрали и изучили документы о декабристском движении, подготовили доклады к выступлению, подобрали портреты декабристов и их жён, выучили стихи. А объединив результаты работы групп, составили сценарий вечера «Подвиг любви бескорыстной» Продуктом же нашей совместной деятельности стал общешкольный литературный вечер по данному сценарию.

С данным проектом Свой первый педагогический опыт по проектной деятельности я представила на педагогическом совете Вороновского округа по теме

А вот исследовательский проект по русскому языку определяет обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. По данной технологии я с ребятами разработала проекты «Биография одного слова», где учащиеся устанавливали лексическое значение слова, «собирали» ключевые его признаки, проводили анализ сочетаемых свойств слова (народно-поэтических и книжно-литературных формул). В ходе этой работы на основании словообразовательных, этимологических связей у учащихся формируются необходимые знания по лексике.

А исследовательский проект «Давай, заглянем в святцы» раскрыл ребятам историю происхождения их имён.

Обе работы были представлены на II и III областной конференции: «Метод проектов на уроке русского языка и литературы».

В ходе работы над проектом очень важным моментом является умение учащихся его в конечном итоге достойно представить и защитить. И здесь без ораторского искусства не обойтись. Но риторика в нашем школьном учебном плане присутствует только в начальных классах, поэтому публичному выступлению мы можем научить ребят при работе над проектом: «Мастерство публичного выступления» (эта работа была мной проведена в рамках изучения курса «Основы миро

При работе над данным проектом я поставила перед собой цель – привить учащимся навыки эффективного публичного выступления, необходимые для презентации результатов своей учебной и проектной деятельности; способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.

И уже есть практический результат данной деятельности-. При защите своего проекта «Первые шаги в храме: священные облачения» на областной конференции метод проектов на уроке русского языка и литературы» - моя ученица 5 класса стала победительницей в ораторском искусстве в номинации «Мастерство публичного выступления».

В то же время этот проект имеет практическое значение. При его защите на родительском собрании в 4-м классе я смогла показать значимость этого курса для правильного формирования ценностно-смысловых мировоззренческих основ младших школьников.

Из информационно-исследовательских наиболее удачным я считаю свой проект - «Государыня дома. День из жизни женщины допетровского времени». В 8 классе мы знакомимся с повестью Николая Михайловича Карамзина “Наталья, боярская дочь”. Это первая встреча детей с известным историком и писателем 18, начала 19 века. Повесть эта построена на материале русской истории, где писатель воссоздает быт и нравы русских людей 17 века, когда, по мнению автора, “…русские были русскими, когда они в собственное платье свое наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили …как думали…”

И уже при погружении в данный проект у учащихся появилось желание изучить обстоятельства жизни людей ушедших эпох через описания истории повседневности.



Проблема

Мы плохо знаем быт и нравы русских людей 17 века

Почему?

Не интересовались, так как это было давно

Что делать?

Изучить быт и нравы русских людей 17 века

Как?

Изучить исторические документы

Что получить? (результат)

Изучение обстоятельств жизни людей ушедших эпох через описание истории повседневности.

Осмыслить отечественное прошлое сквозь призму истории женщин допетровского времени.

Познавательный (знания о жизни русских людей 17 века)

Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)


Готовя же фрагменты презентаций ребята основательно поработали с историческими, литературными и художественными первоисточниками.

Опыт данной работы показывает, что такое погружение в эпоху обогащает детей, создаёт у них целостное восприятие как исторических, так и культурных событий, позволяет им лучше ориентироваться во времени и пространстве.

С данной работой я выступила на областной конференции учителей русского языка «Проектный метод на уроках русского языка и литературы».

В настоящее время в практику работы учителя входят так называемые мини проекты, которые укладываются в один урок. Их разработка, я считаю, наиболее продуктивна на уроках развития речи.

Для каждого учителя литературы является в настоящее время большой проблемой организовать внеклассное чтение по предмету. Ребята не хотят читать художественную литературу, подменяя ее телевизором и компьютером. Что бы как то привлечь ребят 8 класса к внеклассному чтению я им предложила разработать мини проект «Составление рекламного модуля с использованием максимального количества эпитетов».

Они выбирали произведение из рекомендованных по программе и рекламировали его через презентацию. Некоторые учащиеся пожелали изменить обложку книги, по их мнению она должна быть более красочной, чтобы привлекать внимание читателя. Я уверена, чтобы выполнить данный проект им пришлось в первую очередь, познакомиться с содержанием произведения.


При работе с детьми нам учителям необходимо знать, что нужно современному ученику, чтобы комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях, ведь общество заинтересовано в специалистах , способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения , быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. И вот здесь большую роль играют практико-ориентированный проекты, нацеленные на социальные интересы самих участников проекта. Продукт же проекта здесь заранее определен и может быть использован в жизни не только класса, школы, но и села.

Приобретенный опыт по организации проектной деятельности на уроке позволяет мне ежегодно возглавить работу группы учащихся школы над социальными проектами. Совместно мы разработали и реализовали социальные проекты.

«Память» - результатом проекта явилась реставрация памятника землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войне, эта работа ребят была высоко оценена односельчанами, особенно ветеранами войны и труда.

Защитив проект на районном уровне, ребята стали финалистами областного этапа.

Выбор проекта «Городок спорта и отдыха» также не был случаен. В нашем селе не было оборудованной зоны, где бы молодёжь могла заняться физкультурой и спортом, а также просто отдохнуть. Поэтому в работе над этим проектом приняли участие не только учащиеся школы, но и молодёжь села.

Корсунова Дарья ученица 11 класса защитила данный проект на II региональной научно - исследовательской конференции «Виват Одарённые» и заняла 3 место.

Тема же следующего нашего социального проекта- «Их судьбою стала школа» была определена главным событием года. Так как 2010 год был объявлен годом учителя, мы с ребятами собрали материал и издаем книгу, посвященную учителям нашей школы, Она стала лучшим подарком для наших педагогов в этом знаменательный год.

Свой проект учащиеся достойно представили на районной и областной конференции.

В ходе проектной деятельности я пришла к выводу, что важным источником повышения профессиональной подготовки учителя является обмен опытом. Представляя свои работы на школьном, окружном, муниципальном, областном уровне я в первую очередь знакомлюсь с опытом коллег по данному направлению и беру все рациональное в свою педагогическую копилку.

И еще, я убедилась у проектной технологии много сторонников и последователей.



Потому что данная форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Организация проектной деятельности позволит нам словесникам сделать процесс обучения русскому языку и литературы ярким и запоминающим, поможет учащимся овладеть всеми ключевыми компетенциями, что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
2012 -> Управление образования администрации Красногорского района
2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета
2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2012 -> Образовательная программа дошкольного образования
2012 -> Дошкольная педагогика как наука


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница