Анализ методического сопровождения учебного процесса на муниципальном уровне за 2013-2014 учебный год



страница1/5
Дата13.02.2016
Размер0.82 Mb.
  1   2   3   4   5
Анализ

методического

сопровождения учебного процесса на муниципальном уровне

за 2013-2014 учебный год.
Для обеспечения процесса введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, повышения профессионального уровня педагогических и руководящих работников ключевой темой методического сопровождения в 2013-2014 учебном году было развитие базовых профессиональных компетентностей педагогических и руководящих работников, повышение их квалификации.

В течение учебного года шел непрерывный обучающий процесс со всеми категориями педагогических работников, который был направлен на решение основных задач и приоритетных направлений в образовании Калужской области:



  1. Методическое сопровождение организации профориентационной работы и дистанционного обучения.

  2. Изучение приёмов работы с новым интерактивным оборудованием кабинетов начальных классов.

  3. Координация инновационной деятельности образовательных организаций -пилотных площадок по реализации ФГОС основного образования (МКОУ «Средняя школа №2», «Средняя школа №3»).

  4. Методическое сопровождение дошкольных образовательных учреждений по изучению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

  5. Организация обучающих семинаров с учителями-предметниками по внедрению технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании.

  6. Оказание методической поддержки образовательным учреждениям в создании безопасной информационно-образовательной среды как важнейшего компонента новой системы образования.

  7. Выпуск сборников статистических данных «Система образования МР «Сухиничский район»

  8. Активизация деятельности школ, по созданию здоровьесберегающей среды для обучения школьников.

Образовательный и возрастной ценз педагогических кадров можно представить следующей таблицей:



Кадровый потенциал педагогических работников

Сухиничского района на 1 июня 2014 года


Показатели

ШКОЛЫ

Детские сады

Доп. образ.

Итого по всем ОО

%

Всего педагогических работников

277

86

22

385




Имеют высшее образование (из общего количества)

221

29

14

261

68%

Имеют среднее и средне - специальное образование

56

48

8

112

29%

Имеют высшую квалификационную категорию (всего на 1 июля 2014 г. в т. ч. директор как учитель)

48

11

3

62

16%

Имеют I квалификационную категорию(всего на 1 июля 2014 г. в т. ч. директор как учитель)

115

24

4

143

37%

Соответствуют занимаемой должности (всего на 1 июля 2014 г. в т. ч. директор как учитель)

75

25

9

109

28%

Имеют вторую квалификационную категорию (всего на 1 июля 2014 г. в т.ч. директор как учитель)

24

13

4

41

11%

Без аттестации

14

4

2

20

5%

Возрастной состав: до 30 лет (всего кол-во)

17

16

9

42

11%

Возрастной состав: от 30 до 40 лет (всего кол-во)

53

19

2

74

19%

Возрастной состав: от 40 до 50 лет (всего кол-во)

95

20

3

118

31%

Возрастной состав: старше 50 лет

114

31

7

152

39%


Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров
Курсовая подготовка педагогических кадров за учебный год.

Всего курсовую подготовку в 2013-2014 г. прошли 85 педагогов, что составляет 22 %. Обучение проходило по 25 программам (в том числе прошли обучение по двум программам - 9 педагогов):


70 учителей, 5 заместителей директоров школ,

3 директора школ, 1 заведующая ДОУ,

3 работника отдела образования, 3 воспитателя ДОУ



Комплексные курсы повышения квалификации прошли:

учителя математики – 37;

учителя ИЗО – 5;

учителя начальных классов – 1;

учителя иностранного языка – 3;

директора школ – 3;

заместители по УВР – 3;

педагоги-психологи – 1;

заведующие ДОУ – 1.

В дистанционной форме курсы прошли 4 педагога.

Тематическими курсами разной тематики было охвачено 31 педагог


Диаграмма по кадровому составу работников образования Сухиничского района

на 1 июня 2014 года.




В результате комплексной методической работы с кадрами на муниципальном уровне получены результаты по приоритетным направлениям деятельности районного методического кабинета.




Информационно-аналитическая деятельность

Районный методический кабинет начал учебный год в меньшем составе, в связи с сокращением штатов и за учебный год подготовил большое количество аналитической информации в вышестоящие инстанции по вопросам:



  • Мониторинг готовности школ к введению ФГОС основного образования;

  • Контроль мониторинга КПМО «Наша новая школа»;

  • Мониторинг введения учебного курса ОРКСЭ;

  • Проведение комплекса ГТО по общеобразовательным школам;

  • Анализ формирования здорового образа жизни;

  • Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

  • Мониторинг прохождения курсовой подготовки педагогических работников;

  • Мониторинг прохождения аттестации педагогических кадров;

  • Электронная очередь в дошкольные образовательные учреждения;

  • Ежемесячный мониторинг численности детей в дошкольных учреждениях;

  • Сведения о вариативных формах дошкольного образования;

  • Списочный и количественный состав детей дошкольного возраста.

  • Анализ комплексных итоговых работ по формированию УУД учащихся 1-3 классов.

  • Обновление картотеки педагогических кадров;

  • Подготовка электронных сборников видеоматериалов для учителя по итогам районных конференций и конкурсов;

  • Анализ учебно-методической деятельности по образовательным организациям.

  • Диагностика методических проблем учителя по темам: «Использование современных компьютерных технологий в учебном процессе»; «Затруднения учителя по вопросам введения ФГОС».

Подготовка большого потока отчетов и информации (иногда не свойственной должностным обязанностям методиста), в отсутствии секретаря, отнимает эффективное время у методистов для работы с учителем и подготовки материалов методического характера, что отрицательно сказывается на результатах всей работы.

Анализ учебно-методической деятельности в образовательных организациях, посещение уроков по школам, показал, что наибольшее внимание в организации методической работы следовало уделить:


  • Развитию компетентности учителя в методах преподавания;

  • Развитию информационно-коммуникационных компетентностей учителя начальных классов (в связи с большим потоком новой компьютерной техники);

  • Навыкам разработки рабочих программ, программ внеурочной деятельности;

  • Умению перевести тему урока в педагогическую задачу.

В связи с выявленными проблемами в работе учителя начальных классов, была организована деятельность рабочих и творческих групп под руководством методиста Труновой Н.И. и учителя математики МКОУ «Средняя школа №4» Жаровой О.А.

В планы работы групп были включены вопросы теоретического и практического характера по повышению ИКТ- компетентности, организации урока с позиции нового стандарта. В результате проведенной работы (постоянно-действующие семинары-практикумы в течение трех лет), наблюдается заметная положительная динамика в овладении учителями начальных классов новой компьютерной техники.

Медиатека районного методического кабинета пополнилась видеоматериалами с профессиональных конкурсов педагогического мастерства, открытых уроков, районных семинаров, но съемок уроков сделано значительно меньше, чем в прошлом году из-за отсутствия качественной видеокамеры (старая техника не работает).

Пополнен практический материал в помощь учителю со всех районных исследовательских конференций учащихся, проведенных в 2013-2014 учебном году.

Подготовлены сборники:



  • «Конкурсы профессионального мастерства в 2012-2013 учебном году»;

  • «Система образования МР «Сухиничский район 2012-2013г»;

  • «Лучшие сочинения школьников по теме: «Моя будущая профессия»

В конце учебного года, с целью выявления проблем учителя, проводилась диагностика среди учителей, работающих по реализации ФГОС основного общего образования, это школы №3, №2.

Анкетирование проводилось по двум направлениям:

-«Использование современных компьютерных технологий в учебном процессе»

-«Затруднения учителей по вопросам введения ФГОС»

Всего участвовало оппонентов -26 человек.


Итоги показали:

  • Высоким уровнем ИКТ-компетентности обладают лишь 7,5% учителей.

  • Средний уровень ИКТ-компетентности отмечен у 61,5% учителей.

  • Ниже среднего уровня ИКТ-компетентность показали 30,7% учителе.

  • Возможность использования ИНТЕРНЕТ на уроке есть только у -50% учителей.

  • Используют готовые программные продукты - 95%.

  • Самостоятельно готовят презентации к уроку-76%.

  • Не у всех учителей есть возможность использования интерактивной доски лишь -35%.

  • У половины опрошенных учителей есть трудности в реализации метапредметного подхода в обучении.

  • Есть небольшое количество учителей (6чел.), которые затрудняются в составлении рабочих программ.

  • Трудности в отборе поисковых, творческих, нестандартных, контекстных заданий испытывают 46% учителей.

  • Половина учителей имеют затруднения в формулировке и оформлении познавательной цели для ученика, согласно требованиям ФГОС.

  • Иногда отсутствует техническая поддержка АРМ учителя в учебном кабинете.

  • Недостаточное оснащение учебных кабинетов: русского языка, ИЗ, иностранного языка ( нет принтера, интерактивной доски, оборудования предмета ИЗО).

  • Отсутствие психолого-педагогической помощи учителю.


Выявленные проблемы у учителя ставят перед методической службой и руководителями школы новые задачи на следующий учебный год:

  1. Оснащение учебных кабинетов всем необходимым, согласно требованиям ФГОС.

  2. Доведение ИКТ-компетентности учителей основной школы до высокого уровня через постоянно-действующие семинары-практикумы, путем самообразования.

  3. Продолжить работу над методической темой «Урок с позиции ФГОС».

  4. Продумать вопрос введение в штатное расписание школы психолога.

  5. Организаций творческой группы учителей, окончивших курсы КГИМО по теме «Формирование профессиональной компетентности педагогических работников в области психолого-педагогического сопровождения общего образования в условиях требований ФГОС»



Организационно-методическая деятельность:

Муниципальная методическая служба - один из уровней системы повышения квалификации работников образования, который связывает деятельность педагога и педагогического коллектива с государственной системой управления образованием, актуальным педагогическим опытом.

Системные изменения, происходящие в образовании, требуют формирования новой модели школы, обуславливают потребность в развитии профессиональной компетенции учителя, причем современного учителя, отвечающего вызовам времени, современных подходов к организации методической работы по повышению квалификации.

Вся методическая работа на муниципальном уровне строилась на идее формирования единого информационного образовательного пространства как гаранта непрерывного обучения, а значит и повышения квалификации каждого педагога. Вся работа строилась по направлениям:



  • Внедрение требований ФГОС ОО в практику работы образовательных организаций;

  • Анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблем внедрения ФГОС.

  • Текущая методическая работа.

Так за учебный год совместно с руководителями районных методических объединений проведено:



  • 6 обучающих семинаров для директоров, заместителей директоров образовательных учреждений;

  • 2 семинара для заведующих дошкольными образовательными учреждениями;

  • 79 методических семинаров для педагогов школ, в рамках районных методических объединений;

  • 4 семинара-практикума для воспитателей ДОУ;

  • 82 открытых уроков и воспитательных мероприятий.

За учебный год методистами проведено более 25 тематических консультаций по плану для разных категорий работников образования. И более пятидесяти учителей и дошкольных работников получили индивидуальные консультации по индивидуальным запросам.



Основные темы консультаций:

  • Создание программ (проектов) профессиональной ориентации учащихся.

  • Правила размещения в сети интернет и обновления информации об образовательной организации.

  • Вопросы введения нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательный процесс.

  • Подготовка документов и материалов к аттестации педагога.

  • Разработка программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности.

  • Нормативно-правовая база по сохранности и учету библиотечных фондов.

  • Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ и ОПК.

  • Подготовка и проведение «мастер-класса».

  • Подготовка материалов для участия в профессиональных конкурсах.

  • Требования ФГОС к составлению технологической карты урока.

  • И другие.

Обучающие семинары для всех категорий педагогических работников проходили в форме «круглых столов», «мастер-классов», семинаров-практикумов, дискуссий.



Дистанционное обучение.

Новый федеральный закон « Об образовании в РФ» (ст.16) предписывает право общеобразовательных школ применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Роль дистанционного обучения в Калужской области сегодня является одним из приоритетных направлений в образовательной политике.

В связи с этим для педагогических коллективов школ в сентябре был организован семинар по теме: «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». В семинаре принимала участие заместитель директора Калужского центра дистанционного образования Гераськина Ирина Николаевна, которая поделилась наработанным опытом по организации дистанционного обучения и показала образовательную среду, в которой предстояло начать работать школам Сухиничского района.

Первым опытом работы по применению дистанционных форм обучения поделились: Дмитриенко О.С., зам. директора МКОУ «Средняя школа №2», Машненкова В. А., учитель иностранного языка МКОУ « Брынская средняя школа», Трунов Д.Н., директор МКОУ «Средняя школа №3», Бурмистрова Н.В., учитель математики. Участникам семинара было предложено примерное Положение о дистанционном обучении в школе.

В 2013-2014 учебном году более 200 участников реализации проекта дистанционного обучения с использование ресурса НП «Телешкола» получили доступ к электронным образовательным ресурсам.

Проанализировав работу учителей в программе «Телешкола» за учебный год можно сделать вывод:


  • На учащихся ложится дополнительная нагрузка в виде решения уроков, что требует особых подходов к поощрению учащихся.

  • В содержании программ по всем предметам имеется большое количество ошибок в ответах заданий, что дезориентирует учащихся, снижается их мотивация.

  • Программистам следует исправить ошибки или вовсе отказаться от дорогостоящего проекта «Телешкола».


Роль школ, содействующих укреплению здоровья детей

ФГОС наряду с решением образовательных задач ориентирует ОУ на укрепление духовного и физического здоровья обучающихся, становления личностных характеристик выпускника.

Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации ФГОС должно стать создание комфортной по отношению к учащимся и педагогическим работникам развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

В Сухиничском районе функционируют 6 школ, имеющий статус «Школа, содействующая здоровью». В Калужской области зарегистрировано 42 школы. Однако, за последнее время деятельность Сухиничских школ в деле укрепления здоровья стала менее заметной.

В связи с этим, с целью повышения компетентности управленческих кадров по вопросам здоровьесбережения в учебном процессе, распространения опыта МКОУ «Шлипповская средняя школа» по созданию комфортной развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС, 22 ноября 2013 года проведен семинар для заместителей директоров по УР на тему: «Роль школ, содействующих укреплению здоровья, в формировании здоровья детей».

Опытом работы по созданию здоровьесберегающего пространства школы поделилась заместитель директора МКОУ «Шлипповская средняя школа» Макаркина Л.Н. Открытые уроки показали учителя Алексанкина Н.В., Артамонова Н.П., Руденко А.В.


Социально-профессиональной адаптации школьников
14 марта 2014 года для заместителей директоров по УВР прошел семинар по теме: «Проектирование и создание условий на уроках и во внеурочной деятельности для социально-профессиональной адаптации школьников» на базе МКОУ «Средняя школа №1».

Участники семинара познакомились с опытом работы школы по вопросу организации профориентационной работы. Заместитель директора по УР Шовина Н.В. рассказала о системе работы в школе по профессиональному самоопределению школьников. Был представлен перечень разных предметных предпрофильных курсов, показаны результаты муниципальных и Всероссийских олимпиад в динамике. Четыре ученика школы являются стипендиатами Главы администрации МР «Сухиничский район».

Вся система работы в школе №1 направлена на формирование ключевых компетенций выпускника современной школы.

Профессиональному самоопределению школьников способствовали открытые уроки и занятия, показанные участникам семинара.

Интересно прошли занятия по индивидуальному плану по химии в 11 «а» классе, с элементами исследования, учитель Васичева И.А.

На предпрофильном курсе по русскому языку у учителя Грушиной Т.В. учащиеся 9 класса учились грамотно составлять свое резюме.

В 11 «б» классе (социально-гуманитарный профиль), учитель Митькина Е.А. дала «азы» юридической грамотности детям по теме «Уголовная ответственность».

Интересный классный час, подготовленный учителем Симоненковой М.В. для учеников 11 «а» класса по теме «Дороги, которые мы выбираем», был посвящен выбору жизненного пути учащихся и вызвал положительные эмоции у всех.

В МКОУ «Средняя школа №1» образовательные профили на III ступени обучения с учетом социального заказа введены с 2008-2009 учебного года. При преподавании профильных предметов используются Федеральные программы для профильных классов. Модифицированные программы элективных курсов проходят экспертную оценку на методическом Совете школы. В прошлом учебном году 3 ученика из 11 «а» класса (физико-математического профиля) занимались по индивидуальным учебным планам биолого-химического направления.

Положительный опыт работы по профильному обучению старших школьников школы №1, к сожалению, пока не перенял ни один педагогический коллектив в районе.


Духовно-нравственного воспитания школьников
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница