Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ литературных данных по проблеме скрытой мотивации у студентов
-
Понятие и теории мотивации………………………………………...5
-
Мотивационная сфера студентов…………………………………...16
Выводы по главе 1……………………………………………………………….23
Глава 2. Эмпирическое исследование скрытой мотивации у студентов ВУЗа
-
Характеристика объекта и методик исследования…………………24
-
Анализ результатов исследования…………………………………..26
Выводы по главе 2……………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………36
Приложение………………………………………………………………………38
Введение
Исследования в области мотивации поведения и деятельности человека призваны обеспечить более тесную связь психологической науки с практикой в области социального управления, саморегуляции и саморазвития и управления своим поведением, а также человеческих взаимоотношений. В связи с этим интерес к таким исследованиям заметно повысился в последнее время.
Проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента актуальна в психологической науке. Рост личностного подхода вызвал глубокий интерес к мотивационной сфере личности, факторам, условиям и средствам ее формирования в профессиональном становлении.
Данной проблемой занимались А.Г. Асмолов, В.Г. Асеев, К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев, А.К.Маркова В.Д.Шадриков, А.А. Файзулаев и др., но до сих пор вопрос психологической природы феномена мотивационной сферы остается одним из дискуссионных и требует глубокой теоретико-методологической проработки.
Основой изучения мотивационной сферы личности выступают разработки психологических феноменов, присущих различным направлениям личности в условиях деятельности, отношений, взаимодействий эмоциональных переживаний (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, В.Г. Леонтьев, В.К. Вилюнас и др.). В исследованиях раскрываются значение и содержание мотива раскрываются в исследованиях В.С. Мерлин и др., вид психической регуляции жизнедеятельности, внутренняя, активная самостоятельность, активно-действенное отношение человека к действительности В.Г. Асеев и др., важнейшая сторона личности, включающая систему мотивов (мотивацию) в ее определенном построении (иерархии) В.И. Ковалев и др.
Однако, не смотря на повышенный интерес к этой проблеме сегодня, нельзя сказать, что она хорошо изучена, т.к. большинство работ посвященных этой теме, носит описательный характер, экспериментальные разработки в основном затрагивают средний и старший школьный возраст. Исследования мотивационной сферы студентов малочисленны и носят фрагментарный характер.
Целью нашего исследования является – изучение скрытой мотивации у студентов ВУЗа.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
-
Изучить понятие и теории мотивации.
-
Рассмотреть мотивационную сферу студентов.
-
Эмпирически исследовать уровень субъективного контроля студентов над разнообразными жизненными ситуациями.
-
Исследовать мотивацию к успеху и личностную готовность к риску студентов.
Объект исследования – мотивационная сфера личности.
Предмет исследования – факторы, влияющие на формирование мотивационной сферы личности студентов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в мотивационной сфере у студентов юношей и девушек, а именно в уровне субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями, мотивации к успеху и личностной готовности к риску.
Методы исследования:
-
Теоретический, по проблеме исследования.
-
Эмпирический, с использованием следующих методик:
1) «Уровень субъективного контроля», разработанная в НИИ им. Бехтерева.
2) «Мотивация к успеху» Т. Элерса.
3) «Личностная готовность к риску» Шуберта.
Список литературы
-
Адаир Д. Эффективная мотивация. – М.: ЭКСМО, 2003.
-
Асеев В.Г. Стpуктуpа мотивации поведения // Мотивационная pегуляция деятельности и поведения личности / Под pед. Л.И.Анцыфеpовой и дp. – М., 1988.
-
Аширов Д.А. Трудовая мотивация: учеб, пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
-
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации. – М., 1990.
-
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003.
-
Кабаченко Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 200З.
-
Ковалев В.И. Мотивы поведения. – М., 1998.
-
Кошелева С.З. Психологические основы управления персоналом. – СПб., 1998.
-
Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности у успешности обучения студентов в вузе // Психологический журнал. – М., 1996. №4.
-
Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. – Новосибирск, 2002.
-
Малышев К. Б. Психология управления. – М.: PerSe, 2002.
-
Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
-
Маслоу А. Мотивация и личность. – М.: Наука, 1998.
-
Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Фрэнкин. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
-
Пирсон Б., Томас Н. Краткий курс МВА. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
-
Пуденко Т. М. Как мотивировать продуктивную работу персонала. – М.: ИУО, 2001.
-
Самоукина Н. В. Управление персоналом: российский опыт. – СПб.: Питер, 2003.
-
Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегание неудачи на регуляцию деятельности. – М.: 2002.
-
Узнадзе Д.Н. Психологические пpоблемы мотивации поведения человека. – М., 1999.
-
Файзуллаев А.А. Мотивационные кpизисы личности // Психологический жуpнал. 1989. Т.10. №3.
-
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1988.
-
Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности: методика изучения // Прикладная психология и психоанализ. – М., 2003. №2.
-
Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования // Психологическая наука и образование. – М., 2006. №4.
-
Шевандрин Н.И., Коваленко И.В. Мотивация. – М.: 1995.
-
Шинская Е.Б. Формирование мотивов учения. – М., 1998.
-
Эггерт М. Мотивация. – М.: HIPPO, 2003.
Поделитесь с Вашими друзьями: |