Анализ конкуренции в рыбохозяйственном комплексе Одним из факторов, способных затруднить или даже блокировать конкуренцию в рыбной отрасли это «исторический принцип»



Скачать 17,26 Kb.
страница1/2
Дата22.10.2022
Размер17,26 Kb.
#192054
ТипАнализ
  1   2
Связанные:
Анализ конкуренции в рыбохозяйственном комплексе


Анализ конкуренции в рыбохозяйственном комплексе

Одним из факторов, способных затруднить или даже блокировать конкуренцию в рыбной отрасли - это «исторический принцип», препятствующий созданию условий для входа на рынок добычи водных биологических ресурсов новых участников.

Наличие «исторического принципа» при распределении прав на добычу водных биологических ресурсов само по себе свидетельствует об отсутствии и невозможности конкуренции в рыболовной отрасли. Закрытость отрасли и как следствие ограничение конкуренции проявляется не в количестве лиц, исторически получивших квоту на добычу водных биологических ресурсов, а в том, что фактически этими лицами отрасль ограничена. И если весь объем квотируемого ресурса уже распределен, присутствие в будущем иных лиц, потенциально заинтересованных в добыче водных биоресурсов, практически невозможно.

Невмешательство государства в процесс модернизации указанного принципа создает предпосылки для уменьшения количества добросовестных пользователей ресурсом и отсутствия развития отрасли в целом. Как показал предыдущий десятилетний период, низкий уровень конкуренции и гарантированное предоставление ресурса не создает для хозяйствующих субъектов стимулов к повышению производительности, конкурентоспособности и вклада отрасль. По мнению ФАС России, повышение инвестиционной активности, устойчивое развитие отрасли, здоровая конкуренция на рынке, позволяющая стимулировать повышение качества готовой продукции и снижение цен на нее на потребительском рынке, не могут быть реализованы в закрытом «историческим принципом» рынке.

Действующий принцип распределения квот на вылов («исторический» принцип) показал невыполнение рыбохозяйственным комплексом основных целей и задач, ставящихся перед отраслью, и явился препятствием как эффективного развития рыбохозяйственного комплекса, так и развития конкуренции в указанной сфере.

Как следует из проекта Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, согласно промежуточным итогам реализации действующей Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, ключевые целевые показатели, которые ставились перед отраслью в целом не достигнуты. Ни одна из ключевых областей рыбохозяйственного комплекса не оценена отраслевой рабочей группой, участвующей в подготовке Стратегии, на «отлично». Разделы «Переработка», «Вылов и производство» получили «удовлетворительно». «Флот», «Инвестиции», «Технологии и инновации» - 2, 1 и 1 балл соответственно из пяти возможных.

Отрасль в значительной степени является экспортно-ориентированной, за последние 10 лет наблюдается последовательное сокращение (выбытие) производственных мощностей рыбопромыслового флота, а структура и глубина переработки за прошедший 10-летний период существенно не изменилась, что свидетельствует о минимальных инвестициях со стороны рыбодобывающих компаний в развитие отрасли.

В структуре инвестиций преобладают расходы на поддержание основных фондов (капитальный ремонт флота), без которого невозможно ведение рыболовства в морских водах.

Средний возраст основной части рыбопромыслового флота - больших траулеров-процессоров на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне и средних траулеров на Северном рыбохозяйственном бассейне приближается к 30 годам, то есть сверх нормативного срока эксплуатации.

Износ рыбопромыслового флота Российской Федерации явился одним из оснований для введения в 2016 году меры государственной поддержки по обновлению рыбопромыслового флота и развития рыбопереработки - выделение квоты на инвестиционные цели, которое предполагает предоставление соответствующего размера квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов при реализации инвестиционного проекта (рыболовного судна, рыбоперерабатывающего завода).

Тогда как еще в 2008 году, в качестве обоснования необходимости перехода к «историческому принципу» распределения квот и увеличению срока закрепления долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов до 10 лет, заявлялась необходимость обновления отечественного рыбопромыслового флота и его окупаемость за десятилетний период.

Несмотря на общий рост прибыли рыбохозяйственных организаций, спустя десять лет заявленные цели и задачи не выполнены. Введение государственной поддержки обновления рыбопромыслового флота и развития рыбопереработки, посредством предоставления инвестиционных квот, свидетельствует о низкой инвестиционной деятельности участников рынка.

Действующий принцип распределения права на добычу водных биологических ресурсов, основанный на «историческом принципе», привел к следующим отрицательным последствиям:

- невыполнение за 10-й период рыбохозяйственным комплексом основных целей и задач, ставящихся государством перед отраслью;

- отсутствие конкуренции и возможность монополизации, и как следствие инерционное развитие отрасли, без стимулов к повышению производительности, конкурентоспособности и вклада в отрасль;

- отсутствие финансовой отдачи отрасли соразмерной с ее рентабельностью;

- экспортная ориентированность отрасли;

- повышение цен на рыбу и продукцию из нее, в том числе для конечного потребителя.

Помимо создания условий для возможности появления новых участников рынка в рыболовной отрасли, ФАС России уже несколько лет ведет работу по совершенствованию существующей системы распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Существующий порядок распределения квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов оказывает отрицательное воздействие на состояние конкуренции в рыбохозяйственном комплексе, а также приводит к возможности создания непрозрачных рыночных отношений в этой отрасли.

Между тем, наличие «исторического принципа» не единственная проблема, препятствующая развитию конкуренции в рыбохозяйственном комплексе. Возможность закрепления за лицами (группами лиц) долей квот добычи водных биоресурсов в монополистических размерах (до 100%) также является препятствием для развития конкуренции в рыбохозяйственном комплексе.

Отдельным направлением для развития конкуренции в рыбохозяйсвенном комплексе, а также мерой по снижению цен на рыбную продукцию для населения является создание условий для развития альтернативных способов торговли рыбной продукцией и доведения ее до потребителя.
Развитие специализированных не сетевых торговых объектов, специализированных ярмарок и т.д., может привести к сокращению цепочки между рыбодобытчиком и конечным потребителем, оптимизации и сокращению затрат на логистическую составляющую, а также повышению конкуренции на рынке розничной торговли рыбной продукции, что в конечном итоге может положительно сказаться на формировании стоимости рыбной продукции и ее качестве.

В целях как развития конкуренции, так и в целом эффективного развития отрасли, необходимо проведение комплексных мероприятий, направленных на создание условий для входа на рынок добычи (вылова) водных биологических ресурсов новых участников, а также исключению условий, способствующих монополизации рынка.





Скачать 17,26 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница