«Анализ конфликтной ситуации»



Дата28.04.2016
Размер92.5 Kb.
ТипАнализ


Государственный университет – Высшая школа экономики;
Министерство торговли и экономического развития;
Министерство образования;
Факультет социологии


Эссе по курсу:

Социальная психология

На тему:

«Анализ конфликтной ситуации».



Выполнила:

Студентка 2 курса

233группы

Панова А.А.



Проверила:

Иванченко Г.В.


Москва 2006

Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

Причины возникновения конфликтов по Майерсу 4

Социальные дилеммы 4

Дилемма заключенного 5

Трагедия общинных владений 5

Конкуренция 6

Восприятие несправедливости 6

Искаженное восприятие 6

Разрешение конфликтной ситуации 7

Анализ конфликтной ситуации 8

Библиография 11


Введение


Говоря о конфликте , сначала, надо определить, что мы понимаем под этим словом.

Конфликт – предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей, обусловлен противоречием или существенным различием их интересов, целей и тенденций развития.

Если говорить о разновидностях социального конфликта, то можно выделить :


  • Вертикальные – люди, которые конфликтуют находятся в подчинении друг друга / горизонтальные – не находятся в подчинении

  • Конструктивные – данный вид конфликта не выходит за рамки этических норм, деловых отношений и.т.д./ неконструктивные- противоположность конструктивных, в данном виде конфликтов появляется унижение между конфликтующими сторонами, подавление друг друга

  • Субъективные- носят субъективные причины / объективные – носят объективные причины

  • Так же конфликты можно разделить по сфере жизни в которой они возникают

  • Внутриличностный

  • Межличностный

  • Межгрупповой

  • Между личностью и группой

  • Межиндивидуальные конфликты.

  • Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить: а) группы интересов, б) группы этно-национального характера, в) группы, объединенные общностью положения.

  • Конфликты между ассоциациями (партиями).

  • Внутри и межинституциональные конфликты.

  • Конфликты между секторами общественного разделения труда.

  • Конфликты между государственными образованиями.

  • Конфликт между культурами или типами культур.

  • Другие

Если говорить о конфликтах, то они проходят следующие этапы:

  1. Предконфликтная стадия

  2. Инцидент

  3. Развитие конфликта

  4. Кульминация

  5. Разрешение конфликта

  6. Переговоры

  7. Послеконфликтная стадия


Причины возникновения конфликтов по Майерсу

Майерс выделяет следующие причины возникновения конфликта :

1)Социальные дилеммы

Дилемма заключенного

Трагедия общинных владений

2)Конкуренция

3)Восприятие несправедливости

4)Искаженное восприятие



  • Зеркальное восприятие

  • Изменение восприятия

И так , поговорим более подробно об этих причинах .


Социальные дилеммы


Майерс говорит о том, что многие глобальные проблемы возникают в связи с тем, что люди следуют эгоистичным интересам своим и своей группы, что как не странно идет во вред общим интересам.

И так Майерс выдвигает следующую дилемму : «Мы должны решить неотложную дилемму: как совместить наше собственное благополучие, включая право преследовать свои личные интересы, и благополучие общества в целом?»1 Майерс , показывает нам 2 примера иллюстрирующих социальные дилеммы. И так это «Дилемма заключенного» и «Трагедия общинных владений».


Дилемма заключенного


Существует 2 подозреваемых, которых опрашивает прокурор. У прокурора нет доказательств в этом громком деле. И у него есть доказательства в менее серьезном преступлении. И так прокурор предлагает сознаться им в совершенном преступлении. Эти 2 заключенных не знают как происходит допрос другого. Им как уже было сказано предлагают сознаться и предлагают следующую вещь : в случае если один не соглашается, а другой соглашается, тот который все рассказывает, освобождается. Если сознаются оба получают умеренный срок, если никто не соглашается для них будет предоставлено незначительное наказание.

Для того чтобы минимизировать срок пребывания в тюрьме, подозреваемые соглашаются дать свои показания, даже с условием того, что если оба не дают согласия они получат вообще не садятся в тюрьму. Оба заключенных мыслят одинаково. И так если ты даешь показания , а другой нет , то тебя выпускаю, в случае если ты не даешь, то существует шанс, что дает другой и ты получаешь максимальный срок.


Трагедия общинных владений


Данная дилемма распространяется на ситуации когда, вклад в проблему ничтожно мал, а Даная проблема распространяется на всех. К таким проблемам относиться парниковый эффект, загрязнение природы, исчезновения важных ресурсов, вымирание животных.

«Представьте себе, что вокруг выгона, способного прокормить 100 коров, располагаются 100 ферм. Сначала каждый фермер пасет там только одну корову, таким образом общинное пастбище используется оптимальным образом. Но затем один из них призадумывается: «А не выпустить ли мне на выгон еще одну корову, тем самым я удвою свою выгоду, а в общем на выгоне коров будет больше всего лишь на 1 %». Сказано — сделано: фермер добавляет еще одну корову. И так поступает каждый из них. Каков неизбежный результат? Трагедия общинного владения — утоптанная площадка без единой травинки». 2

Существует несколько способов решения этих дилемм :


  • Регулирование (существующие законы, акты, договора)

  • Чем меньше, тем лучше(уменьшение численности группы. (Чем меньше группа, тем ответственнее челок себя ведет).

  • Коммуникация (общение уменьшает недоверие, что приводит к достижению соглашения между сторонами).

  • Изменение выигрышей (повышение сотрудничества, по средствам поощрений)

  • Апелляция к альтруистическим нормам (к нормам социальной ответственности)

Конкуренция

Конфликт возникает в связи со столкновение интересов конкурирующих групп.


Восприятие несправедливости


Говоря о справедливости надо заметить, что «люди воспринимают решение как справедливое, если оно беспристрастно, когда вознаграждение распределяется строго пропорционально индивидуальному вкладу»3

Так если человек, много вложил, но мало получил, то он будет чувствовать себя «обиженным», что это было несправедливо. Каждый человек оценивает справедливость по-своему.


Искаженное восприятие


Майерс говорит, что самой главной причиной возникновения конфликта является искаженное восприятие человеком чужих мотивов и целей.

Так же было выведено 2 способа искажений :



  • Зеркальное восприятие

«Зеркальное восприятие (Mirror-image perceptions) — взаимно негативные представления друг о друге, нередко возникающие у обеих сторон конфликта; себя, к примеру, все считают высоконравственными и миролюбивыми, а противников — злонамеренными и агрессивными.»4

Майерс приводит пример зеркального восприятия у СССР и США в годы холодной войны. Они одинаково негативно относились друг к другу, пользовались одними и теми же высказываниями по отношению другу к другу.

Так же зеркальное восприятие можно наблюдать у людей придерживающихся противоположных сторон в каком-либо вопросе. Например, конфликт, вызванный шубами из настоящего меха. Здесь 2 стороны : защитники природы и люди, которые носят эти шубы. С одной стороны они обладают противоположными взглядами на проблему, но к этому они похожи тем , что обе стороны переоценивают радикальность взглядов оппонента. Так же человек считает свои суждения истинными, так как они следуют из фактов. Суждения же оппонентов человек интерпретирует сам, в связи с этим получается неправильная интерпретация.


  • Изменение восприятия

Так например во время конфликта мы можем сначала негативно относиться к какой-то группе людей, наделяя их негативными чертами,

После же разрешения конфликта, отношение может кардинально поменяться.


Разрешение конфликтной ситуации


Уклонение от конфликта - человек уходит от конфликтной ситуации, пытаясь ее избежать

Сглаживание конфликтной ситуации – человек пытается сгладить «острые углы», пытается не выпустить конфликт наружу

Принуждение – человек заставляет принять свою точку зрения, любым путем.

Компромисс – принятие точки зрения другой стороны

Решение проблемы – в данном случае происходи т анализ конфликтной ситуации между ее участниками и поиск правильного объективного решения, конфликтной ситуации.

Майерс в свое время выделяет следующие примеры разрешения конфликтной ситуации:



  • Контакт- Майерс говорит о том, что контакт между конфликтующими сторонами поможет им понять другу друга и выйти из сложившейся ситуации. В своем учебнике Майерс рассматривал влияние контакта на межрасовые отношения. Выявилась зависимость между числом контактов и расой к которой принадлежит человек. Так же контакты в основном были белые-белые, черные-черные. Но так же и наблюдаются контакты внерасовые. Главным же условием того, чтобы контакты имели положительное значение , это то, что люди в этом контакте из разных рас имели одинаковый социальный статус. Понятно, что контакты людей из разных рас, так имеют негативные стороны, противостояния между людьми. Но мы рассматриваем решение проблем, так что мы не будем затрагивать эту сторону вопроса.

  • Сотрудничество – экстремальная ситуация объединяет людей. Так же люди объединяются с помощью - экстраординатной цели. «Экстраординатная цель - цели, захватывающей всех членов группы и требующей для своего достижения совместных усилий».5 И Кооперация в обучении – так например объединялись в группы люди для подготовки одного доклада 6 человек разных рас, социального статуса и успеваемости. В конце эксперимента было замечено, что отношение между этими детьми улучшилось, так же начинают улучшаться оценки у отстающих.

  • Коммуникация , которая в сове время делиться на :

    • Переговоры (люди договариваются между собой)

    • Посредничество (наличие третьей стороны, которая будет выдвигать свои переложения, облегчая тем самым переговоры)

    • Арбитраж ( третьи человек, который изучит досконально суть проблемы и решит ее)



  • GRIT

«GRIT — аббревиатура: «Graduated and Reciprocated Initiatives in Tension reduction» («Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности») — стратегия, нацеленная на снижение международной напряженности.»6

При данной стратегии решения конфликта, одна из сторон должна сделать первый шаг к примирению, и предлагает противнику последовать его примеру. Далее совершаются некоторые действия, которые повышают доверие , к этой стороне. Что в свою очередь увеличивает давление, требующее взаимности. После чего противник отвечает такими же шагами. Это ведет к заключению миру между противниками.


Анализ конфликтной ситуации


И так конфликтная ситуация имеет свою структуру. Конфликт имеет:

  • Объект

  • цели, субъективные цели участников этого конфликта

  • оппонент конфликта

  • причины конфликта

И так разберем конфликты на конкретной ситуации, представим, что девушка идет на экзамен, входит в институт, она понимает, что забыла студенческий билет, ее впускают в институт в конце экзамена, входе чего она не попадает на экзамен. Она идет на следующий день в деканат просить, чтобы ей разрешили сдать экзамен, но деканат ей отказывает в этой просьбе, отправляя ее сразу на пересдачу.

Если рассматривать эту ситуацию со стороны Майерса, то причиной конфликта со стороны девушки будет являться, чувство не справедливости по отношению к ней.

В этом примере приведены 2 конфликтные ситуации:


  • Ситуация со студенткой и охранниками

  • Ситуация студентка-деканат

Зона конфликта – вход в институт. Если говорить о времени конфликта, то началом будет вход в институт , а окончанием конфликта проход в институт.

И так рассмотрим сначала первую ситуацию здесь есть 2 участника: студентка (прямой участник), охранник (прямой участник).

Студентка так же является оппонентом первого ранга, в связи с тем, что она отстаивает в этом конфликте свои интересы.

Охранник же является оппонентом высшего ранга

Он обладает более высоким рангом по сравнению с студенткой.

Объект конфликта – является студенческий билет

Предметом – законный вход в институт с студенческим билетом.

Если говорить о разновидности этого конфликта, то это конструктивный , вертикальный, ,ненасильственный, быстротечный.

Говоря о развитии конфликта, то надо выделить несколько его фаз

И так конфликт начинается с ситуации, когда студентка входит в институт она понимает, что забыла студенческий билет, начинает пытаться объяснить охраннику, что у нее экзамен, когда охранник не реагирует на это, она начинает его упрекать в том, что он не хочет ей помочь она начинает его упрекать, после чего начинается рост агрессии, и конфликт переходит в стадию открытого конфликта, или инцидента. Инцидентом является отказ охранника пропускать студентку в институт. Далее идет стадия развития конфликта. Обычно на данной стадии конфликта можно выделить 4 дальнейших хода развития: поведения:



  • активно-конфликтное поведение (вызов);

  • пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

  • конфликтно-компромиссное поведение;

  • компромиссное поведение.

И так в нашем случае наши участники конфликта воспользуются компромиссной моделью. Охранник решил понять студентку и разрешил подойти завтра со студенческим билетом.

Разрешение конфликта было достигнуто с помощью компромисса. Но пока решался данный конфликт, студентка опоздала на экзамен, и пошла в деканат, чтобы решить следующую свою проблему. Так что можно сказать что этот конфликт вызвал следующий. Эта наша вторая конфликтная ситуация.

Студентка (прямой участник), охранник (косвенный участник), деканат (прямой участник). Опять же студентка является оппонентом первого ранга. Охранник является оппонентом высшего ранга, т.к. можно сказать , что он представляет интересы власти и выступает от лица закона. Деканат же является оппонентом второго ранга, защищается интересы группы, а именно института в данном случае.

И так объектом в нашем случае является – студенческий билет

Предметом является – сдача экзамена

Этот конфликт является вертикальным, между личностью и группой, конструктивным, субъективным.

Конфликт опять проходит несколько стадий.

Возникают противоречия между деканатом и студенткой , каждый отстаивает свою сторону. Для студентки главной причиной возникновения является чувство несправедливости, в связи с тем, что она пришла во время, но ее не пропустили, так как у нее не было студенческого. Деканат же ориентируется на правила оговоренные в законах института. Дальше участники конфликта пытаются правильность своей стороны, пытаются доказать правильность своих притязаний, и переход к обвинениям к нежеланию помочь. Далее идет возрастание агрессии. И наступает стадия Инцидента, когда деканат запрещает студентке сдавать экзамен в этот день и отправляет ее сразу на пересдачу. На нашей следующей стадии люди из деканата начинают выходить из себя и переходят к личностным оскорблениям студентки, говоря о том, что это ее проблемы почему он опоздала на экзамен, что она всегда опаздывает, так что они отказываются ей помогать и просят выйти из деканата. Далее идет следующий процесс разрешения конфликта. В нашем случае он будет разрешен путем вмешательства третьей силы. Это будет декан, который услышал, сору между деканатом и студенткой и решил помочь девушке. Он предложил выслушать девушку, после чего наступила стадия переговоров. В которой деканат разрешил сдать все-таки студентке экзамен, в этот же день, в случае если охранник подтвердит, что она действительно опоздала из-за него. И так конфликт, был полностью разрешен, и девушка попала на экзамен.




Библиография


  1. www.azps.ru.

  2. www.sociolog.net.

  3. Д.Майерс Социальная психология С.-Петербург, 2000.

  4. Г.И.Козырев Введение в конфликтологию М., Владос, 2000.




1 Д.Майерс Социальная психология С.-Петербург, 2000. стр.171


2 Д.Майерс Социальная психология С.-Петербург, 2000.стр.173


3


43Д.Майерс Социальная психология С.-Петербург, 2000. стр.180

 Д.Майерс Социальная психология С.-Петербург, 2000. стр.174



5Д.Майерс Социальная психология С.-Петербург, 2000.чтр. 183


6 Д.Майерс Социальная психология С.-Петербург, 2000. стр.189




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница