Анализ, диагностика и планирование игровой деятельности детей дошкольного возраста



Скачать 80.38 Kb.
Дата22.02.2016
Размер80.38 Kb.
ТипПояснительная записка
Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Саткинский политехнический техникум»

АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов и руководителей практики

(специальность 050144 Дошкольное образование)

Составила: преподаватель ПМ. 02. МДК

«Теоретические и методические основы

организации игровой деятельности

детей раннего и дошкольного возраста»

Бабенко С.В.

г. Сатка, 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ:


Пояснительная записка

3

  1. Варианты анализа игровой деятельности

5

  1. Диагностика игровой деятельности дошкольников

10

  1. Планирование игровой деятельности дошкольников

21

Список литературы

33




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный государственный образовательный стандарт 050144 по специальности Дошкольное образование предлагает для изучения студентов в рамках профессионального модуля 02 Организация различных видов деятельности и общения МДК 02.01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

В ходе изучения данного междисциплинарного курса у студентов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):



  1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня;

  2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста;

  3. Анализировать процесс и результат организации различных видов деятельности и общения детей.

Студенты должны иметь практический опыт:

  • планирования различных видов деятельности (игровой и др.);

  • организации и проведения творческих игр (сюжетно–ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);

  • наблюдения и анализа игровой деятельности;

  • наблюдения за формированием игровых умений;

  • разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности детей;

уметь:

  • определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой деятельностью детей;

  • играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;

  • использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;

  • анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы.

В связи с этим представляется целесообразным оказать методическую помощь студентам для подготовки к учебной и производственной практике в виде методических рекомендации.

Данное методическое пособие может быть также полезно руководителям практики студентов.



1. ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

10. Окончание игры.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

Э. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

устранялись?

20. Как Вы спланируете работу воспитателя по Формированию взаимоотношений детей в игре?

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.



Анализ наблюдения игровой деятельности детей

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;

- расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

- интересовался: «Во что играете?»;

- предлагал новые игровые действия;

- предлагал новые роли;

- вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

- предлагал новые игровые ситуации;

- давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;

- задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

- брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

- давал оценку (анализ) игры;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формирования взаимоотношения детей во время игры?

- вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

- сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

- побуждал детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках);

- предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

- побуждал детей объединять разные игры между собой;

- использовал какие-то другие приемы.

Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разным видами игр.

10. Окончание игры.

Настольно-печатные игры.

1. Название игры. К какому виду настольно-печатных игр она относится.

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе может быть использована и почему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.
Схема анализа детской игры.

1. Доставила ли игра детям радость?

2. Причины достигнутого результата - подготовка к игре:

- планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;

- создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);

- подготовка детей;

- по чьей инициативе возникла игра;

- имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;

- самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;

- в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);

- не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?

- деятельность детей в игре;

- как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;

- как была закончена игра - организованно или неожиданно;

- как проведен анализ.

3. Как бы Вы руководили этой игрой?



Игры со строительным материалом.

  1. Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.

  2. Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?

  3. Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).

  4. Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.

  5. Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.

  6. Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:

А) по заданной теме;

Б) по замыслу;

В) по условиям;

Г) «по моделям».



  1. Место и время для игры.

  2. Объединения детей.

  3. Какие условия были созданы для обыгрывания построек.

  4. Воспитательная направленность игры.


2. ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Критерии развития игровой деятельности

I. Условия для возникновения и развертывания игр детей

  • Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).

  • Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или вы брать сюжет; побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).

  • В качестве непосредственных участников игры педагоги предлагают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами - «Съедобное - несъедобное», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего).

  • Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.

  • Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми).


II. Условия для развития общения между детьми в игре

  • Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом).

  • Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

  • Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.).

III. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в игре

  • Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.

  • Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).

  • Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).

  • Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

  • Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.).

  • Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.

IV. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей

  • Организуют игры с учетом личных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задержками развития; повышающие самоконтроль у излишке расторможенных и агрессивных детей).

  • Обращают особое внимание на «изолированных» детей (организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку, выдвигают на центральные роли).

  • Способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам - роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).

  • Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.

V. Сотрудники способствуют развитию разных видов игры

  • Организуют сюжетно-ролевую игру.

  • Организуют игры с правилами.

  • Способствуют возникновению режиссерской игры.

  • Организуют игры-драматизации.

  • Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).

  • Организуют подвижные спортивные игры.

  • Используют дидактические игры в педагогическом процессе.

  • Приобщают к играм разных народов.



Диагностический лист

по определению уровня развития игры детей



Показатели развития

Фамилия, имя

Фамилия, имя

Фамилия, имя

Фамилия, имя

I. Содержание игры

1. Замысел игры появляется:

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно















2. Разнообразие замыслов













3. Количество игровых задач













4. Разнообразие игровых задач













5. Самостоятельность при постановке задач:

а) вставит взрослый;

б) с помощью взрослого;

в) самостоятельно















II. Способы решения игровых задач

6. Разнообразие игровых действий с игрушками















7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:

а) развернутые;

б) обобщенные














8. Игровые действия с предметами-заместителями:

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно














9. Игровые действия с воображаемыми предметами:

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно














10. Принимает роль













11. Разнообразие ролевых действий













12. Выразительность ролевых высказываний













13. Наличие ролевых высказываний













14. Ролевые высказывания возникают по инициативе:

а) взрослого;

б) ребенка














15. Ролевая беседа возникает:

а) со взрослым;

б) со сверстником














16. Ролевая беседа возникает по инициативе:

а) взрослого;

б) ребенка














17. Содержательность ролевой беседы













III. Взаимодействие детей в игре

18. Вступает во взаимодействие:

а) со взрослым;

б) со сверстником















19. Ставит игровые задачи:

а) взрослому;

б) сверстнику














20. Принимает игровые задачи:

а) от взрослого;

б) от сверстника;

в) отказывается















21. Длительность взаимодействия:

а) кратковременное;

б) длительное














ИТОГО (уровень развития игры)













Порядок заполнения таблицы. Выявленный показатель развития ребенка отражается в диагностическом листе знаком « + »; отсутствие показателя – знаком «-». Например:

1а - « + » (замысел игры появляется с помощью взрослого).

1а - « - » (в появлении замысла игры взрослый не принимал участия).

16 - « + » (ребенок сам придумал, как будет играть).

16 - « - » (ребенку требуется помощь в появлении замысла игры).

2 - « + » (замыслы игр у ребенка разнообразные).

2 - « - » (замыслы игр у ребенка однообразные, изо дня в день повторяются).

ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Социализация»



* Оценка уровня:

  • «высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;

  • «средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;

  • «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».

РАННИЙ ВОЗРАСТ

№ п/п

Компоненты интегративного качества

Ф.И. детей




Развитие игровой деятельности













1

эмоционально, активно откликается на предложение игры













2

принимает условную игровую ситуацию, адекватно действует в ней (кормит куклу, лечит больного и т.д.)
















объединяет в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т.д.)













3

эмоционально, активно откликается на предложение игры













Итого

«+» - __;

«-» - __


«+» - __; «-» - __

«+» - __; «-» - __

«+» - _; «-» - __

Уровень*













МЛАДШАЯ ГРУППА

№ п/п

Компоненты интегративного качества

Ф.И. детей




Развитие игровой деятельности













1

может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя













2

умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей
















способен придерживаться игровых правил в дидактических играх













3

разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок













4

имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев, принимает участие в беседах о театре













5

может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя













Итого

«+» - __;

«-» - __


«+» - __; «-» - __

«+» - __; «-» - __

«+» - _; «-» - __

Уровень*













СРЕДНЯЯ ГРУППА

№ п/п

Компоненты интегративного качества

Ф.И. детей




Развитие игровой деятельности













1

способен принять игровую проблемную ситуацию, развить ее













2

способен изменить собственное ролевое поведение, ориентируясь на поведение партнеров













4

организует разнообразные игры на бытовые и сказочные сюжеты













Итого

«+» - __;

«-» - __


«+» - __; «-» - __

«+» - __; «-» - __

«+» - _; «-» - __

Уровень*














СТАРШАЯ ГРУППА

№ п/п

Компоненты интегративного качества

Ф.И. детей




Развитие игровой деятельности













1

договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры













2

умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей













3

в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.













4

объясняет правила игры сверстникам













Итого

«+» - __;

«-» - __


«+» - __; «-» - __

«+» - __; «-» - __

«+» - _; «-» - __

Уровень*














ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

№ п/п

Компоненты интегративного качества

Ф.И. детей




Развитие игровой деятельности













1

самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр, придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации













2

находит новую трактовку роли и исполняет ее













3

может моделировать предметно-игровую среду,

участвует в творческих группах по созданию спектаклей «режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители»















4

в дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером













Итого

«+» - __;

«-» - __


«+» - __; «-» - __

«+» - __; «-» - __

«+» - _; «-» - __

Уровень*















КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИГРУШЕК:

  1. Конструкция игрушки, материал, из которого она изготавливается должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям (стойкие, безопасные краски должны легко подвергаться гигиенической обработке).

  2. Должны сочетаться конструкция с пластической формой и окраской (художественно выразительной). Игрушка для малышей – насыщенность цвета, контрастность цветов, старший возраст – реалистичная и декоративная раскраска.

  3. Образная игрушка должна быть реалистична (давать правильные представления).

  4. Игрушка должна быть динамичной (воздействовать, производить действия с ней), обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре.

  5. Игрушка должна удовлетворять стремление ребенка к активности и возбуждать ее.

  6. В игрушке может быть отображен здоровый юмор, веселое, забавное отношение к оригиналу, но не осмеяние.

  7. Игрушка должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.

  8. Игрушка должна вызывать более или менее длительное удивление


3. ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Типичные трудности, испытываемые педагогами при планировании игры:

  1. Многие заранее планируют тематику игр, которые часто не сочетаются с работой по ознакомлению с окружающим.

  2. В планах почти не прослеживается перспектива постепенного формирования сюжетно-ролевой игры (то есть усложнение сюжета часто понимается, как простое увеличение количества игровых действий, а не развитие умения творчески комбинировать игровые эпизоды.

Преимущества перспективного планирования:

  1. Можно предусмотреть последовательное решение задач по разделу «Игра».

  2. Воспитателю легче учитывать и использовать в игре знания, умения, навыки, получаемые на занятиях и в повседневной жизни.

  3. Наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно обогащать и способы игрового воспроизведения действительности.

  4. Планирование помогает осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы.

Перспективное планирование состоит из 4 граф (аналогично компонентам комплексного метода):

    • ознакомление с окружающим;

    • обогащение игрового опыта;

    • изменение игровой среды;

    • активизация общения взрослого с ребенком.


ПЛАН ПОДГОТОВКИ К СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

ТЕМА:

ВОЗРАСТ:


Сроки


Ознакомление с окружающим

Обучающие игры

Обогащение предметной развивающей среды













ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ.

ТЕМА:

ВОЗРАСТ:

Сроки

Ознакомление с литературным произведением, работа над текстом

Развитие навыков выразительности

Создание и обогащение предметно-развивающей среды














ПЛАН-КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Тема:


Возраст детей:

Задачи по развитию игры:

Задачи нравственного воспитания:

Предварительная работа:

Роли:

Основные сюжетные линии:



Ход игры (тактика игрового взаимодействия с детьми):

А) начало «игры (как подтолкнете детей к началу игры),

Б) распределение ролей,

В) игровые проблемные ситуации для развития игры,

Г) завершение игры.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

Тема:


Возраст:

Вид театра:

Оборудование:

Задачи по развитию игры:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Роли:

Предварительная работа:



Ход игры:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Тема:


Возраст:

Задачи по развитию игры:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Вид конструирования:

Оборудование:

Предварительная работа:

Ход игры:



ПЛАН-КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Тема:


Возраст:

Обучающая задача:

Игровая задача:

Игровые правила:

Игровые действия:

Ход игры:


Примеры формулировки задач к сюжетно-ролевой игре:

Задачи по развитию игры:

1,5—3 года: Формировать умения осуществлять условные игровые действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, развертывать цепочку из нескольких связанных по смыслу игровых действий; дополнять, продолжать по смыслу игровое действие партнера-взрослого, а затем сверстника, словесно обозначать условное игровое действие.

3—4 года: Формировать умения принимать и словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником, самостоятельно подбирать игровые атрибуты, придумывать вместе с воспитателем несложный сюжет, использовать предметы-заместители.

4—5 лет: Формировать умения изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры, самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение выбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет.

5—6 лет

Формировать умение выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников; обозначать для них (пояснять) очередное сюжетное событие, согласовывать свои действия с действиями партнеров; развивать сюжет на основе полученных знаний.



6-7 лет

Формировать умение творчески использовать в играх знания об окружающем, самостоятельно распределять между собой обязанности и роли, выполнять правила в совместной игре, формировать умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете, самостоятельно выбирать тему.



Задачи нравственного воспитания:

1,5-3 года

Вызывать чувство симпатии к партнеру по игре.

3-4 года


Вызывать желание участвовать в совместных играх, проявлять чувство симпатии к партнеру по игре, дружелюбность.

4-5 лет


Развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь.

5-6 лет


Развивать умение объективно оценивать действия партнеров, подчинять свое поведение правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружеские взаимоотношения.

6-7 лет


Учить считаться с интересами и мыслями товарищей, проявлять дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, проявлять в игре честность и справедливость, проявлять инициативу, творчество.
ПРИМЕР ПЛАНА-КОНСПЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Тема: “Парикмахерская”

Возраст: средняя группа.

Программное содержание:

Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии, назначении профессии парикмахер; совершенствовать умения детей придумывать и развивать действия в игре;

Развивающая: способствовать развитию у детей творческого потенциала в придумывании сюжета игры, развивать тем самым интерес к обогащению игрового сюжета, привлечению большего числа детей в игру;

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к профессиям, к действия и результатам в игре, формировать доброжелательные отношения в группе, способствовать сплочению коллектива и игре «вместе»;

Задачи по развитию игры:

Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров; намечать игровую роль и обозначать её для партнёров в процессе развёртывания игры; самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение подбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет; развивать сюжет на основе полученных знаний.



Задачи нравственного воспитания: развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь; развивать умение объективно оценивать действия партнёров, подчинять своё поведение правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружелюбные взаимоотношения.

Методы приемы:

рассказ с показом иллюстраций, беседа, показ действий расчесывания, приведения в порядок кукол в группе в индивидуальной работе, создание предметно-игровой среды, внесение игрового материала, опосредованное руководство игрой.



Оборудование:

Фотографии парикмахера за работой, иллюстрация с Петей и Серёжей (для чтения стихотворения С. Маршака), уголок парикмахера, расчески, флакончики, использование предметов-заместителей (кубики, палочки...), телефон, телевизор игрушечный, каталог причесок.



Словарная работа:

Щипцы, виды стрижек, химическая завивка, косметолог, визажист.



Роли:

Парикмахер, помощники, посетители, косметологи, массажисты.


Основные сюжетные линии:

Выбор действий детьми (причёсывание, стрижка, мытьё головы, завивка, окраска и др.)

Приглашение посетить другие виды услуг: визажист.

Привлечение новых ролей, действий в игру: подметать пол, поездка за новыми красками, ножницами.



Ход игры:

По телевизору сообщается об открытии новой парикмахерской:

"Внимание! Внимание! В нашей группе детского сада открылась новая парикмахерская, в ней работают специалисты своего дела! Они с удовольствием примут всех желающих!

А услуги самые разные:



  • создание причёсок на праздники, на каждый день;

  • стрижки женские, мужские;

  • завивка, окраска волос;

  • в скором будущем парикмахерская планирует открыть и косметический салон, и массажный кабинет.

Не забывайте, что можно записаться на услуги и по телефону: 3-44-55

Приходите все! Торопитесь!

Новая парикмахерская ждёт Вас!

Внимание! В новую парикмахерскую требуются специалисты:



  • Парикмахер в женский и мужской зал

  • косметологи, визажисты

обращаться к новому директору – Марии Петровне»

Распределение ролей: ребята самостоятельно проявляют интерес и устраиваются на работу. Косвенное руководство может заключаться в предложении пройти практику рядом со специалистом; просить директора заместить сотрудника, который в отпуске по визажу.

На улице в окно стучит клоун, просит пустит внутрь! Заходит и сообщает, что пришёл по объявлению об открытии новой парикмахерской. Говорит о том что не успел причесаться, а ведь у него выступление в цирке сегодня! Просит выручить детей.

Ребята предлагают сделать причёску, клоун подсказывает действия - он хочет покрасить волосы, подстричься. Давая пояснения парикмахеру, дети наблюдают, выполняют свои роли, придумывают новые.

Клоун благодарит парикмахеров. Расплачивается. Предлагает всем детям сделать красивые озорные причёски, т.к. он их приглашает в цирк.

Отмечает работу мастеров, красивые причёски. По окончании сюжетно-ролевой игры с ребятами клоун проводит различные игры, показывает фокусы, играют.
Во II половину дня в группу приходит письмо от клоуна! В нём он благодарит парикмахеров за отличную работу. Причёска всем зрителям понравилась. И предлагает сделать журнал - придумать и нарисовать причёски, макияж, костюм для праздников.
ПРИМЕР КОНСПЕКТА ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

Тема игры: «Заюшкина избушка».

Возраст: старшая группа

Цель: развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения: учить использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения).

Материалы: лубяная и ледяная избушки, маски.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, подвижная игра « кто как кричит», « кто как передвигается».

Индивидуальная работа: проговаривание слов отдельных персонажей.

Методические приемы: художественное слово, распределение ролей, показ, объяснение.

Ход игры.

Как от нашей деревушки

Тропка мерзнет вдоль опушки,

Вьюгою взъерошена,

Снегом запорошена.

Целый день метель метет,

Сказки добрые плетет.

Заплелась метель в косу –

Сказка будет про Лису.

Ребята, сегодня мы с вами будем играть в сказку « Заюшкина избушка». Мы с вами много раз уже читали эту сказку. содержание вы все знаете. Скажите пожалуйста, какие главные герои в этой сказке? Правильно, лиса, заяц и петух. А какие персонажи еще есть в этой сказке? Правильно, собаки, волк, медведь, бык.

Лисой у нас будет Эльвина, заяц – Аделина, петух – Раиль, собаки – Егор и Айрат, медведь – Амир, бык – Марсель, а волк – Алёша. Возьмите свои маски. Я буду автором и билетером, а остальные дети – зрители, возьмите деньги.

Так, зрители покупайте билеты! Один билет стоит 100 рублей! И не забываем о правилах поведения в театре! Кто мне напомнит? Лера, скажи пожалуйста! Правильно, не разговаривать, сидеть красиво!

Присаживайтесь на свои места, итак, сказка начинается!

Автор: Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!



Автор: Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

- Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!



Заяц: - Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

Автор: Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:



Лиса: - Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Заяц: - Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Автор: Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко. На третий день лиса опять просит:

Лиса:- Пусти меня, заюшка, в избушку.

Заяц: - Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Автор: Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку.

Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:



Лиса: - Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Автор: Так и выгнала. Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки:

Собаки: - Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

Заяц: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

- Не плачь, зайчик, - говорят собаки. - мы ее выгоним.



Заяц: - Нет, не выгоните!

- Нет, выгоним!

Пошли к избушке.

Собаки: - Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:

- О чем, заинька, плачешь?

- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

- Не плачь, зайчик, - говорит волк, - я ее выгоню.

- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.

- Нет, выгоню!

Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:

- Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался волк и убежал.

Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:

- О чем ты, заинька, плачешь?

- Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

- Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.

- Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

- Нет, выгоню!

Пошел медведь к избушке и зарычал:

- Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался медведь и ушел.

Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.

- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?

- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

Пошел петух к избушке: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит: - Одеваюсь...

Петух опять: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

А лиса говорит: - Шубу надеваю...



Петух в третий раз: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Вот и конец сказки! Актеры, выйдите все вместе и поклонитесь! Зрители что должны делать? Правильно, хлопать! Давайте поаплодируем нашим « артистам».

Зрители, вам понравилось? А чья игра вам больше всех понравилась? Почему? А кто думает по другому?



Молодцы, ребята, мне все ребятки понравились, все вошли в свою роль, как настоящие актеры! Всем Спасибо!

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Т.М. Бабунова. — М.: ТЦ Сфера. 2007.

  2. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Т.С. Болотина, С.П, Баранов, Т.С. Комарова. — М.: Академический проект, 2005.

  3. Дошкольное образование: словарь терминов / сост. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Толстикова С.Н. [и др.] — М.: Айрис-пресс, 2005.

  4. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Academia, 2010.

  5. Новоселова, С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л. Новоселова// Дошкольное воспитание. — 1997. — № 3. — С. 84-87.

  6. Пастюк, О.В., Бережная, И.А., Скоромнова, Ю.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка / О.В. Пастюк, И.А, Бережнова, Ю.В. Скоромнова // Дошкольное воспитание. — 2003. — №11. — С. 35-42.

  7. Шулешко, Е.Е., Ершова, А.П., Букатов, В.М. Социоигровые подходы в педагогике / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. — Красноярск.- 1990. —116 с.




Каталог: Dopolnitelno
Dopolnitelno -> «Экологическое воспитание это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
Dopolnitelno -> Сборник нормативно-правовых документов для работников системы дополнительного образования детей и организаторов внеурочной деятельности
Dopolnitelno -> Духовно-нравственное воспитание защитников Отечества
Dopolnitelno -> Ян М. И. Формирование толерантности студентов как основы гуманистической направленности современного педагога
Dopolnitelno -> Учебная программа Дисциплина Православная педагогика (часть 1) Основы православной педагогики до
Dopolnitelno -> Программа по православной педагогике для 2-го курса Московской Духовной Семинарии
Dopolnitelno -> Что такое судебно-психологическая экспертиза? Как составляется «психологический портрет»
Dopolnitelno -> «Преемственность в работе доу и школы» (2ч)
Dopolnitelno -> Основам православной культуры
Dopolnitelno -> Изобразительное искусство как основа формирования эстетического и духовного развития личности ребенка дошкольника


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница