Аналитический отчёт о реализации учреждениями социального обслуживания Республики Коми комплексных программ в 2010 году



Скачать 296.88 Kb.
Дата10.02.2016
Размер296.88 Kb.


Аналитический отчёт

о реализации учреждениями социального обслуживания Республики Коми комплексных программ в 2010 году
В течение последних лет в Республике Коми ведется целенаправленная деятельность по внедрению в работу учреждений социального обслуживания семьи и детей программно-целевого подхода, что обусловлено необходимостью повышения эффективности оказания услуг населению. К настоящему времени все центры (отделения) помощи семье и детям и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, разработали и реализуют собственные комплексные программы работы с различными категориями населения. В целом необходимо отметить, что в них четко определены цели и задачи, предусмотрены различные формы и методы работы, прописаны ожидаемые результаты и разработаны критерии эффективности деятельности. Многие программы сопровождаются приложениями, которые содержат формы отчетной документации, буклеты, фотографии и другие материалы. Комплексный подход в реализации программ обеспечивается за счет деятельности различных специалистов (воспитателей, социальных педагогов, специалистов по социальной работе, медицинских работников, педагогов-психологов), которые осуществляют индивидуальную и групповую профилактическую и коррекционную работу.

Методическое сопровождение данной деятельности осуществляется специалистами ГУ РК «Республиканский центр социальной помощи семье и детям». Они оформляют экспертные оценки подготовленных учреждениями социального обслуживания семьи и детей программ, оказывают методическую помощь в их доработке, ведут постоянное консультирование по данной тематике.

Мониторинг ситуации, сложившейся в учреждениях социального обслуживания семьи и детей по разработке комплексных программ, проведенный специалистами отделения профессионального развития и обучения, показал, что подавляющее большинство учреждений планирует реализовывать свои программы без внесения корректив. Это свидетельствует о том, что они полностью соответствуют тем проблемам, которые являются актуальными для каждого конкретного муниципального образования, и позволяют их эффективно решать.

В течение 2010 года учреждения социального обслуживания семьи и детей Республики Коми осуществляли деятельность в соответствии с утвержденными программами.


Основной целью комплексных программ специализированных учреждений для несовершеннолетних Республики Коми в соответствии с их уставной деятельностью являлось создание условий для социальной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи; программы состоят из нескольких подпрограмм, которые направлены на медицинскую, психолого-педагогическую, социальную, трудовую и творческую реабилитацию воспитанников, а также социальное сопровождение семьи.

Несовершеннолетние, поступающие в реабилитационные центры и приюты, зачастую имеют отклонения в состоянии здоровья. Среди детей распространены кожные заболевания, хронические заболевания органов дыхания, болезни нервной системы, гипотрофия и недостаточный вес. В связи с этим медицинская реабилитация приобретает особое значение. С целью оздоровления детей проводится их первичное медико-психологическое обследование, оздоровление с помощью медикаментов, витаминных препаратов, закаливающих и профилактических мероприятий, а также занятия по формированию установок на здоровый образ жизни, профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения. В результате проведения программных мероприятий можно отметить укрепление здоровья несовершеннолетних, приобретение ими санитарно-гигиенических навыков. Подпрограммы по медицинской реабилитации воспитанников реализуются практически во всех специализированных учреждениях для несовершеннолетних. Например, подпрограммы «Букварь здоровья» (ГУ РК «Районный детский приют «Надежда» Прилузского района), «Будем здоровы» (ГУ РК «Социальный приют для детей и подростков» Корткеросского района) направлены на санитарно-гигиеническое просвещение воспитанников, укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни и др.

Подпрограммы, направленные на психолого-педагогическую реабилитацию, включены в комплексные программы тех учреждений, штатное расписание которых предусматривает ставку психолога или педагога-психолога. Среди основных задач данных подпрограмм можно выделить коррекцию негативных эмоциональных переживаний, формирование эффективных навыков общения и адекватной самооценки, содействие интеллектуальному и эмоционально-волевому раскрытию личности несовершеннолетних. Таким образом, психологическая работа с детьми и подростками способствует восстановлению их статуса; снижению уровня тревожности, агрессивности; развивает навыки конструктивного взаимодействия при общении с окружающими, способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; развивает умение планировать свою собственную жизнь и реализовывать данные планы; развивает способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств; формирует позитивный образ «Я», умение критично относиться к своей деятельности, ее результатам. Например, подпрограмма «Мой светлый мир» (ГУ РК «СРЦН «Надежда» г.Сосногорска), направленная на социально – психологическое сопровождение детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; подпрограмма по развитию самосознания для подростков «Я - подросток» (ГУ РК «Диюрский СРЦН» Ижемского района); подпрограмма «Познай себя» по коррекции нарушения взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (ГУ РК «СРЦН «Лысва» г.Печоры), подпрограммы по коррекции агрессивного поведения детей и подростков «Добрые эмоции» и «Я учусь доверять» (ГУ РК «Социальный приют для детей и подростков» г.Ухты) и некоторые другие.

В целях оказания психолого-педагогической помощи детям-жертвам насилия в ГУ РК «СРЦН «Лысва» г.Печоры реализуется подпрограмма «Волшебная палитра». Психолог Центра помогает детям приобрести чувство эмоциональной безопасности, адаптироваться в коллективе, избавиться от страхов и преодолеть негативные последствия перенесенного насилия.

Индивидуальная коррекционная работа с родителями воспитанников предполагает социально-психологическое сопровождение таких семей: проведение индивидуальных профилактических бесед на дому, распространение памяток и буклетов. Также для них организуются занятия, в ходе которых обсуждаются вопросы формирования и коррекции детско-родительских отношений.

В ГУ РК «Социальный приют для детей и подростков» Корткеросского района функционирует комната психологической разгрузки, оборудованная такими средствами релаксации, как сухой бассейн, ароморелаксатор, мягкие кресла «Капельки» и др. Занятия позволяют воспитанникам снять мышечный тонус, который напрямую связан с различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: страхом, тревожностью, смущением.

Обращает на себя внимание появление в деятельности педагогов-психологов специализированных учреждений для несовершеннолетних работы с педагогическим составом учреждения. Педагог-психолог ГУ РК «СРЦН Троицко-Печорского района» ведет работу с целью повышения информированности сотрудников Центра о возрастных особенностях детей и подростков, о таких важных проблемах, как детская агрессия, тревожность, эмоциональное благополучие и т.д.

Основными направлениями социально-педагогической работы с несовершеннолетними являются: улучшение самочувствия ребенка в условиях доброжелательного общения с педагогом, устранение пробелов в знаниях, обогащение представлений об окружающем мире и др. Среди задач, решаемых в рамках реализации подпрограмм данного направления, кроме непосредственного преодоления трудностей, связанных с педагогической запущенностью, можно выделить следующие:

- патриотическое воспитание несовершеннолетних. Например, целью подпрограмм, реализуемых ГУ РК «Щельяюрский СРЦН» Ижемского района, ГУ РК «ЦПДОбПР «Гаврош» Усть-Вымского района, является воспитание у несовершеннолетних интереса к российской истории, чувства гордости за свою страну и ее народ, правовое информирование несовершеннолетних.

- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Например, подпрограмма «Права на всякий случай» (ГУ РК «СРЦН г.Сыктывкара») направлена на повышение социально-правовой грамотности детей и подростков.

- профориентация детей и подростков. Например, подпрограмма «Антошка» (ГУ РК «РСРЦН «Гренада» Сыктывдинского района) направлена на формирование у несовершеннолетних представлений о многообразии мира профессий и их общественной значимости, а также активизацию процессов осознанного и самостоятельного выбора будущей профессии.

- половое воспитание детей и подростков. Например, подпрограмма «Мы вступаем во взрослый мир» (ГУ РК «ЦПДОбПР «Гаврош» Усть-Вымского района).

- духовно-нравственное воспитание. Например, подпрограмма «Первые шаги к православной жизни» (ГУ РК «СРЦН» Сысольского района), целью которой является позитивное развитие личности подростка через приобщение к нормам нравственности, участие в народных праздниках, изучение основ православия, формирование толерантности.

- экологическое воспитание. Например, в рамках подпрограмм (ГУ РК «СРЦН «Надежда» г. Сосногорска, ГУ РК «Диюрский СРЦН» Ижемского района) у детей и подростков были расширены представления о флоре и фауне родного края, сформированы нравственные и правовые принципы природопользования, практические навыки и умения по уходу за растениями, проводились занятия по воспитанию бережного отношения к природе.

- эстетическое воспитание. Например, подпрограмма «Школа этики и эстетики» (ГУ РК «Социальный приют для детей и подростков Усть-Цилемского района») направлена на изучение правил и норм вежливого поведения; занятия в форме бесед, дискуссий и викторин, сопровождающиеся приемами рефлексии, позволили достичь положительных результатов; подпрограмма «Художественное слово» (ГУ РК «Удорский СРЦН «Радлун») позволила познакомить воспитанников с художественными произведениями, привить любовь к чтению.

- формирование правильного поведения при возникновении неблагоприятных (кризисных) ситуаций (ГУ РК «СРЦН «Лысва» г.Печоры, ГУ РК «Эжвинский СРЦН», ГУ РК «СРЦН «Надежда» г.Сосногорска, ГУ РК «СРЦН Троицко-Печорского района»). Данные подпрограммы направлены на формирование сознательного, ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих; приобретение навыков по сохранению жизни и здоровья в повседневной жизни, а также в неблагоприятных и опасных условиях; умение оказать само- и взаимопомощь.

- профилактика употребления психоактивных веществ, развитие стратегий и навыков здорового образа жизни, препятствующего злоупотреблению табачной, наркотической и алкогольной продукцией (ГУ РК «Социальный приют для детей и подростков «Надежда» г.Воркуты, ГУ РК «ЦПДОбПР «Гаврош» Усть-Вымского района, ГУ РК «СРЦН г. Сыктывкара»).

Трудовая реабилитация несовершеннолетних предполагает формирование у детей навыков самообслуживания, обучение основам домоводства, а также развивающий творческий труд. При вовлечении несовершеннолетнего в трудовую деятельность учитываются возрастные и психофизиологические особенности. Таким образом, трудовая деятельность развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. С помощью самообслуживания воспитывается опрятность, прививаются навыки личной гигиены, умение ухаживать за своими вещами, развиваются коммуникативные навыки, повышается творческая активность и т.п. После проведенных мероприятий, предусмотренных программой трудовой реабилитации, у большинства воспитанников появляется стимул к выполнению трудовых поручений, что способствует повышению социально-бытовой адаптации, формированию ответственности за выполнение поручений, потребности трудиться.

Подпрограммы по творческой реабилитации воспитанников направлены на развитие творческого воображения, снятие эмоционального напряжения и повышение самооценки детей. В ходе их реализации решаются такие задачи, как активизация посредством искусства потенциальных возможностей ребенка, коррекция сферы общения со сверстниками и взрослыми, профилактика аффективных проявлений, агрессивных действий и повышенной конфликтности, развитие внимания, воображения, мышления, памяти, художественного вкуса. Подпрограммы по данному направлению реабилитации реализуются во всех без исключения специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В рамках реализации подпрограмм, направленных на социальное сопровождение семьи, сотрудники приютов и социально-реабилитационных центров для детей и подростков осуществляют патронажи и межведомственные рейды, проводят консультативную деятельность, работу по повышению педагогической компетентности родителей. Данные подпрограммы включают в себя такие мероприятия, как консультации, проведение совместных мероприятий. Для родителей изготавливаются памятки и буклеты на различные темы (по вопросам воспитания детей, предупреждения у них вредных привычек, ответственности родителей за воспитание и содержание); оформляются выставки детских работ, информационные стенды и др. Эта деятельность дает возможность взрослым пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, получить необходимую информацию, предлагает конструктивные варианты проведения совместного досуга и разрешения возникших в семье проблем.

Важным блоком работы является внедрение в Республике Коми системы заключения договоров с семьями воспитанников, в соответствии с которыми родители берут на себя определенные обязательства по трудоустройству, оформлению необходимых документов и т.д. Внедрение договорных отношений с родителями воспитанников оказывает положительное влияние на родителей, которые соглашаются на заключение договора. Несмотря на то, что заключаемый договор не является юридическим документом и содержит только моральные обязательства сторон друг перед другом, опыт показывает, что данная процедура организует и мотивирует родителей на работу по улучшению ситуации в семье. Однако несмотря на необходимость данной деятельности и тот факт, что она позволяет создать условия для возвращения ребенка в семью, существуют определенные трудности. Например, эмоциональное сопротивление, иждивенческая позиция и др.

Важным блоком работы специалистов специализированных учреждений для несовершеннолетних является взаимодействие с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений. Основными задачами профилактики являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Общность целей и задач определяет и формы взаимодействия субъектов системы профилактики. Это обмен информацией о неблагополучных семьях, безнадзорных детях, мерах по изменению сложившихся условиях, совместная деятельность разных структур по выявлению неблагополучных детей и семей, создание совместных программ социальной профилактики и реабилитации, а также организация разностороннего влияния на семью и детей с целью решения их проблем.

Анализируя трудности, возникающие при реализации комплексных программ специализированными учреждениями для несовершеннолетних, необходимо отметить следующие:

- различный срок пребывания детей в СРЦН. В связи с тем, что периоды пребывания воспитанников в специализированных учреждениях для несовершеннолетних различны, не всегда возможно организовать реализацию мероприятий в полном объеме. В том случае если ребенок поступает в специализированное учреждение для несовершеннолетних повторно, работа продолжается с того этапа, на котором была завершена при первичном помещении в приют или реабилитационный центр.

- недостаточное финансирование. Для успешной реализации программ необходимы различные материалы и пособия: картины, дидактические игры, пособия для организации мероприятий и проведения занятий.

- недостаток площадей для реализации программных мероприятий, что затрудняет организацию многих форм деятельности.


Комплексные программы центров (отделений) социальной помощи семье и детям направлены на организацию деятельности по оказанию семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействие в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Программные мероприятия предусматривают социальную помощь семьям, находящимся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, в решении проблем, связанных с воспитанием, обучением, содержанием детей; психологическую помощь членам семей в создании атмосферы взаимопонимания; пропаганду осознанного родительства; профилактику негативных тенденций в развитии семейно-брачных отношений; комплексную поддержку несовершеннолетних матерей; организацию творческого досуга несовершеннолетних и др.

В реализации программ были задействованы квалифицированные специалисты, имеющие соответствующий опыт работы: специалисты по социальной работе, социальные педагоги, психологи, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, логопеды, что обеспечило комплексный подход к решению проблем семей, коррекции детско-родительских отношений.

При реализации программы проводилась индивидуальная и групповая профилактическая и коррекционная работа с использованием различных форм и методов (бесед, дискуссий, диагностики, консультирования, ролевых игр, досуговых мероприятий, работы клубов и т.д.).

Комплексные программы всех центров (отделений) социальной помощи семье и детям Республики Коми включают в себя подпрограммы, направленные на социальное сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках подготовительного этапа проводится работа по выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, и анализ обстановки в каждой вновь выявленной семье. В дальнейшем специалистами осуществляется экономическое, психолого-педагогическое, социально-педагогическое и правовое сопровождение этих семей. В результате анализа проблем семей, поставленных на контроль центров, можно отметить, что основными причинами неблагополучия и трудной жизненной ситуации являются низкая способность к самореализации собственных возможностей семьи (незнание прав, полагающихся социальных гарантий, отсутствие умений построения гармоничных детско-родительских и семейных взаимоотношений и др.); отсутствие сформированного ответственного социального поведения, что влечет за собой пренебрежение родительскими обязанностями, злоупотребление алкоголем, нежелание работать, совершение противоправных действий, что, в свою очередь, порождает безнадзорность и социальное сиротство.

В рамках внедрения данных подпрограмм специалистами учреждений используются различные формы и методы работы. Например, в ходе реализации подпрограммы профилактики семейного неблагополучия «Семья – основа жизни» ГУ РК «ЦСПСиД «Гармония» г. Усинска была проведена акция «Мы - дети Усинска» по привлечению внимания населения к наиболее актуальным проблемам несовершеннолетних, формированию активной гражданской позиции среди жителей города по отношению к решению данных проблем. Также была проведена акция «Психолог на дому» с целью оказания психолого-педагогической помощи несовершеннолетним матерям в воспитании детей.

Подпрограмма «Мы вместе» ГУ РК «ЦСПСиД «Асыв» г. Сосногорска направлена на формирование у родителей и несовершеннолетних навыков, способствующих продуктивной социализации и устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни. В ходе реализации подпрограммы были проведены познавательные, игровые, развлекательные мероприятия для родителей и детей, встречи с юристом, инспектором ОППН, специалистами Центра занятости; тренинги, направленные на формирование устойчивых установок к ведению здорового образа жизни, на оздоровление детско-родительских отношений; индивидуальное консультирование.

В отделении социальной помощи семье и детям ГУ РК «ЦСЗН» Усть-Цилемского района был реализован проект «Сотрудничество», главной задачей которого являлось оказание практической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, укрепление семейных отношений, привлечение детей и взрослых к участию в культурно-массовых мероприятиях, совместному времяпровождению.

Оказание разносторонней помощи молодым семьям осуществляется в рамках подпрограмм «Школа выживания» и «Помоги себе сам», реализуемых специалистами Территориального центра социального обслуживания населения ГУ РК «ЦСЗН Сысольского района».

Подпрограмма организации работы с семьями и детьми, проживающими в малосемейных общежитиях, «Оазис» реализуется на базе филиалов отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних «Вера» (ГУ РК «ЦСПСиД г.Сыктывкара») в общежитиях на закрепленной территории. Ежегодно сотрудниками составляется социальный паспорт общежития, проводится паспортизация, семьям с детьми предоставляется информация о работе отделения и предоставляемых услугах. На базе детских комнат организуются группы с дневным пребыванием (помесячно), которые посещают дети из семей, состоящих на контроле. Помимо организации групп дневного пребывания и кружковой работы, детям, посещающим детские комнаты, оказывается помощь в подготовке домашнего задания, а также организуются мероприятия к социально значимым датам.

На профилактику жестокого обращения в семье направлена подпрограмма «Солнечный мир» (ГУ РК «ЦСПСиД» г. Воркуты), состоящая из двух блоков. Первый блок предусматривает работу с семьями, в которых были выявлены случаи жестокого обращения: комплекс мероприятий, включающих выявление факторов, приводящих к жестокому обращению, социальное сопровождение семьи с целью недопущения повторного насилия, изменения семейного микроклимата, мотивация на работу с психологом, так как родителей, допускающих жестокое отношение к детям, отличают личностная незрелость, низкий социальный интеллект и педагогическая некомпетность. Второй блок подпрограммы предусматривает работу с несовершеннолетними по пропаганде ненасильственных методов решения конфликтов: цикл занятий «Планета Добра», на которых обсуждаются понятия добра и зла, дружбы, уважения к родителям, терпимости к окружающим. Игровые и творческие приемы, используемые на занятиях, позволяют детям получить опыт положительного взаимодействия друг с другом, а также навыки неконфликтного общения с окружающими.

Подпрограмма по работе с женщинами, подвергающимися насилию, реализуется в ГУ РК «ЦСПСиД г. Сыктывкара». Сотрудники отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, «Райда» выявляют потребности и формы социальной помощи, необходимой женщинам, подвергающимся домашнему насилию, оказывают им услуги консультативного, психологического, юридического и социального характера; предоставляют временное убежище женщинам данной категории; осуществляют психологическую реабилитацию по программам «Зазеркалье» и «Отражение»; содействуют в решении проблемы их трудоустройства; организуют межведомственное взаимодействие государственных учреждений социального обслуживания населения с целью повышения качества социального обслуживания женщин, подвергающихся домашнему насилию, и их семей.

В целях содействия развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе отделения помощи семье и детям ГУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» реализуется подпрограмма «Вернем ребенку детство», в ходе реализации которой осуществлялась диагностическая и коррекционная работа психолога с приемными и опекунскими семьями, а также занятия с кандидатами в опекуны, усыновители и приемные родители. Клуб «Грамматика семьи» создан в ГУ РК «ЦСПСиД» Прилузского района с целью оказания помощи опекунским и приемным семьям в преодолении трудностей, возникающих в процессе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Психолого-педагогическиая подготовка потенциальных замещающих родителей с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания детей осуществляется в рамках подпрограммы «Семейная забота» ГУ РК «ЦСПСиД «Асыв» г.Сосноргорска.

Комплексная программа «Счастливы вместе» отделения по работе с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей ГУ РК «ЦСПСиД г.Сыктывкара» направлена на всестороннюю поддержку замещающих семей. В рамках данной программы осуществляется информационно-просветительская деятельность среди населения о социальной значимости воспитания приемных детей, формах, процедурах и правилах приема детей на воспитание, требованиях к замещающим родителям; внедрение программы школы приемных родителей «Шаг навстречу»; участие в социальном проекте «Семья встречает гостей» посредством информационно-просветительской работы среди приемных и опекунских семей; реализация программ, направленных на развитие семейных форм досуга для замещающих семей; организация занятости несовершеннолетних из замещающих семей в летний период и т.д.

В 2010 году специалистами ГУ РК «ЦСПСиД «Асыв» г. Сосногорска реализовывалась новая подпрограмма по работе с молодыми семьями и одинокими родителями из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа молодой семьи», направленная на их адаптацию к сложившейся социально-экономической ситуации, раскрытие их личностного потенциала и укрепление семейных взаимоотношений. В рамках программы осуществлялось социальное сопровождение семей данной категории через патронажные выходы по месту жительства, организацию праздничных мероприятий к календарным и социально значимым датам, правовое, педагогическое и психологическое информирование по различным вопросам, организацию встреч и бесед с узкими специалистами – психологом, юристом, а также курс тренингов по развитию личностного потенциала и укреплению семейных взаимоотношений. В течение всего периода в рамках реализации данной подпрограммы лицам из числа детей-сирот и членам их семей оказывалась необходимая социальная помощь и поддержка в виде натуральной помощи, содействии в получении ими материальной помощи, содействии в устройстве детей в дошкольные образовательные учреждения, а также велась переписка с учреждениями города и района по решению жилищных проблем данной категории граждан.

Целью подпрограммы «Гнездышко», реализуемой ГУ РК «ЦСПСиД» г. Воркуты, является профилактика раннего неблагополучия в семьях, созданных лицами из числа детей-сирот.

Подпрограмма по организации работы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет с различной степенью социальной адаптации осуществляется также в ГУ РК «ЦСПСиД г. Сыктывкара». Специалисты отделения по работе с данной категорией населения разрабатывают и внедряют технологии адаптации выпускников интернатных учреждений, программу «Школа правовых знаний», направленную на повышение правовой грамотности сирот, учащихся в ССУЗах г. Сыктывкара; программу, направленную на формирование установки на создание благополучной семьи среди лиц данной категории, «Я и моя семья»; а также организуют группы взаимопомощи для выпускников детских домов, школ-интернатов.

С целью повышения уровня психолого-педагогической культуры и компетенции родителей по вопросам воспитания и развития детей разных возрастов, формирования ответственного отношения к родительству и к семейным взаимоотношениям специалисты ГУ РК «ЦСПСиД «Гармония» г. Усинска реализовывали подпрограмму «Осознанное родительство». В результате были разработаны эффективные методы и формы работы, направленные на повышение психолого-педагогической культуры родителей по вопросам воспитания и развития детей разного возраста; организовано позитивное двустороннее сотрудничество с образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения по расширению охвата родителей программными мероприятиями; оптимизированы детско-родительские и семейные взаимоотношения.

В процессе деятельности, направленной на профилактику социального сиротства, в некоторых учреждениях социального обслуживания семьи и детей (например, ГУ РК «ЦСПСиД» г. Воркуты, ГУ РК «ЦСЗН Усть-Цилемского района», ГУ РК «ЦСПСиД» г. Ухты) реализовывались подпрограммы помощи юным матерям, направленные на профилактику социального сиротства, формирование у несовершеннолетних беременных и несовершеннолетних матерей ответственного отношения к рождению, развитию и воспитанию ребенка. Они предполагают ежемесячное пополнение и корректировку банка данных несовершеннолетних матерей и несовершеннолетних беременных по информации родильного дома, отделения медико-социальной службы детской больницы, женской консультации, учебных заведений. Совместная работа с данными учреждениями позволяет не только своевременно выявить несовершеннолетнюю беременную, юную маму, но и решить необходимые проблемы в кратчайшие сроки. Данные технологии являются востребованными, т.к. юные родители, не обладая социальной грамотностью, не имеют представления о мерах государственной поддержки семей, воспитании детей, а вмешательство специалиста дает возможность выявить проблемы на ранних этапах и оперативно оказать помощь в их решении. Участие психолога позволяет женщинам принять себя в новой социальной роли, получить специальные знания по конструктивному взаимодействию. Социальное сопровождение семьи юной мамы обязательно включает в себя оказание содействия в получении мер государственной социальной поддержки, предусмотренной законодательством, постоянное проведение цикла тематических бесед, информационно-просветительскую работу путем распространения буклетов и памяток по соответствующей тематике. С каждой семьей проводится индивидуальная работа, направленная на воспитание у юных матерей осознанного отношения к родительству, ответственности за жизнь и здоровье ребенка, активизацию собственных сил для решения жизненных проблем, снижение напряженных взаимоотношений в семье.

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. осуществляется педагогами-психологами и психологами, работающими в центрах (отделениях) социальной помощи семье и детям. Например, специалистами ГУ РК «ЦСПСиД» г. Ухты в рамках подпрограммы «Вместе мы - сила» проводятся социально-психологическое консультирование, психодиагностика и обследование личности, психокоррекционные занятия, в ходе которых используется оборудование сенсорной комнаты и здоровьесберегающий тренажер «Волна» (наиболее востребованными были занятия, направленные на коррекцию агрессивности, тревожности, повышение уверенности в себе, снятие психоэмоционального напряжения у детей и подростков), а также тренинговые занятия. Важным направлением деятельности является социально-психологический патронаж. Эта форма работы является основной с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, дети из которых попали в палату интенсивной терапии с токсическими, наркотическими, алкогольными отравлениями, совершившие суицидальную попытку. Во всех случаях проводились беседы для выяснения возникших проблем, осуществлялась психодиагностика детско-родительских отношений, личности подростка. По результатам работы родителям давались рекомендации, с детьми проигрывались различные жизненные ситуации, демонстрировались конструктивные способы решения проблем.

Оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним является одним из приоритетных направлений деятельности в рамках реализации комплексных программ центров (отделений) социальной помощи семье и детям. Педагогами-психологами осуществляется психодиагностическая работа с детьми и подростками с целью выявления несовершеннолетних, склонных к совершению противоправных деяний, суицидальному поведению и употреблению психоактивных веществ, а также для выбора оптимальных форм коррекционного воздействия; психокоррекционная работа с несовершеннолетними по результатам диагностики; индивидуальная и групповая работа в форме тренингов; оказание психологической поддержки и помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (в том числе беседы, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка); психопрофилактическая работа с целью снижения риска девиантного, противоправного поведения, суицидальных намерений, а также налаживания детско-родительских отношений, в том числе с несовершеннолетними, пребывавшими в учреждениях закрытого типа.

В каждом центре (отделении) социальной помощи семье и детям, в штатном расписании которого существует единица педагога-психолога или психолога, ведется работа по программам, разработанным самими специалистами. Например, психологами ГУ РК «ЦСПСиД» г. Воркуты проводится работа по подпрограмме «Курс выживания для подростков», целью которой является максимальное содействие психическому здоровью и личностному развитию подростков, формирование психологической готовности к самоопределению. Развитие у юношества более глубокого и осознанного отношения к семье и браку как цель психологической работы происходило на основе психопрофилактической подпрограммы «Ранние браки: «за» и «против». Работа по программе профилактики агрессивного поведения детей и подростков «Волшебные средства понимания» проходила в различных формах, где наряду с индивидуальной работой, направленной на коррекцию поведенческих и эмоциональных нарушений у детей и коррекцию детско-родительских отношений, был значимо представлен психолого-просветительский аспект деятельности, реализовавшийся в виде тематических бесед с детьми среднего и старшего подросткового возраста.

В 2010 г. работа по программе профилактики агрессивного поведения, развития стрессоустойчивости и коммуникативной толерантности детей и подростков «Волшебные средства понимания» (ГУ РК «ЦСПСиД» г.Воркуты) проходила в различных формах, где наряду с индивидуальной формой работы, направленной на коррекцию поведенческих и эмоциональных нарушений у детей и коррекцию детско-родительских отношений, был представлен психолого-просветительский аспект работы, реализовавшийся в виде тематических бесед с детьми среднего и старшего подросткового возраста, а также с подростками, вступившими в фазу юношеского развития.

В рамках реализации подпрограммы «Солнечный мир» (ГУ РК «ЦСПСиД» г. Воркуты) проводилась работа по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними и реабилитации жертв насилия. С семьями, в которых были отмечены случаи жестокого обращения с ребенком, организовывались родительские собрания и встречи с целью профилактики насилия в семье, осуществлялась активная информационно-просветительская работа с населением.

В ГУ РК «ЦСПСиД» г. Ухты реализуется подпрограмма «Азбука права», направленная на информирование несовершеннолетних, родителей, проживающих в поселках, о социально приемлемых формах поведения, правах, гарантиях и обязанностях гражданина России. В рамках подпрограммы осуществлены комплексные выезды в поселки, где в школах были проведены занятия, включающие в себя интерактивную беседу с элементами сказок о правах, обязанностях и ответственности ребенка, познавательную викторину; психологом было проведено тренинговое упражнение, позволяющее устоять групповому давлению и даны правила поведения в подобной ситуации. В заключение всем школьникам были выданы информационные буклеты «Я – человек» с информацией об основных правах детей. Реализация подпрограммы позволила расширить информационное поле детей и родителей, ознакомить с социально одобряемыми формами поведения.



Организация летнего отдыха детей, а также групп дневного пребывания во время школьных каникул осуществлялась в рамках разработанных специалистами подпрограмм. Целью этих подпрограмм являлось укрепление здоровья детей из неблагополучных семей, детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, создание условий для интересного и разнообразного отдыха детей, профилактика аддиктивного поведения, формирование установок на здоровый образ жизни. В результате, помимо общего оздоровления, у несовершеннолетних был расширен круг общения со взрослыми и сверстниками, им предоставилась возможность изменения своей социальной роли в коллективе. Также повышен уровень знаний детей в области правоведения, культуры общения, культуры поведения, умения вести беседу, снижен риск социально опасных привычек, противоправного поведения. Несовершеннолетним привиты навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях для более успешной адаптации в социуме. Данная деятельность ведется практически всеми учреждениями социального обслуживания семьи и детей Республики Коми.

В отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних «Семья» ГУ РК «ЦСПСиД г. Сыктывкара» разработана и успешно реализуется подпрограмма «Зарница», направленная на патриотическое воспитание несовершеннолетних, целью которой является формирование у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей; профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних целевой группы.

Во многих центрах (отделениях) социальной помощи семье и детям Республики Коми в 2010 году были разработаны и реализованы подпрограммы, направленные на развитие добровольческого движения среди несовершеннолетних, в ходе которых дети не только занимаются практической деятельностью по оказанию помощи нуждающимся гражданам, организуют благотворительные акции, «трудовые десанты» и досуговые мероприятия, но и принимают участие в тематических занятиях. Данные занятия, которые проводятся в виде дискуссий, ролевых игр или бесед, позволяют волонтерам выработать различные умения и навыки, такие как умение работать в группе, применять приемы бесконфликтного общения, организовывать акции и т.д. Работа по развитию волонтерского движения активно ведется в отделении социальной помощи семье и детям ГУ РК «ЦСЗН Усть-Цилемского района», отделении психолого-педагогической помощи семье и детям ГУ РК «ЦСЗН Эжвинского района» и некоторых других. В процессе реализации программы развития добровольческого движения «Шаг вперед», существующего на базе ГУ РК «ЦСПСиД «Асыв» г. Сосногорска, были проведены различные благотворительные мероприятия и акции, а также занятия с несовершеннолетними, направленные на активизацию у них социальной инициативы. Активисты волонтерского движения «Школа социальной успешности», работающие под руководством специалистов ГУ РК «ЦСПСиД» Прилузского района, также принимали участие в организации благотворительных акций.

Реализация программ по профилактике употребления психоактивных веществ несовершеннолетними создает условия для формирования установок на здоровый стиль жизни и ответственное поведение личности; снижения риска употребления стимулирующих веществ подростками. Помимо бесед, лекций о необходимости ведения здорового образа жизни, тренингов, для детей и подростков были предусмотрены спортивные мероприятия. Проведение тренингов с использованием элементов видеотерапии, направленных на профилактику наркозависимости и правонарушений, развивает у подростков определенные жизненные сценарии, что позволяет им правильно расставлять жизненные приоритеты, увидеть опасность употребления наркотиков и в дальнейшем сделать осознанный выбор в сторону социально приемлемых форм поведения. Данные формы работы активно применялись в рамках реализации подпрограммы «Отдохнем с пользой» (ГУ РК «ЦСПСиД «Ассоль» г. Печоры, ГУ РК «ЦСПСиД «Альтернатива» Княжпогостского района и некоторых других).

С целью создания комплексной системы социально-психолого-педагогической реабилитации для восстановления или максимально возможной компенсации ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов для их социальной адаптации и интеграции в общество в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями «Надежда» ГУ РК «ЦСПСиД г. Сыктывкара» разработана и реализуется комплексная программа «Мир без границ!». В рамках программы предусмотрены занятия по адаптивной физической культуре, музыкальной и логопедической реабилитации, коррекции нарушенных психических функций или состояний, развитию мелкой моторики. Кроме этого, осуществляется деятельность клуба «Диалог» для детей-инвалидов с сохранным интеллектом, склонных к девиантому поведению, а также активное привлечение к процессу реабилитации несовершеннолетних их родителей.

Целью подпрограммы «Надежда», внедряемой ГУ РК «ЦСПСиД» г. Вуктыла, являлось оказание детям и подросткам с ограниченными возможностями квалифицированной социальной, социально-педагогической и психологической помощи, формирование у них максимально полной и ранней социальной адаптации и позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, труду; а также обеспечения взаимодействия специалистов отделения с родителями детей, имеющих отклонения в развитии, для осуществления непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации семьи и ребенка. Специалистами у детей были сформированы максимально полная и ранняя социальная адаптация и позитивное отношение к жизни, обществу, семье, обучению, труду, самообслуживанию. Также посредством обучения родителей необходимым реабилитационным методикам на дому повысилась эффективность реабилитационных процессов. Психологом проводилось тестирование по методикам профориентации, что позволило выявить потенциал профессиональных возможностей подростков с ограниченными возможностями. В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями ГУ РК «ЦСПСиД» Прилузского района функционирует группа поддержки «Особенный мир», целью которой является социальная поддержка семей, в которых воспитываются дети-инвалиды.

Подпрограмма социальной работы с семьями, воспитывающими детей, не посещающих ДОУ, «Карусель» реализуется в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних «Семья» ГУ РК «ЦСПСиД г. Сыктывкара». Работа с детьми ведется посредством детских игр, элементов психогимнастики, занятий, направленных на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения, способности к эмоциональному сопереживанию, установление контактов, формирование чувства внутренней устойчивости и доверия самому себе, навыков самовыражения и т.д.
Несмотря на трудности, возникающие в процессе реализации программ, которые связаны с невозможностью предоставления полного объема услуг жителям отдаленных поселков; отсутствием возможности оказать помощь, которую семьи воспринимают, как реальную (продукты питания, денежные средства, помощь в получении гражданства и т.п.) и некоторых других, специалисты учреждений социального обслуживания отмечают довольно высокую эффективность реализации комплексных программ.

В результате выполнения программных мероприятий были достигнуты следующие результаты:

- повышена эффективность деятельности и роль учреждений социального обслуживания семьи и детей в решении актуальных проблем различных категорий населения;

- у достаточно большого числа несовершеннолетних сформированы личностные качества и поведенческие навыки, предопределяющие выбор здорового образа жизни;

- проведена работа по формированию положительного психологического климата в семьях, оптимизированы отношения между ребенком и взрослым;

- создана система педагогических, психологических и социальных условий, способствующих развитию детей-инвалидов и интеграции их в общество;

- создана система круглогодичного оздоровления детей и подростков, воспитывающихся в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, через организацию групп дневного пребывания;

- организована трудовая занятость подростков в летний период, у несовершеннолетних сформирована позитивная мотивация к труду;

- снижена социальная напряженность путем предоставления консультативной помощи и мер социальной поддержки семьям и несовершеннолетним;

- повышен уровень социально-правового и психолого-педагогического просвещения населения и др.


В целом необходимо отметить, что реализация комплексных программ, разработанных специалистами учреждений социального обслуживания семьи и детей, позволила систематизировать проводимую деятельность, выявить оптимальные формы и методы работы с различными категориями населения, повысить качество предоставляемых услуг и их эффективность. Большая часть разработанных комплексных программ была пролонгирована и они будут реализовываться в 2011 году с некоторыми дополнениями и изменениями.




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница