Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании в свете современных требований



Дата22.02.2016
Размер41.5 Kb.
ТипРеферат
Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании в свете современных требований

Зарипова З.Ф., Республика Башкортостан г. Октябрьский,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ№8» zylfiazaripova@mail.ru
Актуальность данного исследования состоит в том, что современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей дошкольного возраста и внедрять альтернативные формы обучения в дошкольном образовании.



Цель. Изучить состояние современной системы отечественного дошкольного образования и исследовать состояние развития альтернативных форм обучения в дошкольном образовании. Предполагаем, что при имеющихся традиционных формах дошкольного обучения и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по запросам родителей, повышается уровень личностного развития ребенка и обеспечивается равная стартовая возможность при поступлении в школу.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения. Вместе с тем, в связи с резким сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста, с 2000 года начали развиваться вариативные формы дошкольного образования, а именно группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, и развернулись разработки программ для них.

Одной из основных задач дошкольных образовательных групп, наряду с развитием детей дошкольного возраста, является необходимая диагностическая работа с детьми 5 и 6-летнего возраста, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка. А также консультативная работа с родителями дошкольников, целью которой является выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для развития ребенка, подготовки к школе и выбора оптимальной модели обучения в начальной школе.

Перечисленные формы образования детей старшего дошкольного возраста можно разделить на три модели, положив в основу характер организации образовательного процесса: группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста);

Группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений.

В саду ребенок приобретает: умения рисовать, лепить, танцевать, читать, играть знания об окружающем мире, о профессиях, первые математические понятия, навыки самообслуживания, общественного труда, первый социальный опыт.

Таким образом, развитие ребенка в детском саду можно назвать всесторонним: малыш развивается как физически, так и умственно, а также идет развитие его эмоционально-волевой сферы; гармоничным: так как программа обучения и воспитания детей в детском саду ведется с учетом возрастных, психофизиологических особенностей ребенка (то есть, в каждой возрастной группе свои занятия по продолжительности, нагрузке и материалу).

Опираясь на эти требования, и надо подбирать альтернативу детскому саду. Первый вариант замены садика - группа неполного дня. Преимущества такого воспитания в том, что это тоже, самое, что и посещение детского садика. Ребенок также с утра приходит, играет с друзьями, занимается по программе с профессиональными педагогами, гуляет. То есть удовлетворяется потребность малыша и в общении, и в движении, и в получении новых знаний, умений. Может быть, два вида группы неполного дня: посещение специальной группы в саду, которая так и называется «группа неполного дня»; посещение обычной группы, но, по договоренности с воспитателем и заведующей, в таком режиме, как удобно родителям (но необходимо, чтобы посещение сочеталось и с общим режимом группы). Посещение обычной группы более предпочтительно, так как ребенка также можно привести и после дневного сна. Например, на дополнительные занятия по ритмике или английскому языку, которые чаще бывают во второй половине дня. Вариант второй: секции и кружки. Второй вариант замены обычного садика - это всевозможные секции и кружки, а также курсы для малышей. Они включают в свою программу в основном те же занятия, что и детском саду. Занятия в таких кружках не могут удовлетворить потребность детей в физическом развитии. Ну, и в-третьих, самое важное, что упускается из виду на таких «курсах» это общение. Его практически нет: ребенка привели, он позанимался, в перерыве (минут 20) поиграл с другими и все. Естественно, что, как и при первом варианте, важным условием при выборе формы занятия, является его место. Оно должно быть обязательно недалеко от дома, чтобы кроха не уставал по пути. При имеющихся традиционных формах дошкольного обучения и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по запросам родителей, повышается уровень всестороннего, индивидуального личностного развития ребенка и обеспечивается равная стартовая возможность при поступлении в школу. Изучив состояние современной системы отечественного дошкольного образования и, исследовав состояние развития альтернативных форм обучения в дошкольном образование, есть все основания считать, что в будущем тенденции к разнообразию дошкольных школьных учреждений будут усиливаться.



Литература:

1. "Конвенция о правах ребенка"

(Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН)

2. «Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников». Методическое пособие. М., 2006. 3. «Современные образовательные программы для дошкольных учреждений». Под редакцией Ерофеевой Т.И. М., 2007. 4. «Социально-экономические основания развития образования в России»

Обзорно-реферативный сборник.- М., ИПТ и МИО РАО, 2004.

5. Арапова-Пискарева Н. «О российских программах дошкольного образования» Ж Дошкольное воспитание № 8 2009. 6. Горькова Л.Г. «К вопросу о воспитании и обучении дошкольников»



Ж Начальная школа №6 2010. 7. Крулехт М. «Инновационные программы дошкольного образования»

Ж №5 Дошкольное воспитание 2006.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница